Научная статья на тему 'Необходимость интегрирования медиаобразования в школьную программу в Казахстане'

Необходимость интегрирования медиаобразования в школьную программу в Казахстане Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
335
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КАЗАХСТАН / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИА / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сулейменова Айнур Эдрисовна

Система образования в Казахстане находится в состоянии постоянных изменений и дополнений, что является, наряду с отсутствием специалистов основным барьером перед включением медиаобразования в школьную систему образования. В статье предлагается интегрировать медийное образование и обосновывается это предложение на примере опыта Британии, также автор приглашает к процессу медиаобразования СМИ, в частности журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость интегрирования медиаобразования в школьную программу в Казахстане»

УДК 37; 316.77

А. Э. Сулейменова

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, Костанай

НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНУЮ

ПРОГРАММУ В КАЗАХСТАНЕ

Система образования в Казахстане находится в состоянии постоянных изменений и дополнений, что является, наряду с отсутствием специалистов основным барьером перед включением медиаобразования в школьную систему образования. В статье предлагается интегрировать медийное образование и обосновывается это предложение на примере опыта Британии, также автор приглашает к процессу медиаобразования СМИ, в частности журналистов.

Ключевые слова: медиаобразование, Казахстан, система образования, медиа, СМИ.

Согласно статье 29 Конвенции ООН о правах ребенка образование должно быть направленно наряду с другими целями на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. И так как медиа являются одним из гарантов плюрализма и демократии, дети должны учиться взаимодействию с массовыми коммуникациями со школы. Однако, на сегодняшний день введение курса медиаобразования в школьную программу может быть не принято казахстанским обществом.

В Казахстане на сегодняшний день вопросами медиаобразования вплотную занимается Центр ЮНЕСКО Казахского национального университета им. аль-Фараби, в частности Ахметова Лайла Сейсембековна, чьи труды и научная деятельность стали основой для открытия курса медиаобра-зования в высших учебных заведениях страны. Однако вопрос о включении курса в школьную программу ребром еще не ставился. В данной статье автор анализирует ситуацию системы образования Казахстана и предлагает оптимальный путь для медиаобразования в средней школе.

На сегодняшний день в Казахстане и школьники, и родители, и даже учителя с сомнением относятся ко всякому роду изменениям в системе образования. В среднем образовании за последнее десятилетие прошла уже не одна реформа, и каждый год возникают все новые идеи. Последние - это пятидневка и продление учебного года до 1 июля. Такое решение было обосновано тем, что в Европе школьники выходят на летний отдых только после 5 июля, к тому же освободившееся субботы будут обеспечивать для преподавателей время для переподготовки [1].

Новые дисциплины и факультативы повышают занятость учеников, перегружают их и создают сложные ситуации, с которыми приходится сталкиваться родителям и учителям - дети не высыпаются, утомляются, внимание их рассеивается и в итоге все это приводит к низкой грамотности. За годы независимости Республики Казахстан 15 раз менялись министры образования, что привело к ожидаемым результатам нестабильности всей системы образования. Начиная со смены формулировки главного педагога страны - именовали их то министрами народного образования, то просвещения, то образования, культуры и науки, то просто образования и науки - сменялись направления в образовании и добавлялись новые дисциплины. Такие министры как Имангали Тасмагамбетов и Владимир Школьник не просидели и года в главном кресле министерства образования, а Крымбек Кушербаев дважды возвращался на пост, в то время как Жансеит Туймебаев, Бахытжан Жумагулов и Аслан Саринжипов работали на благо национального образования до трех лет. Одни из министров сразу же приступали к шоковым реформам, навязывя неподготовленным школам новые правила, другие же принимали и сдавали систему образования в том же неизменном виде.

Президент общественного фонда «¥лагатты жан^я» («Большая семья») Марина Гурина отмечает в интервью для портала «карйа1^», что каждый министр образования пытался внести что-то новое в казахстанскую систему образования. И намерения были благими, но реформы необходимо включать постепенно, изучая результативность каждого нового подхода. Школьники Казахстана с каждым годом все хуже и хуже стали развиваться. На выходе они очень мало знают и мало умеют, а родители не удовлетворены самим образовательным процессом.

Такое отношение к образованию - это прямое нарушение прав детей. В первую очередь, согласно 12 статье Конвенции по правам ребенка, которая ратифицирована в Казахстане, ребенку обеспечивается право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые так или иначе его касаются. Вопрос о продлении учебного года напрямую касается детей, но во время принятия данного решения, не было учтено мнение школьников. Помимо этого, в школе развивается структурное насилие, которое в психологии понимается как создание определенных условий, которые ущемляют интересы и потребности детей [2]. Сегодня необходимо строить систему образования таким образом, чтобы не просто выдавать потоки информации для запоминания, а обучать работать с информацией, развивать возможности детей без перегрузки. Необходимо искать пути более эргономичные и продуктивные. Так президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил объединить несколько предметов в школьной программе, чтобы сократить ее. Но опять-таки возникают вопросы - какие предметы будут объединены и как это отразится на подготовке преподавателей? Возможно, что количественное решение не поможет улучшить качественную сторону образования, ведь информации, которую должны усвоить школьники не уменьшится. Информационная перенасыщенность школьной программы обусловлена постоянным экстенсивным развитием технологий и науки во всем мире. Школьники все реже обращаются к такому источнику информации как книга, и все чаще готовятся по данным, найденным в Интернете. Учебники, это отдельная тема, а вот Интернет и другие массовые коммуникации требуют к работе с ними определенной подготовки.

Таким образом, мы приходим к тому, что информационный бум сегодняшнего дня отражается не только в средствах массовой коммуникации, которые являются неотъемлемой частью жизни современного человека, но и в образовании, в частности в школьной программе. Из-за необходимости изучать огромный пласт информации, накопившийся за многие столетия, современные школьники, и не только казахстанские, сталкиваются с потребностью в таких навыках как анализ, оценка и передача информации. Именно под такой дефиницией американский педагог и исследователь Р. Кьюби понимает медиакомпетенстность [3]. Таким образом, получается, что само состояние системы образования требует не просто подавать готовую информацию школьникам, а именно избирать важную, полезную, то есть развивать медиакомпетентность в системе. Также высокое внимание на медиаобразовании обусловлено разрушительными эффектами глобализации, такими как зависимость национальных СМИ от глобальных медиа, нарушение культурной автономии и задержка ее развития, препятствие укреплению национальной идентичности и проч. [2].

Чтобы развить медиакомпетентность необходимо опираться на следующие компоненты: опыт (большой опыт контакта с медиа увеличивает потенциал для развития высокого уровня медиао-бразованности), активное приложение умений в сфере медиа и готовность к самообразованию [4].

Медиаобразование в современном обществе - это не просто набор навыков работы с медиа и информацией (поиск, передача, обработка и анализ информации, особыми методами и технологиями), это гарант полноценной личности, независимой от внешнего воздействия и давления. Кроме того, в задачи медиаобразования входит обучение навыкам подготовки информации и ее передачи, что крайне необходимо усвоить современным детям, так как современное общество безусловно переходит в эпоху постиндустриализма, где информация играет важную роль и формирует отношения в обществе.

Следовательно, медиаобразование - это обязательная часть общего образования гражданина Казахстана, и чем раньше на эту область знаний обратят внимание Министерство образования, тем лучше.

Но возникает опасность, что с введением медиаобразования в школьную программу, нагрузка на, и так уже уставших от реформ школьников, увеличится сильнее, и в итоге проблем и осложнений станет еще больше. Значит ли все это, что включать в систему образования Казахстана медиа-образование пока рано или не уместно до того момента, пока окончательно не установятся новые реформы Министерства образования? Однако со временем ситуация может стать еще сложнее, а информационная безопасность детей - это вопрос сегодняшнего дня и его нужно решать сегодня. Школьники черпают информацию из непроверенных данных в Интернете, проводят часы в социальных сетях, у телевизора или в онлайн-играх. Не всегда учителя и даже родители могут объяснить ребенку почему не все, что говорится на телевидении или в Интернете может быть истиной, да и вообще, что такое истина. Сегодня роль культурных посредников все интенсивнее

начинают играть медиа. «Медиа, достигнув уровня массовых, не только обеспечивают производство, передачу и восприятие символических форм, но и осуществляют непрерывный процесс их смыслового конституирования и укоренения в различных социальных контекстах. Этот процесс назван медиатизацией современной культуры, начатой в конце XY века и играющей решающую роль в ее сегодняшнем самоопределении и упорядочивании [5].

Тут необходимо обратить внимание, что в основе медиаобразования лежит развитие критического мышления. Заведующая лаборатории технических средств обучения и медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО Е. А. Бондаренко под критическим мышлением понимает «не только критическое восприятие информации, но в первую очередь ее многосторонний анализ, который может брать в качестве исходных любые факторы, однако итогом процесса должно стать понимание общей концепции медиатекста, направленности коммуникации» [6]. Критическое мышление должно развиваться с первых лет школы, и для этого необходимо разработать систему образования, которая будет направленна на наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Медиаобразование не должно быть чисто факультативным занятием. В начальной и средней школе закладывается основа восприятия и обработки информации, и именно в школьном возрасте формируется личность. Целью медиаобразования является обучить использовать информационные источники, разбираться в языке медиа и самостоятельно фильтровать информацию, отделяя зерна фактов от плевел мнений и домыслов. Без целевого обучения нельзя развить навыки использования медиа и информации, невозможно формировать навыки медийной грамотности в системе. В Конвенции по правам ребенка закреплено право в обучении медийной грамотности. В статье 12 говорится о праве свободно выражать свое мнение - свободу искать, получать и передовать информацию и идеи любого рода. Кроме того, в статье 17 говорится о важности роли СМИ и обеспечивается доступ ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников. Школа - это основная занятость детей, и только тут у всех детей есть равные возможности для освоения медийной грамотности. Для того, чтобы решить этот вопрос существует несколько вариантов решений:

1. В школьную программу включаются конкретные дисциплины, которые связанны с медийной грамотностью.

2. В школьную программу, во все предметы интегрируется обучение навыкам критического мышления.

3. В школьную программу, в определенные, смежные дисциплины включаются элементы медиаобразования и вводтся дополнительные занятия.

Все три варианта отмечают медийную грамотность как базовый навык, а это значит, что не обязательно выделять медиаобразование как отдельный предмет.

В Великобритании с 1988 года медиаобразование интегрировано в школьную программу в сочетании с элективными и факультативными курсами по изучению медиакультуры для желающих. Медиаобразование изначально было интегрировано с таким предметом как «родной язык и литература», так как критический анализ текста тесно связан с анализом классических образцов художественных произведений. Британский опыт показывает, что задачи и содержание медиа-образования легко адаптируются в школьной дисциплине. «Например, на занятиях естественно-научного цикла британские учащиеся знакомятся с научно- публицистическими фильмами; сравнивают и анализируют печатные и электронные источники информации, затрагивающие актуальные проблемы современного мира. На занятиях по информатике школьники знакомятся с фильмами, программами и видеосюжетами, демонстрирующими технологический процесс создания определённого продукта. Знакомство с иноязычной культурой на уроках иностранного языка осуществляется благодаря демонстрации отрывков из кинофильмов, видеоклипов, телепрограмм, рекламных сообщений на изучаемом иностранном языке.

Медиаобразование в рамках общественных дисциплин способствует формированию у школьников активной гражданской позиции: учащиеся анализируют разные жанры медиатекстов с точки зрения их влияния на формирование общественного мнения и современных социальных ценностей, гендерных и социокультурных стереотипов; изучают идеологическую и политическую роль масс-медиа; оценивают и интерпретируют эффективность телевизионных социальных кампаний, направленных на повышение безопасности на дорогах, пропаганду здорового образа жизни» [7].

Учитывая загруженность и нестабильность системы образования в Казахстане, интеграция медиаобразования в систему школьных дисциплин будет лучшим выходом. Гуманитарные дисциплины, такие как литература, языки, история, география могут не только использовать в качестве источников информации средства коммуникации, но и учить детей с помощью критического анализа оценивать информацию и использовать ее. Такой важный навык будет очень полезен им, учитывая, что следующее поколение войдет в эпоху, еще более перенасыщенную информацией. Также при интеграции медиаобразования будет полезно обратить внимание на воспитание этического поведения молодых пользователей в сети Интернет, на что также должны обратить внимание и преподаватели в школах.

На западе разработано не мало программ медиаобразования, и имеется свой опыт обучения школьников работы с медиа. Перенимать слепо опыт других стран нельзя, обязательно нужно проанализировать ситуацию в Казахстане и решить каким образом включить в систему образования повышение уровня медийной грамотности. И свою роль в медийной грамотности юного населения должны сыграть и средства массовой коммуникации, и журналисты в частности. Для этого уже существует не одна технология, проверенная временем - это и образовательные курсы для школьников, и мероприятия, и специальные выпуски, и сотрудничество со школами, и всемирный паспорт читателя и т. д. Помимо этого в современном информационном пространстве получила свое развитие журналистская область знания - медиакритика. «Медиакритика и ме-диаобразование являются смежными, взаимопроникающими областями деятельности. Особенно наглядным их взаимопроникновение становится тогда, когда медиакритика реализует свою просветительскую функцию» [8].

Сегодняшние школьники - это будущая аудитория медиа, и в зависимости от того насколько эта аудитория будет грамотной и образованной, настолько в приоритете будет качественное содержание СМИ. Необходимо уже сейчас вложить силы в повышение медийной грамотности населения, для того, чтобы впоследствии качественная журналистика не исчезла в информационном шуме.

Список литературы

1. Бондаренко, Е. А. Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе [Электронный ресурс] / Е. А. Бондаренко // Медиа. Информация. Коммуникация. -№ 7. - 2013. - URL: http://mic.org.ru/7-nomer-2013/239-mediagramotnost-i-informatsionnaya-kul-tura-v-sovremennoj-rossijskoj-shkole.

2. Виноградова, С. М. Проблемы преодоления неравенства в международном информационном обмене [Текст] / С. М. Виноградова // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. -СПб.: СПбГУ, 2012. - С. 239-246.

3. Короченский, А. П. Пятая власть? Медиакритика в теории и практике журналистики [Текст] / А. П. Короченский. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 280 с.

4. Кучма, В. Кнут и пряник Министерства образования РК [Электронный ресурс] / В. Кучма // Информационный портал «kapital.kz». - URL: https://kapital.kz/gosudarstvo/49389/knut-i-pry-anik-ministerstvaobrazovaniya-rk.html (дата обращения: 23.02.2017).

5. Михалева, Г. В. Медиаобразование в Великобритании: история и современность [Текст] / Г. В. Михалева. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. - 224 с.

6. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 c.

7. Шайхитдинова, С. К. Медиакультура - культура медиа [Электронный ресурс] /

C. К. Шайхитдинова // Медиа. Информация. Коммуникация. - № 3. - 2012. - URL: http://mic.org. ru/index.php/new/133-mediakultura-kultura-media (дата обращения: 23.02.2017).

8. Buckingham, D. Multimedia Education: Media Literacy in the Age of Digital Culture [Text] /

D. Buckingham, J. Sefton-Green // Media Literacy in the Information Age. - New Brunswick and London: Transaction Publishers, 1997. - 290 p.

INTEGRATION NECESSITY OF THE MEDIA EDUCATION TO THE SCHOOL PROGRAM IN KAZAKHSTAN

Suleimenova A. E., Kostanay State University named after A. Baytursynov, Kostanay,

ainurfromearth@gmail.com

The education system in Kazakhstan is in a state of permanent changes and additions, which, along with the lack of specialists, is a major barrier before integrating media education into the school system of education. The article proposes to integrate media education and substantiates this proposal on the example of the British experience, and the author also invites media outlets, particularly journalists, to media education.

Keywords: media education, Kazakhstan, education system, media, mass media.

References

1. Bondarenko, E. A. "Mediagramotnost I informacionnaya kultura v sovremennoy rossiskoy shkole" [=Media literacy and information culture in the modern Russian school] in: Media. Informaciya. Kommunikaciya [=Media. Information. Communication], available at: http://mic.org.ru/7-nomer-2013/239-mediagramotnost-i-informatsionnaya-kultura-v-sovremennoj-rossijskoj-shkole, accessed 07.05.2013. (In Russ.).

2. Vinogradova, S. M. (2012), "Problemy preodoleniya neravenstva v mezdunarodnom inormacionnom obmene" [=Challenges to Overcome Inequalities in the International Information Exchange] in: Gumanitarny vector. Seriya: Istoriya, politologiya [=Humanitarian vector. Series: History, Political Science], SPbGU, pp. 239-246. (In Russ.).

3. Korochenski, A. P. (2003), Pyataya vlast? Mediakritika v teorii Ipraktike zhurnalistiki [=Fifth power? Media criticism in the theory and practice of journalism], Rostov n/D, Izdatelstvo Rostovskogo universiteta, 280 p. (In Russ.).

4. Kuchma, V. KnutI pryanik Ministerstva obrazovaniya RK [=The stick and the stick of the Ministry of Education of the Republic of Kazakhstan], available at: https://kapital.kz/gosudarstvo/49389/knut-i-pryanik-ministerstva-obrazovaniya-rk.html, accessed 14.04.2016. (In Russ.).

5. Mihaleva, G. V. (2015), Mediaobrazovanie v Velikobritanii: istoriya I sovremennost [=Media Education in the UK: History and Modernity], Taganrog, Idatelstva YUFU, 224 p. (In Russ.).

6. Fedorov, A. V. (2007), Razvitie mediakompetentnosti I kriticheskogo myshleniya studentov pedegogicheskogo vuza [=Development of media competence and critical thinking of students of a pedagogical university], Moscow, Izdatelstva MOO VPP UNESKO Informaciya dlya vseh, 616 p. (In Russ).

7. Shayhitdinova, S. K. "Mediakultura - kultura media?" [=Media culture - culture of media?], in: Media. Informaciya. Kommunikaciya [=Media. Information. Communication.], available at: http://mic. org.ru/index.php/new/133-mediakultura-kultura-media, accessed 25.03.2012. (In Russ.).

8. Buckingham, D. and Sefton-Green, J. (1997), Mul'timediynoye obrazovaniye: gramotnost' SMI v epokhu tsifrovoy kul'tury [=Multimedia Education: Media Literacy in the Age of Digital Culture], in: Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London, Transaction Publishers, 290 p.

Сулейменова Айнур Эдрисовна - преподаватель кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента Социально-гуманитарного факультета, Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, Костанай.

ainurfromearth@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.