Научная статья на тему 'Противодействие терроризму уголовно-правовыми способами: что нового?'

Противодействие терроризму уголовно-правовыми способами: что нового? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
642
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА / НЕЗАКОННЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / TERRORISM / CRIMES OF TERRORIST CHARACTER / COUNTERTERRORISM / PREVENTION OF TERRORISM / ILLEGAL ARMED GROUPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хараев Азамат Арсенович

В статье проанализированы изменения, внесенные в Уголовный кодекс РФ за период с ноября 2013 г. по состоянию на 10.11.2014 в части, касающейся противодействия терроризму. Изменения УК РФ в ноябре 2013 г. и мае 2014 г. говорят о существенном ужесточении уголовно-правовой политики государства в сфере противодействия преступности террористической направленности. Автором осуществлена попытка разъяснения причин предпринятого курса политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO TERRORISM BY CRIMINAL LEGAL MEANS: WHAT''S NEW?

The article deals with the amendments to the Criminal Code of the Russian Federation for the period from the beginning of 2013 till 11.10.2014 regarding anti-terrorist measures. The amendments to the Criminal Code of the Russian Federation in November 2013 and May 2014 give evidence of a significant tightening of the criminal legal policy of the state in the sphere of terrorist crime control. The author makes an attempt of explanation of this policy.

Текст научной работы на тему «Противодействие терроризму уголовно-правовыми способами: что нового?»

УДК 343.341

Хараев Азамат Арсенович

кандидат юридических наук, член-корреспондент Академии менеджмента в образовании и культуре Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СПОСОБАМИ: ЧТО НОВОГО?

Kharaev Azamat Arsenovich PhD in Law,

Corresponding Member of Academy of Management in Education and Culture, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

COUNTERACTION TO TERRORISM BY CRIMINAL LEGAL MEANS: WHAT'S NEW?

Аннотация:

В статье проанализированы изменения, внесенные в Уголовный кодекс РФ за период с ноября 2013 г. по состоянию на 10.11.2014 в части, касающейся противодействия терроризму. Изменения УК РФ в ноябре 2013 г. и мае 2014 г. говорят о существенном ужесточении уголовно-правовой политики государства в сфере противодействия преступности террористической направленности. Автором осуществлена попытка разъяснения причин предпринятого курса политики.

Ключевые слова:

терроризм, преступления террористического характера, противодействие терроризму, профилактика терроризма, незаконные вооруженные формирования.

Summary:

The article deals with the amendments to the Criminal Code of the Russian Federation for the period from the beginning of 2013 till 11.10.2014 regarding anti-terrorist measures. The amendments to the Criminal Code of the Russian Federation in November 2013 and May 2014 give evidence of a significant tightening of the criminal legal policy of the state in the sphere of terrorist crime control. The author makes an attempt of explanation of this policy.

Keywords:

terrorism, crimes of terrorist character, counterterror-ism, prevention of terrorism, illegal armed groups.

Федеральными законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.11.2013 № 302-Ф3 [1] и от 05.05.2014 № 130-Ф3 [2] были внесены дополнения в законодательную базу противодействия терроризму (за период с ноября 2013 г. по состоянию на 10.11.2014). В частности, согласно ноябрьским изменениям, увеличено количество общественно-опасных деяний террористической направленности. Таким образом, Уголовный кодекс РФ пополнился сразу тремя новыми статьями: ст. 205.3 - «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», ст. 205.4 - «Организация террористического сообщества и участие в нем» и ст. 205.5 - «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации».

Расследование новых преступлений террористической направленности будет проводиться следователями Следственного комитета и ФСБ России, а рассмотрение уголовных дел - коллегией из трех судей общей юрисдикции. При этом территориальная подсудность рассмотрения таких уголовных дел может быть изменена по ходатайству Генерального прокурора РФ или его заместителей, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства или их близких.

Лицу, подозреваемому в совершении этих преступлений, обвинение должно быть предъявлено не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения. Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения таких преступлений, подлежат конфискации, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Следует отметить, что за совершение перечисленных преступлений условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее 3/4 срока назначенного наказания. Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных ст. 205.3, ч. 2 ст. 205.4, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ, не подлежат освобождению от наказания и помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Однако лицо, совершившее данное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении такого обучения, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, его прошедших, осуществлявших, организовавших или финансировавших данное обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Вместе с тем не может признаваться добровольным прекращение участия в террористических сообществах в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

Согласно ноябрьским поправкам 2013 г., внесенным в Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», по решению Президента РФ на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, будут обязательны для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Говоря о новых преступных деяниях, нельзя не отметить и произошедшее усиление ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ - «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем». В частности, за создание незаконного вооруженного формирования (НВФ) или его финансирование будут лишать свободы на срок от 3 до 10 лет (ранее - от 2 до 7 лет) с ограничением свободы на срок до 3 лет (ранее - до 2 лет). С 5 до 6 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до 2 лет увеличилось максимальное наказание за участие в НВФ, причем наказывать будут и тех, кто участвует в иностранных НВФ, действия которых противоречат интересам Российской Федерации (ч. 2 ст. 208 УК РФ).

Также нужно отметить, что Федеральный закон № 302-ФЗ разграничил уголовную ответственность за деятельность террористических и экстремистских организаций, для чего были внесены соответствующие изменения в ст. 282.2 УК РФ - «Организация деятельности экстремистской организации».

Майскими изменениями в УК РФ предусматриваются:

- увеличение максимального срока лишения свободы, который может быть назначен за совершение террористических преступлений, составляющий теперь 35 лет (по совокупности приговоров);

- совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма рассматривается теперь как отягчающее обстоятельство; запрет на назначение лицам, виновным в совершении террористических преступлений, более мягкого вида наказания, чем предусмотрено за соответствующее преступление (ст. 64 УК РФ), на условное осуждение (ст. 73 УК РФ), а также на предоставление отсрочки от отбывания наказания в связи с беременностью или наличием ребенка (ст. 82 УК РФ);

- запрет на применение сроков давности к лицам, совершившим террористические преступления;

- ужесточается наказание за совершение отдельных террористических преступлений, в том числе «новых» вышеописанных деяний (ст. 205.3-205.5 УК РФ), за означенные преступления теперь может быть назначено пожизненное лишение свободы;

- вводится ответственность за организацию финансирования терроризма, прохождение обучения в целях организации массовых беспорядков, склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации.

Анализируя изменения уголовно-правового законодательства за прошедший год, предполагаем, что есть все основания говорить об ужесточении уголовной политики в сфере противодействия преступности террористической направленности.

Соглашаясь с видным ученым, руководителем аппарата Комитета Государственной думы РФ по безопасности и противодействию коррупции И.Н. Соловьевым, отметим, что вряд ли можно обозначить пределы ужесточения уголовной политики государства в данной сфере. Любые непротиворечащие международному и отечественному праву меры имеют право на жизнь. По данным соцопросов, на которые ссылается И.Н. Соловьев, более 62 % россиян опасаются, что они или их близкие могут стать жертвами терактов [3, с. 6].

В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму. В основе этого комплексного решения лежит анализ мировой правоприменительной практики по вопросам правового обеспечения противодействия терроризму. Аналогичные нормы содержатся в законодательствах ряда стран: Австрии, Германии, Японии, Великобритании, Китая.

Посредством изменения положений Федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О противодействии терроризму» создается механизм проверки законности происхождения имущества близких родственников лица, совершившего террористический акт; лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве); иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, если есть достаточно оснований предполагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества. Весьма важно, что закон предусматривает и возможность возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, за счет средств указанных лиц.

Смысловая нагрузка описываемых изменений заключается в их направленности прежде всего на активную профилактику терроризма и предупреждение новых акций путем создания превентивного механизма, который удержал бы потенциальных террористов и их пособников от запланированных преступлений.

Любое изменение законодательства, а в особенности уголовного, должно иметь на то свои причины. А на современном этапе нововведения в уголовном законодательстве вызываются не только, а иногда и не столько причинами, но и поводами. Попробуем в них разобраться.

В декабре 2012 г. международной группой экспертов под эгидой Института экономики и мира (The Institute for Economics and Peace) Сиднейского университета (Австралия) представлен «Глобальный индекс терроризма» (The Global Terrorism Index) и сопровождающий его рейтинг стран мира по уровню терроризма. Российская Федерация в этом рейтинге заняла 9-е место, оказавшись рядом с такими странами, как Сомали, Нигерия, Таиланд, Филиппины и Судан [4].

По разным данным количество терактов на Северном Кавказе в последние несколько лет составляет от 84 до 90 % от общего по Российской Федерации. Примерно такая же картина по специальным антитеррористическим операциям и участникам незаконных вооруженных формирований.

В 2011 г. в Северо-Кавказском регионе убиты 345 участников вооруженного подполья, в том числе 48 лидеров, задержаны 660 боевиков и их пособников.

В 2012 г. на Северном Кавказе был уничтожен 391 участник незаконных вооруженных формирований, в том числе 50 главарей, задержано 461 участников и пособников бандподполья, явились с повинной 44 человека [5].

На территории СКФО в течение 2013 г. нейтрализовано (убито) свыше 260 (по данным интернет-портала «Кавказский узел» - 298) боевиков, в том числе 42 главаря, среди которых и организаторы резонансного террористического акта в Волгограде в октябре 2013 г. [6]. В 2014 г. на Северном Кавказе среди сотрудников силовых ведомств стало меньше потерь, так же как и среди участников незаконных вооруженных формирований. Снижение числа жертв с обеих сторон связано с отъездом части радикально настроенного населения в Сирию, а в последнее время и в Ирак.

В интервью изданию «Коммерсантъ» заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов заявил, что терроризм, и в частности группировка «Исламское государство», представляют угрозу для национальной безопасности России, отметив также, что в рядах радикальных группировок в Сирии и Ираке сегодня воюют десятки российских граждан. По словам Богданова, в этих регионах россияне «получают подготовку, приобретают навыки» и, вернувшись обратно на родину, «представляют исключительную угрозу» для своих соотечественников [7].

По данным ФСБ, порядка 200 выходцев из России воюют в Сирии на стороне террористов «Аль-Каиды» и других ее аффилированных структур [8]. По некоторым данным количество участвующих в сирийском и иракском конфликтах россиян может доходить и до 400.

Опасность этого явления заключается в том, что в конечном итоге эти террористы будут возвращаться в страну. Что делать и какой заслон поставить планам и намерениям тех, кто прошел «обкатку», научился воевать, с тем, чтобы не пропустить их на свою территорию?

Видимо, описанные выше изменения законодательства и призваны противодействовать данному процессу, а приведенные статистические данные за последние три года послужили серьезным аргументом со стороны законодателя для принятия такого решения.

Ссылки:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.11.2013 № 302-Ф3 // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_153916/ (дата обращения: 23.11.2014).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.05.2014 № 130-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_162576/ (дата обращения: 23.11.2014).

3. Интервью с И.Н. Соловьевым, руководителем аппарата Комитета Государственной думы РФ по безопасности и противодействию коррупции, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ // Законодательство. 2014. № 1.

4. Глобальный индекс терроризма - информация об исследовании [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index/info (дата обращения: 23.11.2014).

5. Брежицкая Е. МВД: За прошлый год на Северном Кавказе ликвидирован 391 бандит [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. 25 янв. http://www.rg.ru/20l3/01/25/reg-skfo/itogi-anons.html (дата обращения: 23.11.2014).

6. Брежицкая Е. НАК: За год на Северном Кавказе уничтожено 260 боевиков [Электронный ресурс] // Российская газета.

2013. 24 дек. URL: http://www.rg.ru/2013/12/24/reg-skfo/nak-anons.html (дата обращения: 23.11.2014) ; Ситуация в зоне конфликта на Северном Кавказе: оценка правозащитников. Зима 2013-2014 [Электронный ресурс] // Кавказский узел. 2014. 17 апр. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/241135/ (дата обращения: 23.11.2014).

7. Мы имеем дело с террористическим интернационалом [Электронный ресурс] // Коммерсант. 2014. 29 сент. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2577700 (дата обращения: 23.11.2014).

8. Вместе с боевиками из Орехово-Зуево подготовку прошли десятки россиян [Электронный ресурс] // РИА Новости.

2014. 22 мая. URL: http://ria.ru/incidents/20130522/938783518.html (дата обращения: 23.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.