Научная статья на тему 'Антитеррористическая политика как один из аспектов национальной безопасности России'

Антитеррористическая политика как один из аспектов национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
414
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TERRORISM / ORGANIZED CRIME / ANTI-TERRORIST ACTIVITY / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Емельянов А.И.

XXI век был ознаменован резким увеличением масштаба и степени интенсивности террористических в разных частях света. Пожалуй, никогда в истории человечества на планете Земля не действовало такого количества экстремистских групп и организаций, терроризирующих население и правительства не просто отдельных стран, но и целых континентов. В статье автор исследует, как эта проблема угрожает национальной безопасности России. В проведенной работы выдвигается гипотеза, что ключевым механизмом в процессе распространения международного терроризма становится результат его синтеза с организованной преступностью. Автор делает вывод, что террористические организации превращаются в международную мафию, которая имеет один источник финансирования, и для победы над ними требуется стратегический системный подход и хорошо проработанная законодательная база.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTITERROR POLICY AS ONE OF THE RUSSIAN NATIONAL SECURITY ASPECTS

The twenty-first century was marked by a sharp increase in the scale and intensity of terrorism in different parts of the world. Perhaps there was never in the history of mankind on the planet Earth so many extremist groups and organizations terrorizing the population and governments of not just individual countries, but entire continents. In the article the author investigates how this problem threatens the national security of Russia. As a result of the study, the author puts forward the hypothesis that the key mechanism in the process of the spread of international terrorism is a result of its synthesis with organized crime. The author concludes that terrorist organizations are becoming an international mafia, which has one source of funding and to defeat them requires a strategic systematic approach and a well-developed legal framework.

Текст научной работы на тему «Антитеррористическая политика как один из аспектов национальной безопасности России»

УДК 327.35

А. И. Емельянов

кандидат политических наук; доцент кафедры политологии

Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ;

e-maiL: anton.poLitoLog@ya.ru

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

XXI век был ознаменован резким увеличением масштаба и степени интенсивности террористических в разных частях света. Пожалуй, никогда в истории человечества на планете Земля не действовало такого количества экстремистских групп и организаций, терроризирующих население и правительства не просто отдельных стран, но и целых континентов. В статье автор исследует, как эта проблема угрожает национальной безопасности России. В проведенной работы выдвигается гипотеза, что ключевым механизмом в процессе распространения международного терроризма становится результат его синтеза с организованной преступностью. Автор делает вывод, что террористические организации превращаются в международную мафию, которая имеет один источник финансирования, и для победы над ними требуется стратегический системный подход и хорошо проработанная законодательная база.

Ключевые слова: терроризм; организованная преступность; антитеррористическая деятельность; национальная безопасность.

A. I. Emelianov

PhD (Political Science), Associate Professor, Department of Political Science, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty); MSLU; e-mail: anton.politolog@ya.ru

ANTITERROR POLICY AS ONE OF THE RUSSIAN NATIONAL SECURITY ASPECTS

The twenty-first century was marked by a sharp increase in the scale and intensity of terrorism in different parts of the world. Perhaps there was never in the history of mankind on the planet Earth so many extremist groups and organizations terrorizing the population and governments of not just individual countries, but entire continents. In the article the author investigates how this problem threatens the national security of Russia. As a result of the study, the author puts forward the hypothesis that the key mechanism in the process of the spread of international terrorism is a result of its synthesis with organized crime. The author concludes that terrorist organizations are becoming an international mafia, which has one source of funding and to defeat them requires a strategic systematic approach and a weU-developed legal framework.

Key words: terrorism; organized crime; antiterrorist activity; national security.

В последние годы терроризм стал неотъемлемым явлением современной действительности, которое встречается как в нашей стране, так и за ее пределами. Террористические организации ставят своей целью террор и уничтожение населения, создание напряженной криминальной обстановки, а также получение нелегального дохода, в том числе для самообогащения и финансирования антиправительственной деятельности. Кроме того, терроризм стал одним из самых распространенных способов противостояния в XXI в., позволяющим вести боевые действия с противником на его территории без объявления войны, не неся потерь среди своего населения.

Хотя терроризм встречался и в древние времена, активно он стал использоваться именно со второй половины XX в. В настоящее время он приобретает всё более выраженные политические оттенки и может спонсироваться другими государствами, национальные интересы которых являются экспансионистскими в отношении суверенной страны.

В Российской Федерации правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму. Тем не менее данные законы не способствуют полному искоренению терроризма в России.

Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» определяет терроризм как «идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [Федеральный закон Российской Федерации № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» ... 2006].

На международной арене всё чаще можно услышать обвинения российских дипломатов о том, что наши зарубежные «партнеры» имеют тесные контакты с террористическими организациями,

признанными в Российской Федерации extra legem. В таком случае их деятельность может представлять собой не только реализацию криминальных схем по приобретению денег незаконным путем, но и подготовку, а также реализацию террористических актов и создание сети региональных представительств и вербовочных центров по всей России.

Организованная террористическая деятельность создает угрозу духовному развитию нации, ведет к упадку нравственных ценностей и подрыву генофонда нации. Это связано с нелегальным ввозом сильнодействующих наркотических средств, их распространением, а также фальшивомонетчеством и прочими тяжкими преступлениями.

В этой связи борьба с терроризмом представляет собой один из главных интересов национальной безопасности нашей страны. Реализация контртеррористических мероприятий возлагается на различные федеральные ведомства и органы, но прежде на МВД и ФСБ. Основа сбережения нации и государства обозначена в ст. 114 п. «д» Конституции Российской Федерации.

В зависимости от деятельности и ожидаемых целей, террористические организации, действующие на территории России, могут быть:

1. Зарубежными представительствами международных террористических организаций, запрещенных в Российской Федерации, и ведущих антиправительственную деятельность.

2. Сепаратистскими бандформированиями, действующими против федеральных властей и конституционного строя.

3. Квазитеррористическими организациями, ведущими деятельность по продаже оружия и торговле, транспортировке наркотиков, использующих терроризм как прикрытие.

Вне зависимости от целей многие из этих организаций принадлежат к международным террористическим сетям. Видный российский исследователь С. А. Солодовников при рассмотрении понятия «международный терроризм» выделяют такой признак международного терроризма, как «организованная деятельность (организованная преступность)» [Солодовников 2007, с. 41].

Террористические организации выступают как типичный субъект организованной преступности. В этой связи на его формирование влияет аналогичный спектр социально-экономических и политических факторов:

1. Острый политический кризис (когда в стране происходят процессы политизации организованной преступности, стремление руководителей преступных сообществ воздействовать на развитие деструктивных процессов, ослабляющих власть, устанавливать контакты с экстремистскими группами и организациями, подключаться к участию в антиконституционных действиях, особенно связанных с насилием, оказывать влияние на ход избирательных кампаний, добиваясь избрания нужных им лиц.

2. Напряженная экономическая ситуация (подразумевается ослабление банковской системы, системный финансовый кризис, инфляция, резкое стратификация граждан по уровню их доходов, невозможность найти работу молодым гражданам).

3. Разрушение социально-воспитательной базы (под этой базой подразумевается внеучебная работа с подрастающим поколением, направленная на воспитание у гражданина патриотизма, гражданской позиции, законопослушания) и др.

В условиях текущей политической ситуации силовым ведомствам и Администрации Президента Российской Федерации, как центру принятия ключевых политических решения и генерации антитеррористических законодательных инициатив, при борьбе с радикальными экстремистскими объединениями, ведущими террористическую деятельность, важно учитывать все три фактора, а также прочие условия социально-политической обстановки в стране и в мире, и подготовить серьезные меры по нейтрализации угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Основываясь на указанных факторах, можно предложить три направления для работы по противодействию террористической деятельности. Во-первых, несмотря на политическую стабильность, следует помнить о «сменяемости поколений во власти» [Латов 2007, с. 70]. Принимая во внимание реалии текущей ситуации в стране и мире, можно ожидать усиления внешнего и внутреннего давления в период смены поколения элит. Это может найти свое отражение в активизации деятельности бандформирований, а также в осуществлении террористических актов. В целях превентивного воздействия российские власти должны позаботиться о законной и легитимной реализации демократического транзита власти от поколения к поколению, а также об устранении опасных организованных преступных сообществ на территории России.

Во-вторых, необходимо стабилизировать ситуацию в экономической сфере для снижения социального напряжения в обществе, которое выражается в увеличении децильного коэффициента, кумовстве и трайбализме, увеличенной налоговой нагрузке на бизнес, не позволяющей вести транспарентную предпринимательскую деятельность всем акционерным предприятиям и индивидуальным предпринимателям (The World Indicators in 2000-2015. The World Bank. URL: data.worldbank.org/indicators). Нужно помнить о непосредственной связи терроризма с бедностью населения. Примером тому может послужить ситуация в регионах Северного Кавказа, где «наблюдается активная деятельность организованной преступности, имеющая экстремистские корни» [Купрещенко, Федотова 2016, с. 319]. Игнорировать и пытаться объяснить всё происходящее какими-либо другими причинами значило бы сознательно не видеть противоречий, которые могут привести к социальному взрыву и поставить под угрозу конституционный строй России.

В-третьих, отсутствие воспитательной работы на местах. Именно подобная безучастность сопутствует снижению уровня образования, что ведет к повышению уровня инфантилизма среди молодежи, а значит, повышенной внушаемости, что служит «плодородной почвой» для распространения ложных и опасных идеологических и религиозных концепций, направленных на применение в качестве инструментов политического участия неконституционных методов, актов политического экстремизма и терроризма. Подобная ситуация может привести к насильственным посягательствам на конституционный строй, что является одной из наиболее серьезных опасностей для государства, общества и личности. Платформой для реализации подобных действий могут стать агенты влияния из западных или ближневосточных стран, некоторые из которых действуют в качестве иностранных агентов в форме НКО, несистемных оппозиционных политических партий или общественных движений. Борьба с таким проявлением организованной преступности - задача ФСБ.

Решению проблемы мог бы способствовать перевод на русский язык Корана, который в настоящее время не имеет одного официально утвержденного перевода. Разногласие в письменах уже не раз в истории производило раскол церквей, дезинтеграцию империй и кровопролитные войны.

В текущей борьбе за умы граждан Российской Федерации «главным полем битвы видится Северный Кавказ, на которое стоит обратить особое внимание. Здесь отмечается высокое влияние пропагандистского воздействия сторонников радикальных течений ислама» [Старцев 2011, с. 96]. В результате молодежь, попавшая под их влияние, перестает ассоциировать себя с российским обществом и самоидентифицируется только как часть мировой мусульманской общины. Убежденные в том, что только ислам и «шариатский порядок» являются основой будущего Кавказа, превращает их в активных сторонников радикального исламизма.

Сложная криминогенная обстановка наблюдается во всем СевероКавказском федеральном округе (далее - СКФО), где организованные преступные группы берут под контроль криминальный бизнес, в частности торговлю наркотиками, похищение и торговлю людьми, рэкет и вымогательство денежных средств у предпринимателей, а также сращивание с административным ресурсом. «В СМИ нередко появляется информация, что в данном округе члены бандформирований обложили данью представителей малого и среднего бизнеса под угрозой смерти и уничтожения имущества» [Старцев 2011, с. 97]. Отмечается тенденция сращивания членов бандгрупп и их главарей с организованной и общеуголовной преступностью, основой является материальная выгода. Кроме того, представители криминальной среды нередко ищут и устанавливают контакты с террористическими группами боевиков для купли или продажи оружия, добытого преступным путем или доставляемого с территории других государств.

В своей деятельности исламисты на Северном Кавказе опираются не только (и, видимо, не столько) на внешнюю поддержку, сколько на недовольство значительной части граждан, проживающих в СКФО, существующей системой государственного управления в регионе и в стране в целом. Основными причинами, влияющими на всплеск протестных настроений и террористических проявлений, является обострение противоречий между коррумпированными представителями власти, располагающими значительными административным, финансовым, людским и информационным потенциалами, имеющими стабильные доходы, с одной стороны, и большинством населения, имеющим низкий уровень жизни - с другой. «Это вызывает нарастающее недоверие к региональным органам власти со стороны населения» [Старцев 2011, с. 97].

Учитывая богатую историю противостояния в этом регионе российской государственности с исламскими течениями радикального толка, не стоит рассчитывать на быстрое решение сложившейся проблемы. Можно выделить несколько путей по стабилизации ситуации в регионе.

Во-первых, следует проводить постоянные профилактические действия в отношении местного населения, особенно молодежи. Профилактические меры иногда оказываются более эффективными, чем меры по пресечению деятельности того или иного бандформирования. «При этом можно выделить два основных подхода к рассмотрению социального контроля: с одной стороны, это регуляция обществом своего поведения через моральные и др. нормы; с другой стороны -внешняя регуляция, управление социальными институтами» [Косты-ря, Чупик, 2015, с. 18].

Во-вторых, стоит продолжать реализацию федеральных программ по созданию рабочих мест и помощи в развитии частного предпринимательства для ликвидации бедности. Подобные программы показывает свою эффективность в настоящее время, но реализация подобных проектов встречает сопротивление со стороны местных чиновников и старейшин. Речь идет о коррупции, которая формировалась в этом регионе веками по принципу кумовства и трайбализма. Для ее решения необходимо разработать целый комплекс мер, который заключается в следующем:

1. Тесная работа с местными элитами, которые должны ощутить истинную опасность от надвигающейся угрозы организованной террористической деятельности и разработать план действия для превентивного ответа на этот вызов. В этой связи требуется разработка стратегического подхода для решения проблемы коррупции в регионе для ликвидации очага напряженности на южном рубеже нашей страны.

2. Периодическое повышение квалификации кадров местных органов МВД, СКР и ФСБ и др. в области противодействия терроризму и организованной преступности. «Данные программы должны включать в себя использование новейших достижений науки и техники в военной и гражданской сфере» [Селиванов 2014, с. 111]. Это может стать залогом успеха при борьбе с исламистским фундаментализмом, примером чему является успешная деятельность российских Вооруженных Сил в Сирийской Арабской Республике.

3.Финансовые инструменты воздействия на террористическую активность организованных преступных групп. К применяемой практике, реализуемой в соответствии с Федеральным законом РФ № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» от 10 июля 2002 г., стоит применять новые финансовые инструменты. Поскольку их деятельность по большей части базируется на внешних вливаниях, необходимо организовывать более тщательную проверку всех фондов, ведущих благотворительную деятельность от имени международных религиозных организаций. «Правильным шагом стало развитие и введение национальной платежной системы "МИР" и перенос серверов иностранных компаний с личной информацией о гражданах нашей страны на территорию Российской Федерации» [Шангараев, Лобас 2016, с. 337]. Поможет также усиление деятельности вокруг посредников, которыми пользуется организованная преступность СКФО, ведя противозаконную деятельность, не подозревая об этом.

В результате можно утверждать, что организованная преступность становится всё более опасным явлением в современной действительности и для ее ликвидации требуются серьезнейшие и своевременные меры. Под ними подразумевается комплекс мер и действий, которые должны реализоваться в рамках стратегического документа, который должен включать в себя все тонкости и особенности борьбы с организованной преступностью. Также следует подчеркнуть важность не только карательных, но и профилактических действий в связи с тем, что средний возраст членов подобных криминальных структур снижается и приближается к 25-и годам (Краткая характеристика состояния преступности. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: мвд.рф/folder/101762/item/8306504/).

Большое количество молодых людей в организованной преступности, а также наличие в ее рядах большого количества лиц из СКФО, ведет к проблеме синтеза преступных элементов с идеологией «джихада», стремлением нанесения вреда конституционному строю Российской Федерации и провозглашением на территории России нового халифата. Опираясь на неблагоприятную социально-экономическую обстановку, терроризм становится всё более опасным явлением, для борьбы с которым требуется новые теоретические и практические разработки. Несмотря на новизну проблемы, ее решение потребует решения старых проблем, среди которых коррупция, дисбаланс

децильного коэффициента, низкий процент трудоустройства, в том числе по специальности, среди молодежи.

Решением этих проблем должна заниматься группа федеральных ведомств, под эгидой ФСБ РФ и Администрации Президента Российской Федерации. Подобные действия смогут устранить сложившуюся ситуацию с распространением организованной преступности и ее синтеза с терроризмом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Костыря Ю. С., Чупик А. Ю. Социально-правовой контроль над экономической преступностью и роль граждан в его осуществлении // Вестник экономической безопасности. 2015. № 1. С. 15-20. Купрещенко Н. П., Федотова Е. А. Дифференциация доходов и бедность населения как угроза экономической безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 318-322. Латов Ю. В. Экономический анализ современного терроризма. М. : Академия управления МВД России, 2007. 88 с. Селиванов А. И. Противодействие легализации преступных доходов и коррупции: финансово-экономические аспекты // Вестник Финансового университета. 2014. № 6. С. 110-117. Солодовников С. А. Терроризм и организованная преступность: монография.

М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 173 с. Старцев Г. В. Борьба с организованной преступностью и коррупцией как условие безопасности Северо-Кавказского федерального округа // Научно-практический журнал «Мир». 2011. Апрель-июнь. С. 95-100. Федеральный закон Российской Федерации № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 г. // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. ст. 1146.

Шангараев Р. Н., Лобас Е. В., Трифонов И. В. Роль национальной платежной системы в обеспечении экономического роста и национальной безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 336-343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.