СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 347.1
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-104-107 EDN: https://elibrary.ru/HRCYHS NIION: 2007-0083-3/23-309 MOSURED: 77/27-005-2023-03-509
Некоторые вопросы совершенствования административно-юрисдикционной деятельности в сфере противодействия распространению экстремизма посредством сети Интернет
Александр Викторович Корольчук
Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия,
Аннотация. Актуальным остается вопрос правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел при противодействии распространению экстремистских материалов в информационном пространстве, что безусловно, является обстоятельством, затрудняющим противодействие распространению экстремистских материалов. Для ее преодоления требуется выработка, и принятие комплекса мер, направленных на устранения имеющегося правового пробела. В качестве одного из путей ее разрешения видится возможным исключить из редакции Конвенции пункт «Ь» ст. 32, который гласит, что «Сторона может без согласия другой стороны получать через компьютерную систему на своей территории доступ к хранящимся на территории другой стороны компьютерным данным или получить их, если эта сторона имеет законное и добровольное согласие лица, которое имеет законные полномочия раскрывать эти данные этой стороне через такую компьютерную систему», а также дополнить указанную конвенцию положениями о противодействии не только уголовным преступлениям, совершаемым посредством информационно-телекоммуникационных сетей, с использованием специальных технических средств и устройств и т. п., но также аналогичным административным правонарушениям, в том числе связанным с распространением экстремистских материалов.
Ключевые слова: экстремистская деятельность, ИТКС Интернет, распространение экстремистских материалов, административная ответственность, административно-юрисдикционная деятельность
Для цитирования: Корольчук А. В. Некоторые вопросы совершенствования административно-юрисдик-ционной деятельности в сфере противодействия распространению экстремизма посредством сети Интернет // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 104-107. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-104-107.
Original article
Some issues of improving administrative and jurisdictional activities in the field of countering the spread of extremism through the Internet
Alexander V. Korolchuk
Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',
Ryazan', Russia, [email protected]
Abstract. The issue of legal regulation of administrative-jurisdictional activity of internal affairs bodies in counteracting the spread of extremist materials in the information space remains relevant, which is undoubtedly a circumstance complicating the counteraction to the spread of extremist materials.To overcome it requires the development and adoption of a set of measures aimed at eliminating the existing legal gap. As one way to resolve it, it seems possible to delete from the wording of the Convention paragraph «b» of Article 32, which states that «a Party may, without the consent of the other Party, access or obtain computer data stored in the territory of the other Party through a computer system in its territory, if that Party has the legal and voluntary consent of a person who is legally authorized to disclose such data to that Party through such a computer system», as well as to supplement the said convention with provisions on
© Корольчук А. В., 2023
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES LAW SCIENCES
countering not only criminal offenses committed through information and telecommunication networks, using special technical means and devices, etc., but also similar administrative offenses, including those related to the dissemination of extremist materials.
Keywords: extremist activity, ITCS Internet, distribution of extremist materials, administrative responsibility, administrative and jurisdictional activities
For citation: Korolchuk A. V. Some issues of improving administrative and jurisdictional activities in the field of countering the spread of extremism through the Internet. Criminological Journal. 2023;(3):104-107.(In Russ.). https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-3-104-107.
В реалиях современных общественных отношений особое значение и социальную опасность представляют правонарушения, связанные с распространением материалов экстремистской направленности. Защита общественно-политической стабильности в государстве требует учета мнений и традиций большого количества различных этнических и религиозных групп, поиска и выработки компромиссных решений для поддержания между ними согласия. В этой связи, противодействие организациям, осуществляющим незаконную деятельность, связанную с распространением материалов, направленных на разжигание межнациональной розни, приобретает особенно важное значение.
В этой связи актуальным остается вопрос правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел при противодействии распространению экстремистских материалов в информационном пространстве.
Правовую основу административно-юрисдикци-онной деятельности в сфере противодействия экстремизму в информационном пространстве составляют: Конституция Российской Федерации, международные нормативные правовые акты, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» ст. 12, запрещающая использование сети Интернет для совершения экстремисткой деятельности. Информационно-телекоммуникационная сеть по своей сути является сетью связи и регламентируется Федеральным законом «О связи» [1], в части проведения проверочных мероприятий операторов, предоставляющих услуги связи и Интернета, иные законы и принятые в соответствии с ними подзаконные акты органов государственной власти.
Специфика информационного пространства и особенности его использования субъектами, осуществляющими экстремистскую деятельность существенно влияют на содержание административно-юрисдикци-онной деятельности, а также на правовое регулирование последней.
Прежде всего, следует говорить о влиянии на правовое регулирование рассматриваемой деятельности - сетевого характера информационного пространства: его трансграничность, высокую инфор-
мационную динамичность, а также высокий уровень анонимности пользователей.
Указанные обстоятельства вынуждают законодателя совершенствовать правовое регулирование в части взаимодействия правоохранительных органов с регистратором доменных имен и провайдерами, а именно ужесточение требований к последним при подготовке ответов на оперативные запросы должностных лиц, поддержание необходимого уровня конфиденциальности посредством повышения ответственности последних за непринятие мер по блокировке источников, осуществляющих распространение информации экстремистского характера.
С указанной целью будет уместным выделить в качестве отдельного состава административного правонарушения - нарушение регистратором доменных имен, провайдером, либо владельцем ресурса, посредством которого осуществляется распространение информации экстремистского характера. В качестве наказания предусмотреть в числе прочего - дисквалификацию, и запрет заниматься деятельностью каким-либо образом, связанной с распространением любой информации в СМИ, на Интернет ресурсах и пр. Значимым для решения задач административно-юрисдикционной деятельности является вопрос определения удаленности субъекта, совершающего правонарушения экстремистской направленности от места наступления последствий такового. Нередки случаи, когда такое расстояние достигает десятков и тысяч километров. В связи с этим важнейшее значение имею международные правовые акты, регулирующие противодействий экстремизму в целом, а также затрагивающие вопросы межведомственного взаимодействия. В условиях повсеместной глобализации, очевидной становится необходимость объединения усилий правоохранительных ведомств различных государств, в том числе, в сфере противодействия распространению экстремизма в информационном пространстве.
Ряд Конвенций ООН, в числе которых Конвенция против транснациональной организованной преступности - 2000 г. [2], а также Конвенция против коррупции - 2003 г. [3] предполагают организацию межгосударственного, межведомственного взаимодействия и даже проведение совместных операций.
Наиболее ярким примером такого взаимодействия
№ 3 / 2023
Криминологический журнал
105
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
им
служит модель организации такого оперативно-розыскного мероприятия как «контролируемая поставка» - осуществление поставки из одного государства в другое запрещенных к провозу грузов с ведома и под контролем правоохранительных органов обоих государств, с целью выявления субъектов, заинтересованных в осуществлении подобной противоправной деятельности.
Аналогичные способы можно предусмотреть и для организации противодействия экстремизму в се-ти-интернет и закрепить их в ч. 2 гл. 3 «Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации» (ETS № 185) (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001).
В целом Автор видит необходимость внести два существенных изменения в указанную Конвенцию. Первое - это исключить из редакции Конвенции пункт «Ь» ст. 32 который гласит, что «Сторона может без согласия другой стороны получать через компьютерную систему на своей территории доступ к хранящимся на территории другой стороны компьютерным данным или получить их, если эта сторона имеет законное и добровольное согласие лица, которое имеет законные полномочия раскрывать эти данные этой стороне через такую компьютерную систему» [4].
Именно наличие указанного пункта в действующей редакции Конвенции остается непреодолимым препятствием для Российской Федерации на пути к подписанию указанного документа. Очевидно, что указанный пункт позволяет осуществлять любые виды шпионажа, посредством информационных сетей. Наличие указанного пункта и принципиальная позиция ООН, выражаемая в отказе исключения его из редакции Конвенции позволяет сделать вывод о том, что действительные цели существования указанного документа далеки от тех, что задекларированы в его преамбуле.
В случае если из Конвенции все же будет исключен пункт «Ь» ст. 32 Автором предлагается дополнить указанную конвенцию положениями о противодействии не только уголовным преступлениям, совершаемым посредством информационно-телекоммуникационных сетей, с использованием специальных технических средств и устройств и т. п., но также аналогичным административным правонарушениям, в том числе связанным с распространением экстремистских материалов.
При таких обстоятельствах можно было бы с уверенностью сказать, что, во-первых, Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации - основополагающий документ регулирующий межгосударственное взаимодействие в сфере противодействия правонарушениям, совершаемым в се-ти-интернет, а, во-вторых - Российская Федерация безусловно вновь стала бы участником данной Кон-
венции, что, в свою, очередь положительно сказалось на борьбе с экстремизмом в мире, в целом и на противодействии его распространению в частности.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что для совершенствования и развития адми-нистративно-юрисдикционной деятельности в сфере противодействия распространению экстремизма посредством сети-интернет, необходимо принятие существенных мер в вопросах обеспечения подготовки кандидатов на соответствующие должности, создание должного уровня обучения, количества мест для обучения, обеспечить материально-техническое обеспечение указанной деятельности, как для функционирующих органов, так и для мест обучения, организовать программы переподготовки и повышения квалификации, дополнить существующее нормативно-правовое регулирование, следует разработать аналог Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации и начать исполнять и совершенствовать в практике указанный документ вместе со странами дружественными Российской Федерации и не намеренными осуществлять государственный и промышленный шпионаж, прикрываясь благородными целями.
Список источников
1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.) «О связи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)(с изм. от 15 ноября 2000 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Конвенция против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS № 185) [рус., англ.] (Заключена в г. Будапеште 23 ноября 2001 г.) (с изм. от 28 января 2003 г.) // СПС «Консуль-тантПлюс».
References
1. Federal Law of July 7, 2003 № 126-FZ (ed. of July 14, 2022) «On Communications» (with amendments and additions, to come into force from January 1, 2023) // LRS «ConsultantPlus».
2. Convention against Transnational Organized Crime (Adopted in New York City on November 15, 2000 by Resolution 55/25 at the 62nd plenary
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
meeting of the 55th session of the UN General Assembly) (as amended on November 15, 2000) // LRS «ConsultantPlus».
3. Convention against Corruption (Adopted in New York City on October 31, 2003 by Resolution 58/4 at the 51st plenary meeting of the 58th session of
the United Nations General Assembly) // LRS «ConsultantPlus». 4. Convention on Computer Crime (ETS No. 185) [Russian, English] (Concluded in Budapest, November 23, 2001) (as amended January 28, 2003) // LRS «ConsultantPlus».
Информация об авторе
А. В. Корольчук - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author A. V. Korolchuk - Lecturer at the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 04.07.2023; одобрена после рецензирования 26.07.2023; принята к публикации 01.08.2023.
The article was submitted 04.07.2023; approved after reviewing 26.07.2023; accepted for publication 01.08.2023.
Информационные ^ технологии уш в юридической деятельности
Информационные технологии в юридической деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А. И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».
Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий.
Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т. д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.
№ 3 / 2073
Криминологический журнал
107