Научная статья на тему 'Признаки объекта приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения по уголовному кодексу Республики Абхазия'

Признаки объекта приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения по уголовному кодексу Республики Абхазия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПУТИ СООБЩЕНИЯ / ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ажиба Иатыр Рауфович

Цель: Рассмотреть основные признаки объекта преступления приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения по Уголовному кодексу Республики Абхазия. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие. Результаты: Автором сделан вывод о том, что в качестве непосредственного объекта приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения следует рассматривать отношения безопасности государства в сфере обеспечения транспортных перевозок. Как следствие, по своей юридической природе данное преступление относится не к преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства. Новизна/оригинальность/ценность: Cтатья содержит ряд авторских выводов и обобщений, имеющих значение для юридической науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Signs of a subject to reduction in worthlessness of vehicles or means of communication under the Criminal code of the Republic of Abkhazia

Purpose: To consider the main signs of an object of crime reduction in worthlessness of vehicles or means of communication under the Criminal code of the Republic of Abkhazia. Methodology: Private and scientific methods of knowledge were used: formal-legal, comparative-legal, historical, system analysis and others. Results: The author drew a conclusion that as direct subject to reduction in worthlessness of vehicles or means of communication it is necessary to consider the relations of safety of the state in the sphere of ensuring transport transportations. As a result, by the legal nature this crime belongs not to crimes against traffic safety and operation of transport, and to crimes against bases of the constitutional system and safety of the state. Novelty/originality/value: Article contains a number of the author’s conclusions and generalizations important for jurisprudence and practice.

Текст научной работы на тему «Признаки объекта приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения по уголовному кодексу Республики Абхазия»

Ажиба И.Р.

ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА ПРИВЕДЕНИЯ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Цель: Рассмотреть основные признаки объекта преступления - приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения по Уголовному кодексу Республики Абхазия.

Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.

Результаты: Автором сделан вывод о том, что в качестве непосредственного объекта приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения следует рассматривать отношения безопасности государства в сфере обеспечения транспортных перевозок. Как следствие, по своей юридической природе данное преступление относится не к преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья содержит ряд авторских выводов и обобщений, имеющих значение для юридической науки и практики.

Ключевые слова: транспортные средства, уголовная ответственность, безопасность государства, основы конституционного строя, преступление, пути сообщения, приведение в негодность.

Azhiba I.R.

SIGNS OF A SUBJECT TO REDUCTION IN WORTHLESSNESS OF VEHICLES OR MEANS OF COMMUNICATION UNDER THE CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Purpose: To consider the main signs of an object of crime - reduction in worthlessness of vehicles or means of communication under the Criminal code of the Republic of Abkhazia.

Methodology: Private and scientific methods of knowledge were used: formal-legal, comparative-legal, historical, system analysis and others.

Results: The author drew a conclusion that as direct subject to reduction in worthlessness of vehicles or means of communication it is necessary to consider the relations of safety of the state in the sphere of ensuring transport transportations. As a result, by the legal nature this crime belongs not to crimes against traffic safety and operation of transport, and to crimes against bases of the constitutional system and safety of the state.

Novelty/originality/value: Article contains a number of the author's conclusions and generalizations important for jurisprudence and practice.

Keywords: vehicles, a criminal responsibility, safety of the state, a basis of the Constitutional system, crime, means of communication.

В теории уголовного права отмечается, что вывод из строя путей сообщения, транспортных средств, средств связи либо другого транспортного сооружения, а равно блокирование транспортных коммуникаций создает непосредственную возможность аварии, крушения, катастрофы со всеми вытекающими из этого тяжкими последствиями. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения - нарушение технической (технологической) системы, обеспечивающей безопасное функционирование транспортных средств, которое осуществляется посредством противоправного воздействия на технические средства обеспечения безопасной работы транспорта [9].

В УК Абхазии установлена уголовная ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно

блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ст. 265).

Исследование объекта преступления представляет особую важность ввиду того, что он во многом определяет характер и степень общественной опасности совершенного деяния.

Под объектом преступления в теории уголовного права, как правило, понимается то, на что направлено деяние. Применительно к содержанию объекта преступления в науке не сложилось единого мнения. Но наиболее распространенной является позиция, согласно которой под ним понимается совокупность общественных отношений, которым причиняется вред в результате совершения преступления или создается угроза причинения вреда [10, 11].

Исследуемое деяние помещено в Раздел IX УК Абхазии «Преступления против обществен-

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 2 (33) 2015 <

АДВОКАТУРА

ной безопасности и общественного порядка», в главе 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». Следует заметить, что такое расположение данной уголовно-правовой нормы в системе уголовного законодательства аналогично расположению нормы, устанавливающей ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения в российском уголовном законодательстве. Представляется, что данный факт позволяет использовать наработки доктрины российского уголовного права относительно определения родового, видового и непосредственного объекта исследуемого преступления.

И.А. Коришева указывает, что «родовым объектом приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) является общественная безопасность, а видовым - безопасность движения и эксплуатации транспорта как совокупность общественных отношений, обеспечивающих функционирование транспорта в режиме безаварийной эксплуатации и такой уровень защищенности интересов личности, общества и государства, который присущ высокотехнологичному правовому обществу» [5].

Как правило, в научной и учебной литературе содержание родового объекта преступлений, предусмотренных разделом IX УК РФ, связывают с понятием «общественная безопасность и общественный порядок».

Применительно к вопросу о видовом объекте преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в теории уголовного права сложилось несколько основных подходов:

а) видовым объектом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия для жизни и здоровья людей в процессе функционирования транспорта [2];

б) следует отказаться от устоявшейся в законе формулировки видового объекта - «преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», где безопасность человека, его жизнь и здоровье лишь подразумеваются. Необходимо его сформулировать следующим образом: «Преступления против безопасности человека при движении и эксплуатации транспорта». Это же касается непосредственных объектов автотранспортных преступлений (ст. 264, 266, 268 УК РФ) [12];

в) принимая во внимание, что видовой объект предусмотренных главой 27 УК РФ преступлений не ограничивается безопасностью движения и

эксплуатации транспорта, предлагается считать таковым транспортную безопасность. Под транспортной безопасностью как разновидностью общественной безопасности следует понимать применительно к главе 27 УК РФ систему общественных отношений, складывающихся в области транспортной деятельности и обеспечивающих усиленную защиту жизни и здоровья населения, собственности, окружающей среды при организации и управлении процессом эксплуатации и перемещения пассажиров и (или) грузов воздушным, водным (морским, речным), наземным (железнодорожным, автомобильным) и трубопроводным транспортом. Наименование главы 27 УК РФ исследователями предлагается изложить в следующей редакции: «Преступления против транспортной безопасности» [8];

г) безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта как подсистема родового объекта раздела IX УК - общественной безопасности. Последняя в широком смысле слова является родовым понятием нескольких групп общественных отношений, посягательства на которые предусмотрены гл. 24-28 УК [7].

Принимая во внимание все указанные теоретические позиции относительно родового и видового объектов приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения, заметим, что специфика данного посягательства в большей степени связана с непосредственным объектом преступления.

Относительно непосредственного объекта приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения в теории уголовного права существуют различные точки зрения:

а) Н.С. Алексеев считал, что таковым объектом является неприкосновенность различных сооружений транспорта, обеспечивающая его безопасную эксплуатацию [1];

б) С.Н. Захаров определял непосредственный объект данного преступления как нормальную безопасность эксплуатации транспорта [3];

в) Б.А. Куринов и В.А. Касынюк рассматривали непосредственный объект этого преступления как нормальную безопасную работу транспорта; нормальное функционирование технических систем водного, воздушного и железнодорожного транспорта [4, 6];

г) И.А. Коришева определяет непосредственный объект преступления как общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспортных средств на индивидуальном уровне, т. е. безопасность эксплуатации отдельных путей сообщения, участков

EURASIAN

> 2 (33) 2018 <

ADVOCACY

транспортной магистрали, их нормальное функционирование [5].

Принимая во внимание все представленные теоретические позиции применительно к непосредственному объекту рассматриваемого преступления - приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения, следует отметить, что, на наш взгляд, объектом рассматриваемого преступления являются отношения безопасности государства в сфере обеспечения безопасности транспортных перевозок. Это обосновывается следующими факторами:

а) в настоящий момент посягательства на транспортную безопасность Республики Абхазия представляют повышенную общественную опасность, поскольку напрямую влияют на возможность обеспечения военной безопасности;

б) посягательства на пути сообщения напрямую влияют на обеспечение экономической безопасности Республики Абхазия, поскольку у государства в значительной степени ограничена возможность транспортного сообщения с иными государствами;

в) как следствие, разрушение путей сообщения в некоторых случаях может поставить под угрозу возможность существования республики как таковой.

Исходя из сказанного применительно к специфике обеспечения транспортной безопасности и ее значимости для существования абхазского государства, в качестве непосредственного объекта данного преступления следует рассматривать отношения безопасности государства в сфере обеспечения транспортных перевозок. Как следствие, по своей юридической природе данное преступление относится не к преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК Республики Абхазия).

Соответственно, система объектов приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения выглядит следующим образом:

а) родовым объектом исследуемого преступления являются общественные отношения государственной власти;

б) видовым объектом - отношения основ конституционного строя и безопасности государства;

в) непосредственным объектом - отношения безопасности государства в сфере обеспечения безопасности транспортных перевозок.

Заметим, что такой подход к месту данной уголовно-правовой нормы в системе уголовно-правовой охраны общественных отношений в

Республике Абхазии поддержало большинство опрошенных нами экспертов - сотрудников правоохранительных органов Республики Абхазия.

Подводя итог проведенного исследования признаков объекта и объективной стороны приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения согласно УК Абхазии, заметим следующее.

В качестве непосредственного объекта приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения следует рассматривать отношения безопасности государства в сфере обеспечения транспортных перевозок. Как следствие, по своей юридической природе данное преступление относится не к преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК Республики Абхазия).

Соответственно, система объектов приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения выглядит следующим образом: родовым объектом исследуемого преступления являются общественные отношения государственной власти; видовым - отношения основ конституционного строя и безопасности государства; непосредственным - отношения безопасности государства в сфере обеспечения безопасности транспортных перевозок.

Пристатейный библиографический список

1. Алексеев Н.С. Транспортные преступления. Л., 1957. С. 112.

2. Габдрахманов А.Ш. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007.

3. Захаров С.Н. Водно-транспортные преступления: расследование и предупреждение. М., 1977. С. 12.

4. Касынюк В.И. Уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортных средств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1977. С. 4.

5. Коришева И.В. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения: дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 12.

6. Куринов Б.А. Автотранспортные преступления. Классификация и ответственность. М., 1976. С. 202.

7. Курс уголовного права: в 5 т. Т. 4. Особенная часть / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002. С. 108-109.

8. Неверов В.И. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовое и криминологическое исследование: дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 10.

9. Пикуров Н.И. Квалификация транспортных средств. М., 2011. С. 127.

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 2 (33) 2015 <

— АДВОКАТУРА

10. Пионтковский А.А. Уголовное право РСФСР. Часть Общая. М., 1924. С. 129-130.

11. Таций В.Я. Объект и предмет преступления по советскому уголовному праву. Харьков, 1982. С. 5.

12. Шелудяков А.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

References (transliterated)

1. Alekseev N.S. Transportnye prestupleniya. L., 1957. S. 112.

2. Gabdrahmanov A.SH. Prestupleniya protiv bezopasnosti dvizheniya i ehkspluatacii transportnyh sredstv: dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2007.

3. Zaharov S.N. Vodno-transportnye prestupleniya: rassledovanie i preduprezhdenie. M., 1977. S. 12.

4. Kasynyuk V.I. Ugolovnaya otvetstvennost' za povrezhdenie putej soobshcheniya i transportnyh sredstv: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Har'kov, 1977. S. 4.

5. Korisheva I.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za privedenie v negodnost' transportnyh sredstv ili putej soobshcheniya: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004. S. 12.

6. Kurinov B.A. Avtotransportnye prestupleniya. Klassifikaciya i otvetstvennost'. M., 1976. S. 202.

7. Kurs ugolovnogo prava: v 5 t. T. 4. Osobennaya chast' / pod red. G.N. Borzenkova, V.S. Komissarova. M., 2002. S. 108-109.

8. Neverov V.I. Narushenie pravil dorozhnogo dvizheniya i ehkspluatacii transportnyh sredstv: ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe issledovanie: dis. . kand. yurid. nauk. Saratov, 2006. S. 10.

9. Pikurov N.I. Kvalifikaciya transportnyh sredstv. M., 2011. S. 127.

10. Piontkovskij A.A. Ugolovnoe pravo RSFSR. CHast' Obshchaya. M., 1924. S. 129-130.

11. Tacij V.YA. Ob»ekt i predmet prestupleniya po sovetskomu ugolovnomu pravu. Har'kov, 1982. S. 5.

12. Sheludyakov A.A. Ugolovno-pravovye i krimino-logicheskie aspekty bor'by s prestupleniyami protiv bezopasnosti dvizheniya i ehkspluatacii transporta: dis. . kand. yurid. nauk. M., 2002. S. 10.

E шртшптмп [шн©-м©тшшш>т,ть©жм

МШМШ ПГОНПЕМ

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Мы рады представить вашему вниманию ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ПРАВА

Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Контактная информация Website: www.eurasniipp.ru E-mail: info@eurasniipp.ru Телефон: +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.