Научная статья © Румянцев Н.В., 2022
NIION: 2010-0082-1/22-065 УДК 343.8
MOSURED: 77/27-006-2022-01-84
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОТИВОПРАВНОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИМИНАЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Николай Викторович Румянцев
ФКУ НИИ ФСИН России [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы организации работы правоохранительных органов по противодействию экстремистской деятельности криминальных субкультур, а также возникающие проблемы применения правовых норм при производстве административных и уголовных дел и их разрешение. Особое внимание уделено проблемам квалификации деятельности организаций, признанных экстремистскими и запрещенными к деятельности на территории Российской Федерации. Отдельно отмечается деятельность международного молодежного движения «А.УЕ.», признанного решением Верховного Суда Российской Федерации экстремистским, а также экстремистской группировки «М.К.У».
Ключевые слова: правоохранительные органы, экстремизм, правовые нормы, уголовно-исполнительная система, места лишения свободы, противодействие, экстремистская организация, Арестантское уркаганское единство
Для цитирования: Румянцев Н.В. О некоторых вопросах квалификации противоправной экстремистской деятельности криминальных субкультур на современном этапе: административно-правовой аспект // Современная наука. 2022. № 2. С. 52-55.
Original article
ON SOME ISSUES OF QUALIFICATION OF ILLEGAL EXTREMIST ACTIVITY OF CRIMINAL SUBCULTURES AT THE PRESENT STAGE: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT
Nikolay V. Rumyantsev
Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia [email protected]
Abstract. This article discusses the issues of organizing the work of law enforcement agencies to counter the extremist activities of criminal subcultures, as well as the emerging problems of applying legal norms in the production of administrative and criminal cases and their resolution. Special attention is paid to the problems of qualification of the activities of extremist organizations recognized as extremist and prohibited from operating on the territory of the Russian Federation. Separately the activities of the international youth movement «A.U.E.», recognized by the decision of the Supreme Court of the Russian Federation as extremist, as well as the extremist group «M.K.U.» are noted.
Keywords: law enforcement agencies, extremism, legal norms, penal enforcement system, places of deprivation of liberty, counteraction, extremist organization, Convict urkagan unity
For citation: Rumyantsev N.V. On some issues of qualification of illegal extremist activity of criminal subcultures at the present stage: administrative and legal aspect // Modern science. 2022. № 2. P. 52-55.
В декабре 2021 г. спецслужбами Российской Федерации по подозрению в причастности к созданной в 2020 г. экстремистской группировке «Маньяки: культ убийства» (далее -«М.К.У») задержан 42-летний гражданин Украины. Установлено, что мужчина по приказу руководителя радикальной организации планировал осуществить нападение на одного из российских журналистов, освещающих текущие международные события. В ходе дальнейшей проверки в 37 регионах России задержаны еще более 100 сторонников экстремистских организаций, среди которых оказались трое администраторов интернет-сообществ «М.К.У», через социальные сети призывавших к насильственным акциям на территории Российской Федерации и массовым убийствами мигрантов и бездомных.
Данные факты свидетельствуют о возрастающей активизации террористической угрозы на территории Российской Федерации и на фоне распространения различных видов экстремизма представляют реальную опасность не только для отдельных граждан, но и для общества в целом. Экстремизм посягает на права и свободы человека и гражданина, способствует расколам по нацио-
52 - К
нальному и конфессиональному признаку, дестабилизирует социально-политическую ситуацию.
В связи с этим возникла необходимость разработки мер по противодействию и профилактике противоправной деятельности экстремистской направленности на государственном уровне.
Одним из важнейших документов стратегического планирования, определяющих цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, несомненно, является Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 (далее -Стратегия). Безусловно, основа ее направлена на консолидацию усилий всех федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также на пресечение экстремистской деятельности, укрепление гражданского единства, достижение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской
Федерации, формирование в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей [1].
Организация противодействия экстремистской деятельности с учетом Стратегии должна постоянно находиться в центре внимания государственных структур и формирований, сотрудников силовых и правоохранительных органов, ученых, в том числе общественных деятелей и религиозных конфессий. В связи с этим деятельность правоохранительных органов и силовых структур (ФСБ России, ФСИН России, МВД России и др.) как основных участников и исполнителей этой работы должна быть направлена в первую очередь на усиление профилактических мероприятий, способствующих пресечению и недопущению распространения экстремистской идеологии, и нейтрализацию движения радикальных организаций. Следует отметить, что, несмотря на применяемые формы и методы по профилактике и пресечению указанных противоправных деяний, не всегда удается достичь поставленной цели. Это обуславливает и потребность изучения причин указанного социального явления, его правовой оценки и необходимости определения факторов, способствующих противодействию ему и принятию дополнительных мер. Примеры деятельности существующих на территории Российской Федерации экстремистских организаций нередко свидетельствуют о зарубежном финансировании, отражают их взгляды, позиции и позволяют выделить суть противоправных действий, представляющих различную степень общественной опасности.
Данные МВД России, согласно которым на территории Российской Федерации по итогам 2021 г. зарегистрировано 1057 преступлений экстремистской направленности, указывают на рост этого показателя на 26,9% и свидетельствуют о непрекращающейся активности противоправной деятельности экстремистской направленности. Вызывает озабоченность и то, что среди фигурантов, участвующих в экстремистской деятельности, большое число граждан государств СНГ.
Подразделениями уголовно-исполнительной системы и МВД России совместно с другими правоохранительными органами разрабатываются и проводятся комплексные мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений экстремистской направленности и противодействию им, а также по пресечению вовлечения в преступную деятельность граждан. За преступления террористического характера и экстремистской направленности в местах лишения свободы отбывают наказание свыше 2,7 тыс. обвиняемых и осужденных. Количество преступлений указанной категории и число совершающих их лиц имеют тенденцию к значительному росту [2].
Для осуществления целей по противодействию экстремистскому движению в отношении граждан, а также лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, применяются различные формы и методы профилактического характера, в том числе привлечение виновных к административной или уголовной ответственности.
В настоящее время некоторыми территориальными подразделениями и органами ФСИН России совместно с другими правоохранительными органами активно ведется документирование преступной деятельности криминальных элементов по созданию объединений экстремистской направленности и осуществляется привлечение их к уголовной ответственности за совершение преступления по ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
На наш взгляд, должна более активно применяться установленная законодательством Российской Федерации административная форма ответственности по ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за пропаганду, публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций и по ст. 20.29 КоАП РФ за массовое распространение экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях распространения.
Анализ противоправной деятельности деструктивных формирований, представляющих криминальную субкультуру и пропагандирующих идеи экстремистской направленности, свидетельствует о том, что она все больше охватывает различные регионы России.
Серьезную озабоченность вызывает деятельность молодежного движения, активно пропагандирующего так называемый тюремный уклад и образ жизни. Участники данного движения имеют склонность к признанию и поддержке авторитетов преступного мира, навязыванию окружающим мнения о превосходстве антисоциального образа жизни и криминальной романтики. С целью пропаганды криминального поведения указанная субкультура использует своеобразную символику и аббревиатуру («А.У.Е.», «Арестантское урка-ганское единство», «Арестантский уклад един»). О серьезности криминального поведения сторонников движения «А.У.Е.» свидетельствуют такие факты, как истязание сверстников и поборы с них на «общак», вовлечение в деструктивную деятельность подростков и молодежи, участие в массовых беспорядках, насильственные действия в отношении граждан, нападения на сотрудников правоохранительных органов, неподчинение администрации, грубейшие нарушения режима содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы и др.
Участие в противозаконной деятельности и активные призывы сторонников «А.У.Е.» к ведению криминального образа жизни не могло не вызвать серьезного беспокойства органов государственной и исполнительной власти, правоохранительных органов и общественных организаций, так как представляет реальную угрозу для граждан, общества и государства. Только в социальной сети «Вконтакте» насчитывается около 50 групп «А.У.Е.» с общим числом участников более 2 млн человек, в «Одноклассниках» - не менее 1 млн, а количество просмотров видеозаписей каналов данной тематики составляет более 25 млн [3]. В этой связи 17 августа 2020 г. Верховный Суд Российской Федерации (далее -ВС РФ) по иску Генеральной прокуратуры Рос-
сийской Федерации признал международное общественное движение «А.У.Е.» экстремистским и запрещенным на территории Российской Федерации. В ходе судебного заседания установлено, что «А.У.Е.» является хорошо структурированной и управляемой организацией - молодежным движением экстремистской направленности, в рамках которого и в интересах его участников совершались экстремистские правонарушения.
Принятые ВС РФ решения о признании молодежного движения «А.У.Е.» экстремистским активизировали деятельность правоохранительных органов по пресечению противозаконной деятельности его участников. Так, в 2021 г. при расследовании уголовных дел (ст. 282 ч. 1 УК РФ) установлено, что целью экстремистской организации являлось превознесение идей воровской власти и применение воровских понятий. Они же проводили активную пропаганду возбуждения ненависти и вражды к представителям власти и сотрудникам правоохранительных органов. Для борьбы с экстремистским движением нарабатывается практика привлечения его членов к административной ответственности [4].
Несмотря на то, что работа правоохранительных органов по пресечению экстремистской деятельности продолжается, зачастую возникают проблемные вопросы при документировании противоправной деятельности и привлечении к уголовной и административной ответственности активных участников «А.УЕ.» за осуществление публичных призывов к экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды и унижение человеческого достоинства, организацию деятельности экстремистского сообщества и его финансирование. Это связано не только с отсутствием опыта у сотрудников подразделений силовых структур, но и четкой правовой регламентации и незначительным объемом имеющейся судебной практики в данном направлении в отдельных регионах субъектов Российской Федерации.
Одним из решений обозначенных проблем, на наш взгляд, является практика проведения совместных совещаний органов внутренних дел, органов исполнения наказания, прокуратуры, следственных и судебных органов, на которых должны обсуждаться и рассматриваться вопросы квалификации и проблемы документирования фактов противоправной деятельности, связанной с распространением экстремистской идеологии. В ходе таких совещаний необходимо выработать единый алгоритм привлечения сторонников «А.У.Е.» к ответственности и пути решения возникающих проблем. К примеру, в целях разрешения таких проблем состоялись рабочая встреча сотрудников и руководителей правоохранительных структур в г. Ногинске Московской области, совместное совещание руководителей правоохранительных органов в г. Волгограде (с участием представителей учреждений региональных УФСИН и ФКУ НИИ фСиН России) и др.
Важным основанием признания фактов противоправной деятельности со стороны отдельных граждан и деструктивных формирований при документировании их причастности к деятельности экстремистской организации
54 - К
«А.У.Е.», а также к иным организациям, признанными экстремистскими, являются проводимые по запросу правоохранительных органов экспертные заключения, способствующие закреплению доказательств при производстве административных и уголовных дел. Как показывает практика, экспертные заключения ряда организаций уже способствовали юридическому закреплению оснований вовлечения и участия отдельных граждан и организаций в противозаконной экстремистской деятельности.
Противодействие экстремистской деятельности, безусловно, не является исключительной задачей правоохранительных органов и требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических и воспитательных мероприятий при взаимодействии с государственными органами и общественными организациями [5]. Только совместная активная работа правоохранительных органов и силовых структур, государственных и общественных организаций по противодействию распространению экстремистской идеологии будет способствовать выполнению одной из важнейших задач по обеспечению безопасности граждан, общества и государства.
Список источников:
1. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № Пр-2753) (ред. от 29.05.2020) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.01.2022).
2. Гробивкин М.Л. Организация работы в местах лишения свободы в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера // Материалы IX региональных экспертных консультаций представителей подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств-участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Ош. 2019.
3. Административное право Российской Федерации: практикум / Под ред. А.П. Алехина. М.: Зерцало-М. 2020.
4. Административные преследования и демонстрирование символики «А.УЕ.» // URL: https://www.sova-center.ru/misuse/news/persekution/2020 (дата обращения: 24.01.2022).
5. Казанцев С.А. Экстремизм, методы информационного противодействия, распространения экстремизма, выявление лиц, содержащихся в учреждениях УИС, склонных к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности: сборник материалов по итогам «Петербургских пенитенциарных конференций». СПб.: Университет ФСИН России. 2021. Т. 2.
References:
1. Strategy for countering extremism in the Russian Federation until 2025 (approved by President of the Russian Federation 28.11.2014 № Pr-2753) (as amended on 29.05.2020) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 24.01.2022).
2. Grobivkin M.L. Organization of work in places of imprisonment in relation to persons convicted of committing crimes of a terrorist and extremist nature // Materials of the IX regional expert consultations of representatives of security agencies, special services and law enforcement
agencies of the CIS member states on combating terrorism and other violent manifestations of extremism. Osh. 2019.
3. Administrative Law of the Russian Federation: workshop / Ed. A.P. Alekhina. M.: Zercalo-M. 2020.
4. Administrative harassment and demonstration of symbols «A.U.E.» // URL: https://www.sova-center.ru/ misuse/news/persekution/2020 (date of access: 24.01.2022).
5. Kazantsev S.A. Extremism, methods of information counteraction, spread of extremism, identification of persons held in penitentiary institutions prone to committing extremist and terrorist crimes: a collection of materials based on the results of the «Petersburg penitentiary conferences». St. Petersburg: University of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2021. V. 2.
Информация об авторе
Н.В. Румянцев - доктор юридических наук, доцент, профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, главный научный сотрудник ФКУНИИ ФСИНРоссии
Контакты: ул. Нарвская, д. 15 а, стр. 1, Москва, Россия, 125130 Information about the author
N.V. Rumyantsev - Doctor of Legal Science, Associate Professor, рrqfessor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, chief researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
Contacts: ul. Narvskaya, d. 15 a, str. 1, Moscow, Russia, 125130
Статья поступила в редакцию 07.02.2022; одобрена после рецензирования 10.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 07.02.2022; approved after reviewing 10.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
ПРАВО --55