Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ФИЛОСОФСКОМУ ПОНИМАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ГОРИЗОНТА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ФИЛОСОФСКОМУ ПОНИМАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ГОРИЗОНТА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ВОСПИТАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОТРУДНИК / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чимаров С.Ю., Бялт В.С.

В представленной статье изложены некоторые суждения относительно целесообразности формирования у сотрудника органов внутренних дел прочных мировоззренческих основ, содержание которых должно корреспондировать универсальным аспектам общемировоззренческого осмысления роли каждого человека в обществе. Уточняя отдельные аспекты философского понимания мировоззрения и его прикладное значение для профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, авторы акцентируют внимание на важности формирования тех жизненных идеалов для личного состава системы МВД России, которые в полной мере соответствуют подлинному предназначению правоохранителя и гражданина своего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Чимаров С.Ю., Бялт В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME REMARKS TO THE PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE WORLD VIEW HORIZON OF THE PERSONALITY OF THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS

The presented article presents some judgments regarding the expediency of forming a solid worldview foundation for an employee of the internal affairs bodies, the content of which should correspond to the universal aspects of the worldview understanding of the role of each person in society. Clarifying certain aspects of the philosophical understanding of the worldview and its applied significance for the professional activities of an employee of the internal affairs bodies, the authors focus on the importance of forming those life ideals for the personnel of the Russian Ministry of Internal Affairs system that fully correspond to the true purpose of a law enforcement officer and a citizen of their Fatherland.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ФИЛОСОФСКОМУ ПОНИМАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ГОРИЗОНТА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ФИЛОСОФСКОМУ ПОНИМАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ГОРИЗОНТА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор В.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-105-107

Аннотация. В представленной статье изложены некоторые суждения относительно целесообразности формирования у сотрудника органов внутренних дел прочных мировоззренческих основ, содержание которых должно корреспондировать универсальным аспектам общемировоззренческого осмысления роли каждого человека в обществе. Уточняя отдельные аспекты философского понимания мировоззрения и его прикладное значение для профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, авторы акцентируют внимание на важности формирования тех жизненных идеалов для личного состава системы МВД России, которые в полной мере соответствуют подлинному предназначению правоохранителя и гражданина своего Отечества.

Ключевые слова: философия, воспитание, мировоззрение, личность, сотрудник, органы внутренних дел.

Мировоззренческая позиция личности сотрудника органов внутренних дел (да-лее-ОВД) в определяющей степени предопределяет его отношение как к самому себе (выступающему в роли гражданина и правоохранителя), так и к результатам своей деятельности на профессиональном «поприще» (др.-слав. «род деятельности, жизненный путь). К определенной мировоззренческой позиции человек приходит под воздействием, как минимум, двух обстоятельств: во-первых, в результате собственных размышлений о смысле жизни и своем месте в окружающем его мире; во-вторых, на основе приобретенного личного жизненного опыта. Не являясь в полном смысле профессиональным философом, каждый человек неосознанно формирует персональную мировоззренческую жизненную позицию, способствующую его ориентации в «хитросплетениях» существующего миропорядка. Воспринимая общее, т.е. придерживаясь позиции «холизма» (от др.-греч. «бХод» - «целый, цельный»), человек многие явления окружающей его действительности детализирует применительно к своему бытию, совершая при этом путь сверху вниз, именуемый в качестве «редукционизма» (от лат.

«reduction - «возвращение», «приведение обратно»).

Уточняя приведенные понятия, следует указать на то, что под холизмом понимается «философия целостности», основные положения изначально были разработаны южноафриканским философом и политическим деятелем Я. Смэтсом. Опираясь на «Метафизику» Аристотеля, именно указанный ученый, опираясь на «Метафизику» Аристотеля и его идею о превышении целого над суммой его частей, впервые ввел в научный оборот дефиницию «холизм» (1926 г.). Определяя приоритет целого по отношению к его частям, холизм противостоит редукционизму, который абсолютизирует принцип редукции, т.е. сведения сложного к простому и высшего к низшему.

Акцентируя внимание на мировоззренческих моментах горизонта видения человеком происходящего вокруг него, важно обратить внимание на фактор обязательности «морального окормления» общей линии поведения человека вообще и сотрудника ОВД, в частности. В этой связи, мы разделяем точку зрения отдельных ученых, констатирующих о том, что моральная ответственность человека высту-

пает в качестве дополнения, а иногда и замены внешнего общественного принуждения внутренним принуждением. Более того и в определенной мере, моральная ответственность суть «перенесенная вовнутрь внешняя ответственность и принуждение посредством общественных порицаний и осуждений без применения физического насилия» [1, с. 44].

С учетом отмеченного важно заметить, что формирование профессионального мировоззрения личности сотрудника ОВД (в контексте его моральной ответственности) относится к разряду основополагающих задач педагогического процесса:

а) для руководящего состава ОВД и научно-педагогического состава образовательных организаций системы МВД России;

б) для самих сотрудников ОВД как обучаемых в системе профессионального образования и самообразования.

В данном случае, под профессиональным мировоззрением личности сотрудника ОВД мы предлагаем понимать систему обширного свода представлений и массива знаний сотрудника об окружающем его мире, о своем месте в нем и воплощенную в область приемлемых для сотрудника ценностей, убеждений и идеалов, проявляемых в его практическом отношении к явлениям социальной и природной действительности. Мы считаем, что указанные ценности, убеждения и идеалы морального плана несомненно имеют «прямой выход» на решение проблемы формирования у сотрудника ОВД чувства и качеств его моральной ответственности перед обществом.

Согласно оценочного суждения доктора философии Ж. Мармасса (Университет Париж-Сорбонна), любое действие следует рассматривать «в моменте моральности с точки зрения своей цели и значения. Они изменчивы, так как действие может состоять в изменении внешней среды (намерение и моральная ответственность), в осо-

знанной инициативе, направленной в той или иной степени на личное счастье (осознанное намерение - интенция - и благополучие), или в действии, совершенном по долгу или злому умыслу (добро и моральное сознание)» [2, с. 37].

Актуальность обращения к теме формирования профессионального мировоззрения сотрудника ОВД предопределяется социальной значимостью его авторитета в обществе. Данный тезис корреспондирует содержанию второго принципа известного английского реформатора - полицеиста Р. Пиля: «способность полиции к выполнению своих обязанностей зависит от фактора доверия общества к необходимости существования полиции, ее действиям и поведению» [3, с. 33]. Нам представляется, что отмеченное суждение составляет квинтэссенцию педагогического смысла всей системы воспитания и обучения личного состава ОВД Российской Федерации.

Исходя из направления нашего исследования, представляется актуальным обратиться к выводу А.Ю. Алексина, отметившего следующее: «Быть ответственным -значит быть сформировавшейся личностью со своими моральными ориентирами и нравственными установками» [4, с. 13].

Подводя итог отмеченному, мы приходим к выводу о целесообразности формирования у сотрудника органов внутренних дел культуры чувств, предопределяющей направленность процесса упрочения его мировоззренческой позиции, в основе которой лежит воспринимаемый личностью идеал, следуя которому человек совершает определенные поступки. Как представляется, подлинная миссия воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел заключается в содействии сотрудникам обрести тот идеал жизненного поведения, который корреспондирует общим представлениям о гуманизме человека и правильному пониманию своей роли в жизни общества.

Библиографический список

1. Махаматов Т.М. Моральная ответственность и гражданственность // Философско-этический альманах «Проблемы этики». - Выпуск V. - Часть I. - 2015. - 242 с.

2. Мармасс Ж. Кто виноват? Действие и обвинения в разделе моральность «Оснований философии права» Гегеля. - С. 30-54. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.su/4VFe (дата обращения: 16.12.22).

3. Чимаров С.Ю. К вопросу о «принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. -№3 (75). - С. 33-34.

4. Алексин А.Ю. Моральная ответственность как педагогическая категория // Сборник статей V всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве» (Самара, 26 октября 2017 г.). - Самара: Изд-во «Самарский государственный социально-педагогический университет. - С. 12-17.

SOME REMARKS TO THE PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING

OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE WORLD VIEW HORIZON OF THE PERSONALITY OF THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The presented article presents some judgments regarding the expediency of forming a solid worldview foundation for an employee of the internal affairs bodies, the content of which should correspond to the universal aspects of the worldview understanding of the role of each person in society. Clarifying certain aspects of the philosophical understanding of the worldview and its applied significance for the professional activities of an employee of the internal affairs bodies, the authors focus on the importance of forming those life ideals for the personnel of the Russian Ministry of Internal Affairs system that fully correspond to the true purpose of a law enforcement officer and a citizen of their Fatherland.

Keywords: philosophy, education, worldview, personality, employee, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.