Научная статья на тему 'Безопасность функционирования транспорта как объект правонарушения в уголовно-правовом законодательстве'

Безопасность функционирования транспорта как объект правонарушения в уголовно-правовом законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АВАРИЙНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / CRIMINAL CODE / CRIMINAL LIABILITY / TRANSPORT SAFETY / ACCIDENT RATE / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшина Анна Сергеевна

В статье рассмотрено понятие безопасности функционирования транспорта, определены основные задачи ее обеспечения. Выявлены основные угрозы транспортной безопасности со стороны участников движения, технической системы, информационного обеспечения, транспортной инфраструктуры. Проанализированы угрозы безопасному функционированию транспорта, подразделяются по видам транспорта. Подробно рассмотрена общественная опасность вследствие недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями, приведена статистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT FUNCTIONING SAFETY AS A CRIME OBJECT OF IN CRIMINAL LAW

In this article the concept of transport functioning safety is considered, the main tasks of its ensuring are defined. The main threats to transport security on the part of traffic participants, the technical system, information support, and transport infrastructure were identified. The safe threats to transport functioning of divided by mode of transport were analyzed. The public danger due to poor-quality repair of vehicles and their putting into operation with technical malfunctions is considered in detail, statistics are provided.

Текст научной работы на тему «Безопасность функционирования транспорта как объект правонарушения в уголовно-правовом законодательстве»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

БЕЗОПАСНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В УГОЛОВНО-ПРАВОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Яшина А.С. Email: Yashina678@scientifictext.ru

Яшина Анна Сергеевна - магистрант, кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Российский университет транспорта, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрено понятие безопасности функционирования транспорта, определены основные задачи ее обеспечения. Выявлены основные угрозы транспортной безопасности со стороны участников движения, технической системы, информационного обеспечения, транспортной инфраструктуры. Проанализированы угрозы безопасному функционированию транспорта, подразделяются по видам транспорта. Подробно рассмотрена общественная опасность вследствие недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями, приведена статистика.

Ключевые слова: Уголовный кодекс, уголовная ответственность, транспортная безопасность, аварийность, транспортная инфраструктура.

TRANSPORT FUNCTIONING SAFETY AS A CRIME OBJECT OF

IN CRIMINAL LAW Yashina A.S.

Yashina Anna Sergeevna - Graduate Student, DEPARTMENT CRIMINAL LAW, CRIMINAL PROCEDURE AND CRIMINALISTICS, RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT, MOSCOW

Abstract: in this article the concept of transport functioning safety is considered, the main tasks of its ensuring are defined. The main threats to transport security on the part of traffic participants, the technical system, information support, and transport infrastructure were identified. The safe threats to transport functioning of divided by mode of transport were analyzed. The public danger due to poor-quality repair of vehicles and their putting into operation with technical malfunctions is considered in detail, statistics are provided. Keywords: criminal code, criminal liability, transport safety, accident rate, transport infrastructure.

УДК: 343.9.01

Транспортный комплекс как одна из важнейших систем жизнедеятельности общества, испытывает те же трудности, что возникают и в остальных сферах -проблемы безопасности, террористическими и техногенными угрозами, с халатностью и человеческим фактором, проблемы экономического характера — нерациональное использование ресурсов или управление ими [1].

Рассмотрим понятие транспортной безопасности. В № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» приведена следующая формулировка: - «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от 6 актов незаконного вмешательства». При этом понятие «транспортная безопасность» охватывает: - систему предупреждения, противодействия и пресечения преступлений, включая терроризм, в транспортной сфере; - систему предупреждения на транспорте

чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера; - систему недопущения либо минимизации материального и морального ущерба на транспорте от преступлений и чрезвычайных происшествий; - систему, направленную на повышение экологической безопасности перевозок, экологической устойчивости транспортной системы; - систему реализации целей национальной безопасности в транспортном комплексе. Системный характер понятия транспортной безопасности определяет необходимость комплексного, системного решения проблем, имеющихся в этой сфере. Транспортная безопасность направлена на защиту пассажиров, грузовладельцев, грузополучателей и перевозчиков грузов, владельцев и пользователей транспортных средств, транспортного комплекса и его работников, экономики и бюджета страны, окружающей среды от угроз в транспортном комплексе. Транспортная безопасность призвана обеспечить:

- безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;

- безопасность перевозок грузов, багажа; - безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта; - экономическую (в том числе -внешнеэкономическую) безопасность;

- экологическую безопасность;

- информационную безопасность;

- пожарную безопасность;

- санитарную безопасность;

- химическую, бактериологическую, ядерную, и радиационную безопасность;

- мобилизационную готовность транспортного комплекса.

Угрозы транспортной безопасности - это условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности, ущербу национальной безопасности Российской Федерации, нарушению устойчивости транспортной деятельности, нанесению вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, общенациональным экономическим потерям

Безопасность транспортной системы может быть нарушена за счет дисфункции одной из ее составляющих: технической системы, информационного обеспечения, транспортной инфраструктуры, оператора (управляющего субъекта) и иного участника движения.

Иными словами, основываясь на указанном механизме, можно выделить угрозы безаварийности функционирования автомототранспорта, городского электротранспорта, воздушного, водного и железнодорожного транспорта, а также метрополитена. Угрозы обусловлены элементом рассматриваемой системы. Угрозы безопасному функционированию транспорта подразделяются по видам транспорта -автомототранспорта, авиатранспорта, внутреннего водного, морского, рельсового транспорта.

Во многих случаях к авариям и перебоям в работе приводит нарушение инструкций и алгоритмов эксплуатации транспортных средств и технических систем. Также причиной может быть недоброкачественный объектов инфраструктуры, объектов транспорта, либо допущение к эксплуатации технически неисправных объектов.

Таким образом, бесперебойное функционирование транспорта, безопасность движения или эксплуатации транспортного комплекса нарушается повреждением объектов транспортной инфраструктуры, искажения информации и пренебрежение или намеренное игнорирование правил, алгоритмов и инструкций эксплуатации.

Разберем случаи нарушения безопасности в результате действий или бездействия управляющих субъектов, например,

а)в результате несоблюдения правил безопасности движения;

б) в результате нарушения правил эксплуатации объектов инфраструктуры; в) состояния опьянения во время управления транспортным средством;

в) в результате передачи управления транспортным средством другому лицу, заведомо находящемуся в состоянии опьянения или по своему психофизиологическому состоянию не способному обеспечить безопасность движения или эксплуатации транспортного средства;

г) нарушения правил и инструкций, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Не только управляющий субъект, который непосредственно управляет транспортным средством, обеспечивает безопасность транспортного комплекса. Необходимо учитывать значение для безопасности функционирования транспорта лиц, которые занимаются организацией движения и эксплуатации [5, с. 85-102].

Следует отдельно выделить группу лиц, в компетенцию которых включено:

а) исполнение регламентов по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Подразумевается подержание уровня необходимых условий безаварийности транспортных отраслей;

б) допуск к работе сотрудников, уровень профессиональной подготовки и пригодности которых достаточен для обеспечения безаварийного функционирования транспортных средств. Угрозой безопасности функционирования и безаварийности транспортного комплекса может стать допуск к работе лиц без надлежащей профессиональной подготовки или переподготовки, имеющих диагнозы, препятствующие работе на транспорте, а также находящихся в ненадлежащем состоянии. Последствиями может стать вред здоровью и угроза жизни людей.

Стоит особо выделить ситуации, возникающих в работе авиатранспорта, когда имеет место нарушения правил безопасного использования воздушного пространства. Эти нарушения не всегда объективизируются на практике, хоть и потенциально подходят под вышеизложенное описание.

Нарушения бесперебойной и безаварийной работы транспорта иногда являются следствием действий субъектов, не безопасности транспорта могут быть вызваны действиями лиц, которые не входят в производственную систему. Эти нарушения отличаются от других их внешней природой, они порождаются не внутри транспортной системы, а за ее пределами. Повреждение механического транспортного средства или объекта инфраструктуры, или приведение его в негодность другим способом, а также намеренное нарушение работы объекта без повреждения, например, блокировка транспортных коммуникаций, отключение средств сигнализации и т.д., будет относиться к таким нарушениям.

Реализация одной из указанных угроз означает вмешательство в определенное свойство объекта транспортного правонарушения.

Безопасность функционирования железнодорожной, авиационной отраслей, внутреннего водного и морского транспорта может быть нарушена не только воздействием на подвижной состав. Поэтому уголовный закон охраняет также объекты инфраструктуры, например, средства сигнализации и связи, блокировки, стрелочные переводы.

В юридической литературе существуют различные точки зрения насчет оснований для законодательного признания преступления именно транспортным. Например, ст. 166 УК РФ предусматривает незаконное завладение объектом автомототранспорта без цели хищения. По мнению А.И. Коробеева, совершение этого правонарушения предполагает причинение вреда безопасности движения и эксплуатации транспортного средства. Его основной аргумент - в характеристике субъекта преступления, который в большинстве случаев находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не обладает навыками управления транспортным средством, не имеет водительских прав.

Уголовно-правовое законодательство предусматривает преступления, связанные с использованием транспортных средств (ст. 263-266, 271 УК РФ); 2) иные транспортные преступления (ст. 267-270 УК РФ) [4, с. 144-145].

Большой процент происшествий на транспорте связан с проблемами эксплуатации и функционирования транспортной инфраструктуры. Главная причина нарушений функционирования инфраструктуры основных фондов транспорта - технические неисправности. Эти случаи предусмотрены ст. 266 УК РФ. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.

Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключается в том, что такого рода действия способны вызвать крушение или аварию железнодорожного транспортного средства, катастрофу самолета, аварию на море или на другом водном пути судна морского или речного транспорта, в результате этого гибнут люди или причиняется вред их здоровью, наносится крупный материальный ущерб гражданам, государственным и коммерческим организациям [3].

Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и эксплуатацией их технически. Дополнительным объектом этого преступления являются жизнь и здоровье людей.

Предметом данного преступления являются транспортные средства наземного, воздушного или водного транспорта, пути сообщения, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Под путями сообщения понимается комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей. Железнодорожный путь сообщения состоит из верхнего строения — рельсов, шпал, стрелочных переводов, мостовых брусьев, балластного слоя, земляного полотна (насыпей, выемок) с дренажными устройствами, а также искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей и т.п.). Такой путь оборудуется сигнальными знаками (указателями, пикетными столбиками и т.п.).

Под средствами сигнализации и связи понимается совокупность устройств, обеспечивающих передачу сигналов или какой-либо иной информации.

Под предметами иного транспортного оборудования подразумевается совокупность технических устройств, обеспечивающих безопасную эксплуатацию данного транспортного средства (например, трап речного и воздушного судна, подножка вагона пассажирского поезда и др.).

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в недоброкачественном ремонте указанных выше транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования или в выпуске соответствующих транспортных средств в эксплуатацию с техническими неисправностями. Под ремонтом понимается исправление повреждений, замена элементов, починка. Различают текущий ремонт, под которым понимается замена или восстановление сменных деталей, и капитальный ремонт, выражающийся в полной разборке устройства с заменой всех изношенных деталей. Выделяют также плановый и неплановый ремонт. Недоброкачественным считается ремонт, при проведении которого были нарушены установленные технические условия и стандарты. Под выпуском в эксплуатацию транспортного средства с техническими неисправностями понимается разрешение на использование транспортного средства по его технико-производственному назначению. Обязательным признаком объективной стороны данного состава преступления является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате названных выше действий. Эти последствия должны находиться в причинной связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования,

а равно с выпуском транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями. Рассматриваемое преступление относится к материальным составам и считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий. С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия либо небрежности. Субъектом этого преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу специального поручения по работе несет ответственность за качество ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а также лицо, несущее ответственность за техническое состояние транспортных средств и за выпуск таких транспортных средств в эксплуатацию. Рассмотренное деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 266 УК РФ) относится к преступлениям небольшой тяжести. Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 266 УК РФ является наступление в результате совершения указанных в законе действий по неосторожности смерти человека. В этом случае данное деяние относится к категории преступлений средней тяжести. Особо квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 266 УК РФ, является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. Содеянное в таком случае расценивается как тяжкое преступление [2]. Рассмотрим общую динамику преступлений, предусмотренных рассматриваемой статьей.

Таблица 1. Статистика преступлений, предусмотренных ст. 266 УК РФ

1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

70 60 56 58 27 26 32 22 24 11

2008 2009 2010 2011 2013 2014 2015 2016 2017 2018

14 27 13 15 16 4 8 2 2 4

При оценке динамики этого преступления надо иметь в виду, что в 2003 г. в редакцию ст. 266 УК РФ были внесены изменения, это могло сказаться на фиксации деяния в статистике. В последние годы количество преступлений, предусмотренных данной статьей, сокращается. Профилактика рассматриваемых преступлений является основой обеспечения безопасности при эксплуатации транспорта. Неукоснительное соблюдение предписаний, касающихся эксплуатации и подготовки транспортных средств является ответственностью работников транспортного комплекса, а в большинстве случаев, и других участников движения. Дальнейшее изучение криминалистической характеристики преступлений против безопасности функционирования транспорта позволит оптимизировать раскрываемость и предупреждение указанных деяний.

Список литературы /References

1. Борисов А.В. Состояние и основные тенденции развития преступности на объектах транспорта Российской Федерации// Расследования преступлений: проблемы и пути их решения, 2019. № 2 (24). С. 42-49.

2. Пикуров Н.И. Квалификация транспортных преступлений. М., 2011. С. 11.

3. Российское уголовное право: курс лекций. В 8 т. Т. 5 / под ред. А.И. Коробеева. Владивосток, 2001.

4. Соктоев З.Б. Преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264, 268 УК РФ) // Энциклопедия уголовного права. Т. 24. Преступления против безопасности и эксплуатации транспорта. СПб., 2014. С. 144-145.

5. Чучаев А.И. Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта: уголовноправовые проблемы. Саратов, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.