№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Юсупова Гульмира Хасимовна,
старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК
некоторые вопросы совершенствования законодательства о судебно-экспертной деятельности республики Казахстан в рамках проведенного правового мониторинга
На современном этапе модернизация судебной и правоохранительной систем Республики Казахстан требует определения новых подходов к развитию судебно-экспертной деятельности страны, поскольку задачами органов судебной экспертизы Республики Казахстан является обеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях средствами специальных научных знаний [1].
Согласно Стратегическому плану развития Казахстана до 2020 года, одними из основных направлений совершенствования законодательства и нормотворчества являются повышение качества законодательной базы Казахстана, посредством исключения устаревших и дублирующих норм, устранения пробелов в правовом регулировании и минимизации отсылочных норм, расширения практики принятия законов прямого действия [2]. В целях реализации указанных положений Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года, был проведен правовой мониторинг действующего Закона Республики Казахстан от 20 декабря 2010 года «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон), в ходе которого выявлены некоторые недостатки, требующие дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере общественных отношений. Так, в соответствии со статьей 11 Закона при производстве судебно-экспертных исследований должны соблюдаться нормы профессиональной этики судебного эксперта. Однако, до настоящего времени на подзаконном уровне не приняты нормативные правовые акты, содержащие нормы профессиональной этики судебного эксперта.
Обращаясь к статье 3 Закона, следует отметить, что содержание судебно-экспертной деятельности включает:
1) производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
2) научные исследования в области судебной экспертизы;
3) научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы;
4) подбор, профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов.
в Законе не проработаны вопросы организации и проведения научных исследований в области судебной экспертизы, а также слабо проработаны вопросы научно-методического, информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов, которые Закон возлагает на органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан (статья 42 Закона). в этой связи, в Законе следует отразить научно-исследовательское направление деятельности органов судебной экспертизы, дополнив статьей 42-1 следующего содержания:
«Статья 42-1. Научно-исследовательская деятельность
Научно-исследовательскими подразделениями органов судебной экспертизы осуществляются фундаментальные и научно-прикладные исследования в области судебной экспертизы, направленные на расширение видов проводимых судебно-экспертных исследований и повышение их качества в соответствии с международными стандартами, разработку новых и совершенствование имеющихся экспертных методик.».
К сожалению, Закон не содержит норм, касательно вопросов социальной защиты судебных экспертов. Тогда как, одной из причин, влияющих
на качество и своевременность экспертного производства, является отсутствие мотивации труда, социальной защищенности и безопасности судебных экспертов. В Законе следует закрепить норм, предусматривающих социальную защиту судебных экспертов. Считаем, что на законодательном уровне требуется принятие следующих мер социальной защиты судебных экспертов:
1) обязательное страхование судебных экспертов в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, за счет бюджетных средств;
2) выплата единовременной компенсации в случае гибели (смерти) судебного эксперта при исполнении служебных обязанностей либо в течение года после увольнения вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, лицам, находящимся на иждивении, и наследникам, в размере десятикратного годового размера заработной платы по последней занимаемой должности;
3) выплата единовременной компенсации при установлении судебному эксперту инвалидности, наступившей в результате травмы, увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, в размерах:
1) инвалиду первой группы - пятилетней заработной платы;
2) инвалиду второй группы - трехлетней заработной платы;
3) инвалиду третьей группы - годовой заработной платы;
4) выплата компенсации в размере трехмесячной заработной платы, легкого увечья; месячной заработной платы в случае получения судебным экспертом при исполнении служебных обязанностей тяжелой травмы, увечья, заболевания, не повлекшего инвалидности.
При этом единовременные компенсации должны выплачиваться независимо от других выплат, в том числе страховых выплат и выплат в порядке возмещения вреда;
5) назначение пособия по случаю потери кормильца семье погибшего судебного эксперта и его иждивенцам в установленном законодательством порядке.
выплата на погребение умершего или погибшего судебного эксперта должна выдаваться в размере, устанавливаемом законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год.
6) обеспечение жильем в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
7) медицинское обслуживание судебных экспертов и членов их семей, проживающих совместно с ними, в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения;
8) предоставление мер социальной поддержки специалистам органов судебной экспертизы, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты, мер социальной поддержки в виде подъемного пособия и кредита на приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета.
Отсутствие охраны государством судебных экспертов (правовой, физической) может привести к возможному давлению, а также физической расправе со стороны лиц, вовлеченных в судопроизводство, которые недовольны заключением эксперта. в целях обеспечения безопасности судебного эксперта в судопроизводстве требуется шифрование информации о персональных данных судебного эксперта с момента начала производства экспертизы до судебного следствия.
Повышение качества и своевременности судебно-экспертных заключений требует не только качественной подготовки экспертных кадров, но и формирования среды, которая способствовала бы удержанию профессионально подготовленных сотрудников в органах судебной экспертизы, а также привлечению в данную область высококвалифицированных специалистов. Кроме того, установление социальной защиты судебным экспертам требует одновременного установления мер дисциплинарной ответственности за несвоевременное и некачественное производство экспертиз, а также материальной ответственности судебных экспертов за порчу, утрату предоставленных в его распоряжение вещественных доказательств.
Расширение негосударственного сектора судебной экспертизы является одним из направлений модернизации судебно-экспертной деятельности республики не только в целях дополнительного эффективного обеспечения специальными научными знаниями правоохранительных органов и судов, но и для осуществления альтернативной и состязательной среды в судебно-экспертной практике. Согласно Реестру судебных экспертов Министерства юстиции Республики Казахстан, по состоянию на 16 апреля 2012 года, имеется 95 лицензиатов в сфере судебно-экспертной деятельности. Из лицензиатов судебно-экспертной деятельности не прошли очередную аттестацию 5; не проходили очередную аттестацию - 37; действие лицензий приостановлено - 2; подлежат приостановлению дей-
№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
ствия лицензий 4 экспертов (в связи с работой в должности эксперта в органах судебной экспертизы). Основная масса экспертных специальностей лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании лицензии включает экспертную квалификацию по видам экспертных исследований, которые не требуют сложного технического оснащения: автотехническая, строительная, бухгалтерская, товароведческая, экономическая, технологическая. Все частные эксперты дислоцированы в городах Алматы (50 экспертов, что составляет более 50% от общего числа частных судебных экспертов), Астане (16), областных центрах: Акмолинская (1), Усть-Каменогорск (7), Павлодар (6), Караганда (6), Костанай (3), Кокшетау (1), Семей (2), Шымкент (3) [3]. Получается, что иные административно-территориальные единицы страны не охвачены судебно-экспертными услугами частного сектора. В этой связи, требуется активизация негосударственного сектора судебной экспертизы в отдаленных районных центрах и крупных населенных пунктах, где востребована судебная экспертиза и не имеется подразделений государственных органов судебной экспертизы, поскольку в основном, негосударственный сектор судебной экспертизы представляют вышедшие на пенсию судебные эксперты, а также сотрудники правоохранительных органов. Для организации деятельности частных судебных экспертов требуется законодательное урегулирование статуса, организационно-правовой формы и компетенции координирующего органа частных судебных экспертов, требуется взаимодействие с государственными органами судебной экспертизы, для научно-методического и информационного
обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан, прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики [4]. Тогда как, Закон не содержит норм о том, что надзор за соблюдением законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности осуществляют Генеральный прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры. Тогда как считаем, что отражение в Законе наличия прокурорского надзора за судебно-экспертной деятельностью повысит ответственность судебных экспертов за качество и своевременность судебных экспертиз.
В целом, стоящие перед органами судебной экспертизы большие и важные задачи требуют совершенствования действующего законодательства страны в данной области общественных отношений. Предлагаемые в статье некоторые вопросы совершенствования судебно-экспертной деятельности страны, в некоторой части позволят реализовать поручения Главы государства Н.А. Назарбаева о необходимости принятия мер по повышению качества судебно-экспертного обеспечения судопроизводства [5].
Список литературы
1. Закон Республики Казахстан от 20 декабря 2010 года «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» / информация с Базы данных «Зан», по состоянию на 20.10.2012г.
2. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года».
3. Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан, опубликованный на официальном сайте Министерства юстиции РК: http://www.minjust.kz
4. Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года.
5. Указ Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 17 августа 2010 года за № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан».
Осы мацалада автор «Казацстан Республикасындагы сот-сараптамалыц цызметг туралы» Казацстан Республикасы Зацыныц кейб1р кемшмктерт царастырады. Оларды Казацстан Респу-бликасы цолданыстагы зацнамасын жетыдгру арцылы шешудг усынады.
ТYйiн свздер: сот сараптама цызмет1, зацнаманы эбден жетыд^ру!.
В настоящей статье автор рассматривает некоторые недостатки Закона Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан». Предлагает их решение путем совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан.
Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, совершенствование законодательства.
In the present article the author considers some shortcomings of the Law of the Republic ofKazakhstan «About judicial and expert activity in the Republic of Kazakhstan». Offers their decision by improvement of the current legislation of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: forensic expert activity, improvement of legislation.
^лмира ^асымкызы Юсупова,
КР Зац шыгару институтыньщ ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ic жYргiзу, ^ылмыстьщ - ащару зацнамасы жэне сот сараптама бeлiмшщ ага гылыми ^ызметкерi
ЖYргiзiлген к^кыктык; мониторинг шецбершде ^азакстан Республикасыныц сот-сараптамалык кызмет туралы зацнамасын жетщщрудщ кейбiр мэселелерi
Юсупова Гульмира Хасимовна,
старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК
Некоторые вопросы совершенствования законодательства о судебно-экспертной деятельности Республики Казахстан в рамках проведенного правового мониторинга
Yusupova Gulmira Khasimovna,
senior Research Fellow of the department of criminal, the criminal - processual, criminal - law en for cementand forensic of legislation research Institute of Republic of Kazakhstan
Some questions of improvement of the legislation about judicial and expert activity of the Republic of Kazakhstan within the carried-out legal monitoring