10.3. НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНОЧНО-КРИТЕРИАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Живаев Иван Викторович. Должность: начальник дежурной части. Место работы: ОМВД России по Ярославскому району г. Москвы. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается СевероКавказский федеральной округ в контексте центра террористической активности на территории нашей страны. Автором анализируется правоприменительная практика профилактической работы преступности террористической направленности, отмечается одно из перспективных направлений участия населения в профилактике преступности террористической направленности, минимизации ее последствий, требующего особого внимания на уровне руководства республик СКФО - создание территориального общественного самоуправления.
Ключевые слова: преступность террористической направленности, законодательство, профилактика, местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, СКФО.
THE NECESSITY FOR AN ESTIMATIVE AND CRITERIAL
RUSSIAN EXPERIENCE IN ORGANIZING ANTI-TERRORIST ACTIVITIES IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT
Zhivaev Ivan Viktorovich. Position: The Head of the Police Precinct. Place of employment: The Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Yaroslavskiy district, Moscow. E-mail: [email protected]
Annotation: The article examines the North Caucasus Federal District in the context of the center of terrorist activity on the territory of our country. The author analyzes the law-enforcement practice of the preventive work of terrorism-related crime and notices that one of the most promising areas of the population's participation in the prevention of terrorist crime, minimization of its consequences which requires special attention at the level of the leadership of the republics of the North Caucasus Federal District is the creation of territorial public self-government. Keywords: crime of a terrorist orientation, legislation, preventative measures, local self-government, territorial public self-government, NCFD.
Северо-Кавказский федеральной округ — федеральный округ Российской Федерации расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа. Это самобытный культурно-исторический регион с особым этническим, религиозным, социополитическим обликом, достаточно богатый природными ресурсами, выступающий торговыми и культурными южными воротами из внешнего мира в нашу страну.
Северо-Кавказский федеральный округ был образован 13 мая 2000 года, при учреждении федеральных округов, в соответствии с Указом Президента РФ В. Путина «О полномочном представителе Президента
РФ в Федеральном округе». Далее, СКФО был реорганизован и переименован в Южный Федеральный орган, который до января 2010г. включал в себя 13 субъектов РФ: области - Ростовская, Волгоградская, Астраханская; края: Краснодарский, Ставропольский; республики - Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня.
В 2010 году образование СКФО стало первым изменением числа и территории федеральных округов с момента их учреждения в 2000 году Президентом России Владимиром Путиным на основании Указа Президента РФ от 19 января 2010г. № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов» определил реструктуризацию системы федеральных округов путем выделения из ЮФО нового округа - СКФО [1].
В настоящее время СКФО включает семь субъектов Российской Федерации, в том числе: шесть республик - Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Северная Осетия — Алания и Ставропольский край. Центром округа является город Пятигорск, не являющийся крупнейшим населённым пунктом округа, однако является логистическим центром крупнейшей в СКФО агломерации Кав-МинВоды.
Площадь территории СКФО составляет 1% площади территории РФ, что является наименьшим значением среди федеральных округов России. Это- единственный, из федеральных округов, в котором нет ни одной области и в котором этнические русские не имеют абсолютного большинства населения. Численность населения СКФО по данным Росстата на 1 января 2017г. составила 9775770 чел. (6,66% от РФ).[2] Плотность населения — 57,36 чел./км2 (2017), высокая по российским меркам, и уступает только Центральному федеральному округу (60,30 чел./км2). Городское население — 49,14 % (2017). Для округа характерен рекордный для российских федеральных округов рост численности населения.
СКФО обладает особым геополитическим статусом, представляющий особый регион с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением. По нашему мнению, в силу своего геополитического положения, субъекты Российской Федерации, входящие в СКФО, входят в состав «метарегиона нестабильности», выступающий регионом столкновения исламской, кавказской, горской, российской цивилизаций, порождающий перманентные конфликты. Кроме того, этому способствует и этноконфессиональная мозаичность ее территории. Особую тревогу вызывает устойчивость экономической депрессивности субъектов РФ СКФО, социальной базы в силу низкого уровня жизни, коррупции и клановости, семейно-родовых и религиозных общностей, традиций неправового решения проблем.
В силу многорелигиозности, экономической и социальной отсталости, Северо-Кавказский регион России за последние 15-20 лет стал одним из основных террористических очагов в нашей стране. Всего по итогам 2016 года в России совершено более двух тысяч преступлений террористической направленности [3]. Пять субъектов Северо-Кавказского федерального округа по итогам 2016 года оказались в лидерах по количеству совершенных на их территории террористических преступлений. Первое место в России по числу таких преступлений занял Дагестан. Здесь в 2016г. было зарегистрировано 966 преступлений террористической направленности. Республика оказывается в числе ли-
деров уже шестой год подряд. Далее, согласно информации, опубликованной на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, идут Чечня и Кабардино-Балкария, занявшие второе и третье места в таблице, с показателями 187 и 139 преступлений соответственно. За ними следуют Ингушетия и Карачаево-Черкесия. В настоящее время свыше 85% преступлений террористического характера в стране регистрируется именно в СКФО, а - 90% из совершенных в скфо, приходится на Дагестан, Ингушетию и Чечню.
На сегодняшний день республики Северного Кавказа остаются центром террористической активности на территории нашей страны.
2009 2010 2011 2012 2010 2014 2015 2010
Российская 654 581 622 637 661 1127 1538 2153
Федерация
Северо- 533 464 575 565 579 883 1090 1455
Кавказский
федеральный
округ
Республика 44 53 220 255 365 472 679 966
Дагестан
Республика Ингушетия 41 35 67 30 34 63 64 54
Кабардино- 4 25 48 57 93 157 157 110
Балкарская
Республика
Карачаево-Черкесская 6 13 19 30 16 41 41 69
Республика
Республика Северная Осетия — Алания 1 4 2 0 1 7 7 10
Чеченская 437 320 213 127 66 125 121 208
Республика
Ставропольский О 3 2 8 4 21 21 38
край
Анализ статистических данных позволяет отметить, что количество преступлений террористической направленности с 2009 года до 2014г. имеет тенденцию снижения с установлением относительной, но негативной стабилизации регистрируемых фактов. Мы считаем, что эта тенденция связана с усилением карательного воздействия уголовного права в отношении террористических деяний. Например, запрет на условное осуждение, увеличение максимальных сроков лишения свободы по совокупности преступлений до 30 лет и совокупности приговоров - до 35 лет, включение в некоторые санкции такого вида наказания, как пожизненное лишение свободы, максимизация наказаний в виде лишения свободы на определенный срок, отмена сроков давности, реагирование относительно появления новых форм и методов терроризма и др. В рамках реализации уголовной антитеррористической политики имеют место нормы с двойной превенцией, когда криминализируется предварительная террористическая деятельность. Это, в свою очередь, приводит к увеличению зарегистрированных в России преступлений террористического характера. В связи с этим, с 2014г. наблюдается ежегодный существенный рост преступлений террористического характера: в 2014г.-на 70,4%; в 2015г -на 35,8%; в 2016г.-на 40%. Из числа всех совершенных преступлений террористической направленности в Российской Федерации 67,6% совершается на территории СКФО.
Особую озабоченность вызывает террористическая активность в Республике Дагестан. К 2016г. число преступлений террористической направленности по сравнению с 2009г. возросло в 22 раза. Так, в 2016г. продолжало действовать 12 НВФ с установленной численностью до 50 боевиков. Более 800 человек выехали в Сирию для участия в боевых действиях в составе международных террористических организа-ций.[4]
Высокий уровень выявленных преступлений террористической направленности, имеет место и в Чечне, и в Кабардино-Балкарской республике, и в Карачаево-
Черкесской Республике. Наблюдается рост террористической преступности в Республике Северная Осетия— Алания,
Ставропольском крае. Мы полагаем, что такая ситуация связана со значительным оттоком боевиков за пределы Северо-Кавказского региона, в том числе и Сирию, с одной стороны. С другой - усилившейся антитеррористической работой силовых ведомств. Кроме того, по мнению заместителя главы генпрокурора РФ А. Буксмана, «это результат превентивной работы правоохранительных органов по отслеживанию в сети Интернет запрещенных публикаций, привлечению к уголовной ответственности лидеров и участников НВФ на Северном Кавказе, их пособников, лиц, воюющих в Сирии в составе террористических группировок» [5]. Так, на совместном заседании НАК и Федерального оперативного штаба, состоявшемся 15 декабря 2016г., А. Бортников отметил о снижении террористической активности в 2,5 раза в северокавказском регионе посредством скоординированных действий федеральных органов государственной власти [6].
Результаты антитеррористической деятельности за прошедшие 7 лет (с момента образования СКФО).
20111 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Уничтожено боевиков: 390 351 391 298 252 156 125
Ликвидировано лидеров НВФ: 46 46 48 42 38 30 10
Предотвращено преступлений террориспмеской направленности: Более 90 94 92 78 67 30 40
Преступления террористического характера: 779 355 554 581 570 598 2018
Количество крупных терактов: 21 5 В 16 1 2 1
Задержано бандитов и их пособников: Более 500 469 Более 600 Более 420 644 770 668
Погибли и получили ранения сотрудники силовых ведомсш/силовиков 691/ 225 652/190 595/209 4247 127 243/
Следует отметить о стабильном сокращении ликвидированных боевиков и лидеров НВФ, числа совершенных террористических актов. И это очевидно. Поскольку на протяжении с 2010г. по настоящее время в СКФО систематически проводятся контртеррористические операции, вводится режим КТО. Так, например, только в третьем квартале 2016г. локальный режим КТО в Дагестане вводился 10 раз, направленный на нейтрализацию активных членов НВФ и их пособников. За 9 месяцев 2017г. - 26. В настоящее время система борьбы с преступностью террористического характера на территории СКФО строится по примеру Чечни, предусматривающая подавление инакомыслия и любой оппозиции, жесткое «полицейское государство».
Кроме того, в Дагестане с 2015г. действовал Приказ министра внутренних дел по Республике Дагестан от 3 апреля 2015 г. № 737 «Об утверждении порядка постановки на профилактический учет, внесению корректировок и снятию с учета АБД «Дагестан» ИЦ МВД по Республике Дагестан лиц по категории «Экстремист» о постановке на профилактический учет лиц категории «экстремист». На основании данного приказа систематически проводилась проверка лиц, потенциально склонных к НВФ и поставленных на профилактический учет [7]. Итогом такой политики в 2016г. в Дагестане стало поставленных на учет более 10 тысяч [8]. Однако, данный приказ в РД, как таковой отсутствовал, а противоправная практика профилактического учета «экстремистов», приобрела на протяжении двух последних лет в Дагестане громадные масштабы.
Так, 23 марта 2017г. по запросу Верховного суда РД министром МВД по Республике Дагестан А.М. Магоме-довым был предоставлен удивительный документ:
«На Ваш запрос отвечаем, что указанные нормативные акты МВД по Республике Дагестан, в связи с отменой их действия и истечением сроков хранения, уничтожены в установленном порядке. Профилактический учет по категории «экстремист» в МВД по Республике Дагестан не ведется»[9]. Представляется, что кампания по профилактике религиозного экстремизма, развернутая в последние годы органами внутренних дел Республики Дагестан, приобрела формы, очевидно выходящие за рамки закона. Мы считаем, что имевшаяся в Дагестане практика предоставляла возможность правоохранительным органам на основании доноса ограничивать права любого человека. В свою очередь, система оперативного профилактического учета по религиозному признаку не соответствует и Конституции РФ и федеральным законам, нарушает права и свободы граждан, в том числе право на свободу совести и вероисповедания, право на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения, имущественные и политические права.
Относительная стабильность в динамике этнополи-тических и этноконфессиональных отношений в субъектах СКФО имеет инерционный характер. Мы считаем, это свидетельствует, как об относительной стабилизации ситуации, так и вследствие экономического кризиса. Кризис поставил большинство жителей Северного Кавказа перед проблемой экономического выживания. В связи с этим, преступность террористической направленности выделяется мотивацией материального характера. Так, в 2016г. удельный вес совершивших преступления лиц, не имеющих постоянного источника дохода составил (от общего числа выявленных лиц):
Республика Северная Осетия-Алания-83,4%;
Карачаево-Черкесская Республика -83,3%
Чеченская Республика -82,1%;
Кабардино-Балкарская Республика -77,9%
Республика Дагестан- 76,9% [10].
В СКФО предотвращено немало попыток выезда граждан РФ для участия в международных террористических организациях, в том числе в боевых действиях на территории государств Ближнего Востока. В список причастных к террористической деятельности Росфинмониторинг включил 6565 физических и юридических лиц в России и за рубежом, из которых 91%-лица до 30 летнего возраста [11]. Поэтому, наряду с борьбой с преступностью террористической направленности, в СКФО включен такой сегмент антитеррористической деятельности, как профилактика этого негативного явления.
Под профилактикой терроризма мы понимаем деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений по предупреждению террористических проявлений, выявлении, локализации, устранении любых факторов, способствующих совершению актов терроризма, воздействие на лиц, чье поведение свидетельствует о возможном совершении преступлений террористической направленности или вовлечении их в террористическую деятельность. То есть, основная задача общественных объединений, антитеррористических комиссий заключается в доведении до каждого жителя поселения, идеи о недопустимости пособничества террористам, угрозе гражданской халатности, т.е. нежелании граждан самостоятельно беспокоиться о своей безопасности и безопасности окружающих.
Проблема профилактики и предупреждения террористических проявлений продолжительное время ре-
шалась сложившейся правоприменительной практики в данной сфере.
Понятие «профилактика правонарушений», как самостоятельный правовой институт, появился в России только в 2016 году, с принятием Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [12]. В данном Законе круг субъектов профилактической деятельности ограничен и включает в себя федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Как мы видим, граждане и организации исключены из данного перечня, при этом они имеют статус лиц, участвующих в профилактике правонарушений. В отличие от субъектов профилактической деятельности, располагающих широким набором мер профилактического воздействия, в том числе и административного характера, граждане и организации имеют право лишь осуществлять правовое просвещение и правовое информирование, социальную адаптацию, ресоциализацию, социальную реабилитацию и оказывать помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Кроме того, физическим и юридическим лицам предоставлено право участия в реализации государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и проведения мероприятий по их предупреждению, участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других, социально значимых мероприятиях, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обозначенный закон имеет «рамочный» характер и не содержит конкретных механизмов реализации его положений. Данная задача возложена на профильные ведомства и службы. Тем не менее, уже сейчас мы можем говорить о возможных формах участия граждан и организаций в правоприменительной деятельности по профилактике правонарушений террористического и экстремистского характера. Например, статья 30 Закона [12] предусматривает возможность создания специальных координационных органов, в том числе регионального и даже муниципального уровня, в том числе при содействии граждан и организаций. Порядок создания и функционирования таких органов должен определяться нормативными документами регионального и муниципального уровня.
Руководствуясь указанными выше нормативными источниками, видится наиболее актуальным создание координационных органов в сфере профилактики правонарушений террористической и экстремистской направленности, на базе региональных и муниципальных профильных ведомств в сфере образования и воспитания молодежи. К участию в таких образованиях должны быть привлечены помимо самих государственных и муниципальных органов, реализующих государственную политику в сфере образования, также силовые структуры, которые могут обеспечить необходимую информационную и методическую базу, например структуры ФСБ, МВД, войска Росгвардии и т.п. Однако гораздо важнее, чтобы в деятельности подобных координационных органах принимали активное участие, как образовательные организации, так и отдельные общественные объединения и даже простые граждане. Ведь именно люди, непосредственно работающие с детьми и молодежью, должны иметь четкое
представление об опасности терроризма и экстремизма и необходимых мерах профилактики таких противоправных проявлений в современном российском обществе. Таким образом, мы видим совершенно новую для российского законодательства нормативную конструкцию, призванную создать самостоятельный правовой институт профилактики правонарушений, в том числе, террористической и экстремистской направленности. И самое главное, законодатель поощряет участие общественности в этом процессе, что говорит о высокой степени важности данной проблемы и необходимости создания положительной правоприменительной практики в рамках новой нормативной базы.
В связи с этим, мы считаем, что одним из действенных институтов общественности, способным формировать климат доверия и сотрудничества в местном сообществе, развивать инициативу граждан для решения вопросов противодействия террористическим проявлениям, выступает институт территориального общественного самоуправления (ТОС).
В современной России децентрализация государственной системы управления связана с перемещением центра тяжести на региональный и муниципальный уровни. В этой связи фактор самоорганизации территорий является важнейшим условием в реализации комплекса мероприятий, инициируемых, разрабатываемых и осуществляемых местными администрациями, антитеррористическими комиссиями, обеспечивающих эффективное решение задач в области противодействия терроризму в муниципальном образовании.
В настоящее время ТОС осуществляется в рамках Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 27 данного закона ТОС определяется как «самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории муниципального образования, в пределах территорий проживания граждан - подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления [13].
Практика показывает, что активизируя участие людей в самоуправлении по месту жительства, территориальное общественное самоуправление формирует основу гражданского общества России, т.е. выступает как механизм становления гражданского общества, способный позитивно преобразовать взаимоотношения населения и государства, социально-экономическую, государственно-правовую сферу. Так, на 2016г. в России общее количество территориальных общественных самоуправлений в составило 28426, в том числе-в СКФО - только 12 (и только в Ставропольском крае) [14].
Вместе с тем, по данным Минюста, развитость гражданского общества в СКФО, одна из самых низких в стране. Например, в Чеченской Республике в настоящее время официально зарегистрировано 800 некоммерческих организаций, в том числе 137 религиозных, при этом нет ни одного территориального общественного самоуправления (ТОС). В Северной Осетии не развито территориально-общественное самоуправле-
ние [15]. В Ставропольском крае зарегистрировано только 12 ТОСов [16].
Поэтому, мы считаем, что ТОСы в СКФО - это одно из перспективных направлений участия населения в профилактике преступности террористической направленности, минимизации ее последствий, требующего особого внимания на уровне руководства республик СКФО.
О радикальной роли ТОСов принято Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. «О Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» [17]. В соответствии с данным Постановлением, «Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [18], «Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» [19], Концепцией молодежной политики в СКФО [20] деятельность властей всех уровней СКФО акцентируется на региональный патриотизм, упрочение гражданской идентичности посредством формирования доктринально-идеологических установок у граждан в сфере межэтнических, межконфессиональных отношений, общественно-политической безопасности, особенно в молодежно-студенческом обществе, организацию взаимодействия с представителями властей всех уровней и местного населения в Северо-Кавказском федеральном округе [21].
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 19.01.2010 № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 „Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"» // Российская газета. — 2010. — № 10, 21.01.2010. // на kremlin.ru
2. Официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в СКФО http://www.skfo.gov.ru
3. https://regnum.ru/news/accidents/2242096.html
4. См. подробнее: материалы заседания Антитеррористической комиссии в РД с участием Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, заместителя директора ФСБ России - руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета РФ Игоря Сироткина и полномочного представителя Президента РФ в СКФО Сергея Меликова. 29 января 2017г.
5. Отчет главы ФСБ о борьбе с терроризмом на Северном Кавказе 29 июля 2016г.
6. https://regnum.ru/news/polit/2040038.html
7. Приказ Министра внутренних дел по Республике Дагестан от 3 апреля 2015 г. № 737 «Об утверждении порядка постановки на профилактический учет, внесению корректировок и снятию с учета АБД «Дагестан» ИЦ МВД по Республике Дагестан лиц по категории «Экстремист»
8. Криминальное сообщество и профучет: http://ift.tt/2cOHcn2 #северныйкавказ- 16.09.2016
9. Подробно о практике профучета см. в справке Правозащитного центра «Мемориал».
10. Министерство внутренних дел Российской Федерации «Главный информационно-аналитический центр» Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016года.Москва.
11. Национальный антитеррористический комитет, борьба с терроризмом http://www.rbc.ru/politics/ 16/06/2016.
12. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
13. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».-2-е изд.-М.:Ось-89, 2004.-96с.
14. Мелюхин М.М. Мониторинг деятельности территориальных общественных самоуправлений в России АВТОР: TOSADM ■ 26.06.2016.
15. Родионов А.: В Республике не развито территориально-общественное местное самоуправление.5 октября 2016г. //Постоянный URL: http://region15.ru/news/ 2016/10/05/19-54/
16. Закон Ставропольского края от 7 апреля 2003г.№44-кз «О территориальном общественном самоуправлении: Источник: http://www.kavkaz-uzel.eu/arti-cles/36063/
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. №815«О Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 35, ст. 5335; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 ноября 2016г. «Об утверждении формы конкурсной заявки и методики оценки конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых для участия во всероссийском конкурсе "лучшая муниципальная практика" по номинации "обеспечение эффективной "обратной связи" с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах»
18. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «Об утверждении Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года»// Собрании законодательства РФ, 04.10.2010, N 40, ст. 5107.
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012г. №506-р «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в СевероКавказский федеральный округ, до 2025 го-да»//Официальный электронный текст НТЦ «Система»
21. Состояние межэтнических отношений и религиозная ситуация в субъектах Российской федерации Северо-кавказского федерального округа (второе полугодие и итоги 2016 года) Экспертный доклад. Научное издание. Авторский коллектив: Р.И. Абакаров, В.А. Авксентьев, А.З. Адиев, С.И. Аккиева, М.А. Аствацату-рова (координатор), Л.Х. Дзахова, С.Ю. Иванова (координатор), М.С. Зинченко, Л.В. Кубанова, В.Д. Лаза, И.Ю. Теммоев, Т.С. Чабиева, Д.С. Чекменёв, Р.А. Чих-тисов, Е.А. Щербина, М.М. Шульга, М.М. Юсупов Научный редактор - доктор философских наук, доцент Б.В. Аксюмов //Распределенный научный центр Межнациональных и межрелигиозных проблем, Министерство образования и науки Российской Федерации Российская академия наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Се-
веро-Кавказский федеральный университет». Москва -Пятигорск - Ставрополь 2016.
Рецензия
на статью Живаева И.В. «Необходимость оценочно-критериального опыта организации антитеррористической деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе»
Статья посвящена противодействию террористической активности на территории Северо-Кавказского федерального округа, являющейся важной проблемой в современном обществе.
Автором анализируется правоприменительная практика профилактической работы с преступностью террористической направленности, и отмечается, что одним из действенных институтов, способным формировать климат доверия и сотрудничества в местном сообществе, развивать инициативу граждан для решения вопросов противодействия террористическим проявлениям, выступает институт территориального общественного самоуправления (ТОС).
Выводы и основные положения статьи обоснованы и опираются на глубокий и многосторонний анализ изучаемой проблемы.
Статья не содержит информации запрещенной к публикации в открытых источниках и соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, в силу чего она рекомендуется к публикации в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ Киреев М.П.
Статья проверена в системе Антиплагиат, оригинальность - 78%