Научная статья на тему 'Значение государственных компаний в стратегическом планировании развития экономики России'

Значение государственных компаний в стратегическом планировании развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE CORPORATIONS / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонова Ю. В., Смирнова О. О.

В статье описывается, что взаимосвязи отраслевых стратегий, плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием и государственных программ Российской Федерации определены федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Однако практика говорит о слабой увязке стратегических документов государственных компаний с отраслевыми и региональными стратегическими документами, а главными критерием оценки деятельности госкомпаний сегодня являются показатели финансовой эффективности госкомпаний. Доказано, что встроенность стратегий государственных компаний в систему стратегического планирования в России является важной задачей сбалансированности всей экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонова Ю. В., Смирнова О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSION OF STATE-OWNED COMPANIES IN STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

In the article you can follow next questions. Relationships sectoral strategies, planning and program-targeted documents state corporations, state-owned companies and joint stock companies with state participation and state programs of the Russian Federation defined by the federal law "On the strategic planning in the Russian Federation." However, experience suggests a weak linkage of strategic documents state companies with branch and regional strategic documents, as the main criterion for evaluation of state-owned companies are now state-owned financial performance indicators. In this regard, strategies embeddedness of state companies in strategic planning in Russia is an important task balancing the entire Russian economy.

Текст научной работы на тему «Значение государственных компаний в стратегическом планировании развития экономики России»

Проблемы экономики и менеджмента

Ю.В. Симонова

Управляющий делами, НОУВПО «АкадемияМНЭПУ»,

г. Москва

О. О. Смирнова

д-р экон. наук, доцент, директор Центра стратегического управления и методологии пространственного развития, ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС),

г. Москва

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация. В статье описывается, что взаимосвязи отраслевых стратегий, плановых и программно- целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием и государственных программ Российской Федерации определены федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Однако практика говорит о слабой увязке стратегических документов государственных компаний с отраслевыми и региональными стратегическими документами, а главными критерием оценки деятельности госкомпаний сегодня являются показатели финансовой эффективности госкомпаний. Доказано, что встроенность стратегий государственных компаний в систему стратегического планирования в России является важной задачей сбалансированности всей экономики России.

Ключевые слова: государственные корпорации, стратегическое планирование, стратегическое управление.

Yu.V. Simonova, IIUEPS Academy, Moscow

O.O. Smirnova, Council for the Study of Productive Forces, Moscow

MISSION OF STATE-OWNED COMPANIES IN STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

Abstract. In the article you can follow next questions. Relationships sectoral strategies, planning and program-targeted documents state corporations, state-owned companies and joint stock companies with state participation and state programs of the Russian Federation defined by the federal law "On the strategic planning in the Russian Federation." However, experience suggests a weak linkage of strategic documents state companies with branch and regional strategic documents, as the main criterion for evaluation of state-owned companies are now state-owned financial performance indicators. In this regard, strategies embeddedness of state companies in strategic planning in Russia is an important task balancing the entire Russian economy.

Keywords: state corporations, strategic planning, strategic management.

С 11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а 30 июня 2015 г. вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.

№ 7 (47) - 2015

53

Проблемы экономики и менеджмента

В то же время, анализ показывает, что многие отраслевые стратегии не имеют свои территориальные проекции, что вызывает серьезные вопросы по поводу распределения федеральных финансовых ресурсов по территории страны и достижения необходимого синергетического эффекта для развития регионов. Необходимо отметить, что сегодня стратегии отраслей экономики и социальной сферы в большинстве своем сформированы по отраслевому принципу, где под отраслью экономики понимается совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.

Очевидно, что развитие многих регионов зависит от развития крупных компаний на их территории. Правительство России рассматривает стратегические документы и утверждает инвестиционные программы крупнейших корпораций, естественных монополий, которые являются государственными или имеют в своем капитале значительную долю государственного участия. Они по своему масштабу вовлечены в системы государственного прогнозирования и планирования на федеральном уровне и уровне субъектов и, следовательно, также должны иметь региональный разрез. Тем более что планы регионального развития инфраструктурных монополий - это едва ли не самый важный фактор для развития многих субъектов. В этой связи, определенность с направлением и темпом развития деятельности государственных корпораций, государственных компании и акционерных обществ с государственным участием (далее - госкомпании) в регионе позволит существенно повысить качество планирования на региональном уровне. Исключительно важно согласование планов крупных компаний и корпораций и иных стратегических документов федерального и регионального уровня в связи с тем, что инвестиции должны направляться на реализацию приоритетных проектов в регионах, выбираемых с учетом целей федеральной стратегии в развитии страны.

В связи с вышеуказанным, вопрос о роли стратегических планов госкомпании в деятельности субъектов Российской Федерации является исключительно важным, а совместные согласованные усилия по достижению целевых показателей социальноэкономического развития Российской Федерации и ее регионов являются одним из базовых требований реализации федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», что и требуется реализовать на практике.

Государством предпринимались и предпринимаются разной степени системности попытки упорядочения стратегического планирования как на уровне органов государственной власти, так и на корпоративном уровне компаний с государственным участием.

С начала 2000-х годов Министерство экономического развития и Росимущество (и их предшественники МЭРТ и РФФИ) провели несколько «волн» разработки и внедрения в деятельность госкомпании процессов стратегического планирования, подготовки и реализации стратегических документов. Однако на настоящий момент ни одна из указанных инициатив не была полностью воплощена в жизнь.

54

№ 7 (47) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Исторически, первой была задача осуществить перевод компаний с государственным участием на процедуры бизнес-планирования. Однако, узкое понимание бизнес-планирования для государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием привело к тому, что зачастую мало внимания уделялось основным целям деятельности госкомпаний, для реализации которых данные госкомпании и были созданы. В рамках краткосрочного и среднесрочного горизонтов планирования решались не фундаментальные задачи, в соответствии с целями и задачами развития Российской Федерации, а планы, определенные стилем управления конкретной команды топ-менеджмента.

Министерство экономического развития Российской Федерации и Росимущество в период с 2008 по 2014 гг. сформировали несколько пакетов рекомендаций и указаний, особо из которых надо отметить:

- рекомендации по формированию стратегий развития ФГУП: Приказ

Министерства экономического развития РФ от 18 ноября 2011 г. № 683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет»;

- рекомендации по стратегиям компаний с государственным участием: письмо Росимущества РФ от 27.03.2012 № ГН-15/9084 «О целевом управлении»;

- рекомендации по подготовке долгосрочных программ развития компаний с государственным участием: «Методические рекомендации по разработке долгосрочных программ развития стратегических открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает пятьдесят процентов»;

- рекомендации по подготовке программ инновационного развития: «Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий» и «Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий», «Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов»;

- рекомендации и указания по подготовке программ повышения эффективности отдельных функциональных областей (энергосбережение и повышение энергетической эффективности, управление активами): «Методические рекомендации по разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципальных образований» и «Методология определения профильности активов»;

№ 7 (47) - 2015

55

Проблемы экономики и менеджмента

- методические указания по разработке системы ключевых показателей эффективности: «Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов».

Результатом реализации данных пакетов документов стали «стыковка» с реальным состоянием системы управления государственным имуществом и учет роли государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием в достижении экономических результатов в экономике страны. Однако осталась несогласованность горизонта планирования. Перечень вышеуказанных нормативных актов ввел в официальный оборот государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием одновременное применение понятий «стратегия», «программа»,

«долгосрочная программа развития», «дорожная карта», «среднесрочная стратегия», «среднесрочный план реализации программы» и пр., что создало новую путаницу и противоречия.

Отсутствие сбалансированного дерева стратегических целей на федеральном уровне, а также наблюдаемая ситуация конфликтов целей госкомпании, высказываемых различными представителями государства, реализующими функции собственника в отношении компаний с государственным участием привело к невозможности выстраивания госкомпаниями долгосрочных стратегических планов и стратегий, сбалансированных с развитием отраслей и регионов Российской Федерации.

Важнейшим компонентом бизнес-модели компаний с государственным участием является использование государственных ресурсов в той или иной форме как инструмента развития.

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определил взаимосвязь документов стратегического планирования Российской Федерации со стратегическими документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием:

- статья 19. Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации, п. 2: «Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием»;

- статья 21. Стратегии социально-экономического развития макрорегионов, п. 2: «Стратегии социально-экономического развития макрорегионов разрабатываются и

56

№ 7 (47) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период».

Также, говоря об отраслевых стратегических документах в системе стратегического планирования, нельзя отставить без внимания положения ст. 43 «Реализация документов стратегического планирования на федеральном уровне», закона № 172-ФЗ: «Положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации в части целей, задач и приоритетов развития отраслей экономики и сфер государственного управления детализируются в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период».

В соответствии с законом 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» необходимо привести в соответствие действующие документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона необходимо до 1 января 2017 года (ст. 47, 172-ФЗ). Последующий анализ покажет - насколько реализуемы требования, предъявляемые Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», к стратегиям госкомпаний на современном этапе.

Анализ стратегических документов госкомпаний, а также нормативные правовых актов, регламентирующих создание и деятельность таких компаний, позволяют делать следующие выводы.

Во-первых, результаты работы госкомпаний по вопросам стратегического планирования своей деятельности свидетельствуют, что основа для планирования заложена и дает первые плоды. На первый взгляд, результат не слишком впечатляющий и есть отдельные системные несоответствия, но, тем не менее, проделанный анализ дает повод для осторожного оптимизма. В первую очередь обращают на себя внимание инновационные программы государственных компании и акционерных обществ с государственным участием. Прямое понуждение корпораций к инновационному планированию своим основным акционером - государством - уже приносит свои плоды. Речь идет о поручении Президента России (№ Пр-307 от 31 января 2011 года), согласно которому госкомпании были обязаны разработать программы

№ 7 (47) - 2015

57

Проблемы экономики и менеджмента

инновационного развития (ПИР), предусмотрев значительное расширение расходов на НИОКР. Также Правительство Российской Федерации одобрило предложения по применению ключевых показателей эффективности, разработанных во исполнение п. 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.07.2013 № Пр-1474 Рабочей группой в составе представителей Росимущества и Минэкономразвития России, а также утвержденных Экспертно-консультационным советом при Росимуществе «Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов».

Однако серьезной проблемой для развития инновационной деятельности многих госкомпаний является дефицит «стратегического видения», а многие госкомпаний до настоящего времени не имеют долгосрочных стратегий развития, которые зачастую подменяются среднесрочными и краткосрочными программами развития бизнеса.

Во исполнение директив Правительства Российской Федерации о разработке долгосрочных программ развития госкомпаний были разработаны и утверждены советами директоров компаний долгосрочные программы развития. Однако, как уже отмечалось выше, определенная путаница в терминологии и расхождение в терминах, используемых Росимуществом и применяемых в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», приводит и к разным подходам к программам (включая долгосрочные) и к стратегиям разного уровня и горизонта планирования.

Во-вторых, до настоящего времени наблюдается низкая корреляция между федеральными стратегиями и стратегическими документами госкомпаний. Имеющиеся стратегические документы слабым образом встроены в общую систему государственного стратегического планирования. Документы обладают средней степенью взаимосвязанности на федеральном уровне, не говоря уже о корреляции федеральные документа - документы госкомпаний.

Примером может служить горизонт стратегического планирования в стратегиях компаний с государственным участием. Большинство долгосрочных стратегических документов государственные компании и акционерные общества с государственным участием разработаны и утверждены на период до 2020 года, что соответствует горизонту Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Однако существуют стратегии с другими горизонтами планирования (например - Стратегия развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» на период до 2030 года, утв. протоколом заседания Совета директоров ОАО «ОСК» от 30 октября 2013 года № 106СД-П, Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года), которые ориентированы на долгосрочные отраслевые стратегические документы.

Речь идет о комплексе документов планирования государственной компании,

58

№ 7 (47) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

причем ориентироваться документы могут на горизонт планирования одного из документов стратегического уровня профильного ведомства, может быть протяженность жизненного цикла типового инвестиционного проекта, а может быть и горизонт, основанных на методических рекомендациях основного акционера -Российской Федерации в лице Росимущества (в большинстве случаев, 3-5 лет). Вместе с тем следует отметить наличие на государственном уровне документов, которые позволяли ли бы реализовать подход в части единого горизонта планирования для государственных компаний. Подготовлен долгосрочный прогноз социальноэкономического развития до 2030 года, сценарные условия на среднесрочную перспективу актуализируются 2-3 раза в год, утвержден долгосрочный прогноз научнотехнологического развития Российской Федерации до 2030 года.

Можно констатировать, что на федеральном уровне документы, которые могли бы служить целеполаганием для разработки стратегий и программ развития российских компаний с государственным участием слабо коррелируют между собой. Такая практика «приносит свои плоды» в государственно-корпоративном секторе при решении задачи учета максимального количества целей государства при разработке стратегии. Очевидно, что для подготовки стратегических документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием базовым ориентиром должен служить отраслевой документ (отраслевая стратегия), а также указанные в отраслевом документе цели и задачи развития конкретной отрасли экономики.

В-третьих, стратегические документы и стратегии госкомпаний по сути своей также имели разные цели:

- стратегические документы, прямо определяющие цели компании;

- стратегические документы, влияющие на отдельные цели портфеля активов, а также определяющие цели непрофильных активов;

- стратегические документы, отражающие бизнес-модель компании;

- стратегические документы, оказывающие косвенное влияние на деятельность.

Необходимость увязки стратегий развития крупных компаний с

государственным участием с отраслевыми документами стратегического планирования федерального уровня - очевидна. Однако надо учитывать, что деятельность государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием подчиняется не только отраслевым интересам (целям и задачам), но также и задачами управления, формализованными в плане реализации Государственной программы «Управление федеральным имуществом». Данный факт вносит существенные корректировки при подготовке методических рекомендации по разработке долгосрочных программ и стратегий государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, а также в части внедрению системы ключевых показателей эффективности в государственных корпорациях.

Задача основного акционера госкомпаний - Российской Федерации в лице

№ 7 (47) - 2015

59

Проблемы экономики и менеджмента

Росимущества, а также требования реализации Государственной программы «Управление федеральным имуществом» приводят к тому, что базовой целью многих компаний в стратегических документах представлена бизнес-модель компании, а не отраслевые приоритеты и не цели, определенные в нормативно-правовых документах, на основании которых и создавались компании.

Примеров подобных «несостыковок» достаточно. Так, в 2014 году была предпринята попытка заслушивания стратегических документов госкомпаний в Аппарате Правительства Российской Федерации. В соответствии с поручением от 14 марта 2014 г. № АД-П9-1810 был представлен План-график рассмотрения в Правительстве Российской Федерации проектов инвестиционных программ обществ и предприятий, в соответствии с которым инвестиционные программы государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием должны быть заслушаны на заседании Правительства Российской Федерации или совещании у Председателя Правительства Российской Федерации, заседании правительственной комиссии либо Военно-промышленной комиссии. Вместе с тем с точки зрения вопросов государственного стратегического планирования была нарушена последовательность одобрения Правительством внутрикорпоративных документов развития компаний: сначала, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, проходят рассмотрение инвестиционные программы компаний с государственным участием, а затем их долгосрочные программы развития. Стратегии компаний не проходили необходимого предварительного обсуждения, таким образом, был осуществлен переход в область детального планирования до прохождения стадии верхнеуровневого целеполагания. График рассмотрения проектов долгосрочных программ развития компаний вызывал вопросы и с точки зрения приоритетности и взаимозависимости отраслей экономики. Так, приоритетное рассмотрение программ инфраструктурных компаний (ОАО «РЖД», ОАО «Газпром»), по мнению авторов, фактически закрепляет инфраструктурные ограничения как для компаний с государственным участием, так и для развития регионов и отраслей экономики.

Таким образом, при рассмотрении стратегических документов госкомпаний, а также их анализе выявлены следующие особенности плановых и программно-целевых документов:

- несогласованность горизонта планирования;

- одновременное применение понятий «стратегия», «программа»,

«долгосрочная программа развития», «дорожная карта», «среднесрочная стратегия», «среднесрочный план реализации программы» и пр., что создало новую путаницу и противоречия;

- основная цель плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием формирование бизнес модели компании;

- отсутствие сбалансированного дерева стратегических целей на федеральном уровне, что приводит к конфликту целей в программных документах

60

№ 7 (47) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

Сегодня деятельность госкомпаний подчиняется не только отраслевым интересам (целям и задачам), но также и задачами управления, формализованными в плане реализации Государственной программы «Управление федеральным имуществом». Данный факт вносит существенные корректировки при подготовке методических рекомендации по разработке долгосрочных программ и стратегий госкомпаний, а также в части внедрению системы ключевых показателей эффективности в государственных корпорациях.

Таким образом, учитываю требования федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», стратегии компаний с государственным участием должны быть разработаны на основе отраслевых документов с включением показателей, коррелирующихся с такими документами стратегического планирования как:

- стратегия национальной безопасности Российской Федерации;

- стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

- стратегия пространственного развития Российской Федерации;

- стратегиями тех субъектов Российской Федерации, на территории которых ведется деятельность госкомпаний и компаний с государственным участием;

- государственные программы Российской Федерации.

Взаимосвязи отраслевых стратегий, плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием и государственных программ Российской Федерации, определены федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 2.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Показатели, формализованные в реализацию Указов Президента Российской Федерации от 2012 года в государственных программах Российской Федерации, должны найти также отражение в качестве целевых показателей деятельности и в плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 (ред. от 27.12.2014) «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года; Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»); Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Указ Президента РФ от 05.11.1992 № 1333 (ред. от 12.05.1997)

«О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром»; Устав открытого акционерного общества

№ 7 (47) - 2015

61

Проблемы экономики и менеджмента

«Г азпром»; Программа инновационного развития ОАО «Г азпром» до 2020 года.

3. Указ Президента РФ от 22.11.2012 № 1567 «Об открытом акционерном обществе «Российские сети»; Устав открытого акционерного общества «Российские сети» (до 2012 г. - открытое акционерное общество «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний»); Стратегия развития ОАО «Холдинг МРСК» до 2015 года и на перспективу до 2020 года.

4. Программа инновационного развития ОАО «ФСК ЕЭС» до 2016 года с перспективой до 2020 года.

5. Устав Открытого акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы»; Программа инновационного развития ОАО «СО ЕЭС» на 2012^2016 годы и на период до 2020 года.

6. Программа инновационного развития ОАО «РусГидро» на 2011-2015 годы с перспективой до 2021 г.; Стратегический план ОАО «РусГидро» на период до 2015 года и с перспективой до 2020 года.

7. Постановление Правительства РФ от 14.08.1993 № 810 (ред. от 27.05.1998) «Об учреждении акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть»; Устав открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»; Программа стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года; Программа инновационного развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2017 года; Перечень инновационных проектов и направлений научноисследовательских и опытно конструкторских разработок, планируемых ОАО «АК «Транснефть» к реализации в 2011-2020 годах.

8. Программы инновационного развития ОАО «НК «Роснефть» (2011 г); Стратегия развития и долгосрочная программа развития ОАО «НК «Роснефть» до 2030 г. (утверждена Советом директоров ОАО «НК «Роснефть» 09.12.2014 г.).

9. Устав открытого акционерного общества «Зарубежнефть» (ОАО «Зарубежнефть»); Долгосрочная программа развития ОАО «Зарубежнефть» (утверждена Советом директоров ОАО «Зарубежнефть» 21.11.2014 г.); Программа инновационного развития ОАО «Зарубежнефть» на период 2012-2017 гг. (с перспективой до 2030 г.).

10. Программа инновационного развития ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии».

11. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; Стратегия развития Агентства по страхованию вкладов на период до 2015 года (одобрена решением Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 30.11.2010); План основных мероприятий по реализации Стратегии развития Агентства по страхованию вкладов на период до 2015 года, утв. Правлением ГК «Агентство по страхованию вкладов» 23.12.2010.

12. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития»; Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2015-2020 гг.

13. Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

«О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Стратегия развития ГК «Автодор» до 2030 года; Программа инновационного развития государственной компании «Российские автомобильные дороги» на период 2011-2015 гг.

14. Федеральный закон от 1.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; Стратегия открытого акционерного общества «Роснано» до 2020 года; Постановление Правительства РФ от 20.09.2008 № 705 (ред. от 04.10.2013) «О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы)».

62

№ 7 (47) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

15. Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной

корпорации «Ростехнологии»; Стратегия развития государственной корпорации «Ростехнологии» на период до 2020 года; Программа инновационного развития Государственной корпорации «Ростехнологии» период 2011-2020 года.

16. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (утверждена наблюдательным советом государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства 29 апреля 2014 года, протокол № 42).

17. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом

планировании в Российской Федерации»;

18. Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

19. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации: монография. М.: ИД «Наука», 2013. 302 с.

20. Липина С., Чищенко И. Экономическая политика государства в условиях ресурсного изобилия: возможности для роста или стагнации // Экономика. Управление. Право. 2012. № 7-1 (3). С. 5-9.

21. Липина С. А. Евразийские интеграционные экономические процессы: возможности роста // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 15-23.

№ 7 (47) - 2015

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.