УДК 332.14(479.25)
НЕОБХОДИМОСТЬ СУБСИДИРОВАНИЯ И ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ Needs for subsidies and provision of government support for agriculture
А. С. Арутюнян, кандидат экономических наук, доцент Национального аграрного университета Армении
(Республика Армения, г. Ереван, ул. Теряна, д. 74)
А. С. Лалаян, кандидат физико-математических наук, доцент Уральского государственного аграрного университета
(г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)
Рецензент: Б. А. Воронин, доктор юридических наук, профессор Уральского государственного аграрного университета
Аннотация
Статья посвящена проблеме субсидирования сельского хозяйства с целью обеспечения экономической и продовольственной безопасности Армении, дальнейшего развития сельского хозяйства, стабилизации социально-политической ситуации в стране. В Республике Армения политика субсидирования сельского хозяйства имеет конкретные механизмы реализации. Государственная поддержка сельского хозяйства не ограничивается лишь выдачей денежных субсидий непосредственно землепользователям. Она включает определенный объем субсидий для приобретения сельхозтехники, химикатов, удобрений, высокопродуктивного крупного рогатого скота, а также субсидирование процентных ставок по кредитам. Основная цель программы, осуществляемой Министерством сельского хозяйства Республики Армения, - субсидирование из государственного бюджета 10 % ставки по кредитам, что будет способствовать диверсификации рисков размещения кредитов в проблемных регионах и стимулированию хозяйственной деятельности на их территории, особенно в сфере сельского хозяйства и агротуризма, а также развитию инфраструктуры, способствующей интенсификации сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: сельское хозяйство, субсидирование, государственная поддержка.
Summary
The article is devoted to agricultural subsidies with the aim of ensuring economic and food security of Armenia, further development of agriculture, stabilization of socio-political situation in the country. In the Republic of Armenia agricultural subsidy policy has specific implementation mechanisms. State support of agriculture is not limited to the issuance of money subsidy directly to the land users. It involves a certain amount of subsidies for the purchase of agricultural machinery chemical fertilizers, high-yielding cattle, as well as interest rate subsidies on loans. The main objective of the program carried out by the Ministry of Agriculture of the Republic of Armenia - 10 % subsidizing interest rates on loans used by the state budget, which will contribute to the diversification of risks placing loans in troubled regions and simulation of economic activity on their territory, especially in agriculture, agrotourism for the development of infrastructures to facilitate the intensification of agricultural production.
Keywords: agriculture, subsidies, government support.
Будучи одним из широко распространенных в мире действенных механизмов поддержки сельского хозяйства, субсидирование, однако, выступает новым явлением для Республики Армения. Способствуя расширению сельскохозяйственного производства и повышению эф-
фективности использования экономических ресурсов, оно помогает крестьянину развивать хозяйство и увеличивать доходы.
В условиях рыночной экономики при наличии разнообразных видов собственности и методов хозяйствования, либерализации цен на товары и услуги наиболее целесообразной и эффективной становится политика государственной поддержки сельского хозяйства.
Международный опыт показывает, что субсидирование сельского хозяйства признано объективной необходимостью вследствие следующих основных причин.
1. Сельское хозяйство признано стратегической отраслью национальной экономики, в которой продовольственная самодостаточность смягчает угрозы продовольственной безопасности страны в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Сельскохозяйственное производство напрямую зависит от природных факторов, которые ограничивают возможности диверсификации производства и создают неравные условия для развития крестьянских хозяйств.
3. Сельское хозяйство - многофункциональная отрасль, которая не ограничивается только лишь производством продуктов. Оно одновременно способствует развитию сельских населенных пунктов, регулированию демографических процессов, обеспечению жизнедеятельности населения, сохранению природных ландшафтов и экосистем.
4. Сельскохозяйственная отрасль не только снабжает своей продукцией население, пищевую и легкую промышленность, но и является крупнейшим потребителем товаров и услуг, тем самым оказывая существенное влияние на структуру экономики, ее рост и развитие. Поэтому в макроэкономическом разрезе очень высок эффект мультипликатора (акселератора) инвестиций в сельское хозяйство. Кроме того, население страны и ее экономика чутко реагируют на спад в сельском хозяйстве.
5. Сельскохозяйственная продукция производится в различных природно-климатических условиях, цены на нее различны и нестабильны, поэтому с точки зрения экономической и продовольственной безопасности Республики Армения необходимо разработать долгосрочную стратегию импортозамещения продовольственных товаров.
Указанные причины считаются весомым аргументом для внедрения программы субсидирования сельского хозяйства с целью обеспечения экономической и продовольственной безопасности Армении, дальнейшего развития сельского хозяйства, стабилизации социально-политической ситуации в стране.
На основании принятого правительством Республики Армения постановления от 27 октября 2005 г. № 2310-Н «Концепция направлений и механизмов субсидирования сельского хозяйства» Министерство сельского хозяйства соствило перечень мероприятий, поэтапно осуществляемых в данной отрасли.
В 2007 г. первая опытная программа субсидирования была апробирована в двух общинах Армении, а в 2008 г. этой программой были охвачены уже 250 общин.
Известно, что в условиях рынка формируются свободные экономические отношения, благодаря которым выявляются конкурентные возможности каждого региона. Однако не всегда эти возможности одинаковы для всех регионов. В некоторых из них производство не только не рентабельно, но даже не компенсирует сделанные в него вложения, в результате чего возникает необходимость разработки особых подходов. Несмотря на то, что за последние годы проведена ощутимая работа по оказанию содействия землепользователям, предпринимаемые меры оказываются недостаточными. Как результат, существенным образом сокращаются обрабатываемые площади, что приводит к ухудшению социальных условий населения и, как следствие, к росту эмиграции, резко сокращающей число активных работников в сельскохо-
зяйственной отрасли. Принятая в этих условиях правительством Республики Армения концепция государственного субсидирования позволила землепользователям в определенной степени активизировать свою деятельность. Из госбюджета производятся безвозмездные отчисления денежных средств землепользователям, причем размеры и объемы субсидий бывают обусловлены некоторыми особенностями, которые оговорены Министерством сельского хозяйства и утверждены правительством РА.
В концепции отмечены общие подходы к субсидированию, предпочтительные направления и направления, включенные в пилотные программы. После утверждения концепции были уточнены цели и задачи субсидирования.
Цель предоставления субсидий - организация работ по возделыванию сельскохозяйственных культур и уходу за ними, выращиванию многолетних насаждений (виноград и плодовые культуры). Хозяйствующие субъекты, субсидируемые государством, обязаны обрабатывать посевные площади, проводить необходимые агротехнические мероприятия и обеспечивать по сравнению со средними показателями для данной сельскохозяйственной зоны более высокие урожаи культур.
Политика субсидирования сельского хозяйства в Республике Армения преследует определенные цели и задачи, а также имеет конкретные механизмы реализации.
Исходя из вида субсидирования процесс должен осуществляться в следующей последовательности.
1. Крестьянские хозяйства и хозяйствующие субъекты оповещаются о порядке предоставления субсидий и его условиях (в этом вопросе основные функции должны выполнять центры содействия сельскому хозяйству при областных администрациях и органы местного самоуправления).
2. Крестьянские хозяйства составляют заявки на получение субсидий и представляют их в Министерство сельского хозяйства РА. После их рассмотрения и необходимых доработок заявки поступают в областные администрации.
3. Областные администрации при активном участии центров содействия сельскому хозяйству и структур кадастра недвижимости перепроверяют представленную документацию и в окончательном виде направляют ее в Министерство сельского хозяйства.
4. Заключения и расчеты, касающиеся субсидирования в масштабе областей, регионов и общин, представляются в министерства финансов и экономики для включения в среднесрочные расходные программы и годовые бюджетные расходы.
5. Министерство сельского хозяйства выделяет субсидии, которые в целях исключения коррупционных рисков целесообразно внедрять в крестьянских хозяйствах без посредников, непосредственно через банковскую систему. Субсидирование призвано содействовать получению результатов не только экономического, но и социального характера. Социально-экономические результаты, ожидаемые от реализации концепции субсидирования сельского хозяйства, достаточно высокие. Они направлены на создание дополнительных условий для преодоления бедности в среде сельского населения. Благодаря частичному субсидированию в сельском хозяйстве будут возможны следующие положительные перемены:
- в значительной степени сократится площадь неиспользуемых или испольуемых не по целевому назначению пахотных земель;
- повысится эффективность использования земельных и трудовых ресурсов;
- будут стабилизированы сырьевая база и объемы производства тех предприятий, которые заняты переработкой сельскохозяйственной продукции, что будет иметь существенное значение для улучшения макроэкономических показателей страны;
- применение механизма субсидирования позволит сформировать предпосылки для организации повсеместного учета в сельском хозяйстве;
- будут созданы возможности для предпочтительных видов профессиональной ориентации и регулирования объемов производства в соответствии с требованиями рынка;
- применение механизма субсидирования позволит расширить базу налогообложения, что в свою очередь окажет положительное влияние на развитие сельских общин;
- повысится степень продовольственной безопасности, снизится уровень бедности в стране и т. д.
Государственная поддержка сельского хозяйства не ограничивается лишь выдачей денежных субсидий непосредственно землепользователям. Она включает определенный объем субсидий для приобретения сельхозтехники, химикатов, удобрений, высокопродуктивного крупного рогатого скота, а также субсидирование процентных ставок по кредитам.
Так, еще в 2008 г. выдача правительством РА субсидий для приобретения удобрений преследовала цель предотвратить рост рыночных цен. Удобрения предоставлялись крестьянским хозяйствам по сниженным ценам. К примеру, уже в течение нескольких лет крестьянские хозяйства приобретают одну тонну азотных удобрений за 74 тыс. драмов, а разница рыночной цены возмещается правительством. Последнее выделило Министерству сельского хозяйства из резервного фонда 120 млн 394 тыс. драмов для приобретения необходимых 7082 т азотных удобрений и предоставления землепользователям. За каждую тонну крестьянину выплачивается субсидия в размере 17 тыс. драмов [1].
Для реализации программы государственной поддержки в июле 2013 г. правительство РА решило предоставить Министерству сельского хозяйства более 3 млрд 18 млн драмов для приобретения дизельного топлива и азотных удобрений по доступным ценам. Благодаря этому за каждые 50 кг из ввезенных в Армению 27 тыс. т азотных удобрений землепользователи заплатили 6000 драмов, а за каждый литр из 17 млн т дизельного топлива - 350 драмов. Министерству финансов было поручено также предоставить ПО «Берриутюн» бюджетный кредит в размере 3 млн драмов для приобретения азотных удобрений [2].
Программы субсидирования животноводства предусматривают содействие крестьянам в приобретении высокопродуктивных коров и молодняка с целью повышения эффективности и уровня интенсивности этой отрасли. При содействии правительства Министерством сельского хозяйства завезено несколько сот голов крупного рогатого скота, дающих в среднем ежедневно 29 л молока жирностью 4,2 %. Поскольку спрос на этих животных в стране достаточно высок, завозимые из-за рубежа коровы или молодняк предоставляются крестьянам, обязующимся, в свою очередь, возместить в течение четырех лет их денежную стоимость: в первый год банку выплачиваются 10 % стоимости животного, во второй год - 20 %, в третий - 30 %, и на четвертый год выплачиваются остальные 40 %.
Специалистами подсчитано, что завезенные 40 тыс. голов молодняка в течение двух лет могут дать 80 тыс. высокопродуктивных коров со среднегодовым удоем молока от одной коровы в 4000 кг. Это позволит перерабатывать 100 тыс. т молока для получения 72%-ного сливочного масла «Крестьянское», что удовлетворит потребительский спрос населения страны.
В 2014 г. с целью дальнейшего развития животноводства при государственной поддержке было организовано 30 племенных хозяйств; из них 18 - крупного рогатого скота, 8 овцеводческих и 4 свиноводческих. В планах правительства Армении в ближайшие годы добиться 100%-ной самообеспеченности в отрасли птицеводства. В 2008 г. этот показатель был равен 35 %.
Существенная часть государственных средств идет на развитие необходимой инфраструктуры, к которой относится, например, установка и эксплуатация противоградовых станций. С 2005 г. действует программа по их установке за счет государственных средств. В 2009 и 2010 гг. в Араратском и Армавирском марзах (областях) было установлено 107 противогра-довых станций на общую сумму 700,2 млн драмов.
Одной из главных предпосылок устойчивого развития агропродовольственной системы является обеспеченность финансовыми ресурсами, одним из основных источников которых выступает кредитование. В настоящее время из-за высоких процентных ставок предоставляемые кредиты почти не доступны многочисленным хозяйственникам, поэтому и в данной сфере возникает необходимость в государственной поддержке. Это позволит повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках местной сельскохозяйственной продукции и получаемых после ее переработки продовольственных товаров. Подобная политика обусловлена также необходимостью постепенного перехода от системы кредитных льгот в сельскохозяйственной отрасли к денежному субсидированию, что исходит из принятых Арменией обязательств в рамках членства в ВТО.
Перерабатывающая сельскохозяйственное сырье промышленность, которая имеет возможность экспортировать разнообразные товары (консервы, коньяк, вина, другие алкогольные напитки, молочные и мясные продукты и т. д.), также нуждается в широком привлечении инвестиций, в том числе кредитных ресурсов, что имеет стратегическое значение с точки зрения продовольственной безопасности страны.
Основная цель программы, осуществляемой Министерством сельского хозяйства Республики Армения, - субсидирование 10 % ставки по кредитам из государственного бюджета, что будет способствовать диверсификации рисков размещения кредитов в проблемных регионах и симулированию хозяйственной деятельности на их территории, особенно в области сельского хозяйства, агротуризма, для развития инфраструктуры, способствующей интенсификации сельскохозяйственного производства. Для реализации этой программы из госбюджета выделено 100 млн драмов, что будет соответствовать субсидированию одного миллиарда кредитных ресурсов.
По расчетам специалистов, в результате частичного субсидирования предоставляемых в этой сфере кредитов появилась возможность повысить уровень кредитоспособного спроса, что приведет к более высоким темпам роста валового продукта. В настоящее время ставка по кредитам составляет 15-17 %. В сельскохозяйственной отрасли из-за пока еще низкого уровня рентабельности, высокой степени ликвидности залога, недостаточности кредитных ресурсов, с одной стороны, и повышенного спроса на кредитном рынке - с другой, многочисленные крестьянские хозяйства не имеют возможности получать кредиты. Поэтому частичное субсидирование ставки по кредитам экономически обоснованно и отвечает требованиям времени. Это показало изучение опыта стран с переходной экономикой. По оценкам специалистов, спрос на приобретение краткосрочного и среднесрочного кредитов по доступным годовым ставкам в размере 7-10 % в сельскохозяйственной отрасли Республики составляет примерно 150 млрд драмов, из которых в растениеводстве - 95, в животноводстве -55 млрд драмов. В этой отрасли наряду с ростом экономики будет повышаться спрос на кредиты, что составит около 24 % от ежегодного валового продукта (в растениеводстве - 21, в животноводстве - 27 %).
Субсидирование ставок по кредитам отвечает также требованиям ВТО, согласно которым предусматриваются обеспечение доступности внутреннего рынка, исключение субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции, ликвидация технических барьеров в торгов-
ле и всего того, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности агропродовольст-венного комплекса страны.
Таким образом, от сельскохозяйственного субсидирования ожидаются следующие результаты:
а) подъем эффективности отрасли, рост удельного веса средних и крупных товарных хозяйств;
б) повышение уровня продовольственной безопасности страны и сокращение бедности в среде сельского населения;
в) повышение конкурентоспособности отрасли на внутреннем и внешнем рынках;
г) повышение эффективности использования природных, трудовых и материально-технических ресурсов;
д) стабилизация сырьевой базы перерабатывающих предприятий, создание необходимых предпосылок для улучшения продовольственной безопасности и торгового баланса.
В некоторых случаях результаты, ожидаемые от предоставления землепользователям субсидий, могут быть отмечены уже в текущем сельскохозяйственном году (например, приобретение семенного материала, дизельного топлива, удобрений и т. д.). А в таких случаях, как приобретение высокопродуктивных сельскохозяйственных животных, субсидирование ставок по долгосрочным кредитам окажется результативным в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Таким образом, результаты субсидирования создадут дополнительные предпосылки для развития сельскохозяйственного производства и повышения жизненного уровня сельского населения.
Библиографический список
1. Поддержка землепользователей // Айастани Анрапетутюн. 2008. 24 апр.
2. Оказание поддержки землепользователям // Айастани Анрапетутюн. 2013. 8 февр.
3. Михайлюк О. Н. Формы государственной поддержки субъектов хозяйствования АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 7. С. 36-39.