роль российских корпораций в обеспечении экономического
роста
_Аннотация
В статье рассматриваются особенности становления и функционирования корпоративного сектора в российской экономике. Выявлены масштабы огосударствления экономики и проанализированы причины возникновения государственных корпораций в России и результаты их деятельности. Выделены отрасли, где широко представлены государственные и частные корпорации,
проведен сравнительный анализ эффективности их функционирования__
Ключевые слова: акционерная собственность, приватизация, корпоративное управление, корпоративные модели, государственная корпорация, государственная компания, частная корпорация_
В современных условиях корпорации играют решающую роль в развитии экономики, обеспечивая ее экономический рост и высокую конкурентоспособность. Крупные корпорации в различных странах нередко контролируют целые отрасли производства, торговлю, поставки сырья, вывоз капитала, потоки инвестиций, обеспечивают модернизацию не только в рамках национальной экономики, но и за ее пределами.
Становление корпораций в российской экономике
В зарубежной и в российской экономической литературе понятие «корпорация» имеет множество интерпретаций. Однако существует ряд общих признаков, позволяющих определить корпорацию, среди которых наличие статуса юридического лица, долевая собственность, сосредоточение функций управления в руках менеджмента, согласованная деятельность. В отечественном законодательстве термин «корпорация» не определен (есть только понятие «государственная корпорация») и чаще всего она отождествляется с акционерным обществом.
Хаматханова Амаль Муратовна
аспирантка
экономического
факультета,
Московский
государственный
университет имени
М.В.Ломоносова
iamak@yandex.ru
в отличие
орпораций в российской
специфично
обес П
IV! V.
ског Ч
В отличие от зарубежных стран становление корпораций в российской экономике весьма специфично. В основе их возникновения лежал процесс разгосударствления, обусловленный высоким уровнем монополизации советской экономики, усложненный острым дефицитом денежного капитала.
Формированию акционерной формы собственности в индустриальной России способствовало множество факторов. В их числе высокий уровень монополизации советской экономики, усиленный управлением из единого экономического центра. Становление акционерной (а не индивидуальной) собственности на крупные объекты реального сектора было обусловлено еще и дефицитом денежного капитала, который заведомо не мог быть накоплен в советский период. Процесс преобразования отношений собствен-ости осуществлялся посредством приватизации объектов государственной собственности, важнейшим способом которой явилось акционирование бывших ПО и НПО, завершившееся концентрацией крупных пакетов акций в руках заводского менеджмента приватизируемого предприятия. Часть акций была продана ЧИФами, а также на нежных аукционах и конкурсах. кционирование носило ярко выраженный номенклатурный характер. Оно было проведено в интересах «красных директоров», получивших реальную возможность стать собственниками приватизируемых предприятий и не допустить прихода новых собственников. Акционированием предусматривалось три варианта льгот трудовому коллективу. Однако 70% предприятий выбрали возможность приобрести контрольный пакет акций без предоставления льгот.
Этапы развития корпоративного сектора
Российская модель корпоративного управления в ходе акционирования приобретала черты как аутсайдерской, так и инсайдерской модели. Инсайдерская модель предполагает, что акции должны быть сосредоточены внутри трудового коллектива, но при этом рассеяны среди всех его членов. Однако сокращение реальных доходов
населения в условиях гиперинфляции, административные меры, запрещавшие трудовому коллективу продавать акции аутсайдерам под угрозой увольнения, лишения пенсионных и других социальных выплат, а также неликвидность акций приватизируемых предприятий в условиях неразвитости фондового рынка способствовали консолидации крупного пакета акций в руках заводского менеджмента.
И напротив, денежный этап приватизации 19941997 гг. характеризовался активным участием аутсайдеров, представленных в основном финансовыми структурами. Формально данный этап приватизации должен был способствовать привлечению денежных средств в бюджет и инвестиций на предприятия, которые столкнулись с их острым дефицитом. Было проведено 12 залоговых аукционов.
По итогам денежного этапа приватизации, в России модель корпоративного управления сохранила черты инсайдерской модели, изменения заключались в появлении новых собственников. Они были представлены акционерами-аутсайдерами, сумевшими за короткий срок накопить денежный капитал посредством торговой и банковской деятельности. Их доля увеличилась за счет сокращения доли менеджеров-инсайдеров. Консолидированный пакет акций в руках новых собственников-аутсайдеров сохранился и поныне. Следующий важный этап в развитии корпоративного сектора наметился в 2007 г. и охарактеризовался созданием в России крупных государственных корпораций (ГК). На основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией «признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций» [1]. Согласно этому закону, имущество, переданное государственной корпорации РФ, является ее собственностью. Фактически собственностью распоряжается руководство госкорпорации. Однако использование данного имущества и осуществление какой-либо предпринимательской деятельности государс-
российская модель
корпоративного_
управления в ходе акционирования приобретала черты как аутсайдерской, так и инсайдерской модели_
спорным
о некоммерческом
_характере
государственных
извлекающих _прибыль
обес
>скт пп
твенными корпорациями должны соответствовать целям их создания. По существу, это означает размывание прав собственности, когда корпорация является государственной, а имущество, переданное ей, перестает принадлежать государству. Спорным является вопрос и о некоммерческом характере государственных корпораций, функционирующих в реальном секторе и конкурирующих с частным сектором и, при этом, извлекающих прибыль.
Необходимо отметить, что из-за схожести определений государственных корпораций и госкомпаний, а также нечеткости их формулировок в вышеперечисленном ФЗ эти термины зачастую отождествляются. Однако это не совсем правомерно, т.к. государственные корпорации обладают широкими управленческими возможностями в отношении их имущества, тогда как государственные компании не всегда наделяются таки-и полномочиями. Согласно вышеупомянутому Федеральному закону «О некоммерческих органи-ациях», имущество, переданное госкорпорации, является ее собственностью. В отличие от государственных корпораций госкомпаниям госимущество может передаваться либо в собственность, ибо в доверительное управление, т.е. для госком-аний уточняются виды имущества, на которые раво собственности не распространяется.
Создание, организационная деятельность и цели госкорпораций
Помимо Федерального закона «О некоммерческих организациях», деятельность государственных корпораций, касающаяся вопросов ответственности ГК, их имущества и обязательств, регулируется принятыми в соответствии с этим ФЗ рядом нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также иными законодательными актами РФ. Вопросы, затрагивающие создание, организационную деятельность и ответственность госкорпораций, регулируются специально принятыми федеральными законами, например, Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и другие. Среди государственных корпораций в России, созданных до 2007 г., стоит выделить Агентство
по реструктуризации кредитных организаций (создано в 1999 г., ликвидировано в 2004 г.) и Агентство по страхованию вкладов (создано в 2003 г.). Начиная с 2007 г. были организованы следующие госкорпорации: «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), «Российская корпорация нанотехнологий» («Роснано»), «Фонд содействия жилищно-коммунального хозяйства», «Олимпстрой», «Ростехнологии» (ГК по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции), «Росатом», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация» и многие другие. Приоритетной целью государственных корпораций в отличие от частных являются не финансовые показатели, а социальные, политические, общенациональные. Однако неопределенность «общественно-полезных» целей в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» создает трудности контроля над выполнением возложенных на ГК функций.
Зарубежный опыт показывает, что государственные корпорации, как правило, возникают в стратегически важных отраслях (авиастроение, нефтегазовая отрасль, оборонно-промышленный комплекс, ЖКХ, телекоммуникации и т.д.), не всегда привлекательных для частного капитала из-за большой капиталоемкости, малой прибыльности, рискованности и медленного оборота капитала. Среди примеров успешных государственных компаний в мире стоит выделить авиакомпанию «Emirates» и портового оператора «Dubai Ports World» в ОАЭ, китайскую телекоммуникационную компанию «China Mobile», южнокорейскую корпорацию «Корейские железные дороги», Федеральную корпорацию по страхованию депозитов в США и другие. Появление государственных корпораций сопряжено с провалами рынка и нестабильностью экономики. Государственная собственность не вытесняет частную, но занимает экономические ниши, назначение которых требует производства общественных благ (оборонно-промышленный комплекс, инфраструктура, природные ресурсы,
вопросы, затрагивающие создание, организационную
деятельность_
и ответственность госкорпораций,
регулируются_
специально_
принятыми_
федеральными_
законами_
зарубежный опыт , что
государственные орпорации, как правило, возникают _в стратегически
важных отраслях
обес
)
скт I
наука, медицина, образование, социальная защита населения), подлежащих совместному потреблению и, следовательно, создаваемых всем обществом. Деятельность государства выходит за пределы этих отраслей в экстремальных условиях (войны, кризиса и т.д.), а по мере их преодоления государственная собственность полностью или частично ликвидируются посредством приватизации. Таким образом, соотношение государственной и частной собственностей в экономике должно быть оптимальным, чтобы частная собственность могла реализовывать свой бизнес-потенциал.
В России государственные корпорации возникли в целях повышения конкурентоспособности и инновационного развития стратегических отраслей, эффективности и гибкости управления государственными активами, а также обеспечения национальной безопасности. За счет нвестирования средств государственными кор-орациями в инновации и исследовательские азработки планировалось обеспечить экономический рост. Для каждой государственной корпорации цели создания прописывались отдельно. Так, целью создания корпорации «Росатом» вилось осуществление государственной поли-ки в области атомной энергетики, безопасное ункционирование и развитие данной отрасли, осуществление мирового сотрудничества в этой сфере, а также развитие атомной науки и техники [2].
Вместе с тем, следует обозначить и трудности функционирования, с которыми сталкивается частный корпоративный сектор в России. К ним относятся: проблема защиты прав собственности, коррупция, выборочный инфорсмент, рей-дерство, административные барьеры, проблема доступа к капиталу, нехватка новых технологий и инноваций, дефицит квалифицированного персонала, высокий износ основных фондов, конкуренция со стороны иностранных фирм и т.д. Однако все эти проблемы преодолимы при соответствующей государственной политике в области защиты прав собственности, усовершенствовании законодательства, прозрачности и информационной открытости.
/Л Ж к_
российское предпринимательство, № 11(257)/июнь 2014
Масштабы огосударствления предприятий в России
Согласно официальной статистике из общего числа организаций и предприятий, зарегистрированных на конец 2012 г., на государственную собственность приходится всего 2,3%, тогда как на частную собственность - 85,9% [3]. Несмотря на то, что государственная собственность сокращается по сравнению с 2005 г. (3,4%), она сохраняется в стратегически значимых отраслях и представлена крупнейшими государственными компаниями, такими как Газпром, Роснефть, ВТБ, Сбербанк и др. По официальным данным на 1 января 2013 г., представленным в Программе приватизации, в федеральной собственности значилось 1795 федеральных унитарных предприятий и 2337 акционерных обществ (АО) [4]. Из них в федеральной собственности находится: в 1256 АО - 100% акций, в 100 АО - от 50 до 100% акций, в 227 АО - от 25 до 50% акций, в 754 АО - от 25% акций и менее. Согласно данным World Bank, доля государства в ВВП страны (включая все расходы государства, за исключением затрат на военную индустрию, включенных в формирование государственного капитала) в 2012 г. составила 19% против 21% в 2009 г. [4]. Однако если взять все формы участия государства в экономике, то цифра получится гораздо выше. Так, в 2009 г., по оценке зам. министра минэкономразвития А. Клепач, государственная доля в ВВП была равна 45-50%. При этом доля государственных компаний в индексе РТС в 2013 г. составила 49% (для сравнения в 2009 г. - 64%) [4]. По рыночным критериям государственная собственность в России чрезмерна.
Средняя капитализация государственных компаний в нефтегазовой отрасли по данным Росимущества в 2013 г. составляет 35,7 млрд долл. (в 2007 г. - 82 млрд долл.), в транспорте -1,7 млрд долл. (в 2007 г. - 3,3 млрд долл.), в финансовых институтах - 27 млрд долл. (в 2007 г. -42,7 млрд долл.). Средняя капитализация частных компаний в нефтегазовой отрасли составляет 20,3 млрд долл. (в 2007 г. - 21,9 млрд долл.), в транспорте - 0,9 млрд долл. (в 2007 г. - 1,9 млрд руб.), в финансовых институтах - 2,3 млрд долл. (в 2007 г. - 4,2 млрд долл.) [4].
в России
государственные
в целях повышения конкурентоспособности иинноваци-
все... проблемы
_преодолимы при
соответствующей государственной
политике в области защиты прав
собственности
стг в
Согласно исследованию аналитиков банка BNP Paribas в 2012 г., в нефтедобывающей отрасли государственным компаниям принадлежало около 40-45%, в транспортном секторе доля госсобственности составляла 73%, в банковском -49% [5]. По данным Росстата на 2012 г., госсектор в отрасли услуг связи был равен 13,8%, в производстве и распределении воды, электроэнергии и газа -25,8% (в 2009 г. - 14%), в газовой промышленности - 48%, в судостроении, производстве летательных и космических аппаратов - 57%. Возросла доля госсобственности и в добыче полезных ископаемых - от 10-11% в 2009-2010 гг. до 16,5% в 2012 г. [5]. Статистические данные наглядно демонстрируют отрасли, где преобладают государственные компании. Среди них авиастроение («Объединенная авиастроительная компания», «Оборонпром»), автомобилестроение («Автоваз», «КАМАЗ»), обо-онно-промышленный комплекс (Ростехнологии, боронсервис и др.), космический сектор Российская корпорация ракетно-космическо-о приборостроения и информационных систем»), финансы и кредит, страховое и пенсионное обеспечение (ОАО «Сбербанк», ОАО «Газпромбанк», ВТБ, Внешэкономбанк, «Росгосстрах»), судостро-ие («Объединенная судостроительная корпо-ция» и др.), электроэнергетика («РусГидро», Росатом», «ИНТЕР РАО ЕЭС» и др.), транспорт и связь («Ростелеком», «Автодор», «Транснефть», «РЖД», «Почта России», «Аэрофлот» и т.д.), наука («Роснано»), добыча и первичная переработка сырья («АЛРОС», «Газпром нефть», «Газпром», «Роснефть» и др.).
Вопросы передачи госкорпораций в частный сектор
Многие перечисленные сферы деятельности, в которых функционируют государственные корпорации, могли быть переданы частному сектору. Таковы отрасли промышленности в границах гражданского комплекса, банковское дело, строительство. Также это касается естественных монополий, подвергшихся рыночному реформированию в развитых странах на исходе ХХ в. в целях передачи в частные руки рыночного сегмента. Однако нецелесообразность передачи нефтегазо-
вых компаний в частные руки обусловлена глубокой сырьевой зависимостью экономики России, когда источники бюджета страны зависят от нефтегазовых доходов и налогов государственных корпораций. Другие сферы деятельности - фундаментальная наука, экология, отрасли инфраструктуры не представляют интереса для частного сектора, а потому традиционно для современной рыночной экономики развиваются за счет государственных средств.
Частный сектор в России концентрируется в следующих отраслях: пищевая («Вимм-Билль-Данн», ОАО «Группа Черкизово», ОАО «Синергия»), легкая («Восток-сервис», Альянс «Русский текстиль»), угледобывающая промышленность («СУЭК», «Кузбассразрезуголь», «Полосухинская»), черная и цветная металлургия («Норильский никель», ОАО «Северсталь», «Русал», ОАО «Мечел», ОАО «ЧТПЗ», ОАО «Трубная металлургическая компания» и др.), торговля и строительство. Собственниками крупных частных компаний в пищевой промышленности являются иностранные компании. Так, предприятие «Вимм-Билль-Данн» принадлежит американской компании PepsiCo, ОАО «Группа Черкизово» - компаниям MB Capital Partners и JPMorgan Chase Bank, предприятие «Snickers» принадлежит американской компании Mars Incorporated, «Danone Group» является французской компанией и т.д.
Эффективность деятельности государственных корпораций
Создание «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) было обусловлено кризисом отрасли гражданского авиастроения, отсутствием инвестиций в ней, острой необходимостью обновления парка гражданских самолетов. В состав ОАК вошли 16 авиастроительных компаний и заводов. Среди стратегических целей создания ОАК были выделены следующие [6]: к 2025 г. достижение 10% доли мирового рынка в гражданской авиации и свыше 50% внутреннего рынка; увеличение объема общей выручки с 4 до 12-14 млрд долл. в годовом исчислении к 2015 г. и 20-25 млрд долл. к 2025 г.; увеличение поставок гражданских самолетов до 180 штук (относительно 2011 г. увеличение в
на 1 января 2013 г.
собственности
значилось 1795
обес щ
_ л
по рыночным
критериям
_государственная
_собственность
в России чрезмерна
26 раз) и военных самолетов в количестве 130 штук (увеличение в 1,4 раза) к 2025 г. Разработанная в 2012 г. государственная программа РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.» предусматривает инвестиции в авиационную промышленность в объеме 1,7 трлн руб. в ценах соответствующих лет (свыше 50 млрд долл.). Для сравнения, капитализация крупнейшей американской компании Boeng в 2012 г. составила 84 млрд долл. [7], а европейской компании Airbus -55,6 млрд долл. Таким образом, инвестиции в российское авиастроение сопоставимы со стоимостью или превышают стоимость компаний-гигантов, что вызывает вопрос о правомерности и реальности таких затрат. Согласно отчетам ОАК за 2012 г. [8], выручка составила 171 млрд руб., то есть свыше 5 млрд долл. (для сравнения, в 2009 г. выручка составляла 98,5 млрд руб.), а поставки заказчикам гражданских самолетов за 2012 г. -22 самолета (в 2010 г. - 7 самолетов). Отсюда можно делать вывод, что стратегические цели ОАК к 2015 г. недостижимы. Поставки зарубежных компаний, например, Boeing [9] и Airbus [10], занимающих доминирующее положение в мировой отрасли авиастроения, свыше 40% каждая, составили в 2012 г. 601 и 588 самолетов соответственно, что ишь подтверждает неэффективность функцио-ирования ОАК.
сли проанализировать деятельность ГК «Олимп-строй», то, несмотря на успешность проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, общие затраты на проведение олимпиады превысили 1,5 трлн руб., что в пять раз превышает первоначальную смету в 2007 г. (300 млрд руб.) [11]. За период строительства олимпийских объектов 4 раза сменилось руководство, заводились уголовные дела, растягивались сроки строительства и росла смета расходов. Минувшие олимпийские игры признаны самыми дорогими за всю историю их проведения. Такие затраты в условиях риска неокупаемости и невостребованности объектов Олимпиады по ее завершению, огромное бремя, ложащееся на бюджет и налогоплательщиков, заставляют усомниться в целесообразности функционирования данной корпорации [12]. Не оправдался прогноз и на привлечение иностранных
инвесторов, финансирование объектов производилось в основном за счет российского бюджета. ГК «РЖД» создавалась с целью удовлетворения рыночного спроса на перевозки, повышения эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему [13]. Согласно проверке, проведенной Счетной палатой в 2014 г., были выявлены провалы в реформировании железнодорожной отрасли. В их числе стоит выделить: блокировку развития конкуренции в перевозках грузов, низкий уровень технической оснащенности сети железных дорог, высокие тарифы, недостаток железнодорожного оснащения в ряде регионов, высокая изношенность грузовых вагонов и локомотивов, отсутствие доступа значительной доли населения к транспортным услугам инфраструктуры и т.д. [14]. При этом выплаты членам компании в 2012 г. составили 2,5 млрд руб. (в 2011 г. - 1,79 млрд руб.), тогда как чистая прибыль снизилась более чем на половину и составила в 2012 г. 78 млрд руб. [15]. Несмотря на заморозку тарифов, инвестиции в 2014 г. составили 392,8 млрд руб. [16].
Выявленные недостатки в деятельности государственных корпораций
Обобщая недостатки в деятельности государственных корпораций, необходимо выделить следующие: рост коррупции и полная безответственность перед обществом, отсутствие конкурентной среды, вытеснение частных компаний из отрасли, которые могли бы занять достойное место, неэффективность и консервативность государственного и административного управления и т.д. Так, безвозмездная передача имущества государственным корпорациям при отсутствии должного контроля со стороны государства способствует оппортунистическому поведению их топ-менеджеров. Кроме того, последние имеют реальную возможность для вывода государственных средств в целях личного обогащения, что достигается, например, на основе льготного кредитования и субсидирования ГК и иных форм государственного содействия путем завышения затрат на закупки, строительство и ремонт.
нецелесообразность передачи
нефтегазовых_
компаний в частные руки обусловлена глубокой сырьевой
зависимостью_
экономики России
другие сферы
аука, экология, отрасли
_инфраструктуры
_не представляют
_интереса
_для частного
_сектора
обес
ског §
Все это усугубляется отсутствием действенного контроля над менеджментом государственных корпораций, эффективного способа оценки результативности их управления, высокой доли риска и неопределенности инвестиционных проектов и поставленных задач, отсутствием санкций за их невыполнение, жесткого контроля за расходованием государственных средств. Более того, монопольное положение государственных корпораций способствует консервации отрасли ввиду слабой мотивации к эффективному инвестированию. Кроме того, государственные корпорации (в их числе «Роснефть») демонстрируют самый высокий уровень вознаграждения топ-менеджмента в России, что противоречит самой цели создания госкорпораций. Так, в 2013 г., согласно рейтингу наиболее высокооплачиваемых генеральных директоров, подготовленному журна-ом Forbes [17], суммарное вознаграждение топ-енеджеров в «Роснефть» за 2012 г. составило 92,6 млн долл. (причем глава компании И. Сечин заработал 50 млн долл. и стал самым высокооплачиваемым гендиректором в России в 2012 г.). Данная компания не является исключением, кроме ее еще 12 государственных компаний с возна-аждением 226 млн долл. (в 2012 г. 11 госкомпаний общим вознаграждением 147 млн долл.) вошли в рейтинг Forbes.
Частные компании также выплачивают вознаграждения, но они значительно ниже вознаграждений государственных компаний. Так, в 2013 г., согласно Forbes, они выплатили 99 млн долл. (в 2012 г. -97 млн долл.). Для сравнения, частная компания «ЛУКОЙЛ» выплатила в первом полугодии 2013 г. членам правления премии на сумму 2,166 млрд руб. (69 млн долл).
Рекомендации по совершенствованию деятельности госкорпораций
Среди рекомендаций, представленных в 2008 г. в докладе «Государственные корпорации в современной России» Экспертным советом при комитете Совета Федерации РФ по промышленной политике [2] и направленных на совершенствование деятельности государственных корпораций, стоит отметить следующие:
- возвращение властных, правоприменительных функций ГК государству;
- принятие единого кодекса правил для всех руководящих органов государственных корпораций;
- разработка и реализация программы акционирования с последующей приватизацией государственных корпораций.
Необходимо качественное управление в ГК, способное довести до реализации управленческие решения и осуществить контроль за исполнением этих решений на всех уровнях. Кроме того, из-за низкой прозрачности большинства государственных корпораций и неэффективного корпоративного управления в них, согласно международной практике корпоративного управления, предлагается увеличить количество независимых директоров (не менее четверти в совете директоров) в ГК. Последняя рекомендация вызывает сомнение при наличии служебной зависимости независимых директоров от топ-менеджмента в государственных компаниях. Учитывая масштаб затрат на государственные корпорации из бюджета, целесообразным будет направить эти средства на снятие барьеров для частного бизнеса.
Выводы
1. Государственные корпорации играют существенную роль в экономике, концентрируясь в стратегически значимых отраслях экономики, где они занимают монопольное положение. Фактические данные деятельности государственных корпораций наглядно показывают, что цели и задачи, возложенные на государственные корпорации, выполняются не самым эффективным образом.
2. Выявлено множество недостатков в функционировании государственных корпораций, среди которых стоит выделить: рост коррупции, отсутствие конкурентной среды, вытеснение частных компаний из сфер деятельности государственных корпораций, неэффективность и консервативность государственного управления и т.д.
3. Монопольное положение государственных корпораций способствует консервации отрасли, подрывает экономическую мотивацию к неуклонному повышению эффективности функционирования, к наращиванию инвестиций. При этом приро-
создание
«Объединенной_
авиастроительной корпорации» (ОАК) было обусловлено кризисом отрасли гражданского авиастроения_
инвестиции
в российское
авиастроение
сопоставимы
со стоимостью
стоимость
компаний-гигантов
>стгс
да государственной собственности, которая при таких масштабах совместного присвоения обезличивает собственника, ослабляет экономическую мотивацию ее субъектов к эффективному использованию ее объектов. При отсутствии жесткого контроля со стороны государства и общества все это усугубляется безвозмездной передачей имущества государственным корпорациям.
Литература
1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/nekomerz/.
2. Доклад «Государственные корпорации в современной России» по промышленной политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.derrick.ru/?f=n&id=14158.
3. Российский статистический ежегодник 2013 Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vww.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/ catalog/doc_1135087342078.
4. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2014-2016 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rosim.ru/documents/154973.
5. Токарева А. Госсектор в экономике // Журнал «Коммерсантъ Власть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2233355.
6. Основные положения стратегии развития ОАО «Объединенная авиастроительная компания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.uacrussia.ru/ru/corporation/strategy/.
7. Корпорация Boeing: история развития и текущее положение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ekportal.ru/page-id-3188.html.
8. Годовой отчет ОАО «Объединенная авиастроительная компания» для инвесторов за 2012 год - Финансовые итоги 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uacrussia.ru/ ru/investors/reports/annual_reports/.
9. Официальный сайт компании «Boeing». Orders and deliveries [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://active.boeing.com/commercial/orders/ index.cfm?content= displaystandardreport.cfm&pagei d=m25063&RequestTimeout=20000.
10. Официальный сайт компании «Airbus». Airbus Summary Results 1989-2013 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.airbus.com/presscentre/ corporate-information/key-documents/.
11. Пастушин А. Стоимость сочинской олимпиады превысила 1,5 трлн руб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rbcdaily.ru/ market/562949985651475.
12. Соколов А.А. Инсайдерский контроль и инвестиции ГК «Олимпстрой» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/68evn412.pdf.
13. ОАО «РЖД» сегодня - миссия компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rzd.ru.
14. Счетная палата: России не хватает железных дорог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/10/02/2014/904366.shtml.
15. Отчетность компании «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/ public/ru?STRUCTURE_ID=32#2.
16. Галлямова Ю. ОАО РЖД учится экономить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kommersant.ru/doc/2337389.
17. Березанская Е. Государева щедрость // Журнал «Forbes». - 2013. - № 12 (117). - С. 072-073.
AmalM. Khamathanova
Postgraduate of the Faculty of Economic, Lomonosov Moscow State University
The role of Russian corporations in ensuring the economic growth
_Abstract
The article dwells upon the special aspects of the development and functioning of the corporate sector in the Russian economy. Revealed the extent of the nationalization of the economy and analyzed the causes of state corporations in Russia and the results of their activities. Selected industry where widely represented public and private corporations, the comparative analysis of efficiency of their functioning.
Keywords: joint-stock property, privatization, corporate management, corporate models, state-owned corporation, state-run company, private corporation