Научная статья на тему 'Повышение эффективности воспроизводства основных фондов на основе развития агролизинга'

Повышение эффективности воспроизводства основных фондов на основе развития агролизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ФОНДОВ / АГРОЛИЗИНГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕЖФИРМЕННЫЙ ЛИЗИНГОВЫЙ АЛЬЯНС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Л. В., Кошкарев И. А., Синявский Н. Г., Попов Д. Н.

В статье обоснована недостаточность государственной поддержки воспроизводства основных средств в аграрной сфере и определены причины, сдерживающие развитие лизинговых отношений в сельском хозяйстве. Для развития агролизинга предложено расширение государственно-частного партнерства в форме межфирменного лизингового альянса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности воспроизводства основных фондов на основе развития агролизинга»

УДК: 631.16

Повышение эффективности воспроизводства основных фондов на основе развития агролизинга THE INCREASE OF FIXED CAPITAL STOCK REPRODUCTION EFFECTIVENESS ON BASIS OF AGROLEASING DEVELOPMENT

Л.В. Попова, доктор экономических наук И.А. Кошкарев, доктор экономических наук

Н.Г.Синявский, доктор экономических наук Д.Н. Попов, кандидат экономических наук ФГБОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

г. Волгоград

L.V. Popova, doctor of economic science

I.A.Koshkarev, doctor of economic science N.G.Sinyavski, doctor of economic science D.N. Popov, candidate of economic science FSBEI HVT Volgograd Agriculture State Academy,

Volgograd

В статье обоснована недостаточность государственной поддержки воспроизводства основных средств в аграрной сфере и определены причины, сдерживающие развитие лизинговых отношений в сельском хозяйстве. Для развития агролизинга предложено расширение государственно-частного партнерства в форме межфирменного лизингового альянса.

The state support insufficiency of fixed assets reproduction in agrarian sphere is proved and reasons restrictive the development of leasing relations in agriculture are determined at the article. The development of state-private partnership in the form of intercompany leasing alliance in the making agroleasing is proposed.

Ключевые слова: воспроизводство основных фондов, агролизинг, государственно-частное партнерство, межфирменный лизинговый альянс.

Key words: the reproduction of fixed assets, agroleasing, state-private partnership, intercompany leasing alliance.

Развитие сельского хозяйства в значительной степени зависит от наличия и состояния важнейших элементов основного капитала — основных фондов, составляющих материально-техническую базу аграрного производства. Эффективность деятельности сельскохозяйственного предприятия определяется активностью процесса воссоздания изношенных факторов произ-

водства. С позиции стратегического выбора мер, эффективных в долгосрочной перспективе для воспроизводства основных фондов, следует учитывать два обстоятельства:

— самостоятельность формирования капитальных ресурсов аграрными предприятиями, разнообразие собственных источников финансирования инвестиций в основной капитал;

— условия инвестиционной деятельности, основанной на привлечении заемного капитала, которая реализуется посредством механизма экономических отношений с другими субъектами экономики.

Одной из особенностей современного процесса воспроизводства основных фондов в российском сельском хозяйстве является и тот факт, что он не может стабильно поддерживаться ни внутренними источниками инвестиционных ресурсов (реинвестируемая часть чистой прибыли, амортизация), ни внешними (недоступность кредитных ресурсов, недофинансирование государственных программ, неэффективность страховой защиты), что связано с неустойчивостью финансово-экономического положения большинства сельскохозяйственных предприятий.

В сложившихся условиях суженного воспроизводства основных фондов в аграрной сфере становится особо актуальным поиск организационноэкономических решений по активизации и повышению эффективности процессов восстановления и модернизации материально-технической базы АПК.

В период реформирования материально-техническая база претерпела негативные изменения. Самый активный вид основных фондов в аграрной сфере

— машинно-тракторный парк сельскохозяйственной техники, в настоящее время значительно изношен. По разным источникам от 50 до 70% машин выработало свой срок службы и требует повышенных затрат на поддержание его в работоспособном состоянии. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет менее 50%, списание техники продолжает превышать ее обновление.

Цель одного из разделов Государственной Программы развития сель-

ского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2008-2012 годы) — повышение уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе обновления и модернизации основных фондов в сельском хозяйстве. Программой было предусмотрено направить государственные финансовые средства на стимулирование освоения сельхозтоваропроизводителями современных аграрных технологий и создание условий для широкомасштабного внедрения в сельскохозяйственное производство высокотехнологичных машин и оборудования для различных форм хозяйствования. К 2012 году Программа предусматривала увеличение парка тракторов в 1,4 раза, комбайнов — в 1,35 раза. Однако кризис нарушил положительные тенденции развития аграрной экономики. Темпы обновления материальнотехнической базы сельского хозяйства оказались невыполненными (табл.1)

Таблица 1

Приобретение сельскохозяйственной техники в рамках Г оспрограммы, тыс. ед. [2]

Виды техники 2008 г. 2009 г. 2010 г.

План Факти- чески Выпол- нение, % План Факти- чески Выпол- нение, % План Факти- чески Выпол- нение, %

Тракторы 23 24 104 29 19 65 35 16 46

Комбайны:

зерноуборочные 8 10 121 9 8 83 11 5 45

кормоуборочные 3 3 100 4 2 50 4 1,6 40

По данным Росстата на сельскохозяйственных предприятиях России фактическое обновление парка тракторов произошло на 2,0%, зерноуборочных комбайнов на 4,3%, кормоуборочных комбайнов на 3,5%. В полном объеме задания по приобретению техники в 2009 г. выполнили только 13 субъектов Российской Федерации. В экономически стабильном 2008 г. таких субъектов было 48. В 2010 г., по данным Минсельхоза России, в 20 регионах было приобретено сельскохозяйственной техники менее 30% задания Госпрограммы. Полностью выполнили задания только три региона — республики Кабардино-Балкария,

Адыгея и Алтай, по тракторам — 10 регионов, по зерноуборочным комбайнам

— 10 и по кормоуборочным комбайнам — 17 регионов. В среднем задание 2010 года выполнено лишь на 45%.

Процессы, аналогичные протекающим в экономической сфере АПК страны, наблюдаются и в Волгоградской области. С 1991 г. количественные и качественные характеристики тракторного и комбайнового парка в Волгоградской области резко ухудшаются. Интенсивность использования техники здесь в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране. Нагрузка на один трактор в Волгоградской области возросла с 206 га в 1990 г. до 335 га (против среднероссийских 197 га), посевов на 1 зерноуборочный комбайн в среднем по России возросла с 152 га в 1990 г. до 379 га в 2009 г., в Волгоградской области -с 291 га до 457 га.

В Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» была разработана и принята целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области» на 2008-2012 годы. Раздел 5 Программы «Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства» предусматривает техническое перевооружение сельскохозяйственного производства Волгоградской области в 2008-2012 годах прежде всего за счет остановки процесса сокращения машинно-тракторного парка, обновления за счет приобретения новой высокопроизводительной техники, внедрения энергосберегающих и влагосберегающих технологий.

Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области было заключено соглашение о реализации мероприятий Г осударственной программы, в соответствии с которым (табл. 2) тракторный парк области к 2012 году предполагалось увеличить на 2878 единиц (коэффициент обновления составит 3,3%), зерноуборочных комбайнов — на 1838 ед. (коэффициент обновления 7,0%) [4].

Однако фактически обновление сельскохозяйственных машин состави-

ло только 1,5-2% при норме 8-10%. В 2008—2010 годах по тракторам и зерноуборочным комбайнам наблюдается серьезное отставание от намеченных областной Программой цифр: по тракторам из1610 шт. поставлено 973 (60,4%); по зерноуборочным комбайнам из 1011 шт. - 572 (56,6%); по кормоуборочным комбайнам из 33 шт. - 30 (90,9%).

Таблица 2

Плановое и фактическое приобретение сельскохозяйственной техники предприятиями Волгоградской области, тыс. шт.

Виды техники годы

2008 2009 2010 2011 2012

план факт план факт план факт план факт* план

Тракторы 500 408 535 281 575 284 614 221 654

Комбайны зерноуборочные 306 249 337 218 368 105 398 100 429

Комбайны кормоуборочные 10 11 11 15 12 4 13 6 15

Примечание: *данные за 9 месяцев 2011 г.

Сложившиеся темпы обновления сельскохозяйственной техники в Волгоградской области красноречиво говорят об объективной необходимости привлечения дополнительных источников финансирования, и в настоящее время таковым становится частный капитал. Поскольку сельское хозяйство не считается привлекательной сферой для частных инвестиций (низкая доходность, медленная оборачиваемость капитала, высокие отраслевые риски), создание условий для их привлечения полностью ложится на государство. Например, на условиях государственно-частного партнерства более масштабно и интенсивно может применяться зарекомендовавшая себя такая форма поддержки сельхозтоваропроизводителя, как агролизинг. Для этого государство должно осуществлять предсказуемую политику в отношении бизнеса, развивая сеть залоговых фондов, земельную ипотеку, гарантирующие обеспечение лизинговых сделок.

Существует ряд причин, сдерживающих развитие лизинговых операций на российском рынке:

— отсутствие четко структурированной законодательной базы, большое количество различных подзаконных актов;

— отсутствие механизма предоставления государственных гарантий под крупномасштабные лизинговые проекты;

— долгосрочный характер вложений, что затрудняет в современных условиях привлечение коммерческих банков к финансированию лизинговых операций;

— ограниченный круг кредитоспособных, финансово устойчивых предприятий-лизингополучателей.

По федеральному лизингу хозяйства Волгоградской области за 2002— 2011 гг. получили 2517 ед. различной техники и оборудования, сельскохозяйственных животных сумму 118,8 млн руб. Общая сумма лизинга за период — 4602,7 млн руб. Основная масса поставок всех видов объектов, финансируемых за счет федерального лизинга, осуществляется через ОАО «Росагроли-зинг». В 2010 г. в связи с общеэкономическим кризисом объемы финансирования федерального лизинга резко снизились, исходя из сложившихся темпов поставки сельскохозяйственной техники на условиях лизинга в Волгоградской области можно предположить, что потребность в комбайнах будет покрыта за 14 лет, а в тракторах — за 75 лет.

В российских условиях решение задачи по быстрому развитию агролизинга возложено на ОАО «Росагролизинг». Эта задача успешно выполнялась до наступления экономического кризиса 2008 года, в период которого значительно снизились поставки техники по лизингу. В 2010 г., по данным ОАО «Росагролизинг», передано в лизинг российским сельскохозяйственным товаропроизводителям всего 844 трактора, 383 комбайна, 1073 автомобиля и 509 ед. прочей техники. При этом всего в регионах на хранении находилось 6 тыс. ед. техники на 8 млрд руб. [4].

Лизинг на основе интеграции государственных и частных инвестиций является одним из наиболее перспективных методов материальнотехнического обеспечения сельскохозяйственного производства, открывающего сельскохозяйственным товаропроизводителям доступ к передовой, высокопроизводительной технике в условиях ее быстрого физического и мо-

рального старения. Мировая практика показывает, что именно такой лизинг становится одним из основных рентабельных средств приобретения дорогостоящего оборудования, техники и других основных фондов компаниями.

Ученые волгоградской экономической школы отмечают, что «в российских условиях лизинг в сфере сельского хозяйства осуществляется в основном как форма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как для частных инвесторов вложения финансовых средств в данную отрасль сопряжены с большими рисками. В такой экономической ситуации прямое государственное участие в инвестиционном процессе и тем более его координацию предпочтительнее осуществлять посредством государственно-частного партнерства (ГЧП), так как устойчивое развитие страны напрямую зависит от рационального и эффективного взаимодействия ее экономических агентов» [3].

Развитие государственно-частного партнерства в аграрном секторе и на рынке лизинговых услуг имеет большие перспективы, принесет выгоду обеим сторонам [1]. Для государства это, в первую очередь, дает выгоды, связанные с ускорением реализации поставленных целей в социально-экономической политике, эффективном использовании выделяемых средств, привлечении знаний и управленческого опыта частного сектора, более гибко реагирующего на изменения рыночных потребностей, обеспечивает снижение нагрузки на бюджеты всех уровней и высвобождение в связи с этим финансовых ресурсов, которые можно направить для решения других задач. Для частного сектора выгоды от реализации проектов государственно-частного партнерства могут проявиться в расширении рынка услуг, что, соответственно, гарантирует удовлетворение спроса на средства производства, производимые промышленностью, ведь емкость рынка техники в АПК поистине велика. При этом партнерство с властью может снизить риски по проектам, реализуемым частными инвесторами.

Инвестиционная политика Волгоградской области на 2012-2014 годы, направленная на улучшение инвестиционного климата в регионе, одной из первостепенных задач предусматривает создание Центра государственно-

частного партнерства, где на законодательном уровне необходимо закрепить приоритетность государственной поддержки аграрных проектов.

Мощная производственная база, необходимая для развития сельского хозяйства, не может быть создана единовременно, поскольку требует значительных финансовых ресурсов. Здесь наиболее приемлем поэтапный подход, поэтапная модернизация сельскохозяйственного производства, которая потребует не только приобретения всего комплекса машин и оборудования, но и обновления генетического потенциала животноводства, приобретения биотехнологий, вложений в программы обучения работников методам управления высокопроизводительной техникой, совершенствования сельской инфраструктуры (системы агросервиса, мелиоративных сооружений, строительство дорог, сетей связи и др.).

Механизм государственных лизинговых операций нуждается в значительном совершенствовании, так как в существующем виде он стимулирует монополизм ресурсов, ухудшает их качество, вызывает рост цен на них. Расчеты показывают, что по условиям областного лизинга удорожание составляет 12-15%, по федеральному — до 18-25%. Снижению стоимости агролизинга будет способствовать формирование устойчивых связей между партнерами по договорам лизинга, позволяющих минимизировать трансакционные издержки.

Предлагается использовать механизм региональной интеграции в форме стратегического альянса независимых фирм, объединенных общим стратегическим интересом. Межфирменный стратегический альянс — форма долговременного взаимодействия фирм с целью координации производственной и рыночной деятельности для достижения устойчивых перспективных преимуществ на рынке. Интеграция в форме стратегического альянса способствует замене рыночных обменных операций на внутрифирменные отношения, снижающие риск оппортунистического поведения партнеров.

В качестве примера лизингового альянса федерального масштаба может рассматриваться ОАО «Росагролизинг», который является сложной системой и организует взаимодействие субъектов (заводов-изготовителей

средств производства, заводов-поставщиков узлов (агрегатов) техники, службы сбыта, гарантийной службы). Фирменное обслуживание техники непосредственно изготовителем или через посредников дает возможность познания производителем качества своей продукции.

Лизинговый межфирменный стратегический альянс возможен в условиях Волгоградской области. Лизинговая компания ОАО «Волгоградагроли-зинг», используя федеральные бюджетные ассигнования через ОАО «Росагролизинг», может выступать в качестве сублизингодателя и интегратора, при этом она активно может использовать региональную машиностроительную продукцию (в частности, ОАО «ТК Волгоградский тракторный завод», требующий государственного участия в его модернизации и реконструкции, Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей ВЗТДиН), а при использовании областных бюджетных ресурсов — в качестве лизингодателя. Поставщики заводов сельхозмашиностроения, взаимодействуя с партнерами по АПК, может получать льготные кредиты и расширить рынок сбыта своей продукции.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области лизинговым компаниям тоже предоставляются государственные гарантии. Из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на приобретение высокотехнологичных сельскохозяйственных машин и оборудования.

Межфирменный лизинговый альянс, основанный на государственночастном партнерстве, способствует совершенствованию всех элементов лизинговых сделок и способен оперативно решить задачу поэтапной модернизации сельскохозяйственного производства. Разработанный механизм реализации договорных отношений в звене «завод регионального машиностроения

- завод сельхозмашиностроения - ОАО «Росагролизинг» - региональная, ли-

зинговая компания - лизингополучатель» имеет следующие преимущества:

— долгосрочность контрактных отношений и их способности минимизировать трансакционные издержки;

— прозрачность отношений и нивелирование оппортунистического поведения партнеров по бизнесу;

— более эффективное использование возможностей регионального машиностроения;

— расширение номенклатура машин, механизмов и оборудования, передаваемых в агролизинг;

— появление у сельхозтоваропроизводителей реальной возможности более эффективного использования субсидий, других дотационных средств для приобретения необходимой техники, животноводческого оборудования;

— возможность поставки продуцентами в счёт лизинговых платежей собственной сельскохозяйственной продукции на местные заводы, а взамен получение сельскохозяйственной техники;

— ОАО «Росагролизинг» получает возможность расширения числа лизингополучателей за счет разнообразия передаваемой в лизинг машиностроительной продукции, которую может получить и в форме платежа за ранее поставленную технику, и вновь направить ее в адрес лизингополучателей.

Для дальнейшего гармоничного развития лизинговых отношений в аграрной сфере нужно пересмотреть подход к определению сроков и лизинговых платежей. Для финансово ослабленных и низкорентабельных хозяйств необходимо увеличить срок договора агролизинга, при этом использовать дифференцированные подходы к установлению размеров и форм возмещения лизинговых платежей (денежные, смешанные, компенсационные). Кроме того, для сельхозтоваропроизводителей возможно применение гибкого графика лизинговых выплат, в соответствии с производственными циклами и потоками денежных средств и с учетом пожелания лизингополучателя по периодичности и размерам выплат. Как вариант предлагается использовать опыт Г ермании: лизинговые платежи выплачивать один раз в год после реализации

продукции.

Формирование устойчивых связей между партнерами по договорам лизинга при наличии государственной поддержки будет способствовать снижению стоимости агролизинга и повышению эффективности воспроизводства основных фондов на сельскохозяйственных предприятиях.

Литература

1. Бадмахалгаев, А.В. Лизинг сельскохозяйственной техники: использовать возможности государственно-частного партнерства / А.В. Бадмахалгаев, С.Ю. Ханхалаева // Экономика сельскохоз. и перераб. предприят. - 2008. - № 10. - с. 35-38.

2. Кузнецова, Н. Кредитование сельскохозяйственного производства требует совершенствования. // АПК: экономика, управление, № 5, 2011, с. 84—88

3. Лебедева, Н.А. Управление инвестиционной деятельностью на основе развития институциональных форм частно-государственного партнерства: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Н.А. Лебедева. // Режим доступа: http://www.ostu.ru/upk/avtoreferat/lebedeva.

4. Областная программа «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области» на 2008-2012 годы. // Режим доступа: http://www. opora-credit.ru/programs/detail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.