ханизмов стабилизации региональных финансов в условиях понижательной макроэкономической динамики и кризисного осложнения проблем бюджетного дефицита региональных органов власти.
Литература
1. Серегин М.В. Механизм обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов в Российской Федерации в условиях финансовой нестабильности // Актуальные проблемы экономической науки и образования: сб. науч. ст. - М.: МИЭМ, 2010. - Вып. 1. - С. 79-89.
2. Доклад Министерства финансов Красноярского края: принят Законодательным Собранием Красноярского края в марте 2010 г.
УДК 339.727.22:336.662:631.14 В.В. Реймер, Н.М. Цветкова, Т.И. Лиштаева
ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНОГО КАПИТАЛА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье дан анализ воспроизводства основного капитала в сельскохозяйственных предприятиях Амурской области. Рассмотрены основные источники обновления основного капитала. Предлагается ввести в анализ использования основных фондов показатель «коэффициент интенсивного обновления».
Ключевые слова: воспроизводство, амортизация, основной капитал, коэффициент интенсивного обновления, коэффициент выбытия, коэффициент обновления.
V.V. Reimer, N.M. Tsvetkova, T.I. Lishtaeva
THE PROBLEMS OF THE FIXED CAPITAL REPRODUCTION AT THE AGRICULTURAL ENTERPRISES
IN THE AMUR REGION
The analysis of the fixed capital reproduction at the agricultural enterprises in the Amur region is given in the article. The main sources for the fixed capital renewal are considered. It is offered to bring into the analysis of the fixed asset use the «intensive renewal index» rate.
Key words: reproduction, amortization, fixed capital, intensive renewal index, retirement index, renewal index.
Цель исследований. Анализ воспроизводства основного капитала в сельскохозяйственных предприятиях.
Задачи исследований. Провести анализ использования и воспроизводства основного капитала; определить источники обновления основного капитала; наметить пути рационального использования основного капитала.
Методы исследований. Аналитический, экономико-статистический, абстрактно-логический.
Результаты исследований и их обсуждение. В условиях реформирования агропромышленного комплекса важная роль отводится улучшению использования основного капитала - одного из важнейших направлений повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства. По данным Министерства сельского хозяйства, значительно расширилось применение ресурсосберегающих технологий, что позволило более эффективно использовать технику, сократить расход горючего и смазочных материалов (при традиционных технологиях их на 1 га пашни при ее современной структуре требуется 60-65 л, а при ресурсосберегающих - 20-25 л), повысить производительность труда. Если в 2003 г. ресурсосберегающие технологии применялись лишь на 5 % площади пашни, то в 2007 г. - уже на 27, а в 2009 г., провозглашенном годом внедрения ресурсосберегающих технологий, их доля повысилась до 40 %. Но обеспеченность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевов зерновых и технических культур в России по сравнению с западноевропейскими странами примерно в 10-12 раз ниже, что сдерживает применение наукоем-
ких технологий, служит серьезным препятствием освоению современных достижений научно-технического прогресса.
Государственной программой по модернизации материально-технической базы АПК на 2007-2010 гг. предусматривалось обновить парк тракторов к уровню 2006 г. на 40 %, зерно- и кормоуборочных комбайнов соответственно на 50 и 55 %. Тенденция роста энергообеспеченности в сельском хозяйстве в 2009 г. сохранялась благодаря применению более энергонасыщенной сельхозтехники, данный показатель увеличился за год на 3 % и достиг 149,4 л.с. в 2009 г. (табл. 1).
Таблица 1
Показатели обновления основных фондов в сельскохозяйственных предприятиях России
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г.
План Факт План Факт Целевой показа- тель Прогноз*
Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал, % 115,0 93,6 110,6 75,8 110,2 95,0
Парк, тыс. шт.: тракторов 369,3 364,4 400,5 383,2 453,1 418,0
комбайнов зерноуборочных 97,3 96,9 108,7 104,4 127,3 115,4
Коэффициент обновления сельскохозяйственной техники, %: тракторы 5,2 3,8 6,6 2,0 10,4 5,8
зерноуборочные комбайны 7,4 6,9 8,6 4,3 12,4 7,4
кормоуборочные комбайны 11,8 7,1 12,8 3,5 12,4 7,4
Энергообеспеченность (на 100 га посева), л.с. 134 145,4 145,0 149,4 152 147
* Рассчитано на основе данных Госкомстата РФ.
Прогноз показателей, обеспечивающих эффективное функционирование основных фондов на 2010 г., гораздо ниже целевого норматива. При сохранении сложившихся тенденций в формировании инвестиционных возможностей в АПК, уровне государственной поддержки, учитывая сложную ситуацию в связи с потерями урожая в сельском хозяйстве в 2010 г. прогнозируется снижение физического объёма инвестиций в основной капитал и низкий уровень доходности. Исходя из оценки всего комплекса факторов, определяющих возможные темпы воспроизводства основных фондов в сельском хозяйстве России, ожидается неутешительный прогноз по обновлению основного капитала, а следовательно, и по выполнению программы энергообеспечения. В этих условиях все большее значение приобретает лизинг основных фондов.
С 2008 г. основным исполнителем государственной программы развития сельского хозяйства по обеспечению регионов России племенным скотом, сельскохозяйственной техникой, оборудованием для переработки сельскохозяйственной продукции является ОАО «Росагролизинг». Около 76 % от общего портфеля заказов этой компании приходится на модернизацию и обновление машинно-тракторного парка страны. В 2009 г. ОАО «Росагролизинг» было закуплено техники и оборудования на 23,6 млрд руб., в том числе 6162 трактора и 2042 комбайна, поставлено по лизингу оборудование для создания и модернизации 65 тысяч ското-мест. В 2009 г. сельскохозяйственные товаропроизводители использовали на техническую и технологическую модернизацию производства кредитов на сумму 78,8 млрд руб., по которым было выплачено 6,6 млрд руб. субсидий, а в общем объеме кредитования за этот период на приобретение техники выделено 28,2 млрд руб.
В 2010 г. Госпрограммой предусмотрено приобретение сельскохозяйственными производителями 35 тыс. тракторов, 11 тыс. зерноуборочных и 3,5 тыс. кормоуборочных комбайнов. Ресурсным обеспечением Госпрограммы для реализации мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства намечено выделение 8,45 млрд руб. субсидий.
По информации ОАО «Росагролизинг», сельскохозяйственными товаропроизводителями заявлено к поставке на условиях лизинга в 2010 г. техники и оборудования на сумму 33,6 млрд руб. (5,64 тыс. тракторов,
2,186 тыс. комбайнов, 4,05 тыс. транспортных средств), а также оборудования для хранения и переработки зерна на 10 млрд руб. Предварительный анализ показывает, что «ОАО Росагролизинг» сможет обеспечить в 2010 г. поставку 2500 тракторов, 300 зерно- и кормоуборочных комбайнов, 450 ед. прочей техники и 1100 ед. автомобильной техники на 5,8 млрд руб. Таким образом, основным инвестиционным источником приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями техники в 2010 г. будут кредитные ресурсы, требуемый объем которых оценивается в 72 млрд руб. На их субсидирование Минсельхоз России предусматривает дополнительно выделить 3,5 млрд руб. Предусмотренные программой мероприятия по развитию сельского хозяйства должны обеспечить модернизацию отрасли.
Приоритетным направлением развития сельскохозяйственного производства Дальнего Востока должно стать обновление материально-технической базы на основе модернизации техники и внедрения инновационных технологий.
На сегодняшний день негативные тенденции, сложившиеся в сельском хозяйстве страны, характерны и для сельскохозяйственных предприятий Амурской области. За последние десятилетие парк основных видов техники неуклонно сокращался: с 2000 по 2009 г. количество тракторов снизилось в два раза, плугов - в
2,5 раза, комбайнов на 57 % (табл. 2). Особенно резкое падение наблюдается в 2009 г., как следствие ухудшения финансовой ситуации сельхозтоваропроизводителей региона.
Таблица 2
Парк основных видов техники в сельском хозяйстве Амурской области (на конец года), шт.
Сельхозтехника 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Тракторы 5534 4219 3455 3343 2649
Плуги 2121 1436 1138 1096 850
Культиваторы 2170 1557 1239 1194 996
Сеялки 2364 1640 1113 1067 916
Комбайны: зерноуборочные 1977 1681 1375 1394 1233
кормоуборочные 318 162 111 94 76
картофелеуборочные 63 35 21 18 14
Косилки 552 467 419 399 295
Пресс-подборщики 490 378 291 302 232
Жатки валковые 691 506 401 400 360
Доильные установки и агрегаты 311 121 101 93 70
С 2005 г. активизировалось поступление новой техники на предприятия области. Сельскохозяйственные предприятия области в 2009 г. приобрели 95 тракторов, 28 жаток, 35 культиваторов, 38 сеялок, 74 зерноуборочных комбайна. В 2009 г. по отношению к 2005 году в сельскохозяйственных организациях сократилось наличие всех видов сельскохозяйственной техники и навесных орудий.
Потребность в новой технике покрыта далеко не полностью. По данным Министерства сельского хозяйства Амурской области, за последние три года приобретено всего 500 единиц уборочной техники, что составляет 25 % от общей потребности. Остальная техника требует капитального ремонта, либо полной её замены. Имеющаяся в наличии техника в значительной степени выработала свой ресурс, показатели ее качества снизились (табл. 3). По оценкам экономистов, свыше 90 % машинно-тракторного парка области возраста выше 10 лет полностью изношено и требует срочной замены.
Таблица 3
Показатели качественного состояния машинно-тракторного парка Амурской области
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Индекс 2009 г. к 2006 г.
Коэффициент обновления, %: тракторы 0,75 0,9 2,0 3,6 4,8
комбайны зерноуборочные 2,6 3,7 5,3 6,0 2,3
Коэффициент выбытия, %: тракторы 4,2 6,4 5,9 6,5 1,5
комбайны зерноуборочные 6,8 8,0 7,1 7,0 1,0
Коэффициент интенсивного обновления, % 0,7 1,7 - - -
Нагрузка пашни на один трактор, га 159 179 191 236 1,5
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 6,3 5,6 5,2 4,2 0,7
Приходится посевов на один комбайн, га 92 101 114 129 1,4
Энергообеспеченность (на 100 га посевов), л.с. 291 278 236 205 0,7
Темпы выбытия основных видов техники опережают темпы обновления в несколько раз. Так, коэффициент выбытия тракторов в 2008 г. выше коэффициента обновления в 2,9 раза, а в 2009 г. - в 1,8 раза. В последние два года разрыв между этими показателями сокращается, а в динамике за три года наблюдается обратная тенденция: темпы обновления выше темпов выбытия. Так, индекс обновления по тракторам за период с 2006 по 2009 г. в 3,6 раза выше индекса выбытия, а по комбайнам - в 2,3 раза. Коэффициент интенсивного обновления (доля новой техники в общем объёме поступления) с 2008 г. не учитывается территориальными подразделениями Госкомстата, поэтому данные в последние годы отсутствуют. В целом качественные показатели воспроизводства техники находятся на низком уровне, так как обновление техники не покрывает ее списание по износу, а интенсивное обновление осуществляется медленно. В результате объем работ на единицу техники повышается, а обеспеченность энергетическими мощностями, напротив, снижается. За исследуемый период энергообеспеченность снизилась на 18,9 % и составляет 205 л.с., что в 3-
3,5 раза ниже показателей развитых стран.
Однако в настоящее время уровень использования основных средств сельского хозяйства по-прежнему остается низким. Для исправления сложившегося положения требуется принятие соответствующей системы мер, что предусматривает необходимость глубокого анализа практики формирования и использования основных средств в сельском хозяйстве.
Главным источником обновления основных фондов в условиях действующей амортизационной и налоговой политики государства у сельскохозяйственных предприятий остаются амортизационные отчисления. Проведенные исследования в области амортизационной политики свидетельствуют о медленных темпах начисления амортизации на предприятиях сельского хозяйства. Политика замедленного роста привела к увеличению фактических сроков службы техники и дефициту денежных средств амортизационного фонда для своевременной реновации основных средств (табл. 4).
Таблица 4
Показатели воспроизводства основных фондов сельского хозяйства Амурской области
Показатель 2006 г. 2007 г. 2009 г. 2009 г. к 2006 г., %
1 2 3 4 5
Наличие основных фондов, млн руб.: на начало года 3019,0 3172,3 3468,1 114,9
на конец года 3161,9 3559,2 4252,7 134
Остаточная стоимость основных фондов, млн руб. 1992,5 2092,5 2613,7 131
Прирост основных фондов, млн руб. 142,9 386,9 784,6 549
Коэффициент прироста 0,047 0,12 0,22 468
Износ (сумма накопленной амортизации), млн руб. 1026,5 1466,7 1639,0 159,7
Коэффициент износа основных фондов 0,32 0,41 0,38 118,7
Окончаниетабл 4
1 2 3 4 5
Коэффициент годности основных фондов 0,68 0,59 0,62 91,2
Коэффициент обновления 0,18 0,18 0,23 127
В т.ч. за счёт введения «прогрессивных» фондов 0,15 0,09 - -
Коэффициент выбытия 0,14 0,07 0,06 42,8
Износ основных фондов за 2006-2009 гг. возрос на 18,7 % и составляет в отчётном году 38 % (по перенесённой стоимости). По фактическому сроку службы (возрасту) этот показатель гораздо выше и составляет по совокупности всех видов фондов более 80 %. В колхозе «Луч», являющемся одним из лучших хозяйств Амурской области, фактический срок использования тракторов марки К-700/701, ДТ-75, ДТ-175, МТЗ-80/82 (80 % общесписочного состава) превышает 100 %. Такая же ситуация наблюдается и по комбайнам: из 57 комбайнов у 49 срок службы превышает 100 % (85 % общесписочного состава).
Причиной сложившегося положения в первую очередь является то, что даже наиболее сильные и платежеспособные сельскохозяйственные предприятия не в состоянии приобрести технику, соответствующую международным техническим стандартам. Следует отметить и позитивные сдвиги в использовании основного капитала. Проведенные исследования показали, что довольно быстрыми темпами идет ввод в действие «прогрессивных» основных фондов, поступивших в основном за счет оборудования для животноводческих комплексов и импортной техники для отрасли растениеводства. В этой связи предлагается ввести в анализ использования основных фондов такой дополнительный показатель, как «коэффициент интенсивного обновления», который характеризует долю создания стоимости за счет ввода в действие новых «прогрессивных» фондов.
Восстановление оптимального состава машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных предприятиях Амурской области как в количественном, так и в качественном аспектах, требует привлечения таких финансовых ресурсов, масштабы которых сравнимы лишь со стоимостью самих основных фондов (табл. 5). Это означает, что в ближайшей перспективе требуемые темпы обновления сельхозтехники вряд ли будут достигнуты, поскольку объемы инвестиционных средств, которые вкладываются в развитие аграрного сектора экономики, не покрывают его потребности в них.
Таблица 5
Динамика инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство Амурской области (на начало года)
Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Инвестиции в основной капитал: в процентах к предыдущему году 11,7 85,9 153,3 210,0 104,5 72,7
в процентах к общему объёму инвестиций по области 1,2 1,0 1,5 2,9 2,6 1,5
Доля инвестиций, вкладываемых в сельское хозяйство области мизерна, несмотря на рост в 2007-2008 гг., составила, как и в 2006 г., лишь 1,5 %. Источники финансирования инвестиций представлены в табл. 6.
Таблица 6
Источники финансирования инвестиций в Амурской области в 2009 г.
(без субъектов малого предпринимательства в фактически действовавших ценах, млн руб.)
Источник инвестиций Инвестиции в основной капитал в Амурской области В том числе сельское и лесное хозяйство
1 2 3
Собственные средства 14924,5 430,1
Привлечённые средства 38570,6 432,9
В том числе:
кредиты банков 1554,6 320,1
заёмные средства других организаций 5007,6 0,5
Окончание табл. 6
1 2 3
бюджетные средства, всего 8320,0 109,7
Из них:
средства федерального бюджета 7035,0 109,6
средства областного и местных бюджетов 1285,0 0,1
Практика развитых стран показывает, что кредиты должны быть главной составляющей инвестиционных ресурсов в аграрном секторе экономики. В регионе важные шаги расширению инвестиционного потенциала были сделаны в 2006-2008 гг. В 2008-2009 гг. продолжалась тенденция предыдущих лет - в качестве основных источников финансирования сельского хозяйства использовались привлеченные средства, доля которых составила 50,2 % всех инвестиций, из них кредиты составили 73,9 %, тогда как средства федерального бюджета - 25,3 %.
Специфической формой и источником инвестирования в сельском хозяйстве можно считать финансовый лизинг, получивший широкое распространение в последние годы. Лизинг обеспечивает доступ к инвестициям практически всем субъектам хозяйствования, в том числе товаропроизводителям, которые не могут соответствовать требованиям, предъявляемым при получении ссуд в коммерческих банках (табл. 7).
Таблица 7
Приобретение основных средств на условиях финансового лизинга в Амурской области
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Показатель С Ю мр % к итогу С Ю мр % к итогу Е ю мр % к итогу
Поставлено основных средств по лизингу, всего 1160,7 100,0 4153,9 100,0 5395,2 100,0
В том числе сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,7 0,2 27,3 0,6 2,9 0,1
Сегодня механизм финансового лизинга в аграрном секторе Амурской области используется слабо, несмотря на явные преимущества лизинга для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Во-первых, ежемесячные платежи погашаются в течение срока лизинга из суммы выручки от реализации продукции, произведённой с использованием лизингового имущества.
Во-вторых, лизинговые платежи списываются на издержки производства, тем самым лизингодатель снижает налогооблагаемую прибыль.
В-третьих, лизинг предполагает кредитование по заранее оговоренной неизменной ставке процента и дает преимущество на 100 % финансирования за счет заемных средств.
В-четвертых, у предприятий появляется возможность своевременно проводить замену основных
средств, выбывающих по ветхости и моральному износу.
В-пятых, лизинг позволяет снизить издержки по сравнению с теми, которые имеют место при покупке,
так как в случае финансового лизинга налог на имущество выплачивает лизинговая компания.
И, наконец, лизинг открывает доступ к нужным основным средствам в случае кредитных ограничений и невозможности привлечения заёмных средств.
Однако у многих предприятий недостаточно финансовых средств для проведения лизинговых операций, к тому же положение осложняется убыточностью большинства сельскохозяйственных предприятий, что влияет на формирование источников пополнения основных фондов. Создание в регионе благоприятного инвестиционного климата и увеличение объемов инвестиций в аграрный сектор экономики невозможно без государственной поддержки. С целью эффективной реализации государственной политики в области сельского хозяйства разработан национальный проект « Развитие АПК» и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (2006 г.). Одним из направлений государственной поддержки сельского хозяйства является обеспечение воспроизводства основных средств. Для осуществления нормального воспроизводственного процесса предстоит восстановить инвестиционный потенциал предприятий, в связи с чем надо повысить роль их собственных источников, в первую очередь амортизационного фонда, так как большинство сельскохозяйственных предприятий не имеет возможности направлять на эти цели прибыль.
Значение амортизационной политики велико, поскольку амортизационные отчисления учитываются как в себестоимости продукции, так и являются собственным источником инвестиций в обновлении основных
средств. Грамотно сформированная амортизационная политика предприятия является важным фактором развития аграрного производства. Государственное регулирование обновления основных средств происходит за счет применения ускоренной амортизации активной части основных фондов, однако в аграрном секторе экономики России списание стоимости проводится только линейным способом, что не способствует улучшению их использования в воспроизводственном процессе.
В связи с этим в сельскохозяйственных организациях возникает потребность решения проблемы оптимизации амортизационной политики, при которой большое значение имеет разработка экономически обоснованного перечня объектов, к которым может быть применён ускоренный способ амортизации. Для выбора наиболее оптимальной модели нами проведены расчёты (2007-2009 гг.) амортизации на реновацию по активным группам основных фондов в колхозе «Луч» Ивановского района Амурской области линейным и нелинейными способами. Самым оптимальным оказался способ уменьшаемого остатка с использованием ускоренной амортизации по технике, наиболее загруженной и интенсивно используемой в хозяйствах области (МТЗ-82, Т-150). Учитывая сезонный характер работ в сельском хозяйстве, приемлемым может стать и способ списания стоимости пропорционально выполненному объёму полевых работ.
Предложенная схема списания стоимости на себестоимость продукции позволит сельхозпредприятиям ускорить процесс воспроизводства основных средств за счет самофинансирования, однако ускоренная амортизация не подходит к предприятиям с низким уровнем доходности.
В итоге в аграрном секторе региона обозначилась ключевая проблема: с одной стороны, необходимо привлечение инвестиций на модернизацию основных средств, с другой - несовершенство кредитноинвестиционной системы государства для предоставления инвестиций сельхозтоваропроизводителям. Эту проблему позволяет разрешить лизинг, благодаря которому лизингополучатель имеет возможность удовлетворять свои производственные возможности, связанные с сезонным характером работ.
Лизинг позволяет приобрести необходимое количество техники и производить большой объём работ, поэтому применение лизинга можно считать экономически оправданным.
Государственная лизинговая программа осуществляется через крупную лизинговую компанию ОАО «Росагролизинг», уставный капитал которой используется для финансирования закупок сельхозтехники и оборудования и предоставления их в лизинг сельхозпредприятиям через региональные лизинговые компании. В Амурской области функции сублизингодателя (посредника) выполняют два предприятия: ГУП « Агро» и ООО «Амурагроцентр».
Стоимость лизингового имущества в Амурской области, полученного на условиях финансового лизинга, в 2009 г. составила 5395,2 млн руб. (более 8 % от общего объема инвестиций в основной капитал). В основном приобретались машины, оборудование, транспортные средства, на их долю приходилось 99,99 % всех затрат по финансовому лизингу. Основными лизингополучателями являлись предприятия частной и государственной форм собственности, доля которых составляла соответственно 93,7 и 6,3%. В 2008-2009 гг. в финансовом лизинге лидировали организации с совместной российской и иностранной формой собственности: на их долю приходилось около 68,1 % общего объема затрат; частные предприятия занимали 19,4 %, государственные - 12,5 %.
Выводы
1. Парк сельскохозяйственной техники в Амурской области неуклонно сокращается.
2. Темпы расширенного воспроизводства замедлились в связи с низким уровнем интенсивного обновления основных фондов.
3. Лизинг основных фондов осуществляется медленно из-за дефицита собственных источников его финансирования.
4. Амортизационная политика предприятий остаётся в рамках «старой схемы» 1980-х гг. и становится неэффективной.
Основными направлениями рационального использования основного капитала в сфере инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятиях Амурской области являются:
1) ориентация на восстановление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Для этого необходимо повысить инвестиционную привлекательность предприятий и региона, где немалая роль отводится государственной поддержке в долгосрочном кредитовании как на основе возвратных, так и безвозвратных кредитов. Для стимулирования объёма закупок необходимо субсидировать сельскохозяйственным товаропроизводителям процентные ставки по кредитам на приобретение отечественной сельскохозяйственной техники;
2) целенаправленное проведение амортизационной политики. Необходимо рекомендовать высокорентабельным предприятиям ускоренную модель списания стоимости основных фондов в целях активиза-
ции процесса воспроизводства сельхозтехники. Применение ускоренной амортизации экономически оправдано в том случае, если целенаправленно использовать денежные средства, направляемые предприятием на реновацию основных средств;
3) увеличение объемов государственной поддержки на приобретение техники в лизинг. Для обеспечения привлекательности лизинга в сельском хозяйстве и повышения эффективности лизинговых отношений необходимо:
- уменьшить ставки платежей лизингодателю и сублизинговым компаниям, а выплаты за технику проводить только при ее получении товаропроизводителями;
- расширить круг товаропроизводителей по предоставлению льгот по лизингу, а именно снизить первоначальный платеж до 5-7 % по сравнению с 10-20 %, увеличить срок договора лизинга до12-15 лет;
- обеспечить доступ к лизингу всем сельхозпредприятиям и крестьянско-фермерским хозяйствам, а не только высокодоходным;
- не использовать зерно в качестве залога, что исключает из оборота сельскохозяйственных производителей большие денежные средства и приводит к дополнительным затратам на его хранение.
Все перечисленные мероприятия в сфере воспроизводства основных фондов взаимосвязаны и ориентированы на комплексный подход к их применению.
Литература
1. Агропромышленный комплекс России в 2009 г. (экономический обзор) // АПК: экономика, управление.
- 2010. - № 3. - С. 48-55.
2. Амурская область в 2009 году: стат. сб. - Благовещенск: Амуроблкомстат, 2010. - 410 с.
3. Амурский статистический ежегодник: сб. - Благовещенск: Амуроблкомстат, 2009. - 758 с.
4. Белокопытов А., Жарова О. Инвестиционная составляющая эффективного использования ресурс-
ного потенциала в сельском хозяйстве // АПК: экономика и управление. - 2009. - № 7. - С. 49-52.
5. Жукова О. Повысить качество сельскохозяйственной техники // АПК: экономика и управление. - 2009.
- № 7. - С. 40-43.
---------♦-----------
УДК 333.013.2 Ю.А. Лютых
МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕНТЫ ОТ ДОБЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
В статье рассматриваются некоторые вопросы повышения сырьевой составляющей природных ресурсов в доходной части бюджета страны, социально справедливом межотраслевом перераспределении природной ренты, а также обеспечения на этой основе эволюционного перехода к устойчивому инновационному развитию.
Ключевые слова: природные ресурсы, рента, государственное регулирование, бюджет.
Yu.A. Lyutykh INTERBRANCH STATE REGULATION OF THE RENT FROM THE MINING INDUSTRIES
Some issues of increase of the natural resource raw component in a profitable part of the country budget, socially fair interbranch redistribution of the natural rent, and maintenance on this basis of the evolutionary transition to steady innovative development are considered in the article.
Key words: natural resources, rent, state regulation, budget.
В модернизирующейся России роль и значение природных ресурсов, имеющих огромное влияние на устойчивое мобилизационное развитие на протяжении многих десятилетий, остаётся в ближайшей перспективе в качестве важнейшего источника инновационного развития. Безусловно, такой подход будет носить временный характер.