Научная статья на тему 'Необходимость принятия закона о социальном предпринимательстве: опыт России и зарубежных стран'

Необходимость принятия закона о социальном предпринимательстве: опыт России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ / ПОДДЕРЖКА В РОССИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Анна Вячеславовна,

Для того чтобы наиболее эффективно и успешно заниматься определенным видом деятельности, нужна его четкая правовая регламентация, что обуславливает необходимость принятия закона о социальном предпринимательстве в России. В данной статье рассмотрены действующие нормативные правовые акты, регулирующие сферу социального предпринимательства, а также опыт зарубежных стран в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость принятия закона о социальном предпринимательстве: опыт России и зарубежных стран»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 1 (20)

УДК 346.7

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

© А. В. Сидорова © С. В. Петрова

Сидорова Анна Вячеславовна

студентка 3 курса юридического факультета Сочинский

государственный университет (г. Сочи)

Петрова

Светлана Владиславовна

(научный руководитель)

доктор политических наук, доцент

профессор кафедры теории права и государства, истории и философии Юридического факультета Сочинский

государственный университет (г. Сочи)

Аля того чтобы наиболее эффективно и успешно заниматься опрелеленным вилом леятельности, нужна его четкая правовая регламентация, что обуславливает необхолимость принятия закона о социальном прел-принимательстве в России. В ланной статье рассмотрены лействуюшие нормативные правовые акты, регулирующие сферу социального прелпринима-тельства, а также опыт зарубежных стран в этой области.

Ключевые слова: социальное прелпринимательство, госуларство, правовое регулирование, закон о социальном прелпринимательстве, поллержка в России, зарубежный опыт.

В современном мире для успешного дальнейшего развития в условиях рыночной экономики важнейшим фактором является изучение и удовлетворение потребностей конечного заказчика услуги. Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является вовлечение социально незащищенных групп населения в свободный рынок трудовых отношения.

Социальное предпринимательство имеет преимущество перед другими формами оказания социальных услуг — осуществление предпринимательской деятельности на границе с благотворительностью, целью же является реализация социальной миссии на основе выявления и удовлетворения потребностей конечного потребителя услуги.

Социальное предпринимательство как феномен экономики имеет в основе понятие «предпринимательство», под которым понимается

инициативная самостоятельная деятельность (самоорганизация по сути) граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица1.

Социальное предпринимательство — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости2.

В настоящее время активное участие в развитие института социального предпринимательства принимают федеральные и региональные органы государственной власти, бизнес-структуры и общественные организации: Министерство экономического развития РФ, Координационный совет ТПП РФ, Агентство стратегических инициатив (АСИ), благотворительные фонды ООД «Гражданское достоинство», «Фонд Елены и Геннадия Тимченко» и др. Они оказывают поддержку путем предоставления системы субсидий и грантов, которые непосредственно направляются на развитие социально-ориентированных организаций.

Безусловно, названные мероприятия носят положительный характер и позитивные результаты, однако они затрагивают имущественную сферу поддержки. Существует ряд факторов, которые стагнационно влияют на дальнейшее развитие социального предпринимательства. Одним из таких факторов является отсутствие должной нормативной правовой базы. Обеспечение слаженного правового регулирования названной формы предпринимательства является основой поддержки.

Хочется отметить положительный опыт мирового сообщества, который подтвердил, что если государство надлежащим образом уделяет внимание к социальному предпринимательству, то это приносит свои плоды в виде улучшения социально-экономической ситуации в стране.

Формирование правовой базы института социального предпринимательства по существу в странах Европы началось в 90-х гг. XX в. Так, одним из первых законов, регламентирующем деятельность социально ориентированных организаций, был принят в Италии в 1991 г. — Закон о социальных кооперативах. Вслед за Италией законодательную поддержку получили социальные предприятия Великобритании, Франции, Испании и др.

В 2007 г. Южная Корея приняла Закон «О развитии социального предпринимательства», спустя 11 лет Республика Корея — мировой лидер в развитии социального предпринимательства, в которое вовлечены десятки тысяч людей.

Ярким примером является Польша, в которой показатели занятости были наихудшими по сравнению с другими европейскими странами — уровень безработицы составлял 20%3.

1 Мухаммад Юнус, Алан Жоли. Создавая мир без бедности : социальный бизнес и будущее капитализма / пер. И. В. Савельева. М. : Альпина Паблишерз, 2010. С. 312.

2 Сайт фонда «Наше будущее». URL: http://www.nb-fund.ru/about-the-fund/ (дата обращения: 30.11.2018); Портал «Новый бизнес социальное предпринимательство». UEL: http://www.nb-forum.ru/social/ (дата обращения: 30.11.2018).

3 Сайт «Мировой Атлас Данных». URL: https://knoema.ru/atlas/ (дата обращения: 02.12.2018).

Однако после вступления Польши в Европейский союз, страна взяла курс на усиление своей социальной сферы. Таким образом, был принят ряд законов, регулирующих социальную ответственность бизнеса, развитие добровольчества, социальную интеграцию социально уязвимых групп населения. В результате в период с 2004 г. по 2012 г. безработица в Польше составила 10,1%, что ниже среднего показателя по странам ЕС (10,5%), и к 2017 г. данный показатель составляет 4,9%.

Таким образом, можно заметить, что совершенствование законодательной базы Польши из страны с наибольшим показателем уровня безработицы в ЕС за несколько лет она превратилась в страну с наивысшей занятостью. Несомненно, данный опыт показывает всю важность для государства института социального предпринимательства, а для последнего — важность правового регулирования.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ закреплен принцип социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Однако это не значит, что именно государство должно обеспечивать социально-имущественные потребности. Здесь не маловажную роль играет гражданское общество, так как преимущество приватизированной инфраструктуры социального обслуживания заключается в разгрузке государственного бюджета и сокращении сроков реализации. Государство будет выступать в роли гаранта обеспечения социально-имущественных потребностей. Вместе с тем возникает ответственность за регулирование, влияние и контроль за последствиями приватизации государственной инфраструктуры, за выбор исполнителей заказов из частного сектора экономики, контроль над ними и воздействие на них в интересах справедливого и эффективного управления ограниченными ресурсами4.

В 2016 г. Фонд Thomson Reuters Foundation провела исследования с привлечением 900 экспертов в сфере социального предпринимательства из 45 стран, по результатам которого выяснилось, что Россия занимает 31 место в рейтинге лучших стран по развитию социального предпринимательства. Оценка осуществлялась исходя из государственной поддержки этой сферы деятельности, доступа к инвестициям, возможности привлечения квалифицированных кадров5.

В Российской Федерации существует ряд законов, которые в некоторой степени регулируют сферу социального предпринимательства в стране. Так, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»6

4 Штобер Р. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок / пер. с нем. Рольф Штобер. М. : Волтерс Клувер, 2008. С. 236.

5 Портал «Новый бизнес социальное предпринимательство». URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/rossiiskoe-socialnoe-predprinimatelstvo-v-mirovom-reitinge.html (дата обращения: 02.12.2018).

6 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : [федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ] // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006; 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5106.

предусматривает имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, которые занимаются социально-значимыми видами деятельности. Однако для обеспечения комплексной поддержки нужны четкие критерии социального бизнеса, определяющие, какие предприятия можно считать социальными, а главное: как измерять результативность их воздействия на социальную среду7.

Тем не менее, Государственная Дума РФ уже в 3-й раз принимает на рассмотрение законопроект «О социальном предпринимательстве»8, разработанный Министерством экономического развития РФ совместно с представителями экспертного и предпринимательского сообщества. Документ направлен на законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство», что, соответственно, необходимо для реализации положений, закрепленных в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства от 02 июня 2016 г. № 1083-р, и «дорожной картой».

После принятия законопроекта произойдут следующие положительные сдвиги:

— ускорение легитимации социального предпринимательства на рынке социальных услуг;

— облегчение предоставления преимуществ определенным организациям для регулирующих органов на местах;

— стимуляция перераспределения социального бремени по оказанию услуг в социальной сфере между государственным и негосударственным сектором.

Однако принятие закона все никак не может состояться. А. Московская выделяет ряд причин, которые препятствуют принятию:

1. «Новый законопроект не только не преодолел недостатков предыдущих, он стал еще более туманным». Неясность определения не позволяет четко понять, что понимается под трудной жизненной ситуацией относительно именно к социально значимой деятельности, поскольку наряду с людьми, которые могут действительно сталкиваться с трудной жизненной ситуацией и нуждаться в помощи, в соответствии с определением сюда подпадают пожилые, женщины с малолетними детьми, отличающиеся лишь по демографическому признаку.

2. «Зачем писать закон, который нужно сразу же конкретизировать новым Постановлением правительства?» Отсутствие четких критериев выявления социальных предпринимателей не позволяет определить деятельность как социально значимую. Также неопределенность критериев обеспечения занятости граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию — нет никаких измеримых параметров. В законопроекте прописана лишь оговорка, что эти критерии конкретизирует Правительство.

7 Чучкалова И. Ю. К вопросу о необходимости принятия закона о социальном предпринимательстве в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире : материалы XX межд. науч.-практ. конф. 2017. № 20-2. С. 99.

8 Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство») по состоянию на 09 августа 2016. URL: http://regulation.gov.ru/ projects#search (дата обращения: 03.12.2018).

3. Ограничительные условия распространения действия закона. Жесткая формулировка закона «производство товаров, предназначенных исключительно для указанных групп граждан» выводит из категории социальных предпринимателей многих из тех, кто работает в экологической сфере. Также нередко социальные предприниматели используют нестандартные бизнес-модели, т. е. источник дохода и целевая клиентура не совпадают.

4. Характеристики, которые определяли бы доступность услуг и (или) товаров для целевых групп, отсутствуют.

5. Сведение социального предпринимательства к бизнесу в социальной сфере, вследствие разработки закона о социальном предпринимательстве в рамках поправок к закону о малом и среднем предпринимательстве, что, соответственно, ограничивает социальное предпринимательство коммерческой деятельностью.

6. Региональное финансирование социального предпринимательства без четко определенных критериев, позволяющих выявлять его, ведет к нерациональному использованию государственных ресурсов10.

Таким образом, очень важно понимать, что представляет собой социальное предпринимательство, а также необходимы точные критерии, которые позволят выявить те предприятия, которые являются субъектами социального предпринимательства.

На данный момент совместная работа Государственной Думы РФ и Правительства РФ над новым законопроектом продолжается. Депутат Государственной Думы РФ Р. Марданшин отметил в своем интервью, что отсутствие законодательного закрепления понятия «социальный предприниматель» ставит их в неравное положение с обычными предпринимателями. Также депутат признал, что одной из проблем в разработке закона является корректное понятие и четкие критерии выделения того, кто является социальным предпринимателем.

Учитывая вышеизложенный материал, при разработке законопроекта предлагается определить термин «социальное предпринимательство» следующим образом: безубыточная организация (коммерческая или некоммерческая), создаваемая в соответствии с законодательством РФ, осуществляющая пред-принимательскую деятельность в целях решения и (или) смягчения социальных проблем и направляющая полученную прибыль на дальнейшее развитие организации.

Также в содержание закона необходимо включить характерные черты социального предпринимательства, позволяющих отграничить его от обычного предпринимательства, например, самоокупаемость (безубыточность), социальная направленность, предпринимательский доход.

Помимо этого следует отразить организационно-правовые формы социального предпринимательства, требования и признаки отдельно для каждого вида,

9 Московская А. А. У социальных предпринимателей проблемы с законом о социальном предпринимательстве // Информационно-аналитический бюллетень «Мир социального предпринимательства». 2016. № 7. С. 6—9.

10 Новости российского социального предпринимательства / А. А. Московская, А. Берендяев, Ю. Парфенова // Информационно-аналитический бюллетень «Мир социального предпринимательства». 2017. № 8. С. 10.

в том числе цели создания, уставной капитал, наименование, права и обязанности участников и т. д.

Важным является определение приоритетных направлений деятельности и установление особого режима налогообложения для субъектов социального предпринимательства.

В заключении можно сделать следующие основные выводы. Принятие законопроекта о социальном предпринимательстве является важным шагом на пути в развитии этой сферы деятельности. Бесспорно, потребуется дальнейшее совершенствование законодательной базы, регламентирующей меры поддержки социального предпринимательства, в связи с новациями в экономической жизни государства. Данный закон позволит ускорить развитие социального предпринимательства в России, и, являясь социально-экономическим феноменом, способствует повышению качества жизни население и экономики в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Московская А. А. У социальных предпринимателей проблемы с законом о социальном предпринимательстве // Информационно-аналитический бюллетень «Мир социального предпринимательства». 2016. № 7. С. 6—9.

2. Мухаммад Юнус, Алан Жоли. Создавая мир без бедности : социальный бизнес и будущее капитализма / пер. И. В. Савельева. Москва : Альпина Паблишерз, 2010. 306 с.

3. Новости российского социального предпринимательства / А. А. Московская, А. Берендяев, Ю. Парфенова // Информационно-аналитический бюллетень «Мир социального предпринимательства». 2017. № 8. С. 10—12.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: [федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ] // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006; 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5106.

5. Портал «Новый бизнес социальное предпринимательство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/social/ (дата обращения: 30.11.2018 г.).

6. Портал «Новый бизнес социальное предпринимательство». URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/rossiiskoe-socialnoe-predprinimatelstvo-v-mirovom-reitinge.html (дата обращения: 02.12.2018).

7. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство») по состоянию на 09 августа 2016. URL: http://regulation.gov.ru/ projects#search (дата обращения: 03.12.2018).

8. Сайт «Мировой Атлас Данных». URL: https://knoema.ru/atlas/ (дата обращения: 02.12.2018).

9. Сайт фонда «Наше будущее». URL: http://www.nb-fund.ru/about-the-fund/ (дата обращения: 30.11.2018).

10. Чучкалова И. Ю. К вопросу о необходимости принятия закона о социальном предпринимательстве в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире : материалы ХХ межд. науч.-практ. конф. 2017. № 20-2. С. 98-100.

11. Штобер Р. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок : пер. с нем. Рольф Штобер. Москва : Волтерс Клувер, 2008. 370 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.