Научная статья на тему 'Некоторые вопросы толерантности в теории и практике профессионального образования'

Некоторые вопросы толерантности в теории и практике профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1758
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / Культурологическая компетенция / профессиональное образование / гуманизация образовательного процесса

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова З. Х., Курбангалиева Г. Р.

Рассматривается актуальность проблемы толерантности в образовательном пространстве. Особое внимание уделяется уточнению понятия «толерантность» в культурологическом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы толерантности в теории и практике профессионального образования»

УДК 37В

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© З. Х. Шафикова1, Г. Р. Курбангалиева2

1 Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 9б I4.

E-mail: info@bsu.bashedu.ru 2ГОУ СПО Уфимский педагогический колледж №I Россия, Республика Башкортостан, 450075 г. Уфа, ул. Малая Шелководная, 3. Тел./факс: +7 (347) 223 9I 9б.

E-mail: rkguzel@mail.ru

Рассматривается актуальность проблемы толерантности в образовательном пространстве. Особое внимание уделяется уточнению понятия «толерантность» в культурологическом контексте.

Ключевые слова: толерантность, культурологическая компетенция, профессиональное обра-

зование, гуманизация образовательного процесса.

Формирование культуры личности в условиях современной действительности является одной из социальных проблем. Происходящие в стране на современном этапе социально-экономические преобразования вызывают общественный резонанс и представляют толерантность проблемой межкуль-турной, межэтнической, межконфессиональной, т.е. придают глобальный характер.

В системе образования вопросы, связанные с толерантностью, возникают практически ежедневно. Они неразрывно связаны с формированием новой образовательной парадигмы, где в качестве основополагающих принципов выступают культурологические и гуманистические ценности. Выпускник вуза должен обладать целостным социальноориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий, поэтому акцент необходимо сделать на более качественном содержании образования. Одними из ключевых положений молодежной политики Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года являются задача гражданского образования, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи [1-4].

Толерантность как культурологический компонент современного образовательного процесса тесно связана с гуманистической мыслью отечественного философского и педагогического наследия (Н. Бердяев, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев).

Проблематике терпимости посвящены работы Н. К. Рериха. Нетерпимый человек, в понимании Рериха, «не милосерден, ... не великодушен и не знает доверия». Терпимость воспитывается через воспитание в себе терпения. Важным в воспитании терпения в себе Рерих считает сдерживание в себе раздражительности, изжитие личностных страхов и эгоцентризма, а также культивирование любви: «Если Учитель не проявляет терпения к первым шагам учения, он не будет Учителем» [5].

В педагогических взглядах педагога-мыслителя второй половины XI века М. Акмуллы ключевой является проблема духовности и нравственности. В середине ХХ века в рукописях М. Акмуллы башкирским ученым А. Харисовым

был обнаружен сюжет притчи: У Огня спросили: «Ты чем занимаешься?» Тот ответил: «Я убиваю всех. Я силен.» У Воды спросили то же самое. Вода ответила: «Я способна убить». Земля же сказала: «Я терплю». С эстетическим и этническим воспитанием человека М. Акмулла непосредственно связывает будущее своего народа: «Если простой человек не воспитан - это еще полбеды, а если не воспитан человек, признанный управлять страной, это уже беда всенародная». М. Акмулла особое внимание уделял воспитанию таких качеств личности, как совестливость, добропорядочность, честь, благодарность, чуткость, терпение, «ибо только терпеливый человек может преодолеть все тернии и преграды судьбы...» [6-7].

Идеология терпимости, провозглашенная

мыслителями прошлого, нашла отражение в социально-политических исследованиях и вошла в обиход в рамках деятельности ЮНЕСКО в виде термина «толерантность». Но и его значение в течение времени сильно менялось. Изначально толерантность понималась как устойчивость к внешним воздействиям: в биологии она определяется именно так. В контексте более поздних научных высказываний толерантность стала пониматься как терпимость. За рубежом ее стали исследовать в первую очередь Г. Оллпорт и К. Роджерс. Г. Оллпорт, рассматривая развитие личности, вводит два понятия: «психологический рост» и «психологическая зрелость», а в качестве критериев последней выделяет наряду с другими «способность устанавливать теплые отношения с окружающими», которая является одним из проявлений толерантности [8]. Еще три-четыре года назад слово «толерантность» почти ежедневно звучало в СМИ разных уровней и на каждой научной конференции по проблемам образования.

Для многих сфер жизни 2010 год является значимым, а для социально-политической, в каком-то смысле - итоговым. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, при расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. В Законе Российской

* автор, ответственный за переписку

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №4

1313

Федерации «Об образовании» отмечается «необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов» [9-10].

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов в связи с событиями, происшедшими в летний период 2010 года, заявил, что «в каждом детском учреждении необходимо вводить программы по обучению толерантности детей, педагогов и родителей». В модели поликуль-турного образования воспитание толерантного сознания на личностно-смысловой основе происходит более эффективно, чем в условиях монокультурного образовательного пространства [11]. В связи с этим, как никогда, актуально высказывание А. Асмолова - «... если бы не существовало толерантности как универсальной нормы сосуществования различных форм эволюционного развития, то волны агрессии, конфликтов, нетерпимости, фанатизма, геноцида, ксенофобии, этнофобии, челове-кофобии давно бы стерли любые проявления разнообразия на Земле...» [12].

На международной научно-практической конференции «Формирование толерантности в условиях образовательного процесса: проблемы и перспективы» в ноябре 2010 года среди основных направлений работы были определены важность и актуальность проблем толерантности как фактора демократизации, формирования культурологической компетентности и гражданственности.

На недавно прошедшем IV международном симпозиуме «Исламская цивилизация в ВолгоУральском регионе» на базе Башкирского государственного университета были освещены религиозные и этнокультурные, языковые и литературнохудожественные процессы, их исторические и современные аспекты. Участники симпозиума сошлись в следующем - именно разнообразие национально-культурных традиций в обществе является условием и движущей силой развития всего человечества. Культурные связи между государствами и народами стали неотъемлемой частью жизни мирового сообщества. Нельзя не напомнить текст совместного заявления европейских министров образования. «...Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей (в рамках наших институциональных полномочий и принятия полного уважения к разнообразным культурам, языкам, национальным системам образования и университетской автономии) с тем, чтобы укрепить Зону европейского высшего образования...».

Мы встречаем определение «социокультурной толерантности» Д. В. Зиновьева: «...это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих соб-

ственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [13]. В. Айнштейн также акцентирует нравственную сторону воспитания, воспитание нравственной личности, под которой он понимает личность, обладающую высокими моральными качествами, гражданственностью, толерантностью [14].

Все упомянутые точки зрения сходятся в одном: целью современного образования является, в первую очередь, формирование культурной личности. Подавляющим большинством специалистов отмечается специфическая роль культуры как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости.

Наши наблюдения, анализ публикаций и авторефератов диссертаций, личный опыт преподавательской деятельности показывают, что в современной культурологической парадигме университетского образования большое внимание уделяется месту личности в социокультурных процессах, анализируется духовная культура как сложный процесс создания и освоения человеком культурной реальности. Приоритетным в условиях гуманизации становится формирование у будущего специалиста профессиональной культуры. Профессиональная культура - это сочетание компетентности и профессионализма в определенной области знаний с собственно культурой личности, готовой не только к трансляции знаний, но и к плодотворной коммуникации независимо от субъективного отношения к участникам диалога. Непосредственно профессиональная подготовка требует рефлексии и таких умений, как:

- формулирование своих мировоззренческих взглядов и принципов;

- учет в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

- освоение элементов философии, истории и методологии;

- осознание себя гражданином России, представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, многоконфессионального и толерантного сообщества.

Знание нормативных документов в области международных отношений должно стать фундаментом правовой осведомленности и профессиональной компетентности будущих специалистов.

Государственная политика в области создания условий для социализации личности, переосмысления традиционных основ воспитания нашла отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации и других нормативных правовых документах [15]. Международный демократический опыт реализации идей толерантности нашел отражение в актах, в том числе:

• Международный пакт о гражданских и политических правах.

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

• Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

• Конвенция о правах ребенка.

• Конвенция 1951 года о статусе беженцев и протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области.

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

• Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.

• Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

• Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

• Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма.

• Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека.

• Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках.

• Конвенция и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и т. д.

Особенность обучения толерантности заключается в том, что здесь важно не столько разъяснять значение слова «толерантность», сколько обеспечить воспитание нравственности и правовой культуры, сформировать уважительное отношение к людям, окружающему миру. Наиболее эффективным механизмом воспитания толерантности является изучение иных культур. На данном подходе строится большинство международных образовательных программ и вся политика ЮНЕСКО [16].

В 1996 году на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», проведенном Советом Европы в Берне, среди ключевых компетенций современных выпускников были обозначены политические и социальные компетенции, а также компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (принятие различий, уважение других, способность взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий). Современная молодежь живет в условиях открытого общества, имеет широкий спектр возможностей общения с представителями других культур [17].

В одном из своих обращений Д. А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной исто-

рии и без которых «мы не можем представить себе нашу страну», назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации [18]. Президент выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания,- Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу. «Система образования,- подчеркивает Д. А. Медведев,- в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Формирование толерантного, терпимого и позитивного отношения к иным культурам, этносам и мировоззрению является одной из важнейших задач современного образования. Воспитанием культурной и духовно-нравственной молодежи в России и Башкортостане сегодня призвана заниматься и профессиональная школа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.

4. Федеральная программа развития образования на 20002025 годы.

5. Рерих И. К. О вечном. М., 1994. С. 57.

6. Акмулла Мифтахетдин. Стихотворения / Пер. с башкирского языка Р. Шакура. Уфа: Китап, 2006. С. 91.

7. Харисов А. Литературное наследие башкирского народа. Уфа: Китап, 2007. С. 31.

8. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2002. С. 462.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. 63 с.

10. Закон «Об образовании». М.: ИНФРА-М, 2001. 52 с.

11. Авакумова И. В., Ермаков П. Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. №3.

12. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. 255 с.

13. Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность - ее сущностные характеристики // Парадигма. 1998. №1. С. 50-61.

14. Айнштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. 1998. №3.

15. Разъяснения по формированию ФГОС СПО на основе технического задания на разработку ФГОС начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования (макет).

16. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научнопублицистический вестник. М.: МГУ, 2001.

17. Олейникова Н. О. Реформирование профессионального образования за рубежом. М., 2003. 152 с.

18. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. Д. А. Медведева.

Поступила в редакцию 08.11.2010 г. После доработки 19.11.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.