УДК 343.85
С. И. Паканич
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются актуальные меры противодействия экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Предметом исследования выступают вопросы реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» при исполнении уголовных наказаний. На основе анализа положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, практики работы правоохранительных органов автор выделяет отдельные меры противодействия экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на современном этапе, предлагает некоторые решения обозначенных в исследовании проблем. Дается авторское определение противодействия экстремизму в уголовно-исполнительной системе. Результаты работы могут представлять интерес для студентов, курсантов, слушателей и преподавателей юридических вузов.
Ключевые слова: экстремизм; противодействие экстремизму; субъекты противодействия экстремизму; противодействие экстремизму в уголовно-исполнительной системе; проблемы противодействия
© Паканич С. И., 2021 © РакатеЬ Б. I., 2021
экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Для цитирования: Паканич С. И. Некоторые вопросы противодействия экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Теория и практика социогуманитарных наук. 2021. № 4 (16). С. 96-110.
S. I. Pakanich
SOME ISSUES OF COUNTERING EXTREMISM IN INSTITUTIONS OF THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses current measures to counter extremism in the institutions of the penal system of the Russian Federation. The subject of the study is the implementation of the Decree of the President of the Russian Federation dated May 29, 2020 No. 344 «Strategy for countering extremism in the Russian Federation until 2025» in the execution of criminal penalties. Based on the analysis of the provisions of the «Concept of the development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030», the practice of law enforcement agencies, the author identifies individual measures to counter extremism in the institutions of the penal system of the Russian Federation at the present stage, offers some solutions to the problems identified in the study. The author's definition of countering extremism in the penal system is given. The results of the work may be of interest to students, cadets, students and teachers of law schools.
Keywords: extremism; counteraction to extremism; subjects of counteraction to extremism; counteraction to extremism in the penal system; problems of counteraction to extremism in institutions of the penal system of the Russian Federation.
For citation: Pakanich S. I. Some issues of countering extremism in institutions of the penitentiary system of the Russian Federation Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2021, no. 4 (16), p. 96-110.
Одним из основных источников угроз национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время является экстремистская деятельность, осуществляемая националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране. В январе-декабре 2020 года в России было зарегистрировано 833 преступления экстремистской направленности. Рост в сравнении с аналогичными показателями прошлого года составил 42,4 % [18, с. 5]. В целях борьбы с данным видом преступности Указом Президента Российской Феде-
рации от 29.05.2020 № 344 была утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
К числу субъектов противодействия экстремизму отнесены федеральные органы государственной власти. Важную роль в борьбе с данным противоправным явлением играет уголовно -исполнительная система Российской Федерации (УИС РФ). Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р) закрепляет усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Следует заметить, что в последние несколько лет тема противодействия экстремизму при исполнении уголовных наказаний рассматривалась фрагментарно. Среди немногочисленных диссертационных исследований можно выделить работы О. А. Скоромоха [17], Н. Н. Карькиной [5], А. Л. Коновалова [6]. В юридической литературе мерам по борьбе с экстремизмом посвящены публикации Э. В. Зауторовой [4], А. А. Крымова [7], В. В. Меркурьева [8], Е. С. Поповой [15], А. П. Скибы [16], О. В. Теплякова [19]. Вместе с тем в последние несколько лет комплексных исследований в сфере противодействия экстремизму при исполнении уголовных наказаний в современной российской науке уголовно-исполнительного права не проводилось.
По состоянию на июнь 2021 года в исправительных учреждениях УИС РФ содержа-
лось 368 осужденных за преступления экстремистской направленности. Из них находились в исправительных колониях 289 лиц, в следственных изоляторах — 63, помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора
— 6, тюрьмах — 7, лечебных исправительных учреждениях — 3. Анализ статистических данных Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) показывает, что подавляющее большинство осужденных за преступления экстремистской направленности содержались в исправительных колониях строгого режима — 189 человек (51 %), в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора — 69 (19 %), колониях общего режима
— 66 (18 %), исправительных колониях особого режима — 24 (7 %), участках колоний поселений исправительных колоний — 10 (2 %), тюрьмах — 7 (2 %), ле-
чебных исправительных учреждениях — 3 (1 %) [10, с. 35, 37].
За последние пять лет в целом прослеживалась положительная динамика снижения в исправительных учреждениях УИС РФ численности осужденных за преступления экстремистской направленности с 385 человек в 2017 году до 368 человек на июнь 2021 года (2017 г. — 385 [11, с. 30]; 2018 г. — 378 [12, с. 29];
2019 г. — 371 [13, с. 30, 35];
2020 г. — 458 [14, с. 35]; июнь
2021 г. — 368 [10, с. 35, 37]). Исключение составил лишь 2020 год, когда численность осужденных за преступления по рассматриваемой категории значительно выросла — до 458 человек.
Одним из ожидаемых результатов указанной выше Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года является сокращение количества экстремистских угроз в Российской Федерации. Пред-
ставляется, что для достижения данного результата важное значение имеет противодействие экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, поскольку именно перед УИС РФ законодатель в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации поставил цель исправления осужденных и предупреждения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Данная цель в полной мере реализуется в отношении осужденных за преступления экстремистской направленности. При этом за последние несколько лет сотрудниками УИС РФ накоплен значительный опыт по противодействию экстремизму при исполнении уголовных наказаний. Прежде чем перейти к мерам противодействия экстремизму в учреждениях УИС РФ, разберем несколько понятий.
В толковом словаре С. И. Ожегова под противодействием понимается «действие, препятствующее другому действию» [9, с. 281]. Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) законодателем предлагается понимать деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, унижение национального достоинства; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацист-
ской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или ее финансирование (Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).
Шанхайская конвенция от 15.06.2001 о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом определяет экстремизм как какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством.
Исходя из указанных выше определений под противодействием экстремизму в учреждениях УИС РФ мы предлагаем понимать комплекс мер, установленных в законе, препятствующих деятельности, направленной на насильственные захват власти, ее удержание, изменение конституционного строя государства, посягательство на общественную безопасность при исполнении уголовных наказаний.
В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года закреплено несколько задач. Учитывая специфику УИС РФ, обусловленную ее целями (исправления осужденных и предупреждения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами) представляется, что наиболее опасными экстремистскими проявлениями при исполнении уголовных наказаний могут быть: 1) возбуждение ненависти либо вражды, унижение до-
стоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, социального статуса, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям; 2) вовлечение отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций. В этой связи остановимся более подробно на основных мерах противодействия данным проявлениям в УИС РФ.
В рамках действующего законодательства лица, которые осуждены за преступления экстремистской направленности, а также активно изучающие, исповедующие либо распространяющие и пропагандирующие идеологию экстремизма, ставятся в исправительных учреждениях на профилактический учет. С данной категорией осужденных, подозреваемых и обвиняемых активно проводится профилактическая, досуговая, просветительская, нравственно-
духовная работа (приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»).
Представляется, что в целях профилактики экстремистских проявлений важную роль играет пропагандистская деятельность, направленная на изобличение экстремизма как негативного явления для личности, общества и государства. Реализация данной задачи очень сложна, так как в условиях изоляции от общества необходимо переубедить человека, помочь переосмыслить содеянное, основательно изменить свои жизненные ориентиры. По нашему мнению, основная роль в борьбе с идеологами экстремизма должна принадлежать представителям духовенства традиционных религиозных конфессий, психологическим и воспитательным службам.
Радикально ориентированные группировки, стремясь набрать большее число сторонников, широко используют в качестве инструмента материалы экстремистского содержания. Данные материалы они пытаются доставить в следственные изоляторы и исправительные учреждения. С учетом складывающейся обстановки оперативными подразделениями УИС РФ проводится целенаправленная работа по выявлению и изъятию таких материалов в местах лишения свободы. Наиболее распространенными каналами доставки экстремистских материалов являются почтовые отправления в адрес учреждения, в том числе из других государств; свидания с родственниками и иными лицами [8].
Отметим, что лица, уличенные в данной деятельности, привлекаются к различным видам ответственности. Так, например, Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает статью 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами». Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) содержит статью 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».
Вместе с тем практика привлечения к ответственности лиц, осуществляющих экстремистскую деятельность, весьма противоречива. Например, некоторые следственные органы не относят исправительные учреждения к общественным местам, следовательно в действиях осужденных, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности, по их
мнению, нет публичности. Обратный подход мы видим в судебной практике и юридической литературе.
Характерным является дело Наплавкова, который громким голосом оправдывал терроризм в прогулочном дворе исправительного учреждения, рассчитывая, что находящиеся в это время в прогулочном дворе лица слышат его высказывания. По мнению суда, «то, что территория прогулочного двора не является общественным местом, не свидетельствует об отсутствии в действиях Наплавкова признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2052 УК РФ, поскольку в диспозиции данной нормы не содержится указание на место, в котором могут быть совершены публичные призывы к террористической деятельности или оправдание терроризма. Определяющим для признания соответствующих высказываний совершением данного
преступления является не место, где они осуществлены, а количество лиц, которым они адресованы. По смыслу закона, направленность высказываний группе лиц, т. е. двум и более адресатам, образует состав указанного преступления» [1; 2]. Очевидно, что этот же подход применим и к пониманию публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности [3, с. 3-4].
В современных активно меняющихся условиях работы сотрудниками УИС РФ организованы специальные меры по противодействию различным формам экстремизма. Так, например, во всех исправительных учреждениях проводится индивидуальное профилактическое воздействие на распространителей противоправных течений в исламе. Данная работа проходит во взаимодействии со всеми правоохранительными органами [8, с. 47-51]. Разработана специальная программа психо-
лого-педагогического воздействия на осужденных, являющихся носителями религиозных экстремистских взглядов [4, с. 54].
Практика функционирования исправительных учреждений УИС РФ в современных условиях выработала ряд адекватных мер воздействия на вербовщиков, приверженцев религиозного экстремизма. Так, администрацией исправительных учреждений с ними организована целенаправленная работа со стороны всех отделов и служб. К таким лицам активно применяются специальные меры, соответствующие конкретной ситуации: от распределения малыми группами по локальным секторам до изоляции отдельных осужденных в условиях штрафных изоляторов, помещений камерного типа и единых помещений камерного типа, безопасного места или их перевода в другие исправительные учреждения. При этом обеспечивается усиленный контроль за ни-
ми со стороны оперативно -режимных подразделений исправительных учреждений УИС РФ.
Важным направлением в противодействии экстремизму в России является профилактика данного явления среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. В этих целях с сотрудниками проводится целенаправленная работа в рамках служебной подготовки, встречи с представителями различных религиозных конфессий. В рамках данного направления экстремизм подвергается критическому анализу, что способствует его нейтрализации среди сотрудников и членов их семей. Очевидно, что среди мер профилактики экстремизма среди личного состава и членов их семей является дальнейшее повышение статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, расширение гарантий его социальной защиты.
Таким образом, под противодействием экстремизму в учреждениях УИС РФ следует понимать комплекс мер, установленных в законе, препятствующих деятельности, направленной на насильственные захват власти, ее удержание, изменение конституционного строя государства, а также посягательство на общественную безопасность при исполнении уголовных наказаний. Наиболее опасными экстремистскими проявлениями при исполнении уголовных наказаний являются возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека или группы лиц по различным признакам, а также вовлечение отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций. Актуальность перечисленных выше проблем обуславливает необходимость их дальнейшего теоретического осмысления и разрешения в нормах уголовно-
исполнительного законодатель- ства и практике его применения.
Литература
1. Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 15.10.2019 № 203-АПУ19-15.
2. Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 16.04.2019 № 203-АПУ19-6 // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс», 2021.
3. Бриллиантов, А. В. Публичные призывы и нарушение территориальной целостности Российской Федерации // Уголовное право. — 2021. — № 5 (129). — С. 3-4.
4. Зауторова, Э. В. К вопросу о психолого-педагогическом воздействии на осужденных, имеющих религиозные экстремистские убеждения // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2014. — № 2 (26). — С. 52-56.
5. Карькина, Н. Н. Обеспечение безопасности осужденных — представителей этнических групп от криминальных угроз в местах лишения свободы: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. — Рязань, 2010. — 168 с.
6. Коновалов, А. Л. Организация взаимодействия исправительных колоний с другими органами и учреждениями по обеспечению собственной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. — Рязань, 2005. — 239 с.
7. Крымов, А. А. Некоторые аспекты взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с Русской Православной Церковью по противодействию прозелитизму и вербовке адептов неоязычества, радикального ислама, псевдорелигиозного экстремизма / А. А. Кры-мов // Противодействие прозелитизму и вербовке адептов неоязыче-
ства, радикального ислама, псевдорелигиозного экстремизма и его крайнего проявления в социально-политической жизни общества — терроризма: профилактика их негативного воздействия на осужденных в местах отбывания уголовного наказания: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (Академия ФСИН России, Рязань, 2930 сент. 2016 г.). — Рязань, 2016. — С. 8-13.
8. Меркурьев, В. В., Агапов, П. В. Проблемы пресечения и предупреждения экстремистской деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России // Право и безопасность. — 2014. — № 2. — С. 4751.
9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 14-е изд., стереотип. — Москва: Рус. яз., 1983.
10. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Информационно-аналитический сборник (январь-июнь 2021 года). — Тверь, 2021.
11. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2017 года). — Тверь, 2018.
12. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2018 года). — Тверь, 2019.
13. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2019 года). — Тверь, 2020.
14. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2020 года). — Тверь, 2021.
15. Попова, Е. Э. Привлечение представителей религиозных организаций к исправительной работе с осужденными за преступления экстремистской и террористической направленности / Е. Э. Попова // Деструктивное влияние террора на политическую систему и правовую среду российского государства: сб. материалов Всерос. науч. -практ. конф. (Международный юридический институт, Москва, 11 ноября 2016 г.). — Москва, 2017. — С. 341-347.
16. Скиба, А. П. Проблемы правового регулирования исправительно-профилактического воздействия в отношении осужденных со стороны религиозных организаций / А. П. Скиба // Противодействие прозелитизму и вербовке адептов неоязычества, радикального ислама, псевдорелигиозного экстремизма и его крайнего проявления в социально-политической жизни общества — терроризма: профилактика их негативного воздействия на осужденных в местах отбывания уголовного наказания: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 29-30 сентября 2016 г.). — Рязань: Академия ФСИН России, 2016. — С. 71-75.
17. Скоморох, С. А. Правовое регулирование и реализация свободы вероисповедания и духовно-нравственного воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. — Санкт-Петербург, 2021. — 195 с.
18. Состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года. — Москва: Министерство внутренних дел Российской Фе-
дерации ФКУ «Главный информационно-аналитический центр», 2021.
19. Тепляков, О. В. Об организации противодействия проявлениям экстремизма в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран / О. В. Тепляков, Т. А. Гуркина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2018. — № 3 (79). — С. 58-64.
Сведения об авторе
Сергей Иванович Паканич: Вятский государственный университет (г. Киров, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности юридического института, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Sergey I. Pakanich: Vyatka State University (Kirov, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Law, Process and National Security of the Law Institute, candidate of law. E-mail: [email protected]