В структуре валового регионального продукта (ВВП) края промышленность занимает ведущее место (23,5%). Доминирующее положение в ней занимают обрабатывающие производства (79,6%).Добыча полезных ископаемых составляет в объеме промышленного производства 4, 26%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 16,14%. В структуре обрабатывающих производств по видам экономической деятельности выделяются производства пищевых продуктов (36,0%); транспортных средств и оборудования (10,9%); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (6,2%). В целом предприятия машиностроительного комплекса в структуре обрабатывающей промышленности занимают 21,2%. Химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий составляют 10,3%, производство кокса-20,2%. Дополняют отраслевую структуру промышленности Алтайского края текстильное и швейное производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность. Приведенные данные подтверждают высокую диверсифицированность промышленного производства в Алтайском крае с основной ориентацией на производство пищевых продуктов, кокса, ма-ши-ностроительной и химической продукции.
Таким образом, к структурным особенностям промышленности Алтайского края следует отнести высокий уровень концентрации производства на крупных предприятиях, занимающих ведущее положение в своих отраслях по объёмам производства, однако при этом следует признать, что нет ни одной транснациональной или национальной корпорации, которая бы играла ведущую роль в определении параметров рынка отрасли.
Список литературы:
1. Батейкин Д. В. Аспекты развития теории и практики прогнозирования социально-экономического развития регионов / Д.В. Батейкин // Экономика. Профессия. Бизнес. 2014. № 1. - С. 53-56.
2. Батейкин Д. В. Экономическая интеграция и трансформационные процессы в регионе / Д.В. Батейкин // Сборник экономических исследований : XXXV Международная научно-практическая конференция. СПб. : Центр экономических исследований, 2015. - С. 34-38.
3. Боговиз А. В., Строителева Е. В. Управление экономическим состоянием предприятия с использованием информационной системы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. № 2. - С. 52-55.
4. Межов, С. И. Бизнес-планирование / С.И. Межов, Т.Г. Строителева, Е.Е. Шваков. Барнаул, 2015.
5. Строителева, Т. Г. Управленческая экономика / Т.Г. Строителева, С.И. Межов, Е.В. Строителева. Барнаул, 2015.
6. Шваков, Е. Е. Анализ инвестиционной сферы алтайского края / Е.Е. Шваков // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития : материалы 6-й международной научно-практической конференции / под общей ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. 2014. - С. 35-39.
7. Шваков, Е. Е. К вопросу о разработке методологии исследования пространственно-экономических трансформаций экономики региона / Шваков Е.Е. // Известия Алтайского государственного университета. 2015. Т. 1. № 2 (86). - С. 198-203.
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ
ОБЛАСТИ
Суханбердина Бибигуль Батыркаировна
канд. экон. наук, доцент кафедры финансы ЗКИТУ, г. Уральск
Бадеева Зульфия Мадиевна
Ст. преподаватель ЗКИТУ, г. Уральск
Галимова Эльмира Галимовна
Ст. преподаватель ЗКИТУ, г. Уральск
АННОТАЦИЯ
Проведен анализ государственной поддержки сельского хозяйства, субсидирования отраслей сельского хозяйства, рассматривается основные направления реализации государственных программ в области растениеводства и животноводства.
ABSTRACT
This article analyzes the state support for agriculture , subsidies of agricultural sectors .Here considered the main directions of the state programs in the field of crops and livestock.
Ключевые слова: государственная поддержка сельского хозяйства, субсидирование, растениеводство, животноводство, развитие приоритетных отраслей
Keywords: state support for agriculture , subsidies , crop production , animal husbandry, development of priority sectors
В условиях сложившейся экономической ситуации в стране выход из кризиса отраслей сельского хозяйства невозможно без государственной поддержки.
В настоящее время, несмотря на разработанные Программы поддержки агропромышленного комплекса, систе-
матическое финансирование отраслей сельского хозяйства, проведения мониторинга сельскохозяйственных показателей животноводства и растениеводства, проблем сельских товаропроизводителей и продовольственного рынка не удается решить.
Также, в Казахстане, безусловно, сохраняется дальнейшее снижение конкурентоспособности продукции отечественного происхождения перед зарубежными поставщиками, пользующихся поддержкой государств-экспортеров, на снижение отечественного производства также оказал тот момент, что в рамках Таможенного Союза продолжается увеличение неконтролируемого ввоза из других стран продукции сельского хозяйства, что в целом сдерживает рост сельского хозяйства в области.
Вышесказанное обуславливает дальнейшую политику страны в области эффективного развития сельского хозяйства, финансированием отраслей, направления по увеличению продуктов переработки.
Безусловно, государство предпринимает меры и по защите отечественных производителей, и по возмещению безвозмездного финансирования и льготное кредитование сельхозтехники через лизинг. Нельзя не отметить, что разработано важных для совершенствования сельского хозяйства
Необходимо отметить, что удельный вес областного бюджета в структуре государственных расходов на сельское хозяйство в 2007-2013 гг. ежегодно повышается и составил в среднем 18,0 % из областного бюджета, также, отметим, ежегодный рост финансирования из республиканского бюджета и составляет в среднем 82,0 % из общего финансирования сельского хозяйства. Если рассматривать по годам, с периода 2007 года, то наблюдается значительное увеличение выделяемых средств на сельское хозяйство, начиная с 2009 года.
Одним из ключевых показателей увеличения республиканских трансфертов является то, что разработана и осуществляется реализация приоритетной государственной Программы «Агробизнес-2020» и на развитие растениеводства и животноводства Западно-Казахстанской области выделялись финансирование приоритетных отраслей сельского хозяйства.
На развитие аграрного производства в Западно-Казахстанской области в 2007-2013 гг. в среднем выделялось около 6% расходной части областного бюджета, что является одним из наивысших значений в Казахстане (для сравнения: Костанайская область - около 1 млрд. и 2,5%; Акмолинская область - около 1 млрд. и 5,5% и др.).
В то же время наблюдается устойчивая тенденция увеличения удельного веса расходов на сельское хозяйство с 15% в 2007 г. до 26,30 % в 2013 г. Темп увеличения данного показателя составлял 1 процентный пункт в год. Это объясняется, в первую очередь, существенным ростом увеличения
программ и направлений.
Отметим, что выделение средств из республиканского и областного бюджета на поддержку сельского хозяйства осуществляется в настоящее время на основании законодательных актов Республики Казахстан и об областном бюджете на очередной финансовый год, а также в соответствии с Программой по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 - 2020 годы «Агробизнес-2020» и Стратегического плана управления сельского хозяйства Западно-Казахстанской области на 2011-2015 годы, утвержденного Постановлением Акимата Западно-Казахстанской области от 28 декабря 2010 года №336.
Анализ динамики и структуры государственных расходов на поддержку сельского хозяйства в Западно-Казахстанской области в разрезе уровней бюджета в 2007-2013 гг. (табл. 1.) показал, что именно средства из республиканского бюджета выступали в качестве основного финансового источника АПК Западно-Казахстанской области.
Таблица 1
расходной части областного бюджета на развитие сельского хозяйства, которая в абсолютном выражении за анализируемый период выросла в 4 раза. Финансирование сельского хозяйства увеличилось с 2007 года почти в 3 раза.
Основные направления бюджетных расходов на поддержку регионального АПК в течение анализируемого периода представлены в таблице 2.
Более половины бюджетных средств выделяемых на финансирование аграрного сектора Западно-Казахстанской области за анализируемый период направлялась на поддержку отдельных мероприятий в АПК, то есть на развитие основных отраслей сельскохозяйственного производства -растениеводства и животноводства. Наиболее динамично в Западно-Казахстанской области в настоящее время развивается мясное скотоводство, чему во многом способствовала реализация областных мероприятий в рамках Программы «Сыбага» (субсидирование на ведение селекционно-племенной работы), «Кулан» (субсидирование на развитие коневодства), «Алтын асык» (субсидирование на развитие овцеводства).
Также финансирование сельского хозяйства области осуществлялось АО «Национальным управляющим холдингом «КазАгро», целью которого является реализация государственной политики по стимулированию индустриального развития АПК на принципах результативности.
Для сравнения объемов выделяемых средств рассмотрим финансирование из фонда «КазАгро» и финансирование из областного бюджета области. (Таблицы 2 и 3)
Бюджетное финансирование АПК Западно-Казахстанской области в 2007-2013 гг., млн. тенге.
Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. Всего
млн. тг. в % к итого
Ре спубликанский бюджет 1450,1 2886,6 1627,0 1550,4 1483,9 2852,6 3424,3 15274,9 82
Областной бюджет 220,1 230,2 216,2 249,1 764,9 733,2 902,0 3315,7 18
Бюджетные
финансирование -итого 1670,2 3116,8 1843,2 1799,5 2248,8 3585,8 4326,3 18590,6 100
Таблица 2
Структура финансирования АПК Западно-Казахстанской области из фонда «КазАгро» за 2007-2013 гг., %
Наименование мероприятий 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
На поддержку отдельных мероприятий в АПК развитие приоритетных отраслей) 100,0 45,1 89,3 54,0 49,4 42,9 81,8
Реализация договоров Лизинга 0 29,7 10,7 18,5 10,1 23,5 10,0
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств 0 1,4 0 4,7 3,6 5,8 8,8
Развитие сельской кредитной кооперации 0 19,8 0 5,1 17,0 13,3 0
Развитие хозяйств населения 0 4,0 0 17,7 19,9 14,5 0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 3
Структура финансирования АПК Западно-Казахстанской области из областного бюджета за 2007-2013 гг., % (млн.тг.)
Наименование мероприятий 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
На поддержку отдельных мероприятий в АПК развитие приоритетных отраслей) 1586,7 1730,6 1736,9 1626,2 2118,6 2495,3 4108,4
Реализация договоров Лизинга - 1141,0 207,4 558,0 433,3 1363,7 501,5
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств - 50,2 - 139,8 155,5 339,6 413,2
Развитие сельской кредитной кооперации - 760,8 - 153,4 729,5 772,3 -
Развитие хозяйств населения - 154,0 - 534,5 852,6 839,9 -
Итого 1586,7 3836,6 1944,3 3011,9 4289,5 5810,8 5023,1
Отметим, что второй по значимости статьей затрат областного бюджета и из фонда «КазАгро» является реализация договоров лизинга сельском хозяйстве (кредиты выдавались лизинговым компаниям на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и животных с последующей передачей объектов лизинга сельскохозяйственным товаропроизводителям).
Благодаря выделяемым средствам в Западно-Казахстанской области выделены средства на развитие картофелеводства и овощей, что привело к увеличению сбора урожая, а также положительно сказалось на селекционно-племенной работе области. Также необходимо отметить, что 2009 году реализованы крупные инвестиционные проекты по строительству завода с выработкой растительного масла 7,4 тыс. тонн в год, мельничного комплекса с годовой мощностью 38 тыс. тонн муки, молочно-товарная ферма на 500 голов с переработкой молока. Введено в эксплуатацию предприятие по переработке рыбы и выпуску 10 наименований рыбной продукции.
До 2007 г. в Западно-Казахстанской области основным направлением расходования бюджетных средств, в отличие от республиканского бюджета, являлась поддержка отдельных мероприятий в отрасли животноводства. В 2013 г. удельный вес этой статьи затрат составлял более 18%. Средства, выделяемые для развития животноводческой отрасли главным образом используются на поддержку племенного животноводства и кредитование инвестиционных проектов. [1, с. 21].
Таким образом, субсидирование агропромышленного комплекса области является значимой и приоритетной задачей не только на республиканском уровне но, и местных органов власти. Позитивную роль в этой сфере сыграла Программа «Агробизнес 2020», реализация которого продолжается и в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Следует отметить, что действующая система государственной поддержки направлена преимущественно на решение текущих задач. Однако, стратегические вопросы развития АПК с позиции продовольственной безопасности, защиты внутреннего продовольственного рынка не находят должного решения. [2, с.27].
Необходимо и в дальнейшем продолжать субсидирование не только приоритетных отраслей сельского хозяйства, также, должное внимание уделять мониторингу расходуемых средств, отслеживать отдачу результативность организации работы по реализации бюджетных программ и рядом других направлений по поддержке сельского хозяйства.
Список литературы:
1. Сельское, лесное, рыбное хозяйство Казахстана. Статистический сборник. / Под ред. Ж.Б. Омарова. -Астана, 2014. -230 с.
2. Игибаева А.К. Развитие внешнеэкономической деятельности в условиях вступление в ВТО. // Образование. - 2012. - № 4. - С. 144-147.