Научная статья на тему 'Необходимость применения системного подхода при решении проблемы снижения смертности населения в РФ'

Необходимость применения системного подхода при решении проблемы снижения смертности населения в РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость применения системного подхода при решении проблемы снижения смертности населения в РФ»

О Н. Г. Петрова, М. М. Мартиросян, И. В. Додонова, 2010 г УДК 614.1:312.2(471)

Н. Г. Петрова, М. М. Мартиросян, И. В. Додонова

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

В связи с тем, что кризис здоровья и здравоохранения в России носит системный характер, отдельные попытки «реформировать» здравоохранение, неоднократно предпринимаемые за последнее десятилетие, носили стихийный, хаотичный характер, а потому были малоэффективными [3]. Не вызывает сомнения, что реформирование здравоохранения в РФ должно быть направлено на повышение качества медицинского обслуживания с целью улучшения здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни. В условиях демографического кризиса, ухудшения здоровья практически всех возрастно-половых групп населения, наличия многих факторов риска, ухудшения экологической ситуации значительно возросла необходимость системного понимания и рационального управления здравоохранением.

В теории менеджмента под системой понимается совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у отдельных ее элементов [1].

Основными признаками системы являются:

- набор элементов (подсистем) с основным (системообразующим) фактором, которым присущи общесистемные качества;

- механизм взаимодействия элементов;

- структура (способ организации), включая способ иерархии, степень подчиненности, цели и функции отдельных элементов;

- граница (отделяющая систему от внешней сферы);

- эмерджентность (появление новых свойств, не присущих отдельным элементам);

- обратная связь между элементами и внешней средой;

- адаптивность (способность сохранять качественную определенность в меняющихся условиях);

- возможное разрушение с течением времени (в силу внешних воздействий или внутренних процессов);

- возможность управления.

Системный подход подразумевает не только четкое структурирование и выделение конкретных направлений реализации тех или иных целей (подцелей, задач), но

и баланс следующих составляющих: сроки реализации и возможности реализации (материальные, кадровые, финансовые, информационные и др.). Соответственно, при составлении тех или иных программ, направленных на улучшение (реформирование, модернизацию), должно быть учтено реальное состояние этих возможностей (или, по сути, ресурсов) на момент составления (или принятия) программы, а также определен дефицит, т. е. требуемые ресурсы - по срокам реализации конкретных направлений и источники их пополнения.

Уже на этапе планирования (разработки) программы должен быть учтен весь управленческий цикл, включая организацию выполнения программы, координацию между различными участниками, наличие четкой коммуникации и обратных связей, позволяющих отслеживать ход выполнения программы, а также систему контроля (промежуточного и заключительного), основанную на наличии четких критериев (количественно определенных), которые могут быть оперативно получены и однозначно оценены, и включающую определенный аппарат (субъекты контроля), наделенный властными полномочиями и механизмами воздействия, позволяющими корректировать ход выполнения программы.

Применительно к медицине и здравоохранению в рамках методологии системного подхода необходимо рассмотрение человека в единстве его биологической и социальной сущности и неразрывной динамической связи с окружающей природной и социальной средой; учет взаимосвязи и взаимодействия индивидуального и общественного здоровья; рассмотрение жизненно важных потребностей человека, включая потребность в здоровье как основу свободного, всестороннего и гармоничного развития личности; подход к индивидууму и их совокупности («семья - коллектив - общество») как к сложным динамическим системам со всеми присущими им чертами, многосторонними и многообразными внутренними и внешними связями (причинно-следственными, пространственными, корреляционными и др.).

С этих же позиций следует рассматривать систему здравоохранения (как комплекс государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных и других мероприятий, используемых обществом для охраны и улучшения здоровья каждого отдельного человека и всего населения в целом как структурного звена всей общественной системы, от эффективности функционирования которого во многом зависит ее деятельность).

Таким образом, рассматривая подходы к решению проблемы улучшения общественного здоровья, необходимо четко понимать, что, как отмечается в уставе ВОЗ, система охраны здоровья - это совокупность государственных, муниципальных, общественных и частных предприятий, учреждений и организаций, а также органов власти и управления, связанных спектром разнообразных отношений, конечным эффектом взаимодействия которых является здоровье.

В рамках этой системы особая (центральная, системообразующая) роль принадлежит подсистеме здравоохра

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

нения, которую можно рассматривать как совокупность учреждений, предприятий и организаций (лечебно-профилактические учреждения разных типов и форм собственности, образовательные, научно-исследовательские, фармацевтические учреждения и пр.), связанных устойчивыми административными, правовыми, финансовыми и иными ресурсными отношениями, конечным эффектом взаимодействия которых является улучшение показателей здоровья населения.

Итак, первым методологическим принципом при разработке программы, направленной на снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, является принцип системного подхода. Другими (раскрывающими и дополняющими его) принципами, на наш взгляд, должны быть следующие:

- целенаправленность всей программы в целом и всех ее структурных компонентов; декомпозиция целей по функциональному признаку и уровню иерархии;

- выделение профилактики в качестве основной стратегической задачи; неразрывность триады «наука - профилактика - лечение»;

- сочетание различных временных горизонтов программы и обеспечение согласованности разделов программы.

Использование системного подхода для решения проблемы снижения смертности и увеличения продолжительности жизни включает:

- рассмотрение данных проблем в контексте общих проблем здоровья населения (увеличения рождаемости, снижения заболеваемости, оздоровления нации в целом);

- учет максимально возможного числа факторов, которые определяют уровень здоровья населения в целом и показатели смертности в частности;

- иерархию влияния на данную проблему отдельных структур (начиная с уровня государства - определения его роли и круга вопросов, которые должны быть решены на общегосударственном уровне, и заканчивая самим субъектом конечного воздействия, т. е. индивидуумом);

- определение вопросов взаимодействия и взаимовлияния отдельных подсистем, что позволяет интегрировать их действия и создать единый конечный вектор с четко определенными ориентирами;

- иерархичность самой системы (т. е. использование принципа декомпозиции цели не только по уровню управления, но также по временному принципу (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и по функциональному признаку (например, цели, решаемые системой здравоохранения, в том числе амбулаторно-поликли-ническими, стационарными, прочими учреждениями и другими, внешними по отношению к этой системе, структурами).

Системный подход подразумевает также построение дерева целей и адекватного ему дерева их решений (конкретных задач). В первом случае выделяют главную цель и подцели разного порядка (первого, второго и т. д.).

Главной целью программы является снижение смертности и повышение средней и продолжительности пред-

стоящей жизни. В качестве основных подцелей (I порядка) мы выделили:

- предупреждение заболеваний, сохранение здоровья здоровых;

- своевременное выявление и адекватное лечение острых и хронических заболеваний;

- снижение факторов риска смерти при наличии хронических заболеваний.

В рамках первой подцели можно выделить следующие подцели II порядка:

- улучшение социально-экономических условий;

- оздоровление окружающей среды;

- предупреждение травматизма;

- формирование санологического поведения населения;

- предупреждение развития и распространения различных инфекционных заболеваний;

- меры по укреплению брачно-семейных отношений;

- создание возможностей для реализации превентивных мер.

Вторая задача (подцель) по своевременному выявлению и адекватному лечению заболеваний может быть структурирована следующим образом:

- организация предварительных, периодических, целевых профилактических осмотров;

- формирование алгоритмов обследования и лечения пациентов при разных заболеваниях;

- создание условий для полного обследования и лечения;

- обеспечение преемственности в работе разных медицинских учреждений;

- обеспечение высокого уровня квалификации медицинского персонала;

- введение единой комплексной системы контроля качества медицинской помощи.

Подцель снижения уровня риска смерти при наличии хронических заболеваний включает в себя:

- диспансеризацию больных;

- наличие условий для восстановительного лечения и реабилитации;

- улучшение качества жизни больных с неизлечимыми заболеваниями.

Структурируя далее подцели II порядка (в том числе выделяя III уровень подцелей), можно сгруппировать их следующим образом (применительно к проблеме охраны здоровья). Улучшение социально-экономических условий должно проявиться в:

- росте уровня доходов населения;

- улучшении жилищно-бытовых условий;

- улучшении социальной инфраструктуры (условия образования, воспитания детей, возможности полноценного отдыха, проведения досуга и т. д.).

Оздоровление окружающей среды включает:

- экономическую составляющую, которая, в свою очередь, включает (что уже может быть отнесено к подцелям III порядка) снижение уровня загрязненности атмосферы (структурируя далее - вследствие уменьшения выброса в атмосферу вредных веществ предприятиями, транспортом; уменьшение количества, быстрая, макси

мальная утилизация и переработка промышленных отходов, озеленение городов и пр.);

- ослабление гелиомагнитного и климатического влияния;

- оздоровление производственной среды (создание на всех производствах условий труда, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и эргономики);

- улучшение бытовой среды (использование экологически «чистых» товаров, механизация ручного труда и пр.).

Задача предупреждения (снижения) травматизма, во-первых, может быть структурирована по его видам, т. е. включать профилактику:

- производственного травматизма;

- бытового травматизма;

- дорожно-транспортного травматизма;

- школьного травматизма;

- спортивного травматизма.

Также может быть использован иной принцип классификации: профилактика умышленных повреждений (убийств) и самоповреждений (самоубийств), несчастных случаев (на производстве, в быту, на улице, в том числе профилактика дорожно-транспортных травм, пожаров и т. д.).

По-разному можно подойти и к детализации задачи формирования санологического поведения. В качестве возможного может быть представлен подход, предусматривающий ранжирование данной цели по уровням реализации: государственный, региональный, индивидуальный. Возможна также дифференциация цели по различным аспектам (направлениям) санологического поведения, включая достаточную двигательную активность, режим труда и отдыха, характер и режим питания, предупреждение и отказ от вредных привычек, формирование сексуальной культуры, мероприятия по психогигиене, повышение уровня медицинской грамотности и медицинской активности.

Задачу предупреждения развития и распространения инфекционных заболеваний можно также разделить на более частные по-разному. Возможно, как и в предыдущем случае, выделить более узкие цели (направления) по уровням управления (государственный, региональный, индивидуальный). Можно также дифференцировать подходы к профилактике с учетом специфики различной инфекционной патологии, выделив, в частности, в отдельные направления профилактику кишечных, воздушно-капельных инфекций, гнойно-септических заболеваний, СПИДа, туберкулеза, заразных кожных заболеваний и инфекций, передающихся половым путем.

Задачу укрепления брачно-семейных отношений, на наш взгляд, следует рассматривать с двух позиций: улучшения соответствующей нравственно-воспитательной работы и совершенствования законодательства в области охраны прав семьи, в том числе детей, а также следует предусмотреть развитие (укрепление) служб социально-психологической помощи семье (в том числе в кризисные периоды).

Задача создания возможностей для реализации превентивных мероприятий включает в себя:

- определение потребности разных групп населения (дети в различные периоды их жизни, лица трудоспособного и старше трудоспособного возраста; мужчины и женщины в различных видах оздоровительных мероприятий);

- строительство адекватного потребности числа спортивных и лечебно-оздоровительных учреждений (с учетом их максимальной приближенности и доступности к населению);

- обеспечение их кадровым составом;

- определение источников финансирования проведения оздоровительных мероприятий с учетом уровня доходов отдельных групп населения.

Реализация задачи своевременного выявления и адекватного лечения заболеваний (подцель II), складывающаяся из 6 подцелей, на наш взгляд, должна начинаться с возможности периодического контроля за состоянием здоровья, что достигается проведением профилактических осмотров. При этом нужно решить следующие основные задачи:

- четко определить контингента, подлежащие осмотру, и лечебно-профилактические учреждения, их проводящие (что позволит на основе использования балансового метода выявить потребности в данном виде медицинских услуг и определить имающиеся и потенциальные возможности их удовлетворения);

- разработать алгоритмы осмотров для разных кон-тингентов, которые первоначальным этапом должны включать скрининг, а затем перечень необходимых обследований и консультаций в зависимости от его результатов (дифференцированный по группам риска отдельных заболеваний), причем этот перечень должен быть обязательным для выполнения в ЛПУ, отвечающем за осмотр того или иного пациента;

- разработать единые (желательно электронные) носители информации о результатах осмотра и сформировать единую базу данных, позволяющую обеспечивать преемственность как между различными специалистами (ЛПУ), так и при наблюдении за пациентом в динамике.

При обращении пациентов по поводу конкретных жалоб (заболевания):

- должны быть разработаны единые для всех ЛПУ алгоритмы обследования;

- им должна соответствовать материально-техническая база ЛПУ;

- четко должны быть определены источники финансирования проведения различных диагностических процедур.

Все вместе должно обеспечивать возможность проведения для пациента обследования (консультации) в четко определенные сроки (например, не более месяца), которые должны быть фиксированными и контролироваться соответствующими субъектами управления.

Создание условий для полного обследования и лечения включает триединство материально-технической базы, кадровых и финансовых ресурсов, адекватных пот-

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ребностям населения (т. е. первоначальным звеном должно являться определение этих потребностей).

Задача улучшения преемственности в ведении больных различными лечебно-профилактическими учреждениями включает в себя комплекс таких сложных как в научно-теоретическом отношении, так и в практической реализации подзадач, как:

- формирование единых алгоритмов, обязательных для исполнения всеми ЛПУ;

- формирование единых носителей информации;

- создание локальных и региональных сетей в рамках автоматизированных систем управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень квалификации персонала, на наш взгляд, должен обеспечиваться при соблюдении следующих условий (решении следующих задач):

- улучшение системы отбора будущих студентов (в том числе целевого набора);

- формирование единого образовательного стандарта и усиление контроля за его реализацией;

- улучшение материально-технической базы, укрепление кадрового состава и материальное стимулирование преподавателей высших и средних специальных учебных заведений;

- совершенствование системы непрерывного последипломного образования (с включением в него системы периодической аттестации всех сотрудников, обязательного их участия в конференциях на уровне ЛПУ, отдельных субъектов, республиканском; привлечением врачей и среднего медицинского персонала к научной работе, стимулированием наставничества и других форм обучения на рабочем месте, изданием необходимых инструктивно-методических материалов).

Формирование единой комплексной системы контроля качества медицинской помощи подразумевает решение следующих конкретных задач:

- четкое определение субъектов контроля и разделение между ними сфер ответственности;

- формирование единых критериев контроля для разных типов ЛПУ, периодичность их анализа и создание баз данных по этим критериям;

- формирование единых учетных документов для проведения экспертной оценки и социологических опросов (с их максимальной формализацией);

- обязательное включение вопросов контроля качества в программы подготовки руководителей всех уровней, врачей и средних работников;

- разработка четкой нормативной базы по контролю качества и издание соответствующей инструктивно-методической литературы.

Диспансеризация больных с хроническими заболеваниями (как направление в системе мер по реализации третьей подцели) не может быть эффективной без:

- разработки четких программ диспансерного наблюдения для больных с разными заболеваниями;

- создания условий для их реализации (в части предоставления возможности для проведения всех видов обследования и лечения, включая медикаментозное, которые должны быть доступными);

- определения критериев эффективности диспансеризации, осуществления постоянного контроля за их достижением.

Одним из наиболее «узких» мест в системе оказания медицинской помощи является организация реабилитации и восстановительного лечения отдельных групп пациентов. Для решения этой сложной проблемы необходимо:

- определить объем реабилитационных мероприятий и потребность в них пациентов с разными заболеваниями (и, естественно, на этой основе - суммарную), включая медицинскую, бытовую, психологическую, трудовую, социальную реабилитацию;

- создать условия (набор ЛПУ, оснащенность, кадры, финансы) для реализации этой потребности.

Задача улучшения качества жизни наиболее «тяжелых» больных тесно перекликается с предыдущей, но, кроме того, предусматривает:

- установление тесного взаимодействия с другими службами (социальной защиты, общественными организациями);

- обеспечение пациентов и их родственников необходимыми средствами жизнедеятельности, расширение индустрии средств ухода;

- развитие сети учреждений соответствующей направленности (отделения и больницы сестринского ухода, хосписы и др.);

- формирование системы обучения и психологической подготовки родственников данной группы пациентов.

Нельзя не признавать, что реализация такой программы может потребовать значительных финансовых средств, кадровых ресурсов, а их реальная эффективность может проявиться в достаточно отдаленные сроки.

Однако она в принципе возможна только при использовании методологии системного подхода, приведенного выше. Основной же перечень предполагаемых направлений (мероприятий) может быть расширен, модифицирован, дополнен с учетом конкретной региональной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлов, А. И. Менеджмент / А. И. Орлов. - М. : Знание, 1999. -360 с.

2. Щепин, О. П. Задачи общероссийской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья» / О. П. Щепин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. -№ 6. - С. 3-6.

3. Щепин, О. П. Пути решения проблем здравоохранения / О. П. Щепин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2004. - № 1. - С. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.