Научная статья на тему 'Ресурсы масс-медиа как средство формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов на занятиях по РКИ'

Ресурсы масс-медиа как средство формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов на занятиях по РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / медиакомпетентность / профессионально-коммуникативная компетентность / русский язык как иностранный (РКИ) / русский язык для специальных целей / медиаресуры / электронные СМИ / проблемно-поисковый метод обучения / межкультурная коммуникация / среда дистанционного обучения (СДО). / media education / media competence / professional communicative competence / Russian as Foreign Language / Russian as language for Specific Purposes / media sources / electronic media / problem-solving teaching method / crosscultural communication / distance education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. О. Дудина, И. В. Чечик

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков и русского как иностранного, в частности проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных учащихся инженерно-технического профиля средствами массовой коммуникации. Во главу угла ставится проблема формирования медиакомпетентности будущих профессионалов, так как развитие медиаграмотности и медиакультуры становится одним из условий конкурентноспособности специалиста. В статье анализируется лингводидактический потенциал отечественных медиаресурсов; предлагается педагогическая технология, основанная на принципах достоверности и методической ценности материалов масс-медиа, релевантности профессионально ориентированному характеру обучения; приводятся конкретные примеры заданий, основанных на проблемно-поисковом методе работы с учебным материалом, интерактивных и дистанционных технологиях обучения, а также принципе межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. О. Дудина, И. В. Чечик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SOURCES AS A MEANS FOR FORMING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AT THE RUSSIAN FOR FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The article studies one of the most relevant problems of Teaching Russian as a Foreign Language – the problem of forming professional communicative competence of foreign engineering and technical profile students with the help of Russian media sources. The forming media competency is considered as one of the main skills of competitive professional. In this article, the linguodidactic potential of Russian mass media is substantiated by the example of their use in classes for the Russian language in specific purposes. In the article the teaching technology based on the principles of credibility, objectivity, practical value of media sources is described. The authors show the examples of using methods and techniques of training based on interaction and forming self-educational competence of students. The authors consider that the education focused on crosscultural communications is fundamentally important.

Текст научной работы на тему «Ресурсы масс-медиа как средство формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов на занятиях по РКИ»

22. Культура устной и письменной речи делового человека. Под редакцией И.М. Рожкова. Москва: Флинта, Наука, 2002.

23. Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, средствами дополнительного профессионального образования: коллективная монография. Под научной редакцией А.В. Золотаревой, Н.П. Ансимовой. Серия: Подготовка кадров для работы с талантливыми детьми и молодежью. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016.

24. Мухамедьярова Н.А. Особенности реализации метапредметного подхода при подготовке педагогических кадров в вузе. Инновации в образовании. 2013; № 1: 72 - 79.

25. Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А. Диагностика одаренности учащихся как психолого-педагогическая проблема. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 2. Ярославль: Изд-во ГОУ ЯО ИРО, 2011.

References

1. Model' vzaimodejstviya uchrezhdenij obschego obrazovaniya s vuzami po realizacii obscheobrazovatel'nyh programm starshej shkoly, orientirovannyh na odarennyh detej: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej A.V. Zolotarevoj. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2011.

2. Averkin V.N. Antinomicheskij princip personificirovannoj organizacii povysheniya kvalifikacii pedagogov. Chelovekiobrazovanie.AkademicheskijvestnikInstitutapedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslyh RAO. 2014; № 3: 34 - 39.

3. Shadrikov V.D. Lichnostnye kachestva pedagoga kak sostavlyayuschie professional'noj kompetentnosti. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya Psihologiya. 2006; № 1: 15 - 21.

4. Balakina L.L. Teoriya kommunikacii kak osnova pedagogicheskogo vzaimodejstviya Tekst. Filosofiya obrazovaniya. 2007; № 1: 75 - 78.

5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

6. Savenkov A.I. Odarennyjrebenok vmassovojshkole. Moskva: «Akademiya», 2001.

7. Odarennye deti: problemy, perspektivy, razvitie: materialy Nauchno-prakticheskoj konferencii. - Sankt-Peterburg. APPO, 2011.

8. Bogoyavlenskaya M.E. Priroda problem odarennyh detej. Odarennyj rebenok. 2004; № 4: 58 - 60.

9. Dorovskij A.I. Nekotorye aspekty perevoda potencial'noj odarennosti v yavnuyu. Odarennyj rebenok. 2005. № 1: 28 - 29.

10. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennyh detej. Minsk: Krasiko-print, 2008.

11. Rabochaya koncepciya odarennosti. Moskva, 2003.

12. Bogoyavlenskaya D.B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej. Moskva: Izdatel'stvo Akademiya, 2002.

13. Zhukov Yu.M. Kommunikativnyj trening. Moskva: «Gardariki», 2004.

14. Koncepciya i modeli podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii kadrov dlya sfery dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: monografiya. Pod redakciej A.V. Zolotarevoj. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2014.

15. Razumovskaya T.V. Razvitie professional'noj kompetentnosti uchitelya dlya raboty s odarennymi det'mi. Odarennyj rebenok. 2012; № 2: 59 - 64.

16. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu. Preimuschestva realizacii nakopitel'no-modul'noj sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; № 1, T. 2: 214 - 2018.

17. Anisimova T.V., Gimpel'son E.G. Sovremennaya delovayaritorika: uchebnoe posobie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: NPO «MOD'EK», 2002.

18. Vvedenskaya L.A., Pavlova L.G. Kul'tura iiskusstvo rechi. Rostov-na-Donu: Feniks, 1995.

19. Golub L.B., Rozental' D.'E. Sekrety horoshejrechi. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993.

20. Soper Pol' L. Osnovy iskusstva rechi. Moskva: Progress-akademiya, 1992.

21. Issers O.S., Kuz'mina N.A. Intensivnyj kurs russkogo yazyka. Pochemu tak ne govoryat po-russki? Posobie po kul'ture rechi. Moskva: Flinta, Nauka, 2007.

22. Kul'tura ustnojipis'mennojrechidelovogo cheloveka. Pod redakciej I.M. Rozhkova. Moskva: Flinta, Nauka, 2002.

23. Formirovanie kompetencij pedagoga, neobhodimyh dlya raboty s talantlivymi det'mi i molodezh'yu, sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Pod nauchnoj redakciej A.V. Zolotarevoj, N.P. Ansimovoj. Seriya: Podgotovka kadrov dlya raboty s talantlivymi det'mi i molodezh'yu. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2016.

24. Muhamed'yarova N.A. Osobennosti realizacii metapredmetnogo podhoda pri podgotovke pedagogicheskih kadrov v vuze. Innovacii v obrazovanii. 2013; № 1: 72 - 79.

25. Bugajchuk T.V., Koryakovceva O.A. Diagnostika odarennosti uchaschihsya kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Soprovozhdenie odarennogo rebenka v regional'nom obrazovatel'nomprostranstve: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ch. 2. Yaroslavl': Izd-vo GOU YaO IRO, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.10.19

УДК 811.161.1

Dudina G.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Academy of Logistics n.a. General of the Army A.V. Khrulev (St. Petersburg, Russia),

E-mail: galina.rus@list.ru

Chechik I.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (St. Petersburg, Russia),

E-mail: ira_evl@mail.ru

MEDIA SOURCES AS A MEANS FOR FORMING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AT THE RUSSIAN FOR FOREIGN LANGUAGE CLASSES. The article studies one of the most relevant problems of Teaching Russian as a Foreign Language - the problem of forming professional communicative competence of foreign engineering and technical profile students with the help of Russian media sources. The forming media competency is considered as one of the main skills of competitive professional. In this article, the linguodidactic potential of Russian mass media is substantiated by the example of their use in classes for the Russian language in specific purposes. In the article the teaching technology based on the principles of credibility, objectivity, practical value of media sources is described. The authors show the examples of using methods and techniques of training based on interaction and forming self-educational competence of students. The authors consider that the education focused on crosscultural communications is fundamentally important.

Key words: media education, media competence, professional communicative competence, Russian as Foreign Language, Russian as language for Specific Purposes, media sources, electronic media, problem-solving teaching method, crosscultural communication, distance education.

Г.О. Дудина, канд. пед. наук, доц., ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва»,

г. Санкт-Петербур, E-mail: galina.rus@list.ru

И.В. Чечик, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»,

г. Санкт-Петербург, Е-mail: ira_evl@mail.ru

РЕСУРСЫ МАСС-МЕДИА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков и русского как иностранного, в частности проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных учащихся инженерно-технического профиля средствами массовой коммуникации. Во главу угла ставится проблема формирования медиакомпетентности будущих профессионалов, так как развитие медиаграмотности и медиакультуры становится одним из условий конкурентноспособности специалиста. В статье анализируется лингводидактический потенциал отечественных медиаресурсов; предлагается педагогическая технология, основанная на принципах достоверности и методической ценности материалов масс-медиа, релевантности профессионально ориентированному характеру обучения; приводятся конкретные примеры заданий, основанных на проблемно-поисковом методе работы с учебным материалом, интерактивных и дистанционных технологиях обучения, а также принципе межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, профессионально-коммуникативная компетентность, русский язык как иностранный (РКИ), русский язык для специальных целей, медиаресуры, электронные СМИ, проблемно-поисковый метод обучения, межкультурная коммуникация, среда дистанционного обучения (СДО).

Стремительное развитие информационного общества и интернет-пространства диктует новые требования к системе образования в условиях его модернизации и цифровизации [1], где на первые позиции выходит не только использование информационно-коммуникационных технологий, цифровых и ме-диаресурсов в традиционных формах обучения, но и новая его форма - медиа-образование. При этом последнее нередко трактуют еще и как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [2, с. 27].

Фундаментальным вопросам, связанным с феноменом медиаобразова-ния, посвящены труды таких исследователей, как А.В. Федоров, М.В. Жижина, А.П. Короченский, С.Н. Пензин, А.И. Ходанович и др. По мнению авторов, результатом медиаобразования в рамках компетентностного подхода становится формирование медиакомпетентности личности, которая «становится частью профессиональной субкультуры специалистов, условием социализации личности в современном медиамире, фактором успешности человека в быстро меняющемся социуме <> выступает как средство познания поликультурного мира, средство получения знаний, способ самопрезентации и реализации потенциальных возможностей личности» [3, с. 48]. Исследователи подчеркивают особую важность развития медиаграмотности и медиакультуры обучаемых, поскольку при этом условии возможно уйти от формализма знаний в сторону поиска и получения объективно новых знаний в учебно-исследовательской деятельности обучаемых. Кроме того, именно язык масс-медиа сегодня становится ретранслятором феноменов национальной медиакультуры [4] и информационной культуры личности [5].

Все вышесказанное имеет особую ценность для методики преподавания иностранного языка в целом и русского как иностранного в частности. Методисты подчеркивают, что формирование профессионально-коммуникативной компетентности иностранных учащихся невозможно без использования ресурсов масс-медиа, поскольку в современных реалиях успешный специалист должен владеть умениями оперативно искать и анализировать информацию по степени достоверности, актуальности, выделять ключевые смыслы информационных сообщений, сопоставлять их с собственной системой ценностей и ценностями ино-культурного общества. Таким образом, медиакомпетентность становится одним из условий конткурентноспособности современного специалиста. Практические примеры формирования медиакомпетентности описаны в ряде работ М.В. Жи-жиной [3], С.В. Миндеевой [6], В.И. Челышевой [7] и др.

При этом особую роль в методике обучения и формирования медиаком-петентности [2 - 8] и социально-коммуникативной, языковой компетентности [9] начинают играть медиаресурсы и медиатехнологии, которые, обладая рядом дидактических свойств, позволяют преподавателю не только интересно, но и результативно выстраивать образовательный процесс профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в рамках обучения РКИ [4, 10 - 14].

Многие авторы отмечают, что наряду с богатыми возможностями использования российского аутентичного медиаконтента при обучении РКИ существуют определенные сложности и угрозы, вызванные многогранностью и многоаспект-ностью отечественных СМИ, особенно в пространстве Рунета. Это, прежде всего, отсутствие цензуры, стилистическое многообразие, наличие большого количества «фейковых» новостей. Исследователями выявлен ряд критериев отбора интернет-ресурсов для их использования на занятиях. Так, например, среди них И.И. Ярославская [14] выделяет:

1. Авторство сайта, определяющее достоверность, корректность и качество информации. С точки зрения надежности сайты государственных органов, правительственных организаций, крупных компаний, известных учебных заведений, библиотек, научно-исследовательских центров и др. должны рассматриваться в первую очередь.

2. Регулярность обновления информации на сайте.

3. Скорость загрузки информации и взаимодействия с интерне-ресурсом.

4. Удобство навигации по сайту, наличие гиперссылок и иных связей с другими ресурсами.

5. Оформление сайта, его привлекательность с художественной точки зрения, удобство для чтения и поиска информации.

В контексте обучения иностранных учащихся строительных направлений подготовки языку специальности на продвинутом этапе наряду с учебными текстами целесообразно предъявлять аутентичный материал с интернет-сайтов профильных организаций. Например, в ходе изучения тем: «Мосты и тоннели», «Скоростная автодорога», «Здания и сооружения» целесообразно использовать материалы с интернет сайтов: (а) дирекции комплекса защитных сооружений (КЗС) от наводнений Санкт-Петербурга (см. сайт www.dambaspb.ru): (б) участников строительства и эксплуатационно-технического обслуживания (КЗС) (см. сайты www.sgem.ru,http://www.transmost.ru/, www.metrostroy-spb.ru, http://rosavtodor.ru и др.): (в) новостных лент известных электронных СМИ, таких как Фонтанка.Ру (см. сайт www.fontanka.ru), РИА новости (см. сайт https://ria.ru/), Дороги России (см.сайт http://dorinfo.ru/ и др.): (г) телекомпании RTG TV (см. сайт www.rtgtv.ru и др).

Лингводидактическая ценность такого рода учебных материалов (текстов, видеорепортажей, изображений) заключается в их тематической релевантно-

сти профессионально ориентированному характеру обучения, подлинности ситуаций профессионального общения, кодифицированности речи в контексте инженерно-технического дискурса. Необходимо также отметить, что наглядно представленная информация из данных источников содержит богатый культурологический и страноведческий материал, что значительно повышает интерес и мотивацию учащихся, а, следовательно, увеличивает их речемыслительную активность, способствует более эффективному формированию профессионально-коммуникативной компетентности.

По мнению большинства специалистов, эффективнее, с точки зрения развития медиакомпетентности инофона, будет та педагогическая технология, которая сочетает в себе задания и упражнения на основе проблемно-поискового метода обучения. В этой связи задания, направленные на развитие поискового и просмотрового чтения, могут содержать следующие формулировки: «зайдите на сайт дирекции КЗС Санкт-Петербурга от наводнений, найдите информацию об объектах комплекса, перечислите их»; «просморите главную страницу сайта компании Метрострой, определите основные направления деятельности компании»; «просмотрите информацию о реализованных проектах данной компании; «найдите информацию, связанную с КЗС Санкт-Петербурга от наводнений»; «проанализируйте главную страницу кампании Трансмост и определите основную сферу деятельности организации»; «просмотрите список реализованных проектов компании Спецгидроэнергомонтаж и найдите информацию, расскажите об объектах КЗС, установленных данной организацией» и т.д.

Для развития изучающего и ознакомительного чтения эффективными будут задания на сравнение/сопоставление информации из различных источников. Например, «просмотрите видеофрагмент об автомобильном тоннеле под дамбой из видеофильма «Дамба Санкт-Петербурга. Уникальный щит» [15], запишите основные характеристики. На сайте компании Трансмост прочитайте текст об автомобильном тоннеле и дополните свои записи»; «просмотрите эпизод из видеофильма «Дамба Санкт-Петербурга. Уникальный щит» об экологических проблемах дамбы. Запишите основные факты. Дополните свой текст информацией с сайта дирекции КЗС Санкт-Петербурга от наводнений»; «сделайте запрос на новостных сайтах и составьте краткий отчет о работе защитных сооружений за последний месяц».

Практика показывает, что задания на анализ и определение истинной/ложной информации повышает учебно-познавательную активность студентов в ходе изучающего и ознакомительного чтения. В таком случае эффективными будут задания на заполнение таблиц с графами «верно/неверно/нет информации в тексте». Например, «прочитайте текст о судопропускном сооружении С-1 на вебстранице дирекции КЗС и заполните таблицу». Методисты отмечают, что особую ценность в работе с медиаресурсами представляют навыки контент-анализа текста. В этом случае для обучаемых будут полезны задания на создание опорного конспекта текста или денотатного графа. Например, «прочитайте текст о водопропускных сооружениях дамбы. Заполните блоксхему».

Согласно принципу взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности, такого рода задания логично продолжить упражнениями на развитие умений говорения (подготовленного монологического высказывания). Например: «опираясь на ваши записи, расскажите, с какой серьезной проблемой столкнулись строители при проектировании дороги по гребню дамбы, и какие пути решения этой проблемы были найдены»; «опираясь на блоксхему/опорный конспект, сделайте доклад о водопропускных сооружениях дамбы». Тренировка диалогического общения возможна, если сформулировать задания таким образом: «составьте вопросный план текста, задайте ваши вопросы другим студентам».

Одним из неотъемлемых качеств профессионала считается умение работать в команде, активно взаимодействовать в группе для решения поставленных задач. Для студентов-иностранцев, изучающих русский язык в специальных целях, особую сложность вызывает общение в группе на профессиональные темы. В связи с этим работу в команде необходимо тренировать и на занятиях по обучению языку специальности. Общеизвестным является тот факт, что интерактивные методы, основанные на командном взаимодействии и активном проблемно-ситуационном анализе информации, такие как метод проектов, кейс-стади, ролевая игра, дискуссия являются наиболее эффективным средством формирования профессионально-коммуникативной компетентности обучаемых [16].

Широкие возможности для подготовки такого рода заданий (проблемных ситуаций) представляет медиаконтент. Например, в процессе изучения темы «автомобильные дороги» студентам предлагается групповое задание на анализ новостных сообщений и газетных статей, содержащих проблемы экологического состояния объектов дорожного строительства, и совместный поиск вариантов реализации защитных и природоохранных мероприятий. На завершающем этапе студенты разрабатывают групповой проект и защищают его перед своими коллегами. Возможно проведение дискуссий по теме негативного влияния объектов дорожного строительства на окружающую среду. Исследователи отмечают, что задача стимулирования творческой деятельности учащихся на материале интернет-ресурсов с успехом решается современным методом организации учебного процесса - интернет-проектов (Webquest) [14].

Необходимо также отметить, что в современном образовании отводится большое место самоподготовке студентов. В связи с эти в учебном процессе ши-

роко используется дистанционное обучение (СДО). Среда дистанционного обучения предлагает разнообразные возможности для использования ресурсов масс-медиа в учебном процессе. Например, в СДО Moodle возможно собрать ресурсы (ссылки на интернет сайты, фотографии, видеофильмы, под-касты), которые студенты должны использовать для подготовки к занятиям. На основе медиаконтента, представленного преподавателем в СДО Moodle, студенты могут также дистанционно выполнять задания и выкладывать их в СДО для проверки, создавать тезаурус по изучаемой теме, писать эссе с выражением собственного мнения, создавать собственные фото и видеоколлекции по изучаемой теме. Обучение иностранных учащихся русскому языку невозможно вне контекста межкультурной коммуникации и диалога культур [17]. Задания, направленные на сравнение фактов изучаемой и родной культур, неизменно вызывают большой интерес и повышают учебно-профессио-

Библиографический список

нальную мотивацию учащихся. Например, в конце обсуждения материалов видеофильма о дамбе Санкт-Петербурга можно предложить следующее домашнее задание: подготовить доклад/презентацию о защитных сооружениях родной страны.

Таким образом, использование на занятиях по РКИ материалов и ресурсов масс-медиа возможно при соблюдении определенных условий: тщательного отбора медиаконтента; опоры на проблемно-поисковый и интерактивные проектные методы обучения; использования ресурсов СДО; учета родной культуры обучающихся. Данная педагогическая технология способствует реализации важнейшей в современном информационном обществе задачи - формированию медиаграмотности обучающихся и развитию на ее основе медиакультуры. Что в свою очередь является неотъемлемым компонентом формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов.

1. Лубков А.В., Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Тенденции развития современного образования в условиях становления цифровой экономики. Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГПУ 2017: 41 - 47.

2. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Москва: МОО «Информация для всех», 2014.

3. Жижина М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности. Медиаобразование. 2016; № 4: 47 - 65.

4. Дудина ГО., Ротмистрова О.В., Супронова А.Н. Реализация лингводидактического потенциала массмедиа в обучении русскому языку иностранных военнослужащих. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 5 - 9.

5. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Фомин В.И. Составляющие информационной культуры специалиста в контексте информатизации образования. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007; № 9; 94 - 99.

6. Миндеева С.В. Значимость медиакомпетентности для инженера-бакалавра в условиях компетентностного подхода. Magister Dixit. 2012; № 2: 110 - 116.

7. Челышева И.В. Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников. Медиаобразование. 2009; № 1: 59 - 66.

8. Дудина ГО., Ротмистрова О.В. Формирование медиакомпетентности иностранных военнослужащих на занятиях по русскому языку. Инновационные технологии в медиаобразовании: материалы III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петрбург: 2019:69 - 78.

9. Рыжова Н.И., Медянова П.В., Структура и компоненты языковой составляющей социально-коммуникативной компетентности специалиста туристской индустрии. Мир науки, культуры, образования. 2012; 3 (34): 8 - 12.

10. Альджалут В.К. Электронная лингводидактика в обучении русскому языку как иностранному. Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 201; № 2 (98): 141 - 148.

11. Цонева Л.М. Медиатекст в обучении русскому языку как иностранному // Вестник Новгородского государственного университета. 2015; Ч. I, № 87: 30 - 32.

12. Цыкунов И.В. Методика изучения и интерпретации медиатекстов в контексте обучения РКИ. Язык и текст langpsy.ru. 2015; Т. 2, № 2. Available at: http://psyjournals.ru/ langpsy/2015/n2/Tsykunov.shtml

13. Чечик И.В. Работа с рекламным текстом на уроках по русскому языку и культуре речи для студентов менеджеров. Архитектура - Строительство - Транспорт: материалы 72-ой научной конференции. Санкт-Петребур, 2016: 43 - 45.

14. Ярославская И.И. Методика создания учебных материалов по русскому языку как иностранному (с помощью ресурсов интернета). Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5: 80 - 83.

15. Дамба Санкт-Петербурга. Уникальный щит. Available at: https://ok.ru/video/664249043492

16. Юдинцева М.С. К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ. Педагогическое мастерство: материалы IX Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2016: 100 - 103.

17. Межкультурная коммуникация в рекламе и связях с общественностью: опыт научной школы: монография. Санкт-Петербург, 2016.

References

1. Lubkov A.V., Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoj 'ekonomiki. Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i prakíika: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2017: 41 - 47.

2. Fedorov A.V. Slovar' terminovpo mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti. Moskva: MOO «Informaciya dlya vseh», 2014.

3. Zhizhina M.V. Mediagramotnost' kak strategicheskaya cel' mediaobrazovaniya: o kriteriyah ocenki mediakompetentnosti. Mediaobrazovanie. 2016; № 4: 47 - 65.

4. Dudina G.O., Rotmistrova O.V., Supronova A.N. Realizaciya lingvodidakticheskogo potenciala massmedia v obuchenii russkomu yazyku inostrannyh voennosluzhaschih. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 5 - 9.

5. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Fomin V.I. Sostavlyayuschie informacionnoj kul'tury specialists v kontekste informatizacii obrazovaniya. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo 'ekonomicheskogo universiteta. 2007; № 9; 94 - 99.

6. Mindeeva S.V. Znachimost' mediakompetentnosti dlya inzhenera-bakalavra v usloviyah kompetentnostnogo podhoda. Magister Dixit. 2012; № 2: 110 - 116.

7. Chelysheva I.V. Interaktivnye formy i metody raboty v razvitii mediakompetentnosti shkol'nikov. Mediaobrazovanie. 2009; № 1: 59 - 66.

8. Dudina G.O., Rotmistrova O.V. Formirovanie mediakompetentnosti inostrannyh voennosluzhaschih na zanyatiyah po russkomu yazyku. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Petrburg: 2019:69 - 78.

9. Ryzhova N.I., Medyanova P.V., Struktura i komponenty yazykovoj sostavlyayuschej social'no-kommunikativnoj kompetentnosti specialista turistskoj industrii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 3 (34): 8 - 12.

10. Al'dzhalut V.K. 'Elektronnaya lingvodidaktika v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 201; № 2 (98): 141 - 148.

11. Coneva L.M. Mediatekst v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; Ch. I, № 87: 30 - 32.

12. Cykunov I.V. Metodika izucheniya i interpretacii mediatekstov v kontekste obucheniya RKI. Yazykitekstlangpsy.ru. 2015; T. 2, № 2. Available at: http://psyjournals.ru/langpsy/2015/ n2/Tsykunov.shtml

13. Chechik I.V. Rabota s reklamnym tekstom na urokah po russkomu yazyku i kul'ture rechi dlya studentov menedzherov. Arhitektura - Stroitel'stvo - Transport: materialy 72-oj nauchnoj konferencii. Sankt-Petrebur, 2016: 43 - 45.

14. Yaroslavskaya I.I. Metodika sozdaniya uchebnyh materialov po russkomu yazyku kak inostrannomu (s pomosch'yu resursov interneta). Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2012. № 5: 80 - 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Damba Sankt-Peterburga. Unika'nyjschit. Available at: https://ok.ru/video/664249043492

16. Yudinceva M.S. K voprosu ob ispol'zovanii aktivnyh metodov obucheniya v kurse RKI. Pedagogicheskoemasterstvo: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2016: 100 - 103.

17. Mezhkul'turnaya kommunikaciya v reklame i svyazyah s obschestvennost'yu: opyt nauchnoj shkoly: monografiya. Sankt-Peterburg, 2016.

Статья поступила в редакцию 13.10.19

УДК 37.01

Derishev R.V., teacher, Gorno-Altai State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: Taeqnic@mail.ru

Lapin V.S., senior teacher, Gorno-Altai State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: wit.lapin@mail.ru

Eldepov V.Ya., Cand. of Sciences (History), Gorno-Altai State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: vladislav.eldepov@mail.ru

INCREASING THE LEVEL OF STRENGTH ABILITIES OF STUDENTS ON THE BASIS OF STATIC-DYNAMIC AND DYNAMIC EXERCISE. The article presents a study of problems of contradiction between the requirements of modern society to the professional activities of graduates and the declining level of their physical fitness. Actual in the solution of this problem is the development of power abilities on the basis of application on occupations on physical education of the innovative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.