Меркурьев в.в.,
доктор юридических наук, профессор, [email protected] Научно-исследовательский институт; Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации, 123022, г. Москва, 2-я Звенигородская ул., 15
агапов П.В., доктор юридических наук, доцент, [email protected] Научно-исследовательский институт; Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации, 123022, г. Москва, 2-я Звенигородская ул., 15
Иванов р.с.,
[email protected] Научно-исследовательский институт; Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации, 123022, г. Москва, 2-я Звенигородская ул., 15
merkuryev v.v.,
Doctor of Legal Sciences, рrofessor,
Research Institute;
Academy of the Prosecutor General's office of the Russian Federation, 2nd Zvenigorodskaya St. 15, Moscow, 123022, Russian Federation
AGAPov P.v., Doctor of Legal Sciences, аssociate рrofessor, [email protected] Research Institute;
Academy of the Prosecutor General's office of the Russian Federation, 2nd Zvenigorodskaya St. 15, Moscow, 123022, Russian Federation
IvANov R.S., [email protected] Research Institute;
Academy of the Prosecutor General's office of the Russian Federation, 2nd Zvenigorodskaya St. 15, Moscow, 123022, Russian Federation
ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОСОБЕННОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат. Анализируется современная уголовная политика противодействия террористической преступности в приграничных регионах Российской Федерации. Несмотря на единую с международным терроризмом социальную и экономическую природу, террористическая активность в пограничной сфере имеет свою специфику, обусловленную трансграничным характером. обосновывается специфика террористических угроз в пограничной сфере: трансграничный характер; концентрация приграничного «бандподполья»; использование религиозных лозунгов в насилии над представителями других религиозных конфессий; террористические организации, имеющие контакты с международными террористическими объединениями; влияние норм обычного и традиционного права на террористическую активность; воздействие на террористическую деятельность со стороны иностранных специальных служб и др. Детерминантами терроризма в приграничных регионах Российской Федерации являются: активность иностранных специальных служб по организации центров подготовки членов незаконных вооруженных формирований, финансированию и снабжению их деятельности; высокий уровень исламизации населения; сложная социально-экономическая обстановка в приграничном регионе, высокий уровень безработицы; недовольство местного населения работой региональных и муниципальных властей, их коррумпированностью, клановостью. характеризуются коррупционные факторы терроризма: передача должностными лицами террористам информации о планируемой или реализуемой антитеррористической деятельности; сокрытие информации о результатах осуществления контрольной деятельности (пограничной, таможенной, регистрационной и т.д.), содержащей в себе сведения о готовящемся либо совершаемом террористическом акте или ином преступлении террористической направленности, а также о признаках существования незаконного вооруженного формирования; освобождение от ответственности либо ее смягчение в отношении лиц, участвующих в незаконных вооруженных формированиях и иной террористической деятельности.
Ключевые слова: террористическая преступность, приграничные районы, международный терроризм, международные террористические организации, государственная граница.
© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode).
DETERMINANTS AND CHARACTERISTICS OF TERRORIST CRIME IN THE BORDER REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. Modern criminal policy for countering terrorist crime in the border regions of the Russian Federation is analyzed. Despite the unified social and economic nature of international terrorism, terrorist activity in border regions has its own peculiarities, due to its cross-border nature. The specificity of terrorist threats in the border areas is substantiated: cross-border nature; the concentration of organized crime groups; using religious slogans in violence against representatives of other religious confessions; terrorist organizations having links with international terrorist groups; the influence of customary and traditional law on terrorist activities; the influence of foreign special services on terrorist activities; etc. The determinants of terrorism in the border regions of the Russian Federation are: the activities of foreign special services concerning the organization of training centers for members of illegal armed groups, financing and providing such groups' activities; a high level of Islamization of the population; difficult social and economic situation in the border region, high level of unemployment; dissatisfaction of the local population with the regional and municipal authorities, their corruption and clan system. The following corruption factors of terrorism are characterized: the transfer of information on planned or implemented counter-terrorism activities to terrorists by officials; withholding information on the results of the control activities (border, customs, registration, etc.) containing information about preparing a terrorist act, committed terrorist act or other terrorist crime, as well as illegal armed group; exemption from liability or its mitigation in respect of persons participating in illegal armed groups and other terrorist activities.
Keywords: terrorist crime, border areas, international terrorism, international terrorist organizations, state border.
Надежная защита и охрана Государственной границы Российской Федерации является неотъемлемым условием обеспечения национальной безопасности.
Устойчивость Государственной границы Российской Федерации, стабильность положительных процессов, протекающих в пограничном пространстве, значительно подорвана террористическими факторами. В 2014 г. на территории Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО) зарегистрировано 883 преступления террористической направленности, что на 52 % больше аналогичного показателя 2013 года. Только на территории Республики Дагестан предотвращено 20 диверсионно-террорис-тических акций с использованием взрывных устройств, при оказании вооруженного сопротивления убит 161 бандит, в ходе оперативно-розыскных мероприятий задержаны 232 и добровольно сдались 11 членов незаконных вооруженных формирований, обнаружено и уничтожено 16 блиндажей и восемь временных лагерей бандгрупп, 62 тайника и схрона с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, продуктами питания и различным имуществом*.
Террористическая преступность в пограничных пространствах не может
* Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2014 год: информационно-аналитическая записка / под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. С. 244.
иметь различную по сравнению с другими регионами природу, но специфика политических, коммуникационных, этнических, религиозных, экономических процессов обусловливает особенности проявления террористических угроз на данных направлениях.
Полагаем, что к таким особенностям необходимо отнести следующее.
Трансграничный характер террористической деятельности. Наличие внешних связей является важным условием деятельности террористов. Благодаря перемещению через государственную границу террористы уходят от справедливого возмездия со стороны правоохранительных органов, осуществляют пополнение людских и материальных ресурсов, координируют свои усилия с представителями зарубежных террористических организаций и специальных служб, заинтересованных в дестабилизации обстановки в России.
В результате мониторинга экстремистских сайтов выявлено, что у членов бандподполья имеется оружие последних модификаций, в том числе зарубежного производства. Лидеры бандподполья подчеркивают свою хорошую обеспеченность современным оружием иностранного производства и боеприпасами.
С целью дестабилизации обстановки приверженцами ваххабизма не прекращаются попытки провоза из-за границы на территорию Российской Федерации запре-
щенной литературы и материалов экстремистского толка. Так, в марте 2011 г. при пересечении границы в пункте пропуска «Нальчик-Аэропорт» в ходе реализации оперативной информации пограничного управления таможенными органами были изъяты книги религиозного содержания и ноутбук, в котором имелась информация религиозного экстремистского характера (произведения мусульманской литературы, видео- и аудиозаписи на арабском языке).
В Национальном антитеррористическом комитете Российской Федерации отмечают наличие на территории приграничных государств общин из представителей террористического бандподполья, часть из которых по-прежнему намерена убыть из мест компактного проживания на территории сопредельного государства в Россию для ведения террористической деятельности*.
Анализ документов, содержащих сведения об оперативной деятельности, осуществляемой сотрудниками подразделений пограничных управлений ФСБ России по субъектам СКФО, позволяет сделать вывод о наличии функционирующего канала поступления денежных средств из Турции в Грузию для финансирования террористов. При этом механизм переправки денег связан с использованием курьеров, а также системы электронных денежных переводов «Вестерн Юнион».
Значительная концентрация террористических сил на приграничных территориях. Детерминирующее воздействие бандподполья приграничья на общероссийскую террористическую преступность. опасность терроризма в пограничной сфере заключается не только в нарушении установленного порядка жизнедеятельности общества и функционирования власти в приграничных регионах Российской Федерации. Так, в утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к основным внутренним факторам, обусловливающим возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующим ему причинам и условиям, отнесено нали-
* Террористические проявления и результаты противодействия терроризму в Российской Федерации (2013 г.): аналитическая справка // Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации. М., 2013.
чие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников**.
По данным Национального антитеррористического комитета, численность членов террористических организаций в приграничных субъектах Российской Федерации, составляет примерно 950-1 000 человек. При этом наибольшая концентрация боевиков отмечается в Республике Дагестан (до 200 человек), Чеченской Республике (до 350 человек) и Кабардино-Балкарской Республике (до 200 человек).
Другими данными, подтверждающими большое количество террористов в пограничной зоне, является количество выявленных правоохранительными органами баз и схронов боевиков. В 2014 году на территории приграничных регионов СКФО обнаружено 243 тайника и схрона, 102 блиндажа и стоянки членов незаконных вооруженных формирований (НВФ), обезврежено 15 217 самодельных взрывных устройств (СВУ)***.
Таким образом, с одной стороны, терроризм, являясь угрозой национальной безопасности Российской Федерации в целом, характерен и для пограничной сферы. С другой стороны, террористическая активность в приграничных регионах детерминирует террористические проявления и в остальных субъектах Российской Федерации.
Использование религиозных лозунгов в оправдание насилия по отношению к представителям других религиозных конфессий. Процессы исламизации. Образовавшаяся в конце прошлого века идеологическая ниша нередко заполняется сегодня религиозными и псевдорелигиозными учениями, пропагандирующими неприятие иного, чем указанного в их источниках, уклада жизни и насилие в отношении представителей других вероисповеданий и направлений религии.
На обострение конфликтогенных процессов в приграничных регионах влияет феномен исламского возрождения, в частности, политизация ислама, появление
** См.: ст. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 5 окт. 2009 г. (Рос. газ. 2009. 20 окт.).
*** Из интервью советника Председателя НАК А.С. Прждомского «Показатели антитеррористической деятельности в СКФО за 2014 год. Итоги». URL: http://kavkazpress.ru/ar-chives/71252
исламских партий, движений, являющихся активными участниками современного политического процесса. В состав Российской Федерации входит восемь мусульманских республик - Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Башкортостан и Татарстан [1, с. 75, 105, 160-185]. К приверженцам ислама относится также часть населения Северо-Осетинской Республики. В данных регионах развиваются конфликты, в которых именно религиозный фактор является ключевым мобилизационным рычагом, активизирующим различные этносы на борьбу. Влияние исламского фактора также многократно усиливает степень конфликтности во взаимоотношениях с другими субъектами Российской Федерации в силу того, что в массовом сознании сформирован образ ислама как изначально враждебного христианству, что является благоприятной почвой для создания мифа об исламском проекте установления мирового господства. Оппозиционные официальной власти движения открыто апеллируют к исламу, облекая идеологию сопротивления власти в религиозные лозунги. Получает распространение радикальная политическая идеология - фундаментализм, которая не всегда встречает адекватную реакцию властей национальных республик и федерального центра. Наиболее активно ваххабиты действуют в Дагестане, Карачаево-Черкесии и Чечне.
Анализ ситуации в приграничных регионах позволяет сделать вывод о значительном распространении радикальных исламистских группировок. Пожалуй, самым крупным радикальным исламистским формированием, непосредственно угрожающим безопасности Российской Федерации в пограничной сфере, остается международная террористическая организация «Эмират Кавказ», провозгласившая своей территорией субъекты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов России. Структурно Эмират состоит из шести псевдоадминистративных образований - вилаятов. В свою очередь, каждый вилаят состоит из секторов. Во главе эмирата, вилаятов и секторов находятся ами-ры, осуществляющие административную, военную и религиозную власть. «Эмират Кавказ» является запрещенной в Россий-
ской Федерации организацией*. Целью деятельности Эмирата является отделение Северного Кавказа от России и отмена действия российского законодательства на территории региона. По мнению политолога С.М. Маркедонова, Кавказский эмират изначально строится на ценностях, которые отличаются от чеченского сепаратизма. Проект эмирата ориентируется на радикальный ислам. Врагами, или, по крайней мере, политическими противниками этого проекта являются не только Россия, но и западный мир [2]. Силовую составляющую данной террористической организации представляют так называемые джамааты, в основном они образуют ядро незаконных вооруженных формирований. Оказывая вооруженное сопротивление правоохранительным органам, они демонстрируют заинтересованным силам за рубежом, что в их зоне ответственности реализуются основные постулаты радикального фундаментализма: «большой джихад» (война с неверными) и такфир (борьба с мусульманами-отступниками). Провозглашаемый ими лозунг - борьба с коррупцией власти, безусловно, находит отклик среди населения. В составе боевых джамаатов - в основном молодежь, родившаяся после 1985 г., которая не нашла своего места в регионе, где царят бедность и безработица, а все доходные сферы деятельности находятся, как правило, в собственности людей постарше, которые имеют устойчивые коррупционные связи с местными администрациями. Общая численность членов боевых джамаатов на Северном Кавказе все время изменяется и варьируется от 500 до 700 человек. Тактика действий данных группировок основана на использовании постоянно маневрирующих автономных групп, решающих задачи в интересах амира.
Полагаем, что «Эмират Кавказ» имеет свою идеологическую платформу, позволяющую, с одной стороны, мотивировать участников террористического подполья, а с другой - оправдывать средства, методы и формы незаконной деятельности. Идеология деятельности Эмирата опирается на учение «салафизма» - направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные
* Официальный сайт НАК РФ. URL: http://Nak. fsb.ru/nac/ter_org.htm
периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков. Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов [3, с. 204].
С начала XX в. движение за модернизацию ислама получило свое распространение, что послужило причиной возникновения ряда течений, призывающих к возвращению к первоначальной чистоте ислама (ваххабизм, панисламизм, различные фундаменталистские течения). В ситуации духовного «вакуума» ваххабизм призывает мусульман вернуться к истокам и начать новое движение вперед. Ваххабизм объявил джихад не только представителям иных религий, но и традиционному исламу - суфизму [4, с. 6168]. Итогом этого стала поголовная «исла-мизация» всех сторон жизнедеятельности общества регионов, населенных мусульманами. Идея джихада - войны против неверных, являющаяся составной частью модернизированного ислама, послужила основой применения террористических методов политической борьбы, используемых фундаменталистами. Не менее важным постулатом членов боевых джамаатов является джихад, трактуемый ими как священная война с врагами ислама.
Постулируя единство всех мусульман, ваххабиты утверждают, что мусульмане России ведут неправедный образ жизни. Так, они заявляют, что мусульманину строго запрещено жить на вражеской территории, то есть на той территории, где открыто не действуют законы Шариата. Исключение должно делаться только для моджахедов. Более того, считается, что мусульмане, которые словом или делом помогают неверным против мусульман, будь то чиновники, военные, религиозные деятели и т.д., противостоят Аллаху, и поэтому с ними следует сражаться так же, как и с неверными. В такой ситуации «осажденной крепости» джихад является таким же обязательным предписанием для каждого мусульманина, как пост и намаз [5].
Большой конфликтный потенциал заложен в деятельности радикально настроенного мусульманского духовенства,
выступающего за «чистый» ислам. Идеологической основой укрепления подобных настроений являются интеллектуальные искания некоторых мусульман, получивших образование в мусульманских странах. Их недовольство политикой федерального центра на Кавказе, действиями региональных органов власти усиливается критическим отношением к местной исламской практике, значительно расходящейся с зарубежными канонами. Члены таких групп становятся потенциальной питательной средой для пополнения вооруженных отрядов боевиков [6].
Раздробленность исламской общины на территории Российской Федерации затрудняет усилия государства, направленные на недопущение экстремистских убеждений у мусульман. Наличие в приграничных регионах исламистских группировок, придерживающихся различных религиозных платформ, характеризует многофакторность этнических, культурных и иных социальных процессов, протекающих у населения. Таким образом, отсутствие единой идеологии обладает мощным конфликтогенным потенциалом, детерминирующим террористическую деятельность.
Наличие террористических организаций, имеющих контакты с международными террористическими объединениями. Свидетельством данных сношений является участие иностранных наемников в организации и проведении террористических актов и распространении террористической идеологии на территории приграничных субъектов России. Представители официальной власти вообще считают, что на территории приграничных регионов России осуществляют свою деятельность подразделения международных террористических организаций (в частности, «Исламское государство» и «Аль-Каида») [7].
В настоящее время ученые и практики прослеживают связь между деятельностью организации «Эмират Кавказ» и международными террористическими организациями. Так, директор «Пражского института диалога цивилизаций» Т. Черниенко, являющийся экспертом по вопросам исламове-дения и современного исламского экстремизма, констатирует: «Имарат легко вливается в ряды международного "джихадист-ского интернационала". Кстати, хороший
пример того, каким образом спонтанно возникающие на местах группировки координируются со временем единым центром: сперва в рамках самой салафитской секты, а в перспективе - в масштабах более широкого мирового халифатитского движения. Пока мы не можем говорить о наличии у них единого координационного центра, однако такая перспектива не за горами. Ведь доктрина Халифата основана на беспрекословном повиновении тому мусульманину, кто сумел первым захватить трон, без оглядки на методы узурпации власти и его личные нравственные качества. Подобные "критерии" справедливы и в отношении более мелких командиров - амиров. Поэтому когда институты эмирата укрепятся в достаточной степени, представители различных халифатистских групп легко преодолеют свои идеологические разногласия на основе этой самой доктрины, общей для них для всех и свято ими почитаемой» [8].
Источником угроз международного терроризма остается выезд молодежи в зарубежные исламские учебные заведения, где они подвергаются идеологической обработке со стороны международных экстремистских организаций, а некоторые параллельно проходят и боевую подготовку.
За рубежом студенты из северокавказских республик становятся объектами вербовочных устремлений со стороны функционеров международных террористических организаций «Исламское государство», «Всемирная лига исламской молодежи», «Братья-мусульмане», «Исламский джихад», «Джамаа-аль-Исламия», «Лаш-кар-Тайба», «Аль-Харамейн», «Общество возрождения исламского наследия» и др., в той или иной степени связанных с «Аль-Каидой».
Наряду с ваххабитским течением активизировалась деятельность сторонников международных террористических организаций, в частности «Таблиги Джамаат» и «Хизбут-Тахрир аль-Ислами».
Влияние норм обычного и традиционного права на террористическую активность. В средствах массовой информации описываются случаи, когда лица совершали террористические акты под воздействием представителей рода, старейшин и т.д. Также имеются факты совершения террористических актов из побуждений снять с рода долг по кровной мести.
Воздействие на террористическую деятельность со стороны иностранных специальных служб. Аналитики Антитеррористического центра СНГ отмечают, что спецслужбы ряда иностранных государств используют представителей религиозных конфессий (раис-имамов районов, городов, населенных пунктов) в качестве распространителей идей нетрадиционного ислама. По нашему мнению, одной из причин этого является высокое доверие населения к лидерам духовенства. Проводя определенную работу среди малоразвитого в духовном отношении жителей малонаселенных городов, поселков, аулов, можно достичь весьма эффективных результатов по пропаганде экстремистских идей. Данный фактор учитывается представителями спецслужб и поэтому для обучения за рубежом, как правило, выбираются представители религиозных конфессий, владеющих определенным талантом убеждения, ораторским искусством, способных толковать ислам в выгодном для этих спецслужб свете.
По данным компетентных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, большинство националистических и экстремистских организаций и движений в Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и других республиках Северного Кавказа были созданы и управляются репатриантами, прибывшими в регион в 1980-е гг. из ближневосточных диаспор.
Органами безопасности в этой среде выявлены бывшие сотрудники спецслужб, диверсионно-разведывательных и полицейских органов Турции и стран Ближнего Востока, которые прошли подготовку и переподготовку в разведывательных центрах США, Англии, Германии. В этой сфере четко прослеживается деятельность спецслужб иностранных государств по распространению на территории России религиозно-экстремистских идей.
Иностранные спецслужбы и организации не оставляют попыток по инспирированию на территории субъектов СКФО центробежных тенденций, направленных на разжигание межнациональных конфликтов, сепаратистских и националистических настроений, имеющих своей конечной целью отторжение Северного Кавказа от России.
Например, одним из важнейших направлений разведывательной и иной противоправной деятельности спецслужб
Грузии, представляющих серьезную угрозу безопасности России, является деятельность по поддержке международного терроризма. В период подготовки и проведения зимней Олимпиады 2014 года неоднократно поступали сведения о проводимой грузинскими спецслужбами и организациями деятельности, направленной на финансирование терроризма в целях компрометации российской стороны и срыва Олимпийских игр в Сочи.
Данный перечень особенностей проявления терроризма в приграничных регионах Российской Федерации не является исчерпывающим. Так, по мнению И.А. Зыкова, особенностями проявления террористических угроз в пограничном пространстве России являются:
во-первых, экстремистские и террористические организации, деятельность которых заключается в подготовке и проведении в пограничном пространстве государства конкретных операций и бандит-ско-повстанческих действий террористической направленности;
во-вторых, аккумулирование террористических сил и антиправительственных настроений, которые используют кризисные и конфликтные ситуации в целях распространения своего влияния среди населения приграничных регионов;
в-третьих, попытки внедрения в отдельных регионах представителей террористических организаций в политические, общественные, экономические организации, а также в подразделения силовых структур, дислоцированные на приграничных территориях;
в-четвертых, существование баз и центров по подготовке боевиков в недружественных Российской Федерации государствах, в том числе для осуществления террористической и иной подрывной деятельности на территории нашей страны;
в-пятых, взаимодействие террористических структур в приграничье с криминалитетом и наркобизнесом, благодаря чему обеспечивается финансирование и иное материальное обеспечение экстремистов и террористов [9, с. 3].
Существование и развитие терроризма в приграничных регионах Российской Федерации обусловлено различными группами детерминант, воздействие на которые позволяет осуществлять эффек-
тивную профилактику данного социально опасного явления.
В ходе проведенного анкетирования сотрудников силовых органов, дислоцирующихся в Кабардино-Балкарской Республике, по вопросам причин и условий терроризма на приграничных территориях, были получены следующие результаты:
72 % респондентов считают, что основными детерминантами терроризма являются социально-экономические факторы (безработица, инфляция и др.);
54 % - выделяют такую причину, как коррупция органов региональной и местной власти;
45 % - среди прочих причин выделяют отсутствие «верного» религиозного образования у лиц до 20 лет и отсутствие государственного регулирования в религиозной сфере;
33 % - заявили, что причиной терроризма на приграничных территориях является так называемый синдром «чеченских компаний» и отрицательное отношение местного населения к федеральной власти;
20 % - уверены, что одной из причин терроризма является отсутствие в приграничных районах крупных подразделений силовых структур.
Изученные авторами в указанном приграничном регионе отчетные документы по результатам оперативной деятельности, осуществляемой сотрудниками пограничных и других правоохранительных органов, дают основания выделить такие детерминанты терроризма, как:
1) активность иностранных специальных служб по организации центров подготовки членов НВФ, финансированию и снабжению их деятельности;
2) недовольство местного населения работой региональных и муниципальных властей, их коррумпированностью, клано-востью;
3) высокий уровень исламизации населения;
4) сложная социально-экономическая обстановка в приграничном регионе, высокий уровень безработицы.
Обобщая представленные точки зрения, материалы научных исследований по данной проблеме, а также статистические данные, необходимо выделить следующие группы факторов, детерминирующих терроризм в пограничной сфере РФ.
Факторы политического характера:
1) обострение политической борьбы различных партий и движений, отсутствие цивилизованного опыта ее проведения;
2) обострение межнациональных отношений, проповедуемые национальная исключительность и превосходство, разжигание национальной и религиозной вражды;
3) требования национальной независимости отдельных народов, входящих в состав единого государства;
4) разрыв между провозглашенными демократическими принципами и их реальным осуществлением;
5) глубокое размежевание общества с формированием социальных слоев и групп с противоположными интересами.
Факторы экономического характера:
1) расслоение населения по уровню жизни;
2) инфляционные процессы;
3) общий кризис экономики, ее криминализация, уход в «теневую» сферу.
Экономические факторы играют существенную роль для функционирования террористической организации. Рядовые члены, обеспечивающие ее деятельность, непосредственные исполнители террористических актов, как правило, получают за свою работу значительное денежное вознаграждение. Родственники погибших при исполнении террористических актов лиц также получают денежное возмещение за утраченного члена семьи. Так, за смерть чеченки Заиры Юпаевой во время террористического акта в «Норд-Осте», ее отец должен был получить тридцать тысяч долларов [10, с. 10].
В ходе проведенного нами исследования установлено, что занятость населения приграничных населенных пунктов составляет не более 55 % от числа трудоспособного населения, т.е. уровень безработицы - 45 %.
Среди осужденных за преступления террористического характера, совершенные в Республике Дагестан, безработные и не учащиеся составляют 60,4 %; предприниматели - 17,6 %; учащиеся студенты - 16,7 %; рабочие - 5,2 %.
Социальные и духовные факторы:
1) неразрешенность социальных, в том числе национальных и религиозных проблем, вызывающая взаимную этничес-
кую неприязнь, вражду, ненависть, исключающую компромисс.
Исследование показало, что уровень исламизации, т.е. количество приверженцев ислама, в приграничных населенных пунктах Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики составляет 72 %. При этом важным дестабилизирующим фактором в кабардино-Балкарской Республике, тесно связанным с распространением религиозного экстремизма, выступают противоречия между кабардинцами и балкарцами. Проблема состоит в том, что балкарской общине не удается ни реализовать свое право на равное представительство с кабардинцами и русскими в административном аппарате, ни преодолеть экономическую отсталость. Районы, заселенные балкарцами, по большей части являются самыми проблемными в экономическом плане, в них наиболее высокий уровень безработицы.
Так, в ходе проведенного нами исследования национального состава населения приграничных населенных пунктов Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики установлено, что в районах, являющихся, по оперативной информации, социальной базой террористов, существует численное доминирование лиц балкарской национальности (9 984 человек, или 47,3 %). При этом абсолютное большинство представителей данной национальности владеет родным языком, знает и придерживается культурных традиций балкарцев (9 921 человек, или 99,4 %). Следует отметить, что боевики юго-западного сектора джамаата Такбир, проявляющие активность в Эльбрусском районе, по национальности являются балкарцами;
2) существование нелегальных общественных организаций, наделяющих себя правом вырабатывать «единственно верные» постулаты;
3) наличие исторических традиций использования терроризма как якобы эффективного средства социальных преобразований;
4) отсутствие эффективной системы социальных гарантий населения и резкое снижение его социальной защищенности;
5) ослабление духовных, нравственных, моральных устоев общества, культурного уровня и правосознания населения;
6) широкая пропаганда культа жестокости и насилия средствами массовой информации и, более того, их превращение в своего рода «оружие массового поражения».
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на терроризм в пограничных районах, является коррупция. На Северном Кавказе взяточничество приняло «абсолютно угрожающий характер». По словам Президента Российской Федерации, коррупция здесь является фактором прямого пособничества террористам-убийцам, носит клановый характер, что еще больше осложняет борьбу с ней. Так, только в Республике Дагестан число уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных с января по октябрь 2014 г., увеличилось на 49,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и составило 220*. Основное количество дел возбуждено в отношении чиновников органов государственной власти, правоохранительных и контролирующих органов.
криминальный бизнес, основанный на привлечении населения к участию в незаконных вооруженных формированиях и осуществляемый в целях дестабилизации обстановки, подрыва конституционного строя, а чаще всего - получения материальных средств и коммерческих преференций от предпринимателей, не получил бы такое распространение в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, если бы уровень коррумпированности чиновников всех звеньев власти не был так высок [11].
Формами реализации коррупционных устремлений, выступающими террористическими факторами, являются:
1) передача информации о планируемой или реализуемой антитеррористической деятельности от компетентных должностных лиц террористам и их сообщникам;
2) отказ должностного лица от антитеррористической деятельности (или конкретного мероприятия антитеррористической направленности), уполномоченного принимать решение о его проведении, в силу коррупционного сговора;
3) сокрытие информации о результатах осуществления контрольной де-
* См.: Чайка Ю.Я. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/ pda/appearences/
ятельности (пограничной, таможенной, регистрационной и т.д.), содержащей в себе сведения о готовящемся либо совершаемом террористическом акте или ином преступлении террористического характера, а также о признаках существования незаконного вооруженного формирования;
4) освобождение от ответственности либо ее смягчение в отношении лиц, участвующих в незаконных вооруженных формированиях и иной террористической деятельности.
Таким образом, несмотря на единую с международным терроризмом социальную и экономическую природу, террористическая активность в пограничной сфере имеет свою специфику, выраженную в ее трансграничном характере и способности влиять на генезис терроризма в целом в Российской Федерации. Полагаем, что пограничная сфера государства подвержена широкому спектру террористических угроз, особенностями которых являются:
1. Трансграничный характер террористической деятельности.
2. Использование религиозных лозунгов в оправдание насилия по отношению к представителям других религиозных конфессий. Исламизация терроризма.
3. Наличие террористических организаций, имеющих контакты с международными террористическими объединениями.
4. Использование террористических актов в целях ведения коммерческой деятельности.
5. Влияние норм обычного и традиционного права на террористическую активность.
6. Воздействие на террористическую деятельность со стороны иностранных специальных служб.
В заключение обратим внимание на необходимость активизировать международное антитеррористическое сотрудничество. По словам заместителя министра иностранных дел Российской Федерации О. Сыромолотова, «...у нашей страны есть и успешный национальный опыт обеспечения антитеррористической защищенности, и авторитет государства, которое никогда в сфере контртерроризма не применяло двойных стандартов, всегда исходило из важности для мирового сообщества действительно объединять свои усилия для отражения глобальной террористической
угрозы» [12]. олицетворением этой угрозы сейчас выступает «Исламское государство», но остаются и другие весьма опасные составляющие «террористического интернационала», такие как «Аль-каида», движение «Талибан», «Эмират кавказ», «хизбут-Тахрир». И эффективно бороться
с ними можно только на основе международного права, решений ооН и ее совета Безопасности, при последовательном соблюдении принципов суверенитета и равноправия государств, не пытаясь использовать те или иные группировки в политических или геополитических целях.
Список литературы
1. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
2. Кусов О. До и после Доку Умарова // Радио «Свобода», 09.06.2009. URL: http://www.svobodanews.ru/ content/article/1750382.html (дата обращения: 10 окт. 2014 г.).
3. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
4. Атмурзаева Ф.И. Причины распространения исламского фундаментализма в современной России // Религия и гражданское общество: проблема толерантности: материалы круглого стола (г. Санкт-Петербург, 16 ноября 2002 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 61-68.
5. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001.
6. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2005. N 11.
7. Патрушев Н.П. За терактами в России стоят международные террористические организации. URL: http://www.rusnvosti.ru/print.aspx?id=113835 (дата обращения: 29 окт. 2014 г.).
8. Черниенко Т. Современный ваххабизм и его глобальные амбиции. URL: http://www.shia.spb.ru/ru/ publ/info/346 (дата обращения: 12 дек. 2013 г.).
9. Зыков И.А. Терроризм как угроза пограничной безопасности России в условиях глобализации: авто-реф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2010.
10. Белявский Д.Г. Криминологические детерминанты терроризма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
11. Гурулев Д. Проблемы борьбы с терроризмом // Законность. 2007. N 6.
12. Без внешней поддержки «Исламское государство» не добилось бы такой силы. Новый заместитель главы МИД РФ Олег Сыромолотов о международных усилиях в борьбе с терроризмом // Коммерсантъ. 2015. 26 июля.
References
1. Narody Rossii. Entsiklopediya [The peoples of Russia. Encyclopedia]. Moscow, 1994.
2. Kusov O. Do iposle Doku Umarova [Before and after Doku Umarov]. Radio "Svoboda", 09.06.2009. [Radio "Freedom", 09.06.2009]. Available at: http://www.svobodanews.ru/content/article/1750382.html (Accessed 10 October 2014).
3. Islam. Entsiklopedicheskiy slovar'[Islam. Collegiate Dictionary]. Moscow, 1991.
4. Atmurzaeva F.I. Prichiny rasprostraneniya islamskogo fundamentalizma vsovremennoy Rossii [The reasons for the spread of Islamic fundamentalism in modern Russia]. Religiya i grazhdanskoe obshchestvo: problema tolerantnosti [Religion and civil society: the problem of tolerance]. St. Petersburg, St. Petersburg Philosophical Society, 2003. Pp. 61 -68.
5. Rodionov M.A. Islam klassicheskiy [Islam classic]. St. Petersburg, 2001.
6. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii - Analytical Bulletin of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, 2005, no. 11.
7. Patrushev N.P. Za teraktami vRossiistoyatmezhdunarodnye terroristicheskie organizatsii [During the terrorist attacks in Russia are international terrorist organizations]. Available at: http://www.rusnvosti.ru/print.aspx?id=113835 (Accessed 29 October 2014).
8. Chernienko T. Sovremennyy vakhkhabizm i ego global'nye ambitsii [Modern Wahhabism and its global ambitions]. Available at: http://www.shia.spb.ru/ru/publ/info/346 (Accessed 12 December 2013).
9. Zykov I.A. Terrorizm kak ugroza pogranichnoy bezopasnosti Rossii v usloviyakh globalizatsii. Avtoref. Kand. Diss. [Terrorism is a threat to Russia's security border in the context of globalization. Autoabstract Cand. Diss.]. Moscow, 2010.
10. Belyavskiy D.G. Kriminologicheskiedeterminanty terrorizma.Avtoref.Kand. Diss. [Criminological determinants of terrorism. Autoabstract Cand. Diss.]. Moscow, 2010.
11. Gurulev D. Problemy bor'by s terrorizmom [Combating terrorism]. Zakonnost'- Legality, 2007, no. 6.
12. Bez vneshney podderzhki «Islamskoe gosudarstvo» ne dobilos' by takoy sily. Novyy zamestitel' glavy MID RF Oleg Syromolotov o mezhdunarodnykh usiliyakh v bor'be s terrorizmom [Without external support "Islamic state" is not achieved to such a force. New Deputy Foreign Minister Oleg Syromolotov on international efforts to combat terrorism]. Kommersant - Kommersant, 2015, 26 July.