Направления государственной поддержки производителей мясного сырья и перерабатывающих предприятий республики Казахстан
М.К. Шаймуратова, аспирант, Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана
В Республике Казахстан (РК) производство мяса традиционно считалось одним из основных и приоритетных направлений в сельском хозяйстве. Наибольшие результаты были достигнуты в конце 80-х гг. прошлого столетия, когда годовые объемы производства мяса превысил и рубеж в 1,5 млн. т, а в расчете на душу населения — 86 кг, при общесоюзном потреблении 66 кг. Соответственно получили должное развитие и мясокомбинаты, хладобойни, многочисленные колбасные цеха и убойные пункты.
В настоящее время в Казахстане очень остро стоит проблема белкового питания, особенно в отношении белка животного происхождения. Чтобы обеспечить население страны достаточным количеством продуктов питания, необходимо ежегодно увеличивать их выработку на 2,0—2,5%. Резкое сокращение поголовья животных в период 1991—1997 гг. привело не только к снижению объемов и концентрации сырьевых источников, но и негативно отразилось на состоянии и функционировании предприятий мясной промышленности республики. Большинство крупных и средних по мощности предприятий, работавших в условиях гарантированных и плановых поставок скота, в условиях рыночных отношений и конкурентной среды прекратили свое существование, некоторые законсервировали свое производство. Более устойчивыми и приспособленными к рынку оказались средние и мелкие по размерам и мощности предприятия. Несмотря на стабилизацию и некоторый рост собственного производства, существует проблема отставания предприятий мясной промышленности страны по их техническому оснащению современным оборудованием и передовыми технологиями. В последние годы на внутреннем рынке наблюдается
тенденция наращивания импорта мяса птицы, колбасных изделий и мясных консервов (до 64%)
[4].
Поэтому в условиях рыночной экономики возникает острая необходимость государственного вмешательства в процессы производства и переработка мясного сырья как в Республики Казахстан в целом, так и Западно-Казахстанской области в частности.
Основным фактором определяющим необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных и мясоперерабатывающих предприятий, является решение проблемы продовольственного обеспечения населения жизненно важными продуктами питания, такими как мясо и продуктами его переработки, прежде всего, за счет развития собственного производства. Государство несет ответственность за уровень производства продуктов питания. Высокая степень продовольственной самообеспеченности позволяет государству реально быть независимым от других стран. В этой связи оно должно воздействовать на повышение экономической эффективности работы предприятий мясной отрасли через правовые, административные и экономические рычаги.
Другой фактор связан с особенностями производства мясного сырья и обусловлен влиянием природно-экономических условий. В силу больших контрастов в климате, разного уровня плодородия почвы требуются различные затраты труда и средств на производство единицы мясного сырья. Это диктует необходимость создания и развития дополнительных фондов поддержки сельского хозяйства, а также системы страхования, регулируемой государством.
Особое влияние на объемы производства и переработки мясного сырья оказывают внешние факторы, в результате которых происходит наполнение рынка импортной продукцией. Поэтому для защиты отечественного товаропроизводи-
теля необходимо проведение, прежде всего, жесткой протекционистской политики со стороны государства, обеспечения надежной таможенной политики, а так же стимулирования через дотации на производимое сырье.
Основным фактором в увеличении производства мясного сырья влияет наличие кормовой базы, значит, государство должно предоставлять компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение комбикормов и кормовых добавок, субсидирование приобретения минеральных удобрений.
Немаловажным условием является страхование животных и компенсация ущерба от стихийных бедствий.
К мерам специального характера относятся: государственное финансирование диагностики, мониторинга и борьбы с особо опасными болезнями животных.
Общий размер государственных субсидий должен обеспечивать рентабельное производство говядины, свинины, баранины и птицы при соблюдении товаропроизводителями нормативных затрат на производство и реализацию мясного сырья.
В целях поддержки предприятий по переработки мясного сырья необходимо снизить проценты по ставкам банковского кредита. Для увеличения производства продукции переработки мясного сырья предусмотреть комплекс мер по техническому и технологическому переоснащению мясоперерабатывающих предприятий за счет привлечения как отечественных, так и иностранных инвестиций.
Для снижения сезонности переработки сырья и производства готовой продукции необходимо совершенствовать договорную систему между производителями сырья и его переработки.
Неотложными мерами, от которых зависит развитие как сельскохозяйственных, так и перерабатывающих предприятий является совершенствование системы ценообразования. Необходимо перейти к государственному регулированию цен на основные виды ресурсов, топлива, энергии, а также сельскохозяйственное сырье (в первую очередь скот и птицу) и продовольственные товары (мясо и продукцию его переработки). Система ценообразования на этапе производство-переработка сельскохозяйственного сырья должна быть ориентирована в основном на региональные условия, определяться структурой интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
Важным элементов системы регулирования сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей являются государственные программы. Разработка и организация исполнения государственных программ возлагается на Министерство сельского хозяйства РК и на областные Департаменты сельского хозяйства. Правительством РК были
разработаны и последовательно приняты четыре государственные программы, на базе которых разрабатывались региональные программы.
Первая — программа развития сельскохозяйственного производства РК на 2000—2002 гг., направленная на стабилизацию производства основных видов продукции животноводства, обеспечение экономического роста (увеличение объема продаж) в конкурентоспособных отраслях сельского хозяйства путем выявления «точек роста» (производства конкурентоспособных видов сельскохозяйственной продукции по цене и качеству). Именно на них сосредоточиваются специальные меры государственной поддержки. Все остальные виды сельскохозяйственной продукции обеспечиваются мерами государственной поддержки общего характера. На ее реализацию было выделено 250 млрд. тенге (около 1,7 млрд. долл.).
Вторая — государственная агропродоволь-ственная программа РК на 2003—2005 гг., предусматривающая обеспечение продовольственной безопасности республики на основе формирования эффективной системы агропромышленного производства, роста выпуска конкурентоспособной продукции и увеличения объемов продаж сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на внутреннем и внешнем рынках. Решение осуществлялось посредством создания законодательной базы соответствующей потребностям рыночного производства, регулирования ценообразования, роста государственной поддержки, которая за этот период составила 285 млрд. тенге (более 2 млрд. долл.). Выполнение показателей Региональной агропродовольственной программы Западно-Казахстанской области на 2003—2005 гг. способствовало своевременное финансирование из государственных и других источников. На развитие АПК области было направлено свыше 7,4 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета — 5,1 млрд. тенге, областного — 0,7 млрд. тенге, из других источников — 1,6 млрд. тенге.
Третья — Государственная программа развития сельских территорий РК на 2004—2010 гг. направлена на создание нормальных условий жизнеобеспечения села на основе оптимизации сельского населения. На реализацию этой программы на 2004—2006 гг. выделено 177,1 млрд. тенге (1,4 млрд. долл.).
Четвертая — Концепция устойчивого развития агропромышленного комплекса до 2010 г., которая направлена на закрепление достигнутого и рост конкурентоспособности агропромышленной продукции. Для Западно-Казахстанской области разработана Региональная программа развития АПК на 2006—2010 гг., на реализацию которой потребуется 17,8 млрд. тенге, в том числе 12,9 млрд. тенге из республиканского бюджета, 1,3
млрд. тенге — из местного бюджета и 3,5 млрд. тенге — из других источников [2].
При реализации государственных и региональных программ необходим принцип долевого участия производителей в финансировании программных мероприятий, т.к. бюджетные средства, как правило, компенсируют лишь часть затрат производителей при выполнении программных мероприятий. Это способствует более эффективному использованию финансовой поддержки государства с одновременной мобилизацией ресурсов самих товаропроизводителей. Обусловленная гарантированность поддержки ориентирует на предоставление государственной помощи, ресурсов и средств только при определенных условиях, обычно закрепляемых в договорах. В результате государственная поддержка оказывается выборочно тем группам производителей, которые соответствуют условиям программ.
Программный подход в системе государственной поддержки особенно предприятий мясной отрасли неразрывно связан с другими ее формами. Как прямые платежи, субсидии, так и косвенные рычаги концентрируются в рамках программ на выполнение конкретных мероприятий. Целевое использование средств является одним из важнейших условий участия в программах, и его нарушение наказывается.
Меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов мясного рынка области можно сгруппировать по целевому признаку:
— платежи, поддерживающие доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей (субсидии на выполнение мероприятий по развитию животноводства).
2. Различного рода льготы, устанавливаемые местными органами власти (субсидирование стоимости услуг, льготные кредиты, частичное субсидирование расходов перерабатывающих предприятий на сертификацию производства).
3. Выделение средств на осуществление государственных программ развития производства на региональном уровне (развитие племенного животноводства).
4. Выделение средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства и направленных на содействие развитию производственной инфраструктуры (субсидии на мероприятия по улучшению землеустройства и землепользования, агролизинг, субсидии на техническое оснащение).
5. Методы государственного регулирования деятельности АПК, не связанных непосредственно с данным комплексом, но оказывающие воздействие на эффективность его функционирования (проведение льготной налоговой политики в отношении промышленных предприятий, осуществляющих поставки продукции для сельского хозяйства) (рис. 1) [1].
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
12 3 4
■ Другие источники ИЗ Областной бюджет И Республиканский бюджет
Рис. 1 - Меры государственной поддержки АПК, сгруппированные по целевому признаку
По существу, государственные субсидии в настоящее время представляют собой всего лишь способ удержания предприятий от полного банкротства, хотя производство продукции растениеводства и животноводства во многих из них малоэффективно или вообще убыточно.
Важной задачей региональных органов является содействие реформированию и реструктуризации сельскохозяйственных предприятий с целью максимальной активизации их внутреннего потенциала и превращения в привлекательный объект для инвестирования. На начальных этапах реформирования проходило упорядочение отношений собственности, в соответствии с избранной организационно-правовой формой. В дальнейшем проводятся внутренние организационно-экономические преобразования, обеспечивающие в совокупности постепенное уменьшение задолженности, переход к рентабельному производству. Каждому хозяйству региональные органы управления должны помочь выбрать свою или адаптировать предложенную модель реформирования. Поддержку сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей в процессе реформирования целесообразно увязывать с выходом предприятий на определенные показатели результативности. На региональном уровне необходимо организовать также проверку действующих кадров, подбор и обучение антикризисных управляющих. Наряду с поддержкой должна быть усилена работа по активизации самостоятельных действий сельхозпредприятий по выходу их из кризиса, даже если размеры господдержки увеличатся в несколько раз, существенная часть предприятий останется нерентабельной, что, следовательно, приведет, скорее всего, к неэффективному использованию ресурсов поддержки. Необходимо действовать так, чтобы сельхозпредприятия при выходе из кризиса опирались не на государственные дотации, а на рыночные методы и средства. Для того чтобы ускорить этот процесс, го-
сударство должно активизировать реформирование сельхозпредприятий, предлагая различные варианты поддержки, адекватные складывающееся ситуации.
В целом в региональной аграрной политике от поддержки «всех понемногу» целесообразно перейти к реализации программ вывода из кризиса тех предприятий, которые имеют реальные шансы стать рентабельными.
Основные направления региональной агропромышленной политики должны предусматривать стимулирование и поддержку устойчивого развития предприятий мясной отрасли, развитие инфраструктуры, регулирование рынка мясного сырья и продукции его переработки с целью повышения продовольственного обеспечение населения области за счет собственного производства, создание условий для повышения доходности предприятий АПК.
Рассматривая направления региональной агропромышленной политики в отдельных сферах комплекса, следует отметить следующее.
В ведущем звене комплекса — сельском хозяйстве — одним из важных путей выхода из кризиса нерентабельности его продукции является интеграция сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Развитию интеграционных процессов должна быть оказана всесторонняя поддержка региональных органов управления. Аналогично, необходимо оказать содействие созданию кооперативных формирований в сельском хозяйстве.
На сохранение и развитие племенного дела республиканским бюджетом было предусмотрено 33,8 млн. тенге, которые полностью освоены. В дополнение к республиканским программам поддержки и развития племенного животноводства в области освоена новая бюджетная программа, направленная на сохранение и увеличение племенного маточного поголовья с выделением субсидий в сумме 26,5 млн. тенге. Существенная государственная поддержка племенного дела, оказываемая с 2001 г., привела к заметному оживлению в животноводстве области [5].
Мы считаем, что для обеспечения стабильности внутреннего и внешнего рынков животноводческой продукции необходимо провести ряд экономических мер:
— субсидирование стоимости приобретенных специальных комбикормов для производства молока и транспортных расходов на молоко, вывозимого на экспорт;
— совершенствование механизма субсидирования деятельности, направленной на развитие племенного животноводства, как из средств республиканского бюджета, так и местных бюджетов по направлениям, не затрагивающим формы поддержки, осуществляемые из средств республиканского бюджета;
— регулирование цен на продукцию материально-технического назначения, потребляемую сельским хозяйством, прежде всего на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, топливо [3].
Общая потребность в финансировании мероприятий по развитию животноводства на 2006— 2010 гг. составляет 4595,4 млн. тенге, в том числе средства: республиканского бюджета — 3692,8 млн. тенге, областного бюджета — 902,6 млн. тенге.
Необходимо проводить строительство новых перерабатывающих предприятий путем выделения льготных кредитов.
Региональная политика в АПК должна строиться в русле ее перспективных приоритетных направлений развития: усилении роли государства и использовании рыночных рычагов регулирования (субсидий и субвенций, косвенных механизмов — цен, размера ставки банковского процента, налогообложения, законодательных актов по защите инвесторов, в т.ч. зарубежных), направленных на обеспечение экономических условий для создания благоприятного инвестиционного климата; определении конкретных приоритетных региональных программ развития АПК и обеспечении их инвестиционным финансированием; формировании эффективной амортизационной политики; создании и укреплении финансово-кредитного механизма регионального АПК через развитие его институциональной структуры (специализированный банк, инвестиционные, паевые фонды и др.), лизинга, кредитной кооперации, страхования.
Перечисленные направления государственной политики реализуются с помощью прямых и косвенных методов. Их сочетание должно наглядно проявляться на примере проведения региональной политики и, особенно в управлении конкретными отраслями. Это требует разработки и принятия законодательных документов, которые обеспечивают цели, приоритеты, методы региональной агропромышленной политики.
Учитывая, что в ближайшие годы на первое место в региональной аграрной политике должны выдвигаться факторы и условия, способствующие максимальной активизации самостоятельной деятельности предприятий, основными направлениями региональных программ стабилизации и развития АПК должны быть:
1) совершенствование земельных отношений и отношений собственности;
2) реорганизация и реструктуризация сельскохозяйственных предприятий;
3) содействие развитию кооперации и агропромышленной интеграции в АПК;
4) структурная политика, направленная на сохранение, развитие и модернизацию производственного потенциала (в т.ч. поддержка фермерских хозяйств и хозяйств населения);
5) развитие рыночной инфраструктуры;
6) сокращение диспаритета цен (ценовая политика), различные формы финансовой поддержки (налоговая и кредитная поддержка, поддержка страхования производства);
7) развитие системы государственного заказа и других форм регулирования объемов производства:
8) поддержка развития социальной сферы села;
9) развитие законодательства региона в направлении создания более благоприятных условий для инвестиционной, производственной, внешнеэкономической и иной деятельности предприятий АПК;
10) законодательное оформление региональной аграрной политики [6].
При разработке основных направлений агропромышленной политики государство должно учитывать и всячески поддерживать объективно сложившуюся сельскохозяйственную специализацию регионов. Одни регионы в состоянии не только полностью удовлетворять собственные продовольственные нужды, но и поставлять значительную часть продукции на республиканский и внешний рынки, другие были и останутся регионами, ввозящими продовольствие.
Таким образом, принципиальным в вопросах регионального развития АПК является признание за каждым регионом особой роли в форми-
ровании местного и республиканского рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что определяется конкретными при-родно-экономическими условиями, территориальными и социальными факторами и должно учитываться при разработке региональной агропромышленной политики.
Изменения в традиционно сложившемся размещении и специализации агропромышленного производства могут происходить как под действием рыночных отношений, так и механизмов их регулирования на основе отраслевых и территориальных целевых программ.
Литература
1. Афанасьев, В.Н. Государственная поддержка и государственное регулирование агропромышленного производства в оренбургской области /В.Н. Афанасьев, А.П. Мартынов, А.С. Пешков. Оренбург. 2003. 104 с.
2. Ахметова, К.М. Экономический механизм формирования конкурентоспособной продукции в мясной отрасли // Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана. 2004. № 8. С. 5-6.
3. Ахметова, А.М. Совершенствование экономического стимулирования производства и переработки мяса // Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана. 2004. № 10. С. 6-7.
4. Бергенов, А. Особенности государственной поддержки аграрного сектора экономики в условиях вступления Казахстана в ВТО // Поиск. 2004. № 1. С. 27—32.
5. Косанов, Ж. Государственная поддержка сельского хозяйства // 2004. № 2. С. 60-63.
6. Региональная программа «Развитие агропромышленного комплекса Запад но-Казахстанской области на 2006—2010 годы».