Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2176
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евдокимов Константин Николаевич

В статье рассматриваются специфические черты прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, определяющие особенности формирования методики прокурорских проверок в указанной сфере, в частности предмет и объекты прокурорского надзора, вопросы, подлежащие выяснению в ходе проведения прокурорской проверки, типичные нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, акты прокурорского реагирования, применяемые при выявлении нарушений антиэкстремистского законодательства, а также профилактика правонарушений экстремистской направленности, устранение причин и условий их совершения. Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, административное законодательство в части противодействия экстремистской деятельности, иные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, ведомственные нормативные правовые акты, образующие правовую основу прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили общий диалектический метод научного познания, логические методы: дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания; частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и специальные научные методы: статистический, кибернетический, метод контент-анализа. Результаты исследования: позволили уточнить отдельные положения, относящиеся к прокурорскому надзору за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности, определить содержание и практическое значение прокурорских проверок в указанной сфере, раскрыть роль прокуроров в профилактике, борьбе и минимизации (ликвидации) последствий правонарушений экстремистской направленности в Российской Федерации, установить пути межведомственного взаимодействия в сфере противодействия экстремизму. Выводы и заключения: проанализированные нормативные правовые акты, материалы судебной и прокурорской практики, предмет и объекты прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, научные труды и другие источники в своей взаимосвязи позволили раскрыть особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности как одного из значимых направлений прокурорской деятельности в Российской Федерации. Также автором предлагаются пути совершенствования законодательства об административных правонарушениях в Российской Федерации в части противодействия финансирования экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евдокимов Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROSECUTOR’S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON COUNTERING EXTREMIST ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

the article discusses the specific features of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on countering extremist activity, defining the features of the formation of methods of prosecutorial inspections in this area, in particular the subject and objects of prosecutorial supervision, issues to be clarified during the prosecutor’s inspection, typical violations of legislation on countering extremist activity, acts of prosecutorial response used in identifying violations of anti-extremist legislation, as well as prevention of extremist offenses, elimination of the causes and conditions of their commission. materials and methods: the normative basis of the study is formed by the constitution of the russian federation, criminal and criminal procedure legislation, administrative legislation in terms of countering extremist activity, other federal laws and subordinate regulatory legal acts, departmental regulatory legal acts that form the legal basis for prosecutorial supervision of the implementation of laws in the field of countering extremism in the russian federation. the methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific cognition, logical methods: deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description; private scientific methods: formal legal, comparative legal and special scientific methods: statistical, cybernetic, content analysis method. the results of the study: they made it possible to clarify certain provisions related to the prosecutor’s supervision of the execution of laws on countering extremist activity, to determine the content and practical significance of prosecutor’s inspections in this area, to reveal the role of prosecutors in preventing, combating and minimizing (eliminating) the consequences of extremist offenses in the russian federation, to establish ways of interdepartmental interaction in the field of countering extremism. findings and conclusions: the analyzed normative legal acts, materials of judicial and prosecutorial practice, the subject and objects of prosecutorial supervision in the field under consideration, scientific works and other sources in their interrelation allowed to reveal the features of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on countering extremist activity as one of the significant areas of prosecutorial activity in the russian federation. the author also suggests ways to improve the legislation on administrative offenses in the russian federation in terms of countering the financing of extremism.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 155-169. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. no. 3 (102). P. 155-169.

12.00.11. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Научная статья УДК 343.163

DOI: 10.55001/2312-3184.2022.74.20.014

ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евдокимов Константин Николаевич

Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Российская Федерация, Иркутск, [email protected]

Введение: в статье рассматриваются специфические черты прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, определяющие особенности формирования методики прокурорских проверок в указанной сфере, в частности предмет и объекты прокурорского надзора, вопросы, подлежащие выяснению в ходе проведения прокурорской проверки, типичные нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, акты прокурорского реагирования, применяемые при выявлении нарушений антиэкстремистского законодательства, а также профилактика правонарушений экстремистской направленности, устранение причин и условий их совершения.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, административное законодательство в части противодействия экстремистской деятельности, иные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, ведомственные нормативные правовые акты, образующие правовую основу прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили общий диалектический метод научного познания, логические методы: дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания; частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и специальные научные методы: статистический, кибернетический, метод контент-анализа.

Результаты исследования: позволили уточнить отдельные положения, относящиеся к прокурорскому надзору за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности, определить содержание и практическое значение прокурорских проверок в указанной сфере, раскрыть роль прокуроров в профилактике, борьбе и минимизации (ликвидации) последствий правонарушений экстремистской направленности в Российской Федерации, установить пути межведомственного взаимодействия в сфере противодействия экстремизму.

© Евдокимов К. Н., 2022

Выводы и заключения: проанализированные нормативные правовые акты, материалы судебной и прокурорской практики, предмет и объекты прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, научные труды и другие источники в своей взаимосвязи позволили раскрыть особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности как одного из значимых направлений прокурорской деятельности в Российской Федерации. Также автором предлагаются пути совершенствования законодательства об административных правонарушениях в Российской Федерации в части противодействия финансирования экстремизма.

Ключевые слова: законодательство о противодействии экстремистской деятельности, прокурорская деятельность, прокурорский надзор, прокурорская проверка, предмет прокурорского надзора, объекты прокурорского надзора.

Для цитирования: Евдокимов К.Н. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности в российской федерации / К.Н. Евдокимов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 155-169. DOI: 10.55001/2312-3184.2022.74.20.014

12.00.11. Judicial activity, prosecutorial activity, human rights and law enforcement activities

Original article

FEATURES OF THE PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON COUNTERING EXTREMIST ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Konstantin N. Evdokimov

Irkutsk Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Russian Federation, Irkutsk, [email protected]

Introduction: the article discusses the specific features of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on countering extremist activity, defining the features of the formation of methods of prosecutorial inspections in this area, in particular the subject and objects of prosecutorial supervision, issues to be clarified during the prosecutor's inspection, typical violations of legislation on countering extremist activity, acts of prosecutorial response used in identifying violations of anti-extremist legislation, as well as prevention of extremist offenses, elimination of the causes and conditions of their commission.

Materials and methods: The normative basis of the study is formed by the Constitution of the Russian Federation, criminal and criminal procedure legislation, administrative legislation in terms of countering extremist activity, other federal laws and subordinate regulatory legal acts, departmental regulatory legal acts that form the legal basis for prosecutorial supervision of the implementation of laws in the field of countering extremism in the Russian

Federation. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific cognition, logical methods: deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description; private scientific methods: formal legal, comparative legal and special scientific methods: statistical, cybernetic, content analysis method.

The results of the study: They made it possible to clarify certain provisions related to the prosecutor's supervision of the execution of laws on countering extremist activity, to determine the content and practical significance of prosecutor's inspections in this area, to reveal the role of prosecutors in preventing, combating and minimizing (eliminating) the consequences of extremist offenses in the Russian Federation, to establish ways of interdepartmental interaction in the field of countering extremism.

Findings and Conclusions: the analyzed normative legal acts, materials of judicial and prosecutorial practice, the subject and objects of prosecutorial supervision in the field under consideration, scientific works and other sources in their interrelation allowed to reveal the features of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on countering extremist activity as one of the significant areas of prosecutorial activity in the Russian Federation. The author also suggests ways to improve the legislation on administrative offenses in the Russian Federation in terms of countering the financing of extremism.

Keywords: legislation on countering extremist activity, prosecutorial activity, prosecutorial supervision, prosecutorial inspection, subject of prosecutorial supervision, objects of prosecutorial supervision.

For citation: Evdokimov K. N. Osobennosti prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva o protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti v rossijskoj federacii [Features of the prosecutor's supervision over the implementation of legislation on countering extremist activity in the russian federation]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii -Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022, no. 3 (102), pp.155-169 (in Russ.).

DOI: 10.55001/2312-3184.2022.74.20.014

Экстремизм (от лат. extremus - «крайний, чрезмерный») как правовое явление, основанное на призывах и иных противоправных действиях (бездействии), направленных на дискриминацию человека и (или) гражданина, унижение человеческого достоинства, насилие по отношению к человеку либо определенным социальным группам по признакам расы, национальности, пола, языка, религиозной принадлежности, имеет в России давние корни, в силу того, что российское государство исторически является многонациональным и многоконфессиональным. Однако юридически было оформлено только с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон о противодействии экстремистской деятельности).

В настоящее время экстремистская деятельность (экстремизм) выступает системной угрозой для национальной безопасности Российской Федерации, что отражено в таких стратегических документах как указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 344

«Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».

В 2021 году в России было зарегистрировано 1057 преступлений экстремистской направленности (рост на 27.5%). Наибольшее количество экстремистских преступлений зафиксировано в городе Москва (59), Республике Дагестан (58), Кемеровской области (Кузбасс) (54), Ставропольском крае (32), Республике Татарстан (29), Приморском крае (28)1. При этом в российском обществе получили распространение молодежный, национальный, религиозный экстремизм, а с учетом проведения российскими вооруженными силами специальной военной операции на Украине и вводимыми против российских граждан и организаций государствами так называемого «коллективного Запада» политических, экономических, научно-технических и иных санкций, набирает силу и политический экстремизм.

Органы прокуратуры в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее -Закон о прокуратуре Российской Федерации) осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими органами контроля (надзора), органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии

и л и U U U

экстремистской деятельности» в пункте 1 определено: важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение экстремистских проявлений, выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремизму.

Во исполнение вышеуказанного приказа Генерального прокурора Российской Федерации в 2021 году прокурорами направлено в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роском-надзор) 115 требований об ограничении доступа к Интернет-ресурсам экстремистского и террористического характера. По требованиям прокуроров заблокирован доступ к 9,5 тыс. экстремистских сайтов и с 54 тыс. сайтов противоправная информация экстремистского характера удалена2.

Правовая основа прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности является достаточно объемной и раз-

1 Состояние преступности в России за январь - декабрь 2021 года // Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации : сайт. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 29.06.2022).

2 Состоялось расширенное заседание Коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2021 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2022 год. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=73312986 (дата обращения: 29.06.2022).

носторонней. Кроме Конституции Российской Федерации, вышеперечисленных Законов о прокуратуре Российской Федерации и о противодействии экстремистской деятельности к специальным правовым актам следует отнести международные правовые акты, например, такие как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г.; Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму от 09.06.2017 г. и другие.

Из числа федеральных законов, помимо Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающих ответственность для лиц, совершивших преступления (правонарушения) экстремистской направленности, следует отметить Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и другие законы, запрещающие гражданам, причастным к экстремистской деятельности, выступать учредителями общественных объединений, религиозных объединений, некоммерческих организаций, быть членами политических партий и общественных объединений, народными дружинниками и внештатными сотрудниками полиции, выдвигать свои кандидатуры на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления.

К ведомственным правовым актам, кроме вышеуказанного приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности», следует отнести приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 № 596 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»; приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.05.2018 № 295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму»; приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 08.02.2017 № 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма»; приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.08.2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию»; указание Генераль-

ного прокурора Российской Федерации от 21.09.2018 № 602/27 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности».

На основании вышеуказанных правовых актов предметом прокурорского надзора в данной сфере является надзор за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При этом объектами прокурорского надзора выступают:

- Своевременность, полнота, законность и обоснованность применяемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами мер по противодействию религиозному экстремизму.

- Соответствие нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и местного самоуправления, законодательству о противодействии религиозному экстремизму.

- Деятельность советов, комитетов, комиссий о противодействии религиозному экстремизму, созданных при органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

- Реализация государственных и муниципальных программ о противодействии религиозному экстремизму.

- Законность и обоснованность вынесенных решений органов и должностных лиц местного самоуправления (субъектов Российской Федерации) в сфере противодействия религиозному экстремизму.

- Своевременность, полнота, законность и обоснованность применяемых образовательными организациями, культурными учреждениями мер по противодействию религиозному экстремизму.

- Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, правоохранительных органов с Росмкомнадзо-ром, Росфинмониторингом, общественными объединениями, гражданами.

- Принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления мер по предупреждению, устранению причин и условий совершения преступлений экстремистской направленности (профилактика религиозного экстремизма).

Перечень вышеуказанных объектов прокурорского надзора не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от субъектов прокурорского надзора и сфер общественных отношений, связанных с противодействием экстремистской деятельности.

Также следует обратить внимание на то, что органы прокуратуры в сфере противодействия экстремизму тесно взаимодействуют с другими государственными органами контроля (надзора), к которым относятся:

- Федеральная служба безопасности (должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов составляют протоколы об административных правонарушениях; осуществляют оперативно-разыскную деятельность и расследование преступлений экстремистской направленности, предусмотренных ст. ст. 280, 280.1 УК РФ);

- Следственный комитет Российской Федерации (расследование преступлений экстремистской направленности, предусмотренных ст. ст. 282 - 282.3 УК РФ);

- Министерство внутренних дел Российской Федерации (сотрудники составляют протоколы об административных правонарушениях, осуществляют оперативно-разыскную деятельность, профилактические мероприятия);

- Министерство юстиции Российской Федерации (федеральный список экстремистских материалов; перечень экстремистских общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности и др.);

- Федеральная служба исполнения наказаний (сотрудники осуществляют оперативно-разыскную деятельность, профилактические мероприятия);

- Федеральная таможенная служба (оперативно-разыскную деятельность, профилактические мероприятия);

- Федеральная служба по финансовому мониторингу (рассматривает дела об административных правонарушениях, ведет учет лиц и организаций причастных к экстремистской деятельности и терроризму);

- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (составляют протоколы об административных правонарушениях, рассматривают дела об административных правонарушениях, блокируют экстремистские Интернет-ресурсы, профилактические мероприятия и др.).

Вместе с тем органы прокуратуры не только взаимодействуют с указанными государственными органами, но и осуществляют за ними надзор по исполнению последними законов о противодействии экстремистской деятельности.

В рамках данного прокурорского надзора прокурорами применяется весь спектр актов прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, установленный Законом о прокуратуре Российской Федерации (протесты, представления, предостережения, исковые заявления в суды, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и др.).

Направлениями прокурорского надзора в указанной сфере, в соответствии

и Л г~\ с» и

со статьей 3 Закона о противодействии экстремистской деятельности, выступают:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Так, например, прокурор Республики Алтай обратился в Онгудайский районный суд с административным исковым заявлением о признании религиозного объединения «Каракольская инициативная группа» (иные наименования «Ак-Дян», <^А?Ы АЛТАЙ»-ДВИЖЕНИЕ, «Ак Jа?», «Алтай Jа? Ак Jа?», «Белая Вера», «Алтай Дян Ак Дян», «Алтайская вера Белая вера») экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации.

В результате прокурорской проверки было установлено, что члены данного религиозного объединения уже привлекались к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ за возбуждение ненависти и вражды, унижение достоинства человека и групп лиц по признакам отношения к религии (христианам, иудеям, буддистам), а также публично призывали изгнать, ликвидировать буддийские организации (Ак Буркан, Общину лотосовой сутры, Карма Кагью и др.) и сам буддизм из Республики Алтай; сократить количество православных храмов, часовен, крестов, а в идеале полностью очистить от них Республику Алтай. В состав Каракольской инициативной группы входило не менее 40 активных участников, а также многочисленные сторонники.

Решением суда административное исковое заявление прокурора Республики Алтай было удовлетворено и религиозное объединение «Каракольская инициативная группа» (иные наименования «Ак-Дян», «JА?Ы АЛТАЙ»-ДВИЖЕНИЕ«, «Ак Jа?», «Алтай Jа? Ак Jа?», «Белая Вера», «Алтай Дян Ак Дян», «Алтайская вера Белая вера») было признано экстремистской организацией, а его деятельность на территории Российской Федерации была запрещена1.

В свою очередь, по административному исковому заявлению прокурора Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, решением Самарского областного суда, оставленного без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации, была признана экстремистской организацией религиозная группа «Алля-Аят» (иные встречающиеся наименования в зависимости от перевода с казахского языка: «Алль Аят», «Алля Аят», «Элле Аят», «Алла Аят», «Эллэ Аят», «Аль Аят» и другие, далее - Религиозная группа) и ее деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

Проведенной прокурорской проверкой и судебной психолого-лингвистическо-религиоведческой экспертизой деятельность религиозной группы расценено как вероучение, носящее характер «естественной религии», где большая роль отводится практическим действиям, которые выражаются в смотрении на солнце, употреблении особого напитка - эткен-чая, чтении журналов и повторении «Формулы жизни», являющейся для последователей аналогом молитвы.

1 Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 11 декабря 2018 года по административному делу № 2а-331/2018 // Архив Онгудайского районного суда Республики Алтай за 2018 год.

Кроме того, экстремистской признана деятельность, связанная с распространением и хранением с целью распространения конкретных номеров журнала «Звезда Селенной», признанных ранее судами экстремистской литературой1.

В 2020 году судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции удовлетворила апелляционное представление прокурора Республики Хакасия, отменив решение Верховного суда Республики Хакасия, не удовлетворившего административное исковое заявление прокурора республики о признании экстремистской организацией и запрете деятельности Хакасской региональной общественной организации «Фалунь Дафа», в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Факты массового распространения экстремистских материалов членами организации подтверждены материалами прокурорской проверки и постановлениями суда о признании участников организации виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, и хранении в целях массового распространения)2.

Вышеуказанная прокурорская деятельность по признанию религиозных и общественных объединений экстремистскими организациями носит серьезный профилактический характер по противодействию экстремизму, т.к. в случае продолжения противоправной деятельности членам экстремистской организации уже грозит уголовная ответственность по статье 282.2 УК РФ (Организация деятельности экстремистской организации), предусматривающей наказание до 12 лет лишения свободы.

Следует также отметить, что прокурор не наделен полномочиями по возбуждению уголовного дела о преступлениях экстремистской направленности, но для выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц может добиваться привлечения их к административной ответственности, а в случае выявления признаков преступления экстремистской направленности, направлять материалы прокурорской проверки (в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) в следственные органы Следственного Комитета Российской Федерации для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В частности, только прокурорами выносятся постановления о возбуждении дела об административном правонарушении экстремистского характера, предусмотренные статьями 20.3.1 КоАП РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 20.3.2 КоАП РФ (Публичные призывы к осуществлению

1 Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. № 46-АПА19-27. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.

2 Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции по административному делу № 66а-863/2020 от 10.11.2020 «О признании Хакасской региональной общественной организации духовного и физического самосовершенствования человека по Великому Закону Фалунь «Фалунь Дафа» экстремисткой организацией и запрете ее деятельности». Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.

действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), 20.28 КоАП РФ (Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности), 20.29 КоАП РФ (Производство и распространение экстремистских материалов).

Так, например, Ленинским районным судом Республики Крым рассмотрены в судебном заседании постановление заместителя прокурора Ленинского района Республики Крым о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы прокурорской проверки о привлечении к административной ответственности по ст. 20.3.1 КоАП РФ Дервишева М.А.

Судом установлено, что Дервишев М.А. являясь пользователем социальной сети «Вконтакте» под ник-именем «Марлен Дервишев», разместил на своей странице (vk.com/marik_dervish) видеофайл под названием «Русские, принявшие Ислам. На Джихаде в Афганистане». В содержании указанного видеофайла неустановленное лицо высказывает следующее: «Мусульманин - это не тот, который дома сидит и смотрит телевизор, как наших братьев, как наших сестёр убивают, насилуют. И мы не можем быть такими мусульманами. Мы должны восстать против этого тирана, любых ..., против кяфиров, против мушриков, против лицемеров, которые на сегодняшний день мешают нам делать „джихад" на пути Аллаха (Субханаху уа Тааля), освобождая, как бы мешают освободить землю (Субханааху уа Тааля)». К указанному видеофайлу пользователь «Марлен Дервишев» оставил свой комментарий «Мне даже самому стыдно стало, вот они красавчики!!!!! Настоящие МУЖЧИНЫ!!!».

По заключению психолого-лингвистической экспертизы указанные материалы содержат публичные призывы к совершению экстремистских действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признаку отношения к религии, а равно принадлежности к социальной группе «немусульмане», совершенные публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Постановлением суда Дервишев М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного ареста на срок 5 (пять) суток1.

Также прокуратурой Малоярославского района Калужской области проведена прокурорская проверка в отношении гр. Крупенкова И.А.

В ходе проверки было установлено, что гр. Крупенков, являясь пользователем социальной сети «Вконтакте» в сети «Интернет» под никнеймом Илья Крупенков, который доступен для общего пользования на своей странице, посредством ее администрирования и наполнения неограниченному кругу лиц графических, аудио, — видеоматериалов деструктивной направленности, разместил в разделе «Видеозаписи» аудиовизульные файлы «11/12/2010» и «Русские против чурок 11 декабря г. Москва».

1 Постановление Ленинского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении № 5-26/2019 в отношении Дервишева М. А., предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ // Архив Ленинского районного суда Республики Крым за 2019 год.

По результатам психолого-лингвистической экспертизы установлено, что в данных видеороликах имеются: высказывания, выражающие негативную оценку группы лиц, объединенных по признакам расы, национальности, происхождения — «уроженцы Кавказа и Средней Азии», а также группы лиц, объединенных по признаку рода деятельности - «сотрудники полиции». Негативная оценка распространяется на все группы лиц - «уроженцы Кавказа и Средней Азии», «сотрудники полиции»; высказывания, в которых идет речь о преимуществе одной группы лиц - «русские» перед другой группой лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения - «нерусские»; высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным (связанным с насилием) действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам языка, национальности, происхождения -«уроженцы Кавказа и Средней Азии».

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором Малоярославского района Калужской области в отношении Крупенкова дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлением материалов прокурорской проверки в суд.

Постановлением судьи Малоярославецкого районного суда Калужской области от 28 июля 2020 года гр. Крупенкову назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей. Решением Калужского областного суда от 10 сентября 2020 года и постановлением Первого кассационного суда общей юрисдикции, наказание оставлено без изменения, а жалоба Крупенкова - без удо-влетворения1.

Анализ прокурорской и судебной практики показывает, что в настоящее время большинство преступлений и правонарушений экстремистской направленности совершается в киберпространстве путем размещения противоправного контента в социальных сетях, мессенджерах, а также на различных Интернет-ресурсах. Данная тенденция обусловлена тем фактом, что использование в экстремистских целях современных информационно-коммуникационных технологий позволяет преступникам (правонарушителям) довести информацию экстремистского характера до большего круга лиц, оставаясь при этом в физической недосягаемости от сотрудников правоохранительных органов. Так, например, с момента начала специальной военной операции на Украине, преступниками (правонарушителями), для публичных призывов к экстремистской деятельности в сети Интернет (например, призывы к нарушению основ конституционного строя или территориальной целостности Российской Федерации), активно используются серверы, находящиеся в Великобритании, Польше, Украине, странах Балтии и других государствах Европейского Союза, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации.

1 Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2021 г. № 16-617/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 КоАП РФ в отношении Крупенкова И. А. Доступ из справочно-правовой системы Кон-сультантПлюс.

Возвращаясь к прокурорскому надзору за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, следует отметить, что своевременное предупреждение экстремистских правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремизму, является основным направлением деятельности органов прокуратуры.

Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность также является проявлением экстремизма и разновидностью экстремистской деятельности.

Поэтому прокурорами в рамках рассматриваемого прокурорского надзора осуществляется проверка антитеррористической защищенности объектов массового скопления (гостиниц, торговых центров, кинотеатров, больниц, поликлиник, библиотек, кафе, ресторанов и др.), особенно пристальное внимание уделяется защищенности образовательных организаций (детских садов, общеобразовательных школ, техникумов, колледжей, институтов, университетов и т.д.), что связано с защитой жизни, здоровья несовершеннолетних и молодежи.

Так, например, прокурор города-курорта Кисловодска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации города-курорта Кисловодска, управлению образования администрации города-курорта Кисловодска, министерству образования и молодежной политики Ставропольского края о признании незаконным бездействие по несоблюдению требований законодательства по антитеррористической защищенности и технической укрепленно-сти муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, обязав привести муниципальные дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения города Кисловодска в соответствие с требованиями законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В обоснование административного иска административный истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, выявлены факты нарушения пунктов 2, 15 статьи 28, пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 части 13 статьи 30-го Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

Системы видеонаблюдения территории и помещений учреждения отсутствуют в муниципальных образовательных учреждениях «Детский сад № 1, 2 (не в полной мере), 4, 8, 14, 15, 18, 25». Система контроля доступа в учреждение отсутствует в МКОУ «Детский сад № 1, 2, 3, 4, 5, 8, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 31 и средних образовательных учреждениях № 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 19. Ограждения требуют замены, поскольку на них имеются существенные повреждения, способствующие проникновению посторонних лиц на территорию средних общеобразовательных учреждений № 2, 10, 15 (отсутствуют частично), № 17 (отсутствует полностью). Освещение по периметру учреждений отсутствует в СОШ № 7, 9, 10, 19, а также в дошкольных учреждениях № 3,15,25.

Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края административное исковое заявление прокурора удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска, управления образования администрации города-курорта Кисловодска, министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, выразившееся в несоблюдении требования законодательства об антитеррористической защищенности и технической укрепленности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений1.

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности занимает важное место в системе противодействия экстремизму и является важной составляющей государственной стратегии противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации. Между тем анализ прокурорской и судебной практики рассмотрения дел о преступлениях (правонарушениях) экстремистской направленности, научных работ по теме исследования [1; 2; 3; 6; 8], показывает необходимость совершенствования уголовного и административного законодательства.

Так, в настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, регламентирующих составы преступлений экстремистской направленности: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 2801 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (2052 УК РФ). При этом по вопросу конкуренции между собой норм статей 2052, 280, 2801 и 282 УК РФ большинство представителей научного сообщества [5; 7; 9] придерживается позиции Верховного Суда Российской Федерации, считая, что вышеуказанные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации выступают специальными нормами к статье 280 УК РФ, т.к. более полно описывают признаки совершенного преступного деяния и действует правило, предусмотренное ч. 3 ст. 17 УК РФ.

Вместе с тем публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации и возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, по смыслу статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» выступают разновидностями деяний, подпадающих под понятие «экстремистская деятельность». В связи с этим, по мнению автора, в силу характера и степени общественной опасности, было бы логичным перевести данные составы преступлений в квалифицирующие признаки части 2 статьи 280 УК РФ. Тем самым проведя отраслевую систематизацию уголовного законодательства, сократив в Уголовном кодексе Российской Федерации излишние составы преступлений [4, с.34].

Кроме того, в КоАП РФ присутствует статья 15.27.1, предусматривающая ответственность юридических лиц за оказание финансовой поддержки терроризму в виде

1 Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 24 апреля 2018 г. №

33 аа-484/2018. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.

штрафа в размере от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей. Однако отсутствует административная ответственность для юридических лиц за финансирование экстремистской деятельности, несмотря на закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности физических лиц за указанное деяние (ст. 2823 УК РФ).

В связи с вышесказанным, автором, для ликвидации пробела в законодательстве об административных правонарушениях, предлагается включить в КоАП РФ новый состав административного правонарушения - «Финансирование экстремистской деятельности», закрепив его в статье 15.27.2 в следующей редакции: «Предоставление или сбор материальных и (или) денежных средств, либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до десяти миллионов рублей».

В частности, мы приводим законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации в соответствие с российским уголовным законодательством, а в целом устраняются пробелы в законодательстве о противодействии экстремистской деятельности. Тем самым полномочия прокурора в указанной сфере становятся более широкими и разносторонними, что, в свою очередь, положительно отразится на эффективности всей отечественной правоохранительной системы в сфере предупреждения и борьбы с экстремизмом в России.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Агапов, П.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере противодействия проявлениям экстремизма в условиях радикализации и роста протестной активности населения: вопросы теории и практики / П.В. Агапов, В.Н. Смыслова // Всероссийский криминологический журнал. - 2020. - Т. 14. - № 6. - С. 855-871.

2. Вилинский, Г.О. Классификация полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в сфере противодействия финансированию экстремистской деятельности и терроризма / Г.О. Вилинский // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 5. -С. 204-207.

3. Вилинский, Г.О. Задачи и направления надзора за исполнением законов о противодействии финансированию экстремисткой деятельности и терроризма / Г.О. Вилинский, С.В. Борисов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. -2019. - Т. 19. - № 2. - С. 7-12.

4. Евдокимов, К.Н. Вопросы квалификации публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий (ст. 280 УК РФ) / К.Н. Евдокимов // Российский следователь. - 2022. -№ 7. - С.31-34.

5. Кунашев, А.А. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма: уголовно-правовой анализ и вопросы квалификации / А.А. Кунашев // Уголовное право. - 2018. - № 6. - С. 81-89

6. Меркурьев, В.В. Совершенствование регламентации правовых средств прокурорского реагирования на правонарушения экстремистской направленности / В.В. Меркурьев, С.В. Борисов // Мониторинг правоприменения. - 2016. - № 3 (20). - С. 50-57.

7. Степанов, В.В. Проблемы разрешения конкуренции составов преступлений экстремистской направленности / В. В. Степанов, А. В. Струков // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015. - № 1. - С. 133-140

8. Чукреев, В. А. К вопросу о проблемах прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму / В.А. Чукреев // Бизнес, менеджмент и право. - 2020. - № 1 (45). - С. 58-62.

9. Яни, П. С. Квалификация преступлений экстремистской направленности / П С. Яни // Российская юстиция. - 2011. - № 10. - С. 11-16.

REFERENCES

1. Agapov P. V. Prosecutor's supervision over the execution of laws in the field of countering manifestations of extremism in conditions of radicalization and the growth of protest activity of the population: issues of theory and practice / P. V. Agapov, V. N. Smyslova // All-Russian Journal of Criminology. - 2020. - Vol. 14. - No. 6. - PP. 855-871.

2. Vilinsky G. O. Classification of the Prosecutor's powers to supervise the execution of laws in the field of countering the financing of extremist activities and terrorism / G. O. Vilinsky // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - No. 5. - PP. 204207.

3. Vilinsky G. O. Tasks and directions of supervision over the execution of laws on countering the financing of extremist activities and terrorism / G. O. Vilinsky, S. V. Borisov // Bulletin of the South Ural State University. Series: Law. - 2019. - Vol. 19. - No. 2. - PP. 7-12.

4. Evdokimov K. N. Issues of qualification of public calls for extremist activities committed using information and communication technologies (article 280 of the criminal code of the Russian Federation) / K. N. Evdokimov // Russian investigator. - 2022. - No. 7. - PP.31-34.

5. Kunashev A. A. Public calls to carry out terrorist activities, public justification of terrorism or propaganda of terrorism: criminal law analysis and qualification issues / A. A. Kunashev // Criminal Law. - 2018. - No. 6. - pp. 81-89

6. Merkuryev V. V. Improving the regulation of legal means of prosecutorial response to extremist offenses / V. V. Merkuryev, S. V. Borisov // Monitoring of law enforcement. - 2016. - No. 3 (20). - PP. 50-57.

7. Stepanov V. V. Problems of resolving the competition of extremist crimes / V. V. Stepanov, A.V. Strukov // Bulletin of the Perm University. Legal sciences. - 2015. - No. 1. - pp. 133-140

8. Chukreev V. A. On the issue of the problems of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on countering extremism and terrorism / V. A. Chukreev // Business, management and Law. - 2020. - No. 1 (45). - PP. 58-62.

9. Yani P. S.Qualification of extremist crimes / P. S. Yani // Russian justice. - 2011. - No. 10. - PP. 11-16.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Евдокимов Константин Николаевич, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент. Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры., Российской Федерации, Российская Федерация, Иркутск, Шевцова, 1. INFORMATION ON AUTHOR

Evdokimov Konstantin Nikolaevich, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, Candidate of Law Sciences, Associate Professor. Irkutsk Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Russian Federation, Irkutsk, Shevtsova st., 1. 664035.

Статья поступила в редакцию 01.02.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 13.09.2022.

The article was submitted 01.02.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 13.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.