Банкротство — это, в первую очередь, мера которая используется не только для ликвидации компании, но и на улучшение финансовых показателей предприятия.
Использованные источники:
1. Банкротство. РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http ://bankrotstvo.ru/library.
2. Все про банкротство. [Электронныйресурс]. Режим доступа. URL: http ://1bankrot.ru/
3. Беляев И.А. Основы финансового менеджмента, в 2-х томах, Т.1. -К.: Ника-Центр, 2016.-592 с.
4. Гафарова Е.Р., Курбанаева Л.Х. Банкротство предприятий. - Современная наука и практика. 2017. № 1 (18). С. 35-38.
УДК 033.338
Деникаева Р.Н., к.э.н. доцент кафедры «Экономики и управления» Северо-Кавказский Федеральный Университет
Магомедов А. О. студент магистратуры 1 курс факультет «Государственные и муниципальные финансы»
Институт экономики и управления Россия, г. Ставрополь ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ Аннотация: В статье рассмотрено основное развитие экономических зон в регионах Российской Федерации. Проведен ряд анализа проблем нормативно-правового и управленческого регулирования, оказывающих ключевое влияние на эффективность функционирования особых экономических зон.
Ключевые слова: свободные экономические зоны, экономика региона, льготы, капитал, инвестиционная политика
Denikaeva R. N., candidate of economic Sciences, associate Professor of " Finance and credit» Institute of Economics and management North-Caucasus Federal University Magomedov A. O.
master 1 course in the direction of "State and municipal finances»
Institute of Economics and management North-Caucasus Federal University Russia, Stavropol FEATURES OF CUSTOMS REGULATION FREE ECONOMIC ZONES IN RUSSIA Abstract: The article considers the main development of economic zones in the regions Russian Federation. The analysis of a number of problems of legal
and regulatory and management regulation that have a key impact on efficiency of functioning of special economic zones.
Keywords: free economic zones, regional economy, benefits, capital, investment policy.
В настоящее время развитие стран во многом зависит от внешнеэкономической деятельности данного государства. Одной из форм решения задач по качественному развитию той или иной отрасли является создание специфических кластеров развития - свободных экономических зон.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) или особые экономические зоны - это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. Такие зоны основываются на привлечении отечественного и иностранного капитала, создании импортозамещающих производств, создании новых рабочих мест, расширении экспорта, увеличении валютных доходов, улучшении состояния платежного баланса и, в итоге, для развития национальной экономики и ее более тесной интеграции в мировое хозяйство [5].
Цель создания особых экономических зон является привлечение инвестиций и формирование благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
В Российской Федерации законодательство позволяет создавать несколько видов особых экономических зон, таких как:
- промышленно-производственные СЭЗ, общая площадь которой составляет не более 20 км2 и сроком существования не более 20 лет. В пределах данных зон производится промышленно-производственная деятельность, под которой понимается производство и переработка товаров (продукции) и их реализация;
- портовые СЭЗ создаются возле существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов на срок не более 49 лет. На данной территории разрешается оптовая торговля товарами, ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов, переработка и консервирование рыбы и морепродуктов, погрузочно-разгрузочные работы и прочие;
- туристско-рекреационные создаются для обеспечения туристических и оздоровительных услуг. Они охватывают всю площадь какого-либо административно-территориального образования;
- технико-внедренческие СЭЗ, общая площадь которых составляет не более 3 км2, срок функционирования которых не превышают 20 лет. Они позволяют производить и реализовывать научно-техническую продукцию, которая необходима для промышленного применения и включает в себя изготовление, испытание и реализацию оптовых партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных [3].
В России создание свободных экономических зон началось с конца 80-
х гг. XX в. После принятия Закона «О таможенном тарифе» (1993 г.) был взят курс на ликвидацию гигантских СЭЗ и создание компактных таможенных зон. На сегодняшний день в России действуют 25 СЭЗ (таблица 1). Наибольшее количество свободных экономических зон насчитается туристско-рекреационного типа - 7. Основные экономические зоны расположены на территориях Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия -Алания, Республике Дагестан.
Таблица 1
Основные характеристика СЭЗ_
Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из федерального бюджета)
Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из федерального бюджета)
Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из федерального бюджета)
Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из федерального бюджета)
Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из федерального бюджета)
Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из федерального бюджета)
Режим СЭЗ предоставляет инвесторам право получать таможенные и налоговые льготы, а также иные привилегии, что обеспечивает инвесторам ряд конкурентных преимуществ. По данным Минэкономразвития России, система налогообложения, существующая в СЭЗ, обеспечивает их резидентам получение 30-процентной финансовой выгоды.
Таможенный режим разрешает размещать иностранную продукцию на территории России без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством РФ. Российские товары экспортируются в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Налогообложение товаров налога на добавленную стоимость, которое осуществляется с использованием таможенного режима, производится по ставке 0%. Пониженная ставка единого социального налога применяется для резидентов технико-внедренческой экономической зоны.
Налогоплательщики промышленно-производственной зоны могут использовать ускоренный метод начисления амортизации (коэффициент ускорения не должен превышать 2%). Организации освобождаются от
налога на имущество в течение 5 лет с момента постановки на учет [1].
Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Основными задачами таможенной службы является:
- исключение необоснованного предоставления таможенных и налоговых льгот;
- регулирование экспорта и импорта продукции свободной экономической зоны;
- контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанных с перемещением товаром через таможенную границу [4];
- осуществлять функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
России необходимо совершенствовать организационно-методические механизм управления свободных экономических зон по следующим направлениям:
- разработка долгосрочной стратегии развития СЭЗ, отличающейся гибкостью к изменяющейся внешней среде; совершенствование законодательства в области формирования и функционирования свободных экономических зон [4];
-для иностранных инвесторов необходимо создание благоприятной инвестиционной политики;
-свободные экономические зоны должны стать «полигонами», обеспечивающими ускоренное внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и инвестиций с последующим использованием полученных результатов в народном хозяйстве страны в целом;
- увеличение выпуска конкурентоспособной экспортной продукции позволит обеспечить рост валютных поступлений в свободные экономические зоны;
-свободные экономические зоны нужны для расширения международных связей не только собственно в экономике, но и в области туризма, санитарно-культурной сфере и т.д.
При соблюдении всех обязательных условий эффективная реализация подобной формы экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов на территории России может осуществлять развитие на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы; разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ; организации свободных экономических зон на ограниченной территории и т.д.
Таким образом, для формирования свободных экономических зон принципиально невыполнимых условий не существует. Полагаем, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.
Совершенствование механизма формирования и функционирования свободных экономических зон в России может стать способом привлечения иностранных инвестиций как и во многих странах мира, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом.
Использованные источники:
1. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон Об особых экономических зонах в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 25.12.2009 N 340-Ф3 (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». -Режим доступа: http:// base.consultant.ru
2. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». - Режим доступа: http:// base.consultant.ru
3. Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 428 с.
4. Башлуева, М.И. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ, как составная часть экономической безопасности страны. Монография / М.И. Башлуева. - М.: КноРус, 2016. - 862 с.
5. Зименков, Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие: Юнити-Дана, 2012 г. - с. 223.
6. Попович, О. М. Таможенное право / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. -М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015. - 160 с.
7. Обзор особых экономических зон России промышленно-производственного типа: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hubprom.ru/analytics/articles/1488