Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН'

НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РАЙОН / РЕГИОНАЛЬНОСТЬ / ГЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / FREE ECONOMIC ZONE / MODERNIZATION / FOREIGN INVESTMENT / ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL REGION / REGIONALITY / GEO-ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мирзаахмедов Х.С.

Анотация: в статье уделено внимание теоретическим и практическим вопросам создания свободных экономических зон, а также вопросам экономического и социального значения их территориального размещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NECESSITY AND IMPORTANCE OF CREATING FREE ECONOMIC ZONES

The article focuses on the theoretical and practical issues of creating free economic zones, as well as on the economic and social significance of their territorial distribution.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН»

УДК 911.3 (575.1)

Мирзаахмедов Х. С.

Наманганский государственный университет

НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Анотация: в статье уделено внимание теоретическим и практическим вопросам создания свободных экономических зон, а также вопросам экономического и социального значения их территориального размещения.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, модернизация, иностранные инвестиции, экономико-географический район, региональность, геоэкономическая система.

Mirzaakhmedov Kh. S.

Namangan State University THE NECESSITY AND IMPORTANCE OF CREATING FREE

ECONOMIC ZONES

Annotation: the article focuses on the theoretical and practical issues of creating free economic zones, as well as on the economic and social significance of their territorial distribution.

Key words: free economic zone, modernization, foreign investment, economic and geographical region, regionality, geo-economic system.

Либерализация и модернизация экономики, достижение этим путём увеличение производства продукции, отвечающей мировым стандартам, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения прямых зарубежных инвестиций считаются для каждой страны одним из важнейших задач. В осуществлении такого важного экономико-географического процесса большую роль играют свободные экономические зоны.

В действительности сегодняшние финансово-экономические процессы в мире, обостряя внешнюю и внутреннюю конкурентную борьбу между странами, вынуждают страны пользоваться различными инструментами для ведения своей экономической и региональной политики. Следовательно, главный упор в повышении конкурентоспособности в микро- и в макросфере должен быть сделан на повышение эффективности использования природных ресурсов и индустриального потенциала регионов страны, и в конечном итоге на усиление экспорта. В мировой практике именно свободные экономические зоны считаются широко применяемыми и эффективными инструментами для достижения этих целей.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) считаются территориальным образованием, где экономико-географические процессы развиваются ускоренными темпами на основе принципа территориальности. СЭЗ в качестве административно-экономической структуры, создаются на основе внедрения финансовых (денежно-кредитных и налоговых) льгот, создания определённых льгот, необходимой инфраструктуры и удобств инвесторам, вводящих капитал в страну соответственно государственной политике в этой

области. Этот процесс позволит внедрить современные передовые технологии, ускоренно развивать производственную инфрастуктуру, локализовать производство, развить внешнюю торговлю страны и увеличить валютные поступления.

Опыт многих развитых стран мира показывает, что достижение конкурентоспособности и выход на мировые рынки возможно, в первую очередь, при реформировании, реструктуризации и углублении диверсификации экономики, при обеспечении ускоренного развития новых предприятий и производственных отраслей, основанных на передовых технологиях, при ускорении модернизации и технического переоснащения действующих мощностей [1]. Для эффективного осуществления этих задач и привлечения зарубежных инвестиций важное значение имеют СЭЗ, которые открывают новые возможности для социально-экономического развития страны.

Создание свободных экономических зон во-первых, обеспечит глубокое вовлечение страны в процессы международного разделения труда; во-вторых, заполнит внутренний рынок высококачественными товарами, особенно импортозамещающими товарами; в третьих, способствует развитию туризма и сферы услуг; в четвёртых, обеспечит увеличение валютных поступлений; в пятых, даст возможность внедрить национальные и зарубежные научно-технические инновации и широко применять их результаты; в шестых, даст возможность привлекать больше зарубежного капитала [2].

Создание СЭЗ в Республике Узбекистан можно рассматривать как продолжение исторических традиций. Издавна на территории нашей страны, на международных "караванных" торговых путях были организованы различные обслуживающие центры, рынки, каравансараи, они были наделены различными привилегиями. В этих центрах мы можем увидеть некоторые черты имеющих большое значение в мировом хозяйстве СЭЗ.

В 1-й статье Закона Республики Узбекистан "О свободных экономических зонах", принятого на 5-й сессии Олий Маджлиса Республики Узбекистан дано следующее определение СЭЗ: «Свободная экономическая зона — специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально -экономического развития зоны» [4].

Свободные экономические зоны имеют огромное влияние на национальную и региональную экономику, способствует размещению производства, оживлению развития регионов, внедрению новых технологий [3]. Одним из важных аспектов создания СЭЗ является стимулирование экономического развития определённого региона или производственной сферы, а также, использование СЭЗ в условиях рыночной экономики в качестве регионального метода модернизации экономики. Кроме этого, как

показывает опыт зарубежных стран, сегодня СЭЗ используются не только в качестве инструмента привлечения инвестиций, но и в качестве средства региональной политики. С этой точки зрения, административно-экономические структуры, называемые "Свободными экономическими зонами", считаются созданной государством для достижения определённых экономических или экономико-социальных целей специальной, отдельной экономической и административной территорией, специфическим географическим бытием, геоэкономической системой, и для субъектов, действующих в ней, создаются льготы и возможности, в отличие от других регионов страны. В свою очередь, при этом достигается целый ряд положительных экономических, социальных, политических эффектов. Основными положительными эффектами являются:

- повысится степень использования сырья и других ресурсов, повысится мобилизация ресурсов в регионах;

- достигается отраслевая и региональная пропорциональность в развитии экономики;

- развивая новые современные процессы делопроизводства, имеется возможность создавать конкурентоспособные предприятия;

- улучшится качество товаров и услуг, которое считается основным критерием оценки этих товаров и услуг;

- будут производиться импортозамещающие товары и услуги, что означает экономию валютных резервов и одновременное увеличение валютных доходов;

- реализуется экономический потенциал регионов;

- уменьшится число безработных;

- упрочатся экономическая интеграция стран, политические переговоры, стратегическое сотрудничество и др.

Вместе с тем, у зарубежных инвесторов, осуществляющих свою деятельность в СЭЗ, есть свои цели и интересы, они приобретут ряд следующих преимуществ:

■ открытие новых региональных рынков и завоевание нового национального рынка;

■ расходование меньших затрат на квалифицированную и дешёвую рабочую силу, получение высокого экономического эффекта;

■ использование научных изысканий и новых технологий для создания новых видов конкурентоспособных товаров на мировом рынке;

■ получение экономических и юридических льгот (льготные налоги, возможность финансирования по заниженной процентной ставке, право собственности на землю и др.) и т.д.

Создание свободных экономических зон в регионах и усиление их деятельности позволит активизировать экономико-географические процессы, найти решения многих важных задач в производственных сферах. Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что применяя специальные юридико-экономические льготы и упрощая организационные мероприятия, можно

достичь высоких результатов в привлечении зарубежных инвестиций, передовых технологий, в расширении экспорта готовой продукции и увеличении валютных поступлений, в углублении регионального разделения труда, в региональной организации в сферах управления и финансов.

Использованные источники:

1. Каримов И.А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Газета "Народное слово", 20 января 2012 г.

2. Мирзаахмедов Х. Самиев У. Свободные экономические зоны: теория и практика. Вестник Географического Общества Узбекистана. -Т., 46-том 2015, 79-81 с.

3. Солиев А. Размещение производственных сил, -Т.: 2000,-68 с.

4. О свободных экономических зонах. Закон Республики Узбекистан. 25 апреля 1996 г. № 220-1 http://www.lex.uz/acts/2046

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.