Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования законодательства о деятельности судов и судебной системы в Республике Казахстан'

Некоторые вопросы совершенствования законодательства о деятельности судов и судебной системы в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суды / судебная система / совершенствование системы отбора судей / судейская ошибка / квалификационные требования / повышение ответственности / ученые – юристы / Высший судебный совет / Председатель Верховного Суда / независимость судей / объективность / прозрачность / соттар / сот жүйесі / сот мамандарын таңдау жүйесін жетілдіру / сот жұмысындағы қателіктер / біліктілік талаптары / жауапкершілікті арттыру / заңгер ғалымдар / Жоғарғы сот кеңесі / Жоғарғы сот төрағасы / сот мамандарының тәуелсіздігі / әділдік / ашықтық

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конусова Венера Тулеутаевна, Каниева Карлыгаш Казиевна

В настоящей статье рассматриваются вопросы совершенствования законодательной регламентации в сфере судов и судебной системы. На основе действующих законодательных актов, стратегических и программных документов Республики Казахстан, включая международный опыт зарубежных стран, было проанализировано содержание норм, в результате которых были приведены следующие выводы. Так, например, раскрыта актуальность изучения пробела в понятии судейской ошибки, в частности не дается разъяснения, что подразумевается под грубым нарушением закона судьей. В связи с этим, актуализирована необходимость в установлении ответственности судьи при отправлении правосудия. На основе анализа правовых актов была выявлена необходимость внедрения наличия судейского стажа кандидату на должность Председателя Верховного Суда в целях формирования профессионального судейского корпуса, помимо уже имеющегося требования как получения положительного заключения пленарного заседания Верховного Суда, за исключением соответствующего письменного поручительства. Также обозначено предложение о возможности привлечения лиц из числа представителей общественности, таких как, ученых-юристов, иностранных экспертов, отдельных представителей Международного в состав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан. В статье, авторами, на основе анализа исследуются вопросы изучения таких принципов, как объективность и прозрачность проводимых заседаний Совета. Отмечается, что в целях обеспечения гласности и открытости на заседания могут быть приглашены представители государственных органов. В свою очередь, указывается на то, что представители общественности и аккредитованные журналисты наделены правом присутствовать на заседаниях Совета. В результате исследования сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование норм действующего законодательства Республики Казахстан и правоприменительной практики в контексте процесса создания эффективных гарантий реализации деятельности судов и судебной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ СОТТАР МЕН СОТ ЖҮЙЕСІНІҢ ҚЫЗМЕТІ ТУРАЛЫ ЗАҢНАМАНЫ ЖЕТІЛДІРУДІҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ

Аталмыш мақалада сот саласы мен сот жүйесіндегі заңнамалық регламенттеудің мәселелерін жетілдіру сұрақтары қарастырылады. Қазақстан Республикасының қолданыстағы заң актілері, стратегиялық және бағдарламалық құжаттарының негізінде және шетел мемлекеттерінің халықаралық тәжірибесін есепке ала отырып, заң нормаларының мазмұны сарапталды, соның негізінде келесі қорытындылар тұжырымдалды. Осылай, мәселен, сот маманы жұмысындағы қателік ұғымына қатысты мәселені зерттеудің өзектілігі анықталды, соның ішінде сот мамандары туралы заңды өрескел бұзу ретінде қандай әрекет саналатындығына түсініктеме берілмеген. Осыған сәйкес, шешім шығару сәтінде сот маманының жауапкершілігін бекіту қажеттілігі басты назарға алынды. Заң актілерін сараптау негізінде Жоғарғы сот төрағасының қызметіне үміткер маманның Жоғары сот мүшелерінің пленарлық отырысының сәйкес құптау тұжырымдамасын алудан басқа сот ісінде өтілімі болуы қажеттілігі бекітілді, бұл сот мамандарының кәсіби корпусын құрамдау үшін маңызды екендігі баса айтылды. Мұндай жағдайда үміткерлерге сәйкес жазбаша кепілгерлік хатын тапсыру қажет емес. Сол секілді Қазақстан Республикасы Жоғары Сот кеңесінің құрамына заңгер-ғалымдар, шетелдік сарапшылар, Халықаралық Кеңес ұйымының жекелеген өкілдері секілді қоғам өкілдерін тарту туралы ұсыныс та талқыланды. Мақала авторлары өз жұмысында Кеңес өткізетін отырыстардың әділ әрі ашық принциппен өткізілуіне қатысты мәселелерді де талқылайды. Ашықтық және жалпыға мәлімгерлікті қамтамасыз ету үшін кеңес отырыстарына мемлекеттік мекемелер өкілдерін шақыру да жоспарға қойылған. Өз кезегінде қоғам өкілдері мен сәйкес аккредитациясы бар БАҚ өкілдері Кеңес отырыстарына қатысуға құқылы. Зерттеу жүргізу нәтижесінде Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңының нормаларын және сот мамандары әрекеттері мен жалпы сот жүйесінің жұмысын сапалы орындау үшін тиімді кепілдемелер жасақтау контекстіндегі құқықты пайдалану тәжірибесі нормаларын жетілдіруге бағытталған тұжырымдамалар мен ұсыныстарға қол жеткізілді.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования законодательства о деятельности судов и судебной системы в Республике Казахстан»

REFERENCES

1. Podrobnee o sisteme sudov obshchejyurisdikciiFrancii sm.: Solov'yovA.A. Osobennosti pravovogo statusa sudej Francuzskoj Respubliki: Monografiya /Moskovskij gosudarstvennyj yuridicheskij universitet imeni O.E. Kutafina (MGYUA); Arbitrazhnyj sud Moskovskoj oblasti. - M., 2015; Solov'yov A.A. Pravovoj status otdel'nyh organov sudebnoj vlasti Francuzskoj Respubliki, obladayushchih osoboj kompetenciej // Vlast'. - 2014. - № 1. - S. 109-112; Solov'yov A.A. Sovremennaya sistema sudov obshchej yurisdikcii Francii i ee osobennosti // YUrist vuza. - 2014. - № 1. - s. 47-58.

2. Maklakov V.V. Administrativnaya yusticiya vo Francii // Pravovye issledovaniya vo Francii: Sb. nauch. tr. / RAN. INION. Centr social'nyh nauch. - inform. issled. otd. pravovedeniya; pod obshch.red. V.V. Maklakova. - M., 2007. - s. 21-121.

3. Bonnal'N. Administrativnye i finansovye sudy // Sudebnaya sistema i sudebnye uchrezhdeniya /Pod red. P. Tryusha /Posol'stvo Francii v Rossii. - M.: Gnozis/Logos, 2003. - s. 57-61.

4. Sudebnye sistemy evropejskih stran. Spravochnik / Perevod s franc. D.I. Vasil'eva i s angl. O.YU. Kobyakova. -M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2002. -279s. <http://library.nulau.edu.ua/POLN_TEXT/ UP/Sudeb_sistem_2002.pdf>.

5. Sazhina V.V. Istoriko-teoreticheskie aspekty administrativnoj yusticii - osnovnoj formy yurisdikcionnogo kontrolya za deyatel'nost'yu publichnoj administracii // <http://www.pac.by/ dfiles/001344_485962_sazhina3.pdf>. - S. 735-747

6. Karamanukyan D.T. Osobennosti razvitiya administrativnoj yusticii Soedinennyh SHtatov Ameriki // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 1 (255). - Pravo. - Vyp. 31. - S. 51. <http://www.lib.csu.ru/vch/255/010.pdf> s. 51-53.

7. Solov'yov A.A., Opalev R.O. Administrativnaya yusticiya v zarubezhnyh gosudarstvah: osobennosti funkcionirovaniya otdel'nyh institutov administrativnogo sudoproizvodstva: monografiya / Moskovskij gosudarstvennyj yuridicheskij universitet imeni O.E. Kutafina (MGYUA). - M., 2017. - 262 s.

8. Tukiev A.S. On Administrative Justice in the Republic of Kazakhstan//Yearbook of Public Law 2014: Administrative Law: Comparative-Legal Approaches - M.: Infotropic Media, 2014. Page 306.

9. LeithoffR. Introduction to thePublicAdministrativeJurisdiction in Germany//HrvatskaJavnaUprava. - 2006. - God. 6. - Br. 3. - P. 23-33.

10. Sinyavskaya M.S. Administrativnaya yusticiya v Germanii: osobennosti administrativnogo sudoproizvodstva // Rossijskij sud'ya. - 2013. - № 1. s. 33-35.

УДК 347.9

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Конусова Венера Тулеутаевна

Заместитель директора Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, к.ю.н., г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: konussova@gmail.com

Каниева Карлыгаш Казиевна

Научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства

Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: karlygash.kaniyeva@gmail.com

Ключевые слова: суды, судебная система, совершенствование системы отбора судей, судейская ошибка, квалификационные требования, повышение ответственности, ученые -юристы, Высший судебный совет, Председатель Верховного Суда, независимость судей, объективность, прозрачность.

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы совершенствования зако-

нодательной регламентации в сфере судов и судебной системы. На основе действующих законодательных актов, стратегических и программных документов Республики Казахстан, включая международный опыт зарубежных стран, было проанализировано содержание норм, в результате которых были приведены следующие выводы.

Так, например, раскрыта актуальность изучения пробела в понятии судейской ошибки, в частности не дается разъяснения, что подразумевается под грубым нарушением закона судьей. В связи с этим, актуализирована необходимость в установлении ответственности судьи при отправлении правосудия.

На основе анализа правовых актов была выявлена необходимость внедрения наличия судейского стажа кандидату на должность Председателя Верховного Суда в целях формирования профессионального судейского корпуса, помимо уже имеющегося требования как получения положительного заключения пленарного заседания Верховного Суда, за исключением соответствующего письменного поручительства.

Также обозначено предложение о возможности привлечения лиц из числа представителей общественности, таких как, ученых-юристов, иностранных экспертов, отдельных представителей Международного в состав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан.

В статье, авторами, на основе анализа исследуются вопросы изучения таких принципов, как объективность и прозрачность проводимых заседаний Совета. Отмечается, что в целях обеспечения гласности и открытости на заседания могут быть приглашены представители государственных органов. В свою очередь, указывается на то, что представители общественности и аккредитованные журналисты наделены правом присутствовать на заседа-Совета.

В результате исследования сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование норм действующего законодательства Республики Казахстан и правоприменительной практики в контексте процесса создания эффективных гарантий реализации деятельности судов и судебной системы в целом.

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ СОТТАР МЕН СОТ ЖУЙЕСШЩ КЫЗМЕТ1 ТУРАЛЫ ЗАЦНАМАНЫ ЖЕТ1ЛД1РУДЩ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР1

Венера Телеутай^ызы Коныс

Казацстан Республикасы Зацнама цуцыцтыц жэне

ацпарат институты директорынъщ орынбасары, з.г.к.,

Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: konussova@gmail.com

Карль^аш Казикызы Каниева

Казацстан Республикасы Защама цуцыцтыц жэне

ацпарат институты Азаматтыц, азаматтыц процестж зацнама жэне атцарушылыц iс ЖYргiзу бвлiмiнiц зылыми цызметкерi, зац зылымдарыныц магистрi, Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: karlygash.kaniyeva@gmail.com

TyMh свздер: соттар, сот жуйес1, сот мамандарын тацдау жуйест жет1лд1ру, сот жумысындагы цателттер, бткттк талаптары, жауапкерш1л1кт1 арттыру, зацгер га-лымдар, Жогаргы сот кецес1, Жогаргы сот тврагасы, сот мамандарыныц тэуелс1здт, эд1л-дгк, ашыцтыц.

Аннотация. Аталмыш мацалада сот саласы мен сот жуйес1ндег1 зацнамалыцрегламент-теудщ мэселелерт жет1лд1ру сурацтары царастырылады. Казацстан Республикасыныц цол-даныстагы зац актыер1, стратегиялыц жэне багдарламалыц цужаттарыныц нег1зтде жэне шетел мемлекеттертщ халыцаралыц тэжгрибест есепке ала отырып, зац нормаларыныц мазмуны сарапталды, соныц неггзтде келесг цорытындылар тужырымдалды.

Осылай, мэселен, сот маманы жумысындагы цателгк угымына цатысты мэселеш зерт-теудщ взектыт аныцталды, соныц 1ш1нде сот мамандары туралы зацды врескел бузу ретт-де цандай эрекет саналатындыгына тусгнгктеме берглмеген. Осыган сэйкес, шешгм шыгару сэттде сот маманыныц жауапкершттн бекту цажеттыт басты назарга алынды.

Зац актыерт сараптау нег1з1нде Жогаргы сот тврагасыныц цызмет1не умткер маман-ныц Жогары сот мушелергнгц пленарлыц отырысыныц сэйкес цуптау тужырымдамасын алудан басца сот 1с1нде втШмг болуы цажеттыт бек1т1лд1, бул сот мамандарыныц кэс1би корпусын цурамдау уш1н мацызды екендт баса айтылды. Мундай жагдайда умгткерлерге сэйкес жазбаша кетлгерлт хатын тапсыру цажет емес.

Сол сек\лд1 Казацстан Республикасы Жогары Сот кецесшц цурамына зацгер-галымдар, шетелдж сарапшылар, Халыцаралыц Кецес уйымыныц жекелеген ек\лдер\ сек\лд\ цогам ект-дерт тарту туралы усыныс та талцыланды.

Мацала авторлары ез жумысында Кецес еткгзетт отырыстардыц эдт эр1 ашыц прин-циппен етк\з\лу1не цатысты мэселелердг де талцылайды. Ашыцтыц жэне жалпыга мэл1мгер-л\кт1 цамтамасыз ету Yшiн кецес отырыстарына мемлекеттж мекемелер ектдерш шацыру да жоспарга цойылган. Оз кезегтде цогам екшдерг мен сэйкес аккредитациясы бар БАК, ек\л-дерг Кецес отырыстарына цатысуга цщылы.

Зерттеу ЖYргiзу нэтижестде Казацстан Республикасыныц цолданыстазы зацыныц нормаларын жэне сот мамандары эрекеттер1 мен жалпы сот жуйесшц жумысын сапалы орындау ушгн тшмдг кетлдемелер жасацтау контексттдегг цуцыцты пайдалану тэжгрибесг нормаларын жетглдгруге багытталган тужырымдамалар мен усыныстарга цол жеткгзшдг.

SOME ISSUES OF IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION ON THE ACTIVITIES OF THE COURTS AND THE JUDICIAL SYSTEM IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Konusova Venera Tuleutaevna

Deputy Director of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Law, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan, e-mail: konussova@gmail.com

Kanieva Karlygash Kazievna

Researcher of the Department of Civil, Civil Procedure Law and Enforcement Proceedings of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Law, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan, e-mail: karlygash.kaniyeva@gmail.com

Keywords: courts, the judicial system, improvement of the system of selection ofjudges, judicial error, qualification requirements, raising responsibility, scientists - lawyers, Supreme Judicial Council, Chairman of the Supreme Court, independence of judges, objectivity, transparency.

Abstract. This article considers the issues of improving legislative regulations in the field of courts and the judicial system. Based on the existing legislative acts, strategic and policy documents of the Republic of Kazakhstan, including international experience of foreign countries, the content of the norms has been analyzed, as a result of which the following conclusions have been given.

For instance, the relevance of studying the gap in the concept ofjudicial error has been revealed, in particular, no explanation is given as to what is meant by a gross violation of the law by a judge. In this regard, the need to establish the responsibility of the judge in the administration ofjustice has become relevant.

By analysing legal acts, the need for introducing professional experience for a candidate for the post of Chairman of the Supreme Court has been identified, in order to form a professional judicial body in addition to the already existing requirement as receipt of a positive conclusion of the plenary session of the Supreme Court, except for the corresponding written guarantee.

Also, the article proposes the possibility of recruiting persons from representatives of the public, such as legal scholars, foreign experts, individual representatives of the International to the Supreme Judicial Council of the Republic of Kazakhstan.

In the article the authors explore, based on the analysis, principles such as objectivity and transparency of the Council's meetings. It is noted that representatives of state bodies may be invited to meetings to ensure transparency and openness. In turn, it is stated that members of the public and accredited journalists have the right to attend meetings of the Council.

As a result of the research, conclusions and proposals have been designed, which are aimed at improving the norms of the present legislation of the Republic of Kazakhstan and law enforcement practice in the context of the process of creating effective guarantees of the implementation of the activities of the courts and the judicial system as a whole.

Введение повышения доверия к судебной системе [1].

В послании Президента народу Казахста- Также в Послании Президента от 5 окна от 31 января 2017 года «Третья модерни- тября 2018 года «Рост благосостояния ка-зация Казахстана: глобальная конкурентоспо- захстанцев: повышение доходов и качества собность», предусматривается необходимость жизни», четвертой задачей указывается даль-

нейшая модернизация судебной системы [2].

В следующем ежегодном послании Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» обозначено, что «ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем» [3].

Вопросам, связанным с регулированием общественных отношений в сфере деятельности судов и судебной системы относятся Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», Конституционный закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 437-У ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и статуса судей», а также Закон Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 4 декабря 2015 года № 436-У

В целом, в нашей стране вопросам судов и судебной системы уделяется большое внимание. В этой связи, ежегодно разрабатываются и принимаются различные государственные программы и нормативные правовые акты, посвященные вопросам совершенствования данной сферы.

Основная часть

Так в соответствии с Планом нации - «100 конкретных шагов», были приняты меры по «ужесточению квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Обязательная норма - 5 лет стажа участия в судебных процессах. Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии. После завершения годичной стажировки судьи будут проходить годичный испытательный период».

Следует отметить, что на сегодняшний день в целях исполнения вышеуказанных поручений Лидера Нации органами судебной власти ведется работа по внедрению изменений и дополнений в такие законодательные акты, как Закон Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 4 декабря 2015 года № 436-У ЗРК (далее - Закон), а также Конституционный закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 437-У ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и статуса судей» (далее - Конституционный закон).

Вместе с тем необходимо обратить внимание на ряд нерешенных вопросов.

Касательно совершенствования оценки судей и повышение их ответственности.

Так, Законом предусмотрено создание Судебного жюри Высшего Судебного Совета Республики Казахстан, Академии правосудия при Верховном Суде. В дополнение, весьма важным представляется законодательное определение понятия судейской ошибки.

Отмечаем, в соответствии с п. 3 ст. 39 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», судейской ошибкой признается «деяние, приведшее к неправильному толкованию и применению норм материального или процессуального права, не связанное с виновными действиями судьи».

При этом данная норма предусматривает, что судейская ошибка, а также отмена или изменение судебного акта, не влекут ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.

Обращаем внимание на то, что в содержании Конституционного закона, равно как и подзаконных актах не дается разъяснения, что подразумевается под грубым нарушением закона судьей.

В этой связи, считаем необходимым урегулировать данную норму, предусматривающую ответственность судьи при отправлении правосудия.

Полагаем, внесение изменений и дополнений в содержание рассматриваемой нормы, послужит дополнительной гарантией объективного и беспристрастного пересмотра судебных дел.

Следует отметить, что в результате принятия Закона изменен правовой статус Высшего Судебного Совета (далее - Совет) путем его преобразования в самостоятельное учреждение и расширения его кадровых полномочий. Согласно Закону, Совет является постоянно действующим независимым органом, создаваемым в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Казахстана по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.

В целом, нормы Конституционного закона и Закона являются эффективными. Однако имеются некоторые сомнения в полной реализации 17-го шага Плана Нации - «100 конкретных шагов» согласно изначально заложенному в нем смыслу. Практика применения Закона также показывает его отдельные несовершенства, которые требуют доработки. В этой связи в целях реализации поручений, данных Елбасы народу Казахстана, представ-

ляются следующие предложения по дальнейшей модернизации порядка проведения конкурсного экзамена для кандидатов в судьи и конкурсного отбора судей.

Касательно совершенствования системы отбора судей.

Согласно п. 5 ст. 29 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», требования о наличии судейского стажа, необходимости положительного заключения пленарного заседания Верховного Суда и соответствующего письменного поручительства не распространяются на кандидата на должность Председателя Верховного Суда.

При этом согласно п. 1 ст. 20 рассматриваемого Конституционного закона, Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи выполняет многочисленные функции, требующие наличия профессиональных знаний и навыков. Кроме того, в целях формирования профессионального судейского корпуса во главе его должен быть руководитель, обладающий не только безупречной репутацией, но и солидным опытом в системе отправления правосудия.

В связи с этим, полагаем, что на кандидата на должность Председателя Верховного Суда должны распространяться требования о наличии судейского стажа, необходимости положительного заключения пленарного заседания Верховного Суда, за исключением соответствующего письменного поручительства. В целях формирования профессионального корпуса кандидата на должность Председателя Верховного Суда предлагается определять из числа действующих судей или лиц, имеющих значительный стаж работы и достижения в развитии судебной системы.

Вместе с тем в зарубежных государствах представляется другой подход, предъявляемый к кандидатам в судьи.

Так, в ст. 119 и 128 Конституции РФ, ст. 13 Закона «О судебной системе РФ», ст. 4-6 Закона «О статусе судей в РФ», ст. 8 и 9 Закона «О Конституционном суде РФ», ст. 27 Закона «О военных судах РФ», ст. 5 и 6 Закона «О миро-

вых судьях в РФ» содержатся наиболее общие требования к кандидатам в судьи.

Конституция РФ ст. 119 указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет»1, иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами. Так, например, для судьи Конституционного Суда РФ необходима безупречная репутация и он судья должен обладать признанной высокой квалификацией в области права2.

Следует отметить, что судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Это кажется очевидным фактом, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства3, то есть право иметь гражданство (подданство) другой страны. Кроме того, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В дополнение, законодательство РФ предусматривает неодинаковые требования и к стажу работы по специальности юриста. По общему правилу, установленному ст. 119 Конституции РФ, такой стаж должен быть не менее 5 лет4. Для остальных судов: в суде основного звена (районном, военном гарнизонном суде, арбитражном суде субъекта РФ или мировом суде) — 5 лет; в судах среднего уровня (верховные суды республик, краевые областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, арбитражные кассационные или апелляционные суды) — 7 лет; в высшем суде — 10 лет; в Конституционном Суде РФ — 15 лет5.

Предусматриваются и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Как показывает практика, формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитыва-

1 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.). Электронный ресурс/^ир:// www.constitution.ru //Дата доступа: 19.06.2019 г.

2 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 Электронный ресурс. Режим доступа: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 648/ Дата доступа: 19.06.2019 г.

3 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ Электронный ресурс.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927. Дата доступа: 19.06.2019 г.

4 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.). Электронный ресурс/^ир:// www.constitution.ru //Дата доступа: 19.06.2019 г.

5 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 Электронный ресурс. Режим доступа: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 648/Дата доступа: 19.06.2019 г.

ются при отборе кандидатов.

В свою очередь ст. 24 и 33 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» содержит общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи6. Специальные требования содержатся в ст. 76, 79, 80 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей». Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи7.

Кроме того, кандидат на должность судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет; судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет8.

Таким образом, отображая в законодательных нормах поручения Елбасы, а также принимая опыт зарубежных стран, можно сформировать определенные требования, предъявляемые к Председателю Верховного Суда.

Касательно совершенствования фильтров, применяемых при конкурсном отборе судей.

Согласно ст. 4 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 4 декабря 2015 года № 436-У ЗРК (далее - Закон), Высший Судебный Совет Республики Казахстан (далее - Совет) состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом Республики Казахстан. Наряду с Председателем Верховного Суда, Министр юстиции, председатели соответствующих по-

стоянных комитетов Сената и Мажилиса Парламента назначаются по должности членами Совета Президентом Республики Казахстан. Кроме того, предусматривается, что в состав Совета Президентом Республики Казахстан могут быть назначены и другие лица, в том числе ученые-юристы, адвокаты, иностранные эксперты, представители Союза судей.

Следует указать на отсутствие в Законе требований, предъявляемых к подобным лицам, что подтверждает непроработанность инициативы по созданию Совета с более широким представительством общественности.

Как известно, Высший Судебный Совет Республики Казахстан был образован согласно Указу Президента Республики Казахстан от 3 февраля 2016 года № 188 «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» (далее - Указ). При этом в Указе не реализована возможность по назначению других лиц, в частности ученых-юристов и иностранных экспертов.

Хотелось бы обратить внимание на опыт соседних государств. Так, например, Указом Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 года был сформирован Высший судейский совет — новый институт, являющийся органом судейского сообщества, призванный оказывать содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Узбекистане9. Наряду с членами Высшего судебного совета действующие на постоянной основе, также действуют члены совета на общественных началах, представителями которых являются, например, заведующий кафедрой Ташкентского государственного юридического университета, первый заместитель председателя Ассоциации судей Узбекистана, председатель Общественного центра социальной поддержки ветеранов судебной системы Узбекистана10. На основании вышеизложенного, полагаем, что в целях реализации изначально заложенной идеи по формированию состава Совета в качестве иностранных экспертов и ученых-юристов в Совет можно предусмотреть вариант включения отдельных представителей Международного совета при Верховном Суде Республики Казахстан.

Касательно дальнейшего повышения объ-

6Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» 204-З от 14.06.2003 г. Электронный ресурс. //https://kodeksy-by.com/zakon_rb//Дата доступа.: 19.06.2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Кодекс Республики Беларусь «О Судоустройстве и Статусе Судей» 139-3 от 29.06.2006 г. Электронный ресурс .//https://kodeksy-by.com/kodeksrbo_sudoustrojstve/76.htm//Дата доступа.: 19.06.2019г.

8Кодекс Республики Беларусь «О Судоустройстве и Статусе Судей» 139-3 от 29.06.2006 г. Электронный ресурс.//https://kodeksy-by.com/kodeksrbo_sudoustrojstve/81.htm//Дата доступа.: 19.06.2019г.

9 Указ Президента Республики Узбекистан «О формировании Высшего судейского совета Республики Узбекистан» №УП-5006 1 0.04.2017 Электронный ресурс. http://www.lex.uz/docs/3164501. Дата доступа: 19.06.2019 г.

10 Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» №УП-4966 21.02.2017 Электронный ресурс. http://lex.uz/docs/3121085 Дата доступа: 19.06.2019 г.

ективности и прозрачности конкурсного отбора судей.

Гласность и открытость заседаний Совета

Заседания Совета проводятся открыто и гласно. В целях обеспечения гласности и открытости на заседания могут быть приглашены представители государственных органов. В свою очередь, представители общественности и аккредитованные журналисты наделены правом присутствовать на заседаниях Совета (п. 2 ст. 8 Закона).

При этом присутствующие на заседании Совета представители общественности и аккредитованные журналисты вправе производить фото-, видеосъемку и аудиозапись, не препятствуя ходу заседания Совета. Фото-, видеосъемка и аудиозапись не производятся только в случае, если соответствующее заявление поступило от участника заседания, материалы в отношении которого подлежат рассмотрению на заседании Совета (п. 3 ст. 8 Закона).

Законом предусмотрено исключение из общего правила проведения заседаний Совета открыто и гласно. Так, в некоторых случаях заседания проводятся закрыто. Решения о проведении таких заседаний принимаются большинством голосов членов Совета.

Следует подчеркнуть, что согласно п. 2 ст. 8 Закона, закрытые заседания Совета не могут проводиться только при рассмотрении вопроса о подведении итогов конкурса на занятие вакантных должностей судей, председателей судебных коллегий и председателей судов, в том числе при обсуждении кандидатур и принятии по ним решений.

Обращаем внимание на то, что в тексте Закона использована неоднозначная терминология. Исходя из буквального толкования п. 2 ст. 8 Закона следует, что понятие «представители общественности» имеет ограничительное толкование.

Так, обозначив возможность участия в заседаниях Совета представителей государственных органов по приглашению, а также право участия в заседаниях исключительно аккредитованных СМИ, изначальная идея гласности и открытости подобных заседаний нивелирована.

Вместе с тем следует отметить, что неаккредитованные СМИ и представители государственных органов также являются представителями общественности и при рас-

ширительном толковании п. 3 ст. 8 Закона в любом случае наделены правом присутствия на заседаниях Совета.

Полагаем, что обозначенные нормы Закона не отвечают требованиям п. 3 ст. 24 Закона РК «О правовых актах»11, поскольку содержат нечеткий и подлежащий различному толкованию смысл.

Нет необходимости предусматривать возможность приглашения представителей государственных органов на заседания Совета, так как в случае отсутствия прямого запрета в законодательстве данное правомочие уже подразумевается.

В силу п. 1 и 2 ст. 20 Конституции Республики Казахстан «свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается». При этом «каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом»12.

В силу указанных норм Конституции и содержания Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации»13 также представляется неоправданным отдельное упоминание права аккредитованных журналистов на осуществление фото-, видеосъемки и аудиозаписи.

Далее, согласно п. 2 ст. 8 Закона, закрытые заседания Совета не могут проводиться только при рассмотрении вопроса о подведении итогов конкурса на занятие вакантных должностей судей, председателей судебных коллегий и председателей судов, в том числе при обсуждении кандидатур и принятии по ним решений. Из содержания этой нормы следует, что во всех иных случаях заседания могут быть проведены в закрытом порядке. Принимая во внимание обширный перечень полномочий Совета, предусмотренный ст. 3 Закона, а значит и весьма разнообразный характер вопросов, рассматриваемых на заседаниях Совета, полагаем, что данная норма должна быть сконструирована иным образом.

Поскольку одним из основных принципов деятельности Совета является гласность (ст. 2 Закона), основания проведения закрытых заседаний должны быть четко определены и не должны подлежать расширительному толкованию.

Для сравнения, недостаточно освещен принцип открытости в Законе «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан»14. Так, данный принцип закреплен в ст.4 и боль-

11 Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6.04.2016 № 480-V. Электронный ресурс. http://adilet. zan.kz/rus/docs/Z1600000480. Дата доступа: 21.06.2019 г.

12 Конституция РК от 30.08.1995. Электронный ресурс. http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000. Дата доступа: 21.06.2019 г.

13 Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года № 451-I. Электронный ресурс. http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z990000451. Дата доступа: 21.06.2019 г.

14 Закон Республики Узбекистан «О Высшем судейском совете» от 6.04.2017. Электронный ресурс. http:// www.lex.uz/m/acts/3153671. Дата доступа: 21.06.2019 г.

ше не упоминается в контексте Закона. Далее, принцип открытости находится последним в перечне основных принципов деятельности Совета, среди таких как законность, независимость, коллегиальность, объективность, равноправие членов Совета. Однако общие нормы принципа открытости закреплены в ст. 113 Конституции Республики Узбекистан15. В свою очередь, ст. 7 Закона Республики Узбекистан «О судах» регулирует принцип гласности судопроизводства, который распространяется на все дела гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства16.

Таким образом, наблюдаем, что с развитием демократического государства, в котором происходят прогрессивные перемены, необходимо уделять большое внимание повышению уровня информационного и правового обеспечения судебной деятельности, путем расширения границ открытости, транспарентности процессов судопроизводства и других видов деятельности судебных органов.

Беспристрастность и объективность

С.А. Акимбекова считает, беспристрастность - качество, суть которого составляет требование непредвзятого и справедливого отношения к каждому субъекту судопроизводства [4].

Как известно, Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности (ст. 2 Закона).

Анализ содержания Закона позволяет сделать выводы о некоторой ограниченности реализации принципа гласности, а также принципа беспристрастности.

Так, член Совета обязан заявить самоотвод при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Совета, если он является супругом (супругой), близким родственником или свойственником лица, в отношении которого принимается решение (пп. 4 п. 2 ст. 6 Закона).

Согласно п. 5 ст. 11 Закона, председатель и члены Квалификационной комиссии при Совете также не вправе участвовать в заседании при рассмотрении вопросов в отношении супругов, близких родственников или свойственников.

Учитывая сложность различных социальных связей, полагаем, что принятие решения Советом и сдача квалификационного экзамена

кандидатами в судьи должны осуществляться в условиях, полностью исключающих какую-либо заинтересованность.

При этом обязанности самоотвода членов Совета и Квалификационной комиссии должно корреспондировать право заявлять отвод лицами, в отношении которых принимается решение. Подобное право в Законе не закреплено.

К сведению, законодательно урегулированы основные вопросы организации и деятельности Высшего совета магистратуры в Республике Молдова. Согласно ст. 15 Закона, Высший совет магистратуры в качестве коллегиального органа осуществляет свои полномочия на пленарных заседаниях, а эти заседания правомочны в присутствии не менее двух третей его членов; на них в обязательном порядке приглашаются лица, в отношении которых рассматриваются вопросы17. Далее ст.18 регулирует, что член Высшего совета магистратуры не может участвовать в рассмотрении вопроса и подлежит отводу при наличии обстоятельств, исключающих его участие в рассмотрении вопроса, или обстоятельств, вызывающих сомнения относительно его объективности; если такие обстоятельства существуют, он обязан заявить самоотвод. По тем же причинам отвод может быть заявлен лицом, в отношении которого рассматривается вопрос, а также лицом, представившим материалы на рассмотрение. Отвод должен быть обоснован в письменном или устном заявлении; член Совета, в отношении которого заявлен отвод, не участвует в голосовании по заявлению об отводе18.

В этой связи полагаем, что Закон должен предусматривать не только возможность самоотвода, но и право заявлять отвод в отношении как членов Совета, так и членов Квалификационной комиссии при Совете.

Кроме того, основанием для самоотвода и отвода должно быть любое обоснованное сомнение в беспристрастности.

Касательно дальнейшего совершенствования этапов квалификационного экзамена, в том числе компьютерного тестирования и кейсовых комплексных правовых задач, а также порядка обжалования результатов квалификационного экзамена на должность судьи.

В целом, полагаем, что нормы Закона являются эффективными. Однако имеются некоторые сомнения в полной реализации 17-го

15 Конституция Республики Узбекистан от 8.12.1992. Электронный ресурс. http://constitution.uz. Дата доступа: 21.06.2019 г.

16 Закон Республики Узбекистан от 2.09.1993. Электронный ресурс. https://nrm.uz. Дата доступа: 21.06.2019г.

17Закон Республики Молдовы «О Высшем совете магистратуры» от 19.07.1996 года № 947-ХШ. Электронный ресурс. http://lex.justice.md. Дата доступа.: 24.06.2019 г.

18 Закон Республики Молдовы «О Высшем совете магистратуры» от 19.07.1996 года № 947-ХШ. Электронный ресурс. http://lex.justice.md. Дата доступа.: 24.06.2019 г.

шага Плана Нации - 100 конкретных шагов согласно изначально заложенному в нем смыслу.

Обращаем внимание, каким образом могут быть обжалованы решения Совета. Так, Законом определены статус и правовая основа деятельности Совета. В частности, весьма тщательно регламентированы такие вопросы, как состав Совета и полномочия его членов; порядок проведения заседаний Совета; порядок и условия приема квалификационного экзамена квалификационной комиссией при Совете; вынесение рекомендации о назначении на должность председателя районного суда, судьи районного, областного и Верховного Суда; порядок рассмотрения кандидатур на вакантные должности председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов; порядок рассмотрения материалов об освобождении от должности председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи.

Анализ норм Закона показывает, что в его содержании предусмотрен лишь порядок рассмотрения определенных вопросов, процедура вынесения по ним решения и не предусмотрена возможность обжалования решений Совета.

Вместе с тем данная процедура необходима для обеспечения эффективной деятельности Совета и устранения допущенных ошибок.

Так, согласно п. 8 ст. 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1, «Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения»19.

Таким образом, представляется необходимым предусмотреть возможность обжаловать решения, принимаемые Советом.

Основные выводы и предложения

Таким образом, по итогам проведенного анализа законодательства Республики Казахстан, а также учитывая международный опыт зарубежных стран регулирующих общественные отношения в сфере деятельности судов и судебной системы можно сделать следующие выводы:

1. В содержании Конституционного закона от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» не дается разъяснения, что подразумевается под грубым нарушением закона судьей. В этой связи, считаем необходимым урегулировать данную норму, предусматривающую ответственность судьи при отправлении правосудия.

Исходя из изложенного, предлагается, внесение изменений и дополнений в содержание рассматриваемой нормы, которая послужит дополнительной гарантией объективного и беспристрастного пересмотра судебных дел.

2. Отмечается важность, что на кандидата на должность Председателя Верховного Суда распространение требования о наличии судейского стажа является актуальным. В целях формирования профессионального правительства кандидата на должность Председателя Верховного Суда предлагается определять из числа действующих судей или лиц, имеющих значительный стаж работы и достижения в развитии судебной системы.

3. Предлагается в Закон Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 4 декабря 2015 года № 436-У целях реализации изначально заложенной идеи по формированию состава Совета в качестве иностранных экспертов и ученых-юристов в Совет возможность предусмотреть вариант включения отдельных представителей Международного совета при Верховном Суде Республики Казахстан.

4. Предлагается устранить отдельное упоминание права только аккредитованных журналистов на осуществление фото-, видеосъемки и аудиозаписи на заседаниях Совета.

5. Необходимо предусмотреть наряду с обязанностью самоотвода членов Совета и Квалификационной комиссии, также и право заявлять отвод лицами, в отношении которых принимается решение.

6. Представляется важным восполнить пробел и наделить лиц, в отношении которых принимаются решения, правом обжалования решений Совета, как ввиду нарушения процедурного порядка отбора претендентов, так и по существу решений.

Вывод. Предлагаемые изменения норм казахстанского законодательства в сфере деятельности судов и судебной системы позволят обеспечить гарантию для объективного и беспристрастного подхода к требованиям, предъявляемым судьям, судам и судебной системы в целом.

19 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 Электронный ресурс. Режим доступа: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 648/). Дата доступа: 19.06.2019 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев Н.А. План нации - «100 конкретных шагов». Послание Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года //Интернет-ресурс «adilet.zan.kz» [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100. Дата обращения: 19.08.2019.

2. Послание Президента Республики Казахстан от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» //Интернет-ресурс «akorda.kz» http:// www.akorda.kz. Дата обращения: 19.08.2019.

3. Послание Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» // Интернет-ресурс http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1900002019. Дата обращения: 19.08.2019.

4. Акимбекова С.А. Правовой статус судьи в Республике Казахстан //http://www.iz.adilet.gov.kz/ ru/articles-inner/vestnik-no4-49-2017.

REFERENCES

1. Nazarbaev N.A. Plan nacii - «100 konkretnyh shagov». Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 20 maja 2015 goda //Internet-resurs «adilet.zan.kz» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100. Data obrashhenija: 19.08.2019.

2. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 5 oktjabrja 2018 goda «Rost blagosostojanija kazahstancev: povyshenie dohodov i kachestva zhizni» //Internet-resurs «akorda.kz» http://www.akorda. kz. Data obrashhenija: 19.08.2019.

3. Poslanie Glavy gosudarstva narodu Kazahstana ot 2 sentjabrja 2019 goda «Konstruktivnyj obshhestvennyj dialog - osnova stabil'nosti i procvetanija Kazahstana» // Internet-resurs http://adilet. zan.kz/rus/docs/K1900002019. Data obrashhenija: 19.08.2019.

4. Akimbekova S.A. Pravovoj status sud'i v Respublike Kazahstan // http://www.iz.adilet.gov.kz/ru/ articles-inner/vestnik-no4-49-2017.

УДК 342.9

СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Нургазинов Багдат Кабылкадырович

Руководитель отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук, Республика Казахстан, г. Нур-Султан; e-mail: nurgazinov@list.ru

Тулепбаева Анджела Сериковна

Ведущий научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук, Республика Казахстан, г. Нур-Султан; е-mail: tandjela@mail.ru

Ключевые слова: административный суд; административное судопроизводство; незаконный административный акт, публично-правовой спор; предмет административного судопроизводства.

Аннотация. Создание института административной юстиции в Республике Казахстан имеет важное значение для обеспечения и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц от незаконных решений органов публичной власти.

При этом, для формирования полноценной и эффективной административной юстиции необходимо создание не только соответствующей системы государственных органов и дей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.