Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корольчук Александр Викторович, Румянцев Николай Викторович

Анализ ответственности за распространение экстремистских материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, показывает, что дальнейшим расширением инструментов борьбы с распространением экстремистских материалов, может явиться введение в ст. 20.3 КоАП РФ квалифицированного состава, предусматривающего повышенную юридическую ответственность за совершение повторных аналогичных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корольчук Александр Викторович, Румянцев Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL COUNTERACTION TO THE SPREAD OF EXTREMIST MATERIALS IN THE INTERNET INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS NETWORK

The analysis of responsibility for the dissemination of extremist materials on the Internet information and telecommunications network shows that the introduction of qualified personnel into Art. 20.3 of the Administrative Code of the Russian Federation, providing for increased legal responsibility for the commission of repeated similar acts, may be a further expansion of the tools to combat the spread of extremist materials.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-110-113 NIION: 2007-0083-4/22-177 MOSURED: 77/27-005-2022-04-376

О некоторых проблемах административно-правового противодействия распространению экстремистских материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Александр Викторович Корольчук1, Николай Викторович Румянцев2-3

1 Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия,

avkorolchuk@m ail.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

3 Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Москва, Россия

Аннотация. Анализ ответственности за распространение экстремистских материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, показывает, что дальнейшим расширением инструментов борьбы с распространением экстремистских материалов, может явиться введение в ст. 20.3 КоАП РФ квалифицированного состава, предусматривающего повышенную юридическую ответственность за совершение повторных аналогичных деяний.

Ключевые слова: экстремистская деятельность, Интернет, распространение экстремистских материалов, административная ответственность

Для цитирования: Корольчук А. В., Румянцев Н. В. О некоторых проблемах административно-правового противодействия распространению экстремистских материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет // Криминологический журнал. 2022. № 4. С. 110-113. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-110-113.

Original article

About some problems of administrative and legal counteraction to the spread of extremist materials in the Internet information and telecommunications network

Alexander V. Korolchuk1, Nikolay V. Rumyantsev2'3

1 Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Ryazan', Russia, [email protected]

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

[email protected]

3 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia

Abstract. The analysis of responsibility for the dissemination of extremist materials on the Internet information and telecommunications network shows that the introduction of qualified personnel into Art. 20.3 of the Administrative Code of the Russian Federation, providing for increased legal responsibility for the commission of repeated similar acts, may be a further expansion of the tools to combat the spread of extremist materials.

Keywords: extremist activity, Internet, distribution of extremist materials, administrative responsibility

For citation: Korolchuk A. V., Rumyantsev N. V. About some problems of administrative and legal counteraction to the spread of extremist materials in the Internet information and telecommunications network. Criminological Journal. 2022;(4):110-113. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-110-113.

В реалиях современных общественных отношений особое значение и социальную опасность представляют правонарушения, связанные с распространением материалов экстремистской направленности. Защита общественно-политической стабильности в государстве требует учета мнений и традиций большого количества различных этнических и рели-

гиозных групп, поиска и выработки компромиссных решений для поддержания между ними согласия. В этой связи, противодействие организациям, осуществляющим незаконную деятельность, связанную с распространением материалов направленных на разжигание межнациональной розни, приобретает особенно важное значение.

© Корольчук А. В., Румянцев Н. В., 2022

110

Криминологический журнал

№ 4/2022

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Организации и структуры, осуществляющие экстремистскую деятельность, условно можно разделить на этнические, религиозные и националистические. Целью таких формирований является внутренняя дестабилизация в стране, разобщение социальных слоев населения, разжигание межнациональной розни, что, в конечном итоге, приводит к нарушению единства среди жителей государства, в том числе и на территории Российской Федерации. Особую озабоченность вызывает распространение экстремистских настроений и призывов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Активное использование социальных сетей («ВКон-такте», «Instagram», «Одноклассники», «Telegram», «Facebook», «Flickr», «Twitter», «YouTube», «Whats App», «TikTok», «Linkedln», «Tumblr») позволяет экстремистским группам влиять не только на мышление, но и формировать поведенческие стандарты, особенно среди молодых людей, являющихся активными пользователями таких интернет-ресурсов.

Новые вызовы потребовали от государства выработки комплекса мер административно-правового характера, направленных на противодействие экстре-мисткой деятельности. Так, в Стратегии противодействия экстремизму в Российской федерации [1] указывается, что Интернет является основным средством коммуникации, используемым для вербовки новых сподвижников, осуществления общего руководства совершения правонарушений экстремистской направленности. Как отмечают исследователи данной проблематики, декриминализация уголовного законодательства в РФ привела к тому, что за деяния, связанные с пропагандой, либо публичным демонстрированием нацистской атрибутики, символики экстремистских организаций стали активно использовать административные формы ответственности (ст. 20.3 КоАП РФ), (ст. 20.29 КоАП РФ) [2].

Действия по распространению материалов экстремистской направленности с использованием ресурсов Интернета формируют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3. КоАП РФ.

Санкцией ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ предусматривается возможность назначения основного наказания в виде наложения административного штрафа и дополнительного в виде конфискации предмета административного правонарушения, либо административного ареста правонарушителя с конфискацией предмета административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями пленума Верховного суда конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи. Орудия совершения или предметы административного правонарушения, принадлежащие на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности, конфискации не подлежат [3].

Некоторые исследователи, рассматривая виды административной ответственности и административного наказания, а также формы административного принуждения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ, выделяют в отдельный вопрос проблему возможности и целесообразности назначения дополнительного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения, когда оно совершено с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Они утверждают, и мы с этим согласны, что предметом правонарушения, связанного с распространением экстремистских материалов, является изображение, размещенное в цифровом пространстве. Физическим носителем такой информации зачастую служат технические средства, среди которых преобладают компьютерная техника, сотовые телефоны, планшеты и пр. Учитывая существующую на сегодняшний день правоприменительную и судебную практику, конфискация таких устройств, приобретенных на законных основаниях и являющихся объектами собственности, считают избыточной и неправомерной. Нельзя не признать, что даже после назначения наказания лицу, совершившему правонарушение, без конфискации орудия совершения правонарушения, информация экстремистского характера может продолжать находиться на указанных носителях цифровой информации и оставаться доступной для неопределенного круга лиц. Мы согласны с трактовкой предмета правонарушения, которая, в соответствии с ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ, под конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения понимает принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не

№ 4 / 2022 Criminological journal 111

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

изъятых из оборота вещей. Вместе с тем, изображение или видеозапись (видеоролик), либо иные материалы, размещенные в форме электрических сигналов, не могут являться вещью, а, следовательно, и изъять их из оборота, зачастую, не представляется возможным.

В Российской Федерации органом, осуществляющим контрольно-надзорные функции в сфере оборота цифровой информации в сети Интернет, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Одними из основных задач деятельности данного органа государственной власти является:

• принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

• создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Реализация отмеченных распорядительных функций зачастую не демонстрирует необходимой эффективности в противодействии распространению запрещенного законодательством Российской Федерации цифрового контента. В большинстве случаев, материалы экстремистской направленности размещаются правонарушителями на интернет-сайтах, площадках, некоторых социальных сетях, доменные имена которых зарегистрированы на территории иностранных государств. В этой связи у Роскомнадзора, как контролирующего органа, отсутствует соответствующие административно-юрисдикционные полномочия и техническая возможность изъятия и удаления из общего доступа предмета административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное и опираясь на разъяснения высшей судебной инстанции, технические средства, имеющие функцию хранения цифровой информации и использовавшиеся для распространения экстремистских материалов в Интернете, не

могут быть признаны орудием или предметом совершения административного правонарушения. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ государством признается и защищается право граждан на частную собственность, а лишение имущества возможно только на основании решения суда. Сам факт привлечения физического лица к административной ответственности и назначения ему наказания в рамках существующих санкций не исключает возможности дальнейшего использования технических средств и содержащейся в них информации в противоправных целях. Отмеченная проблема, безусловно, является обстоятельством, затрудняющим противодействие распространению экстремистских материалов. Для ее преодоления требуется выработка, и принятие комплекса мер, направленных на устранения имеющегося правового пробела. В качестве одного из путей ее разрешения видится возможным дополнение ст. 4.1 КоАП РФ нормой, наделяющей судей правом возложения на лиц, признанных виновными в совершении рассматриваемых деяний, обязанности удаления материалов экстремистского характера, содержащихся в памяти технических средств и устройств, осуществляемого под контролем уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов. Данное предложение позволит гарантированно уничтожать цифровые копии информационных материалов, свободное распространение которых на территории Российской Федерации запрещено, одновременно позволяя сохранить конституционное право граждан на владение и распоряжение принадлежащим им имуществом.

Дальнейшим развитием предложенной инициативы, направленной на расширение инструментов борьбы с распространением экстремистских материалов, может явиться введение в ст. 20.3 КоАП РФ квалифицированного состава, предусматривающего повышенную юридическую ответственность за совершение повторных аналогичных деяний. Их осуществление в период действия административного наказания, безусловно, будет свидетельствовать о наличии у лица, привлекаемого к ответственности, устоявшегося мировоззрения о желании и возможности нарушения законодательства о противодействии экстремизму. В этой связи, санкции за их нарушение не только могут, но и обязаны быть более жесткими, что, по нашему мнению, де-

112 Криминологический журнал № 4 / 2022

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

лает возможным применения наказания в виде конфискации технических средств и устройств, в случаях их повторного использования для совершения противоправных деяний, связанных с распространением материалов экстремистского характера в Интернете.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Румянцев Н. В. Административно-правовые формы и методы обеспечения противодействия экстремистской и террористической деятельности на современном этапе // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. мат. VII между-нар. науч.-практ. конф. (Пермь, 2 апреля 2020 г.) / сост. В. А. Овченков. Пермь : Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. С. 104-107.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 19 декабря 2013 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Кон-сультантПлюс».

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 344 dated May 29, 2020 «On approval of the Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025» // SPS «ConsultantPlus».

2. Rumyantsev N. V. Administrative-legal forms and methods of ensuring counteraction to extremist and terrorist activities at the present stage // Penitentiary system and society: experience of interaction: col. of mat. VII International Scientific and Practical Conference (Perm, April 2, 2020) / comp. V. A. Ovchinnikov. Perm : Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, 2020. Р. 104-107.

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of March 24, 2005 No. 5 (ed. of December 19, 2013) «On some issues arising in courts when applying the Code of Administrative Offences of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Bibliographic list

1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ // SPS «ConsultantPlus».

Информация об авторах

А. В. Корольчук — преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

Н. В. Румянцев — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доктор юридических наук, доцент.

Information about the authors

A. V. Korolchuk — Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Ryazan Branch of the Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';

N. V. Rumyantsev — Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Chief Researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.11.2022; одобрена после рецензирования 28.11.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted 21.11.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 05.12.2022.

№ 4/2022

Criminological journal

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.