Научная статья на тему 'Педагогический потенциал борьбы самбо и дзюдо в реализации новых дисциплин и направлений физической культуры и спорта для профессиональной подготовки студентов нефизкультурного вуза'

Педагогический потенциал борьбы самбо и дзюдо в реализации новых дисциплин и направлений физической культуры и спорта для профессиональной подготовки студентов нефизкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PEDAGOGICAL POTENTIAL / СТУДЕНТЫ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ / STUDENTS OF NON-PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / ЕДИНОБОРСТВА / SINGLE COMBAT / ТЕСТОВЫЕ НАГРУЗКИ / LOAD TEST / ВУЗЫ / UNIVERSITIES / БОРЬБА САМБО / SAMBO / ДЗЮДО / JUDO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдин Д.С.

В статье обсуждаются новые возможности реализации педагогического потенциала физической культуры и спорта через введение в образовательный процесс современных и востребованных специальностей и дисциплин, раскрывающих актуальные потребности студентов в самовыражении и совершенствовании своей физической активности, стремлении к формированию гармоничной личности. Наиболее богатым ассортиментом методов и приемов при достижении задач по физической культуре и спорту, способных помочь в открытии истинных ценностей физической культуры обладает направление спортивных единоборств, прежде всего, борьбы самбо и дзюдо. Это связанно с тем, что борьба самбо есть вид единоборств, рождённый тренерами России, а дзюдо уже в течении многих десятков лет практикуется в странах Евразийского континента и является Олимпийским видом спорта. Полученные новые способы оценки общего уровня физической подготовленности студентов, свидетельствуют о возможности устранения недостатков в физическом развитии и активируют работу основных сфер сознания человека (эмоциональную, интеллектуальную и волевую) повышая компетенции студентов в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдин Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FIGHT OF SAMBO AND JUDO IN THE IMPLEMENTATION OF NEW DISCIPLINES AND DIRECTIONS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT FOR PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN A UNIVERSITY THAT IS NOT SPORT-ORIENTED

The article discusses new opportunities for the implementation of pedagogical potential of physical culture and sports through the introduction of modern and popular specialties and disciplines in the educational process, revealing the actual needs of students in self-expression and improving their physical activity, the desire to form a harmonious personality. The direction of combat sports, such as sambo and judo, has the richest range of methods and techniques in achieving the tasks of physical culture and sports that can help in discovering the true values of physical culture. It is connected with the fact that sambo wrestling is a type of single combat invented by trainers of Russia, and judo already within many decades is practiced in the countries of the Eurasian continent and is an Olympic sport. The new methods of assessing the general level of physical fitness of students indicate the possibility of eliminating shortcomings in physical development and activate the work of the main spheres of human consciousness (emotional, intellectual and volitional) increasing the competence of students in professional activities.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал борьбы самбо и дзюдо в реализации новых дисциплин и направлений физической культуры и спорта для профессиональной подготовки студентов нефизкультурного вуза»

ляется вопросам разработки концептуальных основ подготовки магистров в вузах России. Анализ работ В. Болотова, В. Козырева, Н. Комиссарова, С. Гончаренко дало возможность выделить основные концепции, на которых базируется реформирование высшего образования. Исходя из исследований В. Балашова, Г. Лагунова, Ю. Старостина, Ю. Фролова, Ю. Шленова можно сделать вывод, что концептуальная основа профессиональной подготовки базируется на непрерывности и преемственности стадий образовательного процесса и образовательно-профессиональных программ [1 - 5 и др.].

И. Шишова, сосредоточивая свой научный поиск на изучении особенностей становления и тенденции развития образовательного пространства Российской Федерации определяет актуальным факт, что современная Россия активно ищет свое место в сложном, полном противоречий мире. В условиях глобализации мирового развития, острого экономического кризиса, сложных социальных и политических условий российское образование продолжает развиваться достаточно быстрыми темпами, чему способствует и развитие законодательства Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы и другие нормативные акты, принимаемые в соответствии с ними, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Несмотря на полученные учеными результаты исследований, которые имеют неоспоримую теоретическую и практическую ценность, некоторые вопросы современных тенденций развития многоуровневого образования в РФ требуют систематизации и обобщения. Мировые интеграционные процессы, реагирования системы высшего образования на развитие наукоемких технологий во всех отраслях производства, нестабильная ситуация в сфере занятости населения, растущая конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего образования Российской Федерации практически во всех её сферах.

По концепции модернизации российского профессионального образования основная ее цель заключается в обеспечении разноуровневой и многопрофильной подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, таких, кто свободно владеет своей профессией и ориентируется в смежных отраслях деятельности, способен к постоянному профессиональному росту и самореализации.

Библиографический список

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступа к качественному образованию, что соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [5, с. 11].

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

• обеспечение инновационного характера базового образования;

• модернизация институтов системы высшего образования как инструментов социального развития;

• создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки специалистов;

• формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;

• участие в международных сравнительных исследованиях.

Острой проблемой высшей школы сегодня является организация процесса повышения квалификации населения с помощью системы непрерывного образования. Это, несомненно, способствует оптимизации профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, повышает уровень ее конкурентоспособности. Примером тому является Гжельский государственный университет, где на базе университет создана система последипломного образования, которая даёт возможность специалисту быть востребованным на рынке труда [6].

Система последипломного образования создает условия получения образования на протяжении всей жизни с приобретением таких базовых компетенций, как: умение работать в коллективе, готовность совмещать деловую карьеру с продолжением обучения, способность самостоятельно обрабатывать полученную информацию, принимать ответственные решения и тому подобное.

По нашему мнению, изменения института образования в значительной степени имеют объективно обусловленный характер. Они существенно зависят от государственной политики в сфере образования, в частности, интеграции в международные образовательные структуры, государственных расходов на сферу образования, степени охвата населения общим и высшим образованием, численностью учебных заведений и качеством преподавания в них и т.п.

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практикоориентированных образовательных концепций. Москва,1997.

2. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: монография. Москва, 2015.

3. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. Ответственный редактор Г.А. Ключарев. Москва, 2008.

4. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования: XXвек. Санкт-Петербург, 2014.

5. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования. Москва, 2015

6. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. Москва, 2014.

References

1. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka (vpoiskah praktikoorientirovannyh obrazovatel'nyh koncepcij. Moskva,1997.

2. Kvanina V.V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie otnoshenij v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Moskva, 2015.

3. Nepreryvnoe obrazovanie vpoliticheskom i 'ekonomicheskom kontekstah. Otvetstvennyj redaktor G.A. Klyucharev. Moskva, 2008.

4. Ogurcov A.P., Platonov V.V. Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya: Xx vek. Sankt-Peterburg, 2014.

5. Shishov S.E. Shkola: monitoring kachestva obrazovaniya. Moskva, 2015

6. Yagofarov D.A. Pravovoe regulirovanie sistemy obrazovaniya. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 27.03.18

УДК 796.07

Yudin D.S., postgraduate, Head of Department of Physical Education and Sports, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: yudin@siu.ranepa.ru

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FIGHT OF SAMBO AND JUDO IN THE IMPLEMENTATION OF NEW DISCIPLINES AND DIRECTIONS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT FOR PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN A UNIVERSITY THAT IS NOT SPORT-ORIENTED. The article discusses new opportunities for the implementation of pedagogical potential of physical culture and sports through the introduction of modern and popular specialties and disciplines in the educational process, revealing the actual needs of students in self-expression and improving their physical activity, the desire to form a harmonious personality. The direction of combat sports, such as sambo and judo, has the richest range of methods and techniques in achieving the tasks of physical culture and sports that can help in discovering the true values of physical culture. It is connected with the fact that sambo wrestling is a type of single combat invented by trainers of Russia, and judo already within many decades is practiced in the countries of the Eurasian con-

tinent and is an Olympic sport. The new methods of assessing the general level of physical fitness of students indicate the possibility of eliminating shortcomings in physical development and activate the work of the main spheres of human consciousness (emotional, intellectual and volitional) increasing the competence of students in professional activities.

Key words: pedagogical potential, students of non-physical education university, elective courses in physical culture and sports, single combat, load test, universities, sambo, judo.

Д.С. Юдин, аспирант, зав. каф. физического воспитания и спорта Сибирского института управления - филиала

РАНГХиГС, г. Новосибирск, E-mail: yudin@siu.ranepa.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БОРЬБЫ САМБО И ДЗЮДО В РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ДИСЦИПЛИН И НАПРАВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

В статье обсуждаются новые возможности реализации педагогического потенциала физической культуры и спорта через введение в образовательный процесс современных и востребованных специальностей и дисциплин, раскрывающих актуальные потребности студентов в самовыражении и совершенствовании своей физической активности, стремлении к формированию гармоничной личности. Наиболее богатым ассортиментом методов и приемов при достижении задач по физической культуре и спорту, способных помочь в открытии истинных ценностей физической культуры обладает направление спортивных единоборств, прежде всего, борьбы самбо и дзюдо. Это связанно с тем, что борьба самбо - есть вид единоборств, рождённый тренерами России, а дзюдо уже в течении многих десятков лет практикуется в странах Евразийского континента и является Олимпийским видом спорта. Полученные новые способы оценки общего уровня физической подготовленности студентов, свидетельствуют о возможности устранения недостатков в физическом развитии и активируют работу основных сфер сознания человека (эмоциональную, интеллектуальную и волевую) повышая компетенции студентов в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогический потенциал, студенты нефизкультурных вузов, элективные курсы по физической культуре и спорту, единоборства, тестовые нагрузки, вузы, борьба самбо, дзюдо.

Известно, что единоборства - естественная деятельность, обусловленная природой потребности человека в борьбе за выживание (В. Леви, 1983). Именно борьба легко определяет физическую готовность растущего человека к эффективному противодействию жизненным невзгодам и выживанию в экстремальных условиях бытия [1]. Такие виды борьбы как самбо и дзюдо способны гармонично развивать организм и сознание человека на всех этапах цикла его индивидуальной жизни, а спортивные группы и секции, работающие по этому направлению, имеются во многих российских вузах [2].

Процесс физического воспитания студентов современного вуза с использованием педагогического потенциала единоборств, требует актуализации содержания их обучения, особенно в нефизкультурных вузах и может быть использован для интегральной оценки качества их здоровья на любом уровне индивидуального развития [3]. Применение новых форм и средств физического воспитания, учитывающих интересы и актуальные потребности студентов, могут существенно повысить и эффективность учебного процесса.

Широкое влияние единоборств в формировании личности студента, по данным современной педагогики, происходит посредством объединения физической деятельности мышечного каркаса тела и различных форм сознания личности с часто используемыми методами и приемами телесноориентированной педагогики. Фундаментом формирования этого союза является установление тесной связи суставно-мышечного каркаса человека с его эмоциональным мозгом, в котором любое движение мышц обязательно меняет деятельность как минимум, еще двух сфер индивидуального сознания - интеллектуальной и волевой, что благодаря систематическим тренировкам способствует повышению эффективности и качеству обучаемости студентов, повышает их компетенцию при освоении будущей профессии [4].

Многолетний опыт практического применения различных видов и форм физической культуры и спорта в процессе обучения студентов показывает, что педагогический потенциал этой предметной дисциплины используется далеко не в полной степени. Это особенно хорошо видно на фоне специализации нефизкультурных вузов основам разнообразных видов единоборств, прежде всего, борьбы самбо и дзюдо. Педагогический состав, участвующий в подготовке команд единоборцев, давно обратил внимание на тот факт, что скоростно-силовая подготовка и сложная координация движений, носящая импульсный характер, ярко выявляют самые разные недостатки в физическом развитии спортсменов и помогают настроить учебно-тренировочный процесс, дополнив его новыми педагогическими методами и приёмами.

Например, с введением в таком вузе, как Сибирский институт управления (СИУ), филиал РАНХ и ГС, новой специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» у кафедры физического воспитания и спорта появилась возможность к реализации педагогического потенциала спортивных единоборств через дисциплину «специальная подготовка». Кафедрой разработана рабочая программа по реализации вышеизложенной дисциплины, а также организованна работа спортивных секций по борьбе самбо и дзюдо. Даже в начале своей реализации данная программа показала свою педагогическую значимость. Но, одновременно, она и выявила целый ряд проблем и противоречий в обеспечении усвоения студентами, практического материала при выборе направлений дисциплины «элективные курсы по физической культуре и спорту», в связи с использованием её для оценки уровня их общей физической подготовки с момента поступления их в СИУ - филиал РАНХиГС (обучение на 1-ом курсе).

Выявленные проблемы и противоречия в обучении студентов по дисциплине «специальная подготовка», привели к тому, что большая часть, проводимых практических занятий была посвящена: освоению студентами технических приёмов акробатики, упражнениям на гибкость и специальным скоростно-силовым упражнениям требующих хорошей координации движений.

Основой совершенствования тренировочного процесса, в описываемом случае, служили данные предварительного индивидуального тестирования общего уровня физической подготовки первокурсников к занятиям единоборствами. Главными показателями физической подготовленности студентов стали: сила, ловкость (координация движений), быстрота, гибкость, скорость и выносливость.

Тестовыми нагрузками для студентов (юноши и девушки), пришедшей в секции единоборств (борьба самбо и дзюдо), а также по дисциплине «специальная подготовка» были:

Оценка техники выполнения несложных танцевальных движений, где проверялось умение координировать движение частей тела и его гибкость.

Характер поведения в обычных, мало-профессиональных спортивных играх, где проводилась дополнительная оценка способности к координированным движениям, а также скоростные качества занимающихся, ловкость, быстрота движений.

Результат и характер движений при занятиях в 25-метровом бассейне, в условиях групповых соревнований, когда оценивалась общая выносливость, сила, скорость преодоления коротких водных дистанций.

Дополнительным тестом в оценке перечисленных выше качеств, имеющихся у начинающих спортсменов, стал вариант имитации технического элемента, встречающегося в каждом из

единоборств (проведение броска или простого акробатического движения,такжеиспользуемаго в борьбе самбой дзюдо).

Подводя итоги проведённых тестовых заданий, отметим близость ипдисидуальныхфозичеасихрезультаттв а тахниче-ского качества выполнения предъявленных нагрузочных тестов у большинство,учасопующих в иппыполнении. ЛебовьшоПпро-цент отличий в характере выполнения нагрузочных тестов, по их мнению, срсли л себе генде^ьмхаректер, и6усио вдвквый условиямилптдпой,[^-^лвлреР мт^в^с^оенег^г^щ^еИ иоргоповинй будущих оеудендовисеклворегюрливногесоеоршеюеорования и в разном пвтоело геее сооммоповев ыВвсиамых им и елекавв ные курсов по физической культуре и спорту, после поступления в СИУ - филиалРрНХи ГС.

выполнение данного действия по ряду причин, связанных, с ф изивоаккУЫcРлoвoй)нeпoы-oсоплрннo стью составила порядка 15% и оставляла желать лучшего. У юношей, напротив, общая кг^^р^авотктеч1^(^^(^го выаелнеее руоска на 85% оценивалась как достаточно уверенно и получало символ - «отлично», но вот осеронаоьхлики сеполнерия(имисация выполнения) этого действия выглядела «неудовлетворительно» у 80% и принималась с рядом.аорой со^ёрных земтааний ое поводу плохой координа-цюкмвиждютвкньпуcю,рepюниxюнижуих конечностей. Результа-тр^ндьвддовпнного тнрти^ванияьредставлены на рисунке 2. Баеейдопспоеннык имиошибоксрзывалась отсутствие достаточной гибкости их тела и негармоничное развитие мышечного каркаса.

Результаты тестовых испытаний

100

90

90 85

80 ^В ^В 75

ll ll IIII

0 техника выполнения танцевальных движений спортивные игры плавание имитация бросоа

■ юноши 55 85 60 55

и девушки 90 50 55 7 5

■ юнош и ■ девушки

Рис.1.Результаты тестовыыь испытаний (в %)

Примерами различий, индивидуальною результате в тости-рования, могут служить следующие из них: например, при выполнении допол нительаого тестирования у 90% девушек имитация технического элемента борьбы (бросок, акробатическое действие) определялась как «отличная», а вот практическое

Собранные на кафедре физического воспитания и спорта СИУ - филиала РАНХиГС материалы подтвердили выводы О.В. Долганова. (2006) о том, что 32% студентов до прихода в секцию борьбы никогда не занимались единоборствами, 47% из них отметили, что занятия физической культурой и традицион-

85%

| имитация броска | практическое выполнение

девушки

Рис. 2. Результаты индивидуального тестирования (в %)

ные направления спорта в школе, по их мнению, не вызывали у них большого интереса (но спортом занисаться хотели бы) и только 21% респондентов занимались в группах спортивного совершенствования по видам спорта. Этот вывод был сделан на основе опроса 120 человек, поступивших на обучение в Сибирский институт управления, из числа которых 45% были девушки и55%юноши. Результаты опроса представлены на рисунке 3.

ского воспитания в нефизкультурных вузах. Единоборства позволяют как раскрыть, так и реализовать реальные и потенциальные творческие возможности студенческой молодежи, приобщая их к физкультурно-спортивной деятельности вуза и соблюдению принципов здоровогообразажизни [6].

Направления по выбору дисциплины элективные курсы по физической культуре и спорту в нефизкультурном вузе

Рис. 3. Результаты опроса (в %)

Вышеизложенное исследование позволяет говорить о том, что даже начальное использование технических элементов единоборств (акробатика, броски) в нестандартном направлении, в привязке с нагрузочными тестами (танцевальные движения, спортивные игры, плавание), может быть простым и надежным способом в оценке общей физической подготовленности студентов нефизкультурного вуза. Исследование делает акцент, какая именно работа с физическими характеристиками студента может быстро гармонизировать существующие в нем природные соотношения мышечного каркаса тела, эмоционального мозга, интеллектуальной и волевой сфер сознания [5]. Все это в новом свете открывает возможности применения педагогического потенциала единоборств для повышения эффекта качества профессиональной компетенции специалистов, учащихся нефизкультурного вуза.

Полученные новые способы оценки общего уровня физической подготовленности студентов, свидетельствуют о том, что введение нового спортивного направления как единоборства, способно помочь в достижении больших успехов в решении задач обучения, воспитания и физического развития студентов по сравнению с традиционными подходами организации физиче-

Библиографический список

существуют как отдельная учебная дисциплина и в своём практическом применении играет важнейшую роль в целостном развитии личности студента. Представленный фактический материал позволяет говорить о том, что существующие на сегодняшний день подходы к решению проблем развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях страны остаются привязанными к выбору традиционных видов спорта и не отражают полноты картины самореализации студентов в популярных среди молодежи видах спорта и направлений физических упражнений. Одна из главных задач кафедр физического воспитания и спорта в нефизкультурных вузах страны, реализовать и развить скрытые спортивно-массовые возможности в выборе направлений элективных курсов по физической культуре и спорту, актуализировав спортивные направления для истинных ценностей физической культуры и спорта, ее роли в успехе овладения специальностью, ради которой они обучаются в том или ином вузе. Практика оценки роли дисциплины «специальная подготовка» и направления единоборства показывает на важнейшую значимость этих учебных дисциплин для формирования у студентов будущих профессиональных компетенций.

1. Леви В. Нестандартный ребёнок. Москва; 1983.

2. Троянов К.В. Методика начальной подготовки по борьбе самбо в процессе физического воспитания студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

3. Долганов О.В. Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе занятий борьбой дзюдо. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2006.

4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью. Теория и практика физической культуры. 1997; 6: 10 - 15.

5. Чумаков Е.М. Методика обучения борьбе самбо: методическое письмо. Москва, 1957.

6. Спортивно-педагогическая адаптология борьбы самбо: методические рекомендации. С.В. Елисеев, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков. Москва: ЗАО фирма «ЛИКА», 2004.

References

1. Levi V. Nestandartnyjrebenok. Moskva; 1983.

2. Troyanov K.V. Metodika nachal'noj podgotovki po bor'be sambo v processe fizicheskogo vospitaniya studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

3. Dolganov O.V. Organizaciya fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti studentov vuzov v processe zanyatij bor'boj dzyudo. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2006.

4. Lubysheva L.I. Sovremennyj cennostnyj potencial fizicheskoj kul'tury i sporta i puti ego osvoeniya obschestvom i lichnost'yu. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 1997; 6: 10 - 15.

5. Chumakov E.M. Metodika obucheniya bor'be sambo: metodicheskoe pis'mo. Moskva, 1957.

6. Sportivno-pedagogicheskaya adaptologiya bor'by sambo: metodicheskie rekomendacii. S.V. Eliseev, V.N. Seluyanov, S.E. Tabakov. Moskva: ZAO firma «LIKA», 2004.

Статья поступила в редакцию 05.04.18

УДК 314

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: krivih71@yandex.ru

SOCIAL AND EDUCATIONAL CHARACTERISTICS AND NEEDS OF THE RETIRED PEOPLE. The analysis of a problem of aging population in Russia actualizes a problem of finding the ways to continue active life for the pensioners, to define modern forms, technologies and methods of supporting elderly people. One of the forms of support for the retired is believed by the author of the paper to be the stimulation of their additional education. The article studies educational problems of people of the retirement age and reveals their educational features and needs. The article analyzes the different life strategies of elderly people in Russian and foreign research works in terms of their social and educational needs.

Key words: retired people, social and educational needs and their specifics.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф. каф. воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: krivih71@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ

Анализ проблемы старения населения России актуализирует проблему поиска продолжения активной жизни пенсионеров, обоснования современных форм, технологий и методов поддержки людей старшего поколения. Одной из форм поддержки пенсионеров автор считает стимулирование их дополнительного образования. Статья посвящена образовательным проблемам людей пенсионного возраста, автором раскрываются их образовательные особенности и потребности. В статье анализируются различные жизненные стратегии пожилых людей, описанные отечественными и зарубежными авторами, с точки зрения их социально-образовательных потребностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: пенсионеры, социально-образовательные потребности и особенности.

«Старение России» - новая социальная проблема, требующая поиска современных технологий, форм и методов поддержки старшего поколения, которая не может быть сведена только до повышения пенсий с учетом уровня инфляции. Прекращение или ограничение трудовой деятельности, смена образа жизни и ценностно-смысловых ориентаций (не говоря уже о возникновении социально-бытовых и финансовых затруднений в жизни) и затрудненная адаптация к новым социальным условиям жизни, - все это приводит к изменению социального статуса человека в старости, что необходимо учитывать на всех уровнях содействия его жизнедеятельности.

Одной из важных стратегий развития современного общества является образование на протяжении всей жизни. В связи с тем, что количество пенсионеров в России с каждым годом увеличивается на один миллион, обучение людей пенсионного возраста становится крайне актуальной проблемой. По прогнозам Федеральной службы государственной статистики, к 2020 году в России на 79 млн. трудоспособных граждан будет приходиться 36 млн. пенсионеров.

Определение возраста общества, возраста человека важно и при рассмотрении социально-демографических проблем. Исторически к вопросам периодизации подходили с различных подходов, это связано с условиями, в которых проживает человеческое общество. Низкий уровень развития цивилизации означает и низкий уровень медицины, степень развития сельского хозяйства и промышленности, что означает также и невысокую продолжительность жизни, вследствие этих условий различаются и подходы к возрастной периодизации.

В философской, демографической и психолого-педагогической литературе встречаются разные дефиниции, связанные с возрастом человека: «пенсионный возраст», «пожилой возраст», «третий возраст», «серебряный возраст», «социальный возраст», «социальная старость» и т. д. Сегодня в мировой науке нет четкой возрастной периодизации жизненного пути. Многими учеными понятие «третий возраст» отождествляется с пенсионным возрастом, однако, учитывая то, что в разных странах возрастные рамки пенсионного возраста ощутимо разнятся. Пенсионный возраст или «третий возраст» человека - особый период свободной, но еще активной жизнедеятельности, открывающейся с выходом человека на пенсию. В последнее время в некоторых работах зарубежных авторов можно встретить еще и «четвертый возраст» - возраст не очень активной, однако умудренной, благородной старости.

Социальный возраст тесно связан с календарным возрастом, так те или иные формальные социальные роли или статусы индивида определяются законодательством с учетом теоретически определяемой степени развития человеческого организма и психики и готовности его к выполнению определенных социальных ролей (среднеожидаемый вариант).

Социальная старость - социальный возраст людей, который может наступить и в сравнительно молодой период жизни человека. В настоящее время люди пенсионного возраста являются одной из самых многочисленных социальных групп населения на планете. Сегодня феномен социальной старости тесно связан с возрастом всего сообщества на планете.

Рассуждая о психологическом возрасте человека, Д.И. Фельдштейн определяет его как «сложное понятие, связанное с творческой продуктивностью, с кругом социальных ролей, пространством взаимоотношений, со степенью активности и значимости такой активности в реальной организации и развитии общества. Ведь старость - не просто итог, но логическое продолжение всей предшествующей жизни, когда человеком проверяется, насколько она была удачной, достойной» [1, с. 6]. Ученый подчеркивает, если задачи преодоления физической старости сложно решаемы (по крайней мере, сегодня), то вполне под силу улучшить человеческую жизнь, продлевая психологический возраст, развивая психологическую устойчивость к процессу старения, «эти возможности основаны, во-первых, на внутреннем саморазвитии, во-вторых, на укреплении гуманного отношения к старости - не снисхождении, а уважении и восхищении пожилыми людьми, сохраняющими энергию жизни, творчески реализующими её» [1, с. 9].

С.И. Змеев определил основную отличительную черту людей пенсионного возраста, которая следует за выходом на пенсию как обретение нового «я» [2]. Ведущей деятельностью людей пенсионного возраста становится поиск «самого себя в новом качестве», проба сил в новых видах деятельности (в домашнем хозяйстве, воспитании внуков, общественной деятельности, творчестве), ввиду большого количества свободного времени появляются новые хобби и увлечения. Появляется потребность осмыслить свою прежнюю жизнь, передать свой опыт подрастающему поколению, многие люди пенсионного возраста начинают писать мемуары, воспоминания. Люди пенсионного возраста часто стремятся подтвердить чувство собственной полезности обществу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения».

Рассматривая данную проблему в контексте геронтопсихо-логии, К.К. Платонов обращал внимание на «социальную жизненную перспективу» лиц пенсионного возраста, когда соотносил в структуре личности роль биологических и социальных детерминант, как факторов развития личности [3]. Среди них можно выделить следующие детерминанты, оказывающие влияние на социальную активность личности в пенсионном возрасте:

1. Потребностно-мотивационная сфера личности. Интересы, увлечения и мотивы, с которыми связано поведение человека в различные периоды его жизни. Активизация личностью реализации данной подструктуры раскрывает новые перспективы в жизненном пространстве и повышает уровень когнитивного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.