УДК 342.922 DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-246-248
ББК 67.4 © Федорова И.В., Ржаницына И.А., Сухинина Я.В., 2021
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ
Инна Викторовна Федорова, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12) E-mail: [email protected]
Ирина Александровна Ржаницына, научный сотрудник учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12) E-mail: [email protected]
Яна Вадимовна Сухинина, курсант 282 учебного взвода факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму; путей и средств выявления, противодействия и профилактики экстремизма.
Ключевые слова: административная деятельность полиции, экстремизм, экстремистская деятельность, правовые нормы, преступления, выявление, противодействие, профилактика.
ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES TO COUNTER EXTREMISM
Inna V. Fedorova, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of OVD, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Akademika Volgina st., Moscow, Russia, 117997)
E-mail: [email protected]
Irina A. Rzhanitsyna, Researcher of the Educational and Sientific Complex of Forensic Examination
Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Akademika Volgina st., Moscow,
Russia, 117997)
E-mail: [email protected]
Yana V. Sukhinina, Cadet 282 Training Platoon Faculty of Police Training for units for the protection of public order
Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Akademika Volgina st., Moscow, Russia, 117997)
E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the activities of the internal affairs bodies to counter extremism, ways and means of identifying, countering and preventing extremism.
Keywords: police administrative activity, extremism, extremist activity, legal norms, crimes, detection, counteraction, prevention.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Федорова И.В., Ржаницына И.А., Сухинина Я.В. Деятельность органов внутренних дел по противодействию экстремизму. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):246-248.
Экстремизм, нарушая важнейшие права человека на свободу, безопасность и жизнь в целом, является одной из важнейших проблем современного мира, вызывая особую тревогу в век высоких технологий, когда даже отдельная «убежденная» личность, преследуя, чаще всего, разрушительные идеи, имеет возможность направить весь потенциал (арсенал) совре-
менных достижений на формирование негативного отношения, ненависти и вражды, пропаганду исключительности, превосходства и т.п., что, в свою очередь, может привести к насильственному изменению основ конституционного строя, оказать весомое значение на функционирование всех институтов государственной власти и общества, негативно сказываясь на них, на-
рушая степень общественного порядка и безопасности и все это по идеям идеологической, политической, либо иной деятельности (вражды), которые приводят к материальным потерям, а самое страшное — человеческим жертвам.
Характер и количество правонарушений, в т.ч. экстремистской направленности, влияет на правомерное функционирование (деятельность) всех институтов государственной власти и общества в целом, нарушая должный (законный) уровень общественного порядка и безопасности страны. По данным Генеральной Прокуратуры РФ в 2018 г. зарегистрировано 1265 преступлений экстремистской направленности. За 2019 год общее число подобных деяний составило — 5851. Возбужденно более четырехсот дел на лиц виновных в проявлении (разжигании) ненависти либо вражды по признакам происхождения, национальности, отношения к религии и т.п., 400 человек привлечено к адми-^ ^ 2 нистративной и уголовной ответственности2.
Экстремизм представляет повышенную общественную опасность не только для Российской Федерации, но и для всего мирового сообщества, представляя наряду с терроризмом, повышенную опасность для общества и государства. В настоящее время действует целый ряд международных актов, направленных на борьбу с преступлениями экстремистской направленности.
В отечественном законодательстве нормы, устанавливающие санкции за правонарушения и преступления экстремистской направленности, находят отражение в нормах административного и уголовного законодательства. Как правило, преступления экстремистской направленности имеют сложный объект. Основным объектом во всех случаях выступает гарантированное ст. 19 Конституции РФ равноправие людей, которое не может находиться в зависимости от политической, идеологической, расовой, религиозной принадлежности3.
В юридической литературе выделяют различные формы экстремизма. Так, П.А. Зорина, выделяет следующие разновидности экстремизма: религиозный, политический, националистический, экономический, духовный, информационный, молодежный [1].
Не вызывает сомнения, что профилактика правонарушений экстремистской направленности должна находиться в тесной взаимосвязи с теми причинами, которые обуславливают возникновение экстремиз-
1 Сборник, подготовленный Генеральной Прокуратурой РФ ГУ правовой статистики и информационных технологий: «О состоянии преступности в России» за январь-декабрь 2018-2019 г. (на основании формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС). С. 8.
2 Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
ма. В ст. 5 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»4 определены субъекты, осуществляющие профилактику, условно их можно разделить на три уровня:
• федеральный;
• региональный;
• местный.
Административно-правовой механизм по противодействию экстремизму включает в свой состав разные уровни органов государственной власти. Одним из ключевых органов по осуществлению административной деятельности, в части противодействия экстремизму, выступают органы полиции, что закреплено в ст. 2 ФЗ «О полиции»5.
При этом в административной деятельности полиции можно выделить основные меры противодействия экстремизму:
• профилактика;
• предупреждение;
• пресечение.
В свою очередь, именно административно-предупредительные меры обладают первостепенным (приоритетным) значением, имеют четко профилактическую направленность, сориентированы на защиту интересов граждан, их безопасность, а также на предотвращение и недопущение совершения правонарушения, в том числе в таком явлении как экстремизм.
Весьма важным представляется то, что для сведения правонарушений экстремистской направленности к минимуму, необходимо воспитывать правовую культуру и развивать активное правосознание [3]. Правовая культура является основой правопорядка, а также основой степени развития гражданского общества и различных общественных процессов [4]. В свою очередь, правосознание — это субъективное восприятие правовых явлений гражданами.
Профилактику экстремизма в деятельности полиции можно разделить на два направления:
• общая профилактика — это выявление и своевременное устранение условий и причин, которые порождают либо способствуют совершению правонарушений и направлена на рост правовой грамотности и правосознания граждан;
• индивидуальная профилактика — применяться к лицам, находящимся в опасном социальном положении, привлеченным ранее к административной или уголовной ответственности и прочее и направлена на оказание воспитательного воздействия, а также на
4 Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3031.
5 Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
устранение условий, причин, оказывающих негативное воздействие на их поведение и т.п.
Соответственно, в административной деятельности полиции выделяется применение мер административного предупреждения и пресечения, что закреплено в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»1 и в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики и правонарушений в Российской Федерации»2 и является основой противодействия экстремистской деятельности.
Справедливо отмечают С.А. Ищенко, Е.С. Скре-бец: «Общей формой предупреждения экстремизма органами внутренних дел являются комплексные профилактические операции» [2, с. 119]. Применяются с целью своевременного выявления криминогенных факторов либо лиц, представляющих реальную угрозу государству или жизни граждан, предотвращения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и т.п., а также осуществление разъяснительной работы, системный мониторинг информационной сети Интернет, организацию встреч с участием представителей различных религиозных, конфессиональных, культурных и молодежных организаций и т.п. Важно отметить, что административная деятельность полиции по противодействию экстремизма осуществляется как в процессе реализации повседневных задач, так и при оперативно-профилактических мероприятиях.
Главной целью в применении административных пресекательных мер в деятельности полиции по борьбе с экстремизмом, является недопущение органами полиции совершения данных правонарушений и преступлений. Во всяком случае, административная деятельность полиции по противодействию экстремизма обладает комплексным, системным характером, находя отражение в различных действиях профилактического, предупредительного и пресекательного характера.
В настоящий момент, в целях повышения эффективности в борьбе с экстремизмом, необходима поддержка, как со стороны государства, так и помощь различных общественных объединений во взаимодействии с органами полиции. На основе Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года»3 необходим комплексный
1 Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
2 Федеральный закон от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах профилактики и правонарушений в Российской Федерации».
3 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года». Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/.
подход, реализация разработанных государственных и региональных программ, а не только отдельные и разрозненные меры, система профилактики экстремизма должна быть четко спланированной и организованной.
Литература
1. Зорина П.А. Особенности профилактики экстремизма в молодежной среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 4. С. 26-28.
2. Ищенко С.А., Скребец Е.С. Административно-правовые методы предупреждения экстремизма, применяемые полицией // Общество и право. 2017. № 1 (59). С. 116-120.
3. Федорова И.В. Взаимодействие общественных организаций с органами внутренних дел // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019. № 4. С. 22-25.
4. Федорова И.В. Взаимодействие полиции Российской Федерации с институтами гражданского общества. Проблемы и решения на современном этапе развития правоохранительной системы России. В сборнике: Актуальные проблемы деятельности инспектора подразделений по делам несовершеннолетних. Сборник научных статей участников Всероссийского круглого стола. Под ред. В.В. Карда-шевского. 2018. С. 148-153.
References
1. Zorina P. A. Features of the prevention of extremism in the youth environment // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2017. No. 4. pp. 2628.
2. Ishchenko S.A., Skrebets E.S. Administrative and legal methods of preventing extremism used by the police // Society and Law. 2017. No. 1 (59). pp. 116-120.
3. Fedorova I.V. Interaction of public organizations with internal affairs bodies // Actual problems of administrative law and process. 2019. No. 4. pp. 22-25.
4. Fedorova I.V. Interaction of the police of the Russian Federation with civil society institutions. Problems and solutions at the present stage of development of the Russian law enforcement system. In the collection: Actual problems of the activities of the inspector of departments for minors. Collection of scientific articles by participants of the All-Russian Round table. Edited by V.V. Kardashevsky. 2018. pp. 148-153.