Необходимость государственного регулирования производства животноводческой продукции (на материалах Западно-Казахстанской области)
Э.Г. Галимова, д.э.н, Б.Б. Суханбердина, аспирантка, С.Ч. Примбетова, аспирантка, Западно-Казахстанский АТУ им. Жангир хана
Необходимость создания экономического механизма государственного регулирования сельского хозяйства, включающего в себя весь комплекс мер воздействия на систему экономических отношений, вытекает из места и роли аграрного сектора в рыночной экономике в целом. Экономике Казахстана необходимы принципиально новые подходы для осуществления инновационного развития, учитывающие национальные интересы и рыночные условия.
Для обеспечения устойчивого развития АПК необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и рыночного саморегулирования, сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики. При недостаточности финансовых ресурсов возникает необходимость поиска дополнительных источников финансирования, которые в практической деятельности сельскохозяйственных формирований представлены, главным образом, системой кредитов.
Однако в условиях высоких процентных ставок кредит в качестве источника поддержки их хозяйственной деятельности экономически не выгоден, причём даже прибыльным предприятиям. В данной связи особую актуальность приобретают проблемы формирования более эффективной системы регулирования агропромышленного производства. Это в свою очередь предполагает дальнейшую систематизацию и конкретизацию используемых и зарождающихся источников регулирования, выявление новых возможностей увеличения поступления средств в аграрный сектор.
Решение проблемы качества и конкурентоспособности возможно на основе комплексного воздействия факторов организационно-экономического механизма. Последний представляет систему взаимосвязанных целенаправленных экономических форм и методов организации производства, управления им на республиканском, региональном уровнях и уровне предприятия. К факторам экономического механизма относятся ценообразование, налогообложение, финансирование (субсидии, авансирование закупок, компенсация затрат на приобретение средств производства), кредитование, страхование, под-
держка реальных доходов населения, экспорт продукции.
Организационные факторы характеризуются уровнем предпринимательской деятельности, формой хозяйствования, организации труда и производства, развитием кооперации и интеграции производства. Базу развития конкурентоспособного производства создают факторы, обеспечивающие рациональное сочетание государственного регулирования и экономических интересов фермеров.
Согласованное воздействие экономических, организационных, маркетинговых факторов является незаменимым условием создания конкурентных преимуществ, крайне необходимых в условиях жесткой конкуренции на рынке продовольствия. Важно отметить, что с развитием социально-экономической, политической, международной сфер деятельности государств появляются новые факторы конкурентоспособности, а каждый ранее действующий может изменить направление и степень воздействия.
Принимаемые государством меры пока не представляют эффективную систему регулирования экономических отношений между основными субъектами аграрного рынка: сельхозтоваропроизводителями, предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье, обслуживающими и торговыми организациями. Это обусловливает необходимость осуществления комплекса социально-экономических мер, формирование механизма их реализации в формирующейся социально ориентированной рыночной экономике и направленного на развитие и совершенствование экономического механизма регулирования региональных АПК.
На республиканском уровне предусматривается решение таких проблем, как разработка общих принципов аграрной политики и мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны; создание в сельском хозяйстве оптимального ресурсного потенциала; обеспечение паритета цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей; регулирование кредитно-финансовых и налоговых систем.
На региональном уровне должны решаться следующие задачи: осуществление механизмов движения средств производства от менее эффективных к более эффективным собственникам; реализация антимонопольной политики и поддержки многообразия организационно-правовых
форм хозяйствования; регулирование производства и сбыта продукции; разработка программы социального развития села; привлечение инвестиций; осуществление информационно-консультативной деятельности и аудита в сельском хозяйстве.
Агропромышленный комплекс Западно-Казахстанской области является одним из крупных и важных секторов экономики региона. Объём валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств области в 2008 г. составил 62,4 млрд. тенге, что на 18,3% больше уровня
2007 года. Его основу составляет сельское хозяйство, на долю которого приходится 6,2% стоимости валового регионального продукта.
Доля хозяйств населения в структуре валовой продукции увеличилась с 65 в 2006 г. до 83% в
2008 г. Доля крестьянских хозяйств — соответственно с 19 до 23%. Удельный вес сельхозпредприятий сократился с 66 до 12%.
По состоянию на 1 января 2009 г. численность КРС в хозяйствах всех категорий составила 438,5 тыс. голов, или 101,2% к аналогичному периоду 2008 г., овец и коз — 769,6 тыс. голов (103,2%), лошадей — 61,0 тыс. голов (107,4%), свиней — 26,1 тыс. голов (103,0%).
Основными производителями стали мелкотоварные личные хозяйства населения. Ими производится 87% мяса, 93% молока, 75% яиц, около 80% шерсти, 86% картофеля, 82% овощей, 71% бахчевых из общего объёма сельскохозяйственной продукции.
В 2008 г. на развитие АПК области из всех источников финансирования направлены средства в сумме 6,4 млрд. тенге. В том числе из бюджета — 1,7 млрд. тенге, из других источников
— 4,7 млрд. тенге. На поддержку развития животноводства на 2008 г. из областного бюджета выделено 32,8 млн. тенге, на повышение продуктивности и качества продукции животноводства
— 12,0 млн. тенге.
Меры государственной поддержки предусматривают стимулирование племенного животноводства, повышение продуктивности и качества животноводческой продукции. На эти цели выделено в виде субсидий 189,6 млн. тенге. Организовано 5 новых племенных хозяйств. Начата реализация инвестиционного проекта по строительству в Зеленовском районе современного откормочного комплекса на 5 тыс. голов КРС.
В рамках государственной поддержки сельскохозяйственного производства выделены целевые трансферты на субсидирование животноводства — 165,6 млн.тенге. Дополнительно из областного бюджета выделено на поддержку племенного животноводства 44,8 млн. тенге, на кредитование сельхозтоваропроизводителей
— 36,2 млн. тенге.
В сельском хозяйстве Западно-Казахстанской области сложилась ситуация, которая характеризуется диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, поставляемые селу; разрывом интеграционных связей в отраслях АПК; ресурсной деградацией процесса производства; безграничной свободой тех продуктов, которые в достаточном количестве производятся в республике; снижением реального платежеспособного спроса и ёмкости рынка.
В ходе проведенного исследования установлено, что состояние экономики сельского хозяйства области характеризуется низкой конкурентоспособностью производства. Основными причинами этого являются:
• недостаточно организованная система регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства;
• диспаритет цен в соотношении темпов роста цен на сельскохозяйственную и приобретенную сельхозпредприятиями промышленную продукцию;
• несоответствие качества продукции международным стандартам, вызванное недостаточной развитостью системы переработки, хранения, устаревшим технико-технологическим оснащением предприятий переработки;
• неразвитость системы маркетинго-инфор-мационных и транспортных услуг, в итоге — рост трансакционных издержек при реализации продукции.
Животноводческие отрасли сельского хозяйства трудно восстанавливают свой потенциал, требуют на это больше времени и средств, чем отрасли растениеводства. Поэтому мы считаем, что без государственной поддержки казахстанским товаропроизводителям продукции животноводства добиться устойчивого развития отрасли в современных условиях невозможно. Доказывать не надо, что слабое государственное регулирование животноводческой продукции ведет к неуклонному росту цен на неё. К примеру, цены реализации на мясо скота и птицы постоянно растут: в 2008 г. они росли в среднем по 0,9% в месяц, притом, что в 2006 г. и 2007 г. — по 0,7%.
Рентабельность производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с другими отраслями экономики невысока, и в отдельные годы производство сельхозпродукции является убыточным (табл. 1).
Следовательно, при низком уровне рентабельности в отрасли не будет возможности направлять на эти цели необходимые финансовые ресурсы. Имеющийся потенциал развития животноводства используется еще недостаточно. В отрасли, как уже отмечалось, преобладает примитивная и устаревшая технология производства продукции и морально изношенная техни-
1. Уровень рентабельности в сельхозпредприятиях за 2005—2008 гг. (в %)
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Рентабельность сельскохозяйственного производства в т.ч. растениеводства животноводства 2.4 5.5 -12,7 0,3 -0,2 2,8 16,8 26,7 -1,0 -0,7 4,7 -4,5
ка. Не стимулировалось и не оказывалось содействие в восстановлении и развитии специализированных хозяйств со средне- и крупнотоварным производством, а также пунктов убоя скота и птицы, закупки и первичной переработки продукции животноводства.
Преобладание мелкотоварного производства с примитивными технологиями не позволяет добиться кардинальных перемен в повышении продуктивности скота и качества производимой продукции: молока, мяса, кожсырья и шерсти. Надой молока в расчете на одну корову в области не превышает 1657 кг. Низкими показателями характеризуется интенсивность использования скота для производства говядины: за 2008 г. средний вес одной головы скота, реализованного на мясо, не превысил 319 кг.
К наиболее значимым мерам государственного воздействия относятся:
• снижение налоговой тяжести для фермеров;
• организация правовой базы для производства высококачественной продукции и их соответствие международным требованиям;
• усиление материальной заинтересованности в повышении показателей качества продукции;
• увеличение уровня дотационных средств в расчете на одну голову животного с плотностью поголовья — две головы в расчете на 1 га пашни.
Последние две меры в то же время относятся к мерам государственного регулирования внутреннего рынка сельхозпродукции, жизненно необходимым в условиях перепроизводства продукции. Государство должно создавать благоприятные условия для развития конкурентной среды, преимущественно экономического характера.
Беспородный и низкопродуктивный скот, составляющий основу животноводства Запад-но-Казахстанской области, является одной из главных причин низкой эффективности и неконкурентоспособности производимой продукции.
Анализ современного состояния производства продукции животноводства показывает, что дальнейшее развитие отрасли в условиях глобализации рынков должно идти на качественно новых технологическом и техническом уровнях. Они должны позволять более полно реализовать генетический потенциал животных, рационально использовать корма, материальные ресурсы, получать высококачественную экологически чистую продукцию и повышать рентабельность производства. И это еще раз доказывает необходимость государственного регулирования сельского хозяйства через экономические механизмы.
Литература
1. Региональная программа «Развитие агропромышленного комплекса Западно-Казахстанской области на 2006—2010 годы». От 10 декабря 2005 года.
2. Сельское хозяйство Западно-Казахстанской области: статистический сборник / Управление статистики Западно-Казахстанской области. Орал, 2008.
3. Габдуалиева, P.C. Государственное регулирование цен // Аль-Пари. 2006. № 3.
4. Кайгородцев, А. Государственное регулирование АПК как фактор обеспечения продовольственной безопасности // Транзитная экономика. 2006. № 31.