УДК 342.9
DOI 10.23672/t4211 -1804-9433-j
Бровко Николай Владимирович
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры административного права, Ростовский юридический институт МВД России [email protected]
Караваев Александр Александрович
кандидат юридических наук, доцент кафедры
административной деятельности ОВД, Воронежский институт МВД России [email protected]
Бунова Оксана Валерьевна
старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, Краснодарский университет МВД России [email protected]
Nikolay V. Brovko
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of the Department
of Administrative Law,
Rostov Law Institute of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Alexander A. Karavaev
Candidate of legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Directorate, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Oksana V. Bunova
Senior Lecturer of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
О некоторых вопросах распространения проявлений экстремизма в молодежной среде посредством сети интернет
On some issues
of the distribution of extremism in the youth environment through the internet
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы распространения экстремистских проявлений посредством сети интернет среди молодежи. Пути и способы распространения экстремистской идеологии, привлечение молодежи к террористической и экстремистской деятельности.Предлагаются решения противодействия современному экстремизму.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская идеология, противодействие экстремизму, молодежный экстремизм.
Annotation. The article deals with the spread of extremism through the Internet among young people. Ways and ways of spreading extremist ideology, attracting young people to terrorist and extremist activities. Solutions for countering modern extremism are proposed.
Keywords: extremism, extremist ideology, countering extremism, youth extremism.
В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в 2014 году разработан документ стратегического планирования Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [1].
Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 утверждена новая редакция Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. В новой редакции уточнены основные задачи и направления реализации
государственной политики в сфере противодействия экстремизму. В качестве средства противодействия распространению экстремистской идеологии документ предусматривает укрепление международного, межкультурного и межконфессионального сотрудничества в данной сфере. Также в данной Стратегии вводится официальное толкование понятия «Идеология насилия», в соответствии с которым это совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей [2].
Терроризм, межнациональная рознь, религиозная вражда и иные проявленияэкстремизма в настоящее время продолжают представлять для общества и государства реальную угрозу. Этому, в соответствии со Стратегией,способствуетин-тенсификация миграционных потоков, с которыми в Российскую Федерацию проникают члены международных экстремистских и террористических организаций, а также распространение и пропаганда экстремистской идеологии, в том числе в сети «Интернет».
Современный экстремизм всвоих формах проявления ненависти и вражды сложен и неоднороден. Как правило, экстремизм имеет в своей основе определенную идеологию, которая опасна для общества и государства во всех сферах жиз-недеятельности,призывающую к насилию или угрозе его применения.
С позиции современного права экстремизм характеризуется как комплекс деструктивных деяний, относимых к преступлениям против государственной, общественной и личностной безопасности.
Наиболее опасные видыидеологии, проявляющиеся в возбуждении ненависти и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, политической, социальной, идеологической или религиозной принадлежности, представляют националистический, религиозный и политический экстремизм.
В Стратегии отмечается, что информационно-психологическое воздействие на население России наращивают специальные службы и организации отдельных государств для дестабилизации внутриполитической и социальной обстановки, утрату традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Прежде всего, данное воздействие направлено на молодежь.
Средства массовой коммуникации, с помощью которых осуществляется распространение информации,являются неотъемлемой частью современной жизни. Дети с раннего возраста приобщаются к компьютерным играм, социальным сетям и т.п. Интернет превращается в сферу обитания подростков и молодежи в которой они проводят значительное количество своего свободного времени.
Социальные сети - это бесплатные площадки в Интернете, в которых можно самостоятельно публиковать любую информацию и обмениваться ею с другими людьми. Такие сайты могут иметь определенную направленность (например, публикация собственных стихов), так и не иметьнаправ-ленности («Одноклассники», «В Контакте», «^witter», «Facebook» и т.д.). Также широко используются мессенджеры, программы, мобильного приложения или веб-сервиса, предназначенные для мгновенного обмена текстовыми, аудио и видео сообщениями («Viber», «WhatsApp» «Telegram», «Skype» т.д.).
Интернет представляет собой особую информационную среду, поведение в которой не
регламентируется специальными правилами, действующими в различных отрасляхправа, что, в ответ, допускает контроль за распространением информации в «Интернете» с целью защиты основ конституционногостроя [3].
Информационное пространство превратилось в новый формат борьбы с экстремистской и террористической деятельностью. Интернет широко используется для привлечения и вербовки террористами новых членов, обучения и связи, планирования и координации террористической деятельности. Ограничения доступа к интернет-сай-там,представляющим угрозу и распространяющих экстремистскую идеологию не гарантирует того, что информационные материалы не появятся на других ресурсах [4].
На расширенном заседании Коллегии МВД России 26 февраля 2020 года были подведены итоги работы органов внутренних дел за 2019 год, в ходе которого Президент России В.В. Путин отметил, что важным и объёмным участком работы является профилактика правонарушений, особенно среди несовершеннолетних. Также Президент указал, что среди актуальных задач для МВД России остается противодействие экстремизму [5].
Одним из факторов, способствующих возникновению экстремистских проявлений, является сложившаяся в отдельных субъектах Российской Федерации неблагоприятная миграционная ситуация, которая приводит к дестабилизации рынка труда, социально-экономической обстановки, оказывает негативное влияние на межнациональные и межконфессиональные отношения.Отме-чаются попытки создания в различных регионах России законспирированных ячеек экстремистских и террористических организаций, в том числе путем дистанционной вербовки людей (с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет») и их обучения, включая подготовку террористов-одиночек. Кроме того, происходит процесс распространения радикальных взглядов среди трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, их вовлечение в совершение преступлений экстремистской направленности [2, П. 21].
Статистика показывает хоть и не значительное, но увеличение зарегистрированных преступлений экстремистской направленности. По данным ГИАЦ МВД России в 2019 г. в стране было зарегистрировано 2024337 (АППГ +1,6 %) преступлений террористического характера и экстремистской направленности, в 2018 г. их было 1991532 (Ф.282 КН.6). Наибольшее количество в 2019 го-дузарегистрированных преступленийнаблюда-ется в регионах Центрального федерального округа 455741 (АППГ +1.1 %), из них лидирует Москва 142081 (АППГ +1.1 %), на втором месте Московская область 77049 (АППГ -4.0 %) и третьим идет Воронежская область 30808 (АППГ +5.1 %). Наблюдается в 2019 году всплеск по сравнению с прошлым годом зарегистрированных преступлений в Республике Северная Осетия - Алания 9503 (АППГ +31.9 %) [6].
Терроризм распространяется и активизируется там, где его носителям удается вовлекать в свои ряды все новых адептов путем информационного воздействия на общество, в первую очередь, на молодежь. Интернет-сообщества используется, в том числе, различными террористическими и экстремистскими силами для вовлечения молодых людей и подростков в свою деятельность.
Весьма широко распространено привлечение несовершеннолетних к террористической и экстремистской деятельности через компьютерные онлайн-игры, которые предусматривают возможность пользоваться текстовыми, голосовыми и видеочатами. Представляют опасность компьютерные игры, предлагающие выполнение заданий в реальной жизнив виде совершения актов насилия, погромов, иных действий,направленных на устрашение населения или отдельных социальных групп.
Особенностью экстремизма в молодежной среде является то, что он формируется у молодого человека с неустановившимися взглядами на происходящее в обществе. За долгие годы произошло взаимопроникновение и слияние различных этнокультурных слоев. В результате появилось взаимопонимание и терпимость к представителям других национальностей и религиозных групп. Спекуляции на почве этнической принадлежности в условиях многообразия информационных потоков и отсутствия фильтров информации периодически находят поддержку среди молодых людей, создавая почву для формирования экстремистских взглядов.
Для вербовки молодежи широко используется новый метод - онлайн-рекрутинг. Само понятие ре-крутинга идет от французского слова «гесгыйе», что в переводе означает «вербовка». Когда-то, рекрутерами или вербовщиками называли тех, кто вербовал людей на работы или в солдаты -рекруты.
При помощи этого метода происходит выявление и привлечение лиц, симпатизирующих к более активной поддержке террористов и их действий. Интернет делает более доступной информацию о
Литература:
1. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753 (ред. от 29.05.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (утратил силу).
2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Указом Президента РФ 29.05.2020 № 344. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Решение № 2А-1189/2019 2А-1189/2019~М-1175/2019 М-1175/2019 от 22 ноября 2019 г. по делу № 2А-1189/2019 // Судебные и нормативные
террористических организациях, об экстремистских идеях для потенциальных рекрутов. Начальный этап онлайн-рекрутинга осуществляется через форумы, в которых происходит втягивание в дискуссию публику, что дает террористам возможность обозначить свою позицию и заинтересовать аудиторию.
Наиболее опасным становится не сам факт контакта молодежи с экстремистскими сетями, сколько отсутствие какой-либо смысловой альтернативы тому, что экстремисты навязывают свою экстремистскую идеологию. Наибольшая угроза возникает тогда, когда в поисках ответов на социальные, религиозные, политические вопросы молодежь обращается в Интернет, а там, по сути, у экстремистов и террористов монополия на ответы. Борьба с распространением экстремизма в сети должна вестись не только запретительными мерами и блокировкой,это всебез-условно положительно сказывается на ситуации, но только как экстренная, сиюминутная мера, чтобы ограничить массовое распространение. Однако не применимы одни лишь запретительные меры, а прямолинейная пропаганда, как правило, производит обратный эффект.
Современная организация противодействия экстремистской деятельности в России требует активного изучения изменений, происходящих в сферах, порождающих и способствующих его распространению. Необходимо проводить постоянный мониторинг, анализ и поиск стратегий, подходов, технологий в структуре предупреждения и пресечения экстремистской деятельности всеми правоохранительными органами, включая полицию. Необходимо осуществлять правовое просвещение и правовое информирование молодежи в информационном пространстве используя Интернет. Разъяснение действующего законодательства, регламентирующего ответственность за совершение противоправных деяний, а также-информированиепо наиболее интересующим их вопросам в разных сферах жизнедеятельности должны соответствовать современным тенденциям, доводиться донесовершеннолетних и молодежи в доступной и современной форме, с применением интернет-технологий.
Literature:
1. Strategy for countering extremism in the Russian Federation until 2025: approved. President of the Russian Federation on November 28, 2014 № Pr-2753 (as revised on May 29, 2020). Accessfromthes-prav.-legalsystem «ConsultantPlus» (expired).
2. Strategy for countering extremism in the Russian Federation until 2025: approved. By Decree of the President of the Russian Federation on May 29, 2020 № 344. Access from the reference legal system «ConsultantPlus».
3. Decision № 2A-1189/2019 2A-1189/2019~M-1175/2019 M-1175/2019 of November 22, 2019 in case № 2A-1189/2019 // Judicial and regulatory acts
акты РФ: сайт. URL : https://sudact.ru/regular/ doc/n6g4iaQK4C1 С/ (дата обращения 14.09.2020).
4. Олейникова Е.А. Противодействие экстремизму в сети Интернет // Обозник: электронное периодическое издание. 04.10.2018. URL http://www.oboznik.ru/?p=51001 (дата обращения 14.09.2020).
5. Заседание коллегии МВД России // Официальные сетевые ресурсы Президента России: офиц. сайт. 26.02.2020. URL : http://www.kremlin.ru/ events/president/news/62860 (дата обращения 08.09.2020).
of the Russian Federation: website. URL : https://su-dact.ru/regular/doc/n6g4iaQK4C1C/ (date of access 09/14/2020).
4. Oleynikova E.A. Countering extremism on the Internet // Oboznik: electronic periodical. 10/04/2018. URL : http://www.oboznik.ru/?p=51001 (date of treatment 09/14/2020).
5. Meeting of the collegium of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Official network resources of the President of Russia: official. website. 02/26/2020. URL : http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 62860 (date of treatment 09/08/2020).