Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимова Наталья Андреевна

Статья посвящена некоторым вопросам деятельности сотрудников транспортной полиции, а также направлениям ее совершенствования. Указываются основные причины, служащие основаниями для совершенствования нормативной правовой базы и организационно-правовых основ деятельности сотрудников органов внутренних дел на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF TRANSPORT POLICE STAFF

The article is devoted to some issues of the activities of the transport police officers, as well as directions for its improvement. The main reasons that serve as grounds for improving the regulatory legal framework, as well as the organizational and legal framework for the activities of employees of the internal affairs bodies in transport are indicated.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ»

Н. А. Анисимова, адъюнкт

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ

SOME ISSUES OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF TRANSPORT POLICE STAFF

Статья посвящена некоторым вопросам деятельности сотрудников транспортной полиции, а также направлениям ее совершенствования. Указываются основные причины, служащие основаниями для совершенствования нормативной правовой базы и организационно-правовых основ деятельности сотрудников органов внутренних дел на транспорте.

The article is devoted to some issues of the activities of the transport police officers, as well as directions for its improvement. The main reasons that serve as grounds for improving the regulatory legal framework, as well as the organizational and legal framework for the activities of employees of the internal affairs bodies in transport are indicated.

Транспортная полиция Российской Федерации осуществляет различные функции, нацеленные на обеспечение правопорядка и безопасности на объектах транспортного комплекса, а также обеспечение прав и свобод граждан. Данные составляющие являются основой для бесперебойного функционирования транспортной системы.

Обслуживание объектов транспортной инфраструктуры определяется рядом не только оперативных, но и административно-служебных особенностей, что в свою очередь требует нормативного закрепления особых методов и форм работы сотрудников транспортной полиции, включая организационную систему, связанную с обеспечением транспортной безопасности [1].

Вышеуказанные обстоятельства находят свое отражение в деятельности сотрудников транспортной полиции на объектах транспортного комплекса.

По итогам деятельности Главного управления на транспорте МВД России (далее — ГУТ МВД России) в 2021 году на фоне проведения мероприятий, связанных с недопущением новой коронавирусной инфекции, роста пассажиропотока, а также расширения зоны обслуживания органов внутренних дел на транспорте (далее — ОВДт) отмечено увеличение на 8,7% общего числа зарегистрированных преступлений на объектах транспорта (36 443), в том числе тяжких и особо тяжких составов.

Обеспечивая контроль за состоянием оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры, сотрудникам транспортной полиции удалось достичь положительных результатов по ряду направлений.

Так, сократилось количество таких тяжких преступлений, как убийство и покушение на

убийство, грабежи. Почти в половину увеличилось количество раскрытых преступлений, совершенных организованными группами, пресечена деятельность свыше 400 их участников.

В 2021 году увеличилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Сотрудниками транспортной полиции изъято в 2,7 раза больше наркотических веществ, объем изъятого составил более 5,5 т.

Возросло число выявленных преступлений экономической и коррупционной направленности. Возмещено материального ущерба по ним на сумму свыше 7 млрд рублей. Показатель возмещения составил более 130%, что выше среднего по стране.

Особое внимание уделено защите бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ, в том числе на строительство и реконструкцию железнодорожной инфраструктуры «Восточного полигона» и железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив. Задержано 7 членов организованной группы, в том числе ее организатор, которые совершили хищения бюджетных средств на сумму более 2,2 млрд рублей.

За прошедший 2021 год в суд направлено более 3 тысяч уголовных дел по преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий [2].

Помимо приведенных статистических данных, сотрудниками транспортной полиции осуществлялись мероприятия, связанные с:

- охраной общественного порядка;

- обеспечением общественной безопасности;

- взаимодействием с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- взаимодеиствием с подразделениями транспортной безопасности;

- взаимодействием с институтами гражданского общества [3].

Современные условия в нашем государстве с достаточно частым проявлением преступлений и правонарушений, а также техногенных аварий и их последствий указывают на то, что деятельность по обеспечению транспортной безопасности сотрудниками транспортной полиции требует пристального внимания.

На наш взгляд, вопрос, связанный с совершенствованием деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности всегда будет актуальным, причинами этому служат:

- международная обстановка, в результате изменения которой выявляются новые вызовы и угрозы: протесты в Казахстане, военная спецоперация России на Украине;

- различные обстоятельства, которые выявляются в процессе эксплуатации транспорта: рост числа пассажиров, перевозимых грузов, изменение направлений движения транспорта;

- развитие технической составляющей различных видов транспорта, которое влияет на выявление, раскрытие и расследование преступлений и правонарушений, угрожающих транспортной безопасности;

- изменения в информационном обеспечении транспортной безопасности, появление новых баз данных и систем, которые используются правоохранительными органами в процессе противодействия правонарушениям и преступлениям [4].

Еще одной из причин совершенствования деятельности полиции в рассматриваемой сфере является необходимость соблюдения международных стандартов в области обеспечения транспортной безопасности. В связи с этим отечественные нормативные правовые акты претерпели некоторые изменения в данной области. Так, принятый в 2007 году Федеральный закон «О транспортной безопасности» [5] в системе принципов обеспечения транспортной безопасности закрепляет «интеграцию в международные системы безопасности».

Согласно данным годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», в 2021 году сотрудниками МВД России продолжено сотрудничество с международными организациями и структурами правоохранительной направленности, действующими под эгидой Содружества Независимых Государств, Организации Объединенных Наций, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, объединения БРИКС, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [6].

Отметим, что отечественные нормативные правовые акты уже претерпевали изменения, направленные на совершенствование деятельности полиции в области обеспечения транспортной безопасности. К примеру, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [7] расширилась компетенция сотрудников полиции в плане составления протоколов об административных правонарушениях в области транспортной безопасности. Также Поста-новлениемПравительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» [8] принято решение об участии сотрудников полиции в проверках, которые проводятся совместно с Федеральной службой по надзору в сфере безопасности. Данные изменения законодательства в числе прочего указывают на то, что сотрудникам полиции, осуществляющим функции в сфере обеспечения транспортной безопасности, необходимо постоянно повышать профессиональную подготовку и квалификацию.

Одной из важнейших составляющих деятельности сотрудников ОВДт является их взаимодействие с территориальными органами МВД России, ФСБ России, МСЧ России, транспортными организациями и другими подразделениями транспортной безопасности, что требует правового регулирования не на ведомственном, а на законодательном уровне [9].

В частности, считаем целесообразным принятие Стратегии развития органов внутренних дел МВД России на транспорте, в которой бы отражались следующие основные направления:

- организация деятельности ОВДт в общем аспекте;

- организация деятельности различных подразделений ОВДт на отдельных видах транспорта;

- определение порядка взаимодействия полиции с иными субъектами, имеющими компетенции в области обеспечения транспортной безопасности;

- необходимые преобразования в вопросах кадрового и материально-технического обеспечения сотрудников ОВДт.

Исследуя вопросы взаимодействия сотрудников транспортной полиции с иными субъектами обеспечения транспортной безопасности, а также исходя из практической деятельности сотрудников Юго-Восточного линейного управления МВД России на транспорте, нами была выявлена проблема отсутствия алгоритма своевременного извещения сотрудников транспортной полиции и субъектов транспортной безопасности

о лицах, нарушающих правила безопасного поведения, о бесцельном нахождении детей, подростков или групп несовершеннолетних на объектах транспорта, о выявлении случаев «заце-пинга», о фактах совершения административных правонарушений и преступлений. В подготовленных ОАО «Российские железные дороги» памятках отсутствует инструкция для граждан по действиям в случае выявления вышеуказанных фактов и номеров телефонов, на которые очевидцы правонарушения могли бы передать соответствующую информацию.

Говоря о фактах травматизма, с которыми сотрудники транспортной полиции достаточно часто имеют дело, можно выделить две его основные причины:

- нарушение правил поведения граждан на объектах железнодорожного транспорта;

- несоблюдение сотрудниками ОАО «РЖД» требований безопасности, предъявляемых к обустройству объектов железнодорожной инфраструктуры (покрытая снегом и льдом платформа в зимнее время года, неудовлетворительное содержание межпутных пространств, отсутствие знаков предупреждения, электробезопасности, свободный доступ в зону повышенной опасности, отсутствие ограждений, отсутствие безопасного места при встречном движении состава, недостаточная освещенность в ночное время суток).

В целях решения указанных проблем предлагаем организовать следующую работу сотрудников транспортной полиции совместно с представителями ОАО «Российские железные дороги» и другими субъектами транспортной безопасности:

1. Разработать памятки, где необходимо разъяснить гражданам, как своими действиями предупредить наступление возможных негативных последствий нарушения правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути и как среагировать на замеченный факт нарушения.

2. Актуализировать размещение социальной телерекламы на центральных телеканалах, а также на мониторах железнодорожных вокзалов и торговых центров, расположенных вблизи объектов железнодорожного транспорта, которая направлена на профилактику травматизма и правонарушений граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры.

Что касается организационных преобразований, направленных на обеспечение безопасности на транспорте, в том числе совершенствования деятельности ОВДт, то, по нашему мнению, в процессе повседневной деятельности необходимо:

1. Усилить контроль за выявлением и предотвращением актов незаконного вмешательства на объектах транспортного комплекса.

2. Усилить обеспечение безопасности при перевозке специальных грузов.

3. Осуществлять контроль за приобретением служебного допуска к транспортной деятельности.

4. Развивать средства контроля и надзора.

5. Организовывать подготовку высококвалифицированных специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

Не стоит забывать и про информационное совершенствование в области обеспечения транспортной безопасности. Если поступает какая-либо информация о возможных террористических или экстремистских угрозах на объектах транспортного комплекса, ее необходимо как можно быстрее сообщить сотрудникам ОВДт. В свою очередь, им необходимо в максимально короткий срок принять решение о проведении наблюдения на объектах транспортной инфраструктуры (гласного или скрытого) [10].

К числу основных задач, поставленных перед ГУТ МВД России на 2022 год, отнесены профилактика на объектах транспорта преступлений против личности, грабежей, хулиганский проявлений, меры по раскрытию краж грузов, преступлений категории «прошлых лет», а также связанных с перевозкой и пересылкой наркотических средств. Также поставлена задача дальнейшей интенсификации разработки и внедрения эффективных способов и методов противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и компьютерной информации [6].

Подводя итог вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Административно-правовой механизм обеспечения транспортной безопасности сотрудниками ОВДт включает в себя широкий перечень не только регулятивных, охранительных, материальных, процессуальных правовых норм, но и норм, регулирующих компетенцию сотрудников транспортной полиции. В своей совокупности он требует постоянного совершенствования как в аспекте теоретической составляющей законодательного регулирования обеспечения транспортной безопасности, так и практической деятельности сотрудников транспортной полиции.

2. Совершенствование деятельности сотрудников ОВДт должно происходить как на правовом, так и на организационном уровне. В системе органов транспортной полиции требуется создание специальных подразделений, обязанности которых должны касаться конкретного вида транспорта.

3. На сегодняшний день транспортная полиция не единственный субъект обеспечения транспортной безопасности. Стоит отметить, что проведение мероприятий по обеспечению транс-

портной безопасности на объектах транспортного комплекса невозможно без участия сотрудников транспортной полиции. Учитывая это, считаем целесообразным закрепить на законодательном уровне ОВДт в системе основных субъектов

обеспечения транспортной безопасности, а именно внести в перечень подразделений транспортной безопасности линейные управления и отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степаненко Ю. В. Органы внутренних дел на транспорте: вопросы теории и практики : монография. — М. : ВНИИ МВД России, 2004. — 210 с.

2. Итоги оперативной служебной деятельности Главного управления на транспорте МВД России в 2021 году [Электронный ресурс]. — URL: https://www.мвд.рф (дата обращения: 19.04.2022).

3. Административное право Российской Федерации : учебник / А. В. Мелехин, Т. А. Дика-нова, И. Б. Кардашева [и др.] ; под ред. А. В. Ме-лехина. — М. : Юстиция, 2017. — 502 с.

4. Ульянов А. Д. Приоритеты в оценке деятельности органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. — 2011. — № 2. — С. 32—37.

5. О транспортной безопасности : федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 28.03.2022).

6. Годовой отчет о ходе реализации программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в 2021 году [Электронный ресурс]. — URL: https://www.мвд.рф (дата обращения: 19.04.2022).

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // СЗ РФ. — 2002.

— № 41. — Ст. 4231.

8. Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 29.06.2021 № 1051 (ред. от 14.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.03.2022).

9. Махина С. Н., Целих А. Л. Пути совершенствования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности // Ленинградский юридический журнал. — 2019. — № 1 (55).

— С. 192—199.

10. Тогонидзе Н. В. Проблемы эффективности борьбы с преступностью в России : материалы научно-практической конференции // Государство и право. — 2003. — № 10. — С. 82—93.

REFERENCES

1. Stepanenko Yu. V. Organy vnutrennih del na transporte: voprosy teorii i praktiki : monografi-ya. — M. : VNIIMVD Rossii, 2004. — 210 s.

2. Itogi operativnoj sluzhebnoj deyatel'nosti Glavnogo upravleniya na transporte MVD Rossii v 2021 godu [Elektronnyj resurs]. — URL : https://www.mvd.rf (data obrashcheniya: 19.04.2022).

3. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii : uchebnik / A. V. Melekhin, T. A. Dikanova, I. B. Kar-dasheva [i dr.] ; pod red. A. V. Melekhina. — M. : Yusticiya, 2017. — 502 s.

4. Ul'yanov A. D. Prioritety v ocenke deyatel'nosti organov vnutrennih del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. — 2011. — # 2. — S. 32—37.

5. O transportnoj bezopasnosti : federal'nyj za-kon ot 09.02.2007 # 16-FZ // SPS «Konsul'tant-Plyus» (data obrashcheniya: 28.03.2022).

6. Godovoj otchet o hode realizacii program-my Rossijskoj Federacii «Obespechenie ob-shchestvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti» v 2021 godu [Elektronnyj resurs]. —

URL: https://www.mvd.rf (data obrashcheniya: 19.04.2022).

7. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 # 195-FZ (red. ot 06.03.2022) // SZ RF. — 2002. — # 41. — St. 4231.

8. Ob utverzhdenii Polozheniya o federal'nom gosudarstvennom kontrole (nadzore) v oblasti transportnoj bezopasnosti i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii i otdel'nyh polozhenij nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.06.2021 # 1051 (red. ot 14.12.2021) // SPS «Kon-sul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 28.03.2022).

9. Mahina S. N., Celih A. L. Puti sovershenstvo-vaniya deyatel'nosti policii po obespecheniyu transportnoj bezopasnosti // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. — 2019. — # 1 (55). — S. 192—199.

10. Togonidze N. V. Problemy effektivnosti bor'by s prestupnost'yu v Rossii : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii // Gosudarstvo i pravo. — 2003. — # 10. — S. 82—93.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Анисимова Наталья Андреевна. Адъюнкт. Воронежский институт МВД России. E-mail: agarckova.natali2016@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-98.

Anisimova Natalia Andreevna. Post-graduate cadet. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: agarckova.natali2016@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-98.

Ключевые слова: транспортная полиция; сотрудники органов внутренних дел на транспорте; транспортная безопасность; транспортный комплекс.

Key words: transport police; police officers in transport; transport security; transport complex.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.