Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИТКС ИНТЕРНЕТ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корольчук Александр Викторович

Административно-юрисдикционная деятельность должностных лиц на современном этапе развития общества и государства, связанная с поддержанием правопорядка в информационном пространстве открывает ряд проблемных вопросов в рассматриваемой сфере деятельности органов власти. Эти вопросы носят различный характер, в частности можно выделить проблемы с материально-техническим оснащением специализированных подразделений правоохранительных органов, острой нехваткой квалифицированных кадров, недостаточным уровнем разработанности методических рекомендаций, а также ряд проблем правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности. Последняя из которых, безусловно, является обстоятельством, затрудняющим противодействие распространению экстремистских материалов. Для ее преодоления требуется выработка, и принятие комплекса мер, направленных на устранения имеющегося правового пробела. В качестве одного из путей ее разрешения видится возможным изменение ст. 4.5, путем увеличения сроков привлечения к административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности до 2 лет с момента совершения правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корольчук Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND ESSENCE OF ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN COUNTERING THE SPREAD OF EXTREMIST MATERIALS ON THE INTERNET

Administrative and jurisdictional activity of officials at the present stage of development of society and the state, related to the maintenance of law and order in the information space, opens up a number of problematic issues in the field of activity of authorities under consideration. These issues are of a different nature, in particular, problems with the material and technical equipment of specialized law enforcement units, an acute shortage of qualified personnel, an insufficient level of development of methodological recommendations, as well as a number of problems of legal regulation of administrative and jurisdictional activities can be identified. The latter of which, of course, is a circumstance that makes it difficult to counteract the spread of extremist materials. To overcome it, it requires the development and adoption of a set of measures aimed at eliminating the existing legal gap. As one of the ways to resolve it, it seems possible to amend article 4.5 by increasing the terms of bringing to administrative responsibility for extremist offenses up to 2 years from the moment the offense was committed.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-76-80 NIION: 2007-0083-2/23-259 MOSURED: 77/27-005-2023-02-459

Понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел при противодействии распространению экстремистских материалов в сети Интернет

Александр Викторович Корольчук

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, Рязань, Россия,

avkorolchuk@mail.ru

Аннотация. Административно-юрисдикционная деятельность должностных лиц на современном этапе развития общества и государства, связанная с поддержанием правопорядка в информационном пространстве открывает ряд проблемных вопросов в рассматриваемой сфере деятельности органов власти. Эти вопросы носят различный характер, в частности можно выделить проблемы с материально-техническим оснащением специализированных подразделений правоохранительных органов, острой нехваткой квалифицированных кадров, недостаточным уровнем разработанности методических рекомендаций, а также ряд проблем правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности. Последняя из которых, безусловно, является обстоятельством, затрудняющим противодействие распространению экстремистских материалов. Для ее преодоления требуется выработка, и принятие комплекса мер, направленных на устранения имеющегося правового пробела. В качестве одного из путей ее разрешения видится возможным изменение ст. 4.5, путем увеличения сроков привлечения к административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности до 2 лет с момента совершения правонарушения.

Ключевые слова: экстремистская деятельность, ИТКС Интернет, распространение экстремистских материалов, административная ответственность, административно-юрисдикционная деятельность

Для цитирования: Корольчук А. В. Понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел при противодействии распространению экстремистских материалов в сети Интернет // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 76-80. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-76-80.

Original article

The concept and essence of administrative and jurisdictional activities of internal affairs bodies in countering the spread of extremist materials on the Internet

Alexander V. Korolchuk

Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Ryazan',

Russia, avkorolchuk@mail.ru

Abstract. Administrative and jurisdictional activity of officials at the present stage of development of society and the state, related to the maintenance of law and order in the information space, opens up a number of problematic issues in the field of activity of authorities under consideration. These issues are of a different nature, in particular, problems with the material and technical equipment of specialized law enforcement units, an acute shortage of qualified personnel, an insufficient level of development of methodological recommendations, as well as a number of problems of legal regulation of administrative and jurisdictional activities can be identified. The latter of which, of course, is a circumstance that makes it difficult to counteract the spread of extremist materials. To overcome it, it requires the development and adoption of a set of measures aimed at eliminating the existing legal gap. As one of the ways to resolve it, it seems possible to amend article 4.5 by increasing the terms of bringing to administrative responsibility for extremist offenses up to 2 years from the moment the offense was committed.

© Корольчук А. В., 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES LAW SCIENCES

Keywords: extremist activity, ITCS Internet, distribution of extremist materials, administrative responsibility, administrative and jurisdictional activities

For citation: Korolchuk A. V. The concept and essence of administrative and jurisdictional activities of internal affairs bodies in countering the spread of extremist materials on the Internet. Criminological journal. 2023. (2):76-80. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-76-80.

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел является крайне важным элементом деятельности последних. Такая важность обуславливается, прежде всего, большим количеством административных правонарушений среди совокупности правонарушений в целом. Кроме того, как отмечается учеными-административистами, одной из причин большого значения, придаваемого админи-стративно-юрисдикционной деятельности правоохранительных органов, является расширение адми-нистративно-юрисдикционной защиты при сужении сферы регулирования норм уголовного права в России [1, с. 17].

Для формирования более полного понятия и раскрытия содержания категории «административно-юрисдикционная деятельность» необходимо, прежде всего, представить краткую характеристику рассматриваемого феномена.

Начать следует с того, что вопрос формулирования определения рассматриваемого термина не разрешен ни на теоретическом, ни на законодательном или иных уровнях. Уже достаточно продолжительное время в юридическом сообществе ведется непрекращающаяся дискуссия относительно правильности тех или иных предлагаемых формулировок [2, с. 42-45].

Административной юрисдикции как правовому явлению присущи все характерные признаки административного процесса, одновременно, она имеет ряд общих черт с иными видами юридического процесса и юрисдикции.

Следует согласиться с мнением Шергина А. П., который отмечает, что правовую природу администра-тивно-юрисдикционной деятельности определяют два основных фактора: с одной стороны, это составная часть исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, а с другой это один из видов юрисдикции [3, с. 29-30]. Аналогичного мнения в своих работах придерживается и Бахрах Д.Н., отмечая, что административная юрисдикция, это юрисдикционная деятельность компетентных органов и должностных лиц, основанная на административно-процессуальных нормах права. При этом Бахрах Д. Н. разграничивал административное судопроизводство и юрисдикционную деятельность [4, с. 10].

Правильным будет отметить также то, что ряд отечественных исследователей, в частности Коренев А.

П. рассматривают административно-юрисдикцион-ную деятельность в качестве самостоятельного правоохранительного вида, определяя ее как часть административной деятельности органов по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также разрешению жалоб граждан [5, с. 222]. Килясханов И. Ш., поддержал указанную точку зрения, подчеркнув, что административно-юрисдикци-онная деятельность включает в себя не только стадию рассмотрения административных дел, но и стадию их возбуждения, со всеми присущими ей институтами [6, с. 9].

В рассматриваемой связи определенный интерес представляет точка зрения, высказываемая, Старило-вым Ю. Н., указывавшим на наличие существенного противоречия производств по административным делам. Суть позиции Старилова Ю. Н. заключалась в том, что он выступал против единого регулирования производства по делам об административных правонарушениях, настаивая, что указанный вид производства осуществляется одновременно и в рамках судопроизводства, и в рамках административно-юрисдикцион-ной деятельности чего, по его мнению, быть не может и не должно [7, с. 22].

С позицией указанного автора сложно согласиться, поскольку не смотря на существования некоторого теоретического противоречия, в целом, необходимо признать, во-первых, что создание отдельного нормативного-правового акта, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях лишь увеличит объем нормативно-правового регулирования данной сфера, а, во-вторых, посредством внесения изменений и дополнений в КоАП РФ законодателем, разъяснениями, даваемыми высшими судебными инстанциями, существующее противоречие может быть преодолено быстрее.

В ходе анализа существующих исследований в рассматриваемой сфере Автор приходит к выводу о необходимости рассматривать административно-юрисдикционную деятельность в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней следует понимать установленную нормативными правовыми актами совокупность полномочий, соответствующих государственных или муниципальных органов (и их должностных лиц) регулировать общественные отношения, оценивать действия лица или иного субъекта с

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

точки зрения их правомерности, разрешать правовые споры и рассматривать дела об административных правонарушениях, совершать иные юридически значимые действия, в том числе и позитивного регулятивного характера.

В узком смысле административно-юрисдикци-онная деятельность, это деятельность компетентных органов и их должностных лиц, направленная на принятие решения по поводу жалобы, поступившей от гражданина или на разрешение иного (входящего в компетенцию конкретного органа) спора.

Административно-юрисдикционная деятельность правоохранительных органов подразумевает реализацию последними регулятивных, охранительных, нормотвор-ческих и иных правовых функций. Реализация указанных функций может проявляться в различных формах — издание нормативных правовых актов, рассмотрение и разрешение административно-правовых споров, принятие решение по поступающим жалобам и т. д.

Анализируя точки зрения различных ученых-ад-министративистов в рамках настоящей научно-исследовательской работы полагаем возможным выделить следующие виды административно-юрисдикцион-ной деятельности: деятельность по исполнению актов (исполнительное производство); деятельность, предполагающая поддержание правопорядка и непосредственное применение мер административно-процессуального принуждения; деятельность по привлечению должностных лиц к дисциплинарной (дисциплинарное производство); деятельность по рассмотрению и разрешению по существу жалоб граждан (производство по жалобам); деятельность по рассмотрению административных материалов (производство по делам об административных правонарушениях); деятельность по изданию нормативных правовых актов (нормотворческое производство); лицензионно-разрешительная деятельность (правонаделительное производство) [8, с. 117].

Наиболее значимыми видами административ-но-юрисдикционной деятельности является деятельность по расследованию и рассмотрению дел об административных правонарушениях, разрешение административно-правовых споров по существу, а также деятельность по поддержанию правопорядка и непосредственному применению мер административно-процессуального принуждения.

Во-первых, в научном сообществе отсутствует единое или даже господствующего понимания категории «административный процесс» и его содержания. Одни исследователи полагают, что это вся исполнительно-распорядительная деятельность, иные считают, что данное понятие включает только административное судопроизводство.

Во-вторых, административная-юрисдикционная деятельность, как составляющая управленческого процесса, обладает всеми признаками административного процесса. Одновременно, также, как и категория административный процесс, категория адми-нистративно-юрисдикционная деятельность не имеет легального определения, а предлагаемые различными исследователями определения существенным образом разняться, что оставляет вопрос формулирования терминологии в данном направлении исследовательской работы открытым.

В-третьих, административно-юрисдикционная деятельность правоохранительных органов имеет ряд особенностей, среди которых, в числе прочих: широкий круг охраняемых общественных отношений, внутриведомственная специализация, широкий круг должностных лиц, задействованных в рассматриваемой деятельности, разнообразная нормативно-правовая база регламентирующая осуществление данной деятельности и др.

В-четвертых, рассматриваемый вид деятельности правоохранительных органов охватывает не только административно-деликтное производство, но и нор-мотворческое, лицензионное, правоприменительное и производство по обеспечению поддержанию правопорядка и законности в различных сферах.

Одной из таких сфер, безусловно, является информационное пространство, а специализированные подразделения органов внутренних дел осуществляют административно-юрисдикционную деятельность, которая заключается, в том числе, в противодействии распространению экстремистских материалов посредством сети Интернет.

Административно-юрисдикционная деятельность должностных лиц на современном этапе развития общества и государства, связанная с поддержанием правопорядка в информационном пространстве открывает ряд проблемных вопросов в рассматриваемой сфере деятельности органов власти.

Эти вопросы носят различный характер, в частности можно выделить проблемы с материально-техническим оснащением специализированных подразделений правоохранительных органов, острой нехваткой квалифицированных кадров, недостаточным уровнем разработанности методических рекомендаций, а также ряд проблем правового регулирования админи-стративно-юрисдикционной деятельности.

Существуют проблемы отсутствия необходимых методических рекомендаций по осуществлению деятельности в информационной среде, непосредственно направленной на противодействие распространению экстремистских материалов.

Следует согласиться с Федотовы В. П., который

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

утверждает, что при рассмотрении противодействия экстремизму в сети-Интернет, к факторам, определяющим специфику административно-юрисдикционной деятельности необходимо относить: во-первых, особенности сетевого информационного пространства; во-вторых, характеристики объекта взаимодействия, деятельность экстремистских организаций в информационном пространстве [9, с. 88]. Прежде всего, к особенностям сетевого информационного пространства надлежит отнести его трансграничность и вне-пространственность.

Трансграничность предполагает постоянную и всестороннюю поддержку не только межведомственного характера (т. е. внутри государства), но и на межгосударственном уровне, чего в силу ряда политических факторов добиться практически невозможно.

Внепространственность предопределяет сложности в определении местонаждения информационного объекта правонарушения, а, следовательно, следов совершения такого правонарушения.

Методические рекомендации для должностных лиц должны содержать разъяснения, каким образом на практике необходимо преодолевать рассматриваемые сложности. Устанавливать способы и средства отслеживания и документирования причастности различных пользователей сети к экстремистской деятельности. Кроме того, разъяснять порядок применения конкретных действий по пресечению противоправной деятельности, которая осуществляется установленными субъектами, в том числе, в порядке межведомственного и межгосударственного взаимодействия.

Наконец, существуют и проблемы правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел при противодействии распространению экстремистских материалов в информационном пространстве.

Специфика информационного пространства и особенности его использования субъектами, осуществляющими экстремистскую деятельность, существенно влияют на содержание административно-юрисдикционной деятельности, а также на правовое регулирование последней. Зачастую субъектам правонарушений удается избежать ответственности в связи с наличием пробелов в правовом регулировании.

Так, согласно статистике, в 2021 г. в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности прекращено производство 25 % дел, возбужденных по наличиям признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.3. КоАП РФ, 17 % по ст. 20.3.1. КоАП РФ, 14 % по ст. 20.29. Таким образом, довольно большой процент правонарушителей избегают наказания исключительно в связи с истечение срока давности привлечения их к ответственности.

Согласно действующей редакции ст. 4.5. КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности по ст. 20.3. составляет 3 месяца, по ст. 20.3.1. и 20.3.2. КоАП РФ — 1 год, по ст. 20.29 КоАП РФ — 3 месяца. Одновременно, например, аналогичный срок по ст. 6.1.1. КоАП РФ составляет 2 года с момента совершения правонарушения.

Очевидным является тот факт, что вред публично-правовым и частным интересам наносимый совершением правонарушений экстремистской направленности несоизмеримо выше, нежели наносимый причинением побоев. Следовательно, парадоксальным следует признать столь малый срок привлечения к административной ответственности для правонарушений рассматриваемой категории.

Отмеченная проблема, безусловно, является обстоятельством, затрудняющим противодействие распространению экстремистских материалов. Для ее преодоления требуется выработка, и принятие комплекса мер, направленных на устранения имеющегося правового пробела. В качестве одного из путей ее разрешения видится возможным изменение ст. 4.5, путем увеличения сроков привлечения к административной ответственности для правонарушений экстремистской направленности до 2 лет с момента совершения правонарушения.

Список источников

1. Власенков В. В., Власов В. В., Лозбяков В.П. и др. Административная юрисдикция: курс лекций. М., 1994.

2. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб.,

2003.

3. Шергин А. П. Административная юрисдикция. М., 1989.

4. Бахрах Д. Н. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция. 2003. № 2. С. 10-11.

5. Коренев А. П. Административное право России: учебник. М., 2001.

6. Килясханов И. Ш. Административно-процессуальное право: курс лекций. М., 2004.

7. Старилов Ю. Н. Производство по делам об административных правонарушениях и административный процесс // Актуальные проблемы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: материалы Всероссийской научно-практической. Омск: Омская юридическая академия,

2004. С. 12-32.

8. Панова И. В. Административно-процессуальное право России. М. : Норма, 2016.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

9. Федотов В. П. Оперативно-розыскное противодействие экстремистской и террористической деятельности в сетевом информационном пространстве: научное издание. Вологда : Полиграф-Периодика, печ. 2014.

References

1. Vlasenkov V. V., Vlasov V. V., Lozbyakov V. P. et al. Administrative Jurisdiction: a course of lectures. М., 1994.

2. Sorokin V. D. Legal regulation: subject, method, process (macrolevel). SPb., 2003.

3. Shergin A. P. Administrative jurisdiction. М., 1989.

4. Bakhrakh D. N. We need specialization of judges, not courts // Russian Justice. 2003. № 2. Р. 10-11.

5. Korenev A. P. Administrative law of Russia: textbook. M., 2001.

6. Kilyaskhanov I. Sh. Administrative and procedural law: a course of lectures. M., 2004.

7. Starilov Y. N. Production on cases of administrative offences and administrative process // Actual problems of application of the Code of the Russian Federation on administrative offences: materials of the All-Russian scientific-practical. Omsk: Omsk Law Academy, 2004. P. 12-32.

8. Panova I. V. Administrative and procedural law of Russia. M. : Norma, 2016.

9. Fedotov V. P. Operative-investigative counteraction to extremist and terrorist activity in the network information space: scientific publication. Vologda : Polygraph-Periodika, 2014.

Информация об авторе

А. В. Корольчук — преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the author A. V. Korolchuk — Lecturer in the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 17.04.2023; принята к публикации 05.06.2023.

The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 17.04.2023; accepted for publication 05.06.2023.

Предварительное следствие. Под ред. Д. А. Иванова, А. С. Еси-ной. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.

Предварительное следствие

Учебник

Четвертое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.