УДК 911.3 (575.1)
Мирзаахмедов Х. С.
Наманганский государственный университет
НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Анотация: в статье уделено внимание теоретическим и практическим вопросам создания свободных экономических зон, а также вопросам экономического и социального значения их территориального размещения.
Ключевые слова: свободная экономическая зона, модернизация, иностранные инвестиции, экономико-географический район, региональность, геоэкономическая система.
Mirzaakhmedov Kh. S.
Namangan State University THE NECESSITY AND IMPORTANCE OF CREATING FREE
ECONOMIC ZONES
Annotation: the article focuses on the theoretical and practical issues of creating free economic zones, as well as on the economic and social significance of their territorial distribution.
Key words: free economic zone, modernization, foreign investment, economic and geographical region, regionality, geo-economic system.
Либерализация и модернизация экономики, достижение этим путём увеличение производства продукции, отвечающей мировым стандартам, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения прямых зарубежных инвестиций считаются для каждой страны одним из важнейших задач. В осуществлении такого важного экономико-географического процесса большую роль играют свободные экономические зоны.
В действительности сегодняшние финансово-экономические процессы в мире, обостряя внешнюю и внутреннюю конкурентную борьбу между странами, вынуждают страны пользоваться различными инструментами для ведения своей экономической и региональной политики. Следовательно, главный упор в повышении конкурентоспособности в микро- и в макросфере должен быть сделан на повышение эффективности использования природных ресурсов и индустриального потенциала регионов страны, и в конечном итоге на усиление экспорта. В мировой практике именно свободные экономические зоны считаются широко применяемыми и эффективными инструментами для достижения этих целей.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) считаются территориальным образованием, где экономико-географические процессы развиваются ускоренными темпами на основе принципа территориальности. СЭЗ в качестве административно-экономической структуры, создаются на основе внедрения финансовых (денежно-кредитных и налоговых) льгот, создания определённых льгот, необходимой инфраструктуры и удобств инвесторам, вводящих капитал в страну соответственно государственной политике в этой
области. Этот процесс позволит внедрить современные передовые технологии, ускоренно развивать производственную инфрастуктуру, локализовать производство, развить внешнюю торговлю страны и увеличить валютные поступления.
Опыт многих развитых стран мира показывает, что достижение конкурентоспособности и выход на мировые рынки возможно, в первую очередь, при реформировании, реструктуризации и углублении диверсификации экономики, при обеспечении ускоренного развития новых предприятий и производственных отраслей, основанных на передовых технологиях, при ускорении модернизации и технического переоснащения действующих мощностей [1]. Для эффективного осуществления этих задач и привлечения зарубежных инвестиций важное значение имеют СЭЗ, которые открывают новые возможности для социально-экономического развития страны.
Создание свободных экономических зон во-первых, обеспечит глубокое вовлечение страны в процессы международного разделения труда; во-вторых, заполнит внутренний рынок высококачественными товарами, особенно импортозамещающими товарами; в третьих, способствует развитию туризма и сферы услуг; в четвёртых, обеспечит увеличение валютных поступлений; в пятых, даст возможность внедрить национальные и зарубежные научно-технические инновации и широко применять их результаты; в шестых, даст возможность привлекать больше зарубежного капитала [2].
Создание СЭЗ в Республике Узбекистан можно рассматривать как продолжение исторических традиций. Издавна на территории нашей страны, на международных "караванных" торговых путях были организованы различные обслуживающие центры, рынки, каравансараи, они были наделены различными привилегиями. В этих центрах мы можем увидеть некоторые черты имеющих большое значение в мировом хозяйстве СЭЗ.
В 1-й статье Закона Республики Узбекистан "О свободных экономических зонах", принятого на 5-й сессии Олий Маджлиса Республики Узбекистан дано следующее определение СЭЗ: «Свободная экономическая зона — специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально -экономического развития зоны» [4].
Свободные экономические зоны имеют огромное влияние на национальную и региональную экономику, способствует размещению производства, оживлению развития регионов, внедрению новых технологий [3]. Одним из важных аспектов создания СЭЗ является стимулирование экономического развития определённого региона или производственной сферы, а также, использование СЭЗ в условиях рыночной экономики в качестве регионального метода модернизации экономики. Кроме этого, как
показывает опыт зарубежных стран, сегодня СЭЗ используются не только в качестве инструмента привлечения инвестиций, но и в качестве средства региональной политики. С этой точки зрения, административно-экономические структуры, называемые "Свободными экономическими зонами", считаются созданной государством для достижения определённых экономических или экономико-социальных целей специальной, отдельной экономической и административной территорией, специфическим географическим бытием, геоэкономической системой, и для субъектов, действующих в ней, создаются льготы и возможности, в отличие от других регионов страны. В свою очередь, при этом достигается целый ряд положительных экономических, социальных, политических эффектов. Основными положительными эффектами являются:
- повысится степень использования сырья и других ресурсов, повысится мобилизация ресурсов в регионах;
- достигается отраслевая и региональная пропорциональность в развитии экономики;
- развивая новые современные процессы делопроизводства, имеется возможность создавать конкурентоспособные предприятия;
- улучшится качество товаров и услуг, которое считается основным критерием оценки этих товаров и услуг;
- будут производиться импортозамещающие товары и услуги, что означает экономию валютных резервов и одновременное увеличение валютных доходов;
- реализуется экономический потенциал регионов;
- уменьшится число безработных;
- упрочатся экономическая интеграция стран, политические переговоры, стратегическое сотрудничество и др.
Вместе с тем, у зарубежных инвесторов, осуществляющих свою деятельность в СЭЗ, есть свои цели и интересы, они приобретут ряд следующих преимуществ:
■ открытие новых региональных рынков и завоевание нового национального рынка;
■ расходование меньших затрат на квалифицированную и дешёвую рабочую силу, получение высокого экономического эффекта;
■ использование научных изысканий и новых технологий для создания новых видов конкурентоспособных товаров на мировом рынке;
■ получение экономических и юридических льгот (льготные налоги, возможность финансирования по заниженной процентной ставке, право собственности на землю и др.) и т.д.
Создание свободных экономических зон в регионах и усиление их деятельности позволит активизировать экономико-географические процессы, найти решения многих важных задач в производственных сферах. Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что применяя специальные юридико-экономические льготы и упрощая организационные мероприятия, можно
достичь высоких результатов в привлечении зарубежных инвестиций, передовых технологий, в расширении экспорта готовой продукции и увеличении валютных поступлений, в углублении регионального разделения труда, в региональной организации в сферах управления и финансов.
Использованные источники:
1. Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Газета "Народное слово", 20 января 2012 г.
2. Мирзаахмедов Х. Самиев У. Свободные экономические зоны: теория и практика. Вестник Географического Общества Узбекистана. -Т., 46-том 2015, 79-81 с.
3. Солиев А. Размещение производственных сил, -Т.: 2000,-68 с.
4. О свободных экономических зонах. Закон Республики Узбекистан. 25 апреля 1996 г. № 220-1 http://www.lex.uz/acts/2046