Научная статья на тему 'Необходимость лизинга в аграрном секторе экономики'

Необходимость лизинга в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
89
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Чернова Е. В.

В работе автор обуславливает вывод о том, что в нынешних экономических условиях единственной возможностью пополнения машинно-тракторного парка сельхозпроизводителей является начатая с 1994 г. по решению Правительства РФ поставка техники по лизингу, с учетом специфических особенностей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of leasing in the agrarian sector of economy

Analysis of technical equipment shows that there has been developed a long-term programme of state support and modernizing the engineering-technological sphere for the Agro-Industrial Complex which is based on the world experience and is taking into account the specific features of Russia.

Текст научной работы на тему «Необходимость лизинга в аграрном секторе экономики»

Необходимость лизинга в аграрном секторе экономики

Е В. Чернова, преподаватель, Оренбургский ГАУ

За последние 12 лет более чем на 30 млн. га сократились площади обрабатываемых сельхозугодий, почти на четверть уменьшились площади сельскохозяйственных культур. В пять раз уменьшилось применение органики, в восемь раз — минеральных удобрений. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 55%, свиней — на 62%, птицы — на 45%.

Объемы капитальных вложений в АПК в сопоставимых ценах уменьшились в 20 раз, масштабы мелиоративных работ — в 23 раза, в том числе площади орошаемых земель — почти в 20 раз.

В результате валовой сбор сельскохозяйственной продукции уменьшился вдвое. Уровень производства зерна удовлетворяет потребности страны на 50—55%. При этом около 35—46% урожая зерновых культур теряется в результате несвоевременной уборки, неотлаженности механизмов, при транспортировке и хранении.

Один из факторов, влияющих на эффективность производства зерна, — состояние механизации уборки зерновых культур. Средние сроки службы комбайнов превышают 13—15 лет (при амортизационном сроке службы 10 лет).

До 1990 г. хозяйства ежегодно списывали от 52 до 106 тыс. комбайнов. Коэффициент обновления сократился с 13,7 (1985 г.) до 0,7% (2000 г.). Обеспеченность уборочной техникой не превышает 64% (без учета неисправной), а с учетом исправной — 22%. В результате сезонная нагрузка на комбайны возросла со 150 га (1986 г.) до 250 га (2000 г.).

Такой парк зерноуборочных комбайнов не обеспечивает уборку зерновых культур в оптимальные агротехнические сроки.

Введение свободных цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию привело к непомерному диспаритету цен. Если в 1990 г. за один трактор ДТ-75 крестьяне отдавали в среднем 44,5 т пшеницы, то в 1999 г. — 240 т, т.е. в 5,4 раза больше, а в 2002 г. эта кратность достигла 6. В 4—6 раз больше требуется отдать за тонну дизельного топлива или автомобильного бензина.

В такой ситуации платежеспособный уровень сельскохозяйственных предприятий крайне низок, а в большинстве из них практически сведен к нулю. Хозяйства не имеют средств и не могут купить за полную стоимость дорогостоящую, сложную технику, без которой невозможно проводить сельскохозяйственные работы. Особенно это ощутимо в районах, пострадавших от засухи, пожаров, нашествия саранчи и других стихийных бедствий.

Крайне низкий уровень экономики села, резкое снижение финансовой поддержки со стороны государства — все это привело к тому, что обеспеченность техники уменьшилась в 2—3 раза, по сравнению с 1990 г., а уровень механизации сельского хозяйства стал в 5—7 раз ниже, чем в экономически развитых странах. Очевидно, что если селу не будет уделено самое пристальное внимание со стороны государства, прежде всего в части регулирования цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, стоимости энергоресурсов, а также выделения дотаций и льготных кредитов селу, то наступит реальная угроза продовольственной безопасности страны. Село должно работать, и это позволит обеспечить работу всех отраслей экономики.

С целью выхода из критического положения для АПК сформирован проект долговременной программы поддержки и развития инженерно-технической сферы, основанной на мировом опыте и учитывающей специфические особенности России. Ставится задача восстановить к 2005 г. производство сельскохозяйственной продукции до уровня 1990 г., в том числе зерна до 100,9 млн. т, поставить селу 172 тыс. зерноуборочных комбайнов и другой техники. Для полной реализации этой программы требуется около 800 млрд. руб., но таких средств нет ни у государства, ни у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Реальный выход из сложившейся ситуации — это эффективное использование имеющейся уборочной техники. Восстановление неисправных комбайнов с одновременной модернизацией в сочетании с поставкой машин нового поколения — наиболее реальный вариант развития процесса возрождения комбайнового парка страны до 2005 г. В случае государственной финансовой поддержки путем выделения из лизингового фонда 25—30% средств на восстановление неисправных комбайнов коэффициент готовности уборочной техники к началу уборочных работ составит не менее 75%. При проведении ежегодной поставки новых отечественных комбайнов до 40—45 тыс. шт. обеспеченность хозяйств зерноуборочными комбайнами в 2005 г. будет более 74% (при нормативной потребности 350 тыс. ед.).

После принятия правительством России определенных мер по оздоровлению ситуации в АПК и сельскохозяйственном машиностроении в 1999 г. впервые за последние 9 лет приостановлен спад производства сельхозтехники: так, изготовлено около 2 тыс. зерноуборочных комбайнов, что на 86% выше уровня 1998 г. Из них 1500 комбайнов были приобретены хозяйствами.

Мировой лидер по производству тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники — корпорация «Кейс» (США) только в 1998—1999 гг. поставила в Россию более 300 комбайнов и другую технику. В ОАО «Зирганская МТС» имелось 100 комбайнов «Ксйс-2366», 20 самоходных широкозахватных жаток; в Саратовской области созданы 20 МТС, каждое из которых имело 5—10 комбайнов «Кейс-2366», в Оренбургской области работали 3 комбайна этой фирмы.

Правительством России подписаны заявления о намерениях с ведущими зарубежными фирмами «Джон-Дир», «Кейс Корпорэйшн», «Нью Холланд», а также консорциумом немецких компаний. Предусматривается поставка на российский рынок техники этих фирм только через создание совместных предприятий (СП). Однако СП не организованы, не определены номенклатура предлагаемых к производству машин, в том числе зерноуборочных комбайнов, источники кредитных ресурсов для реализации этих задач. Имеется договоренность с корпорацией «Кейс» (США) о выделении 200 млн. долл. на производство сельхозтехники в России, эти инвестиции будут вложены в СП, созданные на базе Саратовского авиационного завода. Корпорация предлагает выделить 800 млн. долл. на лизинговые платежи для закупки техники, производимой СП.

Однако доля поставки техники стран дальнего зарубежья, согласно стратегии развития сельхозмашиностроения России, составит не более 3%, а долю отечественной — необходимо довести до 85%. Пока импорт техники занимает значительную долю в объеме продаж в РФ: в 1997 г. он составил 27 % от отечественного производства, в 1998 г. — 28—30%. Стоимость закупленных комбайнов по импорту в 1997 г. составила 50 млн. долл. США, что привело к сокращению объема продаж отечественных комбайнов на внутреннем рынке в 1998 г. на 16-17%.

Положительные тенденции отмечаются и в 2000-2001 гг. Однако, состояние дел в обеспечении хозяйств уборочной техникой остается сложным. Целевая федеральная программа «Техника для продовольствия России» реализуется неудовлетворительно, слабо идет процесс создания и освоения уборочной техники нового поколения, соответствующей по технико-экономическим параметрам зарубежным аналогам из-за недостаточной государственной поддержки. За 1995-2000 гг. объем финансирования сельского хозяйства относительно ВВП сократился в 3,3 раза (с 0,63 до 0,19%).

В данных экономических условиях единственной возможностью пополнения машинно-тракторного парка сельхозпроизводителей является начатая с 1994 г. по решению Правительства РФ поставка техники по лизингу.

На первом этапе возрождения парка зерноуборочных комбайнов необходимо было организовать массовый ремонт имеющихся неисправных комбайнов при государственной финансовой поддержке и в 2001 г. довести их общее число до 240—250 тыс. шт. при коэффициенте готовности не ниже 70—75%. Для этого требовалась бюджетная ссуда не менее 0,7—1 млрд. руб. из лизингового фонда.

В 2000 г. лизинговый фонд для приобретения сельскохозяйственной техники составил 3,4 млрд. руб., а в бюджете на 2001 г. этот фонд был несколько уменьшен — до 3 млрд. руб. (включая покупку племенного скота). При условии выделения 0,5— 0,8 млрд. руб. из этого фонда на ремонт и модернизацию неисправных зерновых комбайнов в хозяйствах будет получен наиболее высокий эффект в короткие сроки.

Например, в Оренбургской области за последнее время реальная материальная помощь администрацией сельскохозяйственным товаропроизводителям была оказана только в 2000 г., когда 1,3 млрд. руб. (50% от продажи пакета акций ОНАКО) было направлено на приобретение необходимой сельскохозяйственной техники на условиях лизинга.

За 2002 г. в области приобретено 128 новых тракторов, причем 36% от общего числа приобрели Адамовский, Октябрьский и Шарлыкский районы (13,17,17 штук, соответственно), 8 районов остались без новой техники, в остальных районах количество варьируется от 1 до 8. Новые машины приобретаются в районах с наилучшей обеспеченностью техникой, следовательно, у районов со средней и низкой обеспеченностью нет никаких шансов улучшить свое положение в ближайшее время. Списано по износу сельскохозяйственных машин по области — 1057 тракторов и 683 комбайна, что даже не идет в сравнение с приобретенной за 2002 г. техникой. Превышение коэффициента списания над коэффициентом обновления говорит не только о моральном и физическом старении сельскохозяйственной техники, но и о сокращении ее наличия.

Недостаток финансовых средств является одной из основных причин, препятствующих обновлению и пополнению парка сельскохозяйственных машин, а используемая техника, как правило, физически и морально устарела, что приводит к нарушению сроков выполнения агротехнических мероприятий и увеличению потерь при уборке.

На данном этапе развития экономических реформ в аграрном секторе необходимы изменения в материально-технической базе, направленные на восстановление сельскохозяйственного производства.

Для восстановления парка зерноуборочных комбайнов необходимо:

— прекратить списание в хозяйствах полнокомплектных зерноуборочных комбайнов (доля списанных машин не должна превышать 3%);

— организовать восстановление неисправных зерноуборочных комбайнов с одновременной их модернизацией, эксплуатируемых за амортизационными сроками службы, на РМЗ, РТП, в специализированных ремонтных мастерских и цехах предприятий-изготовителей, которые загружены ремонтно-обслуживающими работами только на 4—6%, а также в цехах с участками предприятий-изготовите-лей; обеспечить их запасными частями, комплектующими узлами и агрегатами на основе лизинга;

— довести ежегодную поставку отечественных комбайнов нового поколения до 40—45 тыс. шт. Отечественная уборочная техника нового поколения должна быть рассчитана на интенсивную технологию и отличаться от существующей высокой производительностью, надежностью, экономичностью.

Министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов 03.09.2004 г. провел заседание коллегии по вопросу «О состоянии и перспективах развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения». Как было отмечено на коллегии, после наметившегося в 1999—2000 гг. подъема в производстве тракторов и сельскохозяйственных машин, в последующие 2,5 года из-за снижения спроса со стороны сельских товаропроизводителей произошло падение выпуска по отдельным видам продукции до уровня 1998 г.

По данным, распространенным пресс-службой Минпромнауки, в настоящее время на рынке машиностроительной продукции для АПК действует свыше 250 основных предприятий, которыми было произведено в 2002 г. продукции в объеме 24,3 млрд. руб. При этом 38% объема приходится на тракторы, комбайны и запасные части. Объем выпуска тракторов и сельскохозяйственных машин сократился по сравнению с 1990 г. в 13 раз.

Финансово-экономическое положение предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения остается крайне тяжелым. Кредиторская задолженность предприятий по состоянию на 01.04.2003 г. составила 18,4 млрд. руб. и превысила дебиторскую задолженность в 2,4 раза. Пополнение машинно-тракторного парка в целом по Российской Федерации составляет менее 3% в год, списание техники 6—10%.

Как отмечалось на коллегии, если не изменить негативные тенденции, сложившиеся в последние годы в агропромышленном комплексе и сельхозмашиностроении, то, по прогнозным оценкам, парк тракторов и зерноуборочной техники в 2005 г. уменьшится настолько, что не позволит проводить сельскохозяйственные работы в оптимальные агротехнические сроки.

Коллегия приняла решение считать важнейшими задачами:

— разработку предложений по развитию и повышению эффективности системы лизинга сельскохозяйственной техники, в том числе, по организации коммерческого лизинга производителями;

— определение необходимого объема выпуска современной сельскохозяйственной техники для обеспечения выполнения передовых агротехнологий в сельском хозяйстве;

— выделение на конкурсной основе бюджетных средств на разработку сельскохозяйственных машин и оборудования мирового уровня;

— повышение качества выпускаемой продукции в соответствии с требованиями внутреннего и внешнего рынков, в том числе путем внедрения современных систем качества на предприятиях, сертификации производства по стандартам ^О, выполнения требований закона «О технических регламентах»;

— повышение инвестиционной привлекательности предприятий с целью финансирования проектов создания и освоения новых видов современной конкурентоспособной техники; — организация международной кооперации с ведущими фирмами по выпуску компонентов и сельскохозяйственной техники;

— создание дилерской сети на базе региональных технических центров по организации сбыта, технического обслуживания и ремонта тракторов, сельскохозяйственных машин, оборудования для животноводства.

Соответствующим департаментам Министерства поручено скоординировать свою работу с коллегами из Минсельхоза, ОАО «Росагроли-зинг», «Союзагромаш», администрациями ряда субъектов РФ, а также руководителями предприятий и научных организаций по повышению качества продукции и развитию вторичного рынка сельскохозяйственной техники.

Стабилизация положения дел в сельхозмашиностроении должна обеспечить выпуск необходимого количества тракторной, комбайновой и другой сельскохозяйственной техники высокого качества в соответствии с запросами АПК в ближайшие 2—3 года.

Литература

1 Козлов, А. В. Лизинг техники — объективная необходимость для села // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. — 2003. — С. 23—25.

2 Копченов, А. А. Анализ вторичного рынка с/х техники // Техника в с/х. — 2004. — № 3. — С. 31—33.

3 Халфин, М. А., Александровский, И. А. Современное состояние парка зерноуборочных комбайнов // Достижения науки и техники АПК. — 2001. — № 8. — С. 17—20.

4 Челнокова, С. В., Багманова, Ф. М. Проблема воспроизводства с/х // Техника и оборудование для села. — 2003. — № 10.

— С. 16-17.

5 Чепик, С. Г. Потребность с/х предприятий в технике в условиях диверсификации производства // Аграрная наука. — 2004.

— № 1. — С. 9—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.