Научная статья на тему 'Территориальное общественное самоуправление, как основополагающее направление в обеспечении антитеррористической устойчивости Северо-Кавказского федерального округа'

Территориальное общественное самоуправление, как основополагающее направление в обеспечении антитеррористической устойчивости Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОФИЛАКТИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СКФО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Живаев Иван Викторович

В статье рассматривается деятельность антитеррористических комиссий в Северо-Кавказском федеральном округе в контексте предупреждения преступлений, противостояния террористической угрозе, иным криминальным вызовам, базирующейся на активности населения, реального участия населения в профилактике террористической преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The territorial public self-government as the basic direction in ensuring the antiterrorist stability of the North Caucasus Federal District

The article examines the activities of the antiterrorist commissions in the North Caucasus Federal District in the context of prevention of crimes, countering the terrorist threat, other criminal challenges based on the activity of the population, real participation of the population in the prevention of terrorist crime.

Текст научной работы на тему «Территориальное общественное самоуправление, как основополагающее направление в обеспечении антитеррористической устойчивости Северо-Кавказского федерального округа»

9.8. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Живаев Иван Викторович. Должность: начальник дежурной части. Место работы: ОМВД России по Ярославскому району г. Москвы. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается деятельность антитеррористических комиссий в СевероКавказском федеральном округе в контексте предупреждения преступлений, противостояния террористической угрозе, иным криминальным вызовам, базирующейся на активности населения, реального участия населения в профилактике террористической преступности.

Ключевые слова: преступность террористической направленности, законодательство, профилактика, местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, СКФО.

THE TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT AS THE BASIC DIRECTION IN ENSURING THE ANTITERRORIST STABILITY OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT Zhivaev Ivan Viktorovich. Position: The Head of the Police Precinct. Place of employment: The Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Yaroslavskiy district, Moscow. E-mail: [email protected]

Annotation: The article examines the activities of the antiterrorist commissions in the North Caucasus Federal District in the context of prevention of crimes, countering the terrorist threat, other criminal challenges based on the activity of the population, real participation of the population in the prevention of terrorist crime.

Keywords: crime of a terrorist orientation, legislation, preventative measures, local self-government, territorial public self-government, NCFD.

Реализация теоретических концепций о построении подлинно демократического правового государства влечет за собой усиление роли государства как субъекта социальных отношений. Изменения в экономической и политической жизни страны закреплены в конституционных нормах, основанных на международно-правовых ориентирах, учитывающих возможности, особенности и интересы России в совершенствовании местного самоуправления как выразителя интересов населения. В настоящее временя в стране созданы и успешно работают институты, образующие социально-экономическую, политическую и правовую систему Российского государства. Не смотря на это дальнейшее развитие государства возможно лишь путем совершенствования форм и методов государственного управления, качественного взаимодействия между органами публичной власти в условиях многоуровневой системы организации государственного устройства в

Российской Федерации. Децентрализация государственной системы управления связана со смещением центра от федерального уровня управления на региональный и муниципальный уровни. Поэтому самоорганизации территорий является важнейшим фактором и условием в реализации комплекса мероприятий, инициируемых, разрабатываемых и осуществляемых местными администрациями, обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического развития муниципального образования. Самоуправление создает благоприятные условия для активизации человеческого потенциала и меняет характер общественных отношений во всех социально-экономических формах и его проявлениях. Их умелое использование может многократно увеличить деловую активность местных жителей и в конечном итоге улучшить качество и уровень жизни населения. Поэтому, экономические и политические изменения в последнее время в обществе направлены на развитие, модернизацию механизмов взаимодействия между уровнями власти, социального диалога и партнерства. Являясь важнейшей составной частью системы управления обществом, модернизация местного самоуправления диктуется в формировании гражданского общества и необходимости демократизации всех сфер жизни Российского государства. В содержание понятия гражданского общества входят такие элементы, как:

■ ориентация на конкретного человека, необходимость обеспечения активного, равноправного и самое главное - реального участия населения России в управлении ее развитием;

■потребность уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающего свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающего возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающего механизм ограничения и контроля за деятельностью государства»;

■мобилизация и широкое использование потенциала местных сообществ на самопомощь, повышение деловой активности всего дееспособного населения соответствующих территорий, уменьшение иждивенческих настроений в обществе.

Гражданское общество является ориентиром процесса формирования и совершенствования российского демократически-правового государства, подъема политической и правовой культуры всех граждан общества в целом, а также индикатором степени соответствия реального состояния российского социума -конституционно легализованной модели публично-властным образом организованного общества.

Создание гражданского общества предполагает сбалансированное использование категорий культуры демократии, выражающейся в:

■ ограничении излишнего вмешательства государства в правовое поле гражданского общества, а также обязанности государства перед гражданским обществом;

■ активизации политической социальной и правовой воли населения посредством реализации демократических институтов, приобщения человека к жизни в обществе по правилам, выработанным этим обществом с учетом цивилизационного диалога между всеми участниками общественной жизни, уровня правовой культуры.

Одним из действенных институтов общественности, способным формировать климат доверия и сотрудничества в местном сообществе, развивать инициативу

граждан для решения вопросов противодействия террористическим проявлениям, выступает институт территориального общественного самоуправления (ТОС).

В современной России децентрализация государственной системы управления связана со смещением центра от федерального уровня управления на региональный и муниципальный уровни. Поэтому самоорганизации территорий является важнейшим фактором и условием в реализации комплекса мероприятий, инициируемых, разрабатываемых и осуществляемых местными администрациями, обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического развития муниципального района.

В настоящее время ТОС осуществляется в рамках Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 27 данного закона ТОС определяется как «самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории муниципального образования, в пределах территорий проживания граждан - подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления [1].

Практика показывает, что активизируя участие людей в самоуправлении на местах по месту жительства, территориальное общественное самоуправление реализует комплекс мероприятий осуществляемых местными администрациями для социально-экономического развития микрорайона, что и формирует в конечном итоге основу гражданского общества России, т.е. выступает как механизм становления гражданского общества, способный позитивно преобразовать взаимоотношения населения и государства, социально-экономическую, государственно-правовую сферу. Так, на 2016г. в России общее количество территориальных общественных самоуправлений в составило 28426, в том числе - в СКФо - только 12 (и только в Ставропольском крае)[6].

Вместе с тем, по данным Минюста, развитость гражданского общества в СКФО, одна из самых низких в стране. Например, в Чеченской Республике в настоящее время официально зарегистрировано 800 некоммерческих организаций, в том числе 137 религиозных, при этом нет ни одного территориального общественного самоуправления (ТОС). В Северной Осетии вообще не развито территориально-общественное самоуправление [7]. В

Ставропольском крае зарегистрировано только 12 ТОСов[7].Тем не менее, в Законах КЧР «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республики» [6].с 2012г., Республике Дагестан [7], с 2003г. в Ингушетии ст.26, [8]. Северной-Осетии-Алании- ст. 38 [9]. деятельность института ТОС регламентируется. Отсутствует форма участия граждан в ТОС только в Чечне и КБР.

Поэтому, ТОСы в СКФО - это одно из перспективных направлений участия населения в профилактике преступности террористической направленности, минимизации ее последствий, требующего особого внимания на уровне руководства республик СКФО.

О радикальной роли ТОСов принято Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. «О Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»[2]. В соответствии с данным Постановлением, «Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [3], «Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» [3], Концепцией молодежной политики в СКФО [4],деятельность властей всех уровней СКФО акцентируется на региональный патриотизм, упрочение гражданской идентичности посредством формирования доктринально-идеологических установок у граждан в сфере межэтнических, межконфессиональных отношений, общественно-политической безопасности, особенно в молодежно-студенческом обществе, организацию взаимодействия с представителями властей всех уровней и местного населения в СевероКавказском федеральном округе [12].

Таким образом, органы территориального общественного самоуправления могут и способны вовлечь жителей микрорайонов в систему местного самоуправления. Выступая посредником между населением и органами местного самоуправления, во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями. ТОС обладает значительным потенциалом гражданской активности жителей, даже в виде комплементарного института гражданского общества. Органы ТОС способны компенсировать дисбаланс муниципального управления и в будущем взять на себя решение некоторых задач муниципалитетов.

Вместе с тем, следует отметить, что Северный Кавказ является регионом, где его субъекты последнее двадцатилетие подвергались дерусификации, что на фоне демодернизации и реанимации клановых отношений создает серьезные проблемы в сфере взаимодействия государственных, муниципальных, общественных структур. Субъекты СКФО, особенно, Чечня, Кабардино-Балкарская Республика, Дагестан, Ингушетия, являются закрытыми регионами России, которые имеют, практически замкнутую экономическую и социально-культурную системы, а также мощные аппараты государственного насилия, в том числе идеологического, поддерживаемые также и авторитарным стилем руководства, на фоне высокой степени одобрения населения. Кроме того, проблематичность создания института территориального общественного самоуправления в СКФО заключается, по нашему мнению, в невосприятии, непонимании сущности территориального общественного самоуправления как формы народовластия, как механизма решения вопросов местного значения населением.

Рассматривая систему противодействия преступности террористической направленности в СКФО, обозначаем присущую значимость общественности, которая заключается в эффективной координационной деятельности властей всех уровней, каждого конкретного органа, структурного подразделения, институтов общественности, входящих в систему противодействия терроризму, удовлетворяющей требованиям системного подхода. Деятельность ТОСов и АТК является более приемлемым и близким к гражданам и дает возможность быстрого реагирования и контроля за изменениями обстановки на территории района. АТК и ТОСы способны решать задачи, суть которых сводится, прежде всего, к обеспечению:

-единства понимания ими целей проводимых профилактических мероприятий;

- знания имеющихся задач и способов совместных действий по их выполнению;

-систематического, непрерывного взаимного обмена информацией об оперативной обстановке в регионе;

-совместной разработки наиболее важных документов по организации служебной деятельности;

-заблаговременного согласования намеченных мероприятий по выполнению соответствующих совместных решений, нормативных актов и реализацию их в виде совместных планов по предупреждению и пресечению противоправных действий;

-совместного контроля за выполнением приказов, директив, распоряжений, планов и согласованных мероприятий, оказания взаимной практической помощи;

-своевременного доведения до всех сил и средств порядка взаимодействия в соответствии с уточненным или вновь принятым решением (планом действий);

-установления и освоения всеми органами управления единой системы сигналов взаимодействия (оповещения, опознания) и их умелого использования.

Таким образом, обозначенные направления организации деятельности АТК и ТОСов в области обеспечения противодействия террористической преступности, правопорядка в целом, отражают основополагающие подходы к разумному сочетанию прав и обязанностей субъектов общественных отношений, разделение их полномочий, ответственности и др. Поэтому, на территориях Республик СКФО, позитивным потенциальным ресурсом по внесению действенного вклада в профилактику правонарушений, террористической преступности, выступает создание института территориального общественного самоуправления.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».-2-е изд.-М.:Ось-89, 2004.-96с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. №815«О Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 35, ст. 5335.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 го-да»//Собрании законодательства РФ, 04.10.2010, N 40, ст. 5107.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012г. №506-р «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в СевероКавказский федеральный округ, до 2025 го-да»//Официальный электронный текст НТЦ «Система».

5. Закон Ставропольского края от 7 апреля 2003г.№44-кз «О территориальном общественном са-моуправлении:Источник: http://www.kavkaz-^екеи/агМвБ/ЗбОбЗ/

6. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004г. №30. «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике» (в ред. от 27.06.2012г. №58-РЗ, с изменениями на: 05.05.2017)

7. Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004г. № 43. «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» (в ред. от 27.06.2012г. №58-РЗ, с изменениями на: 04.12.2015)

8. Закон Республики Ингушетия от 17 декабря 1999г. № 31-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Ингушетия» ( в ред.от 21.06.2003 N 40-РЗ)

9. Закон Республики Северная Осетия - Алания от 16 ноября 1998 года N 18-з «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания»

10. Мелюхин М.М.Мониторинг деятельности территориальных общественных самоуправлений в России АВТОР: TOSADM ■ 26.06.2016.

11. Родионов А.: В Республике не развито территориально-общественное местное самоуправление.5 октября 2016г. //Постоянный URL: http://region15.ru/news/ 2016/10/05/19-54/

12. Состояние межэтнических отношений и религиозная ситуация в субъектах Российской федерации Северо-Кавказского федерального округа (второе полугодие и итоги 2016 года) Экспертный доклад. Научное издание. Авторский коллектив: Р.И. Абакаров, В.А. Авксентьев, А.З. Адиев, С.И. Аккиева, М.А. Аствацату-рова (координатор), Л.Х. Дзахова, С.Ю. Иванова (координатор), М.С. Зинченко, Л.В. Кубанова, В.Д. Лаза, И.Ю. Теммоев, Т.С. Чабиева, Д.С. Чекменёв, Р.А. Чих-тисов, Е.А. Щербина, М.М. Шульга, М.М. Юсупов Научный редактор - доктор философских наук, доцент Б.В. Аксюмов //Распределенный научный центр Межнациональных и межрелигиозных проблем, Министерство образования и науки Российской Федерации Российская академия наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». Москва -Пятигорск - Ставрополь 2016

13. Хамхоев Б.Т. Проблемы правового регулирования обеспечения общественной безопасности на региональном уровне. Пробелы в Российском законодательстве. 2010. №3 С.346.

Рецензия

на статью Живаева И.В. «Территориальное общественное самоуправление, как основополагающее направление в обеспечении антитеррористической устойчивости Северо-Кавказского Федерального округа»

Статья посвящена противодействию террористической активности на территории Северо-Кавказского федерального округа, являющейся актуальной проблемой в современном обществе.

Развитие государства невозможно без совершенствования форм и методов государственного управления, улучшения взаимодействия между органами публичной власти в условиях многоуровневой системы организации государственного устройства в Российской Федерации.

Автором отмечается, что одним из действенных институтов, способным формировать климат доверия и сотрудничества в местном сообществе, развивать инициативу граждан для решения вопросов противодействия террористическим проявлениям, выступает институт территориального общественного самоуправления (ТОС).

Участие людей в самоуправлении по месту жительства, территориальное общественное самоуправление формирует основу гражданского общества России, т.е. выступает как механизм становления гражданского общества, способный позитивно преобразовать взаимоотношения населения и государства в социально-экономической, государственно-правовой сферах.

Выводы и основные положения статьи обоснованы и опираются на глубокий и многосторонний анализ изучаемой проблемы.

Статья не содержит информации запрещенной к публикации в открытых источниках и соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, полагаю возможным рекомендовать к публикации в журналах, указанный в перечне Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Киреев М.П.

Статья прошла проверку системой Антиплагиат, оригинальность текста - 75,23%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.