Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
440
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ В УИС / ОСУЖДЕННЫЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2019-2023 ГГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов С. Н., Моисеев Н. Д.

В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с содержанием осужденных к лишению свободы за преступления террористического характера и экстремистской направленности. Авторы, исходя из анализа ведомственных указаний, инструкций, отчетов по линии противодействия экстремизму и терроризму в уголовно-исполнительной системе России, практической деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, тезисно обозначили наиболее важные проблемы, имеющиеся в данном направлении. Помимо этого в работе представлены основные меры профилактической работы террористических и экстремистских проявлений, исходя из положений Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов С. Н., Моисеев Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS AND PROSPECTS OF COUNTERING EXTREMISM AND TERRORISM IN THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

The article deals with some issues related to the detention of persons sentenced to imprisonment for crimes of a terrorist nature and extremist orientation. The authors, based on the analysis of departmental instructions, instructions, reports on countering extremism and terrorism in the criminal executive system of Russia, the practical activities of institutions and bodies executing criminal penalties, outlined the most important problems in this direction. In addition, the paper considers the main measures of preventive work of terrorist and extremist manifestations, based on the provisions of the Comprehensive Plan for Countering the Ideology of Terrorism in the Russian Federation for 2019-2023.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

УДК/UDC 343.341.1

DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-151-155

О некоторых проблемах и перспективах противодействия экстремизму и терроризму

в уголовно-исполнительной системе

С. Н. Смирнов, Н. Д. Моисеев

Академия Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань, Российская Федерация, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с содержанием осужденных к лишению свободы за преступления террористического характера и экстремистской направленности. Авторы, исходя из анализа ведомственных указаний, инструкций, отчетов по линии противодействия экстремизму и терроризму в уголовно-исполнительной системе России, практической деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, тезисно обозначили наиболее важные проблемы, имеющиеся в данном направлении. Помимо этого в работе представлены основные меры профилактической работы террористических и экстремистских проявлений, исходя из положений Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.

Ключевые слова: экстремизм и терроризм в УИС, осужденные за преступления террористического характера и экстремистской направленности; профилактика экстремизма и терроризма; Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.

Для цитирования: Смирнов С. Н., Моисеев Н. Д. О некоторых проблемах и перспективах противодействия экстремизму и терроризму в уголовно-исполнительной системе // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3. С. 151-155. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-151-155

On some problems and prospects of countering extremism and terrorism in the criminal executive system

Sergey N. Smirnov, Nikolay D. Moiseev

Academy of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The article deals with some issues related to the detention of persons sentenced to imprisonment for crimes of a terrorist nature and extremist orientation. The authors, based on the analysis of departmental instructions, instructions, reports on countering extremism and terrorism in the criminal executive system of Russia, the practical activities of institutions and bodies executing criminal penalties, outlined the most important problems in this direction. In addition, the paper considers the main measures of preventive work of terrorist and extremist manifestations, based on the provisions of the Comprehensive Plan for Countering the Ideology of Terrorism in the Russian Federation for 2019-2023.

Keywords: extremism and terrorism in the criminal justice system, convicted of crimes of a terrorist nature and extremist orientation; prevention of extremism and terrorism; Comprehensive plan for countering the ideology of terrorism in the Russian Federation for 2019-2023.

For citation: Smirnov S. N., Moiseev N. D. On some problems and prospects of countering extremism and terrorism in the criminal executive system. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3, pp. 151-155. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-151-155. (In Russ.).

Федеральной службой исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) на современном этапе на постоянной основе проводится комплекс профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предотвращение и пресечение распространения экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС), выявление в местах лишения свободы лиц, являющихся носителями религиозных экстремистских убеждений, и пресечение их преступной деятельности.

По состоянию на 01.12.2020 г. в следственных изоляторах УИС и исправительных учреждениях отбывало наказание 1988 подозреваемых, об-

виняемых в преступлениях террористического характера и 413 - за преступления экстремистской направленности. Наибольшее их количество являются приверженцами таких запрещенных организаций, как «Исламское государство», «Партия исламского освобождения», «Джебхат ан-Нусра», «Имарат Кавказ» и другие. Изоляция 41 % таких лиц от основной массы спецконтингента, почти поголовное их нахождение на профилактическом учете не исключают возможности дальнейшего распространения идеологии терроризма в пенитенциарных учреждениях [1].

Результаты проводимых оперативно-розыскных мероприятий как крайней формы про-

филактики терроризма и экстремизма, в том числе во взаимодействии с заинтересованными правоохранительными органами, позволили пресечь противоправную деятельность нескольких подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в учреждениях УИС. В 2020 году возбуждено 81 уголовное дело по фактам совершения вышеуказанной категории преступлений. Имелись факты сбора и передачи денежных средств террористическим организациям. Растет количество лиц, изолированных от общества, сменивших вероисповедание на ислам, при этом не всегда устанавливаются личности фигурантов, оказавших влияние на принятие данного решения. Отмечаются случаи вступления освободившихся осужденных в ряды международных террористических организаций на территории стран Ближнего Востока или совершения ими преступлений террористического характера и экстремистской направленности на территории Российской Федерации. Проблемными вопросами остаются обращение в учреждениях УИС литературы, внесенной в федеральный список экстремистских материалов, распространение экстремистских материалов в различных социальных сетях, Интернете [2, с. 1].

В связи с постоянно растущим количеством подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся выходцами из стран Средней Азии, Закавказья, республик Северного Кавказа, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в учреждениях УИС, актуальным остается вопрос противодействия неформальным группам, формируемым по религиозному и этническому принципам, лидеры и активные участники которых в большинстве своем являются приверженцами радикальной исламистской идеологии и сторонниками преступной деятельности международных террористических организаций. Фактором, влекущим условия инициирования в них негативных процессов, является наличие лидеров, т.н. «имамов», из числа лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности.

Как показывает практика деятельности исправительных учреждений, основными причинами и условиями, способствующими протеканию указанных выше негативных процессов, можно признать:

- отсутствие упреждающей информации у оперативных подразделений и иных отделов и служб;

- недостаточно организованное межведомственное взаимодействие с правоохранительными органами;

- непринятие мер по оперативному проникновению и сопровождению этнических групп, созданных с противоправными целями;

- непроведение информационно-пропагандистских мероприятий;

- слабо организованную и осуществляемую работу по привлечению к ответственности подозреваемых, обвиняемых и осужденных за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и многие другие.

Главное оперативное управление ФСИН России (далее - ГОУ ФСИН России) уделяет пристальное внимание противодействию экстремистским и террористическим проявлениям. В помощь оперативным сотрудникам, курирующим данное направление деятельности, разработан ряд указаний и методических рекомендаций. Отработан механизм распределения осужденных приверженцев радикального ислама по территориальным органам и конкретным исправительным учреждениям. Особое внимание уделяется оперативному контролю подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений террористической и экстремистской окраски, содержащихся в следственных изоляторах, а также осужденных по данным составам, которые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации направлены для отбывания наказания в тюрьмы.

Приоритетные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой в данной сфере, вытекают из положений Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг. Анализ данного документа позволяет выделить первоочередные меры, которые необходимо реализовывать на постоянной основе в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. ГОУ ФСИН России среди них отмечает следующие:

- проведение информационно-пропагандистских мероприятий с осужденными к лишению свободы по разъяснению преступной сущности и общественной опасности терроризма с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов. Особенно это касается тех исправительных учреждений, где сконцентрировано большое число представителей различных национальностей и этнических групп, что может создавать предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций. Такие конфликты способствуют разжиганию расовой и религиозной розни, становятся причиной совершения правонарушений [3, с. 17]. В то же время хотелось бы отметить, что такие мероприятия не всегда достигают необходимого результата. Опрос сотрудников уголовно-исполнительной системы, курирующих направление деятельности борьбы с экстремизмом и терроризмом, указывает на нередкие случаи, когда радикально настроенные осужденные отказываются от общения с представителями официально зарегистрированных религиозных объединений, проповедующих ислам. Таких имамов считают

«недалекими» в религии, искажающими «истинное» ее понимание;

- осуществление профилактических мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в форме индивидуальных профилактических бесед с лицами, отбывающими наказание за совершение преступлений террористического характера с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов, в ходе которых необходимо разъяснять указанным лицам их моральную и правовую ответственность перед обществом, государством, социальные и правовые последствия террористической деятельности. В этом плане приветствуется использование предлагаемых в науке различных методов воздействия, в том числе «методов устрашения», состоящих в доведении до членов террористических и экстремистских организаций информации, вызывающей у них чувство страха из-за последствий участия в террористической и экстремистской деятельности [4, с. 91]. Наверное, настал момент, когда следует вспомнить о неприменимом в настоящее время уголовном наказании в виде смертной казни в отношении террористов, о чем уже говорилось неоднократно [5, с. 99];

- реализацию базовых программ психологической коррекции личности с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремисткой направленности. Реализацию данных программ необходимо направлять на отрыв осужденных от идеологии насилия, при котором вероятность совершения ими насильственных действий будет сведена на нет. Их цели - изменить взгляды, ценности, установки и поведение осужденных, убедить их отказаться от насилия для достижения своих намерений. Несомненно, важным является вопрос о том, на кого должны быть ориентированы проводимые мероприятия. На осужденных, являющихся обычными исполнителями, или на их лидеров? Проводимые в отношении лидеров мероприятия способствуют отказу от насилия и воздействию лидера на своих сторонников с целью их мотивации последовать его примеру [6, с. 143];

- проведение с лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и изолированных участков, функционирующих как исправительный центр, при исправительных учреждениях, информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению преступной сущности и общественной опасности терроризма с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов;

- деятельность по своевременному выявлению в учреждениях УИС подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучающих, пропагандирующих, исповедующих либо распространяющих экстремистскую идеологию; склонных к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности с последующей их

постановкой на соответствующие виды профилактического учета.

Профилактическая работа с такими лицами ведется в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», в форме общей и индивидуальной профилактики. При проведении общей профилактики особое внимание уделяется динамике правонарушений, изменениям, происходящим в качественном и количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечению изоляции и надзора за ними, трудовому использованию, размещению, материально-бытовому и медицинскому обеспечению. Индивидуальная профилактика правонарушений включает работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом их психологических особенностей, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС;

- информационно-пропагандистские мероприятия совместные с ФСБ России, на уровне центральных аппаратов, направленных на противодействие терроризму и экстремистской деятельности, в целях доведения до общественности криминальной сущности и опасности экстремистских и террористических проявлений. Полагаем, что средства массовой информации (особенно Интернет) способны приносить пользу в борьбе с данными видами преступлений. По крайней мере, не стоит оставлять без соответствующей реакции выпадки информационного терроризма и кибертерроризма, представляющие собой серьезную угрозу для человечества, сравнимую с ядерным, бактериологическим и химическим оружием [7, с. 106];

- направление в НАК информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) по вопросам профилактики терроризма для размещения на официальном портале НАК и для последующего использования в практической деятельности;

- работу по проведению научно-прикладных исследований в области противодействия терроризму и экстремизму, изучению российского и международного опыта.

Здесь стоит отдельно отметить, что во всех ведомственных вузах ФСИН России соискатели ученых степеней кандидата и доктора наук в обязательном порядке согласуют тематику исследований с профильными управлениями ФСИН. В планах научно-исследовательской работы, научного обеспечения деятельности ФСИН в течение нескольких

последних лет отражаются разработки по проблемам, связанным с террористическими и экстремистскими проявлениями в УИС.

Надо указать, что перечисленные направления имеют общий ориентирующий характер для территориальных органов УИС. На его основании в субъектах разработаны детальные, расширенные планы по их реализации с учетом складывающейся ситуации и имеющегося потенциала.

В завершение отметим, что важность противодействия идеологии терроризма в уголовно-исполнительной системе изначально предопределена вышеназванным Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг. В первом разделе

«Профилактическая работа с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние» три пункта мероприятий посвящены профилактике в отношении осужденных либо лиц, отбывших наказание за совершение преступлений террористического характера. С учетом их государственного приоритета в субъектах Российской Федерации были разработаны и утверждены «Планы по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы» на уровне антитеррористических комиссий [8], которые находятся в зоне ответственности органов исполнительной власти [9, с. 15], включая правительства регионов [10].

Список источников

1. План Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 г. по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы от 13 янв. 2021 г.

2. Смирнов С.Н., Шерхов Р.Р. Противодействие террористической и экстремистской идеологии в средствах массовой информации и сетях связи общего пользования // Юридический вестник ДГУ. 2020. №1. С. 140-144.

3. Карькина Н.Н. Обеспечение безопасности осужденных - представителей этнических групп от криминальных угроз в местах лишения свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010. 24 с.

4. Асильдаров А. Ч. Формирование антиэкстремистского сознания у молодежи как форма противодействия терроризму // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 37, № 1. С. 90-95.

5. Зиядова Д.З., Акамова Р.И. Проблемы исполнения наказаний в отношении женщин, совершивших преступления террористической направленности // Юридический вестник ДГУ. Т. 37. 2021. №1. С. 96-100.

6. Скобелева О.О., Дворецкая Е.А. Психокоррекционные программы исправительных учреждений, направленные на содействие социальной реинтеграции освобожденных из исправительных учреждений // Вестник Самарского юридического института. Самара, 2020. С. 142-148.

7. Абдулатипов А.М. Понятие информационного терроризма // Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 30, № 2. С. 105-111.

8. План по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы в Рязанской области на 2020 год. URL: https://www.ryazangov.ru/upload/iblock/f86/Plan-po-realizatsii-KPPIT-2020.pdf (дата обращения: 12.07.2021).

9. Быкадорова А.С., Непейвода К.М. О проблемном поле реализации информационно-пропагандистских мер противодействия идеологии терроризма // Обзор НЦПТИ. 2020. № 2 (21). С. 15-25.

10. Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан»: постановление Правительства Республики Дагестан от 25 дек. 2020 года № 284. URL: https://docs.cntd.ru/document/571085911 (дата обращения: 12.07.2021).

References

1. Plan Federal'noi sluzhby ispolneniya nakazanii na 2021 g. po realizatsii meropriyatii Kompleksnogo plana protivodeistviya ideologii terrorizma v Rossiiskoi Federatsii na 2019-2023 gody ot 13 yanv. 2021 g. [The plan of the Federal Penitentiary Service for 2021 for the implementation of the measures of the Comprehensive Plan for Countering the Ideology of Terrorism in the Russian Federation for 2019-2023 dated January 13, 2021]. (In Russian).

2. Smirnov S.N., Sherkhov R.R. Protivodeistvie terroristicheskoi i ekstremistskoi ideologii v sredstvakh massovoi informatsii i setyakh svyazi obshchego pol'zovaniya [Countering terrorism and extremist ideology in the media and in the public communication networks], Yuridicheskii vestnik DGU [Law Herald of DSU], 2020, no. 1, pp. 140-144. (In Russian).

3. Kar'kina N.N. Obespechenie bezopasnosti osuzhdennykh - predstavitelei etnicheskikh grupp ot krimi-nal'nykh ugroz v mestakh lisheniya svobody: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Security prisoners - members of ethnic groups from criminal threats in places of deprivation of liberty, Cand. Law sci. diss. Abstr.], Ryazan', 2010, 24 p. (In Russian).

4. Asil'darov A.Ch. Formirovanie antiekstremistskogo soznaniya u molodezhi kak forma protivodeistviya terrorizmu [Formation of anti-extremist consciousness in youth as a form of counterting terrorism], Yuridicheskii vestnik DGU[Law Herald of DSU], 2021, vol. 37, no. 1, pp. 90-95. (In Russian).

5. Ziyadova D.Z., Akamova R.I. Problemy ispolneniya nakazanii v otnoshenii zhenshchin, sovershivshikh prestupleniya terroristicheskoi napravlennosti [Problems in the execution of sentences for women who have committed terrorist crimes], Yuridicheskii vestnik DGU [Law Herald of DSU], 2021, T. 37, no. 1, pp. 96-100. (In Russian).

6. Skobeleva O.O., Dvoretskaya E.A. Psikhokorrektsionnye programmy ispravitel'nykh uchrezhdenii, napravlennye na sodeistvie sotsial'noi reintegratsii osvobozhdennykh iz ispravitel'nykh uchrezhdenii [Psychocorrection programs of correctional institutions aimed at facilitating the social reintegration of those released from correctional institutions], Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. Samara, 2020, pp. 142-148. (In Russian).

7. Abdulatipov A.M. Ponyatie informatsionnogo terrorizma [The concept of information terrorism], Yuridicheskii vestnik DGU [Law Herald of DSU], 2019, vol. 30, no. 2, pp. 105-111. (In Russian).

8. Plan po realizatsii meropriyatii Kompleksnogo plana protivodeistviya ideologii terrorizma v Rossiiskoi Federatsii na 2019-2023 gody v Ryazanskoi oblasti na 2020 god [Plan for the implementation of measures of the Comprehensive Plan for Countering the Ideology of Terrorism in the Russian Federation for 2019-2023 in the Ryazan Region for 2020]. (In Russian). Available at: https://www.ryazangov.ru/upload/iblock/f86/Plan-po-realizatsii-KPPIT-2020.pdf (accessed 12.07.2021).

9. Bykadorova A.S., Nepeivoda K.M. O problemnom pole realizatsii informatsionno-propagandistskikh mer protivodeistviya ideologii terrorizma [On the problematic field of the implementation of information and propaganda measures to counter the ideology of terrorism], Obzor NTsPTI, 2020, no. 2 (21), pp. 15-25. (In Russian).

10. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Respubliki Dagestan «Kompleksnaya programma protivodeistviya ideologii terrorizma v Respublike Dagestan»: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 25 dek. 2020 goda № 284 [On the approval of the State program of the Republic of Dagestan "Comprehensive program for countering the ideology of terrorism in the Republic of Dagestan": Resolution of the Government of the Republic of Dagestan dated December 25, 2020 No. 284]. (In Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/571085911 (accessed 12.07.2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Смирнов Сергей Николаевич, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, кандидат юридических наук, доцент, г. Рязань, Российская Федерация. E-mail: [email protected] Моисеев Николай Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Разянь, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Smirnov Sergey Nikolaevich, candidate of legal Sciences, Associate Professor of Department of organization of operational-investigative activity of Federal state educational institution of higher professional education Academy of law and management of Federal service of execution of punishments (of the Academy of FSIN of Russia), Ryazan, Russian Federation. E-mail: [email protected] Moiseev Nikolay Dmitrievich, candidate of legal Sciences, Associate Professor of the Department of Organization of Operational and Investigative Activities of the Federal State Educational Institution of Higher Education of the Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 13 июля 2021 г.

Received 13 July, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.