ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.951 ББК 67.401.041
DOI 10.24411/2073-0454-2020-10032 © В.Н. Амельчакова, Н.В. Малахова, 2020
12.00.11
Научные специальности: 12.00.14 — административное право; административный процесс; судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Венера Наимовна Амельчакова, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Наталья Владимировна Малахова, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова
Аннотация. Рассматриваются вопросы правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях в сфере противодействия экстремизму в связи с внесением изменений в административное и уголовное законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова: понятие экстремизма, административное законодательство, меры по противодействию экстремизму.
TOPICAL ISSUES OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES OF EXTREMIST ORIENTATION
Venera N. Amelchakova, associate professor chair of the administrative law, candidate of legal sciences, associate professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Natalia V. Malakhova, associate professor chair of the administrative law of divisions of internal affairs, candidate of legal sciences, associate professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Reviewer: professor of the department of administrative law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' D.N. Shurukhnova
Abstract. Issues of law enforcement practice in cases of administrative offenses in the sphere of countering extremism in connection with changes in the administrative and criminal legislation of the Russian Federation are considered. Keywords: concept of extremism, administrative legislation, measures to counter extremism.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Амельчакова В.Н., Малахова Н.В. Актуальные вопросы правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях экстремистской направленности. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1): 152-154.
Понятие экстремизма, сформировавшееся в настоящие время, возникло в середине XX в. Так, Эрик Хоффер и Артур Шлезингер были двумя политологами, впервые обозначившими понятие политического экстремизма. Эрик Хоффер в своих знаменитых публикациях «Истинноверующий» [3] и «Страстное состояние ума» [5] дал описание психологического и социального портрета тех индивидуумов, которые
присоединяются к «фанатичным» массовым движениям. Артур Шлезингер, в свою очередь, описал экстремизм в своем труде «Жизненно важный центр» [4], выступая за предполагаемый «центр» политики, в котором будет формироваться «основной» политический курс, подчеркивая необходимость для общества проводить четкие линии относительно того, что выходит за рамки этой приемлемости. Таким об-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
разом, известный политолог сформировал некие понятия допустимости политических движений в социуме и государстве.
В Российской Федерации проблема экстремизма остро возникла еще в СССР с появлением националистических движений, ставивших своей целью выход из состава Союза, применяя, в том числе, и силовые методы. Кроме обрушившийся экономики, именно межнациональные конфликты, выросшие из экстремизма отдельных групп, привели к распаду СССР и последующим межнациональным конфликтам [1].
Создание критериев и методов по определению, выявлению и пресечению деятельности экстремистских организаций является одной из главных задач органов внутренних дел.
В связи с недопустимостью разрастания подобных явлений уже в современной России, был принят ряд законодательных актов по противодействию экстремизму. Так, в 2002 г. был принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»1, который определил понятия и основные направления борьбы с экстремизмом и экстремистскими организациями.
В связи с этим стала очевидной необходимость формирования мер со стороны полиции по разработке и применению ряда компетенций, направленных на борьбу с такими явлениями, в том числе и административно-правовыми мерами.
Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за различные виды правонарушений именно экстреми-сткой направленности, например ст. 20.2, 20.2.2, 20.3, 20.3.1 КоАП РФ2.
В этой связи необходимо напомнить о частичной декриминализации ст. 282 УК РФ, поскольку введение в объективную сторону преступления в качестве обязательного признака именно наличие факта привлечения лица к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года придает деянию межотраслевой характер и порождает проблемы в применении норм уже не только уголовного, но и административно-деликт-ного права [2, с. 28-33].
В частности, стало возможным размывание понятия экстремисткой деятельности после перевода состава преступления в административное законодательство, поскольку у судов появляются возмож-
ности более широко толковать нормы административного права по сравнению с уголовным.
Ввиду отсутствия устоявшейся судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3.1 КоАП РФ, федеральные органы исполнительной власти и суды не могут точно определить и сформировать определенные критерии, применимые в административном законодательстве по делам в сфере экстремизма. Это связано с тем, что критерии, применяемые в уголовном законодательстве по ч. 1 ст. 282 в старой редакции, невозможно перенести полностью в адини-страивно-деликтное законодательство.
Решение проблемы неопределенности в формировании критериев и методов производства по делам об административных правонарушениях экстремистской направленности возможно после окончательного формирования судебной практики и, возможно, разрешения таких вопросов очередным постановлением Пленума Верховного Суда РФ в указанной сфере.
Также возникают определенные опасения относительно возможности реального выявления лиц, совершивших административные правонарушения в обозначенной сфере. Так, правоохранительные органы, в компетенцию которых входят задачи по противодействию экстремизму, в частности Главное управление по борьбе с экстремизмом МВД РФ, а также специальные подразделения ФСБ РФ, возможно, будут утрачивать интерес к пресечению административных правонарушений в сфере экстремизма, поскольку основной задачей вышеуказанных подразделений является именно пресечение преступной деятельности экстремистских организаций. Выявление же и пресечение административных правонарушений экстремистской направленности будет исполняться нижестоящими территориальными органами внутренних дела, в частности участковыми уполномоченными полиции и оперативными сотрудниками, и территориальными органами безопасности.
Данное «размывание» компетенции по борьбе с таким опаснейшим явлением для Российской Феде-
1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N° 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
№ 1 / 2020
Вестник Московского университета МВД России
153
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
рации, как экстремизм, вместе с увеличением нагрузки на низовые подразделения органов внутренних дел неизбежно приведет к ухудшению качества противодействия экстремисткой деятельности в административной деятельности указанных служб.
Таким образом, для качественного разрешения вопроса об утверждения правил и методов борьбы с экстремизмом в России необходимо установление четких и ясных правил использования законодательства, в частности административного, путем единообразной судебной и правоприменительной практики, а также недопущения снижения активности правоохранительных органов в указанной сфере.
Литература
1. Вольнов Н., Орлов Л. Андижан, 2 мая. «Черная» среда (рус.) // Андижанская правда, 1990.
2. Стуканов А.П., Соловьева А.К. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства: проблемы привлечения к административной ответственности // Законность. 2019. № 8. С. 28-33.
3. Хоффер Э. Человек убежденный: Личность, власть и массовые движения = The True Believer: Thoughts on the Nature of Mass Movements. М., 2017.
4. Arthur Schlesinger, Jr., The Vital Center: The Politics of Freedom. Boston: Houghton Mifflin, 1949.
5. Hoffer E. The Passionate State of Mind, and Other Aphorisms, Hopewell Publications, 2006.
References
1. Vol'nov N, Orlov L. Andizhan, 2 maya. «Cher-naya» sreda (rus.) // Andizhanskaya pravda, 1990.
2. Stukanov A.P., Solov'eva A.K. Vozbuzhdenie ne-navisti libo vrazhdy, a ravno unizhenie chelovecheskogo dostoinstva: problemy privlecheniya k administrativnoy otvetstvennosti // Zakonnost'. 2019. № 8. S. 28-33.
3. Khoffer E. Chelovek ubezhdennyy: Lichnost', vlast' i massovye dvizheniya = The True Believer: Thoughts on the Nature of Mass Movements. M., 2017.
4. Arthur Schlesinger, Jr., The Vital Center: The Politics of Freedom. Boston: Houghton Mifflin, 1949.
5. Hoffer E. The Passionate State of Mind, and Other Aphorisms, Hopewell Publications, 2006.
7-е изд., перераб. и доп. Учебник. 744 с. Гриф МО РФ Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки (Серия «Dura lex, sed lex») Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева
В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.