Научная статья на тему 'Медиакомпетентность как фактор повышения качества профессиональной подготовки менеджеров'

Медиакомпетентность как фактор повышения качества профессиональной подготовки менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОД-ГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИАИ ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеев Владимир Николаевич

Тема качества профподготовки специалистов в вузах является одной из самых акту-альных на сегодняшний день. В статье поднимается вопрос о качестве профессиональ-ной подготовки менеджеров и об одном из возможных направлений этой подготовки. В связи с тем, что в настоящее время интенсивно протекает процесс медиатизации общественно-политической, экономической и личной жизни и активно внедряется в об-разование компетентностный подход, обосновывается особая роль медиаобразования в решении проблемы повышения качества профессиональной подготовки менеджеров, осуществляемой в высших учебных заведениях. Медиакомпетентность личности это цель и результат образовательной деятельности в вузе, имеющей отношение к системе средств массовой информации и коммуникации; это осмысленное владение теоретиче-скими знаниями, способами мышления, нравственными нормами, позволяющими человеку реализовать себя в информационном мире. Цель педагогов, ориентирующихся на данный подход, помочь учащимся стать людьми, компетентными в медиасфере. И нам пред-ставляется, что формирование медиакомпетентности это единственный на сегодня реалистичный путь повышения уровня медиаи информационной грамотности менед-жеров, а значит и повышения качества их профессиональной подготовки в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатеев Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакомпетентность как фактор повышения качества профессиональной подготовки менеджеров»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

37

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ

В. Н. Фатеев

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Тема качества профподготовки специалистов в вузах является одной из самых актуальных на сегодняшний день. В статье поднимается вопрос о качестве профессиональной подготовки менеджеров и об одном из возможных направлений этой подготовки. В связи с тем, что в настоящее время интенсивно протекает процесс медиатизации общественно-политической, экономической и личной жизни и активно внедряется в образование компетентностный подход, обосновывается особая роль медиаобразования в решении проблемы повышения качества профессиональной подготовки менеджеров, осуществляемой в высших учебных заведениях. Медиакомпетентность личности - это цель и результат образовательной деятельности в вузе, имеющей отношение к системе средств массовой информации и коммуникации; это осмысленное владение теоретическими знаниями, способами мышления, нравственными нормами, позволяющими человеку реализовать себя в информационном мире. Цель педагогов, ориентирующихся на данный подход, - помочь учащимся стать людьми, компетентными в медиасфере. И нам представляется, что формирование медиакомпетентности - это единственный на сегодня реалистичный путь повышения уровня медиа- и информационной грамотности менеджеров, а значит и повышения качества их профессиональной подготовки в целом.

Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаобразование, профессиональная подготовка менеджеров, качество образования, медиа- и информационная грамотность.

В последние время тема качества профподготовки специалистов в вузах вновь попала в разряд самых актуальных. Вступивший в 2013 году в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2) следующим образом определяет понятие «качество образования»: это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [11].

Целесообразно выяснить, что именно говорят эксперты в области управления по поводу компетенций, которые кажутся им определяющими качество профессиональной подготовки менеджера. Точек зрения здесь как всегда множество, но мы бы хотели акцентировать мнение тех, кто подчеркивает информационный характер труда менеджеров.

В последние годы - в связи с интенсивным процессом медиатизации общественнополитической, экономической и личной жизни и активным внедрением в образование компетентностного подхода - все шире стал использоваться в литературе термин «медиакомпетентность», однако общепринятого научного определения этого понятия нет.

В «Словаре терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности» А.В. Федоров - со ссылкой на собственную монографию «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза» [9] - дает такую дефиницию этого термина: «Медиакомпетентность личности (media competence of personality) - совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, ин-

38

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

терпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме». При этом А. В. Федоров не проводит четкого разграничения этого понятия с такими, как «медиаграмотность», «информационная компетентность», «медиаобразованность» и т. д., а разведение «компетентности» и «компетенции», ныне ставшее общепринятым, вообще считает искусственным [10].

Оригинальную трактовку понятия «медиакомпетентность» дает в своей кандидатской диссертации «Развитие медиакомпетентности студентов университета» (2011) Т. И. Мясникова. Для нее это «результат личностно-субъектных обретений студента в процессе формального и неформального обучения, характеризующий индивидуальную готовность личности к обращению с медиа» [3]. По ее мнению, показателями развития медиакомпетентности студентов университета являются:

- знание о медиа, охватывающее классическую информационную и инновационную составляющие представлений о медиа;

- медиапотребление, выражающееся в рецептивном использовании медиа;

- медиакритика, охватывающая владение аналитическими, рефлексивными умениями, способность к оценочной аргументации;

- медиаконструирование, которое определяется умением студентов учитывать изменчивость и новшества современной медиасреды; креативным умением конструирования медиатекстов в образовательном и профессиональном контекстах.

Опираясь на собственное определение понятия и на изучение многолетней традиции медиаобразования в высшей школе Германии, Т. И. Мясникова разработала ээффектив-ную модель формирования медиакомпетентности российских студентов, опробованную в Оренбургском государственном университете, однако специфичность разработанной ею модели (она в основном реализуется в процессе изучения студентами немецкого языка) не позволяет распространить ее достаточно широко. Несколько видоизмененное определение медиакомпетентности Т. И. Мясниковой использовано в книге, написанной ею в соавторстве с Т. А. Ольховой: «результат личностно-субъектных обретений студента в процессе формального и неформального обучения, характеризующий индивидуальную готовность личности к обращению с медиа, которая совершенствуется самой личностью под влиянием социализирующих факторов и педагогического содействия» [6].

Кроме названных уже ученых, вопросами медиакомпетентности студентов занимаются С. В. Миндеева [2], И. С. Петухова [7] и др. Хотелось бы обратить внимание, что все перечисленные работы вышли в течение одного (2011) года, когда вопрос определения понятия «медиакомпетентность» стал широко дебатируемым. Очевидно, что он был актуализирован в тот год обстоятельствами перехода на новые государственные образовательные стандарты, разработанные с опорой на компетентностный подход.

Цель педагогов, ориентирующихся на данный подход, - помочь учащимся стать компетентными людьми. Современный словарь иностранных слов даёт следующие значение компетентности: «компетентный - 1) обладающий компетенцией (круг полномочий какого-либо органа или должностного лица), правомочный; 2) знающий, сведущий в определенной области» [8]. Таким образом, компетентность - это одновременно цель и результат деятельности субъектов образовательного процесса. Однако этот результат не является однозначно определенным и зависит от многих факторов, в том числе от возраста учащегося. В качестве синонимов слова «компетентный» используется множество лексем, в том числе такие, как «:образованный», «:грамотный», «культурный», «развитый» и т. д. Есть точка зрения, что эти понятия необходимо соотнести с уровнями получаемого человеком образования.

Такой точки зрения придерживается, например, Б. С. Гершунский. Его общепедагогическая градация результатов образования имеет следующий вид: «грамотность - образо-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

39

ванность - компетентность - культура - менталитет» [1], при этом степень грамотности он соотносит с дошкольным уровнем образования, образованности - с уровнем основного среднего образования, компетентности - со старшим школьным образованием и младшим студенческим, а степени культуры и менталитета - с более высокими образовательными уровнями.

По мнению А. А. Немирич, эту схему можно использовать и относительно образования в сфере средств массовой информации и коммуникации (медиаграмотность - медиаобразованность - медиакомпетентность - медиакультура - медиаменталитет), и тогда мы получим упорядоченную систему его результатов. В этой системе под медиаграмотностью как результатом первой ступени медиаобразования, осуществляющегося на этапе дошкольного образования, исследовательница предлагает понимать такие элементарные личностные достижения, как «умение формулировать медийную потребность, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать смысловые итоги поиска и представлять их в виде нового медийного продукта и/или своей точки зрения» [4].

Следующей ступенью в иерархии результатов образования в области медиа А. А. Немирич предлагает считать медиаобразованность, получаемую в начальной (1-4 кл.) и средней школе (5-9 кл.), и понимает под ней «творческое применение полученных знаний и умений, дополненное опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности, направленное на познание и преобразование медиаинформационных объектов, а именно: медиатворчество - создание короткометражных видеороликов, выпуск школьной газеты, создание аудиосказок, фотография, создание своего веб-портфолио и т. п.» [5].

Третьей после медиаграмотности и медиаобразованности следует степень медиакомпетентности, о которой исследовательница высказывается так: «это осмысленное овладение теоретическими знаниями, способами мышления, нравственными нормами, которые позволяют реализовать себя в мире медиаинформации. Медиаобразовательный процесс, направленный на достижение целей медиакомпетентности, имеет место на старшей ступени обучения в школе. Следует добавить, что глубина восприятия мира как единой системы разнообразных факторов и глобальных позиций в свете проблем настоящего и будущего человечества учащихся 10-11 классов, а также студентов начальных курсов обучения имеет общие тенденции развития. Поэтому мы считаем, что формировать медиакомпетентность продолжают и на уровне высшего профессионального образования на Т-ТТТ курсах обучения» [5].

Что касается медиакультуры, определяемой в качестве «совокупности материальных и интеллектуальных ценностей личности в области медиа, исторически определенной системы их воспроизводства и функционирования в обществе, преумножения социокультурного опыта в области медиа» [5], и медиаменталитета как «устойчивых, глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к медиаинформации, способностью к всесторонней самореализации в медиаинформационном обществе» [5], то они, по мнению А. А. Немирич, формируются на последних курсах высших учебных заведений и продолжают формироваться в поствузовском профессиональном образовании и в профессиональной деятельности.

Мы готовы оспорить детали некоторых формулировок, используемых А. А. Немирич, но в целом считаем, что ей удалось, опираясь на идеи Б. С. Гершунского, систематизировать основные педагогические категории, имеющие отношение к результатам образования в области СМИ и СМК, представив чёткую картину их видения. В соответствии с этой картиной медиаобразовательная деятельность в вузе на младших курсах, осуществляемая в рамках формирования прежде всего общекультурных компетенций, имеющих отношение к информационной и медиальной сфере, направлена на обучение и воспитание медиакомпетентных специалистов разных направлений, в том числе менеджеров.

40

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

Таким образом, медиакомпетентность личности - это цель и результат образовательной деятельности в вузе, имеющей отношение к системе средств массовой информации и коммуникации; это осмысленное владение теоретическими знаниями, способами мышления, нравственными нормами, позволяющими человеку реализовать себя в информационном мире. И нам представляется, что формирование медиакомпетентности - это единственный на сегодня реалистичный путь повышения уровня медиа- и информационной грамотности менеджеров, а значит и повышения качества их профессиональной подготовки в целом.

Список литературы

1. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б. С. Гершун-ский. - М. : Совершенство, 1998. - 90 с.

2. Миндеева, С. В. К вопросу об уточнении понятий «компетенция», «компетентность», «медиакомпетентность» [Электронный ресурс] / С. В. Миндеева // Magister Dixit. - 2011. - № 4 (12). - URL: http://md.islu.ru/ru/journal/4.

3. Мясникова, Т. И. Развитие медиакомпетентности студентов университета [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Мясникова. - Оренбург, 2011. - 23 с.

4. Немирич, А. А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Немирич // Медиаобразование. - 2011. - № 2. - С. 47-55.

5. Немирич, А. А. Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету [Текст] / А. А. Немирич // Знак: Проблемное поле медиаобразования. - 2011. - № 2 (8). - С. 21-27.

6. Ольховая, Т. А. Развитие медиакомпетентности студентов университета [Текст] / Т. А. Ольховая, Т. И. Мясникова. - М. : Дом педагогики, ИПК ГОУ ГОУ, 2011. - 126 с.

7. Петухова, И. С. Информационно-образовательное пространство вуза как одно из условий формирования медиакомпетентности личности: к постановке вопроса [Электронный ресурс] / И. С. Петухова // Magister Dixit. - 2011. - № 4. - URL: http://md.islu. ru/ru/journal/4.

8. Современный словарь иностранных слов [Текст]. - М. : Рус. яз., 1992. - 740 с.

9. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

10. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 [Текст].

MEDIA COMPETENCE AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF MANAGERS

V. N. Fateev

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск. [email protected]

The topic of quality of professional training of specialists in higher education institutes is one of the most important to date. The article raises the question of the quality of training of managers and one of the possible directions of this preparation. Due to the fact that currently take place processes of coverage of political, economic and personal life and has been engaged in the formation of the competence approach, justified by the special role of media education in addressing the problem of improving the quality of vocational training of managers, carried out in universities. Media competence of the person is the goal and the result of the education-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

41

al activities at the university relevant to the system media and communication; a meaningful ownership theoretical knowledge in ways of thinking, moral norms that allow people to fulfill themselves in the information world. The goal of teachers who are guided by this approach is to help students to become competent at the media sphere. And it seems to us that the formation of media competence is the only realistic way for today improve media and information literacy managers, and thus improve the quality of their training as a whole.

Keywords: media competence, media education, training managers, quality of education, media and information literacy.

References

1. Gershunskij, B. S. (1998), Philosofia obrazovaniya dlya XXI veka [=Philosophy of Education for the XXI Century], Sovershenstvo, Moscow, 90 pp. (in Russ.).

2. Mindeeva, S. V. (2011), “K voprosu ob utochnenii ponyatij “kompetencija”, “kompetent-nost”, “mediakompetentnost” [=On the refinement of the concept of “competency”, “competence”, “media competence”], in: Magister Dixit [=Magister Dixit], N 4, available at: http/4, accessed 20.08.2014 (in Russ.).

3. Myasnikova, T. I. (2011), Razvitije mediakompetentnosti studentov universiteta: avtoref. diss. ...kand. ped. nauk [=Development of media competence of university students: abstr. thes. ... cand. ped. sc.], Orenburg, 23 pp. (in Russ.).

4. Nemirich, A. А. (2011), “Mediagramotnost kak rezultat mediaobrazovaniya detej dosh-kolnogo vozrasta” [=Media literacy as a result of the media education of the preschoolers], in: Mediaobrazovaniye [=Media education], N 2, pp. 47-55 (in Russ.).

5. Nemirich, A. А. (2011), “Mediaobrazovaniye v Rossii: na puti k mediamentalitetu” [=Media education in Russia: on the way to the media mentality], in: Znak: Problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign: Problem field of media education], N 2, pp. 21-27 (in Russ.).

6. Olhovaya, Т. А. and Myasnikova, T. I. (2011), Razvitije mediakompetentnosti studentov universiteta [=Development of media competence of university students], House of the Pedagogy, IPK GOU, Moscow, 126 pp. (in Russ.).

7. Petuhova, I. S. (2011), “Informacionno-obrazovatelnoe prostranstvo vuza kak odno iz uslovij formirovanija mediakompetentnosti lichnosti: k postanovke voprosa” ^Informational and educational space of the university as one of the conditions for the formation of media competence of the person: to the question], in: Magister Dixit [=Magister Dixit], N 4, available at: http/4, accessed 20.08.2014 (in Russ.).

8. Sovremennyj slovar inostrannych slov (1992) [=Modern dictionary of the foreign words], Russian Language, Moscow, 740 рр. (in Russ.).

9. Fedorov, А. V. (2007), Razvitije mediakompetentnosti i kriticheskogo myshlenija studentov pedagogicheskogo vuza [=Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical institutes], Publishing office of MOO VPP UNESCO “Information for All”, Moscow, 616 рр. (in Russ.).

10. Fedorov, A.V. (2010), Slovar terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, me-diagramotnosti, mediakompetentnosti [=Dictionary of terms on media education, media education, media literacy, media competence], Publishing office of Taganrog State Teacher Institute, Taganrog, 64 pp. (in Russ.).

11. Federal Law (2012) Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [=On Education in the Russian Federation] (№ 273-FZ from 29.12.2012). (in Russ.).

Фатеев Владимир Николаевич - старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента сервиса Южно-Уральского государственного университета.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.