т
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
УДК 338.43
Виктор Андреевич Самородский,
доктор экономических наук, профессор, Ольга Валерьевна Исаева,
аспирантка,
Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, г. Смоленск
Viktor A. Smorodsky,
doctor of economic sciences, professor,
Olga V. Isaeva,
graduate student,
Smolensk state agricultural academy, Smolensk
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ В 2016-2018 ГОДЫ
В представленной статье рассматриваются перспективы развития сельского хозяйства в России в 2016-2018 гг. Сельское хозяйство оказалось одной из немногих отраслей, где объемы кредитования не продемонстрировали резкого падения, несмотря на серьезное сжатие кредитного рынка в условиях ужесточения монетарной политики. Данные ЦБ показывают, что банки в прошлом году существенно нарастили в своих портфелях кредиты компаниям сельского хозяйства — с 1,7 до 2,1%. Согласно прогнозам, уже в текущем году динамика цен на глобальном рынке продовольствия начнет выправляться, что будет означать, вероятно, в целом более высокие цены на продукцию отрасли в следующем году. Реализация ряда государственных программ развития сельского хозяйства дала определенные результаты. Однако сокращение объемов мировой торговли, резкое ухудшение экономических условий свели на нет результаты мер государственной поддержки. При текущих условиях, когда самые низкие эффективные ставки по инвестиционным кредитам в мясном и молочном скотоводстве (6-10% годовых), а в растениеводстве — 9-13%, это практически невозможно, учитывая, что рентабельность в среднем по отрасли в несколько раз ниже. Однако изменение схемы кредитования сельскохозяйственной отрасли, в результате которого именно банки-кредиторы станут получателями субсидий, будет способствовать неэффективному распределению средств ввиду возникновения «конфликта интересов». В соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства, госсубсидии предназначены сельхозтоваропроизводителям и должны быть адресными и эффективными.
Summary
The article discusses the prospects of development of agriculture in Russia in the years 2016-2018. Agriculture was one of the few industries where lending volumes have not demonstrated a sharp fall, despite a significant compression of the credit market under conditions of monetary policy tightening. Central Bank data show that banks in the past year significantly increased their portfolios of loans to companies of agriculture from 1.7 to 2.1%. According to forecasts, in the current year dynamics of prices on the global food market will begin to improve, which would mean, probably, in General, higher prices for the industry next year. The implementation of a number of state programs of development of agriculture has brought certain results. However, the decline in world trade, a sharp deterioration in economic conditions negated the results of the measures of state support. Under current conditions, when the lowest effective rates on investment loans in beef and dairy cattle (6-10% per annum), and in crop — 9-13%, it is almost impossible, given that the profitability of the industry average is several times lower. However, changing the scheme of crediting of the agricultural sector, the result of which is the creditor banks will be the recipients of the subsidies will encourage inefficient allocation of funds due to the emergence of «conflict of interest». In accordance with the Law on development of agriculture in state subsidies intended for agricultural producers and should be targeted and effective.
Ключевые слова: прирост объемов производства, индекс цен, ВВП, динамика производства, объем кредитования. Keywords: the increase in production volumes, price index, GDP, dynamics of production, the volume of lending.
По итогам 2015 г. сельское хозяйство стало лидирующим сектором по темпам прироста объемов производства — показатель вырос на 3,5% по сравнению с 3,7%. Значительный прирост объемов производства в сельском хозяйстве позволил сократить затраты на закупки продуктов питания за рубежом почти в 2 раза до 23 млрд долл.
Российскими аграриями был собран рекордный урожай основных сельскохозяйственных культур. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2015 г. составил 104,3 млн т зерна (в весе после доработки), в том числе 61,8 млн т пшеницы (в 2014 г. — 59,7 млн т). Кроме того, получен рекордный валовой сбор по целому ряду культур: ку-
курузы на зерно собрано 12,7 млн т, сои — 2,6 млн т, риса — 1,11 млн т, льна-кудряша — более 500 тыс. т. Также было собрано 37,6 млн т сахарной свеклы, намолочено 9,2 млн т мас-лосемян подсолнечника.
Увеличено производство картофеля и овощей. Во всех категориях хозяйств валовой сбор картофеля составил 33,6 млн т, что на 15,9% больше среднего уровня за последние 5 лет (в 2014 г. — 31,5 млн т). Собран рекордный урожай овощей — 16,1 млн т (в 2014 г. — 15,5 млн т), что на 12,3% выше среднего уровня за последние 5 лет.
По итогам года производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 13,4 млн т, что на 4,2% или
на 539 тыс. т больше уровня 2014 г. (по данным Минсельхоза РФ). За год в сельскохозяйственных организациях производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 7,2%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — на 4,6%, а в хозяйствах населения производство снизилось на 3,4%.
Сельское хозяйство оказалось одной из немногих отраслей, где объемы кредитования не продемонстрировали резкого падения, несмотря на серьезное сжатие кредитного рынка в условиях ужесточения монетарной политики. Данные ЦБ показывают, что банки в прошлом году существенно нарастили в своих портфелях кредиты компаниям сельского хозяйства — с 1,7 до 2,1%.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
В результате анкетирования топ-менеджмента компаний из регионов, которые являются основным «локомотивом» сельскохозяйственной отрасли России, были получены следующие данные:
• более 50% респондентов оценивают ситуацию в отрасли как позитивно-нейтральную, 20% — как негативную, 30% — как нейтральную;
• из 20%, которые оценили ситуацию как негативную, подавляющее большинство (более 85%) связали свою оценку с ухудшающимися условиями кредитования и несоответствием номинальных условий получения кредитов реальным;
• из 50% респондентов, оценивших ситуацию в отрасли как позитивно-нейтральную, 60% связали свою оценку с поддержкой государства курса на импор-тозамещение, который освободил российский рынок от импортной продукции; 40% связывают свою оценку с возможным улучшением условий кредитования в ближайшие 2-3 года, а также ростом рентабельности;
• 70% из тех, кто оценил ситуацию как нейтральную, считают, что ближайший год станет определяющим основной тренд на российском рынке сельского хозяйства: продолжится ли его оживление или же начнется стагнация, переходящая в рецессию вслед за сжатием потребительских расходов.
В опросе участвовали 900 респондентов. В результате анализа данных Министерства сельского хозяйства, Банка России и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Международным независимым институтом аграрной политики были выявлены ключевые тенденции:
• объемы кредитования отрасли стагнируют;
• цены на продовольствие в мире достигли дна и уже во второй половине года начнут восстанавливаться;
• импульс от реализованных государством программ поддержки отрасли угасает.
На наш взгляд, позитивная динамика в сельском хозяйстве будет наблюдаться и по итогам текущего года, однако существует тенденция к замедлению темпов роста. Основной причиной замедления роста объемов производства на текущий момент является падение цен на продовольствие на мировом рынке (рис. 1).
Согласно нашим прогнозам, уже в текущем году динамика цен на глобальном рынке продовольствия начнет выправляться, что будет означать, вероятно, в целом более высокие цены на продукцию отрасли в следующем году. Но уже в 2017 г. на сельскохозяйственную отрасль будут оказывать давление следующие негативные факторы:
• стремительное сокращение доходов населения;
• снижение объемов кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли;
• падение деловой активности;
• исчерпание импульса от реализации программы поддержки сельского хозяйства в 2009-2012 гг.
МСХЖ — 60 лет!
Реализация ряда государственных программ развития сельского хозяйства принесла определенные результаты. Однако сокращение объемов мировой торговли, резкое ухудшение экономических условий свели на нет результаты мер государственной поддержки.
Таким образом, несмотря на восстановление темпов роста ВВП России в текущем году, до 0-0,5% в 2016 г. и до 1,0-1,5-% в 2017 г. темпы роста производства в сельскохозяйственной отрасли продолжат сокращаться (рис. 2).
Уже к следующему году темпы роста валовой добавленной стоимости не будут превышать темпов роста выпуска, а доля валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в общем объеме валовой добавленной стоимости начнет сокращаться, все это, с учетом снижения темпов роста производства, является «красным сигналом». Подобная ситуация свидетельствует о том, что в сельском хозяйстве начнется стагнация, грозящая перерасти в рецессию.
В том случае, если в ближайший год не будет реализована новая масштабная программа поддержки сельского хозяйства, которая
будет предполагать получение доступа к дешевой ликвидности и снижение налогового давления на предприятия отрасли, уже к 2018 г. может повториться ситуация 2012 г.
С 2013 г. реальные объемы кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли заметно снизились, что резко отразилось на динамике объема производства продукции (рис. 3).
Ключевой проблемой для отрасли все еще остается недоступность долгосрочных кредитов, предприятия вынуждены кредитоваться под крайне высокий процент на довольно короткий срок, что позволяет им лишь пережить сезон и не дает возможность планировать свою деятельность на длительный период. Именно это основная проблема того, что, несмотря на сокращение поставок продукции из-за рубежа, воспользоваться эффектом им-портозамещения у российских компаний не получилось (рис. 4).
Программа Министерства сельского хозяйства, в рамках которой предполагается снизить эффективную ставку по инвестиционным кредитам до 5%, может способствовать
Рис. 1. Анализ индекса цен на продовольствие
Рис. 2. Анализ темпов роста ВВП России и объемов производства продукции в сельскохозяйственной отрасли
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5/2017
STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK
значительному стимулированию активности в отрасли.
Согласно оценкам Международного независимого института аграрной политики, эффект от снижения реальной эффективной ставки по всей отрасли позволит подстегнуть
рост производства в сельском хозяйстве до 5-6% в течение ближайших лет (рис. 5).
Дело в том, что с начала 2013 г. резко увеличивается доля сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств в структуре отраслей, которые являются ключевыми
потребителями стимулирующих программ государства. Получение доступа к дешевой ликвидности позволит компаниям и фермерским хозяйствам инвестировать в средства производства и добиться значительного увеличения производительности труда. При текущих условиях, когда самые низкие эффективные ставки по инвестиционным кредитам в мясном и молочном скотоводстве (6-10% годовых), а в растениеводстве — 9-13%, это практически невозможно, учитывая, что рентабельность в среднем по отрасли в несколько раз ниже.
Однако, на наш взгляд, изменение схемы кредитования сельскохозяйственной отрасли, в результате которого именно банки-кредиторы станут получателями субсидий, будет способствовать неэффективному распределению средств ввиду возникновения «конфликта интересов». В соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства, госсубсидии предназначены сельхозтоваропроизводителям и должны быть адресными и эффективными.
Рис. 3. Анализ динамики производства сельскохозяйственной продукции и объемы кредитования сельхозпредприятий
Рис. 4. Анализ объемов кредитования АПК
Рис. 5. Анализ изменения структуры сельского хозяйства
Литература
1. Добрынин В.П. О концепции развития сельского хозяйства России. М.: МСХ, 2014.
2. Кара-Мурза С.Г. Экономические реформы в России 1999-2001. М.: Алгоритм, 2014.
3. Курс переходной экономики / под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 2013.
4. Курс экономической теории: учебное пособие / под ред. А.В. Сидорович. М.: ДИС, 2010
5. Плетнев П.А. Новые проблемы мирового сельского хозяйства // Крестьянские ведомости. 2010. № 10.
6. Сергеев Д.В. Институциональные особенности сельского хозяйства в постперестроечной России. М., 2009.
7. Серова Е.В. Аграрная экономика. М.: ГУ ВШЭ, 2013.
8. Теория переходной экономики: учебник // под ред. И.П. Николаевой. М.: Проспект, 2013.
9. Экономика переходного периода / под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 2009.
Literatura
1. Dobrynin V.P. O koncepcii razvitiya selskogo khozyajstva Rossii. M.: MSKH, 2014.
2. Kara-Murza S.G. Ekonomicheskie reformy v Rossii 1999-2001. M.: Algoritm, 2014.
3. Kurs perekkhodnoj ekonomiki / pod red. L.I. Abalkina. M.: Finstatinform, 2013.
4. Kurs ekonomicheskoj teorii: uchebnoe poso-bie / pod red. A.V. Sidorovich. M.: DIS, 2010
5. Pletnev P.A. Novye problemy mirovogo selskogo khozyajstva // Krestyanskie vedomosti. 2010. № 10.
6. Sergeev D.V. Institucionalnye osobennosti sel-skogo khozyajstva v postperestroechnoj Rossii. M., 2009.
7. Serova E.V. Agrarnaya ekonomika. M.: GU VSHE, 2013.
8. Teoriya perekhodnoj ekonomiki: uchebnik // pod red. I.P. Nikolaevoj. M.: Prospekt, 2013.
9. Ekonomika perekhodnogo perioda / pod red. V.V. Radaeva, A.V. Buzgalina. M.: Izd-vo MGU, 2009.
ubileika.u@yandex.ru