№5 (41) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич
старший научный сотрудник отдела уголовного,
уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, кандидат юридических наук
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЧАСТНОЙ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Если нужно выбрать среди экспертов одного настоящего, выбирай того, кто обещает наибольший срок завершения проекта и его наибольшую стоимость.
Принцип Уоррена [1]
Термин «эксперт» широко используется во всех сферах деятельности государства. В процессуальном понимании субъект может стать экспертом только после совершения с ним в полном соответствии с УПК РК определённых действий по конкретному уголовному делу.
Казахстан одним из первых на территории СНГ еще в 1997 году принял Закон «О судебной экспертизе», отражающий важнейшее политическое решение - изъятие функции производства судебной экспертизы от органов уголовного преследования с передачей единой экспертной системе Министерства юстиции. В настоящее время в связи со значительными изменениями в сфере организации судебно-экспертной деятельности, связанными с ее укрупнением за счет сферы судебной медицины, психиатрии и наркологии, в производстве комитета Мажилиса находится проект новой редакции указанного закона. В нем, в частности, предусматривается централизация государственных функций по проведению судебных экспертиз в одном ведомстве путем их передачи из системы здравоохранения в МЮ РК.
Основной задачей судебно-экспертной деятельности является обеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях результатами применения специальных научных знаний [2].
Также одной из задач экспертов является обеспечение правоохранительных органов и судов объективной информацией, по возможности, в сжатые сроки. В последнее время заметно увеличилась нагрузка на экспертов. Это касается, прежде всего, сложности проводимых экспертиз. Глобализация и научно-технический прогресс меняют и преступную деятельность, приходится иметь дело с новыми объектами и даже новыми видами судебной экспертизы. В итоге сроки производства экспертиз превышают несколько месяцев. Развитие частной экспертизы позволит разгрузить государственных экспертов и ускорить их работу.
Также специфической проблемой нашей страны в плане срочности выполнения экспертиз является большая территория при неразвитой инфраструктуре. Сотрудникам правоохранительных органов из отдаленных районов приходится преодолевать сотни километров, чтобы назначить экспертизу, и столько же, чтобы получить ее результаты на руки. Это не может не сказаться на сроках уголовных дел. Для решения данной проблемы необходимо подготовить частных экспертов, которые будут работать в районах.
И наконец, нужно иметь в виду, что частная экспертиза, создав конкуренцию государственной экспертизе, должна повысить качество ее работы. На это однозначно указывает международный опыт. В Европе и в Америке экспертизы в основном проводят негосударственные учреждения. Как следствие, основным принципом экспертной деятельности является состязательность экспертов на судебном процессе в целях дачи заключений на высоком профессиональном уровне.
В парламенте республики уже ведется работа в этом направлении. Внесены или в ближайшем будущем будут внесены изменения в ряд законов, что позволит упростить порядок выдачи лицензий на занятие частной экспертной деятельностью.
! ]
Трибуна молодого ученого
Так, 24 ноября 2015 года в первом чтении Мажилис одобрил законопроект «О судебно-экспертной деятельности в Республики Казахстан». Принятие данного законопроекта направлено на реализацию Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан в целях совершенствования судебно-экспертной деятельности до уровня международных стандартов аккредитации. Целью законопроекта является гармонизация и унификация правового регулирования судебно-экспертной деятельности, обеспечение возможности проведения независимой судебной экспертизы и создании правовых предпосылок для дальнейшего развития института негосударственных судебных экспертов.
В данной Государственной программе определены приоритетные направления дальнейшего развития и модернизации судебного экспертного обеспечения правоохранительной системы, в том числе, централизация государственных функций по проведению судебных экспертиз в одном ведомстве путем их передачи из системы здравоохранения в Министерство юстиции Республики Казахстан, укрепление кадрового и материально-технического обеспечения органов судебной экспертизы, создание условий для формирования научного потенциала судебных экспертов, стимулирование дальнейшего развития института негосударственной (частной) судебной экспертизы, а также повышение правовой защищенности граждан и организаций, участвующих в процессе правосудия, престижа должности судебного эксперта и его социальной защищенности.
Между тем, реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой, требует соответствующего правового сопровождения, для чего необходимо привести в соответствие те правовые нормы, которые регламентируют деятельность органов судебной экспертизы.
Отметим, что в законопроекте расширены разделы по ведению Государственного реестра судебных экспертов и методик судебно-экспертной исследования. Для координации деятельности негосударственных экспертов в законопроекте предусмотрена отдельная глава, посвященная регулированию деятельности частных экспертов с наделением функциями по осуществлению координации деятельности экспертов, представлению и защите прав из законных интересов своих членов в государственных органах и организациях, оказанию содействия в организации подготовки и переподготовки лиц, претендующих на право занятия частной судебно-экспертной деятельности.
По мнению Борчашвили И.Ш.: «Принятие законопроекта будет способствовать повышению правовой защищенности граждан и организаций, участвующих в процессе правосудия. В этом законе мы самостоятельным разделом заложили развитие частной экспертной деятельности. Частную судебно-экспертную деятельность нужно развивать, необходимо передать некоторые экспертизы, которые мы проводим, в частные структуры» [3].
Развитие института частной судебной экспертизы в нашей стране является одной из важнейших задач, решение которой возложено на Министерство юстиции Республики Казахстан, а именно на Центр судебной экспертизы.
Институт частных экспертов призван создать альтернативу государственной экспертной деятельности и обеспечить принцип состязательности при судебном рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел.
Планируется передать в конкурентную среду отдельные виды экспертизы, не требующие специального оборудования и сложных исследований. Это позволит снизить нагрузку на судебных экспертов государственных учреждений. Так, в частный сектор можно передать товароведческие, строительные, религиоведческие и судебно-экономические экспертизы.
Для координации деятельности частных судебных экспертов предусмотрено создание Палаты судебных экспертов. Отдельная глава посвящена вопросам государственного контроля в области судебно-экспертной деятельности, лицензирования и последующего контроля за деятельностью лицензиата.
Одной из ключевых новелл законопроекта является создание саморегулируемой организации «Палата судебных экспертов» [4].
Создание указанной Палаты придаст новый импульс развитию негосударственной экспертной деятельности, повысив качество судебных экспертиз [5].
В заключение, хочется отметить, что создание института частной экспертизы находится в самом начале долгого пути, и нам необходимо двигаться по нему, если мы хотим видеть нашу родину Казахстан сильным и независимым государством.
62
№5 (41) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Список литературы
1. books.google.kz
2. http://adilet.zan.kz/
3. Борчашвили И.Ш. В Казахстане судебно-экспертная система будет развиваться по примеру Беларуси // Материалы международной научно-практической конференции «Восток - Запад: партнерство в судебной экспертизе. Актуальные вопросы теории и практики судебной экспертизы» /Алматы, 15-16 октября 2015г.
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 165 «О проекте Закона Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»».
5. Официальный интернет-ресурс Центра судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан www.sudexpert.adilet.gov.kz
Бул мацалада автор Казацстан Республикасыныц жеке сот сараптама институтын жетыдгру мэселелерт царастырады.
Ty^h свздер: сот сараптамасы, жеке сот сараптамасы, сарапшы, зац жобасы, цылмыстыц сот iсгн журггзу.
В данной статье автор рассматривает вопросы совершенствования института частной экспертизы в Республике Казахстан.
Ключевые слова: судебная экспертиза, частная экспертиза, эксперт, законопроект, уголовное судопроизводство.
In this article an author examines the questions of perfection of institute of private examination in Republics of Kazakhstan.
Keywords: judicial examinations, private examination, expert, bill, criminal proceedings.
Цайрат Еслямцалщлы Исмагулов,
КР Зацнама институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ic жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмшщ ага гылыми ^ызметкер^ з.г.к.
Жеке сот сараптамасы институтыныц дамуы
Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич,
старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н.
Развитие института частной судебной экспертизы
Ismagulov Kairat Eslyamkalievich,
senior researcher of the department of criminal, criminal-processual, criminal - law en cementand forensic of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, c.j.s.
The development of private forensic