Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях установления правового режима охраны животного мира в Китайской Народной Республике и Российской Федерации'

К вопросу об особенностях установления правового режима охраны животного мира в Китайской Народной Республике и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / PROTECTION OF FAUNA / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / LEGISLATION OF PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Юлия Александровна, Ахмедов Дамир Русланович, Чуткова Юлия Дмитриевна

В эпоху глобализации государства активизируют свое взаимодействие касательно всех сфер общественной жизни. Не обходится без внимания и такой вопрос как охрана окружающей среды в целом и животного мира, в частности. Рассматривая правовой аспект данной проблемы, в настоящей статье отображены особенности и отличия, которые существуют в законодательстве Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Учитывая активные темпы роста и развития межгосударственных контактов, возникает надежда на скорое разрешение существующих противоречий. В будущем перспективным является создание единой законодательной базы двух государств-партнеров, которая позволила бы проводить четкое регулирование вопросов охраны животного мира и окружающей среды в целом на прилегающих территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванова Юлия Александровна, Ахмедов Дамир Русланович, Чуткова Юлия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the peculiarities of establishing the legal regime of wildlife protection in the People's Republic of China and the Russian Federation

In the era of globalization, countries are intensifying their interaction in all spheres of public life. The protection of the environment in general and of the animal world in particular is not without attention. Considering the legal aspect of this problem, in this article we tried to show the features and differences that exist in the legislation of the Russian Federation and the People‘s Republic of China friendly to us. Taking into account the active rate of growth and development of inter-state contacts, there is hope for an early resolution of existing contradictions. In the future, it is promising to create a single legislative framework for the two partner countries, which would allow for clear regulation of the protection of the animal world and the environment in general in the adjacent territories.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях установления правового режима охраны животного мира в Китайской Народной Республике и Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 349.6 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10015 © Ю.А. Иванова, Д.Р. Ахмедов, Ю.Д. Чуткова, 2020

Научная специальность 12.00.06 — природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юлия Александровна Иванова,

заместитель начальника кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,

кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru; Дамир Русланович Ахмедов, курсант Института предварительного расследования Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: urus1602@yandex.ru; Юлия Дмитриевна Чуткова, курсант международно-правового факультета Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: julia.chutkova@yandex.ru

Аннотация. В эпоху глобализации государства активизируют свое взаимодействие касательно всех сфер общественной жизни. Не обходится без внимания и такой вопрос как охрана окружающей среды в целом и животного мира, в частности. Рассматривая правовой аспект данной проблемы, в настоящей статье отображены особенности и отличия, которые существуют в законодательстве Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Учитывая активные темпы роста и развития межгосударственных контактов, возникает надежда на скорое разрешение существующих противоречий. В будущем перспективным является создание единой законодательной базы двух государств-партнеров, которая позволила бы проводить четкое регулирование вопросов охраны животного мира и окружающей среды в целом на прилегающих территориях.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, охрана животного мира, законодательство Российской Федерации, законодательство Китайской Народной Республики.

ON THE PECULIARITIES OF ESTABLISHING THE LEGAL REGIME OF WILDLIFE PROTECTION IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND THE RUSSIAN FEDERATION

Yuliya A. Ivanova,

Deputy Head of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Damir R. Akhmedov, cadet of the Institute of Preliminary Investigation Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Yuliya D. Chutkova, cadet of the International Law Faculty

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. In the era of globalization, countries are intensifying their interaction in all spheres of public life. The protection of the environment in general and of the animal world in particular is not without attention. Considering the legal aspect of this problem, in this article we tried to show the features and differences that exist in the legislation of the Russian Federation and the People's Republic of China friendly to us. Taking into account the active rate of growth and development of inter-state contacts, there is hope for an early resolution of existing contradictions. In the future, it is promising to create a single legislative framework for the two partner countries, which would allow for clear regulation of the protection of the animal world and the environment in general in the adjacent territories.

Keywords: environmental protection, protection of fauna, legislation of the Russian Federation, legislation of People's Republic of China.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Иванова Ю.А., Ахмедов Д.Р., Чуткова Ю.Д. К вопросу об особенностях установления правового режима охраны животного мира в Китайской Народной Республике и Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):90-3.

В современном мире чрезвычайно важным представляется решение экологических проблем, существующих на нашей планете. Одним из самых острых вопросов, стоящих перед человечеством в XXI веке, является охрана животного мира и поддержание биологического разнообразия живых видов на Земле. С точки зрения ученых-правоведов и экологов, в данном аспекте значимым становится именно правовое регулирование охраны животного мира как на внутригосударственном, так и на международном уровне.

Данная статья позволяет ознакомиться со сравнительным анализом правовых систем Российской Федерации и Китайской Народной Республики в отношении обсуждаемой проблемы, а также рядом особенностей взаимодействия государств в сфере решения экологических проблем современности.

Прежде всего, следует отметить наличие таких базовых нормативных актов как: ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ [5] и ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ (для Российской Федерации) [6], Закон КНР «Об охране окружающей среды» от 26 декабря 1989 года. Именно данные нормативные правовые акты закладывают основу регулирования экологических правоотношений в России и дружественном нам Китае. Рассматривая вышеупомянутые нормативные акты, невольно замечаешь ряд отличий, красной нитью проскальзывающих сквозь содержание вышеупомянутых правовых актов.

Так, основной тенденцией развития нормотворчества в КНР (учитывая все изменения, проводимые в последние годы в сфере экологического законодательства страны) является ограничение и реформирование деятельности промышленных предприятий, направленное на снижение негативного влияния человека на окружающую среду, в частности на непосредственное снижение атмосферного загрязнения, загрязнения вод, развитие систем очистки и лоббирование проектов создания производств с циклическим типом работы.

Если говорить об общих положениях закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», то однозначно можно отметить их сходство с ФЗ КНР. По сути, вводные статьи российского законодательства устанавливают перечень основных понятий в сфере охраны окружающей среды и

принципы действия законодательства касаемо данной области правоотношений. Обращаясь же к вопросу об охране животного мира, следует сказать о том, что глава 9 «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» и глава 9.1 «Лесопарковые зеленые пояса» конкретизируют вопрос об охране животного и растительного мира, и помимо того в соответствии со статьей 60 ФЗ «Об охране окружающей среды» на территории Российской Федерации учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, непосредственно призванные охранять редкие и исчезающие виды растений и животных на территории нашей страны [5]. В то же время Закон КНР «Об охране окружающей среды» практически не содержит упоминаний об охране вышеперечисленных объектов, за исключением статьи 28 Закона, содержащей в себе лишь общие рекомендации о необходимости сохранения и защиты областей, где обитают редкие и исчезающие виды диких животных и растений, а также информацию об установлении государством режима особо охраняемых экологических объектов в отдельных регионах страны (в районах экологически функциональных, экологически чувствительных и экологически уязвимых зон) [8].

Такое различие в нормативном регулировании рассматриваемых отношений между странами, скорее всего, как нам предполагается, связано с особенностью правосознания, правопонимания, правовой культуры населения, проживающего в Китайской народной Республике по данному вопросу и спецификой истории развития общественного движения по защите животных. Необходимо отметить, что фактором, существенно влияющим на рассматриваемый вопрос, был конфессиональный. Так, согласно установившимся отеческим религиозным традициям и обычаям среди китайского социума, считалось, что дух съеденного дикого животного укрепляет душу и тело человека. Однако, изучая древности китайского законодательства, наглядно можно обратить внимание на то, что в Китае просматриваются проблески гуманного отношения к животным. А, именно, юридически устанавливалось умеренность в отношении охоты и рыболовства, запрет на разрушение птичьих гнезд и добычу яиц. Помимо прочего юридически вменялось в виде обязанности владельцу гуманно относиться к личному домашнему скоту.

В 1930-е годы в Китае впервые появляется организация, целью которой стала пропаганда защиты животных. Ее отцами-основателями были молодые граждане Китая, которые, проживая за границей получили там образование. К сожалению, данная организация не смогла активно реализовать основные задачи своей деятельности по ряду объективных причин. Более того, в середине XX столетия вопрос о гуманном отношений к животным был отложен на продолжительное время на государственном уровне. Причиной тому стал продовольственный кризис, который поразил Китай в 1959-1961 годах. Государство под руководством Дэн Сяопина, решая сложившуюся сложную гуманитарную проблему, отложило вопрос о юридической регламентации отношения к животным до момента разрешения сложившейся проблемной ситуаций. Поэтому в указанный период времени любое живое существо, которое можно было употребить в пищу, неминуемо оказывалось на столе голодающих китайцев.

Затем, по мере развития демократических начал в китайском сообществе возникают и начинают свою профессиональную деятельность общественные, а также отчасти государственные организации по сохранению животных, ставших на грань исчезновения. Однако, несмотря на широкое общественное движение XXI в. в данном вопросе, следует признать тот факт, что несмотря на всевозможные усилия представителей Всемирного фонда дикой природы (World Wide Fund for Nature) в Китае, работу Китайской ассоциации по защите мелких животных (CSAPA) и пекинской Ассоциации защиты животных (CAWA), на сегодняшний день продолжается использование органов и тканей диких животных в фармации и косметологии, в том числе и включенных в Красную книгу КНР. Так, традиционно во многих лекарственных препаратах, производимых в Китае, в гомеопатических дозах используются желчь, кровь и иные внутренностные жидкости диких животных. В особенности, от этого страдают гималайские медведи, а также амурский и китайский тигры. Попытки со стороны зоозащит-ников ограничить содержание гималайских медведей на промысловых фермах, в полуневольном состоянии, к сожалению, до сих пор не увенчались успехом.

В то же время знаменательно то, что официальные власти Китайской Народной Республики не стоят на месте и стремятся поддержать стремление современной молодежи к защите окружающей среды и диких животных. Это наглядно выражается в неоднократном выделении денежных средств из государственного бюджета на нужды национальных парков и заповедников, которых насчитывается в КНР более 200, территориальная площадь которых составляет около 3% всей Поднебесной.

На текущий момент между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в рамках межгосударственного сотрудничества существует ряд взаимообязывающих договоров и соглашений относительно взаимодействия в сфере охраны окружающей среды. К ним непосредственно относятся: «Соглашение об охране окружающей среды», «Соглашение о совместной охране лесов от пожаров» (в частности речь ведется о прилегающих друг другу территориях Приамурья и северных провинций Китая), «Соглашение о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов», «Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования Мирового океана» [8]. Отдельно ведутся переговоры касаемо заключения «Соглашения о сотрудничестве в сфере охраны животного мира». Однако, к сожалению, данный вопрос затянулся в обсуждении, которое ведется уже не первый год и хотелось бы верить, что представители дипломатического корпуса, ученые-экологи, специалисты в сфере юриспруденции в конечном счете придут к единой позиции по вопросам регулирования взаимодействия государств в данной сфере. Уверены и надеемся, что в ближайшей перспективе данный вопрос будет юридически разрешен путем достижения взаимных компромиссов и соглашений между сторонами. Так как усилившийся антропогенный фактор в XXI в. от активной хозяйственной деятельности человека, неизбежно ведет к тому, что человечество может раз и навсегда утратить то наследство, которое было предоставлено нам предками. Поэтому наше будущее зависит, в первую очередь, от нас самих.

Литература

1. Ахмедов Р.М. Роль и значение международных конвенции (соглашений, договоров) в области

природопользования и охраны окружающей среды // Сборник материалов межвузовского «круглого стола» на тему: «Правовая охрана окружающей среды: материальные и процессуальные аспекты (посвящается памяти И.А. Соболя)» в Санкт-Петербургском университете МВД России, 16 марта 2016г. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016.

2. Ахмедов Р.М., Иванова Ю.А., Шохов К.Е. Международно-правовые стандарты охраны окружающей среды в арктическом и антарктическом регионах // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3.

3. Ахмедов Р.М., Иванова Ю.А. Роль и значение международного сотрудничества по вопросу охраны и защиты окружающей среды // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 1.

4. Иванова Ю.А. К вопросу о правовом регулировании международного сотрудничества в области охраны окружающей среды // В сборнике проблемы юридической науки и правоприменительной практики материалы международной

научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 2015.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс»: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34823.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 года «О животном мире» № 52-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=301556&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.474069717507133#083113141844997.

7. Экологическое право. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / [Н.В. Румянцев др.]; под ред. Н.В. Румянцева, Ф.Г. Мышко. 6-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018.

8. Экологическое законодательство КНР. Сборник законов и документов. М.: Прогресс, 2018.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Правоведение. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. С.С. Маиляна. 423 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представлены важнейшие аспекты существования государства и права.

Рассмотрены основы наиболее значимых отраслей российского права — конституционного, гражданского, наследственного, семейного, трудового, административного, налогового, земельного, уголовного, международного, конституционного процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального, уголовного процессуального, таможенного и экологического.

Для обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях неюридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.