Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ»

охраны, и существующими затратами на саму водоохрану. Ряд специалистов [4] оценивают экономическую эффективность1 через показатели снижения экономического ущерба, считая, что с повышением затрат на водоохрану ущерб, наносимый водным ресурсам, снижается. Имеется несколько методик расчета экономической эффективности по условно предотвращенному ущербу [1, 4]. Однако ни одна из указанных методик не учитывает результатов гигиенических разработок. В то же время эти результаты непосредственно влияют на такие факторы экономической эффективности водоохраны, как дополнительная утилизация сырья, снижение износа основных фондов, ускорение нового строительства, более широкое включение в производственную сферу водных ресурсов, внедрение новых технологий, снижение затрат на производство основной и вспомогательной продукции, на обустройство хозяйственно-питьевых водозаборов, зон, рекретации, водоподготовку и т. д.

К такой группе исследований следует отнести гигиеническую оценку водоемкости новых технологий, локальных и бассейновых водоохранных и водохозяйственных программ и др. Конечные результаты этих работ непосредственно влияют на повышение надежности водных режимов современных технологий, улучшение самоочищения водного объекта, снижение уровня загрязнения (см. схему).

Наибольшие сложности могут возникнуть в отношении разработок, связанных с гигиеническим нормированием и регламентированием загрязнений, а также совершенствованием текущего и предупредительного санитарного надзора. Так, при обосновании норматива для нового вещества, которое не поступало ранее в водный объект и ущерба не наносило, вычислить экономический эффект ни по показателю ликвидированного, ни по показателю предотвращенного ущерба невозможно. В случае, когда на основании НИР предлагается более жесткий норма-

тив для вещества, уже имеющего ПДК (как это было в отношени свинца, ртути, кадмия), вычисление условно предотвращенного ущерба реально. Но выполнимо оно лишь на отдельных объектах, и соответственно результаты этих расчетов всегда ниже фактически ожидаемого эффекта по стране в целом. По этой же причине будут также занижены и расчетные показатели экономической эффективности при пересмотре норматива в сторону увеличения (например, ПДК для селена, стронция).

Таким образом, даже в одной области гигиены— санитарной охране водных ресурсов — не может быть единых подходов к оценке экономической эффективности научных разработок. Нам представляется, что определяющим во всех случаях является цель расчета, характер конечного результата, специфика, отрасли, в которой гигиеническое предложение реализовано. |

В связи с тем что расчеты экономической эф-^ фективности требуют специальных знаний в области экономики, технологии, ценообразования и т. д., их квалифицированное выполнение возможно лишь специалистами организаций-заказчиков. Соответствующие расчеты, безусловно, должны быть гарантированы финансированием и юридически защищены. Это особенно важно на этапе перехода НИИ на хозрасчет и самофинансирование.

Литература

1. Актуальные проблемы охраны окружающей среды / Под ред. Н. Г. Чумаченко, Л. А. Белашова. — Киев, 1979.

2. Балацкий О. Ф„ Тархов П. В.// Гиг. и сан. — 1987. —• № 2. —С. 16—18.

3. Кучерин Н. А. Заболеваемость и экономика. — Л., 1973.

4. Охрана окружающей среды и ее социально-экономическая эффективность / Под ред. Т. С. Хачатурова. — М., 1980.

5. Шарков М. М., Шейное а Е. И. // Строительство коммунизма в СССР и социально-гигиенические проблемы ме^А

дицины. — Горький, 1964. — С. 99—101.

Поступила 11.05.87

УДК 614.3/.4:331.108.45

Б. М. Дучинский, 3. Д. Дмитриева, Л. И. Ткач

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Киевский медицинский институт

Большое значение для дальнейшего развития системы здравоохранения, улучшения качества медицинской помощи и санитарно-эпидемиологического обслуживания населения имеет совершенствование системы последипломного обучения врачебных кадров. Проводимое в соответствии с решениями партийных съездов и Пленумов ЦК КПСС ускоренное и широкое внедрение в

практику здравоохранения научно-технических достижений изменяет традиционные формы и методы труда, повышает требования к уровню подготовки медицинских кадров, к обеспечению непрерывности и регулярности их усовершенствования.

Приказами Минздрава СССР регламентирована пятилетняя периодичность повышения квали-^

фикации. В 1984 г. Минздравом УССР при кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения Киевского медицинского института организованы циклы по усовершенствованию знаний главных государственных санитарных врачей городов и районов, а также лиц, зачисленных в резерв на эти должности. В соответствии с унифицированной программой тематического усовершенствования (ТУ-13) «Актуальные вопросы социальной гигиены, управления и организации санэпидслужбы», утвержденной Минздравом СССР, проведено 7 таких циклов. Обучение прошел 251 слушатель, в том числе 194 главных государственных санитарных врача городов и районов и 57 зачисленных в резерв на эти должности.

В соответствии с программой на усовершенствование отводится 312 ч; при этом изучаются следующие разделы: теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения, научные основы управления здравоохранением, основы советского права, санитарная статистика, организация лечебно-профилактической помощи населению, организация санэпидслужбы, организация здравоохранения зарубежных стран, а также история становления и развития здравоохранения как системы.

В процессе обучения слушатели самостоятельно готовят рефераты на актуальные темы, связанные, в частности, с организацией, планированием и управлением работой санэпидслужбы.

По подготовленным рефератам проводится научно-практическая конференция «Актуальные проблемы санитарно-эпидемиологической службы в свете решений съездов КПСС, Пленумов и постановлений ЦК КПСС.»

Особое внимание уделяется разделу «Организация санитарно-эпидемиологической службы в СССР». Здесь подчеркивается, что санитарно-эпидемическое благополучие в нашей стране является делом общегосударственным.

Успехи санэпидслужбы советского здравоохранения непосредственно связаны с социально-экономическими достижениями нашего государства. Это в свою очередь требует интеграции, преемственности в осуществлении оздоровительных, воспитательных, административно-дисциплинарных мер, направленных на охрану окружающей среды и здоровья человека.

В партийных документах и Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 г. большое внимание обращено на реализацию комплексной программы по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, благотворно воздействующих на здоровье населения.

Успешной реализации этой программы будет способствовать социально-гигиеническая профилактическая направленность мероприятий, проводимых не только органами здравоохранения,

но и всеми ведомствами и службами народного хозяйства.

Научно-технический прогресс выдвигает сегодня целый ряд сложных социально-гигиенических проблем по изучению условий труда и быта, питания, отдыха и поведения людей. Выявление факторов риска, определение их весомости и информативности в формировании различных заболеваний дают возможность органам и учреждениям здравоохранения обосновать меры профилактики, прогнозировать изменения состояния здоровья в зависимости от условий и факторов окружающей среды. В комплексной социальной программе охраны окружающей среды и здоровья человека значительную роль занимает сан-эпидслужба, осуществляющая государственный санитарный надзор за всеми объектами окружающей среды. Проблемы организации и планирования деятельности санэпидслужбы составляют основу обеспечения санитарно-эпидемиче-ского благополучия страны. Своевременное и качественное проведение санитарно-противоэпи-демических мероприятий во многом определяется подготовкой организаторов санэпидслужбы в области социальной гигиены и организации здравоохранения. Поэтому при обучении особое внимание уделяется вопросам конкретизации мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния населения, учета конечных результатов их внедрения. С этой целью слушателям рекомендуется использовать схему комплексного обследования социально-гигиенического и эпидемического состояния объекта государственного санитарного надзора.

Для проведения практических занятий со слушателями разработаны графологические структуры по темам: «Основные задачи и направления деятельности районной санэпидстанции»; «Правовые основы деятельности санэпидслужбы», «Формы организационно-методической работы организационного отдела», «Организация планирования работы» и др.

Оптимизация учебного процесса максимально приближает учебные занятия к условиям практической деятельности, способствует подготовке творчески мыслящего специалиста-организатора санэпидслужбы. В графологические структуры по вопросам организации санэпидслужбы включены вопросы, имеющие непосредственное отношение к деятельности главного врача — руководителя санэпидстанции.

В процессе занятий слушатели изучают основные директивные и инструктивные материалы и документы, регламентирующие деятельность органов санэпидслужбы, а также ее принципы и организационные основы. Изучают основные задачи и направления деятельности санэпидстанций различных уровней управления, функции организационных отделов, права и обязанности различных специалистов, принципы планирования и деятельности отделов, а также их участие

в комплексном планировании оздоровительных мероприятий в целом по району и на отдельных объектах. Подчеркивается необходимость внедрения в работу санэпидслужбы системы бездефектного труда и усиления роли санэпидслужбы в проведении всеобщей диспансеризации населения как основного метода реализации профилактического направления советского здравоохранения.

В ходе занятий акцентируется внимание слушателей на необходимости изучения условий труда на рабочих местах с учетом данных о заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, первичной инвалидности и организации санитарного просвещения среди ДИСГ1 а нсеризуемых контингентов. Оптимизация учебного процесса, основанная на максимальном приближении учебных занятий к условиям практической деятельности слушателей, достигается также проведением практических занятий на производственных базах — районных санэпидстанциях Киева и Киевской области, которые осуществляются по специально разработанным методическим планам.

Преподаватели кафедры разработали учебные задания к практическим занятиям, которые содержат контрольные вопросы и ситуационные задачи по темам: «Организация и проведение санитар но-противоэпидемических мероприятий», «Административно-правовые основы деятельности санэпидслужбы», «Планирование работы структурных подразделений», «Организационно-методическая работа», а также учебные задания по экономике и финансированию, санитарной статистике и трудовому праву, что помогает модифицировать всю практическую деятельность районной санэпидстанции.

Проведение деловой игры «Качественный анализ деятельности санэпидучреждения за отчетный год» позволяет дифференцированно подойти к оценке каждого вида санитарного надзора и определить критерии оценки деятельности работников санэпидстанции. Кроме того, по нашему мнению, в программе усовершенствования необходимо предусмотреть практические занятия

по типу стажировки (3—5 слушателей в одной из районных санэпидстанций) и проведение деловых игр совместно с главными врачами районов, проходящими цикловую подготовку параллельно с организаторами санэпидслужбы. Это позволит существенно облегчить практическое внедрение комплексных планов лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий в районах, где работают слушатели циклов. Совместное проведение деловых игр и решение ситуационных задач позволят научить слушателей обобщать и оценивать результаты повседневной практической деятельности, выявлять основные тенденции и определять оптимальный вариант распределения сил и средств с максимальной медицинской, социальной и экономической эффективностью, что очень важно для подготовки санитарного врача как руководителя учреждения здравоохранения.

Большое внимание в цикле усовершенствования уделяется защите итоговых курсовых работ, составленных слушателями по разработанным кафедрой рекомендациям. Главные врачи районных и городских санэпидстанций представляют эти курсовые работы в виде отчета о своей практической деятельности.

Следует отметить, что из 312 ч, предусмотренных существующей программой, более 7з отводится рассмотрению отдельных, частных вопросов гигиены и эпидемиологии, а для изучения основ управления санэпидслужбой выделено всего 8 ч, тогда как ежегодная деятельность организатора санэпидслужбы связана с решением сложных вопросов управления.

В условиях социальной перестройки всего народного хозяйства возросли требования к организатору санэпидслужбы как инициатору, координирующему оздоровительные и гигиенические мероприятия по охране условий труда, быта, пропаганде здорового образа жизни. Все это обязывает кафедру обратить особое внимание в процессе обучения на вопросы организации, планирования и управления санэпидслужбой.

Поступила 28.04.8?

УДК 614.3(470.341-25)«!887-1987»

Д. X. Стриковский

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НИЖНЕГО НОВГОРОДА (г. ГОРЬКОГО)

• • •• » Ф ' ^ » л $ I - - ~ • ^ ^ I * 0 « » * . . I м А ^^^^ Ун Я* 'мММЯк^рЛйВ^^^^П^^^. 1Т" . • чу м •

Горьковский Медицинский институт им. С. М. Кирова

Официальное основание санитарно-противоэпи-демической службы в Нижнем Новгороде относится к 80-м годам XIX века, что было связано с введением после отмены крепостного права (1861 г..) земского самоуправления и формированием земской медицины. Одной из важнейших

задач, стоявших перед общественной медициной в этот период, была борьба с инфекционными заболеваниями, часто принимавшими эпидемический характер.

В Нижнем Новгороде эта работа проходила в особых условиях, так как определенный отпе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.