ЛИЗИНГ КАК СПОСОБ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПАРКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
В.А. Верзилин
Необходимым условием успешной деятельности сельскохозяйственных предприятий вместе с повышением инвестиционной привлекательности АПК является обновление парка сельскохозяйственной техники. В целях определения эффективности лизинговых операций рассмотрены основные положения долгосрочной аренды сельскохозяйственной техники. В работе предложены рекомендации по развитию материально-технической базы АПК на основе лизинга.
Ключевые слова: лизинг, агропромышленный комплекс, аренда сельскохозяйственной техники.
Необходимым условием успешной деятельности сельскохозяйственных предприятий вместе с повышением инвестиционной привлекательности АПК является обновление парка сельскохозяйственной техники. В целях определения эффективности лизинговых операций рассмотрены основные положения долгосрочной аренды сельскохозяйственной техники. В работе предложены рекомендации по развитию материальнотехнической базы АПК на основе лизинга.
Основной формой государственной поддержки в сфере технического обслуживания сельскохозяйственных организаций является лизинг. Лизинг сельскохозяйственной техники как форма государственной поддержки инвестиций в АПК России широкое распространение получил с 1994 г. после принятия Постановления Правительства Российской Федерации № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)». Для сельского хозяйства эти операции приняли форму государственного долгосрочного кредита техникой и оборудованием. По предложению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации функции уполномоченного агента государства были возложены на ОАО «Росагроснаб», которое, действуя через свои региональные подразделения (сублизингодателей), призвано было обеспечивать возврат средств, выделенных из федерального лизингового фонда [1].
ОАО «Росагроснаб» при покупке продукции оплачивал и транспортные расходы, т. е. стоимость объекта лизинга складывалась из цены продукции машиностроения с налогом на добавленную стоимость и стоимости железнодорожного тарифа. Причем стои-
мость тарифа на перевозку грузов на всех железнодорожных ветках, не включенных в общую сеть железных дорог России (местные линии), не входила в лизинговые плате -жи, а включалась в калькуляцию дополнительных услуг.
Лизинговый платеж состоял из двух частей: возмещение стоимости лизингового
оборудования и арендная плата. Платежи подразделяли на первичный платеж за оборудование и последующее возмещение стоимости объекта лизинга. Выплаты первичного платежа осуществлялись в момент передачи техники в лизинг. Он состоял из первоначального лизингового взноса в размере 1020 % от стоимости объекта с НДС, страховочного взноса - 2,5 % от стоимости объекта. стоимости затрат по поставке и переработке (по калькуляции), арендной платы - 3 % от стоимости объекта (в том числе НДС). После выплаты первичных платежей осуществлялось последующее возмещение стоимости объекта. Дальнейшие расчеты лизинговых платежей велись от оставшейся 80-90 % не возмещенной стоимости. Сумма ежегодного возмещения стоимости объекта лизинга равна частному от деления суммы невозмещен-ной стоимости, т. е. стоимости объекта лизинга за вычетом 10-20 % первоначального взноса, на срок лизинга. Срок лизинга и размер первичного взноса в АПК определялись в зависимости от цены объекта лизинга [1].
При цене объекта до 50 тыс. руб. срок лизинга - 3-4 года, а размер первоначального взноса - 20 % от установленной договором стоимости машиностроительной продукции; при цене объекта 50 тыс. руб. и более срок лизинга - 5 лет, размер первоначального взноса - 10 %. Оплату в течение года обычно осуществляли равномерно по
кварталам. При этом возмещение оставшейся стоимости объекта лизинга производилось равномерно в одинаковых суммах, а арендную оплату в размере 3 % исчисляли каждый раз от оставшейся невозмещенной стоимости объекта; в последний год ее не взимали.
Для осуществления лизинговых операций за счет средств федерального бюджета на федеральном уровне был создан федеральный лизинговый фонд. Распоряжалось его средствами (бюджетной частью) Министерство сельского хозяйства РФ.
Средства региональных лизинговых фондов находились в управлении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и лизинговых компаний, заключающих с Минсельхозом и Минфином соответствующие соглашения (контракты) на право использования средств федерального бюджета.
Источниками формирования федерального лизингового фонда являлись прямые ассигнования, выделяемые из федерального бюджета на возвратной основе, собственные средства лизинговых компаний, возвратные за ранее полученную продукцию, заемные или другие разрешенные законодательством источники. При этом стоимость передаваемой в лизинг продукции в сравнении с продукцией, приобретенной за счет средств федерального бюджета, не должна была превышать 18 %.
На формирование региональных лизинговых фондов, создаваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, могла направляться часть средств федерального лизингового фонда при наличии гарантии банков или органов исполнительной власти (при соответствующем решении органов представительной власти) субъектов Российской Федерации [1].
Поставка техники на основе лизинга, т. е. продажа или аренда машин с оплатой их стоимости по частям, начатая в 1994 г., является способом финансовой поддержки сельских товаропроизводителей, отвечая в то же время интересам изготовителей машин. Функции государственного заказчика на снабжение АПК страны сельскохозяйственными машинами, в том числе на основе лизинга, до 2001 г. выполнял «Росагроснаб», с весны 2001 г. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от
22 мая 2001 г. № 404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе» бюджетные средства и уставный капитал лизингового фонда были переданы государственной компании «Росаг-ролизинг».
На проведение лизинговых операций за 1994-2001 гг. из федерального бюджета было выделено 10,6 млрд руб., в том числе за счет возвратных лизинговых платежей -3,2 млрд руб. За этот период «Росагроснаб» поставил агропромышленному комплексу на условиях лизинга более 27 тыс. тракторов, более 7 тыс. грузовых автомобилей, 25 тыс. зерно- и кормоуборочных комбайнов.
Доля тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, поставленных на условиях лизинга в 1994-2000 гг. «Росагроснабом», в общем поступлении этих машин в АПК составила по данным Министерства сельского хозяйства соответственно 34, 78 и 35 %.
В 2001-2005 гг. в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» было инвестировано 19,3 млрд руб. средств федерального бюджета. За период своей деятельности ОАО «Рос-агролизинг» заключило 2,5 тыс. договоровли-зинга сельскохозяйственной техники и 189 договоров купли-продажи племенных животных с рассрочкой платежа. Всего заключено договоров на сумму 32,9 млрд руб. Сельским товаропроизводителям в 2001-2005 гг. на условиях лизинга поставлено 6,2 тыс. тракторов, 2,3 тыс. автомобилей, 9,9 тыс. комбайнов. За этот период регионы получили около 19,8 тыс. голов крупного рогатого скота, овец и свиней и более 2,8 млн голов птицы на общую сумму около 1,4 млрд руб.
Договоры лизинга на наиболее крупные суммы денег заключены в Волгоградской области и Республике Мордовия (соответственно на 12 % и 7,5 % от общей суммы), далее следуют Курская область, Алтайский край и Воронежская область (4,7-4,3 %), Московская и Саратовская области (3,7 % и 3,6 %).
В начале своей деятельности ОАО «Рос-агролизинг» ввело более жесткие, чем «Росагроснаб», условия лизинга, что оказалось неприемлемым для многих хозяйств.
В 2002 г. услугой лизинга воспользовались сельскохозяйственные производители из 44 регионов. В 2003 г. условия получения техники на условиях лизинга стали несколь-
ко более благоприятными за счет увеличения срока лизинга по комбайнам, комплексам машин и тракторам 5-го класса с 5 до 7 лет, по другим тракторам и племенному скоту - с
3 до 5 лет и за счет снижения процентной ставки за использование средств уставного капитала ОАО с 7 % до 4 % годовых.
В 2005 г. Совет директоров ОАО «Росаг-ролизинг» принял решение о снижении ставки за использование средств уставного капитала с 4 % до 2 % годовых при приобретении техники на условиях лизинга и об увеличении срока лизинга на оборудование для животноводческих комплексов с 7 до 10 лет. В том же году 5 тыс. хозяйств (на 20 % больше, чем в 2004 г.) купили на условиях лизинга сельскохозяйственную технику, оборудование для животноводческих комплексов и племенных животных.
В 2005 г. на условиях лизинговых поставок ОАО «Росагролизинг» в регионы по заключенным договорам поставлено 2032 трактора. Хозяйства получили на лизинговых условиях 14S9 тракторов, 1224 зерноуборочных, 71 кормоуборочных, 52 свеклоуборочных и 5 картофелеуборочных комбайнов, 734 автомобиля и 970 единиц прочей сельскохозяйственной техники.
Кроме того, осуществлялась поставка тракторов, уборочных комбайнов различных модификаций, почвообрабатывающей, посевной и другой техники, а также технологического оборудования для отраслей растениеводства и животноводства на село из разных региональных источников.
В 200б г. уставный капитал ОАО «Росагролизинг» увеличился на S млрд руб., которые в основном будут направлены на реализацию национального проекта «Развитие АПК»: развитие животноводства (поставка 50 тыс. голов племенного скота и создание животноводческих комплексов для б5 тыс. голов).
На условиях лизинговых поставок хозяйства Российской Федерации через ОАО «Росагролизинг» получили с начала 200б г. по состоянию на 9 июня 457 тракторов, 15 комбайнов различной модификации, 43 автомобиля и 110 прицепов, б4 единицы прочей сельскохозяйственной техники и 5 единиц животноводческого оборудования.
На межрегиональных базах и предприятиях ОАО «Росагроснаб» в регионах созда-
ны запасы запасных частей и других материально-технических ресурсов для проведения весенне-полевых работ на сумму 600 млн руб.
За 2006 г. на условиях лизинговых поставок хозяйства Российской Федерации через ОАО «Росагролизинг» получили 1655 тракторов различной модификации, 330 зерноуборочных, кормоуборочных, свеклоуборочных и картофелеуборочных комбайнов, 347 автомобилей, 390 прицепов и 404 единицы прочей сельскохозяйственной техники.
Для сокращения напряженности по обеспеченности техникой сельхозпроизводители сориентированы на приобретение энергонасыщенной техники, комбинированных широкозахватных агрегатов и современных комплексов машин различной модификации.
Опыт поставки сельскохозяйственной техники на условиях лизинга показал как потенциальные преимущества такого способа снабжения техникой сельскохозяйственных производителей, так и невозможность его полноценной реализации на практике в связи с низкой платежеспособностью лизингополучателей, недостаточным федеральным и региональным финансированием, неподготовленностью заводов к поставке качественной техники с гарантией технического обслуживания. Для большинства сельскохозяйственных производителей лизинг - дорогой и недоступный способ материально-технического обеспечения. Условия предоставления лизинговых услуг разработаны в интересах лизингодателей: ОАО «Росагроснаб» (19942001) и «Росагролизинг» (с 2001 г.). Эти компании получили бюджетную поддержку и большие преимущества перед другими потенциальными лизингодателями, что превратило их в монополистов, диктующих на рынке техники свои условия.
Основное направление развития лизинга в АПК - создание и расширение деятельности региональных лизинговых фондов, которые смогут привлечь средства заинтересованных инвесторов, чтобы конкурировать с федеральной системой лизинга.
Региональный лизинг получает все более широкое распространение. Условия приобретения техники в лизинг за счет средств регионов для лизингополучателей лучше, чем условия федерального лизинга. Так, в Ярославской области в 2003 г. принят Закон «О государственной поддержке и развитии ли-
зинга в агропромышленном комплексе Ярославской области», лизинговые фонды созданы во многих регионах [2].
ГУП ВО «Воронежобллизинг» создано администрацией Воронежской области в июле 2002 г. Целью создания предприятия является обеспечение сельхозтоваропроизводителей области необходимой техникой на льготной лизинговой основе.
Всего за период с 2002 г. по настоящее время из областного бюджета на приобретение необходимой техники выделены средства на общую сумму 248 млн руб. (табл. 1).
Однако в 2006 г. не удалось в полной мере удовлетворить спрос хозяйств на приобретение новой и обновление физически и морально устаревшей техники на лизинговой основе. Основной причиной такого положения дел является недостаток финансирования (табл. 2, 3).
В случае использования средств областного бюджета, условия поставки техники по лизингу являются льготными. Ежегодное удорожание техники составляет не более
4 %.
Этот факт, а также доступность в оформлении и отсутствии обязательного залога, сделали услуги ГУП ВО «Воронежобл-лизинг» востребованными, а условия поставки по договорам лизинга наиболее выгодными даже по сравнению с субсидированием
процентных ставок сельхозтоваропроизводителям, оформившим кредиты.
Анализ заявок, поступающих от хозяйств области, показал спрос на технику нового поколения более производительную и экономичную: это и дискаторы, и оборотные плуги, и комбинированные агрегаты для обработки почвы. Также увеличивается спрос на технику для уборки зерновых культур, на тракторы нового поколения и на технику для возделывания сахарной свеклы.
К сожалению, в областном бюджете 2006 г. средств на пополнение областного лизингового фонда не было предусмотрено. Также формулировка статьи 22 закона «Об областном бюджете на 2006 г.» говорит о том, что все средства, которые поступают от лизингополучателей по ранее заключенным договорам лизинга «в обязательном порядке подлежат возврату в областной бюджет». Эти причины делают невозможным обеспечение сельхозтоваропроизводителей области техникой на льготной лизинговой основе.
Обновление парка сельскохозяйственной техники на льготной лизинговой основе возможно в случае решения следующих вопросов:
1. Ежегодное финансирование из областного бюджета.
2. Гарантии администрации Воронежской области для привлечения коммерческих кредитов банков.
Таблица 1
Финансирование средств из областного бюджета Воронежской области в областной лизинговый фонд, млн руб.
Наименование статьи 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Итого
Пополнение областного лизингового фонда 71,5 58,7 69,0 48,8 248,0
Таблица 2
Приобретение сельхозтехники по лизингу в Воронежской области
Приобретено Годы
по лизингу 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2002 2003 2004 2005 2006
Тракторов 386 83 45 8 3 111 166 113 12 5 3
Зерноуборочных комбайнов 207 49 53 4 - 15 71 162 91 28 26
Кормоуборочных комбайнов - - - - - - 12 4 4 1 -
Свеклоуборочных комбайнов - - - - - - - 6 12 - -
Грузовых автомобилей 34 20 2 3 1 2 - 2 1 1 -
Таблица 3
Приобретение техники сельхозтовапроизводителями и инвесторами Воронежской области
Источники финансирования Тракторы Зерноуборочные комбайны Кормоуборочные комбайны Свеклоуборочные комбайны, в т. ч. импортные
2002 г.
Собственные средства 519 81 27 23
Инвесторы 438 111 7 8
Всего: 957 192 34 31
Доля в общих поставках, % 84,89 73,01 73,92 100
2003 г.
Собственные средства 532 221 47 63
Инвесторы 452 89 13 37
Всего: 984 310 60 100
Доля в общих поставках, % 89,69 65,68 93,75 94,34
2004 г.
Собственные средства 417 159 17 29
Инвесторы 237 66 7 18
Всего: 754 225 24 47
Доля в общих поставках, % 98,19 71,20 85,71 83,93
2005 г.
Собственные средства 191 48 14 11
Инвесторы 60 9 1 9
Всего: 251 57 15 20
Доля в общих поставках, % 98,05 67,06 93,75 100,00
2006 г.
Собственные средства 164 46 16 21
Инвесторы 61 15 1 15
Всего: 225 61 17 36
Доля в общих поставках, % 98,68 70,12 100,00 100,00
3. Субсидирование 2/3 ставки рефинансирования по привлеченным ГУП ВО «Во-ронежобллизинг» кредитам.
4. Внесение изменений в статью 22 закона «Об областном бюджете» (на последующие годы) с возможностью приобретать технику на возвратные лизинговые платежи, поступающие от хозяйств по ранее заключенным договорам.
5. Принятие закона Воронежской области «Об областном целевом лизинговом фонде» - данная мера приведет к постоянному и своевременному обеспечению предприятий Воронежской области техникой на лизинговой основе, более того - данная мера даст возможность постоянной рециркуляции бюджетных денежных средств и направления их на реализацию новых высокоэффективных лизинговых проектов.
На современном этапе все большее значение для технического обеспечения сельского хозяйства приобретает развитие лизинговой деятельности и ее демонополизация.
В целях рационального использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на развитие материальнотехнической базы для АПК, необходимо сконцентрировать их в действующем специальном фонде. Использование средств из государственного лизингового фонда будет производиться при обязательном привлечении дополнительных частных финансовых ресурсов и отборе операторов на конкурсной основе.
Часть средств лизингового фонда целесообразно направлять на оснащение машинно-технологических станций, создаваемых преимущественно на основе кооперации сельхозпроизводителей.
С международными корпорациями, осваивающими рынок в России, необходимо заключать стратегические альянсы для производства запасных частей и переноса максимальной части воспроизводственного процесса в нашу страну.
1. Верзилин В.А. Использование транспорта в сельском хозяйстве: теория и практика: моногр. Воронеж, 2003.
2. О состоянии материально-технической базы сельского хозяйства России в 2000-2005 годах / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. М., 2006.
Поступила в редакцию 20.01.2008 г.
Verzilin V.A. Leasing as a way of material equipment of agricultural machinery stock. The necessary condition of successful activity of agricultural enterprises together with increase of investment appeal of agrarian and industrial complex is updating agricultural machinery stock. In order to define efficiency of leasing operations substantive provisions of long-term rent of agricultural machinery are considered. In the work recommendations on development of material base of agrarian and industrial complex on the basis of leasing are offered.
Key words: leasing, agriculture, rent of agricultural machinery.
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССОШАНСКОГО РАЙОНА
Ю.В. Наролина
В статье рассмотрена и проанализирована хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий Россошанского района. Рассчитаны рейтинги инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий на основе экспресс-диагностики.
Ключевые слова: сельскохозяйственные предприятия, рейтинги инвестиционной привлекательности, экспресс-диагностика.
С точки зрения инвестора, при принятии решений об инвестировании в тот или иной регион важны как внешние, так и внутренние факторы, определяющие инвестиционную привлекательность. Внутреннюю среду региона определяют предприятия, осуществляющие свою экономическую деятельность на территории рассматриваемого субъекта.
На примере ряда сельскохозяйственных предприятий Россошанского района нами был рассмотрен и оценен уровень развития внутренней среды, влияющей на инвестиционную привлекательность региона в целом.
Так, положительным примером успешного экономического развития является ЗАО «Родина» Россошанского района Воронежской области, которое расположено в 240 км от г. Воронежа и в 17 км от районного центра -г. Россошь. По своему территориальному размещению и размерам земельных угодий ЗАО «Родина» является для Воронежской области хозяйством выше среднего. С 2001 г. произведено укрупнение хозяйства в связи с присоединением обанкротившегося хозяйства СХА «Дружба». Организационно-правовая форма - закрытое акционерное общество. Основными акционерами являются учреди-
тели ЗАО «Родина» - физические лица, работающие и бывшие работники ЗАО «Родина», в количестве 1162 человек. Хозяйство развивается в двух направлениях: производит молоко и мясо: говядину и свинину, т. е. животноводческую продукцию и растениеводческую продукцию: зерно, кормовые культуры, а также подсолнечник и сахарную свеклу. Реализацию произведенной продукции ЗАО «Родина» производит:
- зерно реализуется на хлебоприемные пункты Подгоренского и Россошанского районов, частным фирмам по цене наиболее приемлемой для хозяйства. Зерно реализуется продовольственное, IV и III класса озимой пшеницы. Остальное используется на кормовые цели в животноводстве;
- сахарная свекла реализуется на ОАО «Лискисахар»: часть как сырье, часть как давальческая продукция, от которой получаем сахар, патоку и жом. Сахар частично идет на внутрихозяйственное потребление, а частично на реализацию. Патока и жом используется на корм скоту;
- подсолнечник используется на внутрихозяйственное потребление от 250 до 300