УДК 349.6 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10085 © Ю.А. Иванова, Д.Р. Ахмедов, К.И. Озеров, 2020
Научная специальность 12.00.06 - природоресурсное право; аграрное право; экологическое право
ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
Юлия Александровна Иванова,
заместитель начальника кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,
кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Дамир Русланович Ахмедов, курсант Института предварительного расследования Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Кирилл Игоревич Озеров,
слушатель факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Экстремизм и терроризм в современный период развития общественности стал одной из самых острых проблем, которая серьезно дестабилизирует обстановку как в государстве, так и в социуме в целом. Неслучайно в своих посланиях Федеральному собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации из года в год отмечает экстремизм и терроризм как серьезные угрозы для стабильности и общественной безопасности. Стоит отметить, что правоохранительные органы ведут борьбу с указанными негативными социальными явлениями, однако данная проблема в современном мире входит в категорию общемировых, и, к сожалению, приобрела характер наиболее актуальных и значительных, что существенно затрудняет организовать меры противодействия и профилактического воздействия в пределах одного национального государства.
Ключевые слова: тероризм, экстремизм, окружающая среда, экологический терроризм.
EXTREMISM AND TERRORISM IN THE ENVIRONMENT: THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION
Yuliya A. Ivanova,
Deputy Head of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Damir R. Akhmedov, Cadet of the Institute of preliminary investigation Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Kirill I. Ozerov,
Student of the Faculty of training for operational police units Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Extremism and terrorism in the modern period of public development has become one of the most acute problems, which seriously destabilizes the situation both in the state and in society as a whole. It is no coincidence that in his messages to the Federal Assembly of the Russian Federation, the President of the Russian Federation annually notes extremism and terrorism as serious threats to stability and public security. It is worth noting that law enforcement agencies are fighting these negative social phenomena, however, this problem in the modern world falls into the global category, and, unfortunately, has acquired the character of the most relevant and significant, which makes it difficult to organize countermeasures and preventive measures within one national state.
Keywords: terrorism, extremism, environment, environmental terrorism.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Иванова Ю.А., Ахмедов Д.Р., Озеров К.И. Экстремизм и терроризм в окружающей среде: проблема юридической регламентации. Вестник экономической безопасности. 2020;(2):62-5.
В современном глобальном мире терроризм и массовой информации не упомянули бы о данных экстремизм с каждым днем охватывают все боль- угрозах либо их негативных проявлениях. Терро-ше государств. Не проходит и дня, чтобы средства ристические акты становятся все более организо-
ванными, спланированными и отточенными. Появляются лица, которые профессионально занимаются снабжением исполнителей терактов оружием, взрывчатыми веществами, транспортом, документами. Поэтому на данное негативное социальное проявление все больше и чаще обращают внимание как отечественные, так и зарубежные ученые. Благодаря последним, достаточно серьезным научно-исследовательским разработкам установлено юридическое определение, понятие, сущность и природа данных негативных социальных проявлений. Введены юридические нормы, устанавливающие ответственность за незаконные действия в данном вопросе. Установлена их общеоопасность, а также выработан ряд государственно-правовых мер реагирования, направленных на предотвращение и борьбу с любыми их проявлениями. Но, несмотря на вышеперечисленное, необходимо отметить, что отдельные аспекты обеспечения борьбы как с терроризмом, так и с экстремизмом остаются неизученными и не находят столь детального рассмотрения в научной литературе ввиду того, что в результате трансформации общественных отношений и технологического прогресса, происходит и модификация средств достижения негативных целей. К данной проблематике можно отнести и такой один из аспектов рассматриваемого негативного социального проявления как экологический экстремизм и терроризм.
В настоящее время отмечаются лишь незначительные отдельные стороны данного негативного проявления, затрагивающие лишь отчасти рассматриваемую область общественных правоотношений. Как правило, число обстоятельно подготовленных и направленных именно на создание негативных факторов в окружающей среде, путем целенаправленного применения инструментария из перечня средств экстремистского арсенала, незначительно. Однако, если вдуматься, то можно осознать, что, по сути, цель данного террористического акта будет выражена в виде уничтожения окружающей природной среды, как базиса человеческой жизнедеятельности. Соответственно, экологический экстремизм справедливо будет признать одной из разновидностей опаснейших посягательств на окружающую среду в глобальном масштабе, результаты которой затронут интересы не только
одной страны, но и могут приобрести характер регионального, глобального масштаба. Поэтому он может выступать как причиной, так и завершающей стадией криминального конфликта, да и вообще как фактора уничтожения любых форм проявления жизнедеятельности на пораженной территорий. На это указывают примеры из технологических аварий, которые произошли на крупных промышленных объектах в конце ХХ в., да и относительно недавно.
В этой связи, как нам предполагается, необходимо активизировать совместные формы межгосударственного сотрудничества на различных уровнях взаимодействия. Где далеко не последнюю роль играет и совместная проработка алгоритмов взаимодействия между странами по недопущению подобных негативных социальных проявлений. Однако, для того, чтобы придать им реальные формы выражения, первоначально необходимо проработать юридические аспекты совместных взаимоотношений. Первоначальной попыткой в данном направлений являлась Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [8]. Но в совместном решении, к сожалению, экологический экстремизм либо терроризм не получили своего должного юридического освещения. Не выработаны дефиниции понятий указанных негативных проявлений, что существенно снижает степень активных совместных форм противодействий экстремизму, терроризму. Попытку самостоятельного противодействия в данном вопросе осуществил отечественный законодатель. Так, в Российской Федерации подготовлен Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» [9], где подробно раскрыто понятие экстремистской деятельности (экстремизма), его правовые характеристики, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества.
Однако, более подробное свое освещение проблематика экологического экстремизма, терроризма получила в исследованиях различных научных специальностей. Так, Н.Н. Афанасьев дал характеристику рассматриваемого социального явления с точки зрения сфер проявления жизнедеятельности общества [3, с. 233-234]. Схожее научное содержание понятия обстоятельно раскрыто в труде Б.А. Мыль-
никова [6, с. 7, 17-18]. В.И. Морозов, В.Г. Пушка-рев определяют «экологический терроризм» скорее не как уголовно-правовое, а как криминологическое понятие. Обосновывая свою научную позицию, они предлагают понятие «экологический терроризм» как таковой исключить и вместо него применять следующую юридическую формулировку: «террористический акт, совершенный экологически опасным способом» и внести данную формулировку в качестве квалифицирующего признака в статью 205 УК РФ [7]. Однако, по нашему мнению, данное определение имеет очень узкий юридический смысл. Ведь не всегда экологический терроризм будет сопровождаться действиями, имеющими оттенок экологически опасного способа. Экологический экстремизм -понятие очень широкое и, совершая те или иные действия, мы можем иметь цель и умысел подорвать целостность природной среды, но при этом совершать действия вообще далекие и вовсе не связанные с экологией. Схожего мнения придерживается А.Ю. Коков [5].
Таким образом, по сути отечественными исследователями проведена значительная работа по выявлению негативных факторов, способствовавших совершению и проявлениям рассматриваемых негативных социальных проявлений. Созданы существенные предпосылки для корректировки законодательства с учетом степени общеопасности экологического экстремизма, терроризма. Более того, подобного рода научно-исследовательская работа проводится и за рубежом. Примером тому являются США, где воспринято определение «экологического терроризма» как «осуществления действий или же угроза таких действий преступного характера, совершаемых против человечества или его имущества, но с ориентацией на окружающую природную среду».
В то же время, многие стороны «экологического терроризма, экстремизма» детально не изучены. Примером тому являются реально совершаемые действия по факту достижения предполагаемого негативного последствия с применением средств поражения: ядерное, химическое либо биологическое средство производства [6]. Да и сама классификация требует по нашему мнению более подробного освещения и детализаций. Так как «экологический терроризм либо экстремизм» как негативное со-
циальное проявление направлено, прежде всего, на публичное устрашение большого круга лиц, в том числе путем «подрыва» основ жизнеобеспечения и устойчивого развития общества. Возможно преследует смену государственного либо политического режима в национальных государствах. Например, в качестве действий возможно: заражение питьевой воды, продуктов питания; отключение магистралей, предоставляющих общий доступ к различным видам энергий. Указанные действия ведут, как правило, к деструктивным последствиям для сложившихся общественных отношений, подрыву основ авторитета действующей политической власти. Соответственно, необходимо отметить, что «экологический экстремизм, терроризм» как фактор, угрожающий нормальным условиям существования человечества в глобальном масштабе, еще не однократно будет исследован и публично освящен. Будут внесены корректировки в национальное законодательство с целью создания и совершенствования механизма противодействия данному негативному явлению. На международном уровне предполагается проведение глобальных мероприятий различного характера и направлений реализации, где далеко не последнюю роль будет занимать и вопрос совершенствования межгосударственного взаимодействия, создания единых правовых основ для достижения целей практических действий, выработке единого межгосударственного механизма по противодействию фактам совершения экологического экстремизма.
Литература
1. Ахмедов Р.М. Роль и значение международных конвенции (соглашений, договоров) в области природопользования и охраны окружающей среды. // Сборник материалов межвузовского «круглого стола» на тему: «Правовая охрана окружающей среды: материальные и процессуальные аспекты (посвящается памяти И.А. Соболя)» в Санкт-Петербургском университете МВД России, 16 марта 2016 г. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016.
2. Ахмедов Р.М., Иванова Ю.А. Роль и значение международного сотрудничества по вопросу охраны и защиты окружающей среды. // Междуна-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
родный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 1. С. 43-47.
3. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания, 2018. № 1.
4. Иванова Ю.А. К вопросу о правовом регулировании международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. // В сборнике проблемы юридической науки и правоприменительной практики материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 2015. С. 46-50.
5. Коков А.Ю. Природа экстремизма / А.Ю. Коков // Современные гуманитарные исследования. М., 2016. № 9. 150 с.
6. Мыльников Б.А. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: крими-
нологический и уголовно-правовой аспекты. М., 2017.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996 № 25. Ст. 2954.
8. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001).
9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» // Собр. законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, № 30, ст. 3031.
10. Экологическое право. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». / [Н.В. Румянцев др.]; под ред. Н.В. Румянцева, Ф.Г. Мышко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018. 383 с.
В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили
Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории
Второе издание
Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. 2-е изд. Монография. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выделено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.
Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также всех интересующихся философскими и прикладными проблемами правовой жизни общества и личности