Научная статья на тему 'Нематериальные активы российских госкомпаний как мера оценки результатов НИОКР и основной источник инновационного развития'

Нематериальные активы российских госкомпаний как мера оценки результатов НИОКР и основной источник инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСКОМПАНИИ / STATE-OWNED COMPANIES / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / НИОКР / R&D / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGH TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисоглебская Л. Н., Лебедева Я. О.

Раскрыта роль государственных программ в повышении инновационной активности бизнеса. Проведена оценка результатов НИОКР российских компаний с государственным участием на основе анализа нематериальных активов, позволяющая определить уровень развития научно-исследовательской и инновационной деятельности. Приведены рекомендации по повышению инновационной активности и результативности проведения НИОКР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intangible assets of state-owned companies as a measure of evaluation of R & D and the main source of innovation development

The article shows the role of government programs in improving business innovation activity. Evaluate the results of R&D Russian state-owned companies on the basis of analysis of intangible assets, which allows to determine the level of development of research and innovation. It also provides recommendations to improve the effectiveness of innovative activity and R&D.

Текст научной работы на тему «Нематериальные активы российских госкомпаний как мера оценки результатов НИОКР и основной источник инновационного развития»

Нематериальные активы российских госкомпаний как мера оценки результатов НИОКР и основной источник инновационного развития

Л. Н. Борисоглебская,

д. э. н., к. т. н., профессор, директор по науке и инновациям ОАО «Авиаавтоматика им. В.В. Тарасова»

[email protected]

Я. О. Лебедева, аспирант Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета

[email protected]

Раскрыта роль государственных программ в повышении инновационной активности бизнеса. Проведена оценка результатов НИОКР российских компаний с государственным участием на основе анализа нематериальных активов, позволяющая определить уровень развития научно-исследовательской и инновационной деятельности. Приведены рекомендации по повышению инновационной активности и результативности проведения НИОКР.

Ключевые слова: госкомпании, инновационное развитие, НИОКР, нематериальные активы, высокие технологии.

В настоящее время корпоративный сектор, поставляющий около половины мировой промышленной продукции, является основой современной экономики. Структуры рынка стран со значительным присутствием крупного бизнеса обладают конкурентными преимуществами в эффективности инновационного развития. Госкомпании, занимая лидирующие позиции в наукоемких, инфраструктурных и топливно-энергетических отраслях, обеспечивают научно-технологический прогресс и экономический рост национальных экономик в развитых странах.

Крупные госкомпании формируют современный рынок, создавая новые технологии, виды товаров и услуг на основе реализации программ инновационного развития, имеющих значительную финансовую поддержку, прежде всего, со стороны государства. Следует отметить, что большинство компаний лидеров корпоративного сектора осуществляют широкомасштабное финансирование НИОКР самостоятельно за счет собственной прибыли.

Основными результатами проводимых НИОКР являются нематериальные активы — ключевые ресурсы развития организаций, способные обеспечить конкурентные преимущества в условиях современного инновационного процесса.

В этой связи актуален анализ динамики состояния нематериальных активов как основы научно-

исследовательской и инновационной деятельности российских компаний с государственным участием при зарождении новых технологий в переходный период организационного развития.

Роль государственных программ в повышении инновационной активности бизнеса

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» успех комплексной задачи повышения национальной конкурентоспособности определяется и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний [1].

В «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» (далее — Стратегия) повышение инновационной активности бизнеса определено как одно из основных условий перехода экономики на инновационный путь развития. В качестве одних из приоритетных направлений стимулирования и поддержки инновационной деятельности в соответствии с положениями Стратегии определены: • стимулирование крупных компаний государственного сектора и компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;

о сч

СП

О)

3 <

со О

О

СП

<

со О

4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00

Рис. 1. Доля добавленной стоимости высокотехнологичных

и наукоемких видов деятельности в ВВП РФ Источник: Росстат РФ [4]

• предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности [2].

Проводимая государственная политика, направлена на поддержание и развитие высокотехнологичных отраслей экономики и ее результатом является постепенный рост макроэкономических показателей инновационного развития в масштабах страны. Так, доля добавленной стоимости высокотехнологичных и наукоемких видов деятельности в ВВП постепенно выходит на докризисный уровень и в 2013 г. составила 22,9% (рис. 1).

В соответствии с положениями государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» одними из задач являются создание условий для привлечения инвестиций и формирование экономики знаний и высоких технологий.

Приоритет при формировании инновационного развития национальной экономики отдается государственным корпорациям, акционерным обществам с государственным участием, общественным, научным и иным организациям, в число которых входят наряду с другими и компании, реализующие программы инновационного развития [3].

В рамках подпрограммы 5 «Стимулирование инноваций» указанной выше программы предусмотрено непосредственное участие госкомпаний в части мероприятий по предоставлению бизнесу из федерального бюджета субсидий, направляемых на заказ исследований в высших учебных заведениях и поддержку инновационной деятельности.

Анализ государственных программ поддержки инновационной деятельности показывает, что инновационная политика крупных госкомпаний в настоящее время соответствует положениям новой модели открытых инноваций, в рамках которой, в отличие от модели закрытых инноваций, коммерциализуются не только внутренние, но и внешние идеи.

В «Стратегии инновационного развития России до 2020 г.» отмечается, что со стороны государства будут формулироваться требования к инновационной политике компаний с государственным участием

о <

о

<

о

5 <

о

о п. х

£ О

8 СО

® й

^ О

£ О

П8 О

а <

6 ° <

О

£ ° Я

-Й- со £

$ ш |

О О е

£ е £

о. ~ ~

О <

О

о <

о

Рис. 2. Рейтинг программ инновационного развития российских компаний с государственным участием, 2012 г.

(в баллах, от 1 до 5) Источник: Эксперт РА [11]

и естественных монополий. В соответствии с ними планируется обеспечение качественной экспертизы и контроля за выполнением планов развития и инвестиционных программ этих компаний [2].

Ниже приведены показатели рейтинга эксперт РА программ инновационного развития российских компаний с государственным участием. (рис. 2).

Показатели, представленные в программах инновационного развития, оценивались по следующим направлениям:

• управление инновационной деятельностью;

• объем и структура НИОКР;

• технологическое лидерство;

• взаимодействие с инновационной средой;

• эффективность производственных процессов. Такой подход позволяет дать комплексную оценку

сложившейся ситуации по разработке и реализации программ инновационного развития крупными госкомпаниями, а также сравнить из позиции.

Оценка результатов НИОКР российских компаний с государственным участием: анализ нематериальных активов

Мерой оценки результатов интеллектуальной деятельности и проводимых НИОКР, прежде всего, служат нематериальные активы предприятия, представленных по наличию, составу и стоимости в финансовой отчетности, публичной для госкомпаний.

На основе финансовой отчетности российских компаний с государственным участием далее проведен анализ нематериальных активов за отчетный период и прошедшие три года (табл. 1).

Данные динамики нематериальных активов компаний с государственным участием по состоянию на четыре отчетные даты демонстрируют тенденцию роста практически по всем организациям, что является признаком повышения их инновационной активности.

Таблица 1

Нематериальные активы российских компаний с государственным участием

№ Наименование компании Нематериальные активы, тыс. руб.

на 31 декабря 2010 г. на 31 декабря 2011 г. на 31 декабря 2012 г. на 31 декабря 2013 г.

1. ГК «Росатом» [6] 56197 199842 312343 —

2. ОАО «РусГидро» [14] 297000 335000 719000 1078000

3. ОАО «ФСК ЕЭС» [12] 917625 805353 1292900 1258891

4. ОАО «Транснефть» [13] 6958 39237 474846 896075

5. ОАО «Газпром» [15] 401664 371494 523393 277132

6. ОАО «РЖД» [16] 5478000 7491000 8067000 9593000

7. ОАО «СО ЕЭС» [17] 1515194 1392182 1490122 1491887

8. ОАО «Ростелеком» [18] 328 60106 96831 87732

9. ОАО «ОАК» [19] 17683 15801 46478 58344

10. ОАО «Алмаз-Антей» [20] 565 1898 1172478 —

11. ГК «Ростехнологии» [5] 3161 3185 27982 —

Наибольшее значение показателя нематериальных активов по всем рассматриваемым периодам, в разы превышающее показатели других компаний, наблюдается в ОАО «РЖД» и на конец 2013 г. данный показатель составил 9593000 тыс. руб. Согласно годовому отчету ОАО «РЖД» ежегодные расходы на НИОКР составляют 0,4% от выручки, что соответствует уровню зарубежных конкурентов [7].

Об уровне и масштабах научно-исследовательской и инновационной деятельности ОАО «РЖД» свидетельствует и факт наличия прорывных технологий, претендующих на мировой приоритет, такие как: газотурбовоз на сжиженном природном газе; система цифровой оперативнотехнологической связи железнодорожного транспорта; технология управления перевозочным процессом на больших полигонах на основе интеллектуальных систем и др.

Значительный рост нематериальных активов за последнее время наблюдается в ОАО «ФСК ЕЭС» и на конец 2013 г. данный показатель составил 1258891 тыс. руб. В ОАО «ФСК ЕЭС» формируется Программа научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которая предназначена для разработки, испытания и внедрения инновационных технологий, создающих новые рынки и новые категории продукции и позволяющих проводить модернизацию существующих сетей с улучшением параметров их функционирования.

Нематериальные активы ОАО «Алмаз-Антей» со значения 565 тыс. руб. на конец 2010 г. за два года значительно возросли до 1172478 тыс. руб. на конец 2012 г. Стоит отметить, что с 2011 г. основным программным документом развития компании является Программа инновационного развития ОАО «Алмаз-Антей», цель разработки которой состояла в выведении компании на новый технологический уровень, призванный обеспечить лидерство по ключевым видам продукции и технологий, как на внутреннем, так и внешнем рынках [9].

На конец 2013 г. нематериальные активы ОАО «РусГидро» составили 1078000 тыс. руб., что в 1,5 раза больше по сравнению с прошлым годом и почти в 4 раза больше чем в конце 2010 г. ОАО «РусГидро» является инициатором инноваций в сфере возобнов-

ляемой энергетики, приоритетная ориентация госкомпании направлена на технологическое обновление, стимулирующее научно-технические разработки и практическое внедрение новых технологий генерации, использующих возобновляемые источники энергии.

Объем НИОКР, выполненных по заказу ОАО «Газпром» в 2013 г., составил в денежном выражении 6,8 млрд руб., а в 2012 г. — 7,7 млрд руб. Компания привлекает к научно-исследовательской деятельности более 100 внешних институтов и исследовательских центров.

Показатель нематериальных активов ОАО «Газпром» находится на достаточно высоком уровне и на конец 2013 г. составляет 277132 тыс. руб., хотя это несколько ниже значений предыдущих трех периодов. Необходимо отметить ряд положительных моментов научно-исследовательской и инновационной деятельности компании. Так, проводимая в ОАО «Газпром» целенаправленная политика в области эффективного управления интеллектуальной собственностью постоянно совершенствуется с учетом лучшего отечественного и мирового опыта. Показатели в области управления интеллектуальной собственностью отражены в показателях эффективности реализации Программы инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 г.

Практический результат целенаправленной политики в области эффективного управления интеллектуальной собственности можно наглядно продемонстрировать и по итогам работы компании за 2013 г. Так, на 31 декабря 2013 г. организациям группы «Газпрома» принадлежало 2035 патентов на объекты патентных прав (из них 219 было получено в 2013 г.), в производстве использовано 350 объектов патентных прав, а экономический эффект от их использования составил более 1,8 млрд руб. [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели нематериальных активов ГК «Роса-том», наряду с другими показателями, характеризующими научно-исследовательскую и инновационную деятельность, демонстрируют тенденцию роста в 2012 г. по сравнению с 2011 г. более чем в 1,5 раза, а с 2010 г. в 5,5 раз. В годовом отчете ГК «Росатом» отмечено, что прирост объемов реализации инновационной и усовершенствованной продукции и услуг ежегодно в сопоставимых ценах в 2012 г. составил

о

СП

СП

<

со О

на 31 декабря 2012 г. на 31 декабря 2011 г. на 31 декабря 2010 г.

201

25150

2631

■ '353

2631

0 20 40 60 80 100% ■ объекты авторских прав

□ исключительные права на компьютерные программы

□ товарные знаки

Рис. 3. Виды нематериальных активов ГК «Ростехнологии», тыс. руб. Источник: Годовой отчет ГК «Ростехнологии» за 2012 г [5]

23,2% к уровню 2008 г., что превышает плановый показатель на 2,6% [6].

Значимыми результатами инновационной деятельности ГК «Росатом» в 2012 г. являются:

• проведение модернизации и техническое перевооружение основных производственных комплексов;

• разработка четырех технологий мирового уровня. В 2013 г. нематериальные активы ОАО «Транснефть» составили 896075 тыс. руб., когда в 2010 г. этот показатель имел значение в 6958 тыс. руб. Так, в 2013 г. в кооперации с ведущими отечественными научно-производственными предприятиями завершены опытно-конструкторские разработки для применения на объектах магистральных нефтепродуктопроводов. (Безкавитационный регулятор давления шарового типа, синхронный электродвигатель мощностью 2500 кВт напряжением 10 кВ и др.)

В ОАО «Транснефть» обеспечивается внедрение разработанной в рамках НИОКР новой и инновацион-

ной техники силами собственной сети заводов и центральных баз производственного обслуживания, которые занимаются разработкой, выпуском и ремонтом специализированной продукции машиностроения.

В основе программы инновационного развития ОАО «Транснефть» содержатся проекты по разработке прорывных технологий в трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, совершенствованию техники и технологий, организации выпуска инновационных разработок НИОКР, а также ключевые показатели эффективности производства [10].

За 2012 г. в ГК «Ростехнологии» показатель нематериальных активов увеличился более чем в 8 раз по сравнению с двумя предшествующими периодами, что обусловлено масштабами проводимой научно-исследовательской и инновационной деятельности.

По итогам 2012 г. организациями ГК «Рос-технологии» завершены научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по созданию 26 промышленных технологий (17 базовых и 9 критических). Подготовлен и запущен первый открытый конкурс гражданских инновационных проектов организаций оборонно-промышленного комплекса РФ, в ходе проведения которого формируется поток потенциальных проектов для отбора и реализации в рамках малых инновационных предприятий.

Анализ состава нематериальных активов ГК «Рос-технологии» свидетельствует, что существенный рост в 2012 г. произошел за счет исключительных прав на компьютерные программы (рис. 3).

Для наиболее полного анализа, позволяющего оценить нематериальные активы как основные результаты интеллектуальной деятельности, информации об их наличии в абсолютном значении не достаточно.

Доля нематериальных активов в валюте баланса российских компаний с государственным участием

Таблица 2

№ Наименование компании Доля нематериальных активов в валюте баланса, %

на 31 декабря 2010 г. на 31 декабря 2011 г. на 31 декабря 2012 г. на 31 декабря 2013 г.

1. ГК «Росатом» [6] 0,0076 0,0237 0,0346 -

валюта баланса, тыс. руб. 742598350 842441807 901848892 -

2. ОАО «РусГидро» [14] 0,0539 0,0507 0,0954 0,1321

валюта баланса, тыс. руб. 551323000 660292000 753779000 816206000

3. ОАО «ФСК ЕЭС» [12] 0,1017 0,0776 0,1151 0,1037

валюта баланса, тыс. руб. 902110013 1037493105 1122995318 1214291093

4. ОАО «Транснефть» [13] 0,0008 0,0043 0,0522 0,0963

валюта баланса, тыс. руб. 873391969 916109152 908842073 930257241

5. ОАО «Газпром» [15] 0,0051 0,0039 0,0052 0,0026

валюта баланса, тыс. руб. 7825890235 9521464294 10035900474 10848419141

6. ОАО «РЖД» [16] 0,1442 0,1811 0,1863 0,2096

валюта баланса, тыс. руб. 3798023000 4135598000 4330803000 4577538000

7. ОАО «СО ЕЭС» [17] 5,7355 4,5753 4,77384 4,6267

валюта баланса, тыс. руб. 26417741 30428251 31448001 32245304

8. ОАО «Ростелеком» [18] 0,0004 0,0123 0,0172 0,0164

валюта баланса, тыс. руб. 74537018 489470556 563211075 534950183

9. ОАО «ОАК» [19] 0,0090 0,0065 0,0180 0,0206

валюта баланса, тыс. руб. 195873946 242198429 258475922 283639108

10. ОАО «Алмаз-Антей» [20] 0,0006 0,0015 0,7993 —

валюта баланса, тыс. руб. 101019624 123571528 146683646 —

11. ГК «Ростехноло-гии» [5] 0,0010 0,0009 0,0078 —

валюта баланса, тыс. руб. 314671393 356369831 369307205 —

Важным является положение нематериальных активов в структуре всех активов, которое характеризует развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности компании.

Поэтому авторами представляется целесообразным привести данные динамики доли нематериальных активов в валюте баланса российских компаний с государственным участием на четыре отчетные даты, рассчитанные на основе финансовой отчетности (табл. 2).

Несмотря на то, что показатели доли нематериальных активов в валюте баланса российских компаний низкие, наблюдается тенденция постепенного роста практически во всех случаях, которую можно отметить как положительных момент их развития.

Наивысшие показатели доли нематериальных активов в валюте баланса за все рассматриваемые периоды наблюдаются в ОАО «СО ЕЭС», масштабы научно-исследовательской и инновационной деятельности которой, во многом определены реализацией проектов по повышению надежности функционирования системы оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России.

В компании реализуется инвестиционная программа ОАО «СО ЕЭС», направленная на решение задач совершенствования технологий, обеспечения безопасности и непрерывности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, повышения технической оснащенности, модернизации основных фондов и инновационного развития, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Увеличение значений показателей, рассмотренных в табл. 1 и 2, является важным для стимулирования инновационной деятельности, так как на основе нематериальных активов разрабатываются и осуществляются технологические, продуктовые и управленческие инновации.

Рекомендации по повышению инновационной активности и результативности проведения НИОКР

Следует заметить, что госкомпании имеют возможность стимулировать инновационную активность и получать результаты НИОКР сопоставимые с ведущими мировыми организациями в области отраслевых исследований и разработок, практически не проводя значительных собственных исследований.

При этом, придерживаясь политики открытых инноваций и взаимодействуя с другими элементами инновационной инфраструктуры, госкомпании могут добиваться инновационного лидерства на основе сотрудничества или инвестирования в малый или средний бизнес, которые ориентированы на разработку новых товаров, услуг и технологий и являются перспективным источником инноваций.

Проведение в ходе реализации программ инновационного развития политики открытых инноваций стимулирует:

• развитие трансфера технологий из сектора науки и образования в бизнес;

• создание венчурного бизнеса;

• повышение результативность деятельности инновационных институтов развития;

• развитие и создание новых инструментов инновационной политики, таких как, технологические платформы и кластеры.

Организация мероприятий госкомпаниями по взаимодействию с малым и средним бизнесом на регулярной основе способствует:

• снижению постоянных расходов с помощью привлечения в качестве субподрядчиков малых и средних предприятий для выполнения специализированных операций в сложном технологическом процессе, сопряженным с повышенными издержками;

• укреплению конкурентоспособности предприятия за счет расширения рынков сбыта и дифференциации деятельности;

• повышению эффективности совместной деятельности, прежде всего, за счет использования технологического разделения труда на малых и средних предприятиях.

В качестве рекомендации представляет интерес практика организации совместной научно-исследовательской и инновационной деятельности российскими компаниями с государственным участием, которая позволяет создавать более конкурентоспособные и технически совершенные продукты при эффективном использовании финансовых ресурсов на проводимые НИОКР.

Концерн «Радиоэлектронные технологии», входящий в структуру ГК «Ростехнологии», и ОАО «ОАК» заключили соглашение о сотрудничестве по интеграции и модернизации современных комплексов бортового оборудования. Реализация подобного рода взаимодействия, соответствующего модели открытых инноваций, в части кооперации научно-технических компетенций и производственных мощностей, способна не только снизить затраты на НИОКР, но и обеспечить синергетический эффект.

Важным является и организация управления нематериальными активами внутри компании, что, прежде всего, отражается на экономическом эффекте от использования результатов интеллектуальной деятельности. Так, в ГК «Росатом» разработана и принята к выполнению «Программа формирования системы управления корпоративными знаниями на 2012-1015 гг.», которая обеспечивает повышение эффективности управления знаниями, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности.

В ходе реализации данной программы формируются условия для роста инновационной активности, которые обеспечивают:

• исследователей современными инструментами работы с научно-технической информацией;

• разработку и внедрение регламентов и правил управления и коммерциализацией прав на результаты интеллектуальной деятельности;

• повышение профессионального уровня исследователей, создание условий для развития научно-технических компетенций.

В заключение следует отметить, что ключевую роль в инновационном развитии играет государство,

о

СП

СП

<

со

о

которое с помощью реализации государственных программ поддержки инновационной деятельности и способствует налаживанию сотрудничества между всеми участниками рынка, но стратегическим инициатором инновационного процесса может быть только крупный капитал, который формирует спрос на инновации.

Увеличение масштабов и финансирования проводимых НИОКР госкомпаниями и как следствие рост нематериальных активов оказывает существенное влияние на повышение инновационной активности и уровень расходов на исследования и разработки национальной экономики в целом. Рост доли инновационной продукции, производимой госкомпаниями стимулирует других участников рынка инвестировать в разработку новых технологий и модернизацию производства для сохранения их конкурентных позиций.

Список использованных источников

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. http://www.garant.ru.

2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. http://www.garant.ru.

3. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

http://www.garant.ru.

4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). http://www.gks.ru.

5. Годовой отчет ГК «Ростехнологии» за 2012 г. http://rostec.ru.

6. Годовой отчет ГК «Росатом» за 2012 г. http://innov-rosatom.ru.

7. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2012 г. http://ir.rzd.ru.

8. Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2012 г. http://www.gazprom.ru.

9. Программа инновационного развития ОАО «Алмаз-Антей». http://www.almaz-antey.ru.

10. Программа инновационного развития ОАО «Транснефть». http://transneft.ru.

11. Рейтинговое агентство Эксперт РА. http://raexpert.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Финансовая отчетность ОАО «ФСК ЕЭС» за 2012 и 2013 гг. http://www.fsk-ees.ru.

13. Финансовая отчетность ОАО «Транснефть» за 2012 и 2013 гг. http://transneft.ru.

14. Финансовая отчетность ОАО «РусГидро» за 2012 и 2013 гг. http://www.rushydro.ru.

15. Финансовая отчетность ОАО «Газпром» за 2012 и 2013 гг. http://www.gazprom.ru.

16. Финансовая отчетность ОАО «РЖД» за 2012 и 2013 гг. http://ir.rzd.ru.

17. Финансовая отчетность ОАО «СО ЕЭС» за 2012 и 2013 гг. http://so-ups.ru.

18. Финансовая отчетность ОАО «Ростелеком» за 2012 и 2013 гг. http://www.rostelecom.ru.

19. Финансовая отчетность ОАО «ОАК» за 2012 и 2013 гг. http:// uacrussia.ru.

20. Финансовая отчетность ОАО «Алмаз-Антей» за 2012 г. http://www.almaz-antey.ru.

Intangible assets of state-owned companies as a measure of evaluation of R & D and the main

source of innovation development L. N. Borisoglebskaya, doctor of economic sciences, professor.

Ya. O. Lebedeva, graduate student Saint-Petersburg state university of commerce and economics.

The article shows the role of government programs in improving business innovation activity. Evaluate the results of R&D Russian state-owned companies on the basis of analysis of intangible assets, which allows to determine the level of development of research and innovation. It also provides recommendations to improve the effectiveness of innovative activity and R&D.

Keywords: state-owned companies, innovative development, R&D, intangible assets, high technology.

Томский территориальный инновационный кластер вошел в союз фармацевтических

и биомедицинских кластеров России

Соответствующее соглашение было подписано международном форуме «Фармацевтика и медицинские изделия». — Подписание соглашения о вхождении инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии» в Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров России важный шаг для развития кластера, у компаний - участников кластера появилась возможность работы напрямую с проектным офисом Мин-промторга РФ по реализации кластерных проектов. По сути, это возможность цивилизованного лоббирования проектов, а также доступ к информации, а каким еще регионам России интересны проекты томского кластера, — прокомментировал подписание соглашения генеральный директор Центра кластерного развития Томской области Денис Таранов.

Соглашение было подписано на круглом столе, участие в котором приняли участие директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артем Шадрин, заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова, представители региональных кластеров в сфере медицины и биотехнологий.

По мнению директора департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артема Шадрина, территориальные кластеры дают возможность сконцентрировать несколько инструментов господдержки инновационной деятельности для развития региональных проектов.

«Смысл кластеров заключен в синергетическом эффекте, который получают компании-участники, например, выход на внешние рынки и привлечение инвесторов не под силу отдельному игроку — подчеркнул Шадрин. — Кластеры являются зоной локализации потенциальных поставщиков для компаний и одновременно эффективным полем для развития стар-тапов, вузов и научных организаций, обеспечивают формирование целостной системы вокруг институтов, государственно-о^ промышленных центров и научно-исследовательских центров».

Как отметил председатель правления Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров России Захар Голант, намечен следующий этап развития кластерной политики, когда участники кластеров помимо потребности в кадрах, заявляют о необходимости специализированных сервисов, связанных с расширением линейки продукции и инжинирингом. В свою сп очередь, замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова призвала участников территориальных инновационных кластеров включиться в совместную работу над формированием инструментов поддержки фармацевтических проектов на ранних стадиях.

В составе инновационного территориального кластера «Фармацевтика и медицинская техника» 264 компании, из них ^ 43 — резиденты Особой экономической зоны «Томск», 13 — компании и организации Академгородка. «Якорными» пред-Ад приятиями кластера являются крупные промышленные фармацевтические, медицинские и 1Т-компании, осуществляющие О деятельность на российском и международном рынке, к их числу относятся ООО «Артлайф» с крупнейшей мировой сетью распространения фармацевтических препаратов и БАДов, ЗАО «Микран», ЗАО «Элекард Девайсез», ЗАО «ЭлеСи», ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм», ООО «Солагифт», ООО «МОЙЕ-Керамик Импланте», ОАО НИИПП.

СП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.