Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическое сопровождение / семья ребенка с особыми образовательными потребностями / инклюзивное образование / программа сопровождения семьи ребенка / psychological and pedagogical support / family of a child with special educational needs / inclusive education / program of support of the child's family

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабдуалиева С. К., Жубакова С. С.

В статье раскрывается роль психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с особыми образовательными потребностями, необходимость данного сопровождения для успешной коррекционноразвивающей программы. Сущность понятия особые образовательные потребности. Казахстанское общество на современном этапе демонстрирует высокую активность в оказании помощи в социализации детей с особыми образовательными потребностями. О развитии инклюзивного образования в Казахстане в целом и что предусматривает стратегический план развития. О создании программы психологопедагогического сопровождения семьи ребенка с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабдуалиева С. К., Жубакова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO ACCOMPANY THE FAMILY OF A CHILD WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article reveals the role of psychological and pedagogical support for the family of a child with special educational needs, the need for this support for a successful correctional and developmental program. The essence of the concept is special educational needs. Kazakhstan's society at the present stage demonstrates high activity in providing assistance in the socialization of children with special educational needs. On the development of inclusive education in Kazakhstan as a whole and what the strategic development plan provides. On the creation of a program of psychological and pedagogical support for the family of a child with special educational needs.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE NEED TO ACCOMPANY THE FAMILY OF A CHILD WITH SPECIAL EDUCATIONAL

NEEDS

Kabdualiyeva S.

1st year master's student of the educational program 7M01103

L. N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan

Zubakova S. Supervisor

candidate of pedagogical sciences, acting associate Professor of the Eurasian national University. L. N. Gumilev

НЕОБХОДИМОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Кабдуалиева С.К.

Магистрант 1 курса образовательной программы 7М01103 Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева г.Нур - Султан, Республика Казахстан Жубакова С.С. Научный руководитель

к.п.н., и.о. доцента Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева

Abstract

The article reveals the role of psychological and pedagogical support for the family of a child with special educational needs, the need for this support for a successful correctional and developmental program. The essence of the concept is special educational needs. Kazakhstan's society at the present stage demonstrates high activity in providing assistance in the socialization of children with special educational needs. On the development of inclusive education in Kazakhstan as a whole and what the strategic development plan provides. On the creation of a program of psychological and pedagogical support for the family of a child with special educational needs.

Аннотация

В статье раскрывается роль психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с особыми образовательными потребностями, необходимость данного сопровождения для успешной коррекционно-развивающей программы. Сущность понятия - особые образовательные потребности. Казахстанское общество на современном этапе демонстрирует высокую активность в оказании помощи в социализации детей с особыми образовательными потребностями. О развитии инклюзивного образования в Казахстане в целом и что предусматривает стратегический план развития. О создании программы психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с особыми образовательными потребностями.

Keywords: psychological and pedagogical support, family of a child with special educational needs, inclusive education, program of support of the child's family.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, семья ребенка с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, программа сопровождения семьи ребенка.

Во всём мире общество пришло к пониманию, что в соответствие с человеческой моралью и требованием социальной справедливости - в ограничении доступа детей в образовании недопустима. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с международными документами в области защиты прав детей введены понятия - лица (дети) с особыми образовательными потребностями и принцип равных прав на получение качественного образования всеми обучающимися с учётом индивидуальных возможностей. В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование [1]. Стратегический план

развития Республики Казахстан до 2025 года, согласно пункта 1.1 «Обеспечение доступности и ин-клюзивности образования», предполагает достижение следующих целей:

1.Обеспечение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, создание специальных кабинетов психолого-педагогического сопровождения, разработка учебных программ среднего, технического и профессионального, послесреднего образования по востребованным рабочим квалификациям, повышение квалификации педагогических работников.

2. Для лиц с особыми образовательными потребностями работа по обеспечению доступа ко всем уровням образования, в рамках подушевого

финансирования предусмотрен повышенный норматив финансирования, увеличен государственный заказ на их обучение [2].

Таким образом, поставленные в стратегическом плане развития цели свидетельствует о востребованности методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в общем образовании, основные и важные аспекты которого представлены в настоящих рекомендациях. Но, для изучения проблемы сопровождения семьи ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо определить понятие особые образовательные потребности как ключевой компонент инклюзивного образования.

Особые образовательные потребности (ООП) - понятие, получившее распространение в большинстве стран мирового сообщества, поскольку, соответствуя принципам инклюзивного образования, позволяет сосредоточить внимание школы на создании условий для успешного обучения каждого ученика.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в Казахстане к детям с ООП относят тех, кто «испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем и нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования».

В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) термин «особые образовательные потребности» применяются к детям с физическими, психическими особенностями, нарушениями восприятия и поведения, детям с хроническими заболеваниями, детям, проходящим длительное лечение в больнице или на дому, детям с эмоциональными проблемами, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам или лишившимся родительской опеки, детям, пережившим насилие, детям из зон военных конфликтов, беженцам и перемещенным лицам. Эти термины с тем же успехом можно применять по отношению к одаренным детям, потому что у этих детей тоже есть особая потребность - в развитии талантов и раскрытии личностных качеств [3].

На современном этапе развития инклюзивного образования Ерсариной А.К. и Елисеевой И.Г. рекомендуется использовать следующее определение особых образовательных потребностей - это потребности учащихся в психолого-педагогической, социальной и иной помощи, без которой невозможно получения качественного образования [4].

Казахстанское общество на современном этапе демонстрирует высокую активность в оказании помощи в социализации детей с особыми образовательными потребностями. Как показывает опыт наше общество готовы принять детей с особыми образовательными потребностями и оказывать им помощь в их развитии и социализации. Статистические данные свидетельствуют о том, что идёт рост рождаемости детей с нарушениями. Учёные иссле-

дуют тенденции данного роста, причины рождаемости с нарушениями. На сегодня в Казахстане проживает 680 тысяч людей с инвалидностью, из которых 87 тысяч детей в возрасте до 18 лет, что составляет 1,5% от общей численности детского населения и 12,8% от общего количества инвалидов. В динамике отмечается рост количества детей в общей структуре инвалидов. Только за последние 7 лет - рост составил 2% [5].

На сегодняшний день программа инклюзивного образования набирает всё новые обороты. В стране открываются реабилитационные центры государственного и частного направления. Активно ведётся подготовка педагогов-психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов для оказания специальной психолого-педагогической помощи по преодолению различного рода проблем, связанных с обучением и воспитанием ребенка. Создаются общественные объединения по различным заболеваниям, организовываются родительские клубы. Данное направление - отличный способ по преодолению трудностей и поддержки семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями. Для эффективного развития и социализации детей, необходимо проводить консультации семьи ребенка, в которой он живет. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семья - это первая социальная и благоприятная среда, в которой развивается ребенок. Когда в семье рождается ребенок с нарушениями, то происходят изменения в жизни семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном и бытовом статусе семьи. На внутренний психологический климат семьи влияет стрессовая ситуация, связанная с рождением ребенка с нарушениями в развитии. Семья испытывает стресс от мыслей и вопросов по причине рождения ребенка с нарушениями. Зачастую возникают в семье конфликты, претензии и обвинения. Частой практикой такой семьи являются разводы. Чаще всего они возникают от недопонимания, от ситуации безысходности и бессилия. В такой ситуации прибавляются переживания и проживание дополнительного стресса. Семьи с больным ребенком чаще всего изолируются от общества. Кардинально меняется социально-бытовой уклад семьи. И в такой ситуации семья реально оценить ситуацию не может, следовательно, и помочь ребенку.

Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку с особыми образовательными потребностями.

Первая фаза - «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.

Вторая фаза - «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза - «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.

Четвертая фаза - начало социально - психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям [6].

Таким образом для полноценного психомоторного развития любому ребенку необходимы эмоциональная и биологическая связь. В первую очередь, родители обращаются за помощью к специалистам. Добросовестно выполняют все рекомендации лечения. Но, если начинают замечать отсутствие положительных изменений в динамике развития, то впадают в уныние и ещё глубже впадают в стрессовую ситуацию. Зачастую сравнивают развитие ребенка с другими детьми и тем самым не чувствуют себя удовлетворенными, счастливыми, впадают в отчаяние. Такие семьи не могут выполнять в полном объёме свою социальную функцию и сами нуждаются в реабилитационной помощи.

Современный подход в реабилитации и абили-тации ребенка с особыми образовательными потребностями требует включения всей семьи не только в медицинскую и психолого-педагогическую коррекционную деятельность, но и в нормализацию психоэмоционального состояния всей семьи. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка. Реабилитационный процесс семьи должен включать современные инновационные методы и психолого - педагогическую работу с семьёй [7].

Очень важно оказывать психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с особыми образовательными потребностями. Отсюда, возникает потребность в методическом обеспечении сопровождения. Не исключено, что многие учреждения несут в себе коррекционно-развивающее направления не только ребенка, но и семьи. Проводят консультативную работу, корректируют поведенческие и эмоциональные состояния родителей, вовлекаю родителей в психологические тренинги по гармонизации внутрисемейных отношений. Но, данную работу нужно проводить организованно, системно, целенаправленно и индивидуально -ориентированно. Мы считаем, что для каждой семьи требуется индивидуальная программа реабилитации, с учётом особенности семьи. То есть психолого-педагогическое сопровождение семьи расширяет субъект коррекционно - развивающего воздействия: вместо одного ребенка с особыми образовательными потребностями возникает полимодальный субъект: семья - ребенок. Актуально

определить содержание психолого-педагогического сопровождения семьи. Приоритетным направлением, мы считаем, является организационные и методические основы сопровождения семьи. В первую очередь оказывать содействие в формировании благоприятного психологического микроклимата, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у семьи внутренних ресурсов и творческого потенциала. Во - вторых, способствовать формированию адекватного восприятия ребенка с нарушениями в развитии, через повышение психолого - педагогической компетенции. В-третьих, оказывать содействие в личностном и социальном развитии семьи, формировать навыки социальной активности и конструктивности. Отсюда и формирование активной жизненной позиции родителей.

Многие учёные, педагоги - психологи и другие специалисты предлагают различные способы и приёмы организации данного направления. Анализируя их труды, методы и предложения, можно выделить основные и главные этапы в психолого - педагогическом сопровождении семьи ребенка с особыми образовательными потребностями.

В первую очередь важно определить задачи сопровождения, затем разработать поэтапную программу сопровождения. Основными задачами сопровождения являются:

1.Изучение личности ребенка и его семьи, их системы отношений.

2.Формирование адекватных родительских установок на диагноз ребенка.

З.Определение условий психолого - педагогической и медико-социальной коррекции.

4.Повышение мотивации родителей на оказание всевозможной помощи ребенку и его поддержки.

5.Формирование умения в преодолении психологических барьеров.

По нашему мнению, примерными этапами программы психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка будут являться:

1.Консультативно - диагностический комплекс мероприятий. Первичное изучение семьи, выявление социального статуса семьи - отношения в семье, произошли ли изменения в семье в связи рождением ребенка с нарушениями; материального благополучия - кто из родителей обеспечивает семью; готовность сотрудничать с реабилитационным центром- имеется ли необходимое оборудование для развития ребенка, проводятся ли занятия с ребенком дома. Составление социально-психологической карты семьи.

2.Коррекционно - развивающее направление. Оказание консультативной и методической помощи специалистами. Создание школы для родителей по подготовке детей социальной и бытовой адаптации. Организация «Клуба для мам» для личностного развития и сохранения женской природы. Участие в мастер-классах, конференциях. Создание информационных стендов, где размещается полезная информация, интернет страничек, где каждый

родитель сможет получить необходимую информацию.

З.Социально - культурная реабилитация семьи. Посещение семьи социально-культурных мероприятий. Возможность развития талантов ребенка и семьи, повышение творческого и культурного потенциала семьи, участие в различных культурных мероприятиях и конкурсах. Повышение и расширение воспитательного потенциала в семье.

Для выявления необходимости и потребности в психолого-педагогическом сопровождении семьи, нами была разработана и проведена анкета для родителей. В анкетировании приняли участие родители получателей услуг с нарушениями опорно-двигательного аппарата и психоневрологическими отклонениями ГККП «Центра социального обслуживания» акимата г.Нур-Султан. Центр оказывает специальные социальные услуги на дому и в условиях полустационара до 4 часов пребывания. В условиях полустационара организовывается комплексная медико-педагогическая реабилитация ребенка. Для правильного планирования и индивидуального подхода при проведении реабилитационных мероприятий и достижения определенного результата специалистами проводится мультико-мандное заключение. Педагогические и медицинские услуги оказывают такие специалисты, как логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, трудо-терапевты, музыкотерапевты, массажисты, инструкторы ЛФК. С целью укрепления и улучшения реабилитационных мероприятий, по рекомендации врача-реабилитолога детям рекомендуются услуги иппотерапии, гидротерапии.

По результатам анкетирования выявлено, что 85% респондентов подтвердили необходимость в сопровождении семьи, 10% респондентов ответили - не знаю и только 5% опрошенных ответили, что нет в этом необходимости.

Анализируя результаты анкетирования, можно полагать, что семья ребенка с особыми образовательными потребностями испытывает необходимость в сопровождении. Семья нуждается в комплексной психолого-педагогической поддержке. К работе с семьёй следует подходить с гуманистических позиций, т.е. активного участия всей семьи в процессе развития. В настоящее время, становится актуальным поиск новых путей и форм помощи родителям. В связи с этим возникла необходимость в разработке ряда мероприятий для семьи, которые будут обеспечивать улучшение развития ребенка и его социальной адаптации. Главной задачей педагога-психолога при взаимодействии с семьёй это не только рекомендации по обучению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В первую очередь, в психокоррекционной работе с родителями является формирование позитивного взгляда на ребенка. Адекватность позиции родителя позволяет ему приобрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку.

На основании выше изложенного, мы предлагаем примерную программу психолого - педагогического сопровождения семьи ребенка с особыми образовательными потребностями на базе ГККП «Центра социального обслуживания» акимата г.Нур-Султан.

1.Диагностическое направление: На начальном этапе программы провести знакомство с семьёй. Изучить и провести психодиагностику семьи с помощью следующих форм и методов: наблюдение, беседа с родителями и специалистами. Анкетирование, тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева, В.В. Столин). Результат: Выявление уровня возможностей ребенка. Составление психологического портрета семьи. Выявление ресурсов семьи и проблемных зон.

2.Коррекционно-развивающее направление: Организовать на базе Центра «Школу для родителей», которая будет носить системный характер, с графиком работы - 2 раза в месяц. Индивидуальное консультирование специалистов по проблемам развития ребенка с ООП и рекомендации. Психологические тренинги: «Эффективный родитель»; «Счастливая семья». Мастер-классы «Родительское мастерство». Круглый стол на тему «Воспитание ребенка с ООП». Результат: Улучшение положительного эффекта коррекционно-развивающего направления в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями. Повышение психолого-педагогической компетентности семьи ребенка. Формирование навыков конструктивного взаимодействия в системе супружеских и детско-родительских отношений в семьях.

3. Социально-культурная реабилитация семьи. Посещение культурно-массовых мероприятий. Организация и проведения различных конкурсов, фестивалей, проектов. Где непосредственно будет задействована вся семья. Результат: Развитие творческих способностей ребенка. Повышение творческого и культурного потенциала семьи. Улучшение внутрисемейных отношений.

Резюмируя вышеизложенное, мы убеждены в том, что существует необходимость в психолого-педагогическом сопровождении семьи ребенка с особыми образовательными потребностями. Таким образом, только при совместных усилиях семьи и специалистов Центра, можно добиться успехов. Решение поставленных задач и реализация предложенных мероприятий в психолого - педагогическом сопровождении семьи ребенка с особыми образовательными потребностями окажет положительный и благоприятный эффект в динамике развития и социализации ребенка. Важно чтобы сопровождение носило системный характер. В результате всей работы, семья приобретет уверенность в достижении успеха реабилитационных мероприятий, укрепит семейные отношения, что благоприятно отразится на развитии ребенка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты.

Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с особыми образовательными потребностями, но и их родителей и даже специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон РК «Об образовании».

2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года (Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года, № 636)

3. Пособие по совершенствованию инклюзивной практики в образовании (Перевод с английского). Белград, 2012

4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. рекомендации/ Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. - Алматы: ННПЦ КП, 2019 - 118с.

5. https://kursiv.kz/news/obschestvo/2019-04/v-kazakhstane-rastet-chislo-detey-s-invalidnostyu.

6. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф. дис. канд. мед. наук / Р. Ф. Майрамян. -- М., 1976. -- 24 с. Агавелян О. К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Дис. . д-ра психол. наук. М., 1989.

7. В.В. Ткачёва Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие- - М.: АСТ; Астрель, 2007. -318, [2] с. — (Высшая школа)

8. И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

ROLE OF NON FORMAL EDUCATION IN SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN AND YOUTH

Kozubovska I.

doctor ofpedagogic sciences, professor, head of Department of General Pedagogic and Pedagogic of

Higher School, Uzhhorod National University, Ukraine

Kozubovsky M.

post graduate student. Department of General Pedagogic and Pedagogic of Higher School. Uzhhorod National University, Ukraine.

РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНО! ОСВ1ТИ В СОЦЬАЛЬНШ АДАПТАЦП Д1ТЕЙ I МОЛОД1

Козубовська I.B.

доктор педагоггчних наук, професор, завгдувач кафедри загально'1 педагог1ки та педагогжи вищо'1 школи, Ужгородський нацгональний утверситет, Украша

Козубовський М.Р.

аспгрант кафедри загально'1 педагогжи та педагогжи вищо'1 школи, Ужгородський нацгональний утверситет, Украша

Abstract

This article deals with the problem of educational work with juveniles. It is underlined that especially urgent this problem is for «juveniles at risk» with different deviations in adaptation. The possibilities of non formal education in the work with this category of youth are discussed. Special attention is paid to the leisure activity. The main task of this work is the formation of social competence of juveniles at risk and prevention of deviant behavior.

Анотащя

В статп розглядаються питания виховання неповнолитах. Наголошуеться на важливосп оргашзацп вщповщно! виховно! роботи з неповнолишми, яш мають порушення в сощальнш адаптаци. Цю категорш неповнолггшх часто вщносять до групи ризику. Обговорюються можливосп неформально! освгга з деза-даптованими неповнолишми. Важливе значення в цьому плаш надаеться оргашзацп продуктивного дозвiлля неповноли'шх. Головним завданням в цш робоп е формування сощально! компетентносп дггей i молод^ попередження девiантноi поведшки.

Keywords: adaptation, educational work, children, youth, non formal education, leisure.

Ключовi слова: виховна робота, дгш, молодь, неформальна освгга, дозвшля.

Сьогодш внаслвдок складних трансформацш-них процеав, якi вiдбуваються в суспiльствi, часто мають мюце порушення в сощальнш адаптаци осо-бистостi, що особливо характерно для дней i мо-лодi - учнiв загальноосвiтнiх шкш, коледжiв та ш-ших навчальних закладiв.

Вiдомо, що термiн «адапта^» запозичений з

латинсько! мови i означае пристосування. Напри-клад, це може бути пристосування оргашзму до рiз-них впливiв чи умов життя, якi постiйно мiняються [1, с. 8]. Низька адаптившсть або ii вiдсутнiсть ха-рактеризуються термшом «дезадатацiя», вивченню яко! присвяченi дослщження багатьох зарубiжиих та укра!нських учених (Б.Алмазов, К.Андросович,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.