Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ЛЬГОТЫ / КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / FREE ECONOMIC ZONES / REGIONAL ECONOMY / BENEFITS / CAPITAL / INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деникаева Р.Н., Магомедов А.О.

В статье рассмотрено основное развитие экономических зон в регионах Российской Федерации. Проведен ряд анализа проблем нормативно-правового и управленческого регулирования, оказывающих ключевое влияние на эффективность функционирования особых экономических зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CUSTOMS REGULATION FREE ECONOMIC ZONES IN RUSSIA

The article considers the main development of economic zones in the regions Russian Federation. The analysis of a number of problems of legal and regulatory and management regulation that have a key impact on efficiency of functioning of special economic zones.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ»

Банкротство — это, в первую очередь, мера которая используется не только для ликвидации компании, но и на улучшение финансовых показателей предприятия.

Использованные источники:

1. Банкротство. РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http ://bankrotstvo.ru/library.

2. Все про банкротство. [Электронныйресурс]. Режим доступа. URL: http ://1bankrot.ru/

3. Беляев И.А. Основы финансового менеджмента, в 2-х томах, Т.1. -К.: Ника-Центр, 2016.-592 с.

4. Гафарова Е.Р., Курбанаева Л.Х. Банкротство предприятий. - Современная наука и практика. 2017. № 1 (18). С. 35-38.

УДК 033.338

Деникаева Р.Н., к.э.н. доцент кафедры «Экономики и управления» Северо-Кавказский Федеральный Университет

Магомедов А. О. студент магистратуры 1 курс факультет «Государственные и муниципальные финансы»

Институт экономики и управления Россия, г. Ставрополь ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ Аннотация: В статье рассмотрено основное развитие экономических зон в регионах Российской Федерации. Проведен ряд анализа проблем нормативно-правового и управленческого регулирования, оказывающих ключевое влияние на эффективность функционирования особых экономических зон.

Ключевые слова: свободные экономические зоны, экономика региона, льготы, капитал, инвестиционная политика

Denikaeva R. N., candidate of economic Sciences, associate Professor of " Finance and credit» Institute of Economics and management North-Caucasus Federal University Magomedov A. O.

master 1 course in the direction of "State and municipal finances»

Institute of Economics and management North-Caucasus Federal University Russia, Stavropol FEATURES OF CUSTOMS REGULATION FREE ECONOMIC ZONES IN RUSSIA Abstract: The article considers the main development of economic zones in the regions Russian Federation. The analysis of a number of problems of legal

and regulatory and management regulation that have a key impact on efficiency of functioning of special economic zones.

Keywords: free economic zones, regional economy, benefits, capital, investment policy.

В настоящее время развитие стран во многом зависит от внешнеэкономической деятельности данного государства. Одной из форм решения задач по качественному развитию той или иной отрасли является создание специфических кластеров развития - свободных экономических зон.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) или особые экономические зоны - это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. Такие зоны основываются на привлечении отечественного и иностранного капитала, создании импортозамещающих производств, создании новых рабочих мест, расширении экспорта, увеличении валютных доходов, улучшении состояния платежного баланса и, в итоге, для развития национальной экономики и ее более тесной интеграции в мировое хозяйство [5].

Цель создания особых экономических зон является привлечение инвестиций и формирование благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

В Российской Федерации законодательство позволяет создавать несколько видов особых экономических зон, таких как:

- промышленно-производственные СЭЗ, общая площадь которой составляет не более 20 км2 и сроком существования не более 20 лет. В пределах данных зон производится промышленно-производственная деятельность, под которой понимается производство и переработка товаров (продукции) и их реализация;

- портовые СЭЗ создаются возле существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов на срок не более 49 лет. На данной территории разрешается оптовая торговля товарами, ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов, переработка и консервирование рыбы и морепродуктов, погрузочно-разгрузочные работы и прочие;

- туристско-рекреационные создаются для обеспечения туристических и оздоровительных услуг. Они охватывают всю площадь какого-либо административно-территориального образования;

- технико-внедренческие СЭЗ, общая площадь которых составляет не более 3 км2, срок функционирования которых не превышают 20 лет. Они позволяют производить и реализовывать научно-техническую продукцию, которая необходима для промышленного применения и включает в себя изготовление, испытание и реализацию оптовых партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных [3].

В России создание свободных экономических зон началось с конца 80-

х гг. XX в. После принятия Закона «О таможенном тарифе» (1993 г.) был взят курс на ликвидацию гигантских СЭЗ и создание компактных таможенных зон. На сегодняшний день в России действуют 25 СЭЗ (таблица 1). Наибольшее количество свободных экономических зон насчитается туристско-рекреационного типа - 7. Основные экономические зоны расположены на территориях Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия -Алания, Республике Дагестан.

Таблица 1

Основные характеристика СЭЗ_

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ

Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из федерального бюджета)

Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из федерального бюджета)

Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из федерального бюджета)

Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из федерального бюджета)

Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из федерального бюджета)

Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из федерального бюджета)

Режим СЭЗ предоставляет инвесторам право получать таможенные и налоговые льготы, а также иные привилегии, что обеспечивает инвесторам ряд конкурентных преимуществ. По данным Минэкономразвития России, система налогообложения, существующая в СЭЗ, обеспечивает их резидентам получение 30-процентной финансовой выгоды.

Таможенный режим разрешает размещать иностранную продукцию на территории России без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством РФ. Российские товары экспортируются в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Налогообложение товаров налога на добавленную стоимость, которое осуществляется с использованием таможенного режима, производится по ставке 0%. Пониженная ставка единого социального налога применяется для резидентов технико-внедренческой экономической зоны.

Налогоплательщики промышленно-производственной зоны могут использовать ускоренный метод начисления амортизации (коэффициент ускорения не должен превышать 2%). Организации освобождаются от

налога на имущество в течение 5 лет с момента постановки на учет [1].

Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Основными задачами таможенной службы является:

- исключение необоснованного предоставления таможенных и налоговых льгот;

- регулирование экспорта и импорта продукции свободной экономической зоны;

- контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанных с перемещением товаром через таможенную границу [4];

- осуществлять функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

России необходимо совершенствовать организационно-методические механизм управления свободных экономических зон по следующим направлениям:

- разработка долгосрочной стратегии развития СЭЗ, отличающейся гибкостью к изменяющейся внешней среде; совершенствование законодательства в области формирования и функционирования свободных экономических зон [4];

-для иностранных инвесторов необходимо создание благоприятной инвестиционной политики;

-свободные экономические зоны должны стать «полигонами», обеспечивающими ускоренное внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и инвестиций с последующим использованием полученных результатов в народном хозяйстве страны в целом;

- увеличение выпуска конкурентоспособной экспортной продукции позволит обеспечить рост валютных поступлений в свободные экономические зоны;

-свободные экономические зоны нужны для расширения международных связей не только собственно в экономике, но и в области туризма, санитарно-культурной сфере и т.д.

При соблюдении всех обязательных условий эффективная реализация подобной формы экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов на территории России может осуществлять развитие на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы; разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ; организации свободных экономических зон на ограниченной территории и т.д.

Таким образом, для формирования свободных экономических зон принципиально невыполнимых условий не существует. Полагаем, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Совершенствование механизма формирования и функционирования свободных экономических зон в России может стать способом привлечения иностранных инвестиций как и во многих странах мира, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом.

Использованные источники:

1. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон Об особых экономических зонах в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 25.12.2009 N 340-Ф3 (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». -Режим доступа: http:// base.consultant.ru

2. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». - Режим доступа: http:// base.consultant.ru

3. Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 428 с.

4. Башлуева, М.И. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ, как составная часть экономической безопасности страны. Монография / М.И. Башлуева. - М.: КноРус, 2016. - 862 с.

5. Зименков, Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие: Юнити-Дана, 2012 г. - с. 223.

6. Попович, О. М. Таможенное право / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. -М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015. - 160 с.

7. Обзор особых экономических зон России промышленно-производственного типа: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hubprom.ru/analytics/articles/1488

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.