Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМИЗМА / ВИДЫ ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корольчук Александр Викторович

Исследуются понятие и сущность экстремизма с точки зрения административно-правового аспекта, рассматривается история возникновения и становления данного явления, его виды. Предлагаются пути совершенствования способов противодействия экстремисткой деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корольчук Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND ESSENCE OF EXTREMIST ACTIVITY

This article examines the concept and essence of extremism from the point of view of the administrative and legal aspect, examines the history of the emergence and formation of this phenomenon, its types. The ways of improving the ways of countering extremist activity in the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-148-151 NIION: 2003-0059-6/22-506 MOSURED: 77/27-003-2022-06-705

Понятие и сущность экстремистской деятельности

Александр Викторович Корольчук

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия, avkorolchuk@mail. ru

Аннотация. Исследуются понятие и сущность экстремизма с точки зрения административно-правового аспекта, рассматривается история возникновения и становления данного явления, его виды. Предлагаются пути совершенствования способов противодействия экстремисткой деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, сущность экстремизма, виды экстремизма Для цитирования: Корольчук А. В. Понятие и сущность экстремистской деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 148-151. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-148-151.

Original article

The concept and essence of extremist activity

Alexander V. Korolchuk

Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Ryazan, Russia, [email protected]

Abstract. This article examines the concept and essence of extremism from the point of view of the administrative and legal aspect, examines the history of the emergence and formation of this phenomenon, its types. The ways of improving the ways of countering extremist activity in the Russian Federation are proposed.

Keywords: extremism, extremist activity, the essence of extremism, types of extremism

For citation: Korolchuk A. V. The concept and essence of extremist activity. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):148-151. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-148-151.

В различные времена, в разных политико-правовых системах и государствах имело место проявление экстремизма. Экстремизм воплощается в жизнь в самых различных формах и таким образом представляет собой одну из самых опасных, негативных и масштабных политико-социальных и правовых проблем современной действительности. Обоснованным кажется утверждение о том, что экстремизм как форма проявления поведения различных субъектов (групп субъектов) представляет угрозу для национальной безопасности — безопасности политической, экономической, социальной и культурной систем, как отдельно взятого государства, так и совокупности региональных держав, объединенных географическим расположением.

Предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций, входящих в них физических лиц является одной из основных задач, направленных на достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности, предусмотренных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [1].

В рамках настоящего исследования экстремизм, прежде всего, будет рассматриваться как явление правовое,

© Корольчук А. В., 2022

а не социальное, либо политическое. Автором ставятся перед собой задачи в определении понятия, сущности, истории появления и развития, а также перспектив правового регулирования рассматриваемого феномена.

Проблеме определения понятия и сущности экстремизма уделяется большое внимание в отечественной правовой догматике. В частности, данный вопрос становился предметом научного исследования в работах таких ученых как Вехов И. В., Воронов И. В., Воронцов С. А., Деркач А. А., Жуков В. И., Залужный А. Г., Ищенко С. А., Кикотя В. Я., Килясханов И. Ш., Кононова П. И., Корна-ухова Т. В., Корнилов Т. А., Лаптева Л. Г., Макаров Н. Е., Нарбут Н. П., Ольшанский Л., Пузанова Ж. В., Савочкина Д О., Скребец Е. С., Степанов Н. В. и других.

На основе анализа результатов отечественных научных исследований и законодательства необходимо сделать вывод, что в истории юриспруденции нашей страны экстремизм чаще всего определялся как деятельность, которая существенно (радикально) отклоняется от общепринятых норм. В то же время в ряде зарубежных стран (Англия, США, Франция), данный термин определялся, скорее, как явление, означающее чрезвычайно острую конфронтацию противоборствующих сил [2].

JURISPRUDENCE

В отечественной и зарубежной литературе по рассматриваемой проблематике не только не сформулирована окончательная позиция относительно понимания рассматриваемого политико-правового феномена, но также отсутствует единая формулировка термина.

Для наиболее точного определения понятия экстремизма, целесообразно рассмотреть подходы к этому явлению, сформированные в различных науках: юриспруденции, социологии, политологии и философии.

Известный российский социолог И. В. Вехов определяет экстремизм как осознанное и идеологически обоснованное девиантное поведение, выражающееся в действиях, направленных на полное или частичное отрицание сложившегося общественного устройства, либо в призывах к осуществлению таких действий [3].

Философ-социолог И. Ш. Килясханов в своей диссертации кандидата философских наук, компилируя мнения большинства известных философов, отмечал, что экстремизм — это радикальная деятельность, основанная на приверженности к тотальному неприятию существующей социально-политической модели общества и ее правовых основах [4, с. 8] и стремление к ее уничтожению любыми, в т.ч. насильственными, средствами.

Политика всегда была и остается сферой жизнедеятельности общества, которая отличается очевидностью наличия «конфликтующих» (противоборствующих) сил. Следовательно, всегда есть господствующий, принятый политический порядок, а также его противники, наиболее радикальные из которых именуются политическими экстремистами. С точки зрения политологии, экстремизм следует рассматривать в разрезе изучения политических направлений, пропагандирующих радикальную идеологию, их возникновение, развитие, идеи, цели и т.п. Политологи придерживаются мнения о том, что экстремизм — это радикальная деятельность определенных субъектов социально-политических отношений, основанная на приверженности к крайним оценкам условий [5, с. 33].

Определений термина «экстремизм», которые даются различными правоведами огромное множество. Плюрализм мнений и точек зрения объясняется тем, что ученые, пытаясь сформулировать понятие «экстремистской деятельности», выделяли различные классифицирующие ее признаки.

Так С. А. Воронцов, ключевым элементом экстремизма как явления выделяет его мировоззренческое (идеологическое) происхождение [6, с. 30]. А. Г. Залужный в свою очередь отмечает в качестве первоочередного стремление различного рода экстремистов дестабилизировать мировое сообщество [7, с. 33]. Н. В. Степанов основным критерием экстремисткой деятельности считает стремление к радикальному нарушению принципа законности, прав, свобод и интересов личности и государства [8].

Анализируя различное множество определений экстремизма С. А. Ищенко предлагает следующую редакцию: антисоциальная, антигосударственная, противоправная деятельность, которая проявляется в виде идеологии, призывов, распространении лозунгов, финансирования, осуществляется лицом либо группой лиц (объединения, организации) по мотивам социальной, политической, расовой, религиозной, национальной и иной ненависти и направлена на дестабилизацию социальной среды, политического устройства государства, насиль-

ственное изменение основ конституционного строя [9].

В целом, следует согласиться с данным определением, однако, в данном случае непременно необходимо помнить о том, что мы отталкиваемся от общепризнанных принципов «нормальности» и «правильности». Как следует интерпретировать деятельность, если она осуществляется группой лиц, поддерживается действующим государственным аппаратом и большей частью общества, проявляется в призывах, финансировании и осуществлении тех или иных действий, основанных на политической, религиозной, национальной и иной ненависти и направленных на дестабилизацию и насильственное изменение социальной, политической или экономической среды, основ и общепризнанных принципов реализации прав и свобод?

В пределах круга лиц, осуществляющих такую деятельность никто из них не будет считать себя экстремистом и даже, напротив. В данном случае, можно говорить о том, что при смене общепризнанных норм и правил меняется расстановка сил. То, что раньше могло считаться проявлением того или иного вида экстремизма сейчас для многих стало обыденностью и нормальностью.

Кроме того, С. А. Ищенко также ограничивает экстремизм как явление, загоняя его в рамки «деятельности». В таком случае, следует ли считать экстремизмом бездействие лиц, которые не препятствуют его появлению и развитию? Требуется ли квалифицировать мысли и чувства людей, которые не находят активного проявления в форме какой-либо деятельности, но при этом по сути являются экстремистскими, как экстремизм?

Анализируя мнения различных ученых, мы приходим к выводу о том, что основой сущностью экстремизма является осуществление, либо активная пропаганда всеми доступными способами, деятельности, направленной на насильственное изменение существующей социальной, политической или экономической среды, основ и общепризнанных принципов, прав, свобод и гарантий личности, общества и (или) государства, которая основана на принципах радикальных идеологий, противоречащих общепризнанным нормам и ценностям. Подобным образом следует формулировать и определение экстремизма.

С. А. Ищенко отмечает, что экстремизм в любом виде — это особая форма политического насилия, отличающаяся жестокостью, целеустремленностью и эффективностью [9].

Сложно сказать, что такое определение бесспорно, однако, следует согласиться с тем, что появление новых и новых видов экстремизма не изменяют его сути и сущностных характеристик, таких как: крайний радикализм; одобрение насильственных методов воздействия; идейность; существование за счет фанатизма последователей; бескомпромиссность; нацеленность на разрушение (каких-либо) существующих порядков.

В 2021 году по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности выросло на 26,9 % и достигло 1057, при этом, следует отметить, что процент роста преступлений данной категории существенно снизился (в 2020 году он составил более 40 %). 85 % из числа преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в отёчном периоде раскрыто. Сотрудниками МВД выявлено 53,6 % пре-

№ 6 / 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

149

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ступлений экстремистской направленности, 1 % — сотрудниками Следственного комитета, информация об оставшихся 45,4 % отсутствует в отчете [10].

Безусловно, в силу фанатизма последователей, глубокой идейности и бескомпромиссности экстремистских идей, контролировать экстремизм как явление невозможно. Единственный способ — это активное противодействие экстремисткой деятельности.

Определение понятия «экстремизм» было официально закреплено в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня

2001 г., которая ратифицирована Федеральным Собранием Российской Федерации в 2003 году [11, ст. 39-47]. В 2014 году утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) [12], конкретизирующая положения Федерального закона от 25 июля

2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [13] и определяющая ряд основных источников угроз экстремизма для Российской Федерации.

Исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что государственные структуры РФ обладают достаточными административно-правовыми средствами для эффективного противодействия экстремистской деятельности [14]. Вместе с тем, субъектам анти экстремистской деятельности надлежит постоянно совершенствовать существующие способы и методы противодействия экстремизму.

Особое внимание необходимо уделить превентивным мерам противодействия и в частности административному надзору за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм [15, с. 508]. Необходимо усилить контроль за лицами, привлекавшимися к ответственности за совершение правонарушений и преступлений экстремистской направленности. Возможно, следует организовать работу специальных подразделений, в компетенцию которых будут входить вопросы выявления мест сбора и контакта таких лиц, как в материальном мире, так и в информационно пространстве.

Очень важно понимать, что противодействие экстремистской деятельности должно предусматривать не только пресечение правонарушений и ликвидацию их последствий, но и исключать обновления экономических основ функционирования и возобновления экстремистской деятельности [16]. В связи с указанным, необходимо усилить контроль за чистотой совершаемых экономических операций, принять меры по расширению границ контроля и надзора за хозяйственными операциями граждан и организаций, соблюдая при этом конституционные принципы организации частной жизни.

Экстремистскую идеологию невозможно уничтожить физически, поскольку она существует на уровне идеи [17], с такой мыслью следует согласиться. Также справедливой представляется идея Е. С. Скребец о необходимости дискредитации экстремистской идеологии в глазах ее же сторонников и последователей с использованием различных способов пропаганды [18].

Ну и наконец, следует признать отягчающим обстоятельством совершение любого административного правонарушения по мотивам идеологической расовой, национальной, религиозной или другой ненависти.

Описанные меры способны повысить эффектив-

ность деятельности по противодействию экстремизму в Российской Федерации, и будут способствовать искоренению пропаганды жестокости, радикализма и насильственных методов борьбы во всех сфера жизнедеятельности, что станет отправной точкой в работе по искоренению экстремизма в целом.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Доступ предоставлен Справочно-правовой системой «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.04.2022).

2. Корнилов Т. А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. 2011. № 17. С. 23-25.

3. Вехов И. В. Экстремизм как объект социологического исследования // Известия РПГУ им. А.И. Герцена. 2009. № 3. С. 284-290.

4. Килясханов И. Ш. Социально-философский анализ феномена политического экстремизма в условиях реформирования российского общества : дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2006.

5. Воронов И. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации : дис. ... канд. полит. наук. М., 2003.

6. Воронцов С. А. О необходимости совершенствования государственной политики и управления в сфере безопасности // Проблемный анализ и государственно управленческое проектирование. 2013. Т. 6. № 4 (30).

7. Залужный А. Г. Правовые гарантии противодействия экстремистской деятельности в политической, религиозной и других сферах общественной жизни // Закон и право. 2002. № 9.

8. Степанов Н. В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, связанным с политическим и религиозным экстремизмом : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

9. Ищенко С. А. Административно-правовые и другие аспекты экстремизма в современном обществе (история, становление и развитие) // Административное право и процесс. 2018. № 5. С. 13-22.

10. Отчет МВД РФ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» о Состоянии преступности в России за январь-декабрь 2021 года. Доступ предоставлен [сайт] URL: https://x№--b1aew.x№--p1ai/reports/ item/28021552/ (дата обращения: 09.04.2022).

11. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.) // СЗ РФ. 2003. № 41.

12. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) // Доступ предоставлен Справоч-но-правовой системой Консультант Плюс (дата обращения: 09.04.2022).

13. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» // Доступ предоставлен Справочно-правовой системой Консультант Плюс (дата обращения: 09.04.2022).

14. Корнаухова Т. В. К понятию об административ-

JURISPRUDENCE

но-правовых средствах противодействия терроризму в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 5(94). С. 112-114.

15. Административное право России : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 03.05.01 «Юриспруденция» / Под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008.

16. Савочкина Д. О. Деятельность ОВД по противодействию экстремизму в Республике Крым (административно-правовые аспекты) // Актуальные проблемы административной деятельности полиции : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2017. С. 166-172.

17. Нарбут Н. П., Пузанова Ж. В. Антитеррористическое воспитание молодежи : новые вызовы новой эпохи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2015. № 4. С. 181-184.

18. Скребец Е. С. Некоторые проблемы административно-правового регулирования противодействия экстремистской деятельности // Административное право и процесс. 2018. № 8. С. 47-50.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated July 02, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Access is provided by the Consultant Plus Legal Reference System (accessed: 09.04.2022).

2. Kornilov T. A. The emergence, development and concept of extremism // Russian Investigator. 2011. № 17. P. 23-25.

3. Vekhov I. V. Extremism as an object of sociological research // Izvestiya RPSU named after A.I. Herzen. 2009. № 3. P. 284-290.

4. Kilyaskhanov I. S. Socio-philosophical analysis of the phenomenon of political extremism in the conditions of reforming Russian society : dis. ... cand. philos. sciences. Tver, 2006.

5. Voronov I. V. Fundamentals of political and legal restriction of socio-political extremism as a threat to the national security of the Russian Federation : dis. ... cand. polit. sciences. M., 2003.

6. Vorontsov S. A. On the need to improve state policy and management in the field of security // Problem analysis and state management design. 2013. Vol. 6. № 4 (30).

7. Zaluzhny A. G. Legal guarantees of countering

extremist activity in political, religious and other spheres of public life // Law and Law. 2002. № 9.

8. Stepanov N. V. Criminological problems of countering crimes related to political and religious extremism : dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2003.

9. Ishchenko S. A. Administrative-legal and other aspects of extremism in modern society (history, formation and development) // Administrative law and process. 2018. № 5. P. 13-22.

10. Report of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation FKU «Main Information and Analytical Center» on the state of crime in Russia for January-December 2021. Access is provided by [site] URL: https://x No.--b1aew.x No.--p1ai/reports/item/28021552/ (accessed: 09.04.2022).

11. Shanghai Convention on Combating Terrorism, Separatism and Extremism (concluded in Shanghai on June 15, 2001) // SZ RF. 2003. № 41.

12. Strategy of countering extremism in the Russian Federation until 2025 (approved by the President of the Russian Federation on 28.11.2014 № Pr-2753) // Access is provided by the Consultant Plus Legal Reference System (accessed: 09.04.2022).

13. Federal Law № 114-FZ of July 25, 2002 (ed. from 01.07.2021) «On countering extremist activity» // Access is provided by the Consultant Plus Legal Reference System (accessed: 09.04.2022).

14. Kornaukhova T. V. On the concept of administrative and legal means of countering terrorism in the Russian Federation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2013. № 5(94). P. 112-114.

15. Administrative law of Russia: textbook for university students studying in the specialty 03.05.01 «Jurisprudence» / Edited by P. I. Kononov, V. Ya. Kikotya, I. Sh. Kilyaskhanov. 3rd ed., reprint. and additional M. : UNITY-DANA; Law and Law, 2008.

16. Savochkina D. O. Activity of the Department of Internal Affairs on countering extremism in the Republic of Crimea (administrative and legal aspects) // Actual problems of police administrative activity : materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2017. P. 166-172.

17. Narbut N. P., Puzanova Zh. V. Anti-terrorist education of youth : new challenges of a new era // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. The series «Sociology». 2015. № 4. P. 181-184.

18. Skrebets E. S. Some problems of administrative and legal regulation of countering extremist activity // Administrative law and process. 2018. № 8. P. 47-50.

Информация об авторе

А. В. Корольчук — преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author A. V. Korolchuk — Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 06.05.2022; одобрена после рецензирования 01.07.2022; принята к публикации 29.08.2022.

The article was submitted 06.05.2022; approved after reviewing 01.07.2022; accepted for publication 29.08.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 6 I 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.