Научная статья на тему 'Необходимость государственного регулирования производства животноводческой продукции (на материалах Западно-Казахстанской области)'

Необходимость государственного регулирования производства животноводческой продукции (на материалах Западно-Казахстанской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЖИВОТНОВОДЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE REGULATION / LIVESTOCK PRODUCTION / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Эльмира Галиевна, Суханбердина Бибигуль Батыркаевна, Примбетова Сауле Чукаевна

В статье рассмотрены теоретические основы экономического механизма государственного регулирования и необходимость государственной поддержки сельского хозяйства, разработаны рекомендации экономического механизма государственного регулирования животноводческой продукции на материалах Западно-Казахстанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Need of State Control of Livestock Production (on the pattern of the West-Kazakhstan region)

Theoretical bases of the economic mechanism of state regulation and the necessity of state agricultural support are considered in the article. Recommendations on the economic mechanism of state livestock production regulation are developed.

Текст научной работы на тему «Необходимость государственного регулирования производства животноводческой продукции (на материалах Западно-Казахстанской области)»

Необходимость государственного регулирования производства животноводческой продукции (на материалах Западно-Казахстанской области)

Э.Г. Галимова, д.э.н, Б.Б. Суханбердина, аспирантка, С.Ч. Примбетова, аспирантка, Западно-Казахстанский АТУ им. Жангир хана

Необходимость создания экономического механизма государственного регулирования сельского хозяйства, включающего в себя весь комплекс мер воздействия на систему экономических отношений, вытекает из места и роли аграрного сектора в рыночной экономике в целом. Экономике Казахстана необходимы принципиально новые подходы для осуществления инновационного развития, учитывающие национальные интересы и рыночные условия.

Для обеспечения устойчивого развития АПК необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и рыночного саморегулирования, сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики. При недостаточности финансовых ресурсов возникает необходимость поиска дополнительных источников финансирования, которые в практической деятельности сельскохозяйственных формирований представлены, главным образом, системой кредитов.

Однако в условиях высоких процентных ставок кредит в качестве источника поддержки их хозяйственной деятельности экономически не выгоден, причём даже прибыльным предприятиям. В данной связи особую актуальность приобретают проблемы формирования более эффективной системы регулирования агропромышленного производства. Это в свою очередь предполагает дальнейшую систематизацию и конкретизацию используемых и зарождающихся источников регулирования, выявление новых возможностей увеличения поступления средств в аграрный сектор.

Решение проблемы качества и конкурентоспособности возможно на основе комплексного воздействия факторов организационно-экономического механизма. Последний представляет систему взаимосвязанных целенаправленных экономических форм и методов организации производства, управления им на республиканском, региональном уровнях и уровне предприятия. К факторам экономического механизма относятся ценообразование, налогообложение, финансирование (субсидии, авансирование закупок, компенсация затрат на приобретение средств производства), кредитование, страхование, под-

держка реальных доходов населения, экспорт продукции.

Организационные факторы характеризуются уровнем предпринимательской деятельности, формой хозяйствования, организации труда и производства, развитием кооперации и интеграции производства. Базу развития конкурентоспособного производства создают факторы, обеспечивающие рациональное сочетание государственного регулирования и экономических интересов фермеров.

Согласованное воздействие экономических, организационных, маркетинговых факторов является незаменимым условием создания конкурентных преимуществ, крайне необходимых в условиях жесткой конкуренции на рынке продовольствия. Важно отметить, что с развитием социально-экономической, политической, международной сфер деятельности государств появляются новые факторы конкурентоспособности, а каждый ранее действующий может изменить направление и степень воздействия.

Принимаемые государством меры пока не представляют эффективную систему регулирования экономических отношений между основными субъектами аграрного рынка: сельхозтоваропроизводителями, предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье, обслуживающими и торговыми организациями. Это обусловливает необходимость осуществления комплекса социально-экономических мер, формирование механизма их реализации в формирующейся социально ориентированной рыночной экономике и направленного на развитие и совершенствование экономического механизма регулирования региональных АПК.

На республиканском уровне предусматривается решение таких проблем, как разработка общих принципов аграрной политики и мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны; создание в сельском хозяйстве оптимального ресурсного потенциала; обеспечение паритета цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей; регулирование кредитно-финансовых и налоговых систем.

На региональном уровне должны решаться следующие задачи: осуществление механизмов движения средств производства от менее эффективных к более эффективным собственникам; реализация антимонопольной политики и поддержки многообразия организационно-правовых

форм хозяйствования; регулирование производства и сбыта продукции; разработка программы социального развития села; привлечение инвестиций; осуществление информационно-консультативной деятельности и аудита в сельском хозяйстве.

Агропромышленный комплекс Западно-Казахстанской области является одним из крупных и важных секторов экономики региона. Объём валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств области в 2008 г. составил 62,4 млрд. тенге, что на 18,3% больше уровня

2007 года. Его основу составляет сельское хозяйство, на долю которого приходится 6,2% стоимости валового регионального продукта.

Доля хозяйств населения в структуре валовой продукции увеличилась с 65 в 2006 г. до 83% в

2008 г. Доля крестьянских хозяйств — соответственно с 19 до 23%. Удельный вес сельхозпредприятий сократился с 66 до 12%.

По состоянию на 1 января 2009 г. численность КРС в хозяйствах всех категорий составила 438,5 тыс. голов, или 101,2% к аналогичному периоду 2008 г., овец и коз — 769,6 тыс. голов (103,2%), лошадей — 61,0 тыс. голов (107,4%), свиней — 26,1 тыс. голов (103,0%).

Основными производителями стали мелкотоварные личные хозяйства населения. Ими производится 87% мяса, 93% молока, 75% яиц, около 80% шерсти, 86% картофеля, 82% овощей, 71% бахчевых из общего объёма сельскохозяйственной продукции.

В 2008 г. на развитие АПК области из всех источников финансирования направлены средства в сумме 6,4 млрд. тенге. В том числе из бюджета — 1,7 млрд. тенге, из других источников

— 4,7 млрд. тенге. На поддержку развития животноводства на 2008 г. из областного бюджета выделено 32,8 млн. тенге, на повышение продуктивности и качества продукции животноводства

— 12,0 млн. тенге.

Меры государственной поддержки предусматривают стимулирование племенного животноводства, повышение продуктивности и качества животноводческой продукции. На эти цели выделено в виде субсидий 189,6 млн. тенге. Организовано 5 новых племенных хозяйств. Начата реализация инвестиционного проекта по строительству в Зеленовском районе современного откормочного комплекса на 5 тыс. голов КРС.

В рамках государственной поддержки сельскохозяйственного производства выделены целевые трансферты на субсидирование животноводства — 165,6 млн.тенге. Дополнительно из областного бюджета выделено на поддержку племенного животноводства 44,8 млн. тенге, на кредитование сельхозтоваропроизводителей

— 36,2 млн. тенге.

В сельском хозяйстве Западно-Казахстанской области сложилась ситуация, которая характеризуется диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, поставляемые селу; разрывом интеграционных связей в отраслях АПК; ресурсной деградацией процесса производства; безграничной свободой тех продуктов, которые в достаточном количестве производятся в республике; снижением реального платежеспособного спроса и ёмкости рынка.

В ходе проведенного исследования установлено, что состояние экономики сельского хозяйства области характеризуется низкой конкурентоспособностью производства. Основными причинами этого являются:

• недостаточно организованная система регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства;

• диспаритет цен в соотношении темпов роста цен на сельскохозяйственную и приобретенную сельхозпредприятиями промышленную продукцию;

• несоответствие качества продукции международным стандартам, вызванное недостаточной развитостью системы переработки, хранения, устаревшим технико-технологическим оснащением предприятий переработки;

• неразвитость системы маркетинго-инфор-мационных и транспортных услуг, в итоге — рост трансакционных издержек при реализации продукции.

Животноводческие отрасли сельского хозяйства трудно восстанавливают свой потенциал, требуют на это больше времени и средств, чем отрасли растениеводства. Поэтому мы считаем, что без государственной поддержки казахстанским товаропроизводителям продукции животноводства добиться устойчивого развития отрасли в современных условиях невозможно. Доказывать не надо, что слабое государственное регулирование животноводческой продукции ведет к неуклонному росту цен на неё. К примеру, цены реализации на мясо скота и птицы постоянно растут: в 2008 г. они росли в среднем по 0,9% в месяц, притом, что в 2006 г. и 2007 г. — по 0,7%.

Рентабельность производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с другими отраслями экономики невысока, и в отдельные годы производство сельхозпродукции является убыточным (табл. 1).

Следовательно, при низком уровне рентабельности в отрасли не будет возможности направлять на эти цели необходимые финансовые ресурсы. Имеющийся потенциал развития животноводства используется еще недостаточно. В отрасли, как уже отмечалось, преобладает примитивная и устаревшая технология производства продукции и морально изношенная техни-

1. Уровень рентабельности в сельхозпредприятиях за 2005—2008 гг. (в %)

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Рентабельность сельскохозяйственного производства в т.ч. растениеводства животноводства 2.4 5.5 -12,7 0,3 -0,2 2,8 16,8 26,7 -1,0 -0,7 4,7 -4,5

ка. Не стимулировалось и не оказывалось содействие в восстановлении и развитии специализированных хозяйств со средне- и крупнотоварным производством, а также пунктов убоя скота и птицы, закупки и первичной переработки продукции животноводства.

Преобладание мелкотоварного производства с примитивными технологиями не позволяет добиться кардинальных перемен в повышении продуктивности скота и качества производимой продукции: молока, мяса, кожсырья и шерсти. Надой молока в расчете на одну корову в области не превышает 1657 кг. Низкими показателями характеризуется интенсивность использования скота для производства говядины: за 2008 г. средний вес одной головы скота, реализованного на мясо, не превысил 319 кг.

К наиболее значимым мерам государственного воздействия относятся:

• снижение налоговой тяжести для фермеров;

• организация правовой базы для производства высококачественной продукции и их соответствие международным требованиям;

• усиление материальной заинтересованности в повышении показателей качества продукции;

• увеличение уровня дотационных средств в расчете на одну голову животного с плотностью поголовья — две головы в расчете на 1 га пашни.

Последние две меры в то же время относятся к мерам государственного регулирования внутреннего рынка сельхозпродукции, жизненно необходимым в условиях перепроизводства продукции. Государство должно создавать благоприятные условия для развития конкурентной среды, преимущественно экономического характера.

Беспородный и низкопродуктивный скот, составляющий основу животноводства Запад-но-Казахстанской области, является одной из главных причин низкой эффективности и неконкурентоспособности производимой продукции.

Анализ современного состояния производства продукции животноводства показывает, что дальнейшее развитие отрасли в условиях глобализации рынков должно идти на качественно новых технологическом и техническом уровнях. Они должны позволять более полно реализовать генетический потенциал животных, рационально использовать корма, материальные ресурсы, получать высококачественную экологически чистую продукцию и повышать рентабельность производства. И это еще раз доказывает необходимость государственного регулирования сельского хозяйства через экономические механизмы.

Литература

1. Региональная программа «Развитие агропромышленного комплекса Западно-Казахстанской области на 2006—2010 годы». От 10 декабря 2005 года.

2. Сельское хозяйство Западно-Казахстанской области: статистический сборник / Управление статистики Западно-Казахстанской области. Орал, 2008.

3. Габдуалиева, P.C. Государственное регулирование цен // Аль-Пари. 2006. № 3.

4. Кайгородцев, А. Государственное регулирование АПК как фактор обеспечения продовольственной безопасности // Транзитная экономика. 2006. № 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.