Научная статья на тему 'Свободные экономические зоны: теоретические подходы к формированию и развитию в XXI веке'

Свободные экономические зоны: теоретические подходы к формированию и развитию в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3352
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (СЭЗ) / ПРИЗНАКИ СЭЗ / ЛЬГОТЫ СЭЗ / ЦЕЛИ СЭЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравчук В.И.

Свободные экономические зоны получили значительное распространение в мировой практике и развиваются как в развитых, так и в развивающихся странах. Однако до настоящего времени многие вопросы, касающиеся теоретических основ их становления, остаются неоднозначными и/или неосвещенными. Кроме того, подходы к формированию СЭЗ в настоящее время изменились по сравнению с серединой и тем боле началом XX в. В равной степени эффективность свободных экономических зон существенно различается не только в разных странах, но и в рамках одного и того же государства. В статье делается попытка развития теории СЭЗ в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободные экономические зоны: теоретические подходы к формированию и развитию в XXI веке»

Свободные экономические зоны: теоретические подходы к формированию и развитию в XXI веке

Кравчук В.И., аспирант РУДН e-mail: vaskrav2001good@yahoo. com

Аннотация

Свободные экономические зоны получили значительное распространение в мировой практике и развиваются как в развитых, так и в развивающихся странах. Однако до настоящего времени многие вопросы, касающиеся теоретических основ их становления, остаются неоднозначными и/или неосвещенными. Кроме того, подходы к формированию СЭЗ в настоящее время изменились по сравнению с серединой и тем боле началом XX в. В равной степени эффективность свободных экономических зон существенно различается не только в разных странах, но и в рамках одного и того же государства. В статье делается попытка развития теории СЭЗ в XXI веке.

Ключевые слова: свободные экономические зоны (СЭЗ), признаки СЭЗ, льготы СЭЗ, цели СЭЗ.

Free economic zones: theoretical approaches to the formation and development in the twenty-first century

Kravchuk V. I., postgraduate student of PFUR e-mail: vaskrav2001good@yahoo. com

Abstract

Free economic zones was a significant spread in the world practice and develop in both developed and developing countries. To date, however, many questions concerning the theoretical foundations of their formation remain controversial and/or unlit. In addition, approaches to the formation of the SEZ currently has changed compared to the middle and bole the beginning of the XX century In equal measure the effectiveness of free economic zones varies considerably not only in different countries but also within one and the same state. The article is an attempt to develop the theory of FEZ in the twenty-first century.

Keywords: free economic zones (FEZ), signs of FEZ, benefits of SEZ, the objectives of the SEZ.

В условиях глобализации мировой экономики для большинства стран все более важными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. За счет этого они стремятся извлечь экономические выгоды от участия в

международном разделении труда и реально добиваются устойчивого экономического роста [1].

Одним из эффективных инструментов, способствующих углублению процесса интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению внешнеэкономической деятельности, стали зоны совместного предпринимательства, насчитывающие несколько видов. Среди них выделяются свободные экономические зоны (СЭЗ), которые позволяют странам реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении экономического роста, социально-экономическом развитии территорий, оказывать мультипликационное влияние на развитие всей национальной экономики.

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ). В самой общей форме принято определять свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая валютно- финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (как правило, небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны- франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению [2].

По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим

экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путем дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов и муниципальными органами прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления. В настоящее время существует достаточно широкий спектр определений, в которых находят свое отражение отличающиеся точки зрения исследователей на это явление.

Наиболее типичным для условий нашей страны, на взгляд автора, можно назвать определение СЭЗ, данное специалистами Центра азиатских исследований РУДН. СЭЗ, по их мнению, является районом, обособленным от остальной территории, на которой действует автономная экономическая система управления. Таким образом, СЭЗ квалифицируется как особый экономический район, выделенный в суверенном государстве, где осуществляется различного рода предпринимательская деятельность, целью которой является участие в международном разделении труда. [3]

В этом определении выделены признаки, отличающие СЭЗ от других территорий: действие обособленной экономической системы управления, отдаленность от остальной территории и др.

Иными словами, СЭЗ - территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности», и при этом свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают

товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.

При этом, как показывают теоретические исследования и современная практика, важным признаком СЭЗ является наличие инфраструктуры, способной привлечь иностранные инвестиции и помочь им обосноваться в зоне, а, кроме того, иностранный капитал обычно находит там дополнительные стимулы и поощрения». [4]

Примечательно, что для отечественной литературы характерен широкий спектр терминов, которые используются для характеристики этой формы экономического развития территории: «особая», «свободная», «экономическая», «специальный район», «зона свободного предпринимательства» и др. [5, 6, 7]

Многие авторы не делают различий между этими понятиями, Однако некоторые исследователи сразу разграничивают определения свободной экономической зоны (СЭЗ) и зоны свободного предпринимательства (ЗСП).

В частности, эксперты из Китая утверждают, что зоны свободного предпринимательства - это часть территории суверенной страны, где не действует особый таможенный режим, не применяются некоторые другие льготы для иностранного капитала. Тем самым ЗСП в отличие от СЭЗ функционируют в рамках национального рынка и действует по его правилам. Другие авторы рассматривают СЭЗ как одну из разновидностей ЗСП.

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. [8]

В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и

конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полностью отражается содержание механизма управления функционирования СЭЗ.

В современных теоретических работах экономистов и правоведов, посвященных проблемам свободных (особых) экономических зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы, или как уникальная форма государственно-частного партнерства. Эта формулировка понятия «свободная зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, сколько часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях.

[3]

На взгляд автора, может быть сформулировано следующее определение: СЭЗ - это ограниченное экономическое пространство по территории, в котором, существует особый правовой статус, и действуют специальные механизмы стимулирования деловой активности в стратегических направлениях развития национальной экономики.

Практика функционирования свободных зон и соперничество между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы: каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрений. Данные поощрения направлены либо на решение конкретных задач, таких как ускоренное создание транспортной инфраструктуры, либо на стимулирование отдельных видов деятельности - переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги и т.д., либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа.

Как видно, единого определения СЭЗ действительно не существует. Но, подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определенным выводам: СЭЗ - это неотъемлемая часть страны; данной местными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий.

Функционирование таких зон не дает региону прироста рабочих мест или увеличения налоговой базы, а выгоды, получаемые региональным бюджетом от регистрационных сборов, достигаются за счет соседних регионов, которые теряют своих налогоплательщиков, т.е. как доказывает мировой опыт, добиться сколько-нибудь значительных положительных результатов вряд ли возможно. [3]

Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант «снизу», - создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в т.ч. при смешанном приватно-государственном финансировании. Предложения об учреждении СЭЗ направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура экономики региона. [7]

Главные признаки СЭЗ - тесная интеграция в мировое хозяйство и активное привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются с использованием выгодного экономико-географического положения территории - на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов. В СЭЗ устанавливается особый

административно-правовой режим. В целях привлечения иностранного капитала импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают налоговые «каникулы», ограничения на права собственности снимаются.

Многие свободные экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности. Разумеется, это происходит благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним - это существенные льготы. [8]

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 3035%, а иногда и больше: например, транснациональные корпорации получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

[9]

Шкваря Л.В. выделяет 4 основные группы льгот, присущие СЭЗ [4]:

1. Внешнеторговые льготы предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима, снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций.

2. Фискальные льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыли, дохода, стоимости имущества и т.д.), отдельных ее компонентов (амортизационных отчислений, расходов на зарплату, НИОКР и транспорт), уровня налоговых ставок, вопросов постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий, представляемых в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения кредитной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также льготы за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов.

4. Административные льготы представляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

В «стандартный» набор преференций, предоставляемых в СЭЗ, также включаются следующие льготы:

^ практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранных инвесторов и, прежде всего, на право перевода прибыли и капитала;

^ полное освобождение от пошлин и других сборов машин, сырья и компонентов, завезенных в зону для организации производства; ^ наличие необходимой инфраструктуры;

^ наличие специальной административной структуры, призванной существенно упростить для иностранных инвесторов вступление в зону и контакт с властями.

Применение «стандартного» набора льгот на практике показывает, что для инвесторов он уже не является главным привлекательным моментом. Поскольку такой комплекс льгот предлагается в каждой создаваемой зоне, то для инвесторов должны быть предложены дополнительные преференциальные условия деятельности. По мнению некоторых исследоватлелей, главными привлекательными факторами СЭЗ до сих пор остаются, и еще долгое время будут оставаться факторы, относящиеся к «преимуществам отсталости» - дешевая рабочая сила и земля.

К такому же выводу приходят и другие авторы [5, 6]. Они полагают, что одной из важнейших черт, характеризующих свободные зоны в развивающихся странах - а по мнению автора, ориентироваться нужно

именно на них - является особый режим, регулирующий использование рабочей силы. Прежде всего, это ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах зоны, приостановление деятельности трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д. [3]

Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.

Налоговые льготы далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, а также получение на внутреннем рынке относительно дешевых товаров.

Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны.

Наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли;

1. Благоприятный инвестиционный климат предполагает наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов;

2. Наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3. Всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

При принятии решения о создании СЭЗ необходимо рассмотреть наиболее важные их черты: организационные формы хозяйственной деятельности, способы размещения производительных сил на территории страны, возможность производства и распределения добавленной стоимости, произведенной в СЭЗ, способность к расширению и распространению границ СЭЗ на другие, связанные с нею хозяйственные сферы, отрасли, территории.

В самом общем виде процесс создания СЭЗ можно представить следующим образом (рис.1).

Прединвестиционный Инвестиционный I Операционный ^^^Н Период

период период I период развития

Рис. 1 Типичные стадии развития СЭЗ.

Цели создания, свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны.

В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей как:

• Привлечение передовых научных разработок по отношению к национальным технологиям;

• Активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;

• Поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных запасов;

• Насыщение внутреннего потребительского рынка;

• Повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;

• Создание современной рыночной инфраструктуры;

• Ускоренное развитие депрессивных районов;

• Приобретение мирового опыта в области управления экономикой международного предпринимательства.

Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначные. Одни государства пытаются решать с помощью СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи.

Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи можно было бы объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический. [7]

Экономические цели:

- привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

- использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;

- ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;

- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные цели:

- ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

- создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов, воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

- удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка

Научно-технические цели:

- привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

- ускорение инновационных и внедренческих процессов;

- привлечение зарубежных ученых и специалистов;

- повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ [11]:

• политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;

• наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;

• наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);

• очень важным условием является природно-географическая среда;

• благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора.

Итак, цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Следует понимать, что создание особой зоны отнюдь не является панацеей от всех экономических болезней и стопроцентным гарантом быстрого расцвета какой-либо территории. Особая зона -

инновационный проект с высокой степенью риска и значительной вариативностью конечных результатов. [4]

Однако если в результате продуманной программы развития зоны и совместных усилий государства и частных инвесторов проект начинает успешно работать и приносить плоды, его позитивная роль для конкретного региона и экономики страны в целом может быть весьма значительной; в частности, особые экономические зоны [8]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- являются мощным катализатором социально-экономического, научно-технического и кадрового развития определенного региона, стимулируют создание новых рабочих мест и рост высокотехнологичного промышленного производства;

- выступают одним из основных каналов связи между мировой экономикой и экономикой конкретной страны (региона);

- представляют собой некий эталон наиболее прогрессивных форм производства, управления и технологий, который может оказать позитивное воздействие на экономическое развитие других регионов страны;

- являются важнейшим инструментом привлечения иностранных инвестиций и мобилизации местных экономических ресурсов;

- стимулируют развитие новых форм бизнеса, являются своеобразным «полем экспериментов» для стран с переходной экономикой.

Анализ имеющихся взглядов на экономическое явление, определяемое различными исследователями разнообразными терминами, позволяет обобщить их и квалифицировать данное явление следующим образом: СЭЗ -это территория с выгодным географическим положением, наличием достаточной инфраструктуры, на которой устанавливаются особые режимы и механизмы в области таможенного обложения, налогообложения, ценообразования, инвестирования, а также особый валютный режим с целью привлечения в эти районы материальных, финансовых, технологических и трудовых ресурсов. Результатом этого выступит развитие экспортной базы, увеличение валютных поступлений в район, увеличение занятости

населения, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами потребительского назначения, повышение жизненного уровня жителей данного района.

Литература

1. Шкваря Л.В., Родионова И.А. На пороге «Азиатского индустриального века». По темпам экономического развития страны Азии опережают государства Европы и Северной Америки. // Азия и Африка сегодня, № 1, 2012.

2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) // www.spbpravo.ru

3. Русакович В.И. СЭЗ как фактор интеграции стран Азии в мировую экономику: реалии XXI века / Глобализация: влияние на страны Азии. Ежегодник - 2015. - М.: РУДН, 2015.

4. Шкваря Л.В. Мировая экономика. Схемы и таблицы. - М.: Юнити-Дана, 2012.

5. Ковалева Г.Д. СЭЗ: терять или приобретать? А может быть, последовать опыту соседей? // ЭКО. - 2014. - № 6. - С.124-141.

6. Шумский Н. Зона свободной торговли в СНГ: формирование и перспективы развития // Общество и экономика. - 2011. - № 10. - С.111-124.

7. Перчинская Н.П. Свободные экономические зоны Молдовы // Инновации. - 2014. - № 1. - С.103-109.

8. Русакович В.И., Кравчук В.И. Свободные экономические зоны в ОАЭ как инструмент защиты национальных интересов. / Мировая экономика в условиях «управляемого хаоса» и позиции России / Отв. редакторы проф. Л.В. Шкваря, доц. И.А.З.Айдрус. - М.: Экон-Информ, 2014. - С. 48-54.

9. Ху Янь Фэнь Особые экономические зоны: опыт Китая // Проблемы теории и практики управления.- 2014. - № 1. - С.119.

10. Большой экономический словарь. / Под ред. Азрилияна А.Н. - М.,

1994.

11. Шкваря Л.В. Свободные экономические зоны в Индонезии: возможность развития в условиях глобализации. / Глобализация: влияние на страны Азии. Ежегодник - 2015. - М.: РУДН, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.