Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЪЕКТ ПРИВЕДЕНИЯ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СТАТЬЯ 267 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЪЕКТ ПРИВЕДЕНИЯ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СТАТЬЯ 267 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ / БЛОКИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ПУТИ СООБЩЕНИЯ / СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ ИЛИ СВЯЗИ / ОБОРУДОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щетинина Наталья Валерьевна

В статье рассматриваются особенности толкования признаков, характеризующих объект преступного посягательства, предусмотренного ст. 267 УК РФ, исследуются проблемные вопросы квалификации приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения, обусловленные необходимостью его разграничения со смежными составами преступлений, формулируются рекомендации по правильному и эффективному применению указанной нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF INTERPRETATION OF THE SIGNS CHARACTERIZING THE OBJECT OF BRINGING VEHICLES OR MEANS OF COMMUNICATION INTO DISREPAIR (ARTICLE 267 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article deals with the issues of signs interpretation that characterize the object of a criminal encroachment, provided for in Art. 267 of the Criminal Code of the Russian Federation, the problematic issues of qualifying the destruction of vehicles or communication, due to the need to distinguish it from related crimes, are investigated. The study offers recommendations for the correct and effective application of Art. 267 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЪЕКТ ПРИВЕДЕНИЯ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СТАТЬЯ 267 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)»

Научная статья

УДК 343.34

некоторые вопросы толкования признаков, характеризующих объект приведения

в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 Уголовного кодекса российской Федерации)

Щетинина Наталья Валерьевна

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, shchetinina.74@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности толкования признаков, характеризующих объект преступного посягательства, предусмотренного ст. 267 УК РФ, исследуются проблемные вопросы квалификации приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения, обусловленные необходимостью его разграничения со смежными составами преступлений, формулируются рекомендации по правильному и эффективному применению указанной нормы.

Ключевые слова: приведение в негодность, блокирование, транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, оборудование, транспортные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры, квалификация

Для цитирования: Щетинина Н. В. Некоторые вопросы толкования признаков, характеризующих объект приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 4. С. 154-158.

Original article

some issues of interpretation of the signs characterizing the object of bringing vehicles or means of communication into disrepair (Article 267 of the Criminal Code of the Russian Federation)

Schetinina Natalya V.

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg, Russia, shchetinina.74@mail.ru

Abstract. The article deals with the issues of signs interpretation that characterize the object of a criminal encroachment, provided for in Art. 267 of the Criminal Code of the Russian Federation, the problematic issues of qualifying the destruction of vehicles or communication, due to the need to distinguish it from related crimes, are investigated. The study offers recommendations for the correct and effective application of Art. 267 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: bringing into disrepair, freeze, vehicle, communication, means of signaling or communication, equipment, transport communications, objects of transport infrastructure, qualification

For citation: Schetinina N. V. Some issues of interpretation of the signs characterizing the object of bringing vehicles or means of communication into disrepair (Article 267 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4. Рр. 154-158.

© Щетинина Н. В., 2022

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности является основной задачей обеспечения транспортной безопасности [1]. Согласно абз. 6 и 18 п. 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации повышение безопасности дорожного движения и повышение уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры, являясь целями обеспечения государственной и общественной безопасности, выступают одним из стратегических национальных приоритетов государства [2].

Одним из уголовно-правовых средств противодействия преступлениям, посягающим на общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта является статья, предусматривающая ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ). Вместе с тем применение указной нормы не всегда осуществляется в полном соответствии с принципами уголовного законодательства, что в конечном итоге отражается на эффективности всего комплекса мер противодействия. Существенные изменения уголовного законодательства, внесенные Федеральным законом от 30.12.2020 № 526-ФЗ, а также необходимость разграничения указанного преступления со смежными составами преступлений и административно наказуемыми деяниями, предопределяют важность научного разъяснения вопросов толкования его юридически значимых признаков (в том числе признаков, характеризующих такой элемент состава, как объект), возникающих в следственной и судебной практике.

Определяя основной непосредственный объект преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 267 УК РФ, необходимо учитывать особенности механизма причинения вреда общественным отношениям. Его специфика заключается в том, что общественно опасные последствия причиняются либо угроза их причинения (применительно к ч. 1 анализируемой нормы) создается не субъектом преступления, а лицом, непосредственно осуществляющим эксплуатацию того или иного транспортного средства. Как указывает Н. И. Пикуров, рассматриваемое деяние представляет собой противоправное нарушение технологической системы, обеспечивающей функционирование транспортных средств, которое создает непосредственную возможность аварии, крушения, катастрофы, наступления тяжких последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью потерпевших, гибели людей либо причинения крупного ущерба [3, с. 127-128]. В связи с изложенным следует согласиться с тем, что в качестве основного непосредственного объекта преступлений, предусмотренных ст. 267 УК РФ, необходимо обозначить не собственно «безопасность движения и эксплуатации транспорта» [4, с. 737] или «безопасность функциони-

рования транспорта» [5, с. 338], а условия безопасности функционирования транспорта [6].

Исходя из содержания диспозиции, уголовно наказуемыми действиями являются:

- разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования;

- умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-до-рожной сети.

Таким образом, юридически значимым признаком рассматриваемого состава является предмет преступления, на который виновное лицо должно воздействовать, совершая общественно опасное деяние, в качестве которого выступают транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации и объекты транспортной инфраструктуры. Несмотря на очевидность понимания вышеперечисленных категорий, в следственной и судебной практике, тем не менее, возникают определенные сложности, связанные с квалификацией содеянного по признакам предмета. Данные проблемы обусловлены либо а) небланкетным характером соответствующего признака, предполагающим отсутствие его нормативного определения, либо б) необходимостью расширительного или ограничительного толкования тех понятий, раскрывающих их содержательную сущность, которые нормативно закреплены.

Так, определение транспортного средства содержится в федеральных законах от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Их буквальное толкование позволяет констатировать, что любое транспортное средство - устройство, то есть сложноструктурированный объект, созданный для выполнения определенных функций - перевозки людей, грузов, установленного оборудования. Однако данное определение не может быть положено в основу толкования «транспортного средства» применительно к ст. 267 УК РФ, поскольку, учитывая особенности объекта уголовно-правовой охраны, очевидно, что предметом анализируемого преступления могут быть не все транспортные средства, а только механические, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется специальное право.

В пункте 11 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» содержится исчерпывающий перечень устройств, которые следует относить к «транспортному средству». Опять же, учитывая специфику объекта уголовно-правовой охраны, следует акцентировать внимание на том, что применительно

к ст. 267 УК РФ указанный перечень нельзя признать исчерпывающим и следует дополнить:

а) транспортными средствами, являющимися предметами иных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, в частности: воздушным, морским и внутренним водным транспортом (включая легкое (сверхлегкое) воздушное судно или маломерное судно), принадлежащее на праве частной собственности физическим лицам и предназначенное для удовлетворения личных потребностей (ст. 263 УК РФ).

б) транспортными средствами, охватываемыми термином «военная техника», при условии их повреждения лицами, не являющимися военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, при условии, что тем самым нарушаются условия безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта.

Не может быть предметом разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние боевая, специальная или транспортная машина, которые охватываются термином «военная техника» и являются предметом специальных норм - ст. 346 и 347 УК РФ, предусматривающих ответственность за уничтожение или повреждение военного имущества, если эти действия совершены лицом, указанным в ч. 1 ст. 331 УК РФ.

Нормативное определение термина «пути сообщения», которые также являются юридически значимым признаком, характеризующим предмет рассматриваемого посягательства, отсутствует. Словарь терминов чрезвычайных ситуаций, акцентируя внимание на необходимости знания технического состояния путей сообщения, их пропускной способности при планировании и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет их как транспортные пути, технические сооружения и устройства на них, обеспечивающие пропуск (движение) транспортных средств, перемещение людей и грузов различного назначения из одного пункта (района) в другой. В РФ подразделяются на сухопутные, водные и воздушные; по ведомственной принадлежности - на общего пользования, промышленные, городские, военные и др. [7]

Нормативное определение терминов «средства сигнализации» и «средства связи» также отсутствует. Однако отдельные ведомственные нормативные акты могут содержать их перечень. Под средствами сигнализации следует понимать технические устройства, предназначенные для подачи сигнала и используемые для регулирования и обеспечения безопасности движения транспортных средств. Средства связи - технические средства приема и передачи информации, устанавливаемые на категорированных объектах транспортной инфраструктуры по видам транспорта. Ведомственные инструкции зачастую объединяют

данные термины, используя формулировку «средства сигнализации и связи», ввиду того что одно и то же устройство может быть использовано и как средство сигнализации, и как средство связи.

Так, например, основными средствами сигнализации и связи при движении поездов являются автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки - система устройств, регулирующих движение поездов и обеспечивающих пропускную способность и безопасность на перегонах, позволяющих блокировать (ограждать) участок пути или межстанционный перегон, занятый поездом. Средства связи и сигнализации на судах предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также связи между мостиком и всеми постами и службами. К средствам связи судна, в частности, относятся средства радиосвязи, звуковые средства связи и сигнализации (судовой гудок, или тифон, колокол, туманный горн, гонг), зрительные средства связи и сигнализации, которые подразделяются на световые (сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни) и предметные (сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

К средствам авиационной связи, например, относится оборудование, предназначенное для обеспечения двухсторонней радиосвязи между экипажем самолета и наземными пунктами управления, между экипажами нескольких самолетов в полёте, для внутри самолётной телефонной связи между членами экипажа, оповещения пассажиров и подачи сигнала бедствия с места приземления или приводнения.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ, также является и «другое транспортное оборудование». В соответствии с абз. 15 п. 1 ст. 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», оборудование - применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему [8]. Однако в диспозиции ч. 1 ст. 267 УК РФ речь идет не об оборудовании вообще, а лишь о транспортном оборудовании. Соответственно, обязательным условием отнесения того или иного технического устройства к предмету анализируемой нормы является то что оно должно быть установлено на транспорте (при этом не являясь составляющей его комплектации) либо применяться самостоятельно в процессе движения и (или) эксплуатации того или иного вида транспортного средства.

Например, к транспортному оборудованию самолета могут относиться устройства, предназначенные для загрузки и выгрузки, размещения в воздушном судне пассажиров и перевозимых грузов: трап, ремни безопасности, защитные настилы пола, упорные колодки, распределители нагрузки, швартовочное оборудование (швартовочная цепь, швартовочный трос, двойной швартовочный узел, швартовочный ремень,

стяжное устройство, одинарный швартовочный узел, швартовочная сеть).

Уголовно наказуемыми по ст. 267 УК РФ являются действия, совершенные в отношении транспортных коммуникаций. В абз. 15 ч. 1 ст. 3 Модельного закона об автомобильном транспорте [9] содержится понятие коммуникаций автомобильного транспорта, под которыми понимается технологический комплекс, включающий в себя автомобильные дороги, дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, защитные дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог, устройства электроснабжения, сети связи, системы управления движением, сигнализации, централизации и блокировки, системы обеспечения жизнедеятельности. Очевидно, что с учетом несущественной корректировки, обусловленной спецификой движения тех или иных транспортных средств, это определение можно спроецировать на коммуникации иных видов транспорта. Однако, учитывая особенности действий, которыми совершается воздействие на исследуемый предмет, а именно то, что в соответствии с диспозицией ст. 267 УК РФ речь идет именно о блокировании транспортных коммуникаций, данное определение применительно к анализируемой норме следует толковать ограничительно, относя к транспортным коммуникациям не весь технологический комплекс, включающий совокупность элементов, а лишь такую его составляющую, которая непосредственно предназначена для движения транспортных средств (автомобильные дороги, железнодорожные, водные, воздушные пути). Изложенное подтверждается и пояснительной запиской к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации», из контекста которой следует, что под транспортными коммуникациями следует понимать «совокупность путей сообщения, по которым осуществляется маршрутное движение различных видов транспорта» [10].

Нужно отметить, что взлетно-посадочные полосы следует относить не к «транспортным коммуникациям», а к «объектам транспортной инфраструктуры».

Нормативное определение объектов транспортной инфраструктуры содержится в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», включающем исчерпывающий перечень объектов, которые могут входить в данный технологический комплекс. Кроме того, согласно абз. 10 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» под объектами транспортной инфраструктуры понимаются сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

В заключение рассмотрения особенностей квалификации приведения в негодность транспортных

средств или путей сообщения по признакам предмета преступления следует акцентировать внимание на том, что все вышеперечисленные объекты материального мира, имеющие в составе ст. 267 УК РФ уголовно-правовое значение, должны обладать общими свойствами, также подлежащими установлению:

1) быть предназначенными для обеспечения безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Элементы, не обладающие такими свойствами, не могут выступать в качестве предмета рассматриваемого преступления;

2) являться пригодными к эксплуатации (исправными). Непригодные, выведенные из строя, законсервированные, запасные элементы транспортной системы не могут признаваться предметом анализируемого преступления;

3) относиться к источникам повышенной опасности или входить в систему, обеспечивающую безаварийное функционирование таких источников;

4) их функционирование должно быть регламентировано действующими на транспорте нормативными актами [6].

Список источников

1. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru

3. Пикуров Н. И. Квалификация транспортных преступлений. М., 2011. 168 с.

4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / под ред. А. И. Рарога. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2018. 896 с.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный): в 2 т. / под. ред. А. В. Брил-лиантова. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2022. 792 с.

6. Чучаев А. И., Пожарский А. Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: монография. М., 2018 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru

7. Словарь терминов МЧС. EdwART. 2010: сайт. URL: https://rus-emergency-terms.slovaronline.com/.

8. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»: утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru

9. Постановление № 46-20 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О модельном законе «Об автомобильном транспорте» (принято в г. Санкт-Петербурге 27 марта 2017 г.) // Консультант-Плюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru

10. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации»: сайт. URL: https://sozd.duma.gov.ru/.

References

1. On Transport Security: Federal Law of the Russian Federation dated February 9 , 2007№ 16-FZ // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru

2. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated July 2 , 2021 № 400 // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru

3. Pikurov N. I. Qualification of transport crimes. M., 2011. 168 p.

4. Criminal law of Russia. Parts General and Special: textbook / ed. by A. I. Raroga. 9th publication, revised. M., 2018. 896 p.

5. Commentary to the Criminal Code of the Russian Federation (article by article): in 2 v. / ed. by A. V. Brilliantov. 3rd publication, revised and additional. M., 2022. 792 p.

6. Chuchaev A. I., Pozharsky A. Yu. Transport crimes: concept, types, characteristics: monograph. M., 2018 // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru

7. Dictionary of terms of the Ministry of Emergency Situations. EdwART. 2010: website. URL: https://rus-emergency-terms.slovaronline.com/.

8. Technical Regulations of the Customs Union TR CU 010/2011 «On the safety of machinery and equipment», approved. By the decision of the Customs Union Commission dated October 18 , 2011 № 823// ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru

9. Resolution № 46-20 of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States «On the Model Law "On Road Transport"» (Adopted in St. Petersburg on March 27, 2017) // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru

10. Explanatory Note to the draft Federal Law «On Amendments to Article 267 of the Criminal Code of the Russian Federation»: website. URL: https://sozd.duma. gov.ru/.

Библиографический список

1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный): в 2 т. / под. ред. А. В. Брил-лиантова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М., 2022. - 792 с.

2. Пикуров Н. И. Квалификация транспортных преступлений / Н. И. Пикуров. - М., 2011. - 168 c.

3. Попова Ю. П. Как новая редакция статьи 267 Уголовного кодекса российской Федерации повлияет на квалификацию правонарушений / Ю. П. Попова // Транспортное право и безопасность. - 2021. - № 1 (37). - С. 82-90.

4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / под ред. А. И. Рарога. - 9-е изд., перераб. и доп. - М., 2018. - 896 с.

5. Чучаев А. И., Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: монография / А. И. Чучаев, А. Ю. Пожарский. - М., 2018. - 256 с.

Bibliographic list

1. Pikurov N. I. Qualification of transport crimes. - M., 2011. - 168 p.

2. Criminal law of Russia. Parts General and Special: textbook / ed. by A. I. Raroga. - 9th publication, revised. - M., 2018. - 896 p.

3. Popova Yu. P. How the new version of Article 267 of the Criminal Code of the Russian Federation will affect the qualification of offenses // Transport law and security. - 2021. - № 1 (37). - Pp. 82-90.

4. Commentary to the Criminal Code of the Russian Federation (article by article): in 2 vols. / ed. by A. V. Brilliantov. - 3rd publication, revised and additional. - M., 2022. - 792 p.

5. Chuchaev A. I., Pozharsky A. Yu. Transport crimes: concept, types, characteristics: monograph. - M., 2018. -256 p. // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www. consultant.ru

Информация об авторе

Щетинина Наталья Валерьевна - кандидат юридических наук, доцент

Information about the author

Schetinina Natalya V. - Candidate of Law, Associate Professor

Статья поступила в редакцию 05.09.2022; одобрена после рецензирования 20.09.2022; принята к публикации 03.10.2022.

The article was submitted 05.09.2022; approved after reviewing 20.09.2022; accepted for publication 03.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.